Электронный научный журнал ^^oC^lSsl
«Социальные аспекты здоровья населения» м^лге^н^и^ш
01.11.2016 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2016-51-5-9
ДИСКУССИЯ
Редакция приглашает читателей принять участие в обсуждении представленных проектов развития Российского интернета в здравоохранении
1Клименко Г.С., 2Лебедев Г.С.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
АНО «Институт развития Интернета», Москва
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва
1Klimenko G.S., 2Lebedev G.S.
PRIORITY PROJECTS AIMED AT INTERNET DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN HEALTH CARE
internet Development Institute, Moscow
2Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Контактная информация: Лебедев Георгий Станиславович, e-mail: [email protected]
Contacts: Lebedev Georgiy, e-mail: [email protected]
DISCUSSION
The Editorial Board invites participation of its readership in discussing the presented projects aimed at Internet development in the Russian healthcare
Резюме. В ноябре 2014 года в России создан Институт развития интернета. Развитие Российского интернета в здравоохранении является наиболее важным направлением в деятельности Института. Это обусловлено, во-первых, важной социальной значимостью направления, а, во-вторых, широким одновременным влиянием сети интернет на большое количество граждан. Бесконтрольное воздействие в области охраны здоровья может привести к неблагоприятным последствиям.
Именно поэтому авторы предлагают классификацию направлений развития Российского интернета в здравоохранении, каждое из которых обладает своими свойствами и особенностями. Прорывным направлением авторы считают законодательное обеспечение телемедицины и внедрение интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений. Здесь авторы считают актуальным применение методов обработки больших данных и распознавания образов.
В настоящей статье авторы рассматривают первоочередные проекты, составляющее указанное направление развития интернета в медицине. Это законодательное обеспечение телемедицины, развитие дистанционной торговли лекарственными средствами, создание системы распознавания патологий по изображениям в медицине (электронный рентгенолог), система профилактического мониторинга состояния здоровья населения (электронный центр здоровья), мониторинг состояния здоровья граждан, страдающих хроническими заболеваниями («Электронный диспансер») и интеллектуальная система поддержки выбора методов фармакотерапии.
Для каждого проекта описывается актуальность, цель, решаемые задачи и предполагаемые подходы к его реализации.
Авторы понимают, что решение таких сложных и наукоемких задач невозможно без широкой кооперации ведущих медицинских центров Российской федерации, организаций, занимающихся разработкой и применением современных математических методов и моделей, коллективов разработчиков информационных систем. Авторы надеются, что настоящая публикация позволит активизировать работы в данном направлении, и привлечет заинтересованных специалистов к совместной работе с Институтом развития Интернета.
Ключевые слова: интернет-технологии; медицинские информационные системы; интеллектуальные системы поддержки принятия решения; законодательное и нормативное обеспечение; обработка больших данных; распознавание образов.
Abstract. The Institute of the Russian Internet was set up in November 2014. Development of the Russian Internet in healthcare is most important focus of the Institute. First of all, Internet development has a high social significance and, secondly, the Web provides a wide simultaneous impact on a large population. Uncontrolled Internet effects in healthcare can lead to adverse consequences.
Therefore, the authors propose to classify directions for the Russian Internet development in healthcare, with each direction having its own properties and characteristics. The authors consider legislative support for telemedicine and implementation of intelligent systems for medical decision-making as breakthrough directions. In this respect the authors consider methods of big data processing and pattern recognition relevant.
The paper focuses on priority projects aimed at Internet development in medicine, including; legislative support for telemedicine, development of distance selling of pharmaceuticals, system development of pathology identification in medical images (digital radiology), system of preventive health monitoring (electronic health center), health monitoring of patients with chronic diseases ("Electronic clinic") and intelligent support system for selecting pharmacotherapy practices.
For each project, the document describes significance, purpose, objectives and projected implementation.
The authors understand that handling such complex and knowledge-intensive objectives is impossible without broad cooperation between leading medical centers in the Russian Federation, organizations involved in development and application of modern mathematical methods and models, and information systems' developers. The authors hope that this publication will intensify efforts in this direction, and engage interested specialists into collaboration with the Institute of the Russian Internet.
Key words. Internet technology; medical information systems; intelligent decision support system; legislative and regulatory support; processing of big data; pattern recognition.
1. Введение
Развитие Интернета в Российской Федерации оказывает все большее влияние на все сферы деятельности государства, жизни общества и каждого отдельного гражданина, и находится под постоянным наблюдением руководства страны. Одним из важнейших направлений развития Российского сегмента сети Интернет является здравоохранение, как один из ключевых элементов системы поддержки и развития в России человеческого капитала. По мере того, как интернет становится повсеместным, а новые технологии проникают в современную медицину, открывающиеся возможности позволяют сделать здравоохранение принципиально более эффективным - как для самих граждан, так и для страны в целом.
Авторами уже были определены следующие основными направлениями развития Российского Интернета в здравоохранении [3]:
• Навигация жителя РФ в системе здравоохранения РФ;
• Телемедицина;
• Интеллектуальные системы;
• Развитие систем сбора, сортировки и обработки медицинской информации, организация электронного документооборота в здравоохранении, включая электронную торговлю;
• Оценка и контроль качества лечения;
• Дистанционное медицинское образование;
• Поддержка научных исследований в медицине, включающая систематизацию и стандартизацию медицинских знаний всех видов.
В [3] подробно раскрывается содержание каждого направления, и подчеркивается, что каждое из приведенных направлений нуждается в серьезной научно-методической проработке и квалифицированном обосновании последствий воздействия результатов на отрасль здравоохранения, так как Интернет затрагивает практически все население РФ и все отрасли медицины. Эффект от одновременного воздействия на широкие слои населения может быть непредсказуемым. В этой связи, разработка научно-методических материалов по реализации направлений развития Интернет-технологий в здравоохранении позволит с наибольшей эффективностью разработать и внедрить те проекты, которые наиболее полезны и необходимы с точки зрения практического здравоохранения. Отметим также, что актуальные проблемы, связанные со стандартизацией применения интернет-технологий в здравоохранении и медицине, как части электронного здравоохранения в целом, раскрываются авторами в [2].
Авторы выделяют следующие первоочередные проекты развития Российского сегмента сети интернет:
• Законодательное обеспечение телемедицины;
• Развитие дистанционной торговли лекарственными препаратами;
• Система распознавания патологий по изображениям в медицине (электронный рентгенолог);
• система профилактического мониторинга состояния здоровья населения (электронный центр здоровья);
• Мониторинг состояния здоровья граждан, страдающих хроническими заболеваниями («Электронный диспансер»);
• интеллектуальной системы поддержки выбора методов фармакотерапии.
Рассмотрим основные положения приведенных проектов.
2. Законодательное обеспечение телемедицины
Представляется, что расширение использования возможностей современных информационных технологий при оказании медицинской помощи является одним из ключевых направлений оптимизации системы оказания медицинских услуг, повышения их качества.
Принципиально важно, использование новейших телемедицинских технологий существенно повышает качество диагностики и мониторинга здоровья граждан, а, значит, работает на предупреждение заболеваний и повышение качества жизни россиян.
Кроме того, использование телемедицинских технологий повышает доступность получения качественной медицинской помощи: граждане, проживающие даже в труднодоступных районах, при использовании телемедицинских технологий имеют возможность получать качественную медицинскую помощь. Это особенно актуально для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих специалистов-медиков в крупных городах.
Однако, для того, чтобы обеспечить расширение использования возможностей телемедицины при оказании медицинской помощи со стороны государства необходимо обеспечить регулирование использования современных технологий в медицине.
При этом действующее законодательство содержит ряд положений, затрудняющих на практике использование возможностей телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи. В частности, законодательством не предусмотрена возможность оказания пациенту медицинских услуг вне медицинского учреждения с применением телемедицинских технологий. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [8] не причисляет к условиям оказания медицинской помощи возможность оказывать ее дистанционно посредством информационных технологий, поскольку, по мнению законодателя, дистанционно (вне медицинской организации) медицинская помощь может быть оказана исключительно:
• по месту вызова бригады скорой помощи
• в транспортном средстве при медицинской эвакуации.
В этой связи в условиях правового вакуума оказание медицинских услуг пациенту с применением телемедицинских технологий по вопросам оказания медицинской помощи в рамках существующего правового поля реализовано быть не может.
Это приводит к тому, что пациентам, страдающим определенными группами заболеваний, при которых возможно наблюдение и мониторинг состояния пациента посредством использования информационных технологий, такие услуги оказываться не могут даже при условии наличия на рынке соответствующих предложений и разработок, которые могли бы позволить оказывать дистанционные медицинские услуги пациентам.
Таким образом, отсутствие законодательного регулирования возможности оказания медицинских услуг пациенту дистанционно приводит к тому, что система российского здравоохранения фактически лишается возможности использовать крайне действенный механизм наблюдения и лечения определенного вида заболеваний и снизить тем самым негативные показатели и последствия для пациента.
При этом, действующее законодательство содержит отдельные нормы, регулирующие возможность проведения дистанционных консультаций с использованием телемедицинских технологий между врачами - эти нормы касаются проведения дистанционного консилиума. Однако, данные нормы не являются достаточными для практической реализации телемедицинских услуг по направлению «врач-врач».
В частности:
а) законодательно не урегулирован вопрос относительно ответственности врача, участвующего в дистанционном консилиуме, поскольку установлено, что его мнение с его слов вносятся в карту пациента врачом, находящимся рядом с пациентом, процедура идентификации врача при осуществлении консультации при этом не предусмотрена;
в) согласно действующему законодательству, дистанционный консилиум может проводиться только между врачами, то есть между врачом и фельдшером проводить подобные консультации в рамках правового поля невозможно. Такое положение вещей крайне затрудняет жизнь многих граждан, живущих в удаленных регионах, в которых ближайшее полноценное медицинское учреждение расположено за многие десятки, а то и сотни километров, а в доступности имеется только фельдшерско-акушерский пункт.
В целях подготовки проекта закона, обобщения и изучения практики в области организации, деятельности и предоставления телемедицинских услуг были проведены конференции, круглые столы на площадках органов государственной власти и организаций. Институтом развития Интернета (ИРИ) была создана рабочая группа, куда вошли представители интернет-сообщества, включая Фонд развития Интернет-Инициатив (ФРИИ), Яндекс, Ростелеком, которая обобщила все предложения, проанализировала положения поправок, предложенные Минздравом России и разработала проект поправок к Федеральному закону «об основах охраны здоровья гражданам Российской Федерации», которые были обсуждены на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи 19 мая 2016 года на тему: «Телемедицина: проблемы и перспективы» [5] и внесены в виде проекта Федерального закона в Государственную Думу Российской Федерации [6].
В законопроекте учтены замечания Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения телемедицинских технологий в сфере охраны здоровья граждан» (далее - законопроект) [6] разработан в целях правового регулирования применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в системе оказания медицинских услуг Российской Федерации.
Законопроектом:
• устанавливается возможность оказания медицинской услуги с применением телемедицинских технологий;
• устанавливается возможность для пациента предоставлять информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства при оказании медицинских услуг с применением телемедицинских технологий как в бумажном, так и в электронном виде;
• перечень условий оказания медицинской помощи в медицинской организации дополнен оказанием медицинских услуг с использованием телемедицинских технологий;
• урегулированы вопросы, касающиеся идентификации медицинских работников и пациентов при оказании медицинских услуг с применением телемедицинских технологий;
• установлена возможность предоставления информации о состоянии здоровья пациента с использованием информационных технологий, систем и информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования;
• установлена возможность проведения удаленной консультации с использованием телемедицинских технологий между медицинскими работниками, независимо от того, являются ли они врачами. То есть указанное положение предоставляет возможность проводить дистанционные консультации, например, фельдшеров с врачами, что особенно актуально в населенных пунктах и на труднодоступных территориях, в которых отсутствуют специалисты с высшим медицинским образованием;
• установлена возможность обработки данных, в частности, касающихся состояния здоровья, в целях организации оказания медицинских услуг с применением телемедицинских технологий. Норма предусмотрена для предоставления возможности обработки таких данных именно провайдерами и операторами услуг, а не только медицинскими работниками, как это установлено действующим законодательством. В качестве условия предоставления такой возможности - обязанность сохранения конфиденциальности персональных данных, используемых при оказании медицинских услуг с применением телемедицинских технологий
Принятие законопроекта повлечет за собой необходимость внесения изменений и принятия подзаконных правовых актов, которыми будут регулироваться отдельные механизмы реализации данных положений. В частности, на уровне ведомственных актов должны быть установлены конкретные заболевания, лечение (мониторинг, диагностика) которых может проводиться дистанционно, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Медицинские организации будут иметь право оказывать телемедицинские услуги исключительно после принятия указанных актов на основании соответствующих положений.
Кроме того, на подзаконном уровне необходимо предусмотреть возможность получения, подписания пациентом любой медицинской документации, в том числе, в электронной форме.
Помимо изложенного, с целью реализации на практике оказания телемедицинских услуг должен быть принят правовой акт, устанавливающий порядок идентификации врача и пациента всеми доступными средствами при оказании медицинских услуг дистанционно, а также правила оказания медицинских услуг с применением телемедицинских технологий.
3. Развитие дистанционной торговли лекарственными средствами
С 1 июля 2015 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств» [7], допускающие возможность досудебной блокировки сайтов, осуществляющих незаконную розничную торговлю лекарствами (статья 5, п.24). Вместе с тем, мониторинг законности происхождения препарата и, соответственно, борьба с контрафактной продукцией существенно выше при организации электронного учета, чем при торговле через розничную сеть аптек.
Дистанционная торговля лекарственными препаратами и соответствующими медицинскими изделиями эффективна в следующих направлениях:
• Дистанционная розничная торговля не рецептурными лекарственными препаратами;
• Дистанционная розничная торговля рецептурными лекарственными препаратами;
• Дистанционная оптовая торговля по заявкам медицинских организаций.
Каждый из видов дистанционной торговли лекарственными препаратами имеет свою экономическую и социальную значимость и позволит существенно снизить затраты на приобретение препаратов и облегчить механизм их приобретения. Кроме того, применение электронных способов торговли лекарственными препаратами позволит использовать механизмы оценки эффективности методов фармакотерапии, оценки их взаимодействия и непереносимости и автоматизированного подбора препаратов замены.
Целью проекта является повышение качества и своевременности фармакотерапии за счет снижения затрат на приобретение лекарственных препаратов и облегчение механизмов их приобретения.
Задачами проекта являются:
1. Разработка положения о дистанционной розничной торговле не рецептурными лекарственными препаратами, включая требования к информационному обмену, разработка предложений к изменению в ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
2. Формирование требований (разработка регламента) к реестру лекарственных средств, находящихся в обороте на территории РФ, применение в этом процессе сквозного штрихкодирования (например, Data Matrix код) первичных и вторичных упаковок.
3. Формирование требований к организациям, осуществляющим дистанционную торговлю ЛС, создание регистра таких организаций.
4. Разработка положения о дистанционной розничной торговле рецептурными лекарственными препаратами, включая требования к информационному обмену, разработка предложений к изменению в ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
5. Формирование требований к электронному рецепту и реестру электронных рецептов, выписанных на территории РФ.
6. Разработка положения о дистанционной оптовой торговли по заявкам медицинских организаций, разработка предложений к изменению в ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
7. Разработка программных средств дистанционной торговли лекарственными средствами в розницу и оптом, для специализированных аптечных организаций, складов.
8. Разработка методологии оценки методов фармакотерапии и рейтингования лекарственных препаратов по критерию цена - медицинская эффективность.
9. Создание государственного портала мониторинга за регистрацией и обращением лекарственных средств, включая формирование заявок и оптовую торговлю.
10.Проведение опытной эксплуатации государственного портала мониторинга за регистрацией и обращением лекарственных средств, включая формирование заявок и оптовую торговлю лекарственными препаратами.
Методология выполнения проекта
На базе ведущих научных учреждений здравоохранения РФ будет разработана методология дистанционной торговли лекарственными препаратами - сначала в розницу не рецептурными, затем рецептурными, а в завершение - оптовая торговля для медицинских учреждений.
При организации дистанционной розничной торговли не рецептурными лекарственными средствами упор будет сделан на идентификацию упаковки, за счет ввода единой системы штрихкодирования первичных и вторичных упаковок по всей территории РФ. Гражданин с помощью мобильного приложения может считать штрих-код упаковки и определить все сведения о препарате - включая маршрут от производителя до торговой
организации и сведения о препарате. Соответственно будет сформирован регистр лекарственных средств, находящихся в обороте на территории РФ. При обнаружении совпадений штрих-кода формируется сигнал в надзорный орган, с последующим применением определенных санкций к аптечной организации, осуществляющей дистанционную торговлю. Будут разработаны требования к аптечным организациям, осуществляющим дистанционную торговлю лекарственными средствами, сформирован реестр этих организаций. В этих организациях будет сформирована служба доставки. Для каждого препарата будет определен возможных механизм и способ доставки.
При организации дистанционной розничной торговли рецептурными лекарственными средствами в дополнение к решениям торговли нерецептурными лекарственными средствами упор будет сделан на идентификацию электронного рецепта, содержащего сведения о пациенте, его заболевании и враче, выписавшем рецепт. Будет сформирован регистр действующих электронных рецептов. Подразумевается эффект от автоматизированного подбора препарата в реестре действующих препаратов и одновременный анализ всего перечня установленных заболеваний и полного листа назначений для выбора препарата замены. Возможность приобретения контрафактных лекарственных средств или неэффективного, или несовместимого препарата исключается. Очень полезно для лекарственного учета пациентов, страдающих хроническими заболеваниями и организации им своевременной доставки жизненно необходимых препаратов. Особое внимание будет уделено интеграции с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и модернизации сервиса АРМ врача.
При организации дистанционной оптовой торговли лекарственными средствами для нужд медицинских организаций (и аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю) упор буде сделан на создание федерального портала формирования заявок на закупку ЛП. Каждая зарегистрированная медицинская организация может сформировать заявку на закупку ЛП, по оптовым ценам непосредственно с аптечных складов. Специально назначенная уполномоченная аптечная организация обеспечит своевременную поставку препаратов в соответствии с автоматизированной логистикой. Для повышения эффекта будет использован механизм оценки эффективности лекарственных препаратов, включая медицинскую, социальную и финансовою эффективность.
Разработка соответствующего программного обеспечения будет сопровождаться изменениями в законодательном обеспечении и нормативном обеспечении. Нужно отметить, что Минздравом России принята Концепция создания Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки [7], материалы которой должны быть учтены при реализации данного проекта.
4. Создание системы распознавания патологий по изображениям в медицине (электронный рентгенолог)
Квалифицированная расшифровка изображений в медицине (рентгенография, КТ, МРТ, УЗИ, морфология, сцинтиграфия, дерматоскопия, денситометрия и т.д.) для постановки окончательного диагноза является важным и актуальным направлением современной медицины. Особое значение эта задача приобретает при постановке жизнеугрожающих диагнозов, когда второе мнение важно, как для врача, так и для пациента. При этом количество квалифицированных рентгенологов, доступных в нужный момент времени, достаточно ограниченно. Есть медицинские центры, оказывающие услуги по расшифровке таких изображений, но, в основном, они платные, и не охватывают все медицинские организации в Российской Федерации.
Разработка автоматизированной системы распознавания образов и выявления патологий с последующим квалифицированным заключением, позволит серьезно улучшить качество медицинской помощи, вследствие уменьшения врачебных ошибок при отсутствии квалифицированных заключений, ускорить процесс принятия врачебного решения, и, соответственно снизить затраты на лечение неправильно и не своевременно установленных диагнозов.
Такая автоматизированная система, основанная на знаниях с встроенными механизмами обучения, будет увеличивать точность и качество распознавания с каждым последующим обращением. Обзор подходов к применению интеллектуальных систем в медицине и перечень основных публикаций в этой отрасли приведен авторами в [9].
Целью проекта является повышение качества оказания медицинской помощи за счет уменьшения врачебных ошибок при отсутствии квалифицированных заключений, ускорения процесса принятия врачебного решения, и, соответственно снижения затрат на лечение неправильно и не своевременно установленных диагнозов.
Задачи для достижения цели устанавливаются следующие:
1. Разработка методологии оцифровки изображений и представления в виде, удобном для выявления патологий.
2. Формирование классификатора патологий и реестра патологических изображений.
3. Разработка механизма сравнения входного изображения с реестром патологий с последующей классификацией изображения при единичной патологии, при множественных патологиях.
4. Разработка механизмов обучения, включая пополнение реестра патологий и уточнения правил классификации.
5. Разработка прототипа информационной системы распознавания и оцифровки изображений, ведения реестра патологий, классификации изображений, включая механизм автоматического обучения.
6. Формирование экспертной медицинской группы мониторинга информационной системы.
7. Определение обследуемой группы пациентов и проведение опытной эксплуатации системы на 1-2 видах исследований.
8. Постановка программы в промышленную эксплуатацию, расширение перечня обрабатываемых исследований.
Методология выполнения проекта
Разработка первоначальных алгоритмов обработки изображений будет выполнена на примере расшифровки рентгенограмм органов грудной клетки на предмет выявления заболеваний легких.
Будет сформирована рабочая команда математиков, программистов и врачей (пульмонологов), которая разработает механизм выявления патологий и формирования реестра патологий. Далее будет разработан (выбран) метод оцифровки изображений с последующей классификацией по патологии.
На базе одного из ведущих медицинских центров РФ будет создана экспертная группа для последующего мониторинга процессов расшифровки, классификации и обучения. Будут разработаны формальные требования к информационному обмену между медицинскими информационными системами, осуществляющими автоматизацию процессов диагностики и разрабатываемой системой, позволяющие получать изображения требуемого качества.
5. Система профилактического мониторинга состояния здоровья населения (электронный центр здоровья)
Большинство граждан трудоспособного возраста не заботятся о своем здоровье до тех пор, пока не появятся устойчивые симптомы хронического заболевания. Только в этот момент происходит первое обращение к врачу, после чего тратятся серьезные средства на лечение гражданина, уменьшается его трудоспособность и качество жизни, что приводит к значительным экономическим потерям при лечении уже хронизированного заболевания.
Профилактический мониторинг состояния здоровья граждан трудоспособного возраста позволит уменьшить последствия внезапного возникновения хронических заболеваний, ориентировать гражданина на бережное отношение к своему здоровью.
Интеллектуальная обработка собираемых данных позволит сформировать индивидуальную программу сохранения здоровья для каждого конкретного гражданина, и, кроме того, рассчитать тенденцию развития здоровья для всей выбранной популяции, за счет чего организовать перераспределение ресурсов системы здравоохранения.
Цель проекта заключается в раннем выявление и профилактике хронических заболеваний, влияющего на продолжительность и качество жизни, и за счет этого увеличение трудового потенциала РФ.
Задачи проекта:
1. Разработка методологии проведения мониторинга, включая структуру данных о состоянии здоровья, форматы обмена и хранения данных, порядок сбора данных, алгоритмы обработки данных и принятия решений.
2. Формирование реестра мобильных устройств, позволяющих проводить эффективный мониторинг состояния здоровья.
3. Разработка программ страхования в системе обязательного и добровольного медицинского страхования, позволяющих применять предложенный мониторинг.
4. Разработка программного обеспечения для мобильных и удаленных устройств для организации сбора данных мониторинга и для центра мониторинга для хранения и обработки больших данных.
5. Формирование медицинской группы мониторинга, проведение опытной эксплуатации.
6. Разработка рекомендаций по выбору организационных и правовых основ профилактического мониторинга состояния здоровья населения.
7. Анализ информационных рисков и выработка предложений по их минимизации (защита персональных данных, идентификация и аутентификация медицинского работника и пациента и т.д.).
Методология выполнения проекта
В соответствии с разработанной методологией осуществляется постоянный сбор информации о состоянии здоровья активного гражданина. Информация собирается с мобильных электронных медицинских устройств и из ежедневно заполняемых анкет (спортивная нагрузка, питание, продолжительность сна и т.д.) размещенных на специализированных сайтах и в социальных сетях.
Данные стекаются в единое хранилище, где обрабатываются по разработанным алгоритмам оценки здоровья, в том числе с применением методов искусственного интеллекта (например, методом глубокого обучения нейросетей). При выявленных подозрениях на развитие патологий в интерактивном режиме будет предложено пройти дополнительное
обследование. В критических случаях гражданин направляется на консультацию со специалистом, сначала дистанционно, затем в медицинскую организацию.
На базе одного из ведущих медицинских центров РФ будет создана экспертная группа для определения перечня мобильных медицинских устройств, позволяющих проводить эффективный мониторинг состояния здоровья и для разработки алгоритмов расчета показателей и выявления скрытых патологий.
Будут разработаны формальные требования к информационному обмену между мобильными устройствами гражданина и центром мониторинга, созданным на базе ИРИ. Центр мониторинга обеспечит не только обработку индивидуальной информации, но и позволит рассчитать показатели состояние здоровья в целом по выбранной группе граждан. Организацию мониторинга можно осуществить с привлечением крупного производственного предприятия (Госкорпорации), и оценить показатели повышения трудоспособности за счет сохранения здоровья. Можно привлечь крупную страховую компанию, например, Росгосстрах. В качестве экспериментальной группы обследуемых можно использовать преподавателей и учащихся одного из медицинских ВУЗов или пациентов крупной клиники.
ИРИ разработает информационную систему мониторинга, включающую интерфейс взаимодействия с мобильными устройствами, программное обеспечение для мобильных устройств и для компьютеров пользователей, средства ранения и обработки больших данных.
На базе медицинского центра будет создана медицинская группа анализа данных мониторинга и экстренного консультирования (в том числе с привлечением специалистов, работающих на дому).
Существенной будет интеграция с ЕГИСЗ (Интегрированная ЭМК, регистр медицинского и фармацевтического персонала, регистр паспортов медицинских организаций).
5. Мониторинг состояния здоровья граждан, страдающих хроническими заболеваниями («Электронный диспансер»)
Мониторинг состояния здоровья граждан, страдающих хроническими заболеваниями обеспечит решение следующих социально-значимых задач:
• Возможность наблюдения за пациентом вне стационарной медицинской организации, соответственно уменьшение затрат на медицинское обслуживание пациента;
• Повышение качества жизни пациентов, обеспечение и продление им возможности активного образа жизни - восполнение трудового потенциала;
• Высвобождение родственников и опекунов пациента, находящихся в трудоспособном возрасте от постоянного присутствия у больного пациента -повышение их трудового потенциала.
Цель проекта - поддержание качества жизни граждан, страдающих хроническими заболеваниями.
Задачи:
1. Разработка методологии проведения мониторинга, включая состав и структуру данных о состоянии здоровья, форматы обмена и хранения данных, порядок сбора данных, алгоритмы обработки данных и принятия решений.
2. Формирование реестра мобильных и стационарных устройств, позволяющих проводить эффективный дистанционный мониторинг состояния здоровья.
3. Разработка предложений по формированию программ страхования в системах ОМС и ДМС, позволяющих применять данный мониторинг.
4. Разработка программного обеспечения мобильных и удаленных устройств для организации сбора данных и программного обеспечения центра мониторинга для хранения и обработки больших данных.
5. Формирование медицинской группы мониторинга для выбранной группы хронических заболеваний, проведение опытной эксплуатации
Методология выполнения проекта
В соответствии с разработанной методологией осуществляется постоянный сбор информации о состоянии здоровья пациента, страдающего хроническим заболеванием. Информация собирается с мобильных электронных медицинских устройств и из ежедневно заполняемых анкет (двигательная нагрузка, питание, продолжительность сна и т.д.). Данные стекаются в единое хранилище, где обрабатываются по разработанным алгоритмам оценки здоровья, в том числе с применением методов искусственного интеллекта. При выявленных ухудшениях значений показателей в интерактивном режиме организуется консультация со специалистом, сначала дистанционно, затем очно (путем вызова врача на дом, наряда скорой медицинской помощи или амбулаторно).
На базе одного из ведущих медицинских учреждений будет создана экспертная группа для определения перечня мобильных медицинских устройств, позволяющих проводить эффективный мониторинг состояния здоровья и для разработки алгоритмов расчета показателей и выявления срытых патологий. Далее будут разработаны формальные требования к информационному обмену между мобильными устройствами гражданина и центром мониторинга. Центр мониторинга обеспечит не только обработку индивидуальной информации, но и позволит рассчитать показатели состояние здоровья в целом по выбранной группе граждан, страдающих хроническим заболеванием. ИРИ разработает информационную систему мониторинга, включающую интерфейс взаимодействия с мобильными устройствами, программное обеспечение для мобильных устройств и для компьютеров пользователей, средства ранения и обработки больших данных.
На базе медицинского центра будет создана медицинская группа анализа данных мониторинга и экстренного консультирования (в том числе с привлечением специалистов, работающих на дому) для больных сахарным диабетом.
С привлечение крупной страховой медицинской компании будут разработаны программы медицинского страхования для лиц, страдающих хроническими заболеваниями.
Существенной будет интеграция с ЕГИСЗ (Интегрированная ЭМК с регистрами больных социально-значимыми заболеваниями, регистр медицинского и фармацевтического персонала, регистр паспортов
6. Интеллектуальная система поддержки выбора методов фармакотерапии.
Планируемая к разработке интеллектуальная системы поддержки выбора методов фармакотерапии (ИСМФТ) будет использована всеми врачами выбранного пилотного субъекта РФ, осуществляющими оказание медицинской помощи с применением методов фармакотерапии (МФТ). ИСМФТ будет проводить предварительный анализ уже назначенных лекарственных препаратов, наличие хронических заболеваний и других состояний организма пациента и предлагать МФТ, наиболее подходящий в каждом случае. Постановка задачи на разработку системы такого класса приводится в [4]. Там же раскрывается структура и требования к ней.
Под методом фармакотерапии (далее - МФТ) понимается способ лечения как комплекс медицинских вмешательств с применением лекарственных препаратов, выполняемых по назначению медицинского работника, цель которых устранение или облегчение проявлений заболевания (заболеваний), либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Ожидается уменьшение времени на подбор наиболее эффективного МФТ, уменьшение врачебных ошибок и, соответственно, повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи при применении ИСМФТ.
Цель работы Повышение качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях за счет более персонализированного выбора МФТ на основе действующих клинических рекомендаций, стандартов оказания медицинской помощи и использования результатов имеющегося опыта лечения, аккумулированного в Интегрированной ЭМК, а также за счет уменьшения возможных врачебных ошибок при выборе МФТ и назначения наиболее эффективного и безопасного метода (доступного в рамках государственной системы здравоохранения, а также вне ее - по дополнительному запросу, например, для возможности лечения в другом регионе или стране).
Задачи проекта
1. Разработка методики формализованного описания опыта лечения больных с использование фармакологических средств с учётом действующих клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи Российской Федерации.
2. Создание хранилища массивов данных, полученных на основе формализованного описания опыта применения лекарственных препаратов (в том числе в виде их стандартных комбинаций) с учетом достижения определенных результатов лечения
3. Разработка основанного на реализации познавательных процедур индуктивного вывода и аналогии метода выявления закономерностей в массивах данных формализованного описания опыта фармакологического лечения и представления их в виде аппроксимирующих предикативных правил выработки решений.
4. Разработка метода выработки с использованием полученных предикативных правил достоверных и правдоподобных решений по применению метода фармакотерапии при установленном как единственном, так и отягощенном множественными сопутствующими заболеваниями диагнозе.
5. Разработка прототипа ИСМФТ, реализующей разработанные методы.
6. Проведение опытной эксплуатации прототипа ИСМФТ, реализующей разработанные методы.
7. Внедрение ИСМФТ в эксплуатацию в системе здравоохранения пилотного субъекта РФ.
Методология выполнения
В процессе выполнения работы предполагается создать ИСМФТ, к которой будет иметь доступ каждый врач пилотного субъекта РФ и использовать ее при назначении МФТ.
ИСМФТ будет состоять из двух основных подсистем - системы выявления закономерностей в массиве данных, полученных в результате опыта фармакологического лечения, и формирования на этой основе базы знаний (БЗ) и системы вывода с использованием БЗ решений (СВР).
Для выявления экспертных знаний из полученных на основе формализованного описания опыта фармакологического лечения массива данных необходимо предусмотреть средства информационного взаимодействия ИСМФТ с Интегрированной ЭМК пилотного
субъекта РФ. Применение механизмов машинного обучения ИСМФТ к массивам данных, получаемым из Интегрированной ЭМК пилотного субъекта РФ, позволят оперативно формировать и пополнять аппроксимирующие предикативные правила выработки решений, составляющие основу БЗ ИСМФТ.
Правила БЗ в совокупности с расширенной системой классификации МФТ, включающей реестр несовместимых лекарственных препаратов, таблицы соответствия «препарат-пол пациента», «препарат-возраст пациента», «препарат-нозология» и др. будут динамично модернизироваться в процессе эксплуатации и использоваться при выборе решения. База знаний будет контролироваться и корректироваться группой медицинских экспертов, отобранных по требуемым медицинским специальностям.
Накопляемая и модернизируемая в процессе эксплуатации база знаний будет использоваться в СВР, к которой будет иметь доступ каждый врач, при назначении МФТ. В процессе эксплуатации ИСМФТ врачом в СВР передаются данные о состоянии здоровья пациента, включая перечень основных и сопутствующих диагнозов, перечень принимаемых пациентом лекарственных средств, другие данные, уточняющие состояние пациента. В результате обработки входной информации СВР возвращает врачу наиболее подходящий МФТ или даже предложения по изменению уже применяемой фармакотерапии. СВР предлагает доказательное объяснение полученного результата.
В последующем, для внедрения разработанной ИСМФТ в практику работы врачей пилотного субъекта РФ будет сформирован консорциум организаций, занимающихся разработкой ИСМФТ и на базе ведущих медицинских организаций пилотного субъекта РФ Экспертный центр мониторинга ИСМФТ. Разработка и внедрение будет вестись последовательно по нозологиям с привлечением врачей-экспертов по соответствующим медицинским специальностям. После апробации базы знаний по соответствующему разделу, система вывода решений будет предоставляться практикующим врачам.
Система будет выполнена в виде ресурса в сети Интернет, установлена на серверах Минздрава пилотного субъекта РФ. Доступ к системе будет авторизован.
7. Заключение
В настоящей статье авторы показали первоочередные проекты в области развития медицинского интернета в России, которые, на их взгляд, имеют решающее значение для здравоохранения. Авторы предполагают, что данная публикация вызовет определенный интерес и активизирует разработчиков и врачей из всех уголков Российской Федерации к участию в выполнении этих проектов и представлению новых, которые, несомненно, будут поддержаны. Поэтому авторы ждут активной дискуссии и обращений к ним по всем вопросам, затронутым в настоящей статье, и в целом в области развития Российского интернета.
Библиография
1. Карпов О.Э., Клименко Г.С., Лебедев Г.С. Применение интеллектуальных систем в здравоохранении. Современные наукоемкие технологии 2016; (7): 38-43.
2. Карпов О.Э., Клименко Г.С., Лебедев Г.С., Якимов О.С. Стандартизация в электронном здравоохранении. М.: ДПК Пресс. 2016. 424 с.
3. Клименко Г.С., Лебедев Г.С. Развитие российского Интернета в здравоохранении. Информационно-измерительные и управляющие системы 2015; 13 (10): 14-19.
4. Лебедев Г.С., Котов Н.М., Миронов Ю.Г. Применение математических моделей при выборе методов фармакотерапии. Современные проблемы науки и образования 2015; (2). URL: www.science-education.ru/131-23958 (дата обращения: 09.02.2016).
5. Материалы расширенного заседания, посвящённого разработанному Институтом развития Интернета проекту федерального закона, регулирующему вопросы телемедицины, проведенного председателем Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонидом Левиным совместно с председателем Комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергеем Фургалом 19 мая 2016 года URL:
http://komitet5.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124049051052055.html (Дата обращения 04.03.2016).
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона "О персональных данных". URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1085466-6 (Дата обращения 04.03.2016).
7. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 г. №61-ФЗ (ред. от 03.07.2016). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 99350. (Дата обращения 04.03.2016).
8. Об основах охраны здоровья в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (Дата обращения 04.09.2016).
9. Об утверждении Концепции создания Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки: Приказ Минздрава России от 30.11.2015 № 866. URL:
https://wwwrosminzdrav.ru/documents/9490-prikaz-ot-30-noyabrya-2015-g-n-866-ob-utverzhdenii-kontseptsii-sozdaniya-federalnoy-gosudarstvennoy-informatsionnoy-sistemy-monitoringa-dvizheniya-lekarstvennyh-preparatov-ot-proizvoditelya-do-konechnogo-potrebitel (Дата обращения 04.09.2015).
References
1. Karpov O.E., Klimenko G.S., Lebedev G.S. Application of intelligent systems in healthcare. Sovremennye naukoemkie tekhnologii 2016;(7):38-43. [Online] [cited 2016 Sep 04]. Available from: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36058. (In Russian).
2. Karpov O.E., Klimenko G.S., Lebedev G.S., Yakimov O.S. Standardization in e-health. Moscow: DPK Press. 2016. 424 p. (In Russian).
3. Klimenko G.S., Lebedev G.S. Development of Russian Internet in healthcare. Informatsionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy 2015; 13 (10): 14-19. (In Russian).
4. Lebedev G.S., Kotov N.M., Mironov Ju.G. Application of mathematical models at the selection of pharmacotherapy methods. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2015;(2). [Online] [cited 2916 Feb 09]. Available from: www.science-education.ru/131-23958. (In Russian).
5. Materials of an expanded meeting devoted to the draft of the federal law which was developed by the Institute for Internet development to regulate the issues of telemedicine; the meeting was conducted by Leonid Levin, the chairmen of the State Duma Committee on information policy, information technologies, and communication together with Sergey Furgal, the chairmen of the State Duma Committee on health protection. May 19, 2016. [Online] [cited 2016 Mar 04]. Available from:
http://komitet5.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124049051052055.html. (In Russian).
6. On amendments to the Federal Law "On the basis of public health protection in the Russian Federation" and Article 10 of the Federal Law "On personal data". [Online] [cited 2016 Mar 04]. Available from: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)? OpenAgent&RN=1085466-6. (In Russian).
7. On circulation of pharmaceuticals. Federal'nyy zakon ot 12.04.2010 g. №61-FZ (red. ot 03.07.2016). [Online] [cited 2016 Mar 04]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350. (In Russian).
8. On the basis of population health protection in the Russian Federation. Federal'nyy zakon ot 21 noyabrya 2011 g. N 323-FZ. [Online] [cited 2016 Sep 04]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (In Russian).
9. On approval of the concept for creating the Federal state information system to monitor the movement of medical products from the manufacturer to the final consumer with using labeling. Prikaz Minzdrava Rossii ot 30.11.2015 № 866. [Online] [cited 2015 Sep 04]. Available from: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9490-prikaz-ot-30-noyabrya-2015-g-n-866-ob-utverzhdenii-kontseptsii-sozdaniya-federalnoy-gosudarstvennoy-informatsionnoy-sistemy-monitoringa-dvizheniya-lekarstvennyh-preparatov-ot-proizvoditelya-do-konechnogo-potrebitel. (In Russian).
Дата поступления 15.09.2016