но студенты из Африки и Ближневосточного региона, изучающие русский язык и поступающие в российские вузы, приезжают из Египта, Ливана, Туниса, Ирака, Алжира, реже Кувейта, Ливии, Марокко. Несмотря на то что диалекты, на которых они говорят на родине, сильно отличаются друг от друга, преподавателю русского языка вполне достаточно проанализировать основные грамматические и словообразовательные элементы в литературном арабском языке, чтобы сделать процесс изучения русского более эффективным, заранее элиминировать возможные сложности, предусмотреть наличие различных или схожих языковых явлений.
Исходя из многолетнего опыта преподавания русского языка как иностранного в арабской аудитории, можно вывести следующие часто встречающиеся явления интерференции и предложить способы устранения языковых сложностей. Эмпирический материал для удобства восприятия помещен в табл.
В результате теоретического анализа и исследования эмпирических данных получены сравнительные характеристики языковых особенностей двух языков, участвующих в образовательном процессе, для студентов, изучающих русский язык как иностранный - родного арабского и иностранного - русско-
Библиографический список
го. Проведенное исследование позволяет продемонстрировать возможность использования сравнительно-сопоставительного метода в преподавании русского языка на снижение влияния интерференции на степень усвоения нового материала. Привлечение родного языка студентов для изучения второго дает возможность преподавателю поддерживать мотивационный уровень учащихся, их интерес к изучению языка и получение более качественных и быстрых положительных результатов.
Данная статья не претендует на полноту исследования языковых нюансов в русском и арабском языках. Рассмотренные грамматические явления касаются начального этапа обучения, который, на наш взгляд имеет ключевое значение для формирования у иностранных студентов отношения к русскому языку, его пониманию и желанию в дальнейшем совершенствовать свои навыки. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в использовании принципов выявления как языковых отличий в русском и арабском языках на более высоком уровне, так и в сопоставлении социокультурных кодов для разрешения проблем коммуникации и взаимопонимания.
1. Вайнрайх У Языковые контакты. Languages in Contact. New York, 1953. Available at: http://graecolatini.bsu.by/htm-textbooks/garnik-2015/04.htm
2. Зайналова Л.А., Расулова РМ. Некоторые аспекты возникновения и изучения интерференции. Начальная школа. 2013; № 7: 89-93.
3. Слепцова Е.В. Языковая интерференция как отрицательное проявление билингвизма. Проблема современной филологии в вузовском образовании. Ижевск. 2008: 96-102.
4. Янченко В.Д., Янченко Ю.В. Работаем над ошибками учащихся-билингвов. Начальная школа. 2018; № 11: 41-44.
5. Цавкаева А.Ш. Интерференция родного и русского языков при изучении английского языка в условиях национально-русского двуязычия. Иностранный язык в школе. 2012; № 3: 86-90.
6. Бабурина Е.В., Шарипова Д.Г., Папикян А.В. Роль стереотипов в обучении иностранному языку. Иностранный язык в школе. 2013; № 10: 49-53.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва, 2002.
References
1. Vajnrajh U. Yazykovye kontakty. Languages in Contact. New York, 1953. Available at: http://graecolatini.bsu.by/htm-textbooks/garnik-2015/04.htm
2. Zajnalova L.A., Rasulova R.M. Nekotorye aspekty vozniknoveniya i izucheniya interference Nachal'naya shkola. 2013; № 7: 89-93.
3. Slepcova E.V. Yazykovaya interferenciya kak otricatel'noe proyavlenie bilingvizma. Problema sovremennoj filologii v vuzovskom obrazovanii. Izhevsk. 2008: 96-102.
4. Yanchenko V.D., Yanchenko Yu.V. Rabotaem nad oshibkami uchaschihsya-bilingvov. Nachal'naya shkola. 2018; № 11: 41-44.
5. Cavkaeva A.Sh. Interferenciya rodnogo i russkogo yazykov pri izuchenii anglijskogo yazyka v usloviyah nacional'no-russkogo dvuyazychiya. Inostrannyj yazyk v shkole. 2012; № 3: 86-90.
6. Baburina E.V., Sharipova D.G., Papikyan A.V. Rol' stereotipov v obuchenii inostrannomu yazyku. Inostrannyj yazyk v shkole. 2013; № 10: 49-53.
7. Lingvisticheskij 'enclklopedlcheskij slovar'. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 30.09.23
УДК 372.881.161.1
Nikiforova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Sidorova M.P., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
TEXTS OF THE "NEW NATURE" IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A MODERN COLLEGE. The main objective of the article is to comprehend the ideas about texts of the "new nature" in the information educational environment and to identify the main problems of working with different texts in the era of digital transformation. The authors of the article focus on the issues of text transformation, which are important to take into account when organizing the educational process in college, where learning is mainly associated with textual sources of educational content. In this regard, there is a need to rethink the content and methods of teaching the Russian language and a balanced approach to the study of traditional textual culture and the use of new text formats in the educational process. It is important to take into account the needs and expectations of students who are in digital reality. The paper analyzes data from both Russian and foreign studies. To achieve this goal, the researchers have set the following tasks: to structure problems encountered by students of secondary vocational education (hereinafter referred to as SVE) when working with texts of various styles, types and genres in Russian language lessons; to consider forms of organization of activities of students of SVE when working on the text. The authors use such methods as: analysis of psychological, pedagogical and linguistic literature; observation; forecasting; systematization and generalization. The authors' vision of the problem under study is substantiated, psychological and pedagogical conditions are determined that ensure positive dynamics in the development of communicative competencies of students of secondary vocational education.
Key words: Russian language, visual notes, sketchnoting, modern language education, texts of "new nature", "new literacy", digital transformation, digital reality
Е.П. Никифорова, д-р пед.наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
М.П. Сидорова, аспирант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
ТЕКСТЫ «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕДЖА
Основная цель статьи состоит в осмыслении представлений о текстах «новой природы» в информационной образовательной среде и определении основных проблем работы с разными текстами в эпоху цифровой трансформации. Авторами статьи основное внимание уделяется вопросам трансформации текста, которые важно учитывать при организации образовательного процесса в колледже, где обучение преимущественно связано с текстовыми источниками учебного содержания. В связи с этим возникает необходимость в переосмыслении содержания и методов обучения русскому языку и сбалансированном подходе к изучению традиционной текстовой культуры и использованию новых форматов текста в образовательном процессе. Важно при этом учитывать потребности и ожидания студентов, находящихся в цифровой действительности. В работе используются данные как отечественных, так и зарубежных исследований. Для решения данной цели нами поставлены следующие задачи: структурировать проблемы, встречающиеся у студентов среднего профессионального образования (далее - СПО) при процессе работы с текстами различных стилей, типов и жанров на уроках русского языка; рассмотреть формы организации деятельности студентов СПО при работе над текстом. Нами использованы такие методы, как анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы; наблюдение; прогнозирование; систематизация и обобщение. По исследуемой проблеме обосновано видение авторов, определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие позитивную динамику в развитии коммуникативных компетенций студентов СПО.
Ключевые слова: русский язык, визуальные заметки, скетчноутинг, современное языковое образование, тексты «новой природы», «новая грамотность», цифровая трансформация, цифровая действительность
Быстрое развитие информационных коммуникационных технологий и возрастающий рост объемов информации требуют пересмотра форм и методов обучения русскому языку. В связи с этим назрела необходимость принятия новых решений на уровне методики обучения русскому языку.
Актуальность темы исследования и недостаточная ее разработанность в методике преподавания русского языка определили тему нашей статьи.
Целью данной работы является поиск новых подходов к процессу работы над текстом в условиях цифровой трансформации.
В процессе исследования были использованы квалитативный и квантитативный методы, проведены анкетирования и опрос обучающихся.
Научная новизна определяется малоизученностью данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая нами методика работы с текстами новой природы может быть использована в практике преподавания русского языка студентам СПО.
В век динамичного развития информационно-коммуникационных технологий людей, ориентированных на традиционный текст, становится меньше. «Традиционный текст - это линейный текст, который необходимо читать от самого начала и до конца. Читатель здесь понимает текст в соответствии с грамматическим и синтаксическим расположением слов, словосочетаний и сложных синтаксических целых. Помимо этого такой тип текста имеет порядок или последовательность, связность, завершенность. Тексты, напечатанные на бумаге, как правило, считаются линейными» [1].
Современный феномен текстов «новой природы» является сейчас предметом активного обсуждения педагогов и филологов (Е.И. Казакова, Т. Г Галак-тионова, В.Е. Пугач, Ю.В. Щербинина, Т.Е. Беньковская и др.). Особый интерес к ним в большей степени обусловлен их постепенным превращением из способа презентации информации в самостоятельный формат текста. Все эти изменения необходимо учитывать при организации образовательного процесса в колледже, так как обучение связано с текстовыми источниками учебного содержания [2].
В связи с этим возникает необходимость в переосмыслении содержания и методов обучения русскому языку, сбалансированном подходе к изучению традиционной текстовой культуры и использованию новых форматов текста в образовательном процессе. Важно при этом учитывать потребности и ожидания студентов, находящихся в цифровой действительности. Педагогические исследования указывают на тот факт, что тексты «новой природы» вызывают наибольший интерес у обучающихся
Учитывая все вышесказанное, мы предлагаем работу с текстами «новой природы» в виде визуальных заметок. Внимание к скетчноутингу обусловлено двумя причинами: с одной стороны, создание скетчей не требует технического сопровождения, с другой, может стать основой для любого визуального типа текстов «новой природы» (эскиз презентации, прорисовка инфографики, покадровое создание сценария видеоролика и т. д.). Нам видится важным подойти к исследованию визуальных заметок с точки зрения деятельностного подхода, изучить особенности восприятия скетчей студентами. Таким образом, добавление скетчноутинга в инструментарий учебной деятельности может стать эффективным дополнением образовательного процесса, а также помочь в решении описанных противоречий.
«По нашим наблюдениям можно утверждать, что обладатель клипового сознания с трудом воспринимает и осваивает текст однородной информации с вербальной линейной структурой, представленной в едином стиле или не способен воспринимать и осваивать, не может самостоятельно выстраивать логическую цепочку от общего к частному и, как следствие, - затрудняется проводить простой анализ. Таким образом, зачастую за нежеланием чтения разного рода текстов кроется элементарная неспособность воспринимать вербальный линейный текст» [3].
«В связи с этим возникает угроза невовлеченности современных молодых людей в культурное пространство, поэтому в последние годы возрастает интерес к мультитекстам, или к текстам новой природы. Использование и анализ новых текстов наравне с линейными текстами на занятиях по русскому языку, на наш взгляд, помогает преодолеть возникшее противоречие и решать задачи приобщения обучающихся к речевой культуре. В этом контексте тексты новой природы можно рассматривать как мощный ресурс эффективной работы с текстами» [4, с. 127].
Единства как такового в понимании определения визуальных заметок нет, поэтому в образовательной сфере можно выделить два направления осмысления визуальных заметок: анализ педагогических статей и исследований по теме, а также описание практик, направленных на обучение созданию скетчей.
К причинам современной трансформации текста в целом и учебного текста в частности можно отнести динамичный рост объёмов информации, клиповое мышление, доминирующую визуальность и активную интеграцию текста в цифровой формат. Учебный текст помогает студенту ориентироваться в современном текстовом пространстве, поэтому в образовательной среде возникает необходимость в визуальных текстах, которые более привлекательны для студентов.
Скетчноутинг имеет свободный формат. Поэтому в работе со скетчами значима роль самого студента, его индивидуальный подход к работе с текстом. Преподаватель выступает в роли помощника. Видится перспективным постепенное включение визуальных заметок в образовательный процесс для развития дивергентного мышления, повышения уровня читательской грамотности.
Итак, визуальные заметки (скетчноутинг) представляют собой инструмент трансформации текста. В результате использования различных приемов способы взаимодействия с текстом (сжатие, личностная окраска, рефлексия) скетчно-утинг с помощью использования сочетания слов, рисунков и рисованной типо-графики и визуальных элементов является графическим выражением авторской мысли.
По нашим наблюдениям, положительный психоэмоциональный фон, возникающий при работе со скетчноутингом, способствует развитию познавательного интереса, создание же визуальных заметок в этом случае является средством самовыражения студентов.
Скетчноутинг как инструмент работы с текстами видится наиболее подходящим для включения в образовательный процесс, поскольку сочетает как сложившиеся методы работы с учебным текстом, так и новые способы графического фиксирования информации (например, сжатие объемов исходного учебного текста или написание текста с использованием знаковых систем). Используя его широкие возможности, можно научиться работать с интеллект-картами и создавать эскизы для инфографики. Установлено, что современные инструменты трансформации учебного текста характеризует существующее разнообразие форматов: от традиционных (конспект, схема, таблица) до недавно пришедших в педагогику (инфографика, интеллект-карты, скетчноутинг). Для новых инструментов характерен акцент на творческую направленность деятельности, необходимую для осуществления трансформации; ориентация на совместную работу/сотворчество и коммуникацию (с учителем, классом и интернет-сообществом).
Теоретический анализ отечественных и зарубежных работ позволил уточнить определение понятия «трансформация учебного текста» в логике культурологического и деятельностного подходов. Как отражение историко-культурного процесса - это преобразование, которое приводит к появлению новых форм или способов фиксации информации при сохранении содержательного компонента текста.
Современный этап трансформации учебного текста характеризуется включением в структуру текста визуальных элементов, которые не только содержательно и информационно дополняют текст, но и являются его неотъемлемой частью. С точки зрения деятельностного подхода трансформация учебного текста - это деятельность субъекта, направленная на перекодирование текста. Целью этой деятельности может быть переосмысление (понимание и запоминание) учащимся учебной информации или создание новых текстов.
В результате описания современных инструментов трансформации учебного текста выявлены следующие особенности: возможность задействовать при трансформации коды различных семиотических систем; сжатие объемов текста за счет визуализации текстовой информации; ориентация на «мелкие текстовые структуры»; рост интерактивности; отражение эмоционального отклика на прочитанный текст и возможность рефлексии. Современные инструменты трансформации учебного текста дают возможность строить вербальное высказывание в формате текста «новой природы». Инфографики, майндмепы, визуальные заметки предполагают большую гибкость и вариативность, так как могут объединить в себе уже существующие форматы трансформации текста (диаграмму, схему и таблицу), поддерживают творческое осмысление информации, ориентированы на совместную работу, где ключевую роль при работе с инструментом играет ученик (учитель выполняет роль помощника), способствуют сотворчеству и коммуникации (с учителем, классом и интернет-сообществом), предусматривают отражение эмоционального отклика на прочитанный текст, однако требуют более высокого уровня подготовки от ученика и педагога.
Скетчноутинг по результатам анализа обладает наиболее широкими возможностями трансформации учебного текста:
1. Современный студент проявляет интерес к работе с учебным текстом в формате визуальных заметок, так как скетчноутинг - достаточно необычный инструмент представления учебной информации, который добавляет вариативности в работу с текстами различных стилей, типов и жанров на уроках русского языка.
2. На начальном этапе необходима помощь со стороны преподавателя, чтобы научиться создавать визуальные заметки и интерпретировать их.
3. Скетчи могут использоваться как:
- учебный текст;
- подробный план новой темы;
- повторение темы;
- творческое или проверочное задание;
- форма конспекта в колледже;
- возможность совместной работы и сотворчества;
- создание новых текстов.
Также нужно отметить гибкость и вариативность визуальных заметок, так как они могут объединить в себе уже существующие форматы трансформации текста (диаграмму, схему, таблицу).
Межпредметная интеграция допускает возможность использования скетч-ноутинга в колледже не только в рамках гуманитарных дисциплин, но и в области естественных наук. Важно при этом учитывать подготовленность учителей.
Включение скетчноутинга в образовательный процесс даст возможность студентам развить визуальную грамотность и в дальнейшем поможет в профес-
сиональной сфере. Овладение навыком создания визуальных заметок позволяет фиксировать учебную и значимую информацию в наглядном формате, способствует творческому осмыслению материала. Умение читать скетчи помогает эффективнее решать учебные задачи. С точки зрения профессиональной ориентации скетчноутинг открывает для студентов большое сообщество единомышленников и огромные возможности для деятельности. Умение грамотно читать тексты различных стилей, типов и жанров является основой успешного усвоения новых знаний.
Оценивание скетча как творческой работы, на наш взгляд, должно строиться не на красивом рисунке. Прежде всего, нужно обращать внимание на содержательный компонент: цельность, баланс текстовых и визуальных частей в целом, на способность ориентироваться в материале. Важно также поддерживать на занятиях разнообразие текстовых форматов.
«Основная тенденция в изменении учебной коммуникации - это интеграция текста в интерактивную среду: здесь имеются в виду и современные мультимедийные презентации, и электронный учебник, и цифровые образовательные ресурсы. Однако форма текста не заменяет его содержания. За техническими и технократическими новациями и модификациями текста должно быть содержание.
Библиографический список
Если мы признаем факт существования текстов «новой природы», то логично предположить необходимость наличия определенных умений, связанных с пониманием и созданием подобных коммуникативных конструкций» [5, с. 127].
Культура восприятия текста современными обучающимися и новые открытия в когнитивном развитии человека нацеливают на поиск новых подходов к работе над текстами на уроках русского языка и литературы. Современная дидактика за ними не поспевает. Новая грамотность формируется новыми инструментами. Тем не менее и вербальные, и невербальные средства, представленные на разных носителях, реализуют комплекс коммуникативно-прагматических категорий текста - логичность, диалогичность, тональность и толерантность.
Основная тенденция в изменении учебной коммуникации - это интеграция текста в интерактивную среду: здесь имеются в виду и современные мультимедийные презентации, и электронный учебник, и цифровые образовательные ресурсы. Однако форма текста не заменяет его содержания. За техническими и технократическими новациями и модификациями текста должно быть содержание [6].
Если мы признаем факт существования текстов «новой природы», то логично предположить необходимость наличия определенных умений, связанных с пониманием и созданием подобных коммуникативных конструкций.
1. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста. Топос. Литературно-философский журнал. 2010; № 9. Available at: http://www.topos.ru/article/7371
2. Казакова Е.И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста. На путях к новой школе. 2014; № 1: 7-15.
3. Штраус У, Хау Н. Поколения. New York: William Morrow Paperbacks, 1991.
4. Борисова Л.П., Никифорова Е.П., Макарова РП. Текстоцентрический подход в обучении русскому языку. Современные исследования социальных проблем. 2018; Т. 9, № 11: 26-38.
5. Никифорова Е.П., Сидорова М.П. К вопросу о текстах «новой природы». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 126-128.
6. Колшанский ГВ. Коммуникативная функция и структура языка. Москва: Наука, 1984.
References
1. Frumkin K. Klipovoe myshlenie i sud'ba linejnogo teksta. Topos. Literaturno-filosofskij zhurnal. 2010; № 9. Available at: http://www.topos.ru/article/7371
2. Kazakova E.I. Teksty novoj prirody: zakonomernosti i tehnologii razvitiya sovremennoj gramotnosti v usloviyah kachestvennoj modernizacii sovremennogo teksta. Na putyah k novoj shkole. 2014; № 1: 7-15.
3. Shtraus U., Hau N. Pokoleniya. New York: William Morrow Paperbacks, 1991.
4. Borisova L.P., Nikiforova E.P., Makarova R.P. Tekstocentricheskij podhod v obuchenii russkomu yazyku. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2018; T. 9, № 11: 26-38.
5. Nikiforova E.P., Sidorova M.P. K voprosu o tekstah «novoj prirody». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 126-128.
6. Kolshanskij G.V. Kommunikativnaya funkciya i struktura yazyka. Moskva: Nauka, 1984.
Статья поступила в редакцию 03.10.23
УДК 378.4
Shishlova E.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations
(University) of the Ministry of Foreign Affairs (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF SELF-EFFICACY OF A UNIVERSITY TEACHER. The article reveals a concept of self-efficacy as ensuring professional and personal growth of a modern teacher. The relevance of studying this phenomenon in the context of new challenges that negatively affect the state of the individual, self-confidence and capabilities is substantiated. The task of the study is the structural and functional systematization of the phenomenon of teacher self-efficacy. Objectives of the study are determining the essence of self-efficacy, which is realized by establishing a correlation with the category of human potential; identification of structural components of self-efficacy that directly influence the improvement of the quality of professional activity. Solving these problems has practical significance, determines the parameters for the teacher's comprehension and reflection of his potential and increases the possibility of its effective implementation in the educational process of a university. The systematization of the structural components of self-efficacy, implemented from the perspective of the social-cognitive approach, traditional for studying the stated phenomenon, as well as on the basis of the first applied emotional-cognitive approach, which indicated the role and place of positive emotions in the dynamics of self-efficacy and its management, determined the theoretical significance of the study. Determining the concept of "teacher self-efficacy", as well as indicators of the formation of this phenomenon, constituted the scientific novelty of the study. As a result of the study, a conclusion is made about the feasibility of integrating socially required professionalism and personal self-efficacy. The relationship between the objective and subjective components of self-efficacy (professional competence and awareness of one's competence) creates a synergistic effect and determines the teacher's readiness for self-realization in the profession.
Key words: teacher self-efficacy, human potential, readiness for professional self-realization, quality of professional activity, structural components of self-efficacy
Е.Э. Шишлова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт международных отношений (университет)
МИД Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В статье раскрывается понятие самоэффективности как обеспечивающее профессиональный и личностный рост современного преподавателя. Обосновывается актуальность исследования данного феномена в условиях новых вызовов, негативно сказывающихся на состоянии личности, уверенности в своих силах и возможностях. Целью исследования является структурно-функциональная систематизация феномена самоэффективности преподавателя. Задачи исследования: определение сущности самоэффективности, что реализовывалось путем установления корреляции с категорией человеческого потенциала; выявление структурных компонентов самоэффективности, непосредственно влияющих на повышение качества профессиональной деятельности. Решение данных задач имеет практическую значимость, определяет параметры осмысления и рефлексии преподавателем своего потенциала и повышает возможность его эффективной реализации в образовательном процессе вуза. Систематизация структурных компонентов самоэффективности, реализованная с позиции социально-когнитивного подхода, традиционного для изучения заявленного феномена, а также на основе впервые примененного эмоционально-когнитивного подхода, указавшего на роль и место положительных эмоций в динамике самоэффективности и управлении ею, определили