8. Битехтина Г.А., Клобукова Л.П. Коммуникативные потребности учащихся и проблемы формирования языковой компетенции студентов-нефилологов гуманитарного профиля. Научные традиции и новые направления в преподавания русского языка и литературы: материалы VI Международного конгресса преподавателей русского языка и литературы. Москва, 1986.
9. Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. Москва: Издательство Московского университета, 1987.
10. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва: Издательство «Русский язык. Курсы», 2018.
11. Курс: РКИ для социологов 1 курса (специальность «Социология», «Публичная политика и социальные науки»). Available at: msu.ru References
1. Sorokin P.A. Novye materialy k nauchnoj biografii: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: RAN. «Inion», 2012.
2. Osipova N.G. Sovremennaya sociologicheskaya teoriya: uchebnik dlya obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Sociologiya» po urovnyam obrazovaniya (bakalavriat 39.03.01 i magistratura 39.04.01). Moskva: «Kanon+», 2019; Ch. 1.
3. Bakalavriat OOP41.03.06 Publichnaya politika isocial'nye naukiprofil' «'Ekspertnaya deyatel'nost' v upravleniisocial'no-politicheskimiproektami». Available at: msu.ru
4. Kaverina V.V., Filatova E.A. Russkij yazyk dlya sociologov - 1: uchebnoe posobie dlya inostrannyh uchaschihsya pervogo kursa sociologicheskih vuzov i fakul'tetov Rossii. Moskva: Izdatel'stvo «Russkij yazyk. Kursy», 2007.
5. Kaverina V.V., Filatova E.A. Russkij yazyk dlya sociologov - 2: uchebnoe posobie dlya inostrannyh uchaschihsya vtorogo i tret'ego kursov sociologicheskih vuzov i fakul'tetov Rossii. Moskva: Izdatel'stvo «Russkij yazyk. Kursy», 2008.
6. Bakalavriat OOP39.03.01 Sociologiya 3++ (SUOS MGU 2019). Available at: msu.ru
7. Arutyunov A.R., Kostina I.S. Kommunikativnaya metodika russkogo yazyka kak inostrannogo i inostrannyh yazykov. Moskva: «IRYaP», 1992.
8. Bitehtina G.A., Klobukova L.P. Kommunikativnye potrebnosti uchaschihsya i problemy formirovaniya yazykovoj kompetencii studentov-nefilologov gumanitarnogo profilya. Nauchnye tradicii i novye napravleniya v prepodavaniya russkogo yazyka i literatury: materialy VI Mezhdunarodnogo kongressa prepodavatelej russkogo yazyka i literatury. Moskva, 1986.
9. Klobukova L.P. Obuchenieyazyku special'nosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1987.
10. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Sovremennyjslovar'metodicheskih terminov iponyatij. Teoriya iprakíika obucheniya yazykam. Moskva: Izdatel'stvo «Russkij yazyk. Kursy», 2018.
11. Kurs: RKI dlya sociologov 1 kursa (special'nost' "Sociologiya", "Publichnaya politika i social'nye nauki"). Available at: msu.ru https://distant.msu.ru/course/view. php?id=3888
Статья поступила в редакцию 14.03.23
УДК 372.881.161.1
Nikiforova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Sidorova M.P., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF TEXTS OF "THE NEW NATURE". The objectie of the article is to search for new approaches to the process of working on a text in the context of digital transformation. The main causes of difficulties encountered by students of secondary vocational education (hereinafter referred to as SVE) when working with texts are investigated. In connection with this problem, the authors considered texts of the new nature. The text is considered here as the highest communicative unit of speech. To achieve this goal, the researchers set the following tasks: to identify the problems encountered by students of the SVE when working with texts of various styles, types and genres in Russian lessons; to consider the forms of organization of the activities of students when working on the text. The work uses such methods as analysis of psychological, pedagogical and linguistic literature, observation, forecasting, systematization and generalization. The authors' vision of the problem under study is substantiated, psychological and pedagogical conditions are determined that ensure positive dynamics in the development of communicative competencies of students of secondary vocational education. A comparative analysis of traditional texts with texts of "the new nature" is made in order to further use them as a resource for revealing the modern educational potential of SVE students for the effective use of texts of "the new nature" in their speech activity.
Key words: text of "the new nature", "new literacy", "clip" thinking, modern language education
Е.П. Никифорова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
М.П. Сидорова, аспирант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ТЕКСТАХ «НОВОЙ ПРИРОДЫ»
Целью данной статьи является поиск новых подходов к процессу работы над текстом в условиях цифровой трансформации. Исследуются основные причины затруднений, с которыми встречаются студенты среднего профессионального образования (далее - СПО) при работе с текстами. В связи с данной проблемой авторами рассмотрены тексты новой природы. Для решения данной цели нами поставлены следующие задачи: выявить проблемы, встречающиеся у студентов СПО при процессе работы с текстами различных стилей, типов и жанров на уроках русского языка; рассмотреть формы организации деятельности студентов СПО при работе над текстом. Нами использованы такие методы, как анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы; наблюдение; прогнозирование; систематизация и обобщение. По исследуемой проблеме обосновано видение авторов, определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие позитивную динамику в развитии коммуникативных компетенций студентов СПО. Сделан сравнительный анализ традиционных текстов с текстами «новой природы» с целью дальнейшего их использования в качестве ресурса раскрытия современного образовательного потенциала студентов СПО для эффективного использования текстов новой природы в их речевой деятельности.
Ключевые слова: современное языковое образование, тексты новой природы, новая грамотность, клиповое мышление
Стремительный рост объемов информации и развитие информационных коммуникационных технологий требуют переосмысления содержания и методов обучения русскому языку. В связи с этим в данной статье мы акцентируем свое внимание на природе новых текстов. Данная проблема требует серьезных решений на уровне методики обучения русскому языку.
Актуальность темы исследования и недостаточная ее разработанность в методике преподавания русского языка определили тему нашей статьи.
Целью данной статьи является поиск новых подходов к процессу работы над текстом в условиях цифровой трансформации.
В процессе исследования были использованы квалитативный и квантитативный методы, проведены анкетирования и опрос обучающихся.
Научная новизна определяется малоизученностью данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая нами методика работы с текстами новой природы может быть использована в практике преподавания русского языка студентам СПО.
Настоящее время характеризуется динамичным развитием информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим необходимы поиски новых подходов к преподаванию русского языка. Для этого необходимо учитывать психолого-педагогические особенности обучающихся.
По мнению Нила Хау и Уильяма Штраусса, поколение XXI века является центениалами, или сетевым поколением. Для них характерно клиповое мышление. Это характеризуется особенностью современного человека «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощённого в форме либо видеоклипа, теленовости» [1]. Отечественной и зарубежной наукой накоплен достаточный опыт изучения поколения центениалов и, в частности, особенностей клипового мышления.
Известный российский учёный-культуролог К. Фрумкин выделяет пять основных причин, которые привели к рождению феномена «клиповое мышление»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объёма информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости её поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [2].
Таким образом, клиповое сознание является своеобразной защитой, уникальной способностью быстро переключаться между разрозненными смысло-
выми фрагментами. На смену начитанному поколению приходит насмотренное поколение.
По нашим наблюдениям можно утверждать, что обладатель клипового сознания с трудом воспринимает и осваивает текст однородной информации с вербальной линейной структурой, представленной в едином стиле или не способен воспринимать и осваивать, не может самостоятельно выстраивать логическую цепочку от общего к частному и, как следствие, затрудняется проводить простой анализ. Таким образом, зачастую за нежеланием чтения разного рода текстов кроется элементарная неспособность воспринимать вербальный линейный текст.
В настоящее время людей, ориентированных на вербальный линейный текст, становится меньше. В связи с этим возникает угроза невовлеченности современных молодых людей в культурное пространство, поэтому в последние годы возрастает интерес к мультитекстам, или к текстам новой природы. Использование и анализ новых текстов наравне с линейными на занятиях по русскому языку, на наш взгляд, помогает преодолеть возникшее противоречие и решать задачи приобщения обучающихся к речевой культуре. В этом контексте тексты новой природы можно рассматривать как мощный ресурс эффективной работы с ними.
Рассматривая характеристики текстов новой природы, необходимо обратиться к понятию текст. По мнению исследователей, текст имеет разные смыслы. Согласно М.М. Бахтину, «чистых текстов нет и быть не может». В каждом тексте есть ряд незнаковых технических, естественных, натуральных моментов [3].
Бахтин подчеркивал, что «воспроизведение текста субъектом (возвращение к нему, повторное чтение, новое исполнение, цитирование) есть новое неповторимое событие в жизни текста, новое звено в исторической цепи речевого общения» [4, с. 311]. Другими словами, работа с текстом - это очень сложная творческая деятельность.
Традиционный текст - это линейный текст, который необходимо читать от самого начала и до конца. Читатель здесь понимает текст в соответствии с грамматическим и синтаксическим расположением слов, словосочетаний и сложных синтаксических целых. Помимо этого, такой тип текста имеет порядок или последовательность, связность, завершенность. Тексты, напечатанные на бумаге, как правило, считаются линейными.
Современное образовательное пространство А.П Асмолов характеризует следующим образом: «Образование в сетевом столетии становится массовой системой коммуникации. Таких скоростных изменений, с которыми мы сейчас имеем дело, не было никогда. Сегодняшние дети - дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации» [5, с. 7]. В настоящее время исследователями фиксируется тенденция качественного изменения природы текста: на смену достаточно традиционной линейной вербальной конструкции, дополненной иллюстрациями и элементами простейшей графики, приходят тексты, для которых характерны гипертекстуальность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфографики, дополненной реальности и других элементов выражения смысла. По мнению Казаковой Е.И., это «сформулированные мысли, зафиксированные на каком-либо носителе, для отображения которых используется связанная последовательность разнородных символов» [6]. Это тексты, для которых характерны гипертекстуальность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфогра-фики, интерактивной графики, дополненной реальности и других возможностей коммуникации.
Таким образом, ключевыми признаками текстов новой природы являются креолизованность как двухчастная негомогенная фактура текстового образования, состоящая из вербальной и невербальной составляющих; поликодовость -закодированность текста семиотически разнородными средствами, объединение которых представляет собой взаимосвязанную структуру; ориентация на диалог, подразумевающая взаимодействие прагматических матриц автора и читателя, результатом эффективности которого может быть признано чувство радости и удовольствия от чтения; гипертекстуальность как генерализация отношений и связей между ранее созданными текстами.
В работах исследователей также подчеркивается, что текст новой природы есть семиотический текст, поскольку для семиотической традиции текст представляет собой наполненную смыслом структуру, состоящую из знаков. Содержательно-структурные особенности новых текстов, несомненно, определяют факт трансформации привычных преставлений о чтении в традиционном понимании.
Следовательно, текстами новой природы являются открытые тексты, поскольку создает их современный человек, живущий в сетевом пространстве.
По результатам анкетирования, проведенного среди студентов Намского педагогического колледжа, выявлено, что главной ценностью в их дальнейшем профессиональном росте будет уровень полученного ими образования. Умение грамотно читать тексты различных стилей, типов и жанров является основой успешного усвоения новых знаний.
Современные образовательные стандарты нацелены на формирование междисциплинарного мышления. Для всесторонне развитого человека любой предмет окружающего мира является своеобразной смысловой гиперссылкой, от которой можно строить бесконечные ряды дополнительной информации и ассоциаций.
Таким образом, в социальном контексте развития компетентностей человека появляется такое понятие, как новая грамотность, представляющая собой взаимосвязь чтения и письма, которая формирует метаграмотность.
Механизм мотивации к работе с текстом в современной мультимедийной действительности усложняется тем, что студенты мало читают. Между тем, по нашим наблюдениям, после прочтения и усвоения текста у обучающихся появляется желание создать собственный текст или высказать свое мнение. Такая мотивация студентов к чтению, к созданию собственных текстов может послужить организации углубленного изучения различных текстов на уроках русского языка.
Культура восприятия текста современными обучающимися и новые открытия в когнитивном развитии человека нацеливают на поиск новых подходов к работе над текстами на уроках русского языка и литературы. Современная дидактика за ними не поспевает. Новая грамотность формируется новыми инструментами. Тем не менее и вербальные, и невербальные средства, представленные на разных носителях, реализуют комплекс коммуникативно-прагматических категорий текста - логичность, диалогичность, тональность и толерантность.
Основная тенденция в изменении учебной коммуникации - это интеграция текста в интерактивную среду: здесь имеются в виду и современные мультимедийные презентации, и электронный учебник, и цифровые образовательные ресурсы. Однако форма текста не заменяет его содержания. За техническими и технократическими новациями и модификациями текста должно быть содержание.
Если мы признаем факт существования текстов «новой природы», то логично предположить необходимость наличия определенных умений, связанных с пониманием и созданием подобных коммуникативных конструкций.
Несомненно, текст является основной коммуникативной единицей речи. По мнению П.А. Колшанского, «именно в тексте реализуется сама сущность языка как средства общения ... именно на уровне текста сливаются воедино все единицы с их подчиненными функциями и раскрываются в единой функции, а, следовательно, в самой сущности языка - коммуникации» [7]. На основе текста осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система языковых понятий, что позволяет школьнику осознать язык как систему.
В основе современной методики обучения русскому языку лежит тексто-центрический подход. При этом тексты стали не только основой для речевой деятельности по восприятию, интерпретации и созданию собственных речевых произведений, но и средством мотивации, основой для исследовательской деятельности обучающихся.
«Современный текст стал невербальным, чаще встречается в виде рисунков, схем, таблиц и диаграмм. Плавной отличительной чертой новых текстов является их лаконичность. Следует тщательно отбирать тексты в качестве дидактического материала. Они должны соответствовать возрастным особенностям восприятия ученика, читательским и жизненным интересам школьника, чтобы превратить обучение в увлекательный процесс» [8, с. 35].
«На основе анализа текстов различных типов и функциональных стилей обучающиеся наблюдают факты языка, усваивают речевые понятия, на их базе формируют навыки интерпретации и порождения текстов. Опора на текст позволяет объединить процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития связной устной и письменной речи. Плавной задачей коммуникативного обучения является то, что обучающиеся должны уметь соотносить цель деятельности с речевым высказыванием. Работа над текстом на уроках русского языка имеет большой воспитательный потенциал для формирования всесторонне развитой личности» [8, с. 36].
Вместе с тем особенности современной образовательной среды требуют обновления методических подходов к самому понятию текст как единицы обучения, как дидактической единицы на уроках русского языка, а также и к технологиям текстоориентированного обучения.
Электронные носители дают возможность нелинейного представления текста, современные тексты - это система гиперссылок, это обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова.
Для эффективного решения задач преподавания русского языка, сформулированных в ФПОС и Концепции преподавания русского языка, в число текстов новой природы сегодня должны включаться тексты, развивающие культуровед-ческие компетенции.
Эффективное методическое решение задачи использования так называемых новых текстов в обучении русскому языку студентов СПО возможно, на наш взгляд, лишь на основе лингвистического осмысления этого феномена. По нашему мнению, создание лингвометодической системы работы с текстами новой природы является перспективным направлением в методике преподавания русского языка студентам СПО.
Таким образом, в наш информационный век интерес к текстам приобретает широкое социально-стратегическое звучание. Пуманитарная культура должна, по сути, иметь такое же понимание.
Новое поколение - новые тексты.
Библиографический список
1. Штраус У, Хау Н. Поколения. New York: William Morrow Paperbacks, 1991.
2. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста. Топос. Литературно-философский журнал. 2010; № 9. Available at: http://www.topos.ru/article/7371
3. Бахтин М.М. Понимание и текст. Хрестоматия по философии. Москва: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986.
5. Асмолов А.Г Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире. Москва, 2012.
6. Казакова Е.И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста. На путях к новой школе. 2014; № 1: 7-15.
7. Колшанский ГВ. Коммуникативная функция и структура языка. Москва: Наука, 1984.
8. Борисова Л.П., Никифорова Е.П., Макарова РП. Текстоцентрический подход в обучении русскому языку. Современные исследования социальных проблем. 2018; Т. 9, № 11: 26-38.
References
1. Shtraus U., Hau N. Pokoleniya. New York: William Morrow Paperbacks, 1991.
2. Frumkin K. Klipovoe myshlenie i sud'ba linejnogo teksta. Topos. Literaturno-filosofskij zhurnal. 2010; № 9. Available at: http://www.topos.ru/article/7371
3. Bahtin M.M. Ponimanie i tekst. Hrestomatiya po filosofii. Moskva: PBOYuL M.A. Zaharov, 2001.
4. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.
5. Asmolov A.G. Chtoya dumayu o detyah: obrazovanie i vospitanie v menyayuschemsya mire. Moskva, 2012.
6. Kazakova E.I. Teksty novoj prirody: zakonomernosti i tehnologii razvitiya sovremennoj gramotnosti v usloviyah kachestvennoj modernizacii sovremennogo teksta. Na putyah k novoj shkole. 2014; № 1: 7-15.
7. Kolshanskij G.V. Kommunikativnaya funkciya i struktura yazyka. Moskva: Nauka, 1984.
8. Borisova L.P., Nikiforova E.P., Makarova R.P. Tekstocentricheskij podhod v obuchenii russkomu yazyku. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2018; T. 9, № 11: 26-38.
Статья поступила в редакцию 15.03.23
УДК 372.878
Tian Ye, postgraduate, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PERFORMING AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF F. CHOPIN. Aesthetic education of an individual is an integral part of the national idea, the most important component of culture and art of many countries. At the present time there is a problem of moral education of personality. The relevance of the problem lies in the fact that modern people are little familiar with the history of different countries, the features of national traditions, little knowledge about the outstanding personalities of different nations. Aesthetic education of the individual through the musical art is a topical issue, as it concerns the fate of present and future generations. The main principle of the musical and aesthetic education should enrich the knowledge of the music of different peoples and countries, especially that which reflects the national culture. The article examines the role of the outstanding Polish composer, pianist and teacher Friderik Chopin in the aesthetic education of the personality. The role of Friderik Chopin's musical and artistic aesthetics is examined. The importance of his work in the national musical art is noted. The methods of aesthetic, comparative, musical-theoretical and source analysis are used in this work. This article includes monographs, which cover the biography and works of Chopin; literature on Chopin's work from the aspects of historical, cultural, and stylistic problems of the 19th century; musicological works, which describe the features of style, musical form and musical language; literature of famous Russian musicians, devoted to the performing problems of Chopin's music; methodological works of musical and pedagogical aspects are noted. Some compositions of F. Chopin, which reveal his artistic and aesthetic views, are mentioned. The conclusion that the process of formation of the aesthetic culture of the individual requires direct communication of society with the best examples of artistic and aesthetic creativity of different peoples. This bright example is the creative legacy of the outstanding Polish composer Frederic Chopin.
Key words: Chopin, pedagogical principles, performance principles, romanticism, Chopin's style
Е. Тянь, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Ф. ШОПЕНА
Эстетическое воспитание личности является важным элементом культуры общества, показателем ее развития и воспитания. Однако нельзя не отметить, что в современных условиях существует проблема нравственного воспитания личности. Актуальность проблемы заключается в том, что она вытекает из малой осведомленности людей и общества в целом с историей и традициями разных стран, уровнем их культуры и менталитета. Большую роль также играет эстетическое воспитание личности, которое осуществляется посредством развития и совершенствования музыкального искусства и несет в себе развитие настоящих и будущих поколений. Основной акцент в данном направлении должен быть сделан на изучении истории и опыта в области музыкального искусства различных стран и народов, что в целом отражает национальную культуру и ее особенности. В данной статье исследуется роль в эстетическом воспитании личности творчества выдающегося польского композитора, пианиста и педагога Фридерика Шопена. Рассматривается роль его музыкально-художественной эстетики. Отмечена важность его творчества в национальном музыкальном искусстве. В данной работе использованы методы эстетического, сравнительного, музыкально-теоретического, источниковедческого анализа.
При написании данной работы были использованы различные труды, в том числе монографии, раскрывающие биографию и само творчество Ф. Шопена; представлена литература, которая системно и комплексно рассматривает творчество Шопена с позиции исторических ценностей, культурных и стилистических проблем XIX столетия; широко представлены труды, показывающие тонкости и особенности самого стиля музыкальных произведений, их форму и язык; приведена литература различных российских музыкантов, которые рассматривали исполнительские проблемы музыки данного композитора; представлены некоторые методические работы музыкально-педагогического аспекта. Отмечены некоторые сочинения Ф. Шопена, раскрывающие его художественно-эстетические взгляды. Подведен итог: развитие эстетической культуры личности связано с непосредственным общением и взаимодействием общества с лучшими образцами художественно-эстетического творчества разных народов. Одним из представителей творческого наследия в сфере искусства являются труды выдающегося польского композитора Фридерика Шопена.
Ключевые слова: Шопен, педагогические принципы, исполнительские принципы, романтизм, стиль Шопена
Актуальность данной статьи заключается в том, что в настоящее время существует потребность в новых приемах и методах в области музыкально-исполнительского творчества, которые помогают в формировании гармоничной личности музыканта. С целью разрешения данной проблемы нужно рассмотреть и изучить творчество великих музыкантов, которые оказали существенное влияние на становление и развитие музыкальной культуры. К таким ярким представителям музыкальной культуры можно отнести искусство Фридерика Шопена, творческое наследие которого содержит в себе
результаты его композиторской, исполнительской и педагогической деятельности.
Целью данного исследования является выявление основных особенностей стиля Ф. Шопена, которые оказали влияние на его исполнительские и педагогические принципы и не утратили своей актуальности в настоящее время.
Из цели следуют следующие задачи:
- проанализировать некоторые сочинения Ф. Шопена как эстетическое явление романтического периода;