Научная статья на тему 'Текстиль в решении интерьеров камерных пространств'

Текстиль в решении интерьеров камерных пространств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1020
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / КАМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ / DESIGN / CHAMBER SPACE / MATERIALS AND TECHNOLOGIES OF ARTISTIC TEXTILE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Змановских Элина Викторовна

Рассматривается подход к художественному обновлению камерных интерьеров в условиях сложившейся архитектурной среды. Исследуются художественные приемы, материалы и технологии создания декоративных элементов на основе текстиля для офисных интерьеров на примере реализованных решений для Иркутского государственного технического университета. Анализируются эстетические и функциональные особенности взаимодействия текстильных элементов со сложившимся интерьером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTILE IN SOLUTIONS OF CHAMBER SPACE INTERIORS

The author considers an approach to the artistic renewal of chamber interiors under conditions of formed architectural environment. She studies artistic techniques, materials and technologies to create decorative elements based on textile for office interiors on example of realized solutions for Irkutsk State Technical University. The author analyzes aesthetic and functional features of textile elements interaction with the formed interior.

Текст научной работы на тему «Текстиль в решении интерьеров камерных пространств»

УДК 747.012

ТЕКСТИЛЬ В РЕШЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ КАМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ Э.В.Змановских1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается подход к художественному обновлению камерных интерьеров в условиях сложившейся архитектурной среды. Исследуются художественные приемы, материалы и технологии создания декоративных элементов на основе текстиля для офисных интерьеров на примере реализованных решений для Иркутского государственного технического университета. Анализируются эстетические и функциональные особенности взаимодействия текстильных элементов со сложившимся интерьером, Ил. 3. Библиогр. 8 назв,

Ключевые слова: дизайн; камерное пространство; материалы и технологии художественного текстиля.

TEXTILE IN SOLUTIONS OF CHAMBER SPACE INTERIORS E.V.Zmanovskih

Irkutsk State Technical University 83 LermontovSt., Irkutsk, 664074

The author considers an approach to the artistic renewal of chamber interiors under conditions of formed architectural environment. She studies artistic techniques, materials and technologies to create decorative elements based on textile for office interiors on example of realized solutions for Irkutsk State Technical University. The author analyzes aesthetic and functional features of textile elements interaction with the formed interior. 3 figures, 8 sources,

Key words: design; chamber space; materials and technologies of artistic textile,

В современном мире у человека все чаще возникает потребность окружить себя рукотворными вещами. Художественный текстиль - активное средство повышения эстетического комфорта жизненной среды, художественной организации внутреннего пространства. Выразительные качества декоративных элементов ручной работы трудно переоценить, незаменима их

роль о создании выразительной сроды для неловок© в

современном техногенном пространстве, Искусство текстиля генетически связано с наследием художественного ремесла. В ходе развития культуры различных стран, специфика существования текстиля в интерьере отражает его функциональное назначение как ковра, перегородки, занавеса, утеплителя, ритуального предмета, то есть как неотъемлемой части всего уклада жизни, С другой стороны, текстиль включался в убранство как художественный предмет, декоративное украшение, То, что современный текстиль может быть выполнен из того же материала, и на основе той же техники, как и много веков назад, делает его ценным и востребованным, Несмотря на глубокие корни, он имеет колоссальные возможности для развития. Современный художественный текстиль последовательно выступает в различных качествах; начиная с декоративного акцента на стене в виде панно или картины, он постепенно становится неотъемлемой частью этой стены как активная пластика, своеобразный

живописно-пластический рельеф, участвующий в организации пространства [1]. В пластическое созвучие вступают всевозможные структурные и фактурные приемы, заимствованные из разных эпох и разных национальных школ. Это аппликация, макраме, известная еще ассиро-вавилонским мастерам, ручное ткачество, вышивка, кружево, вязание. Возможно, это

отголоски этнических украшений, тканых одежд, плс-

теных занавесей древних мастеров, Произведения современного ткачества, независимо от сочетания материалов, дают практически безграничные возможности моделирования пространства любой площади. Они обладают несомненным преимуществом перед другими элементами современного искусства - это тот вид искусства, который больше чем другие сохраняет национальные черты, его глубинные символы,

В настоящее время особенно актуальной является потребность вхождения художественных предметов во все сферы повседневной среды — в том числе той, в которой люди работают, а значит, проводят максимальное количество времени, Современный интерьер офиса постепенно приходит на службу человеку, помогая создать имиджевое пространство, пространство более значимое, обозначающее его социальный и духовный уровень. В создании интерьеров современных офисов наметилась тенденция индивидуального подхода,

'Змановских Элина Викторовна, соискатель, доцент кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: (3952)200-779, 89500602614, e-mail: zmanovskih@mail.ru

Zmanovskih Elina Viktorovna, an applicant, an associate professor of the Chair of Monumental and Decorative Painting, Tel.: (3952) 200-779, 89500602614, e-mail; zmanovskih@mail.ru

Пространства офисного типа, как правило, имеют небольшие размеры, следовательно - камерный масштаб, замкнутый статичный характер, нередко отличаются стандартностью окружения, рационалистичностью и лаконизмом форм. Однако человеку свойственна необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления, импульса и спокойствия, то есть чередования различных ощущений, тем более в атмосфере рабочего процесса. Специфика «повседневного» уровня восприятия камерных интерьеров должна предполагать наличие атмосферы комфортности, благоустроенности, духовной содержательности среды, эмоциональным результатом восприятия которой станет ощущение полноценного, многообразного бытия, его деятельного характера. Психофизическое восприятие пространства человеком, несомненно, связано с композиционной, декоративной выразительностью окружающих объектов. Поэтому важную роль в таких пространствах играют декоративные детали. Нельзя не согласиться с тем, что через декоративные элементы подчас гораздо острее проявляются пластические принципы, удовлетворяющие потребностям современного творческого восприятия мира. Декоративные элементы, формируя внутреннее пространство архитектуры, способны преображать сложившуюся среду и саму архитектуру, вызывая к жизни ее художественные начала, давая ей ценностные ориентиры [5].

Благодаря специфике своей технологии, текстиль особенно выделяется среди других декоративных материалов, обладая соответствующими качествами: орнаментальностью, декоративной насыщенностью, цветовой активностью. Его фактурносгь, плотность, матовость, пластичность создают ощущение мягкого теплого цветового пятна, не дающего бликов и хорошо воспринимающегося с различных точек зрения, что особенно важно для небольших замкнутых помещений, поле зрительного восприятия в которых ограничено определенными ракурсами.

Рассматривая функциональную направленность таких пространств, необходимо также учитывать диапазон эмоционального характера деятельности, который в данном случае может определяться как сосредоточенность, внимание. Характер эмоциональной напряженности рабочего пространства должен быть оптимально рассчитан на создание необходимого акцента, однако, лишь в качестве выразительного дополнения, не перегружающего камерную среду. Текстильные формы деликатно участвуют в пластической и цветовой организации пространства офиса, Возможности технологических приемов исполнения элементов текстильной пластики: система гибких каркасов, растяжск, сочетание разнообразных тканых фактур, - позволяют создать ощущение легкости восприятия, гармоничного взаимодействия структуры тканого полотна с плоскостью стены.

По этим же причинам для офисных помещений важным является вопрос создания акустической комфортности среды, то есть ослабления звука, возникающего в самом помещении. Если стены и потолок

офисного помещения выполнены из жестких, хорошо отражающих звук материалов, возникают посторонние шумы, например, от большого количества офисной оргтехники, телефонных переговоров и т.д. Создание благоприятной акустической среды в помещениях такого рода решается с помощью введения в помещение офиса определенного количества звукопоглощающего материала и так называемого "заглушения" помещения, что актуально и для увеличения звукоизоляционного эффекта. В современной практике в таких помещениях устанавливается акустический потолок, монтируются звукопоглощающие стеновые панели из соответствующих материалов. Однако если такие методы не были вовремя предусмотрены, то выходом может стать выбор в пользу декоративного элемента на основе текстиля, который обладает необходимой легкостью, мягкостью и воздухопроницаемостью (свойства звукопоглощающего материала) и одновременно отличается индивидуальностью художественного решения.

Кроме того, текстиль обладает хорошими антистатическими свойствами, что особенно важно для со= временной рабочей среды, насыщенной разнообразной оргтехникой.

При проектировании элементов художественного текстиля для камерного интерьера важен правильный выбор фактуры и текстуры тканого полотна. Нередко они воздействуют на зрителя сильнее, чем форма. Фактура создает зрительный образ ткани (или текстильного изделия) и выступает одним из основных источников осязаемой информации. Поэтому при определении места для текстильной композиции определяющим фактором будет наличие бокового освещения, в условиях которого наиболее ясно проявится своеобразие этого материала. В случае работы с камерным интерьером, несложно продумать наиболее оптимальные условия освещенности текстильной пластики, так как декоративная форма в основном воспринимается статично. При определении месторасположения композиции важно учитывать ориентацию помещения, так как интенсивное длительное освещение с южной стороны неблагоприятно воздействует на цветоустойчивость текстильного материала,

Продуманное решение размеров текстильного элемента особенным образом способно повлиять на восприятие масштаба и величины камерного пространства. В случае работы с текстильной пластикой, в отличие от других материалов, нет необходимости избегать укрупнения форм и деталей. Для малых пространств камерного масштаба целесообразнее предусматривать достаточно крупное по величине решение декоративного элемента, так как такой прием зрительно увеличивает масштаб пространства, придаст ему весомость, в некоторых случаях торжественность звучания. Крупное декоративное пятно, созданное на основе текстиля, способно объединить пространство, в то же время не позволяя выйти за рамки оптимально насыщенной среды, не создавая излишней громоздкости. Этот эффект можно объяснить тем, что любая текстильная композиция имеет свой собственный

масштаб, заложенный в технике ее исполнения, Элементы ручного ткачества, декоративного шитья, безусловно, сомасштабны человеку. Кроме того, технология создания текстиля идеальна в отношении применения принципов нюансной композиции, что также актуально в условиях небольшого помещения. Тонкие переходы цвета и тона, игра фактур, разнообразие рисующих линий мягко и выразительно нивелируют величину декоративных элементов и в то же время создают внутреннюю динамику.

Возможности технологии текстильной пластики не ограничены в выборе самых разнообразных материалов, что, несомненно, выделяет эту технику среди других. Декоративные, пластические и конструкционные свойства текстиля позволяют создавать формы, недоступные для других материалов. Здесь применимы художественные и технические возможности как текстильных, так и пластических материалов: сизаль, кожа, керамика, металл, всевозможные шнуры, дерево могут вводиться в текстильные панно помимо таких «вечных» ткацких материалов, как шерсть, лен, шелк [2]. Именно это качество позволяет найти взаимодей= ствие текстильных элементов с любым сложившимся интерьером. Текстиль уместен как в интерьере, оформленном в минималистических традициях, так и в классическом или даже эклектичном интерьере. Он способен создать атмосферу собственного стиля в любой маловыразительной среде, прекрасно сочетаясь со всеми материалами, составляющими интерьер. Например, декоративное панно на основе традиционной техники «patchwork» (шитье из лоскутов) успешно дополнит интерьер в стиле « low-tech » с его нарочито состаренной мебелью и «ржавым» металлом, «High-tech» или «industrial» вполне может сочетаться с холодноватым, не имеющим выраженной фактуры батиком, либо работой в смешанной технике с включенными в текстильную структуру металлическими деталями,

Таким образом, текстиль является тем материалом, который не требует наличия значительного по величине пространства, Он наиболее органично способен войти в среду любого камерного пространства, уместно дополняя его необходимым эмоциональным и духовным содержанием.

Художественные качества текстиля, его многоплановые возможности нашли воплощение в созданных художественных работах для офисных интерьеров Иркутского государственного технического университета художниками кафедры монументально-декоративной живописи, Обращение авторов к технике текстильной пластики обусловлено задачей оживить интерьер, внести в специфически строгое окружение особенности и свойства, присущие технике ручного исполнения: теплоту, мягкость структуры, словно хранящие живое прикосновение руки художника. Не ограничиваясь созданием эскизов и картонов, художники обратились к первооснове, выполняя замыслы своими руками, Собственноручное исполнение произведений самим автором безгранично расширило рамки творческих возможностей, обогатило пластический

язык традиционных техник, дополнив его усложненной трактовкой ритмов цвета, формы, линий. Главным действующим лицом становится материал.

Прежде чем раскрыть композиционные и технологические особенности решений, следует обратиться к особенностям исходных данных сложившейся среды.

Офисные пространства университета объединяет сдержанность, нейтральность окружения, которая диктуется спецификой происходящих рабочих процессов, Среди подобных пространств можно выделить решение группы типовых рабочих кабинетов, которые объединены качествами классического камерного пространства, Помещения имеют небольшие размеры, порядка 16 кв. м, замкнутый характер пространства, один оконный проем, вытянуты в глубину относительно входа, однако при небольшой площади - достаточно велики по высоте - около 3,3 метров. Если Н - высота, Ь - ширина, / - глубина помещения, то соотношение Ь / Л » 1 /1, а соотношение Ь / /» 1 / 2. Таким образом, форма пространства кабинетов активнее развита в направлении глубины (длины) и имеет «ко-лодцеобразный» характер. Кроме того, такие пропорциональные характеристики отрицательно воздействуют на характер продольных стен, которые являются слишком массивными для небольшого помещения, Ограниченность пространства по величине также влияет на вариативность точек восприятия.

Примером решения обозначенных проблем камерного пространства офисного типа является интерьер центральной приемной комиссии университета. В основе решения - текстильное панно, созданное по принципу «островной» композиции. Задуманная текстильная пластика, в отличие от традиционного сплошного принципа решения гобеленового полотна, создавалась из отдельно сотканных элементов, последовательно собранных в единую текстильную композицию. Отдельные элементы в сочетании с «пустотами», или композиционными паузами, допускающими вхождение поля стены в композицию, создали эффект легкого воздушного решения, когда декоративный элемент мягко дополняет пространство и одновременно участвует в его организации (рис, 1). Ажурная структура вертикальных элементов, заплетенных цветными нитями, соединяет отдельные части композиции. Каждая деталь композиции выполнена на основе каркаса из гибкого кабеля с алюминиевым стержнем в изоляции. Алюминиевый каркас обладает одновременно свойством отлично фиксировать свободный силуэт отдельного декоративного элемента и легко поддается изгибу, позволяя создавать разнообразные по пластике формы. В композиционном решении необходимо было точно определить масштаб каждого элемента. Крупные формы акцентируют внимание зрителя и участвуют в пластическом преобразовании среды, мелкая пластика в сочетании с тонкими приемами плетения выразительна для детального визуального или даже тактильного восприятия. Теплый переливчатый колорит естественных цветов гобелена передает ощущение игры солнечного света в интерьере, не утомляя внимание в условиях повседневного

пребывания на рабочем месте, Бионический мотив придает определенную художественнуюхарактеристи-ку интерьеру офиса, создает некое взаимодействие внешней и внутренней среды, что особенно ценно в условиях замкнутого пространства, Помещение ориентировано на юго-восток, поэтому текстильная композиция равноценно освещается в течение светового дня. Естественное боковое освещение усиливает звучание фактурной поверхности гобелена,

Использование художественного текстиля многообразно, Помимо гобелена, интересно обращение к технике лоскутного рукоделия «patchwork», которая также имеет свои устоявшиеся веками традиционные приемы, Декоративные панно, созданные на основе этой техники специально для интерьеров университета, находят свои индивидуальные художественные и технические возможности, органично вписываясь в интерьер современного офиса, Одной из наиболее

Рис.

1. «Развитие». Гобелен для интерьера приемной комиссии ИрГТУ. Ручное ткачество, шерсть.

Дипломная работа Рыбчинской 0.3. Руководитель: доцент кафедры МДЖ ИрГТУ Змановских Э.В.

интересных работ по своему технологическому исполнению можно назвать декоративное панно «За окном», выполненное для интерьера учебного отдела ИрГТУ (рис. 2). Пространство ограничено по величине, имеет типовую конфигурацию и стандартный набор элементов офисного помещения. Наличие пустой массивной стены, значительно развитой по высоте, обозначило вопрос о необходимости ее декоративного оформления.

Решение задачи заключалось в создании единого элемента, достаточного по величине, чтобы не «раствориться» в поле стены, и одновременно способного объединить среду, наполнить ее творческим содержанием, Основой художественного замысла стало создание трехчастной композиции, выраженной во взаимодействии структуры деревянной рамы и декоративных элементов из тканевых материалов, Многообразие технических и художественных приемов, к созданию которых автор подошел с большой творческой отдачей, значительно обогатило предметную среду офиса, Дополнительную выразительность вносит применение различной фактуры и рельефа на поверхности панно, сочетание и наложение разнообразных по качеству поверхности и объемности тканевых материалов, Отдельная тема - введение различных по цвету, толщине и пластике швейных строчек, которые помимо функционального назначения, создают дополнительный графический рисунок в изображении, Работа гармонично вписывается в пространство точно найденным масштабом и выделяется особой элегантностью художественного решения в сочетании тканей. Гладкая, мерцающая поверхность шелка удачно контрастирует с шероховатой фактурой бархата, благородный блеск парчи выделяет необходимые акценты, Использование орнаментированных тканей в сочетании с гладко окрашенными создает эффект игры цвета и света на поверхности панно.

Совершенно иное звучание текстиля отличает дизайнерское решение для интерьера приемной Учебно-исследовательского корпоративного центра, Пространство представляет собой стандартный вариант на тему делового функционального минимализма: матовые стекла перегородок, светлая монохромная гамма, сияние и диктатура холодных оттенков. Но, офис - это лицо компании, отчего же ему не отличаться от прочих лиц?

Задачей проекта было создание решения, которое даст некое современное развитие существующей теме, но в результате придаст черты индивидуальности, уникальности сдержанному окружению, через образный ряд отразит специфику его деятельности.

Доминирующей темой сложившейся среды является активный гсомстричный ритм членений стеклянных перегородок, ограничивающих камерное пространство с трех сторон. Относительная замкнутость кубического пространства создает эффект восприятия, равноценный дискомфорту ощущений внутри стеклянного бокса. Необходимостью стало ввести материал, альтернативный по качеству визуального и

тактильного восприятия и одновременно обладающий пластическими возможностями, развивающими тему технологичности современного офиса. Выбор был сделан в пользу элемента текстильной пластики. Необычность решения состоит в сочетании элементов на основе готовых тканевых материалов и гобелена ручного исполнения. Интерьер дополнен крупным развитым по вертикали текстильным полотном, которое визуально увеличивает масштаб восприятия небольшого пространства. При этом детали ручного исполнения сомасштабны человеку (рис. 3). Цветовое решение построено по принципу взаимодействия со сложившейся гаммой интерьера: светлая монохромная тема развивается нюансными переходами серебристых и золотистых оттенков тканевых материалов и дополняется небольшим количеством цвета. Сочетание гладких светоотражающих и матовых фактур шелковых тканей созвучно глянцевым поверхностям интерьера. Шероховатость, объемность поверхностей гобеленовых вставок вносит необходимое разнообразие в восприятие среды. Развитие темы линейных элементов (шнуров, декоративных строчек) создает внутреннюю динамику и перекликается с ритмом членений интерьера. Нетрадиционным является прием использования текстильных материалов в разработке технологической тематики работы. Однако, разнообразные пластические возможности текстиля, авторские приемы К0нстру1сгивных решений, применение металла в виде основного каркаса, гибкой проволоки, декоративных люверсов, металлических тросов, позволило в полной мере раскрыть тему и название работы «Формула прогресса».

Художественный замысел текстильного произведения, предназначенного для введения в интерьерную среду, не должен быть идентичен подходу, характерному для станковой работы, Решение должно создаваться исходя из условий конкретной среды и по принципу определенного взаимодействия произведения с данным пространством, то есть определяться степенью их интеграции, Необходимым условием создания успешного художественного решения является подробный анализ структурных и композиционных закономерностей построения среды, ее функциональной организации. Только изучив все необходимые аспекты характера среды, художник может сделать объективные выводы об основных направлениях художественного поиска при создании будущего декоративного произведения. Работая над композиционным решением структуры произведения, важно определить его основное направление - развитие композиционного строя, уже заложенного в архитектуре, или его преобразование, Выбор композиционного решения в одном из направлений определит характер симметричной или асимметричной структуры, ее пластичного или геометричного характера, возможность введения активного цвета и фактуры или, напротив, гладкой поверхности и сдержанного колорита, принцип мао штабного соответствия текстильных элементов композиций по отношению к человеку и к предметной среде.

Рис. 2. «За окном». Декоративное панно в технике аппликация из ткани для интерьера учебного отдела ИрГТУ. Дипломная работа Рыбчинской 0.3. Руководитель: доцент кафедры МДЖ ИрГТУ Зманооских Э.В.

Рис. 3. «Формула прогресса». Декоративная композиция в технике текстильной пластики для интерьера приемной учебного центра «ТНК-ВР», ИрГТУ.

Дипломная работа Васяниной Т.М. Руководитель: доцент кафедры МДЖ ИрГТУ Змановских Э.В.

(ЗдрилЯнтЛи Ы^пЛпмАммй рД^ЛТы и тАУммИ'А дА^ЛрД-

тивного текстиля может быть множество. Современный текстиль становится самостоятельным элементом в пространстве, который подвержен законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики. Результат зависит от способности художника экспериментировать, от его интереса к творческому поиску, от чувства меры и художественного вкуса, от того, насколько грамотно удалось художнику найти принципы синтеза пространственной среды и произведения, для которого оно было создано. Таким образом, необходимо отметить, что:

1. В процессе исследования офисных пространств ИрГТУ установлено, что оптимальными средствами обновления сложившейся среды камерного типа являются художественные приемы текстильных композиций.

2. В камерной среде способны максимально проявиться тонкие и изящные приемы исполнения текстильных работ. Элементы декоративного текстиля особенно выразительны для детального изучения. Сложные переходы цвета, тонкость в обработке деталей, естественность поверхности материала не утомляют внимание в условиях длительного восприятия.

3. Пространства офисного типа, которым свойственна ровная эмоциональная напряженность восприятия, не требуют введения активных декоративных приемов, динамичных решений композиционной

Лтруктури! И уЛпЛпмяу ДтмЛЛфАры рДЙЛчАгЛ прЛЛгрди-

ства эффект должен быть оптимально рассчитан на создание необходимого акцента, придающего индивидуальные качества, дополняющего среду эмоциональным содержанием, но не отвлекающим внимание от делового процесса. Декоративное пятно, созданное на основе текстиля, способно объединить пространство, трансформировать его пластические качества, не позволяя выйти за рамки оптимально насыщенной среды, не создавая излишней громоздкости.

4, Особенности освещения пространства влияют на цветовое и тональное решение текстильных элементов, на выбор качества материала и использования возможностей фактуры и рельефной пластики.

5. Текстильные композиции обладают значительными пластическими возможностями, среди которых создание разнообразной фактуры, декоративного рельефа, сочетания разных по качеству материалов. Поэтому их решение вполне может быть рассчитано как на фронтальное, так и на ракурсное восприятие, что является актуальным в условиях небольших замкнутых интерьеров,

Библиографический список

1. Гасанова Н.С. Текстиль в дизайне интерьера. Киев ; Будтельник, 1987, 86 с.

2, Змановских Э.В, Текстиль, мозаика, витраж в реше* нии интерьеров ИрГТУ II Сборник избранных трудов научно-

технической конференции ФГГГ ИрГТУ, 2006, Вып. 6, С, 170-175.

3. Змановских Э.В, Утилитарные и художественные дизайнерские решения в сложившейся архитектурной среде II Сборник избранных трудов научно-технической конференции ФГГГ ИрГТУ. 2006. Вып. 6. С. 175-179.

4. Змановских Э. В, Цветоведение: учеб. пособие. Иркутск; Изд-во «Беллайн». 2004.152 с.

5. Искусство ансамбля: Худож. предмет. Интерьер. Архитектура. Среда : сб. ст. / НИИ теории и истории изобразит.

искусств Акад. художеств СССР; М. А, Некрасова. М. : Изобразит, искусство, 1988. 462 С.

6. Маклакова Т, Г, Архитектура двадцатого века. М,: Изд-во АС В, 2001. 200 с.

7. Савицкая В.И. Превращения шпалеры. М.: Изд-во "Галарт", 1995. 86 с.

8. Смагин В. Г, Пространство творчества II Альбом-каталог. Иркутск: ООО «Артиздат», 2004.40 с.

УДК 621.646.247

НОВЫЕ СХЕМЫ ШЛАНГОВЫХ КЛАПАНОВ С РУКАВНЫМ ПРИВОДОМ

В.П.Кольцов1, А.Г.Куницын2, А.В.Бухвалов3, Е.С.Попова4

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Даны характеристики и схемы новых шланговых клапанов, выполненных с использованием эластичных оболочек, которые обладают принципиальной новизной, дешевле и могут иметь заметные эксплуатационные преимущества, исключают необходимость изготовления сложных, дорогостоящих деталей. Ил.6. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: схемы; шланговые клапаны; эластичные оболочки; эксплуатационные преимущества,

NEW CIRCUITS OF HOSE VALVES WITH A HOSE DRIVE V.P. Koltsov, A.G. Kunitsin, A.V. Buhvalov, E.S. Popova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

Characteristics and circuits of new hose valves performed with the application of elastic shells which are principally new are cheaper and could have noticeable operational advantages and exclude the necessity to produce complex expensive parts.

6 fiourfifi. 5 sources

Key wotds: Circuits; hose valves; elastic Shells; operational advantages.

Современные щланговые клапаны представляют собой класс устройств, предназначенных для перекрытия или регулирования потока жидкого или газообразного продукта в трубопроводных системах. Чаще всего это сравнительно несложные механические устройства с механическим, электрическим, пневматическим или гидравлическим приводом. Привод клапанов может быть с автоматизированной или дистанционной

системой управления,

В последние десятилетия при разработке новых схем разработчики трубопроводной арматуры всё большее внимание уделяют использованию эластичных материалов и оболочек взамен традиционно жёстких элементов конструкций [1-5].

К настоящему времени создан значительный банк вариантов таких конструкций: клапанов, запорных и

Кольцов Владимир Петрович, доктор технических наук, профессор кафедры оборудования и автоматизации машиностроения, декан факультета T и КМ, тел.: (3952)405-150, e-mail: kolcov@istu.edu

Koltsov Vladimir Petrovich, a doctor of technical sciences, a professor of the Chair of Equipment and Automation of Mechanical Engineering, a dean of the faculty of Technology and Computerization of Mechanical Engineering, Tel.: (3952)405-150, e-mail; kolcov@istu.edu

Куницын Александр Геннадьевич, инженер, старший преподаватель кафедры сопротивления материалов, директор технического колледжа ИрГТУ, тел,: (3952)405-670, e-mail: kunitsyn@istu.edu

Kunitsin Alexander Gennadjevich, an engineer, a senior lecturer of the Chair of Strength of Materials, a director of the Technical College ot irKutsK state Technical university, Tel.: (3952)405-670, e-mail: Kunitsvn@istu.edu

Бухвалов Александр Викторович, аспирант, инженер кафедры оборудования и автоматизации машиностроения, тел.: 89501141414, e-mail: buhvalova@vandex.ru

Buhvalov Alexander Victorovieh, an engineer, a postgraduate of the Chair of Equipment and Automation of Mechanical Engineering, nel.: 89501141414, e-mail: buhvalova@vandex,ru

Попова Елизавета Сергеевна, старший преподаватель кафедры оборудования и автоматизации машиностроения, тел.: 405-151, e-mail: Liza@istu.edu

Popova Elizaveta Sergeevna, a senior lecturer of the Chair of Equipment and Automation of Mechanical Engineering, Tel.: (3952)405-151, e-mail: Liza@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.