6. Medvedev A. CHelovek dolzhen. - M.: Soyuz kinematografistDv, 1986
7. Fil'my. Sud'by. Golosa. Leningradskij ehkran (Stat'i. Tvorcheskie portrety. Interv'yu. Pub-likacii). - L.: Iskusstvo,
1990.
8. Shilova I. Kinematografvos'midesyatyh: novye tendencii. - M.: Znanie, 1987.
УДК 747.023
Р.Ф. Салахов, В.О. Мерзлякова ТЕКСТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА
В статье рассматриваются роль текстиля в дизайне интерьера, его синтез с другими материалами, свойства, возможности формообразования, функциональное и утилитарное значение, а также специфика его применения при оформлении различных фрагментов интерьера.
Ключевые слова: дизайн, текстиль, декор, интерьер.
Rasikh F. Salakhov, Valeriya O. Merzlyakova TEXTILES IN INTERIOR DESIGN.
Abstract: The article discusses how textiles interact with humans and the environment, the role of textiles in interior design, its synthesis with other materials. Its properties, surface tectonics, various possibilities of shaping, functional and utilitarian values, as well as its technical features in the form of transformation and mobility in different fields of application - all of the above is also considered in this piece.
Keywords: design, textiles, decor, interior.
Одним из актуальных направлений дизайна является дизайн современного интерьера, представляющего собой пространство, решенное с использованием самых различных техник и материалов, каждый из которых достоин быть объектом специального рассмотрения. Как показывает практика последних лет, современные жилые и коммерческие пространства предстают своего рода площадкой для художественных экспериментов с различными материалами, в том числе и с текстилем.
Искусство текстиля является древнейшим, эволюция данного материала наглядно иллюстрирует тесную связь с историческим прошлым народа, его культурой и прикладным искусством. Функциональные и художественные характеристики текстиля делают данный материал важнейшим инструментом при проектировании интерьера. В то же время очевидно, что изменения композиционных характеристик интерьеров преобразуют и сам текстиль. Помимо традиционного использования текстиля - портьеры, обивка мебели и постельное белье и др. - ткань используется и для разграничения пространства, и для нестандартного декора помещения. Так, например, с помощью текстиля можно кардинально поменять концепцию интерьера: замена портьер и других декоративных текстильных элементов может придать пространству новый вид без особо крупных материальных вложений.
При работе над интерьером всегда встает вопрос о колористических особенностях того или иного помещения и места текстиля в общем решении. От общего колорита интерьера зависит выбор текстиля, его расцветки и орнамента. С помощью ткани можно один цвет сгладить, а другой усилить, изменить цветовую палитру пространства. При этом традиционно учитывается ориентация помещения по сторонам света. Светлые стены, теплые тона в комнатах, ориентированных на север, и прохладные, пастельные синие или зеленые оттенки при ориентации на юг или юго-запад являются фоном для текстильного убранства. Важно учитывать сочетаемость цветов: зеленый цвет с преобладанием синего будет холодным, а в сочетании с желтым или красным - теплым. На стенах спокойного цвета текстильные изделия выглядят более выразительно. Светлая обивка мебели и пастельный колорит штор и ковра делают стены более яркими [1].
С помощью текстиля можно добиться ощущения уравновешенности и определённой устойчивости интерьера. Например, два симметрично расположенных кресла и диван между ними, обитые одноцветным материалом, ковер в центре комнаты со спокойным узором подчеркнут статичность. Глянец и грубая фактура будут некстати, а матовые материалы -усилят ощущение спокойствия.
Одним из композиционных средств привлечения внимания, пробуждения активных эмоций является динамика. Она характерна для кривых или наклонных линий, острых или тупых углов, хаотичных декоративных элементов, абстрактных или стилизованных. Диагонали и асимметрия - основные динамические приемы в рисунке текстиля. Функционально однозначные предметы имеют разные размеры или цветовую гамму, или их развешивают на разном уровне. Текстильные изделия нестандартной формы, новинки в области дизайна обнаруживают динамичную энергетику, ритмичность в текстильном оформлении стен, полов, мебели. Это могут быть ассиметричные шторы из нескольких тканей, текстиль с контрастным сочетанием цветов, ткани с интересной фактурой и текстурой. Стеклянные и блестящие поверхности также подчеркивают динамику - ткани лучше выбирать атласные, гладкие, прозрачные, воздушные.
Проектирование интерьера подразумевает применение текстиля разных видов. Все зависит от задач, решаемых дизайном интерьера - функциональных, декоративных, функционально-декоративных. Например, функциональный текстиль чаще всего не сразу будет заметен и не привлечет к себе особого внимания - это может быть всего лишь одна деталь на определенном предмете или текстиль, который должен быть незаметным (сетка для окошка, постельное белье, наперники, матрасы]. Декоративный текстиль предполагает сугубо декоративные элементы, предназначенные для украшения интерьера (бахрома, банты, кружевные салфетки, гобелены и др.]. Функционально - декоративный текстиль - это весь текстиль, создающий акценты, притягивающий взоры и отражающий целостный стиль оформления интерьера (обивка мебели, пледы, шторы, драпировки, балдахины, ковры, скатерти и др.].
Текстиль применяют в различных областях, таких как декорирование оконных проемов, дверей, потолка, обивка мебели, в качестве фона и др. Рассмотрим подробно каждую область.
Декорирование окон. К данной области можно отнести шторы, сетки, жалюзи, драпировки. Портьерный дизайн является одним из основных элементов практически любого интерьера. Оформление окна оказывает влияние на общее впечатление от создаваемого пространства. Эта закономерность легко объяснима тем, что человек всегда обращает внимание на источник освещения - окно.
Способы оформления окон делятся на два типа: многосекционная драпировка -применятся техника раскроя, многослойное декорирование; раздвижные конструкции -особый акцент на цвет и фактуру, без дополнительных сборок (японские и римские шторы].
С помощью оконных драпировок, а именно с помощью их формы и размера, можно зрительно увеличить пространство, изменить уровень потолков или даже пропорции мебели. Пластика отдельных элементов может быть достигнута с помощью драпировок, то есть их моделированием различного вида складками, сборками, использованием дополнительных деталей, ламбрекенов, подхватов, декоративных элементов. Невозможно создать целостную композицию, механически наполнив помещение красивыми оригинальными вещами из текстиля разного цвета и рисунка. Должно создаваться единство, которое является стройной системой соподчинения объектов [2].
Драпировка имеет большой потенциал как способ организации пространства. Так, объемно - фактурная пластика текстильных поверхностей изделий и деталей характерна для занавесей, штор, портьер.
Пластика складок и сборок в драпировках - важный компонент в рисунке, в графической основе образного решения интерьера. Складки относят к конструктивным средствам формообразования текстильных элементов. Их форма зависит от места и крепления драпировки к несущей конструкции, а также от техники выполнения - укладки, сшивания, завязывания или закалывания.
Важно учитывать объемы декорируемых объектов. При декоре крупных оконных проемов и дверей используются трубчатые складки, а при декоре небольших окон или дверок мебели - мелкое плиссе и гофре. Несоблюдение масштабов приводит к нарушению композиционного строя. Форма складок также зависит от свойств и вида используемого материала: тонкие ткани позволяют моделировать как мелкие складки, так и крупные;
плотные ткани - складки объемные и широкие, на жестких тканях хорошо будут смотреться плоские складки.
Композиция драпировки является результатом целенаправленного формирования складок. Складки могут располагаться в определенном ритмическом порядке или создавать непроизвольную, на первый взгляд, хаотичную композицию. Знание принципов образования складок, поведения конкретного материла в драпировках в сочетании с колористическими особенностями позволяет создавать гармоничные решения текстильного наполнения пространства.
Помимо драпировок в интерьере активно используются обивка и обтяжка текстилем мебели или стен. Обивка мебели, различные чехлы и покрывала, пледы, подушки - все эти элементы участвуют в декорировании мебели. Мебель является наиболее функциональным компонентом пространства, поэтому к используемым для этих целей тканям предъявляются такие требования, как плотность, прочность, износостойкость, во избежание разрывов и преждевременной порчи материала. Подушки, пледы, кресла, мешки позволяют сделать интерьер более мобильным: при необходимости их легко перенести в другое место. При таком использовании возможно продемонстрировать рисунок и фактуру материала во всем его многообразии. Применение различных видов текстиля, сочетание гладкой и фактурной поверхностей, обивка мебели той же тканью, что и стены, позволяют организовать пространство в соответствии с концепцией интерьера. Главное при использовании текстиля -чувство меры.
Внешняя форма текстильного изделия во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями.
Силуэтные линии характеризуют пропорции, объемную форму изделия, его внешние очертания. Форма изделия проявляется с помощью мягких и фиксированных складок, с помощью конструктивных средств - швы, подрезы и вытачки. Чисто декоративными являются линия художественных швов, тесьма, бахрома.
Форма и декоративные качества тканых изделий достигаются при шитье, наложении кусков ткани, закладывании в определенном порядке складок, вытачек, использовании разных швов, шнуров. Окончательное формирование и фиксация формы изделий происходит в процессе эксплуатации, под действием собственного веса или надевании чехла, натяжении ткани.
Декорирование стен. При декорировании стены обивают, оклеивают, драпируют тканью. При обивке используют специальный каркас, на который натягивается ткань. Таким способом можно зрительно выровнять неровную стену или использовать на одной части как картину. Для большей гармонизации ткань повторятся на покрывалах или подушках. Более стандартный метод декорирования - это оклейка стен текстилем. Способ оклеивания тот же, что и при использовании бумажных обоев. Драпировка - самый простой и многовариантный способ декорирования стен. Текстиль позволяет изменить пространственные формы - за счет драпировок интерьер с острыми углами сглаживается, а округлое помещение делится на прямоугольные участки.
Текстильный фон - это основной цвет или тон ткани в отделке стен, обивке мебели и других компонентах убранства основной массы обстановки интерьера. Фон часто проектируются нейтральным, а если нужна его определенная выразительность, он должен быть равномерным и не нарушать гармонию общего пространства.
Декорирование пола. Пол является центром любого пространства, для его декорирования используют ковры, ковролин, текстильную плитку, ситцевые полы. В ситцевых полах ткань закрепляют на полу с помощью нескольких слоев лака, но такой способ не долговечен и требует особого ухода. Ковровые покрытия отличаются высокой износостойкостью, их возможно перемещать, легко чистить. В детских комнатах распространены ковровые плитки: в случае порчи одной детали ее легко заменить на другую. Помимо традиционного шерстяного волокна используют синтетические волокна, экологичные материалы (кокосовое волокно, пенька, рисовая солома].
Различные способы крепления одного и того же полотна влияют на общее восприятие пространства. Такая драпировка используется в жилых и общественных пространствах.
Декорирование потолка. Драпировка применяется только в случае достаточной высоты потолка. Для достижения тех или иных эффектов используют разные ткани: для легкости и воздушности - тонкие полупрозрачные ткани, для торжественности - толстые, бархатные.
Перегородки. Используемые в жилых интерьерах текстильные перегородки и ширмы ведут свое начало от настенных панно. Панно оформлялись в рамы, подобно картинам, а небольшие пространства не позволяли экспериментировать с размером. С появлением жилого интерьера со свободной планировкой стали актуальны не только настенные панно, но и панно-ширмы.
Разграничение пространства с помощью текстиля позволяет отделить рабочую, спальную, кухонную зону, зону отдыха и др. Если пространство необходимо увеличить, такую перегородку легко переместить. Текстильные перегородки могут быть закреплены на полотке или натянуты на дополнительный каркас. Перегородки из мягких просвечивающих материалов, не достигающие потолка, зрительно не разрывают общее пространство. В коммерческих помещениях эффективным будет разделение зон, предназначенных для питания или отдыха одновременно. Для размещения рекламы и декорирования помещения используют прерывистые преграды из мягких кулис и драпировок, разделяющие части пространства, но не препятствующие свободному проходу. Такой способ обеспечивает организацию процессов, нуждающихся в жестком разделении. Использование подвижных систем способствует регулированию интенсивности этих процессов. Размещение горизонтальных полос из текстиля, расположенных на разных с потоком уровнях, разграничивает функциональные зоны при сохранении единого воздушного объема.
Доминанта, акцент, фон - такова функция, которую выполняют текстильные элементы в композиционной организации пространства. Изделие из ткани - это уникальное произведение, которое может стать стилеобразующим в интерьере. Одна и та же ткань может проявляться пластикой, звучать цветом и орнаментацией сама по себе или как включенная в комплекс множества компонентов. В любом случае текстиль занимает важное место в композиционном формировании интерьера, являясь неотъемлемой частью единого целого. Доминирующей компонент может быть единственным в общей композиции интерьера, как это встречается в специализированных пространствах - занавес в театральном зале, рекламное панно в выставочном комплексе, тканевый экран в кинотеатре и др.
Таким образом, текстиль многофункционален, многогранен, возможности его применения в интерьере широки. Он может быть акцентом, может быть фоном, может быть связующей нитью всей пространственной композиции, что достигается прежде всего такими его характеристиками, как цвет, фактура, рисунок, стиль и др. В современной культурной ситуации именно текстиль способен обеспечить мобильность, актуальность и экономичность формируемого пространства.
Литература
1. Бавбеков Р.И. Цвет и его взаимосвязь с интерьером // Лучшая научная статья - 2017 : материалы IX Междунар. науч.-практ. конкурса /Крымский инженерно-педагогический ун-т.- Пенза: Наука: Просвещение, 2017.- С.262-264.
2. Графова Е.С. Декоративный текстиль в общественном интерьере как средство повышения выразительности //Культурные ценности и традиции современного общества: сб. тр./Гжельский гос. ун-т. -Новосибирск, 2018. - С. 12 - 17.
3. Журавлева В.А., Лисиенкова Л.Н. История текстиля: учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации. Юж.-Урал. гос. ун-т. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003.- 93 с.
4. Останина П. А. Фактура в дизайне изделий // Дизайн и технологии художественной обработки материалов : материалы XV Всерос науч.-практ. конф. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. - 460 с.
References
1. Bavbekov R.I. Cvet i ego vzaimosvyaz' s inter'erom // Luchshaya nauchnaya stat'ya - 2017 : materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt konkursa /Krymskij inzhenerno-pedagogicheskij un-t.- Penza: Nauka: Pro-sveshchenie, 2017.-S.262-264.
2. Grafova E.S. Dekorativnyj tekstil' v obshchestvennom inter'ere kak sredstvo povysheniya vy-razitel'nosti //Kul'turnye cennosti i tradicii sovremennogo obshchestva: sb. tr./Gzhel'skij gos. un-t. - Novosibirsk, 2018. - S. 12 - 17.
3. Zhuravleva V.A., Lisienkova L.N. Istoriya tekstilya: ucheb. posobie / M-vo obrazovaniya Ros. Federacii. Yuzh-Ural. gos. un-t. - Chelyabinsk : Izd-vo YUUrGU, 2003.- 93 s.
4. Ostanina P. A. Faktura v dizajne izdelij // Dizajn i tekhnologii hudozhestvennoj obrabotki materialov: materialy XV Vseros. nauch.-prakt konf. - Izhevsk: Izd-vo IzhGTU, 2013. - 460 s.
УДК 782.072
Ю.С. Семенова
«РУССКОЕ» И «ЕВРОПЕЙСКОЕ» В ХОРАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II "НАЧАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОЛЕГА"
В статье рассматриваются некоторые особенности хоров исторического представления «Начальное управление Олега», отразившие специфическое музыкально -стилевое смешение, отличающее этот уникальный художественный феномен русского музыкального театра конца XVIII в., созданный по инициативе Екатерины II.
Ключевые слова: русский музыкальный театр, историческое представление, «Начальное управление Олега», хор, Екатерина II, Пашкевич, Сарти.
Julia S. Semyonova "RUSSIAN" AND "EUROPEAN" IN CHOIRS OF "THE EARLY REIGN OF OLEG" HISTORICAL PERFORMANCE BY CATHERINE II.
Abstract: A number of peculiarities for choir in "The Early Reign of Oleg" historical performance are considered in this article. They represent specific mixture of music and style that characterized this unique fiction phenomenon of late 18th century Russian musical theatre. The latter was initiated by Catherine II.
Keywords: Russian musical theater, historical performance, The Early Reign of Oleg, choir, Catherine II, Sarti, Pashkevich.
Период правления императрицы Екатерины II, находившейся на российском престоле 34 года (1762-1796], был отмечен особенно активной интеграцией отечественной музыкальной культуры в европейское художественное пространство. В процесс созидания новой российской государственности Екатерина включила и сферу искусства, сосредоточив основное внимание на музыкальном театре. Придворные спектакли представляли собой не только одну из форм досуга императрицы и ее вельможного окружения. Часто они репрезентировали общественно-политическую и культурную ситуацию своего времени. Интенсивное функционирование музыкального театра при екатерининском дворе во многом инспирировалось самой императрицей, которая влияла на его репертуарную политику, участвовала в административной организации, инициировала строительство новых театральных зданий.
Во второй половине 1780-х гг. она включила музыкальный театр в сферу своей творческой деятельности, выступив в качестве либреттиста пяти комических опер1 и исторического представления «Начальное управление Олега». Роскошное декорационное оформление, неограниченные постановочные возможности, высокий профессиональный уровень музыки и актерской игры и, наконец, венценосное имя главного автора обеспечивали музыкально-театральным проектам императрицы неизменный успех у публики и высокий общественный резонанс.
В 1786 г. Екатерина работала над циклом из трех «исторических представлений»2 - «Из жизни Рюрика», «Начальное управление Олега» и «Игорь» (осталось незаконченным]. К жанру исторической хроники она обратилась с целью укрепления идеологических основ собственной монаршей власти. В одном из них императрица утверждала идею исконности самодержавной формы государственного правления на Руси, обосновывала собственную концепцию идеальных отношений между народом и его правителями, а также осуществила художественное воплощение важнейших тенденций российской внешней политики конца XVIII
1 С 1786 по 1791 гг. императрица написала либретто опер «Февей» (1786, муз. В. А. Пашкевича], «Новгородский богатырь Боеслаевич» (1786, муз. Е. И. Фомина], «Храбрый и смелый витязь Ахридеич» (1787, муз. Э. Ванжуры], «Горе-богатырь Косометович» (1789, муз. В. Мартин-и-Солера], «Федул с детьми» (1791, муз. В. А. Пашкевича и В. Мартин-и-Солера].
2 Жанровое определение Екатерины II.