Бизнес в законе
5’2014
18.8. ТЕХНОПАРКИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ КРУПНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ
Решетов Константин Юрьевич, к.э.н., доцент. Должность: заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Место работы: НОУ ВПО Национальный институт бизнеса
Аннотация: Цель написания данной исследовательской работы - проанализировать характерные черты и проблемы создания и функционирования крупных инновационных предпринимательских структур России, и в особенности технопарков.
Информационными источниками послужили нормативноправовые документы, аналитический материал, научные статьи отечественных и иностранных авторов.
Результатами исследования являются выводы о роли технопарков в развитии отечественного инновационного предпринимательства и предложения по увеличению эффективности их деятельности.
Данная работа может оказаться полезной научным работникам, работникам высшего образования, аспирантам, студентам, а также представителям власти и бизнес-сообщества, в особенности занимающихся инновационным предпринимательством
Ключевые слова: технопарк, инновации, предпринимательство, предпринимательские структуры
TECHNOPARKS: THE PROBLEMS OF FUNCTIONING AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF LARGE INNOVATIVE BUSINESS OF RUSSIA
Reshetov Konstantin Yu., PhD of economics, associate professor. Position: head of accounting, analysis and audit chair.
Work place: National Institute of Business
Annotation: The purpose of writing this research work is to analyze the characteristics and problems of creation and functioning of large innovative business structures in Russia, and in particular technoparks.
Information sources served as legal documents, analytical materials, scientific articles of domestic and foreign authors.
The results of the study are the findings about the role of technoparks in the development of domestic innovative entrepreneurship and suggestions to increase the efficiency of their operations.
This work could be useful to research workers, workers with higher education, post-graduate students, students, and representatives of the authorities and the business community Keywords: innovation, technopark, innovation, entrepreneurship, enterprising structures
Сегодня крупные инновационные предприятия в России функционируют в жестких условиях конкуренции как со стороны крупных предприятий-конкурентов внутри
страны, так и со стороны вне ее, возникших ввиду вступления Российской Федерации в ВТО1.
На данном этапе инновационного развития в России функционируют следующие основные виды крупных инновационных предпринимательских объединений (структурных формирований): технопарки, кластеры с крупными компаниями-инициаторами, инновационные центры.
При этом, как свидетельствуют многочисленные исследования2, все выше перечисленные структуры функционируют в рамках определенных сетевых моделей: горизонтальных, вертикальных, вертикально-горизонтальных. Технопарки и инновационные центры используют как горизонтальные сетевые модели, так и вертикально-горизонтальные3. Инновационные кластеры, как правило, применяют вертикальные сетевые модели.
Выбор модели управления зависит в значительной степени от направления деятельности инновационной структуры, ее целей, задач.
Специфической особенностью инновационной деятельности крупных инновационных предприятий во всех без исключения сферах является повышенный уровень расходов при разработке инноваций, а также значительные расходы и высокий уровень риска при выводе инновационной продукции на рынок. Ввиду этого, в России широкое развитие получило создание технопарков и инновационных центров, которые предоставляют компаниям-участникам сервисные услуги по управлению инновационной деятельностью.
Технопарки на сегодняшний день можно назвать наиболее эффективным инструментом развития высокотехнологичных отраслей практически любой национальной экономики. На основании изучения зарубежного опыта нами были проанализированы и обобщены характеристики функционирующих по всему миру технопарков4 (см. табл. 1).
1 См.: Решетов К.Ю. Принципы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на макро-, мезо- и микроуровнях // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 213-216.
2 См.: Кропотова Н.В. Кластерная форма регионального развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров». Симферополь: Минэконом АРК, 2007; The role of Technology and Innovation Parks in Europe [Электронный ресурс]. Режим доступа: files.spow.be/.../Technology Innov...; Understanding Research, Science and Technology Parks:Global Best Practice: Report of a Symposium [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.srplanning.com/uploads
/2/5/6/9/2569591/research_parks_global_best_practices_nas.pdf; Модели технологических парков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/upload/file_category_ 186.pdf и др.
3 См.: Жигалов В.И. Система стратегического управления технопарками в закрытых административно-территориальных образованиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://morvesti.ru/archiveTDR/element.php.
4 См.: The role of Technology and Innovation Parks in Europe [Электронный ресурс]. Режим доступа: files.spow.be/.../Technology Innov...; Understanding Research, Science and Technology Parks: Global Best Practice: Report of a Symposium [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.srplanning.com/uploads/2/5/6/9/2569591/research_parks_glob al_ best_ practices_nas.pdf и др.
298
Решетов К. Ю.
ТЕХНОПАРКИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ
Таблица 1
Функционирование технопарков в России имеет свою специфику. На основе анализа статистических данных к концу 2012 г. на территории России удалось выявить 88 технопарков5. На сегодняшний день 11 технопарков осуществляют свою деятельность на основе комплексной программы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий». Ежегодно среди технопарков проводится конкурсный отбор, процедура и результаты которого утверждаются приказом Министерства экономического развития РФ. Развитие двух победителей данного отбора поддерживается в течение года на государственном уровне. Необходимо, однако, отметить, что имеющийся уровень поддержки деятельности технопарков в России пока не позволил им продемонстрировать удовлетворительные результаты своей деятельности. Ввиду этого на государственном уровне планируется пересмотр и лишение финансирования тех технопарков, деятельность которых была неэффективной6. Представляется, что система финансирования технопарков может быть эффективной лишь при условии систематического и постоянного мониторинга использования выделяемых им финансовых ресурсов.
Согласно статистическим данным технопарки в России были созданы в виде различных институциональных субъектов, а именно: 45% - в виде акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, 55% в виде научных предприятий, акционерных научных предприятий, форме Нп, АНО, государственных унитарных предприятий, автономных учреждений, государственных автономных учреждений7. Преобладание в общем составе научно-ориентированных институциональных субъектов, на наш взгляд, можно объяснить тем, что изначально большинство технопарков
5 См.: Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-dokumenty.
6 См.: 2,7 млрд. рублей на технопарки поделят заново [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.cnews.ru/top/2013/03/29/27_mlrd_rubley_na_tehnoparki_podel yat_zanovo _524057.
7 См.: Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-dokumenty.
Основные характеристики функционирования технопарков мира
Характерные черты Подтверждающая характеристика
Тенденция роста количества технопарков Около 70% технологических и научных парков было создано в конце XX и начале XXI вв.
Главный приоритет создания и функционирования технопарков - ускорение регионального и местного развития Около 45% мировых технопарков создавались с целью способствования региональному и местному развитию, 40-45% - для усиления связей университетов с промышленностью и 10-15% - для национального развития
Наиболее распространенная форма собственности в практике создания технопарков в мире - частногосударственная форма собственности (смешанная) Около 45% технопарков имеют частно-государственную форму собственности (из них: у 71% преобладающей является государственная собственность, у 25% - частная собственность, около 4% имеют равные части частной и государственной собственности). Около 38% всех технопарков мира относятся только к государственной собственности, 17% - только к частной
Технопарки создаются для привлечения региональных (местных) организаций в инновационный процесс Согласно статистике, около 66% технопарков относят себя к региональным, т. е. создаются для привлечения местных клиентских компаний и около 15% технопарков ориентированы на привлечение компаний из других регионов
Участники технопарков при их создании ориентируются на привлечение иностранных инвестиций Около 61% участников технопарков привлечение иностранных инвестиций относит к приоритетным целям их будущей деятельности. Около 29% участников технопарков не считают это приоритетом
Основной критерий оценки функционирования технопарков - количество созданных рабочих мест Оценка функционирования технопарков в: - 50% случаев основывается преимущественно на анализе количества созданных рабочих мест (ввиду этого, 71% технопарков мира считают своей основной целью создание новых рабочих мест); - в 17% случаев - на анализе количества созданных новых компаний; - в 16% случаев - на анализе количества компаний, размещенных в технопарке; - в 7% случаев - на анализе отзывов об эффективности деятельности технопарка
Половина всех технопарков мира имеют малые площади размещения и обеспечивают занятостью небольшое количество рабочих мест Половина всех технопарков мира размещены на площадях не более 20 га. Около 41% технопарков мира обеспечивают занятость менее 300 человек
Технопарки имеют небольшое количество управленческого персонала - не более 10 человек Около 64% технопарков мира имеют постоянный управленческий персонал, величина которого не превышает 10 человек. Около 22% технопарков мира имеют постоянный управленческий персонал, величина которого варьируется от 10 до 20 человек
Большинство технопарков относятся к городским структурам, они расположены приблизительно равномерно в больших и малых городах Около 75% технопарков мира расположены в городах. Около 24% - находятся вблизи городов - не далее 25 км и только 1% удален от городов более чем на 25 км. 56% городских технопарков находятся в больших городах и 44% - в малых городах
Около половины технологических и научных парков находится на территории университетов Около 48% технологических и научных парков мира размещены непосредственно на территории университета, еще 28% удалены от него не более чем на 5 км, и только 11% -расположено на расстоянии от 5 до 20 км от университета
Более половины технологических и научных парков мира относятся к категории «зеленых» зон Около 58% технопарков достаточно озеленены, 23 % - имеют недостаточное озеленение
У большинства технопарков мира имеются бизнесинкубаторы Около 88% технопарков имеют один или несколько бизнес-инкубаторов, в 58% технопарков имеются образовательные программы
Наиболее распространенной формой сотрудничества университета и научнотехнологического парка является совместное использование инфраструктуры и услуг Около 68% технопарков создают свои отношения с университетом на основе совместного использования услуг, инфраструктуры и объектов. В 32% случаев университет имеет свой отдел передачи технологий, размещенный в технопарке
Тенденция снижения количества универсальных парков. Около половины технопарков сначала создавались как универсальные, но постепенно стали специализироваться на определенных видах деятельности Около 48% технопарков можно обозначить как «целенаправленные универсальные» - т.е. они из универсальных превращаются в специализированные, 27% технопарков остаются универсальными, а 25% - являются специализированными. При этом 67% технопарков предоставляют услуги по патентованию и лицензированию. Ориентируются на военные заказы только 30% технопарков в мире
299
Бизнес в законе
5’2014
формировались на основе научно-исследовательских организаций.
Аналитические и статистические исследования свидетельствуют, что современные отечественные технопарки можно систематизировать в зависимости от направления специализации (см. табл. 2).
Таблица 2
Систематизация технопарков России
8
в зависимости от направления специализации______
Направление специализации Удельный вес технопарков в общем количестве
Многоотраслевая специализация 36%
Сфера приборостроения и машиностроения 24%
Сфера аренды и консалтинговых услуг 10%
Сфера информационных технологий 10%
Сфера научных исследований и разработок 8%
Сфера сельского хозяйства 6%
Сфера медицины и биотехнологий 6%
В соответствии с данными, содержащимися в таблице 2, наибольший удельный вес в количественном отношении принадлежит многоотраслевым отечественным технопаркам (36% от общего числа). На втором месте находятся (по количеству) находятся технопарки, которые специализируются в сфере приборостроения и машиностроения (24% от общего числа). Технопарки, которые специализируются на аренде и консалтинговых услугах -10%; на информационных технологиях - также 10%.
Наименьшее количество технопарков специализируется на сфере сельского хозяйства - 8%, сфере медицины и биотехнологий - 8%, сфере научных исследований и разработок - 8% (по отношению к общему количеству технопарков в стране). Представляется, что меньшее количество технопарков в данных отраслях связано с достаточно высоким уровнем риска в их деятельности.
Как свидетельствуют статистические данные, основная часть современных отечественных технопарков находится или в начальных стадиях строительства, или на стадиях проектирования9. Для комплексного и системного развития технопарков в 2006 г. в России принята комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которая ориентирована на реализацию в течение 2006-2014 гг. Координатором данной программы назначено Министерство связи России. В соответствии с этой программой в нашей стране предусмотрено формирование технопарков в сфере высоких технологий, имеющих развитую инженерную, транспортную, производственную и иную инфраструктуры. Причем, основным отличием технопарков, которые предусмотрено создавать для реализации данной программы, является финансирование их деятельности за счет государства на разных уровнях.
На основе указанной программы в рамках федерального бюджета осуществляется субсидирование бюджетов субъектов РФ для формирования и развития объектов технопарков в сфере инновационных высоких технологий, включая разработки проектно-сметной документации. В соответствии с результатами конкурсного отбора право на финансирование из федерального бюджета получили 14 технопарков10. Финансирование деятельно-
8 См.: Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-dokumenty.
9 См.: Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.03.06 № 328-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=178.
10 См.: Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа:
сти данных технопарков проводится без необходимой системы мониторинга использования привлеченных государственных финансовых ресурсов, нет налаженной системы анализа эффективности функционирования технопарков. Все это, на наш взгляд, приводит к достаточно низкой эффективности деятельности технопарков. Тому свидетельство следующие данные: в 2009 г. была прекращена процедура финансирования из федерального бюджета деятельности трех технопарков в Санкт-Петербурге, Московской и Тюменской областях. На конец 2012 г. функционировали шесть технопарков, получавших федеральное финансирование. Три технопарка функционировали и финансировались в минимальном отношении (содержалось лишь несколько зданий с системами жизнеобеспечения).
На основе комплексной программы создания технопарков было запланировано создание 15 тыс. высококвалифицированных рабочих мест11. При этом, как свидетельствует статистика, по состоянию на конец 2012 г. было создано лишь 5,5 тыс. (всего 37% от плановых показателей). Следует отметить, что количественные показатели релизации данной программы (общее количество пред-приятий-участников-резидентов, объемы выпущенной продукции (услуг) компаниями-участниками и количество инновационных проектов) составляют не более 50% от плановых показателей12. Можно сделать вывод, что очевидное невыполнение плановых показателей деятельности технопарков связано с отсутствием необходимого контроля: оценка эффективности их деятельности проводились не на оперативной основе (например, поквартально), а по результатам года, нескольких лет деятельности (или с момента создания до настоящего времени). В результате имели место нецелевое использование выделяемых средств, а как пример этого можно привести первое резонансное уголовное дело, связанное с растратами в особо крупных размерах в инновационном центре Сколково13 * *.
Ввиду того, что в России, как и во всем мире, наблюдается тенденция расширения количества технопарков, также актуальным становится создание системного подхода к мониторингу и контролю использования финансовых средств, привлеченных на условиях частногосударственного партнерства. Важным является не только защита государственных финансовых средств, но и регулятивное и правовое обеспечение со стороны государства частных инвесторов.
Во многих регионах существуют актуальные потребности в создании инфраструктуры, имеется необходимость развития той или иной отрасли, необходимо снижение безработицы и создание новых рабочих мест. При этом деятельность региональных органов власти не способствует созданию новых технопарков, отсутствует фактическое сотрудничество между государством и частными инвесторами по созданию технопарков, ориентирован-
http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-
dokumenty.
11 См.: Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.03.06 № 328-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=178.
12 См.: Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-
dokumenty.
13 См.: Первый коррупционный скандал в «Сколково»: из бюджета
похитили 24 млн. рублей [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://slon.ru/fast/economics/pervyy-korruptsionnyy-skandal-v-skolkovo-iz-byudzheta-pokhitili-24-mln-rubley--905377.xhtml.
300
Решетов К. Ю.
ТЕХНОПАРКИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ
ных на нужды регионов. Это, в свою очередь, влияет на то, что многие регионы не участвуют в конкурсных отборах по созданию технопарков и финансированию на государственном уровне.
Необходимо отметить, что во многих регионах проблемы создания технопарков связаны с несогласованностью решений между различными органами региональной власти, сложностями организационного характера. Преодоление этих проблем должно быть основано на системном подходе, выработке унифицированных решений, разработке стандартной схемы сотрудничества при создании технопарков.
Как свидетельствуют результаты исследований, к основным причинам низкой эффективности внедрения и реализации задач Комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких
~ 14
технол оги й » отн осятся:
- длительный период подготовки субъектами РФ правоустанавливающих документов на земельные участки, а также градостроительных документов. Проблема разрешений размещения технопарков на тех или иных земельных участках часто связана с протестами со стороны местного населения, экологических групп. Для того, чтобы избежать возможных трудностей в каждом регионе должен быть сформирован перечень земельных участков, которые возможно использовать для размещения технопарков. И этот перечень должен представляться участникам будущего технопарка для дальнейшего выбора места размещения;
- высокий уровень инертности механизмов принятий решений относительно вопросов финансирования созданий технопарков. Данное явление связано с тем, что финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней. Несогласованность в принятии решений финансирования на различных уровнях власти, задержки финансового обеспечения, недофинансирование влияют на эффективность и возможность успешного развития и реализации целей.
Следует отметить, что существуют и примеры эффективной деятельности технопарков, когда она обеспечивается систематическим плановым финансированием. Так, по состоянию на 31.12.2012 г. осуществлялось финансирование за счет федеральных бюджетных средств в объеме 433 065,41 тыс. рублей двух проектов по формированию технопарков, которые расположены на территории Пензенской области и Республики Саха (Якутия).
Технопарк на территории Пензенской области ввели в эксплуатацию, он функционирует, и объемы финансирования по состоянию на 31.12.2012 г. составляли 347622,85 тыс. рублей, в том числе: финансирование из федерального бюджета - 278,1 млн. рублей; из областного бюджета - 70,8 млн. рублей. Объемы годового оборота резидентов указанного технопарка составляют 240,04 млн. руб.15 Деятельность данного технопарка эффективно контролируется, проводится мониторинг расходования финансовых ресурсов, что обеспечивает целесообразность финансирования.
Деятельность технопарка на территории Республики Саха (Якутия) предполагалось начать в I квартале 2013
14 См.: Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.03.06 № 328-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=178; Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-dokumenty.
15 См.: Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-
dokumenty.
г., а его открытие было запланировано на II квартал 2013 г. По состоянию на 31.12.2012 г. объемы финансирования этого технопарка составляли 213,12 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета - 155,37 млн. руб.; из бюджета субъекта РФ - 57,57 млн. руб.16 17 Расходование финансовых средств этим технопарком оценивается на основании системного контроля и мониторинга деятельности.
Важным элементом для обеспечения инновационного развития в России стало создание Некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков» на основании инициативы представителей технопарков, поддержки Минкомсвязи России. НП «Ассоциация технопарков» создавалось для содействия обеспечению научнотехнических, социальных, управленческих заданий в функционировании технопарков и защиты правовых интересов членов Ассоциации. За период функционирования данной ассоциации ее членами стали около 25 технопарков из всех федеральных округов Российской Фе-
17
дерации .
Как свидетельствуют аналитические данные, эффективный опыт формирования систем технопарков подчеркивает целесообразность взаимосвязи и согласования программ развития инновационной инфраструктуры. Статистические данные показывают, что плановые показатели программ развития технопарков не достигаются. Также не согласованы программные показатели по деятельности, которая касается развития сервисной инновационной инфраструктуры и развития технопарков. Все это влияет на недостаточно успешную коммерциализацию инновационных проектов, не эффективное использование бюджетных средств18. По мнению автора, для каждого участника и технопарка в целом должны быть разработаны как стратегические долгосрочные планы и программы, так и оперативные (например, поквартальные). Мониторингом выполнения плановых показателей и программ в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе должны заниматься независимые аудиторы. Также должна быть составлена системная программа взаимодействия с органами государственной власти на разных уровнях, и указанные органы власти должны взять на себя конкретные обязательства по обеспечению организационно-правовой, технической помощи по созданию технопарков в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Исследование программ развития технопарков, нормативно-правовых актов позволило сделать вывод, что на сегодняшний день существенной проблемой становления и развития технопарков также является недостаточный уровень правового обеспечения их создания, функционирования, отсутствие унифицированного подхода к их статусу, порядку созданию и деятельности в различных субъектах, регионах, на уровне государства в целом.
В процессе анализа программ развития технопарков было определено, что данные программы не определяют конкретных целей и задач их создания, принципов функ-
16 См.: Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/documents /informatsionno-analiticheskie-dokumenty.
17 См.: Члены Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/members_of_the_association.
18 См.: Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-
dokumenty.
301
Бизнес в законе
5’2014
ционирования. В указанных программах не указана правовая позиция государства относительно требований к данным субъектам. Также отсутствует правовое обеспечение осуществления механизмов мониторинга, и контроля за функционированием управляющими компаниями технопарков, не предусмотрены конкретные меры и направления поддержки технопарков и их участников-резидентов. Несовершенство нормативно-правового обеспечения, отсутствие конкретных механизмов контроля, мониторинга и управления технопарками влечет за собой, как правило, несоответствие результатов деятельности плановым показателям, низкий экономический и социальный эффект от их функционирования.
Как показывает практика, на уровне региональных органов власти принимаются нормативно-правовые акты, которые регулируют организационно-правовые основы создания и деятельности технопарков. При этом, указанные нормативно-правовые акты региональных органов власти не урегулированы на общегосударственном законодательном уровне. Это влияет, в свою очередь, на то, что каждый технопарк функционирует в различных нормативно-организационных условиях. По мнению автора, пока будет отсутствовать унифицированный подход к созданию и организационно-правовым основам деятельности технопарков на уровне государства и регионов, оценка эффективности деятельности нецелесообразна, поскольку одни технопарки в одних регионах функционируют в более благоприятных условиях, у других более жесткие организационно-правовые рамки. Введение единого подхода к созданию и функционированию технопарков позволит как улучшить региональную инфраструктуру, увеличить объемы налоговых поступлений, так и даст возможность снизить уровень безработицы на местном уровне.
Решение вышеотмеченных проблем позволит интенсифицировать процесс реализации программы инновационного развития страны и кардинально повысить уровень конкурентоспособности российских инновационных предпринимательских структур в международном масштабе.
Список литературы:
1. 2,7 млрд. рублей на технопарки поделят заново [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/top/2013/03/29/27
_mlrd_rubley_na_tehnoparki_podelyat_zanovo _524057.
2. Жигалов В.И. Система стратегического управления технопарка-
ми в закрытых административно-территориальных образованиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://morvesti.ru
/archiveTDR/element.php.
3. Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-
analiticheskie-dokumenty.
4. Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10.03.06 № 328-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=178.
5. Кропотова Н.В. Кластерная форма регионального развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров». Симферополь: Минэконом АРК, 2007.
6. Модели технологических парков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/upload/file_category_ 186.pdf.
7. Первый коррупционный скандал в «Сколково»: из бюджета похитили 24 млн. рублей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slon.ru/fast/economics/pervyy-korruptsionnyy-skandal-v-skolkovo-iz-byudzheta-pokhitili-24-mln-rubley--905377.xhtml.
8. Решетов К.Ю. Принципы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на макро-, мезо- и микроуровнях // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 213-216.
9. Члены Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru
/members_of_the_association.
10. The role of Technology and Innovation Parks in Europe [Электронный ресурс]. Реж. дост.: files.spow.be/.../Technology Innov...
11. Understanding Research, Science and Technology Parks:Global Best Practice: Report of a Symposium [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.srplanning.com/uploads /2/5/6/9/2569591/research _pa rks_glo ba l_best_practices_nas .pdf.
Reference list:
1. 2.7 billion rubles for the parks will divide again [Electronic resource]. Mode of access: http://www.cnews.ru/top/2013/03/29/27 _mlrd_rubley_ na_tehnoparki_podelyat_zanovo _524057.
2. Jigalov V.I. System of strategic management of technoparks in closed administrative-territorial entities [Electronic resource]. Mode of access: http://morvesti.ru/archiveTDR/element.php.
3. Information on tecnoparks [Electronic resource]. Mode of access: http://nptechnopark.ru/documents/informatsionno-analiticheskie-dokumenty.
4. A comprehensive program «Establishment in the Russian Federation of technoparks in the sphere of high technologies» approved by the decree of the RF Government from 10.03.06 № 328-R. [Electronic resource]. Mode of access: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=178.
5. The Kropotova N.V. Cluster form of regional development // Proceedings of scientific-practical conference «Problems of innovative mechanisms in modern conditions. Socio-economic development of Crimea on the basis of the cluster». Simferopol: mineconomy ARC, 2007.
6. Models of technoparks [Electronic resource]. Mode of access: http://www.csr-nw.ru/upload/file_category_ 186.pdf.
7. The first corruption scandal in SKOLKOVO: from budget stole 24 million rubles [Electronic resource]. Mode of access: http://slon.ru/fast/economics/pervyy-korruptsionnyy-skandal-v-skolkovo-iz-byudzheta-pokhitili-24-mln-rubley--905377.xhtml.
8. Reshetov K.Y. The principles of ensuring the competitiveness of the entrepreneurial structures on the macro -, meso- and micro-levels // Business in law. 2012. № 6. P. 213-216.
9. The members of the Association of technoparks in the sphere of high technologies [Electronic resource]. Mode of access: http://nptechnopark.ru/members_of_the_association.
10. The role of Technology and Innovation Parks in Europe [Electronic resource]. Mod.of acc.: files.spow.be/.../Technology Innov...
11. Understanding Research, Science and Technology Parks:Global Best Practice: Report of a Symposium [Electronic resource]. Mode of access: http://www.srplanning.com/uploads /2/5/6/9/2569591/research _pa rks_glo ba l_best_practices_nas .pdf.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность статьи к.э.н., доцента Решетова К.Ю. очевидна, т.к. посвящена одной из важнейших современных проблем отечественной экономики - проблеме конкурентоспособности российских предпринимательских структур.
В статье показана роль крупных инновационных предприятий и их объединений на рост российской экономики. Особое внимание автор уделил анализу деятельности технопарков.
Степень профессиональной подготовленности к.э.н., доцента Решетова К.Ю., проявившаяся в содержании работы, - высокая. Автор владеет глубокими знаниями по исследуемой проблеме.
Весь материал исследования представлен в систематизированном виде, имеется четкая логика изложения. В статье использовано достаточное количество информационных источников, обоснованно приведены ссылки на них.
Статья к.э.н., доцента Решетова К.Ю. написана на должном научном уровне и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Рецензент
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и
управления на предприятии
нОу ВПО Национальный институт бизнеса
Миронова Н.Н.
302