УДК 330.34
DOI: 10.17223/19988648/33/8
Н.В. Бозо, А.В. Динер
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОПАРКОВ
В статье дан обзор существующих методик, позволяющих оценить деятельность технопарков, а также приведены источники, описывающие систему оценки того или иного аспекта их деятельности. На основании их изучения и систематизации предложена методика расчета эффективности деятельности технопарка, которая может быть использована при оценке эффективности деятельности управляющих компаний технопарков, эффективности использования бюджетных средств, корректировке стратегий развития технопарков.
Ключевые слова: технопарк, законодательство о технопарках, эффективность технопарков, критерии оценки технопарков, управление технопарком.
Эффективное развитие технопарков имеет важное значение при разработке стратегического плана развития страны, а также при формировании и обосновании социально-экономической политики государства, определении приоритетных направлений развития экономики, государственной структурной политики, государственной инвестиционной инновационной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности [1. С. 148]. В настоящее время действуют государственные программы развития технопарков. Предполагается, что они должны стать точками роста при формировании отечественного инновационного потенциала.
С 2007 по 2014 г. в России организованы технопарки общей площадью свыше 450 тыс. кв. м, в которых работают более 750 компаний-резидентов и создано 18 тыс. рабочих мест. Осенью 2013 г. Минкомсвязи впервые провело конкурс по предоставлению субсидий на строительство инновационной инфраструктуры. Победителями стали Пензенская область, Республика Мордовия, также в программу вошли новые технопарки в Москве и Свердловской области.
Финансирование правительственной программы по развитию технопарков было завершено в 2014 г. На следующем этапе своего развития технопарки в установленный срок должны будут достигнуть заданных экономических показателей. Например, к 2018 г. технопарки должны быть заполнены резидентами не менее чем на 90%, a также такой показатель, как доля экспорта в выручке компаний-резидентов, должен составлять не менее 12%.
В рамках программы государственной поддержки был создан ряд технопарков, которые характеризовались положительной динамикой роста показателей эффективности. Это «Академпарк» при новосибирском Академгородке, «ИТ-парк» в Татарстане с двумя площадками в Казани и Набережных Челнах, саранский «Технопарк-Мордовия», тюменский «Западно-Сибирский инновационный центр». В 2014 г. завершена работа над созданием ряда новых
крупных технопарков, в том числе технопарков «Жигулевская долина» в Тольятти и «Рамеев» в Пензе общей площадью свыше 100 тыс. кв. м.
По данным Минкомсвязи, выручка резидентов технопарков по итогам 2014 г. составила 39,99 млрд руб., что более чем на 25% превышает показатель 2013 г.
При всех успехах развития данной отрасли стоит отметить, что одним из ключевых негативных факторов, замедляющих развитие отечественных технопарков, является отсутствие федерального закона о технопарках. На рассмотрении у Государственной Думы находится лишь проект закона о технопарках. Не существует и единого понятийного аппарата, закрепленного законодательно: например, одновременно с термином «технопарк» используется термин «промышленный парк» (приказ Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59) [2. С. 8]. В настоящее время деятельность технопарков регулируется распоряжениями и постановлениями Правительства РФ [4. С. 125], программами Минэкономразвития, Минобрнауки и Минкомсвязи, а также региональными законодательными актами [5].
Существующий в нынешнем виде проект федерального закона о технопарках нуждается в доработке [6. С. 11]. Например, технопаркам для аккредитации предписывается предоставить документ, в котором необходимо указать годовой объем реализованных резидентом технопарков инновационных продуктов. Таким образом, перспективные компании не смогут стать резидентами технопарка в отсутствие реализованных коммерческих разработок. В документе не указаны механизм выбора управляющей компании технопарка и методика оценки его деятельности.
При отсутствии унифицированной законодательной базы не существует и единой методики для оценки эффективности вложения средств в технопарки. В настоящее время Минкомсвязи применяет собственную методику оценки эффективности использования средств, выделенных для строительства технопарков.
Данная методика разработана с применением «Методики оценки эффективности использования средства федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» (Приказ Минэкономразвития России от 24.02.09 № 58 об оценке эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения).
Кроме того, существуют методические рекомендации НП «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» (его учредителями являются 11 технопарков), носящие, впрочем, рекомендательный характер [7].
Перечисленные выше методики имеют ряд недостатков, которые не позволяют в существующем виде использовать их для решения поставленной нами задачи. Методика Минкомсвязи оценивает технопарк только на этапе строительства, а методика Ассоциации технопарков не содержит четких критериев и балльной системы для оценки.
Таким образом, в настоящее время не существует отечественной методики для оценки эффективности деятельности технопарка после завершения этапа его строительства. Причем в данном случае, как правило, необходимо оценивать деятельность управляющей компании технопарка.
В качестве основы для создания методики оценки технопарков целесообразно использовать методику Минкомсвязи, как наиболее полную и содержащую количественные методы оценки. В данной работе она взята в качестве исходной методики, требующей доработки.
Для модификации существующей методики использованы наиболее актуальные исследования по данной тематике, так или иначе описывающие какой-либо аспект деятельности технопарков:
1. «Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России» - исследование корпорации РБК 2014 г. [8]. Исследование на основании опросов и глубинных интервью менеджеров технопарков и управляющих компаний. Данный материал достаточно полно отражает позицию участников инновационного процесса и содержит существенное количество факторов успеха технопарков, существующих проблем и способов их решений. Значительная часть критериев для оценки технопарков была сформирована с использованием данных этого исследования.
2. Диссертация «Оценка эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на примере технопарка» [9]. Автором рассмотрена рейтинговая методика оценки и сравнения технопарков, во многом похожая на методику, используемую Минкомсвязи. Проанализированы виды эффектов от реализаций инноваций, приведенная классификация эффектов была использована в данной работе. Автором дана оригинальная методика расчета критериев эффективности технопарков; используемые в ней критерии были учтены в методике, представленной в данной статье.
3. Статья «Технопарки в мире и в России» [10]. В ней рассмотрена методика оценки Минкомсвязи и сделан вывод, что она не может использоваться для оценки эффективности действующего технопарка, так как практически не содержит критериев данной оценки.
4. Статья «Неопределенность и риски при деятельности технопарков» А.Е. Шевелева. И.В. Богомоловой, где рассмотрены и классифицированы факторы риска и неопределенности в деятельности технопарков, а также причины их появления [11].
5. Статья. «Разработка рекомендаций по стратегии построения российских технопарков» Е.Н. Ядова [12], где рассмотрена классификация технопарков, исторические предпосылки их появления, проанализированы основные факторы их успеха, приведены рекомендации по стратегии развития технопарков на примерах конкретных технопарков России.
6. Проект закона о технопарках Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий.
В проекте федерального закона методики расчета не приведено, однако данный материал при его дальнейшем развитии должен быть принят во внимание при корректировке методики расчета в будущем (для учета особенностей российского законодательства).
Методика Минкомсвязи оценивает технопарки по трем группам критериев: количественные, качественные и макроэкономические. По каждому критерию технопарк получает установленное число баллов [13. С. 2].
Чтобы адаптировать методику к оценке эффективности деятельности технопарков, необходимо выделить отличия факторов оценки для этапов
строительства и функционирования технопарков. Очевидно, что на этапе строительства могут быть оценены в основном краткосрочные результаты (к примеру, первый технопарк в мире «Силиконовая Долина» создавался около 30 лет), а также факторы, с помощью которых можно прогнозировать появление инновационных продуктов в перспективе. Таким образом, необходимо использовать два типа критериев: оценивающие условия для инноваций и оценивающие конечный эффект от инноваций. Данные группы представлены ниже с перечислением входящих в них критериев и их описанием.
Критерии для оценки условий инновационной деятельности:
Политика инкубации - экспертный совет, дополнительные услуги, предоставляемые резидентам, процент принятых заявок от общего числа поданных.
Образование и кадры - образовательные центры, обучающие мероприятия и семинары.
Инфраструктура - научная инфраструктура, инжиниринговые центры.
Спрос и предложение - мониторинг спроса на продукцию компаний-резидентов, организация встреч с заказчиками, помощь при лицензировании.
Инвестиции - создание региональных фондов с привлечением частного капитала, обучение частных инвесторов.
Цели и КПЭ - система КПЭ для технопарков, привязка государственного финансирования к выполнению КПЭ.
Критерии для оценки эффекта инноваций:
Экономический эффект - показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций.
Научно-технический эффект - новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность.
Финансовый эффект - финансовые показатели.
Ресурсный эффект - влияние на объем производства и потребления видов ресурсов.
Социальный эффект - социальный эффект от реализации инноваций.
Экологический эффект - влияние инноваций на окружающую среду.
В последнюю группу не вошли ресурсный и экологический критерии, так как их рассмотрение выходит за рамки данного исследования.
Используемые в методике критерии также могут быть распределены по группам, в случае отсутствия в группе критериев их необходимо добавить:
Политика инкубации - критерии отсутствуют.
Образование и кадры - описание деятельности существующих (потенциальных) резидентов технопарка, соглашения о взаимодействии с вузами и НИИ.
Инфраструктура - наличие земельного участка для технопарка в госсобственности, описание объектов инфраструктуры и инженерных сетей технопарка.
Спрос и предложение - соответствие инвестиционного проекта программе социально-экономического развития РФ, отраслевая специализация технопарка.
Инвестиции - доля частных инвестиций в общей стоимости проекта.
Цели и КПЭ - цель инвестиционного проекта, обоснование привлечения средств федерального бюджета.
Экономические - рост объема ВРП, стоимости площади 1 кв. м.
Научно-технические - отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг).
Финансовые - возврат бюджетных средств в виде налоговых поступлений.
Социальные - количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест.
Таким образом, критерии необходимо ввести как минимум для одной группы - политики инкубации, оценивающей качественные показатели работы технопарка с компаниями-резидентами.
Для модификации существующей методики были решены две задачи:
1. Корректировка существующих критериев.
Полный список используемых критериев:
Качественные критерии
Цель инвестиционного проекта, отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), отраслевая специализация технопарка, рост объема внутреннего регионального продукта, обоснование привлечения средств федерального бюджета, наличие земельного участка для технопарка в госсобственности, описание объектов инфраструктуры и инженерных сетей технопарка, описание деятельности существующих (потенциальных) резидентов технопарка.
Количественные критерии
Количество создаваемых/сохраняемых рабочих мест (единиц), доля частных инвестиций в общей стоимости проекта создания технопарка (процентов), бюджетная эффективность проекта, возврат федеральных и региональных средств в виде налоговых поступлений (процентов), величина сметной стоимости площади 1 кв. м инвестиционного проекта (руб./кв.м).
Макроэкономические коэффициенты могут быть использованы при строительстве технопарков, но при оценке дальнейшей эффективности деятельности их следует исключить (данные показатели оценивают регион, выбранный для строительства технопарка, но при оценке эффективности работы технопарка их применение некорректно).
Показатель соответствия приоритетным направлениям развития РФ и государственной программе вооружения также должен быть исключен.
Необходимо исключить пункт о соглашениях с вузами и НИИ, данный критерий будет учтен как критерий аккредитации технопарка (указан далее в работе).
В исходной методике успешным считается технопарк, вернувший до 90% инвестиций в виде налогов. Для данного критерия необходимо исправить величину налоговых поступлений до 100%, так, убыточный технопарк (при 90% в старом варианте) не может оцениваться высшим баллом.
2. Введение новых критериев.
Качественные критерии
Уровень спроса на продукцию технопарка, коэффициент по внедрению трансферта (обмену) технологий, наличие экспертного совета при технопарке, наличие бизнес-инкубатора/образовательного центра, наличие инжинирингового центра/научной инфраструктуры, прохождение аккредитации в «Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий».
Количественные критерии
Уровень освоения средств бюджетных целевых программ, количество рассмотренных заявок от резидентов к числу резидентов, количество патентов и лицензий, количество трудоустроенных студентов/сотрудников из вузов-партнеров.
Дадим описание каждого критерия:
Критерий; уровень освоения средств бюджетных целевых программ.
Допустимые баллы оценки: 1; 0,5; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если доля бюджетных средств составляет менее 30% в бюджете проекта. Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если доля бюджетных средств составляет от 30 до 50% в бюджете проекта. Балл, равный 0, присваивается проекту, если доля бюджетных средств составляет более 50% в бюджете проекта.
Документальные подтверждения: документы, подтверждающие участие в бюджетных целевых программах.
Критерий: уровень спроса на продукцию технопарка.
Допустимые баллы оценки: 1; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если удалось реализовать не менее 70% произведенных единиц продукции резидентов технопарка. Балл, равный 0, присваивается проекту, если удалось реализовать менее 70% произведенных единиц продукции резидентов технопарка.
Документальные подтверждения: документы, содержащие информацию об объеме реализованной продукции компаниями-резидентами технопарка.
Критерий: коэффициент по внедрению трансферта технологий.
Допустимые баллы оценки: 1; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если все компании-резиденты имеют доступ к системам трансферта технологий. Балл, равный 0, присваивается проекту, если компании-резиденты не имеют доступ к системам трансферта технологий.
Документальные подтверждения: документ, подтверждающий подключение компаний-резидентов к системам трансферта технологий.
Критерий: количество патентов и лицензий.
Допустимые баллы оценки: 1; 0,5; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если количество патентов и лицензий составляет более 1 в расчете на каждого ре-
зидента технопарка. Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если количество патентов и лицензий составляет от 1 до 0,5 в расчете на каждого резидента технопарка. Балл, равный 0, присваивается проекту, если количество патентов и лицензий составляет менее 0,5 в расчете на каждого резидента технопарка.
Документальные подтверждения: документы, подтверждающие получение патентов и лицензий компаниями-резидентами.
Критерий: количество трудоустроенных студентов/сотрудников вузов-партнеров.
Допустимые баллы оценки: 1; 0,5; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если число трудоустроенных выпускников/сотрудников вузов-партнеров в компаниях-резидентах и в управляющей компании технопарка находится в интервале от 1 400 и выше. Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если число трудоустроенных выпускников/сотрудников вузов-партнеров в компаниях-резидентах и в управляющей компании технопарка находится в интервале от 700 до 1400. Балл, равный 0, присваивается проекту, если число трудоустроенных выпускников/сотрудников вузов-партнеров в компаниях-резидентах и в управляющей компании технопарка менее 700.
Документальные подтверждения: документы, содержащие информацию о трудоустроенных в компаниях-резидентах с данными об образовании/учебном заведении работников компаний-резидентов технопарка.
Критерий: количество рассмотренных заявок от резидентов к числу успешных заявок.
Допустимые баллы оценки: 1; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если количество рассмотренных заявок составляет не менее 85% от общего числа заявок (15% - успешные заявки, компании, подавшие их, становятся резидентами технопарка). Балл, равный 0, присваивается проекту, если количество рассмотренных заявок составляет менее 85% от общего числа заявок.
Документальные подтверждения: документы, подтверждающие проведение конкурса и рассмотрение заявок от кандидатов в резиденты технопарка.
Критерий: наличие экспертного совета при технопарке.
Допустимые баллы оценки: 1; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если при технопарке создан и функционирует экспертный совет. Балл, равный 0, присваивается проекту, если экспертный совет не создан.
Документальные подтверждения: документы, подтверждающие функционирование экспертного совета.
Критерий: наличие инжинирингового центра/научной инфраструктуры.
Допустимые баллы оценки: 1; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если не менее 50% резидентов технопарка имеют доступ к необходимой инжини-
ринговой и научной инфраструктуре. Балл, равный 0, присваивается проекту, если менее 50% резидентов технопарка имеют доступ к необходимой инжиниринговой и научной инфраструктуре.
Документальные подтверждения: документы, содержащие перечень инжиниринговой/научной инфраструктуры технопарка.
Критерий: наличие бизнес-инкубатора/образовательного центра.
Допустимые баллы оценки: 1; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается проекту, если в технопарке создан и функционирует бизнес-инкубатор. Балл, равный 0, присваивается проекту, если в технопарке отсутствует бизнес-инкубатор.
Документальные подтверждения: документ, подтверждающий функционирование бизнес-инкубатора / образовательного центра при технопарке.
Критерий: прохождение аккредитации в «Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий».
Допустимые баллы оценки: 1; 0.
Определение баллов оценки: балл, равный 1, присваивается технопарку, если он прошел аккредитацию в Ассоциации технопарков и получил статус «Технопарк в сфере высоких технологий». Балл, равный 0, присваивается технопарку, если он не прошел аккредитацию в Ассоциации технопарков.
Документальные подтверждения: документ, подтверждающий прохождение аккредитации.
Как указано выше, не были использованы критерии для научно-технической группы, поэтому из перечня новых критериев в нее следует включить «количество патентов и лицензий». Это позволит оценить влияние всех эффектов от инноваций.
Итоговая формула расчета интегральной оценки по результатам изменений примет следующий вид:
Эинт = Ч1* 0,5 + Ч2х0,5,
где ЭИНТ - интегральная оценка; Ч] - оценка эффективности на основе качественных критериев; Ч2 - оценка эффективности на основе количественных критериев.
Сравним итоговую методику с исходной. Исходная методика оценивает эффективность выделенных бюджетных средств на создание технопарка на основании 19 критериев (14 без макроэкономических). Итоговая методика оценивает эффективность деятельности технопарка на основании 21 критерия без использования макроэкономических факторов. Увеличение числа критериев позволяет оценивать технопарки с более высокой степенью точности. Качественные изменения критериев позволяют избежать ошибок и некорректных оценок, которые, в свою очередь, могли бы привести к нецелевому расходу средств и не дать ожидаемого экономического эффекта в виде инновационной продукции и окупаемости государственных вложений в программу технопарков.
Методика позволяет дать оценку расходования бюджетных средств и окупаемость инвестиций в технопарк на этапе его функционирования. Область применения итоговой методики также может включать оценку эффективности деятельности управляющих компаний технопарков, оценку деятельности бизнес-инкубаторов, a также прочих элементов инновационной инфраструктуры.
Возможно использование данной методики для оценки эффективности строительства и функционирования технополисов, например, для находящегося в настоящий момент на этапе создания технополиса «Сколково» и расположенного на его территории технопарка. Применение методики для решения данной задачи потребует ее адаптации под конкретный проект и существенной переработки, однако базовый принцип оценки и значительная часть критериев останутся прежними, учитывая то, что технопарк является одним из ключевых элементов технополиса. Стоит отметить, что для оценки технополиса, вероятно, потребуется вновь ввести в методику блок макроэкономических критериев, дополнив его критериями оценки качества жизни населения и городской инфраструктуры. Данная корректировка следует из концепции и мировой практики развития технополисов как комфортной городской среды для инновационной деятельности.
Для оценки других видов инновационной инфраструктуры на основе предложенной методики может быть рекомендовано расширить список критериев оценки, например учитывая экологический и ресурсный эффекты, дополнительные критерии окупаемости инвестиций и т. д.
Литература
1. Бозо Н.В. Территориальное планирование: учеб. пособие. Ч. 1: Стратегическое планирование. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 210 с.
2. Минэкономразвития России. О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: приказ №59. М., 2010.
3. Гахова Н.А. Региональная промышленная политика в инновационных регионах // Проблемы современной экономики. 2014. № 1. С. 166-168.
4. Бозо Н.В. Региональная экономика : учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. 196 с.
5. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/documents/dokumenty-ministerstva-svjazi-i-massovykh-kommunikatsijj-rf/30.05.15. Загл. с экрана.
6. Проект Федерального закона о технопарках в сфере высоких технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/upload/proekt_zakona_o_tehnoparkah.docx / 30.05.15. Загл. с экрана.
7. Положение о присвоении статуса технопарка в сфере высоких технологий Некоммерческим партнерством «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/upload/Polojenie_o_prisvoenii_ statusa_tekhnoparka. pdf 30.05.15. Загл. с экрана.
8. Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/ 201403_Business_ incuba-tors.pdf 30.05.15. Загл. с экрана.
9. Мацкевич В. Ч. Оценка эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на примере технопарка: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012.
10.ГавриловаН.М. Технопарки в мире и в России // ЭКО. 2012. №10. С. 78-84.
11. Шевелев А.Е, Богомолова И.В. Неопределенность и риски при деятельности технопарков / Вестн. ЮУрГУ, 2009. № 41. С. 48-51.
12.ЯдоваЕ.Н. Разработка рекомендаций по стратегии построения российских технопарков. М.: МТИ, 2012.
13.Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на создание технопарков в сфере высоких технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/Metodika_otsenki_ispolzovaniya_ sredstv_ federalnogo_budzheta.pdf 30.05.15. Загл. с экрана.
N.V. Bozo, A.V. Diner. Novosibirsk State Technical University. Novosibirsk, Russia. E-mail: bozo_ [email protected], E-mail: [email protected]
THE METHODICAL APPROACH TO THE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE TECHNOPARKS
Keywords: technopark, the law on technoparks, the effectiveness of technoparks, evaluation criteria technoparks.
Based on the study of many methods for assessing the activity of technoparks, the authors propose the method of efficiency's calculation of Technopark, which can be used in the assessment of efficiency of management companies in industrial parks, adjusting their development strategies, monitoring the budget. Currently in Russia there are several state programs connected with the development of technoparks. It is expected that they should become points of growth in the formation of national innovative capacity. In the absence of a unified legislative framework does not exist common methodology to evaluate the effectiveness of investments in industrial parks. Currently the Ministry of communications uses its own methods of efficiency's assessment of the Federal budget directed for creation in the sphere of high technologies. In addition, there are guidelines of the Association of technoparks. The paper presents the author's recomendation to use the methodology of the Ministry of communications as the most complete, which contains quantitative methods of evaluation. For assessment of technology parks in the methodology of the Ministry of communications are invited to rate them on three groups of criteria: quantitative, qualitative and macroeconomic. The author's methodical approach assumes use of two types of criteria. The study also reveals demand for modification of an existing technique using to describe any aspects of technology parks' activity.
References
1. Bozo, N. V. Territorial'noe planirovanie Ch. 1. Strategicheskoe planirovanie [Territorial Planning. Part 1. Strategic planning]. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University, 2013. - 210 p.
2. The Ministry of Economic Development of Russia. O merah po realizacii v 2010 godu mero-prijatij po gosudarstvennoj podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva: prikaz №59 [On measures to implement the 2010 event on state support of small and medium-sized businesses: the Order №59] / Moscow, 2010.
3. Gahova N. A. Regional'naja promyshlennaja politika v innovacionnyh regionah [Regional industrial policy in innovative regions] / N. A. Gahova // Problemy sovremennoj jekonomiki, 2014, № 1. P. 166-168
4. Bozo, N. V. Regional'naya ekonomika [Regional economy]. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University, 2012. - 196 p.
5. Dokumenty Ministerstva svjazi i massovyh kommunikacij [Documents of the Ministry of Communications and Mass Media]. Available at: http://nptechnopark.ru/documents/dokumenty-ministerstva-svjazi-i-massovykh-kommunikatsijj-rf / (accessed 30 May 2015). (In Russian).
6. Proekt Federal'nogo zakona o tehnoparkah v sfere vysokih tehnologij [The draft Federal Law on technoparks in high technology]. - Available at: http://nptechnopark.ru/upload/proekt_ zakona_o_ tehnoparkah.docx / (accessed 30 May 2015). (In Russian).
7. Polozhenie o prisvoenii statusa tehnoparka v sfere vysokih tehnologij Nekommercheskim part-nerstvom «Associacija tehnoparkov v sfere vysokih tehnologij [Regulation on awarding the status of industrial park in the high-tech non-profit partnership "Association of technoparks in the sphere of high technologies. - Available at: http://nptechnopark.ru/upload/ Polojenie_o_prisvoenii_ statusa_ tekhnoparka.pdf (accessed 30 May 2015). (In Russian).
8. Problemy i reshenija: biznes-inkubatory i tehnoparki Rossii [Problems and Solutions business incubators and industrial parks in Russia]. - Available at: http://www.rusventure.ru/ru/programm/ analytics/docs/201403_Business_incubators.pdf (accessed 30 May 2015). (In Russian).
9. Mackiewicz V. C. Ocenka jeffektivnosti infrastrukturnogo obespechenija predprinimatel'skoj dejatel'nosti na primere tehnoparka: dissertacija [Evaluating the effectiveness of infrastructural maintenance of entrepreneurial activity on an example of industrial park: the dissertation] / - St. Petersburg, 2012.
10. Gavrilova N. M. Tehnoparki v mire i v Rossii [Technology parks in the world and in Russia] / ECO, №10, 2012. - P. 78-84.
11. Shevelev A. E., Bogomolova I. V. Neopredelennost' i riski pri dejatel'nosti tehnoparkov [Uncertainties and risks related to the activities of industrial parks] / Vestnik JuUrGU, № 41, 2009. Р. 4851.
12. Yadova E. N. Razrabotka rekomendacij po strategii postroenija rossijskih tehnoparkov [Development of recommendations on the strategy of building a Russian technoparks] / Moscow: MTI, 2012.
13. Metodika ocenki jeffektivnosti ispol'zovanija sredstv federal'nogo bjudzheta, napravljaemyh na sozdanie tehnoparkov v sfere vysokih tehnologij [Methods of assessing the effectiveness of the use of federal budget funds allocated for the establishment of technology parks in the sphere of high technologies]. - Available at: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/Metodika_otsenki_ ispolzovaniya_sredstv_ federalnogo_budzheta.pdf (accessed 30 May 2015). (In Russian).