Научная статья на тему 'Технопарки при университетах: нереализованные возможности'

Технопарки при университетах: нереализованные возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
791
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОПАРК / УНИВЕРСИТЕТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATION / SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK / UNIVERSITY / COMMERCIALIZATION / BUSINESS / INFRASTRUCTURE / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мехренцев А. В., Добрачев А. А.

Рассмотрены проблемы развития малых инновационных предприятий в университетах РФ. Показана необходимость их объединения в структуры технопаркового типа, сформированные на базе госсобственности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial parks in universities: unrealized opportunities

The problems of the small innovative enterprises development at universities of the Russian Federation are considered. The necessity of their association in structures of science and technology parks which are created on the basis of state ownership of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Технопарки при университетах: нереализованные возможности»

№ 1 (31) ЯНВАРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

А. В. Мехренцев, канд. тех. наук, профессор, ректор,

А. А. Добрачев, канд. тех. наук, профессор,

Уральский государственный

лесотехнический университет,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected]

ТЕХНОПАРКИ ПРИ УНИВЕРСИТЕТАХ: НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Инновационный бизнес, иначе — бизнес на основе новых открытий и научных разработок, стал приоритетным и наиболее прибыльным во всех развитых странах планеты. Многие развивающиеся страны, оценив его преимущества и перспективы для развития своих экономик, отстраивают системы его становления и развития, вкладывая в инновационный бизнес значительные бюджетные средства. Инновационный бизнес — это способ достижения приоритета страны в определенных сферах =

науки, технологии, техники и экономики; ведь его основная задача — не просто получение прибыли, а получение прибыли от внедрения новых разработок. Поэтому для многих стран очевидна необходимость перехода национальных экономических систем на инновационный путь развития.

Наиболее эффективной формой стимулирования экономического развития, интеграции науки и производства в развитых странах являются структуры технопаркового типа. Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х гг., когда Стэндфорд-ский университет начал привлекать в освобождающиеся лаборатории и пустующие помещения отдельные научные коллективы, небольшие фирмы, занимающиеся наукоемким бизнесом, в основном выполняю-

Сотрудничество малых производственных фирм с учеными университета стало первым успешным опытом развития наукоемкого, и, как оказалось, прибыльного бизнеса, который постепенно перерастал рамки малого и превращался в крупный, самостоятельный.

щие военные заказы министерства обороны. Сотрудничество малых производственных фирм с учеными университета стало первым успешным опытом развития наукоемкого, и, как оказалось, прибыльного бизнеса, который постепенно перерастал рамки малого и превращался в крупный, самостоятельный. Становясь независимым, он, тем не менее, не утрачивал своих связей с университетом, что пошло на пользу и бизнесу, и университету, и экономике региона. Так появились = в США региональные специализированные технопарки, затем различные «кремниевые долины», а позже — и особые экономические зоны, которые стали основой для копирования инновационного бизнеса во всем мире1.

Сегодня существует множество определений термина «технопарк», но так или иначе суть этих определений сводится к следующему: это научно--промышленная фирма, созданная на единой территории с целью концентрации усилий ученых, разработчиков, производителей одного или нескольких смежных профилей деятельности с целью ускоренной коммерциализации научных разработок. Финансовой основой становления технопарков является бизнес, но во всех странах государство создает льготные условия для успешного развития этих структур.

дискуссия

журнал научных публикаций

В России образование технопарков началось в конце 1980-х гг., в основном в высшей школе2. Они, как правило, создавались в качестве структурных подразделений вузов, коллективы которых по- -

нимали необходимость развития кооперации науки и производства. Не поддержанные финансовым обеспечением, которое вуз не имеет права осуществлять коммерческим органи- :

зациям, они, тем не менее, стали первым (зачастую печальным) опытом коммерциализации научных разработок, которыми так богаты университеты. Высокопоставленные чиновники из Правительства РФ, поверхностно ознакомившись за рубежом с новым явлением в их экономике, вынесли для себя лишь следующее: надо создавать технопарки в России. Так появилось российское неофициальное определение технопарка: это

Финансовой основой становления технопарков является бизнес, но во всех странах государство создает льготные условия для успешного развития этих структур.

обособленная территория с инфраструктурой, на которой должны организовываться и до некой стадии развиваться производства различного профиля и направления деятельности, имеющие в активе патент или ноу-хау. В регионах же это нововведение восприняли еще более своеобразно — в технопарк собираются любые малые бизнес-структуры, независимо, есть ли в их деятельности какая-либо инновационная составляющая.

Поэтому в России множество так называемых технопарков имеют основной сферой деятельности предоставление аренды обычным малым предприятиям. Разрабатываются программы развития таких организаций, создаются многочисленные государственные и негосударственные структуры их поддержки, которые успешно поедают

№ 1 (31) ЯНВАРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

львиную долю выделяемых на цели инноваций средств, как федеральных, так и региональных. Поэтому российские технопарки служат в первую очередь своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них малые предприятия от агрессивной внешней среды, что уже неплохо, но это не инновационный бизнес. В российском законодательстве так и не появилось юридическое определение слов «инновация» и «технопарк», а проекты федерального закона о технопарках лежат в кулуарах Госдумы с 1997 г. В отсутствие закона многие региональные структуры издают свои законы, касающиеся этого вопроса.

Пока готовится федеральное законодательство об инновационной деятельности, отдельные технопарки в сфере высоких технологий и коммуникаций, созданные постановлениями Правительства РФ, ведут строительство собственной инфраструктуры практически на голом месте. Их концепции развития, направления инновационной деятельности нечетко сформированы, размыты по различным сферам науки и промышленного производства, что вызывает сомнения в эффективности создания и финансирования таких структур, в т. ч. и разрекламированного «Сколково». Многие директора действующих технопарков солидарны в том, что строительство таких технопарков на голом месте — несомненная роскошь для нашего государства в современной эконо- =

мической ситуации. Это подтверждают и последние решения Правительства РФ о прекращении финансирования некоторых технопарков в сфере высоких технологий, развивающих строительство, но так и не сформировавших портфели своих инно- =

вационных проектов. Технопарки — это не просто набор инфраструктуры, технопарки должны создаваться на базе сформировавшихся научных школ по направ-

Строительство технопарков на голом месте - несомненная роскошь для нашего государства в современной экономической ситуации.

Незаинтересованность предпринимательского сектора российской экономики в финансировании инновационных проектов, невозможность реализации этих проектов незначительными

грантами фондов и прочих госструктур ставят создаваемые МИПы на грань выживания.

лениям науки и техники, что, по мнению авторов, принесет прорыв в одной или нескольких смежных технологиях.

Как следует из мирового опыта, развитие инноваций непосредственно связано со становлением и ростом малого инновационного предпринимательства, которое, в основном, зарождается и концентрируется в высшей школе и научных заведениях. Госдумой РФ в 2009 г. был принят Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных общества в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон активизировал создание малых инновационных предприятий (МИП) в вузах и научных учреждениях, и на сегодня в Государственный реестр их уже включено более 1 600. Тем не менее, недочеты ФЗ № 217 и его противоречия гражданскому, налоговому и бюджетному законодательствам поставили организуемые МИПы в трудное положение. Эти противоречия устранялись в течение 2009, 2010 и 2011 гг., но и на сегодняшний день нормативно-правовая база развития университетами малого инновационного бизнеса нуждается в доработках и уточнениях.

В первую очередь в законе стоит отметить отсутствие финансовых рычагов и источников становления и развития МИПов в университетах, не имеющих других средств для реализации инновационных проектов, кроме личных вложений физических лиц — самих организаторов и учредителей малых инновационных предприятий. Незаинтересованность предпринимательского сектора российской экономики в финансировании инновационных проектов, невозможность реализации этих проектов незначительными гран-

дискуссия

журнал научных публикаций

тами фондов и прочих госструктур ставят создаваемые МИПы на грань выживания. Федеральные, а вслед за ними региональные постановления и регламенты ориентированы на помощь малому бизнесу, уже проявившему себя финансово со-стоятельным3.

Для коммерциализации проектов МИПу, находящемуся на ранней стадии своего развития, кроме команды разработчиков и оборудованных площадей требуются стартовые финансовые средства и предпринимательский опыт, которых обычно у инноваторов нет. Им не хватает средств на офисное оснащение, аренду, информационное обеспечение, оборудование, на оплату квалифицированных специалистов в области юриспруденции, финансов, маркетинга. Молодым ученым, не имеющим ранее отношения к бизнесу, требуются менеджеры с опытом коммерции и управления, а им надо платить достойную зарплату. Большинство малых предприятий не находят поддержки в банках, так как кредиты выдаются под конкретное имущественное обеспечение, которого на начальной стадии реализации патента или проекта у МИПов нет.

Предприятия инновационного бизнеса в вузах начинают понимать, что положительного результата можно добиться, лишь взаимодействуя друг с другом, что и приводит их к мысли об организации технопарков при университетах, как одного из наиболее эффективных механизмов инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства. Кроме того, опыт автономного существования малых инновационных предприятий на основе авторских научных коллективов показывает, что наиболее эффективной формой организации МИПов может стать их создание на базе уже существующих предприятий малого бизнеса. В этом случае может появиться и стартовый капитал, и наработанный опыт финансового менеджмента, и организованная производственная база.

Таким образом, объединение в МИПы участников из сферы науки и малого бизнеса — наиболее реальный путь нормаль-

ного функционирования и развития этих предприятий, а при финансовой поддержке со стороны государства на этапе становления это поможет обеспечить их эффективное инновационное развитие. Слияние интеллектуальных, финансовых и технологических ресурсов МИПов, объединение их в единое управляющее предприятие — технопарк, по мнению авторов, явится условием нормального развития инновационного бизнеса в университетах.

Некоторые отраслевые технические вузы располагают значительной учебно-производственной базой: производственными мастерскими, учебно-опытными предприятиями и хозяйствами, заводами и фабриками. Развитие этой базы на новой, инновационной основе, может стать самой актуальной как для вузов, так и для регионов РФ формой организации перспективных технопарков, дающих начало инновационному развитию в отдельных отраслях экономики.

Сегодня создание новых инновационных предприятий в рамках вузовских технопарков с их статусом структурных подразделений университетов является реальностью, которую следует признать структурам власти и управления всех уровней, для чего необходимо понять особенности их создания и функционирования, развернуть нормативно-правовую базу в сторону таких технопарков. Так же необходимо рассмотреть и решить финансовые, правовые и организационные вопросы их стартового развития, т. к. технопарки в вузах сегодня — наиболее эффективный механизм инновационного развития экономики как регионов, так и России в целом. ^

1. Акмаева Р. И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. С. 541.

2. Маренков Н. Л., Золотарева М. А. Инновации в России: учеб. пособие. — М.: Флинта: МПСИ, 2005.

3. Виленский А. В. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. 2011. № 6. С. 152-153.

Большинство малых предприятий не находят поддержки в банках,

так как кредиты выдаются под конкретное имущественное обеспечение, которого на начальной стадии реализации патента или проекта у МИПов нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.