"Мяно^лщиаяме feay&umue и мллий бизнес
12 (219) - 2011
УДК 658;005
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО НАУКОЕМКОГО БИЗНЕСА*
А. А. МАЛЬЦЕВА,
кандидат экономических наук, начальник отдела научно-технической информации и организации научнойработы E-mail: [email protected]
С. Н. ФРОЛОВ,
аспирант кафедры мировой и национальной экономики E-mail: [email protected]
Е. А. БОБКОВ,
специалист отдела научно-технической информации и организации научнойработы E-mail: [email protected] Юго-Западный государственный университет
Авторами разработан подход к рассмотрению разрозненных компонентов инновационного предпринимательства, выполняющих существенно различающиеся функции, как комплекса взаимосвязанных элементов; предложена модель, которая является концептуальной основой для формирования механизма мониторинга и оценки эффективности инфраструктуры поддержки малых наукоемких предприятий.
Ключевые слова: малый бизнес, наукоемкость, инновации, инфраструктура, поддержка.
Инновационное развитие современной мировой экономики происходит в основном за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Малый бизнес объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационныхпроцессов [1].
* Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. по теме: Концептуальные и методические основы формирования инфраструктурной поддержки малых наукоемких предприятий как фактора инновационного развития региона в условиях институциональной модернизации экономики (на примере системы бизнес-инкубирования)»
Инновационное развитие экономики зависит не только оттого, насколько эффективна деятельность самостоятельных экономических агентов в отдельности, но и оттого, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами [5].
Однако институциональные механизмы в России полноценно пока не заработали, существующие экономические реалии, бюджетное и налоговое законодательство ограничивают возможности доступа малого предпринимательства в сфере инноваций к необходимым ресурсам и препятствуют государственной поддержке венчурных проектов в силу их принципиально высокорискового характера.
Одним из основных и действенных методов развития малых инновационных предприятий является система их инфраструктурной поддержки.
В соответствии с методологией, изложенной в базовом докладе к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской
Инфраструктура национальной инновационной системы
Федерации» [3], подготовленном Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009г., инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства является элементом инфраструктуры национальной инновационной системы, одновременно включая в себя институты поддержки малого бизнеса (рис. 1).
Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства — совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого высокотехнологичного бизнеса в целом.
Цель формирования инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства — создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях деятельности — имущественного, кадрового и информационно-консультационного.
В авторском исследовании был проведен анализ существующих элементов инновационной инфраструктуры и выделены те из них, которые
Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимать ьогеа
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
Рис. 1. Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства как элемент других видов инфраструктур
повышают эффективность функционирования малых предприятий высокотехнологичного сектора экономики.
На практике выделенные элементы инновационной инфраструктуры часто являются интегрированными, выполняющими функции нескольких институтов. Авторами определены отдельные компоненты, систематизированные по функциональному признаку.
Информационная инфраструктура образована группой организаций, представляющих информационные и консалтинговые услуги (табл. 1).
Инновационный характер деятельности малых инновационных предприятий требует быстрой адаптации как основных, так и вспомогательных бизнес-процессов к условиям динамично меняющейся внешней среды. В соответствии с методологией управления целесообразен аутсорсинг только вспомогательных бизнес-процессов, к которому прибегают малые инновационные предприятия в
Таблица 1
Элементы информационной инфраструктуры
Элемент инфраструктуры Определение Направление поддержки малых инновационных предприятий (МИП)
1.1. Аналитические центры Консалтинговые компании, предоставляющие услуги в области концептуального анализа и проектирования для решения сложных проблем стратегического планирования и управления высокотехнологичным предприятием Разработка конкурентной стратегии развития МИП в средне- и долгосрочной перспективе. Формирование бизнес-модели МИП. Инжиниринг бизнес-направлений и бизнес-процессов высокотехнологичной компании. Разработка организационной и функциональной структуры МИП
1.2. Информационные центры Компании, предоставляющие доступ к обширным базам данных научно-технической информации, связанной с отраслевой специализацией МИП Обеспечение неограниченного доступа к научным библиотекам, справочникам и прочим информационными источникам, необходимым для проведения НИОКР и поддержания конкурентоспособности наукоемкой продукции на рынке
1.3. Центры интеллектуальной собственности и авторского права (патентные центры) Организации, оказывающие юридические услуги в сфере патентного и авторского права малым и средним инновационным предприятиям Консультация высококвалифицированными специалистами в сфере патентного и авторского права. Содействие субъектам инновационной деятельности в квалифицированной подготовке материалов для обеспечения защиты их интеллектуальной собственности. Экспертиза, оценка стоимости, правовая охрана объектов интеллектуальной собственности МИП на этапе коммерциализации
^ЯНо^лщиаЯМе ргу&шчие и мллий бизнес
12 (219) - 2011
Окончание табл. 1
Элемент инфраструктуры Определение Направление поддержки малых инновационных предприятий (МИП)
1.4. Центры экспертизы и коммерциализации технологий Профессиональные экспертные организации, предлагающие своим клиентам полный спектр экспертных и оценочных услуг в самых широких областях деятельности, а также передачу новых технологий в коммерческое использование Проведение различных видов экспертиз наукоемкой продукции при выводе ее на рынок на различных этапах инновационного цикла. Предоставление бизнес-услуг в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности на всех этапах жизненного цикла инновационной продукции
1.5. Центрылицензи-рования, стандартизации и сертификации Коммерческие организации, обеспечивающие ускорение получения необходимой документации при выводе инновационной продукции на рынок Испытания и сертификация наукоемкой продукции. Лицензирование и стандартизация инновационной продукции и процессов
1.6. Центрымаркетин-говых исследований Профессиональные экспертные организации, обеспечивающие предоставление специализированных услуг в области маркетинговых исследований на различных этапах жизненного цикла инновационной продукции Разработка маркетинговых стратегий. Посреднические услуги при формировании портфеля заказов инновационных предприятий. Разработка стратегии рекламной и имиджевой деятельности МИП. Проведение маркетинговых исследований и анализа рынка инновационной продукции на этапе НИОКР. Продвижение на рынок продукции (работ, услуг) для высокотехнологичных секторов экономики. Анализ эффективности маркетинговой деятельности субъектов инновационной деятельности
1.7. Коучинг-центры Обучающие центры, предназначенные для руководителей и специалистов МИП, по правовым, экономическим и техническим вопросам создания и развития инновационного бизнеса Содействие профессиональному и личностному росту специалистов инновационных предприятий и организаций. Консультирование, направленное на получение новых знаний в области инновационной деятельности, управления на этапе организации МИП
1.8. Центрыюридичес-кого консалтинга Коммерческие организации, предоставляющие клиентам поддержку ведения бизнеса по правовым вопросам Консалтинг и аутсорсинг процесса государственной регистрации МИП. Предоставление информации и помощь в комплектации пакета документов для получения льгот и субсидий в рамках государственных и региональных программ поддержки малого предпринимательства
1.9. Центры экономического консалтинга Компании, предоставляющие консультационные услуги в сфере планирования и учета хозяйственной деятельности МИП Консалтинг и аутсорсинг бухгалтерского учета и отчетности МИП. Планирование текущей производственно-хозяйственной деятельности
1.10. Инновационно-инвестиционные центры (палаты) Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие поиск инвесторов для перспективных инновационных проектов Ведение базы данных инвесторов и предоставление информации об инновационных проектах МИП, требующих инвестирования. Организация совещаний, презентаций, выставок и личных встреч потенциальных инвесторов с представителями малого инновационного бизнеса
связи с недостатком финансового и человеческого капитала на этапе становления и развития.
Формирование информационной инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий обусловлено необходимостью снижения трансакционных издержек за счет полного или частичного аутсорсинга вспомогательных бизнес-процессов — управления и развития, которые практически идентичны для всех малых высокотехнологичных предприятий.
Организационная инфраструктура имеет целью координацию и успешное функционирование основных и обеспечивающих бизнес-процессов малых инновационных предприятий на всех стадиях функционирования (табл. 2).
Жизненный цикл наукоемкой продукции имеет своей отличительной особенностью наличие стадии НИОКР, в связи с чем остро стоит проблема временного использования высокотехнологичного дорогостоящего оборудования для
Таблица 2
Элементы организационной инфраструктуры
Элемент инфраструктуры Определение Направление поддержки малых инновационных предприятий (МИП)
2.1. Научно-координационные центры Аффилированные территориальные структуры, выполняющие функции координации исследовательских и инновационных процессов Инициирование создания малых предприятий с видами экономической деятельности, соответствующими региональным интересам. Научно-техническая поддержка МИП
2.2. Центры коллективного пользования Имущественные комплексы, включающие сертифицированное дорогостоящее научное оборудование и квалифицированных специалистов, способных по заказам заинтересованных организаций и коллективов выполнять междисциплинарные исследования состава, структуры и свойств образцов, обеспечивать при этом достоверность (единство) измерений и интерпретировать их результаты Обеспечение возможности проведения исследований научным коллективам МИП на современном дорогостоящем оборудовании, выполнение научно-исследовательских работ по заказам высокотехнологичных компаний
2.3. Бага-центры Структуры, обеспечивающие высокую эффективность и скорость обработки информации, систематизацию информационных ресурсов об инновационных процессах в рамках региональной инновационной системы Проектирование информационной среды, управление базами данных инновационных предприятий и информационными потоками. Техническое и программное обеспечение информационной среды субъектов инновационной деятельности, обеспечение их информационной безопасности. Мониторинг информационной среды и информационных ресурсов инновационных предприятий. Сбор и систематизация аналитической информации в сфере инновационных процессов и ихдинамики. Предоставление аналитической и прогнозной информации в области инновационной деятельности ее субъектам
2.4. Лизинговые компании Финансовые компании, которые выступают в роли лизингодателя для МИП Предоставление в аренду и лизинг основных средств для осуществления производственно-хозяйственной деятельности субъектам малого инновационного бизнеса на льготных условиях
2.5. Центры трансфера технологий Организации, обеспечивающие сопровождение инновационных проектов и ускорение коммерциализации результатов научных исследований и разработок за счет передачи научно-технических знаний и опыта с использованием специальных механизмов (сетей трансфера технологий) Формирование и обслуживание обширной информационной базы данных о продукции и технологиях МИП. Осуществление поддержки МИП в части реализации технологий, продукции и услуг предприятиям и организациям за пределами региона с использованием сетей трансфера технологий. Поиск инвесторов для инновационных проектов МИП
проведения экспериментальных исследований и испытаний.
Организационная структура способствует повышению эффективности обеспечивающих (инфраструктурных), а в дальнейшем на этапе производства и основных бизнес-процессов малых инновационных предприятий, предоставляя возможность аренды и лизинга необходимых производственных фондов без значительных капитальных вложений, которые субъекты малого бизнеса не могут осуществить на стадии становления и развития компании.
Координационной составляющей организационной инфраструктуры выступают научно-координационные центры и центры трансфера техноло-
гий, способствующие расширению возможностей малых инновационных предприятий с использованием современных сетевых механизмов.
Авторами был проведен анализ жизненного цикла инновационной компании, в результате которого были выявлены востребованные на каждой стадии элементы инфраструктуры, обеспечивающие эффективность основных и вспомогательных бизнес-процессов малых инновационных предприятий.
В предложенной модели введено допущение о реализации на базе компании одного инновационного проекта с пятилетним жизненным циклом (рис 2).
fyfrHoßaujtiafrMe feayßumue и мллий бизнес
12 (219) - 2011
I L< I
„1 1.2
1.7
!■•'
Ы
IUI M
|»1
1Л 1.3
1.4
1 15 1-9
14 И
ш
и 1«
1.4 2.3
2,5
1.2 1.10
2.7 2.3
1А 2,5
Посевная (Seed)
Зарождение (Start-up)
Ранний рост (Early Stage)
Расширение (Expansion)
Рис. 2. Модель стадий жизненного цикла инновационного предприятия и соответствующих им элементов организационной и информационной инновационной инфраструктуры (нумерация элементов инфраструктуры приведена
в соответствии с табл. 1и2)
Разработанная модель иллюстрирует функциональные потребности малых инновационных предприятий на различных стадиях жизненного цикла компании и инновационного проекта и выявляет особо острую необходимость инфраструктурной поддержки высокотехнологичного бизнеса на стадиях зарождения идеи и посевной стадии.
Востребованность отдельных институциональных элементов организационной и информационной инфраструктуры может меняться в зависимости от специфики деятельности компании.
Систематизация инфраструктурных компонент выявила их множественность, что может стать существенным препятствием к эффективному развитию малого инновационного предпринимательства.
В современных условиях сформированы интегрированные инфраструктурные элементы, совмещающие в себе функции большинства приведенных выше структур, наиболее распространенными из которых являются бизнес-инкубаторы и технопарки.
Бизнес-инкубатор — структура, финансируемая из средств бюджетов всех уровней, предоставля-
ющая малым предприятиям производственные и офисные площади, услуги для становления их бизнеса на льготных условиях.
Целью создания бизнес-инкубаторов является генерация волны малого наукоемкого бизнеса в регионах за счет их комплексной поддержки на ранних стадиях развития.
К основным видам услуг, предоставляемых бизнес-инкубаторами малым инновационным предприятиям, относятся предоставление в аренду помещений на льготных условиях, оказание комплекса консалтинговых и информационных услуг. Бизнес-инкубатор берет на себя часть затрат субъекта предпринимательской деятельности для облегченного доступа его на рынок за счет собственных ресурсов, грантов или средств муниципального бюджета в течение определенного срока (не более трех лет).
На ранних стадиях в связи с ограниченными возможностями финансирования бизнес-инкубатор ориентирован на размещение резидентов на собственных площадях, что в большинстве случаев определяет его убыточность.
По мере своего развития на его базе начинают функционировать специализированные центры, являющиеся элементами информационной инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий, которые могут быть структурными подразделениями бизнес-инкубатора или привлекаться на условиях аутсорсинга.
Практика показывает, что бизнес-инкубаторы функционируют в большинстве своем за счет средств бюджетов всех уровней, но при их эффективном развитии создают предпосылки для роста налоговых поступлений.
Существует опыт создания коммерческих бизнес-инкубаторов, выполняющих функции инвестиционных компаний, которые, являясь
соучредителями малых инновационных предприятий, имеют право на получение части его доходов в перспективе.
Технопарк — имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5 ООО м2 [4].
Целью создания технопарков является формирование необходимых условий для инновационного развития экономики региона и эффективное использование научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких, ресурсосберегающих технологий и принципиально новых для области видов продукции.
Технопарки призваны стать ядром региональных инновационных кластеров, представляющих собой объединение различных организаций. Технопарки позволяют использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения [2].
В современном понимании высокоразвитый технопарк представляет собой интегрированную структуру, в которой комплексно представлены рассмотренные элементы информационной и организационной инфраструктуры, являющиеся частью технопарка или привлеченные на условиях аутсорсинга частные компании, сконцентрированные на специально выделенной территории.
Основным отличием технопарка от бизнес-инкубатора является его ярко выраженная высокотехнологичная направленность, наличие якорных
резидентов, обеспечивающих безубыточность деятельности управляющей компании на этапе становления технопарка, большую затратность проекта на его создание, отсутствие у резидентов необходимости покидать технопарк по истечении сроков инкубирования.
С теоретико-методологической точки зрения технопарком может быть признан высокотехнологичный бизнес-инкубатор, предоставляющий резидентам возможность аренды площадей и получения пакета бизнес-услуг на общих условиях в постинкубационный период.
Анализ российского и зарубежного опыта функционирования интегрированных элементов инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий — бизнес-инкубаторов и технопарков — указывает на эффективность подобного объединения.
Концентрация всех элементов информационной и организационной инфраструктуры на одной территории обусловливает возникновение синерге-тического эффекта от их взаимодействия и способе -твует генерации большего количества малых инновационных компаний, которые обеспечивают рост выручки за счет увеличения объемов потребляемых бизнес-услугтехнопарков и бизнес-инкубаторов.
Финансовая инфраструктура предоставляет возможности получения инвестиций для реализации инновационных проектов на базе малых инновационных предприятий (табл. 3).
Институциональная последовательность получения финансовой поддержки малых инновационных предприятий в различные периоды своего становления и развития представлена на рис. 3.
Анализ показал, что большинство институтов финансовой инфраструктуры создано в рамках
Таблица 3
Элементы финансовой иш >раструктуры
Элемент инфраструктуры Определение Особенности финансирования малых инновационных предприятий (МИП)
Бизнес-ангелы Физические и юридические лица, объединенные в ассоциацию, профессиональные инвесторы, вкладывающие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития Финансирование инновационного проекта на стадии идеи. Получение значительной части прибыли от реализации успешного бизнес-проекта
Венчурные фонды Некоммерческие организации с государственным участием, ориентированные на финансирование новых перспективных научных разработок, вложения в которые сопровождаются высокой степенью неопределенности и риска Реализуется принципиально новая технология выбора проектов, основанная на конкурсном отборе поступивших заявок по результатам экспертизы, проводимой научным сообществом. Действуют прозрачные механизмы инвестирования отчетности и контроля надрасходованием средств. Механизмы финансирования основаны на предоставлении заявителю, выигравшему конкурс, целевого гранта
^ЯНо^лщиаЯМе feay&umue и мллий бизнес 12(219)-2011
Окончание табл. 3
Элемент инфраструктуры Определение Особенности финансирования малых инновационных предприятий (МИП)
Государственные корпорации Корпорации, созданные для содействия реализации государственной политики в сфере высоких технологий, осуществляющие финансовую поддержку МИП, отраслевая специализация которых соответствует корпоративной Финансирование МИП осуществляется по результатам конкурса инновационных проектов, направленных на решение отдельных задач, стоящих перед корпорацией. Осуществляются вложения в уставные капиталы профильных МИП на посевной стадии для получения дохода в перспективе
Инвестиционные фонды Государственные учреждения или коммерческие организации, осуществляющие поддержку малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции и начинающих инновационных компаний (start-up) Осуществляется посевное финансирование отобранных на конкурсной основе инновационных проектов МИП, соответствующих приоритетным направлениям развития техники и технологий. Инвестиции предоставляются исключительно вновь созданным компаниям или существующим на рынке не более 2—3 лет. Предоставляется финансовая поддержка в виде грантов научным коллективам, которые проводят прикладные исследования в интересах высокотехнологичных секторов экономики
Кредитные организации Организации, предоставляющие во временное пользование финансовые ресурсы под проценты Кредитование МИП по льготным ставкам в случае положительных результатов экспертизы инновационного проекта. Предоставление финансовых ресурсов на стадии коммерциализации НИОКР
Инвестиционные компании Компании, осуществляющие прямое инвестирование инновационных проектов, полностью готовых к реализации Финансовые ресурсы предоставляются в обмен на долю в уставном капитале МИП. Проводятся предварительный отбор и экспертиза инновационных предложений, предпочтение отдается проектам с коротким сроком окупаемости
Фондовые биржи высоких технологий Специализированные площадки, осуществляющие торговлю ценными бумагами высокотехнологичных компаний, что обеспечивает привлечение инвестиций в инновационный бизнес Предоставляются стандартные услуги фондовой биржи инновационным компаниям. Малые инновационные предприятия недостаточно представлены на фондовом рынке вследствие отсутствия упрощенных механизмов выпуска и реализации ценных бумаг
Стадии развития МИЛ
И N Ы t?C Т Н U НОМ hSil L- компании,
кредитные органньэцин, фондовые биржи высоки» технологии
венчурные фонды, государственные корпорации, инвестиционные фонды
билнес-анг^лы
МИП
Рис. 3. Финансовые элементы инновационной инфраструктуры
государственно-частного партнерства. Это обусловлено высокой степенью риска малых инновационных предприятий на начальных стадиях, который не готовы принимать на себя частные инвесторы.
Притоку коммерческих инвестиций в малый инновационный бизнес будут способствовать следующие факторы:
- совершенствование механизмов обеспечения тесной взаимосвязи между инвесторами и генераторами высокотехнологичных предложений;
- разработка высококачественных методик проведения технологической экспертизы инновационных проектов;
- формирование нового класса компетентных специалистов — инновационных менеджеров, владеющих современными технологиями поиска и продвижения инновационных проектов;
- усиление интеграции в мировое экономическое пространство для получения дополнительных источников инвестиций;
Список литературы
- формирование системы государственных заказов на наукоемкую продукцию малых инновационных предприятий на этапе завоевания рынка.
Таким образом, при организации комплексного взаимодействия отдельных элементов информационной, организационной и финансовой инфраструктур возникает система поддержки малого инновационного предпринимательства, которая обеспечивает:
- генерацию малого наукоемкого бизнеса;
- содействие коммерциализации результатов научной деятельности;
- повышение эффективности действующих высокотехнологичных компаний;
- региональное и государственное инновационное развитие.
Предложенный подход к анализу отдельных компонентов, выполняющих различные функции, позволяет сформировать обобщенную модель инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства — подсистемы региональной инновационной системы.
1. Аблязов В. И. Технологии и механизмы организации инновационной деятельности. Обзор и проблемно-ориентированные решения / В. И. Аблязов, В. А. Богомолов, А. В. Сурина, И. Л. Туккель / под общ. ред. проф. И. Л. Туккеля. СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2009.
2. Емельянов С. Г., Борисоглебская Л. Н., Мальцева А. А. Теоретико-методологические вопросы разработки стратегии развития технопарков в современных условиях // Вестник экономической интеграции. 2010. №4.
3. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации: базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации/ URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6333/09.ll.ll-bd-rus.pdf.
4. О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.01.2009 № 31.
5. Фролова В. Ю., Фролова Г. И. Инновационная инфраструктура: роль бизнес-инкубаторов в развитии малого бизнеса Украины // Вестник Бердянского университета менеджмента и бизнеса. 2010. № 1.