Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / культурное наследие / педагогическая технология / интегральный подход / историко-культурное наследие / технология интегрального культурно-образовательного «погружения» / education / cultural heritage / pedagogical technology / integral approach / historical and cultural heritage / technology of integral cultural and educational "immersion"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощилова Анна Александровна

Актуальность статьи обусловлена приоритетом воспитания на современном этапе развития образования, его опережающей ролью в становлении гражданина, способного к инновационному преобразованию себя и социума, ответственного за сохранение природных и культурных богатств Родины; фрагментарностью использования воспитательного потенциала историко-культурного наследия, аккумулирующего культурно-историческую память, духовно-нравственные ценности, традиции, нравственные и экологические императивы. Целью статьи является разработка и обоснование технологии воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия в контексте идей и положений интегрального подхода, культурологической и личностно-деятельностной образовательной парадигм. В рамках статьи раскрыты ключевые теоретико-методологические положения исследования, специфика интегрального подхода как базиса воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия; представлен разработанный интегрально-дифференцированный механизм воспитания обучающихся на основе культурного наследия; рассмотрены особенности и структура технологии интегрального культурно-образовательного «погружения», обеспечивающего формирование знаний, ценностного отношения, опыта ответственной конструктивно-созидательной деятельности по сохранению объектов наследия. Рассмотрена специфика разработанной технологии. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лощилова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is due to the priority of education at the present stage of development of education, its leading role in the formation of a citizen capable of innovative transformation of himself and society, responsible for preserving the natural and cultural wealth of the Motherland; fragmentation of the use of the educational potential of the historical and cultural heritage, accumulating cultural and historical memory, spiritual and moral values, traditions, moral and environmental imperatives. The purpose of the article is to develop and substantiate the technology of educating students on the basis of historical and cultural heritage in the context of the ideas and provisions of the integral approach, cultural and personal-activity educational paradigms. The article reveals the key theoretical and methodological provisions of the study, the specifics of the integral approach as the basis for educating students on the basis of historical and cultural heritage; the developed integrally differentiated mechanism for educating students on the basis of cultural heritage is presented; the features and structure of the technology of integral cultural and educational "immersion", which ensure the formation of knowledge, value attitude, experience of responsible constructive and creative activity for the preservation of heritage sites, are considered. The specificity of the developed technology is considered. The materials of the article are of practical value for teachers of educational organizations, institutions of additional education, students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

- умения, обеспечивающие коммуникативную грамотность (четко формулировать мысли, хорошая дикция, слушать и понимать собеседника, устанавливать межличностные контакты, обмениваться информацией, эффективно общаться); коммуникативную деятельность (адаптация к социокультурной реальности, целенаправленная передача и избирательный прием информации, адекватная оценка себя и других); интеллектуально-творческое взаимодействие с субъектами социальной реальности (отбор вербальных и невербальных каналов передачи информации, организация общения в соответствии с поставленной целью, саморегуляция психоэмоционального состояния); эффективность трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов (привлекать и удерживать внимание, аргументировать);

- навыки, способствующие приобретению коммуникативного опыта (определение успешных коммуникативных стратегий и разработка коммуникативных тактик, преодоление коммуникационных барьеров); процессу интеллектуально-творческого взаимодействия с субъектами социальной реальности для трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов (владение коммуникативными технологиями, методиками коммуникативной дидактики, готовность вступать в устные/письменные и вербальные/невербальные контакты);

- способы деятельности, обеспечивающие самостоятельное применение коммуникативных техник взаимодействия с публикой и музыкальным коллективом; коммуникативного воздействия в музыкальной пропаганде культурных ценностей.

Выводы. Творческая коммуникация - интегративное понятие, отражающее процесс трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов. Творческая коммуникация составляет вид социальной коммуникации, которая может рассматриваться и как составляющая общения и как многомерный целенаправленный процесс продуктивного взаимодействия субъектов социальной реальности. Сущностно-содержательная характеристика понятия «творческая коммуникация» включает сущность, содержание, процесс подготовки студентов-вокалистов к творческой коммуникации и его результат - формирование коммуникативной компетенции.

Литература:

1. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

2. Ганкович, A.A. Концепция творческой коммуникации в контексте экспрессивной психотерапии искусством / A.A. Ганкович // Наука - образованию, производству, экономике: Материалы XVI (63) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 16-17 марта 2011 года / Редколлегия: И.А. Щурок, А.П. Солодков [и др.]. Том 2. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2011. -С. 81-83

3. Кабрин, В.И. Концепция творческой коммуникации (из опыта психологических практик) / В.И. Кобрин // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 40. - С. 152-163

4. Лихачева, П.Р. Выявление и развитие одаренности ребенка в процессе творческой коммуникации / П.Р. Лихачева // Грани познания. - 2023. - № 3(86). - С. 62-65

5. Першенкова, A.B. Творческая коммуникация в балетном театре: работа педагога-репетитора и артиста над ролью / A.B. Першенкова // Культурная политика современной России: тенденции, процессы, управленческие решения: Статьи и материалы Научно-методологического семинара, Москва, 01-28 февраля 2023 года / Составление, общая и научная редакция О.Н. Астафьевой и В.К. Вгорова. Том Выпуск 10. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Согласие», 2023. - С. 141-151

6. Пугачева, Н.Б. Электронные средства профессионального образования: общие и национальные тенденции / Н.Б. Пугачева, А.Н. Лунев, О.Н. Потапова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. -С. 123-126

7. Себелева, A.B. Творческая коммуникация художественных систем М. Цветаевой и Б. Пастернака / A.B. Себелева // Нижневартовский филологический вестник. - 2021. - № 2. - С. 74-82

8. Торопова, A.B. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для вузов / A.B. Торопова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 190 с.

9. Хамаганова, К.В. Философские аспекты творческой коммуникации: монография / К.В. Хамаганова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2010. - 99 с.

10. Хилько, Н.Ф. Динамика форм творческой коммуникации в сфере кинофестивального движения в социально-культурном пространстве Омской области во второй половине XX - начала XXI века / Н.Ф. Хилько // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2(21). - С. 267-269

11. Явгильдина, З.М. Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов / З.М. Явгильдина, A.B. Мишина. - Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. - 112 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена приоритетом воспитания на современном этапе развития образования, его опережающей ролью в становлении гражданина, способного к инновационному преобразованию себя и социума, ответственного за сохранение природных и культурных богатств Родины; фрагментарностью использования воспитательного потенциала историко-культурного наследия, аккумулирующего культурно-историческую память, духовно-нравственные ценности, традиции, нравственные и экологические императивы. Целью статьи является разработка и обоснование технологии воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия в контексте идей и положений интегрального подхода, культурологической и личностно-деятельностной образовательной парадигм. В рамках статьи раскрыты ключевые теоретико-методологические положения исследования, специфика интегрального подхода как базиса воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия; представлен разработанный интегрально-дифференцированный механизм воспитания обучающихся на основе культурного наследия; рассмотрены особенности и структура технологии интегрального культурно-образовательного «погружения», обеспечивающего формирование знаний, ценностного отношения, опыта ответственной конструктивно-созидательной деятельности по сохранению объектов наследия. Рассмотрена специфика разработанной технологии. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: воспитание, культурное наследие, педагогическая технология, интегральный подход, историко-культурное наследие, технология интегрального культурно-образовательного «погружения».

Annotation. The relevance of the article is due to the priority of education at the present stage of development of education, its leading role in the formation of a citizen capable of innovative transformation of himself and society, responsible for preserving the natural and cultural wealth of the Motherland; fragmentation of the use of the educational potential of the historical and cultural heritage, accumulating cultural and historical memory, spiritual and moral values, traditions, moral and environmental imperatives. The purpose of the article is to develop and substantiate the technology of educating students on the basis of historical and cultural heritage in the context of the ideas and provisions of the integral approach, cultural and personal-activity educational paradigms. The article reveals the key theoretical and methodological provisions of the study, the specifics of the integral approach as the basis for educating students on the basis of historical and cultural heritage; the developed integrally differentiated mechanism for educating students on the basis of cultural heritage is presented; the features and structure of the technology of integral cultural and educational "immersion", which ensure the formation of knowledge, value attitude, experience of responsible constructive and creative activity for the preservation of heritage sites, are considered. The specificity of the developed technology is considered. The materials of the article are of practical value for teachers of educational organizations, institutions of additional education, students of pedagogical universities.

Key words: education, cultural heritage, pedagogical technology, integral approach, historical and cultural heritage, technology of integral cultural and educational "immersion".

Введение. В условиях стремительных и масштабных изменений, социокультурной трансформации, необходимости сохранения исторической памяти, укрепления традиционных российских ценностей и формирования гражданской идентичности стратегическое значение приобретает воспитание подрастающего поколения, «приобщение обучающихся к культурному наследию» [11] своей страны и народа.

Культурное наследие, аккумулируя духовно-нравственные ценности и спрессованный опыт жизнедеятельности предшествующих поколений, обладает значительным воспитательным потенциалом. Обеспечивает поддержание аксиологической матрицы социума, диалектически соединяя традиционное, турбулентное и инновационное, интегрируя культуру прошлого и настоящего [7].

Анализ научной литературы позволил установить ряд исследований, раскрывающих различные аспекты реализации воспитательного потенциала данного феномена: в патриотическом воспитании студентов на основе русского музыкального наследия (Л.А. Великородная); в духовно-нравственном воспитании на основе историко-культурного наследия (М.В. Дюжакова, Н.В. Проскурина); в педагогике театрального самодеятельного творчества на основе фольклорного наследия (Н.П. Андреева); в обосновании роли и значения культурного наследия в воспитании молодежи (Е.Н. Шапинская) и рассмотрении наследия в качестве воспитательного фактора в школьном образовании (B.C. Коренная); разработке методики использования культурного наследия при изучении географии (О.В. Смирнова); определении базовых принципов культурно-ландшафтного подхода к изучению и сохранению культурного наследия (Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова) и др.

Несмотря на значительный пласт педагогических исследований, в теории и практике воспитания фрагментарно представлены педагогические технологии воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия, обеспечивающие системность и последовательность его изучения, понимание его значения и истории развития, формирования ценностного отношения к нему. Не используется потенциал интегрального подхода К. Уилбера [13], позволяющего целостно рассмотреть данный феномен и наиболее полно реализовать его возможности в воспитательном процессе, способствовать переживанию обучающихся духовной связи с наследием своей страны и родного края.

В данной связи целью исследования является разработка и обоснование технологии воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия в контексте идей и положений интегрального подхода, культурологической и личностно-деятельностной образовательной парадигм.

Изложение основного материала статьи. Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- идеи экогуманизма и холизма;

- культурно-ландшафтная парадигма наследия (Ю.А. Веденин [1]);

- идеи концепции феномена личности М.С. Мухиной, согласно которой «развитие личности рассматривается через диалектическое единство внешних условий психического развития (реальность природы, предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства), врожденных предпосылок и внутренней позиции человека» [8];

- технологии «погружения» (А.В. Хуторской, А.И. Тубельский, М.П. Щетинин), суггестивные методы погружения P.M. Грановская, Г.К. Лозанов [9].

- положения о типах субъект-субъектных взаимодействии (В.В. Панов);

- этапы освоения субъектом ценностно-смысловых доминант культурно-цивилизационного пространства (по Н.Ф. Винокуровой [2, 10]).

Методологической основой исследования выступили личностно-деятельностный, культурно-экологический, трансдисциплинарный и интегральный подходы.

Отметим, что интегральный подход К. Уилбера [13] является системообразующим. Базируясь на интегральной модели AQAL (All Quadrants, All Levels), он обеспечивает всесторонне и целостное раскрытие внутренних и внешних граней «человекоразмерных» объектов познания (B.C. Степин [12]), в которых человек включен в качестве компонента. К числу «человекоразмерных» объектов познания относятся такие объекты историко-культурного наследия, как ансамбли, дворцово-парковые комплексы, достопримечательные места, культурные ландшафты и др. Таким образом, интегральный подход позволяет осуществить интеграцию различных естественнонаучных и социально-гуманитарных способов познания; рассмотреть историко-культурное наследие как сложную, эволюционирующую систему, сформировавшуюся под влиянием окружающей природы, общества, культуры, человека, «следы» взаимодействия которых нашли отражение в его облике.

Реализация интегрального подхода осуществляется посредством разработанного нами интегрально-дифференцированного механизма постижения личностью историко-культурного наследия. В его основе находятся принцип системной дифференциации [4, 6], идеи событийности, категориальная матрица целого и части, являющая, по утверждению B.C. Степина, необходимым элементом освоения сложных саморазвивающихся систем [12]. Данный механизм предполагает реализацию следующих стадий:

1 стадия - «Фокусировка на целом: встреча» ориентирована на создание эмоционально-насыщенного пространства; пробуждение у обучающихся интереса к изучению наследия, формирование его образа;

2 стадия - «Фокусировка на части: диалог» обеспечивает формирование личностных смыслов и внутренней позиции личности по отношению к изучаемому историко-культурному наследию; осмысление его значимости и истории развития через включение в диалог с природой, обществом, культурой, самим собой;

3 стадия - «Фокусировка на целом: проба» предполагает включение школьников в конструктивно-созидательную деятельность, связанную с решением проблем сохранения историко-культурного наследия: работа с кейсами, разработка проектов, реализация ответственных дел и пр.

Рассмотренный механизм и представленные выше теоретико-методологические положения выступили базой для разработки педагогической технологии интегрального культурно-образовательного «погружения». Данная технология предполагает включение обучающиеся в три последовательно реализующиеся культурно-образовательные игры-путешествия по изучаемым объектам историко-культурного наследия России или родного края. Продолжительность каждой игры составляет от 1-2 недель. Культурно-образовательные игры-путешествия задают драматургию «погружения», предусматривая использование следующих педагогических инструментов: геймификации, сторителлинга, ролевого распределения, командной формы работы, системы личностного роста, комплекса методов (диалог, кейсы, проекты, система ответственных дел, веб-квесты, методы эвристического обучения, методы визуализации информации). Представленные инструменты способствуют постепенному «погружению» школьников в культуру исторических эпох, на протяжении которых происходило становление объекта культурного наследия, пониманию влияния природных особенностей, социальных норм и образа жизни на его развитие.

Основными принципами реализации интегрального культурно-образовательного «погружения» являются принципы радости и ненапряжённости, сочетание осознаваемого и неосознаваемого, «суггестивной взаимосвязи» (P.M. Грановская, Г.К. Лозанов [9]) и др.

В соответствии с этапами освоения личностью культурно-цивилизационного пространства (по Н.Ф. Винокуровой) нами были выделены следующие виды культурно-образовательных игр-путешествий (таблица 1):

1) культурно-образовательная игра-путешествие «Наше наследие: чувствуем сердцем, создаем образы» акцентирует внимание на эстетике культурного наследия, его образном восприятии;

2) культурно-образовательная игра-путешествие «Культурное наследие: преемственность поколений, кладовая памяти и опыт предков» предусматривает развитие ценностного отношения к данному феномену;

3) культурно-образовательная игра-путешествие «Мое культурное наследие: с заботой о будущих поколениях» предполагает формирования опыта культурно-созидательной, творческой деятельности.

Таблица 1

Особенности технологии интегрального культурно-образовательного «погружения»

№ п/п Этапы освоения личностью культурно-цивилизационного пространства (по Н.Ф. Винокуровой) Виды культурно-образовательных игр-путешествий и общая идея, выступающая «ядром» интеграции их содержания Интегрально-дифференцированный механизм реализации культурно-образовательных игр-путешествий

1 Культурно-адаптационный этап 1) Культурно-образовательная игра-путешествие «Наше наследие: чувствуем сердцем, создаем образы». Ядро интеграции - эстетика историко-культурного наследия. 1 стадия «Фокусировка на целом: встреча». 2 стадия «Фокусировка на части: диалог». 3 стадия - «Фокусировка на целом: проба».

2 Культурно-смысловой этап 2) Культурно-образовательная игра-путешествие «Культурное наследие: преемственность поколений, кладовая памяти и опыт предков». Ядро интеграции - традиционные российские духовно-нравственные ценности.

3 Культурно-созидательный этап 3)Культурно-образовательная игра-путешествие «Мое культурное наследие: с заботой о будущих поколениях». Ядро интеграции - забота и ответственная деятельность.

Таким образом, «погружение» обучающихся во взаимодействие с изучаемым объектом историко-культурного наследия осуществляется по двум осям.

Первую ось задают три последовательно реализующиеся культурно-образовательные игры-путешествия, определяющие содержательную основу изучения:

1 ступень - игра-путешествие акцентирует внимание на эстетике объектов наследия;

2 ступень - игра-путешествие обеспечивает концентрацию обучающихся на ценностно-нормативной составляющей наследия;

3 ступень - игра-путешествие обеспечивает освоение способов ответственной деятельности.

Вторая ось погружения определяется интегрально-дифференцированным механизмом, обеспечивающим понимание целостности изучаемого объекта наследия, его образное постижение, анализ особенностей его исторического развития; интеграцию различных способов его познания.

Далее рассмотрим особенности реализации 1 ступени интегрального культурно-образовательного «погружения» -культурно-образовательной игры-путешествия «Наше наследие: чувствуем сердцем, создаем образы».

1 стадия - «Фокусировка на целом: встреча» предполагает знакомство с первичной информацией об объекте наследия, формирование ассоциативного ряда. Составление на данной основе ментальной карты «Культурное наследие сквозь призму образа: взгляд эстета», отражающей впечатления и ассоциации школьников, связанные с рассматриваемым объектом наследия; моделирование художественно-картографического образа объекта наследия, опираясь на исторические особенности, мифологические представления местного сообщества, местную топонимию. В ходе данной стадии используются методы визуализации информации (ментальные карты, инфографика), методы художественной репрезентации образов (В.А. Ясвин), методы образного видения, смыслового видения, символического видения, метод художественной репрезентации.

2 стадия - «Фокусировка на части: диалог» ориентирована на постижение заложенных в изучаемом объекте наследия смыслов, императивов, ценностей, истории его формирования. Предполагает рассмотрение объекта наследия как текста, в

котором закодирована память о предшествующих эпохах, ценностях, объектах и явлениях, имеющих универсальное значение для будущих поколений (Ю.А. Веденин). Школьникам предлагается проанализировать предложенные педагогом информационные карты и включаться в диалог по представленным в них проблемным вопросам. Для вхождения в режим диалога применяются методы развития представлений В.А. Левина (метод экологической лабилизации, метод развития ассоциаций [16] и пр.), методы эвристического обучения: «Если бы... », метод поддержки группового обсуждения «Мировое кафе» (The World Café).

2.1. Диалоги с природой и обществом предполагает погружение в природную реальность и поле общественного сознания, осмысление роли нравственных и экологических норм, правил, регламентов в сохранении объектов наследия, роли природы в их устойчивом функционировании. Поиск взаимных компромиссов между природой и обществом.

2.2. Диалог с культурой связан с осмыслением культуры как регулятора взаимодействия человека и природы; гармонизации их взаимоотношений. Предусматривает изучение фольклора, анализ влияния ценностей, традиций, обычаев, исторических событий на развитие изучаемого объекта наследия.

2.3. Диалог с собой предусматривает рефлексию обучающимися собственной роли в сохранении наследия страны и родного края.

3 стадия - «Фокусировка на целом: проба» ориентирована на включение обучающихся в проектную деятельность, решение кейсов («Геокультурный брендинг», «Культурное наследие под угрозой и др.) реализацию системы ответственных дел, ориентированных на сохранение объектов наследия. Например, «Портрет экологически ответственного гражданина», «Наследие в объективе», «Играя, просвещай», «Историко-культурное наследие родного края: создаём визитную карточку».

Выводы. Таким образом, в ходе исследования раскрыты сущность и воспитательный потенциал историко-культурного наследия, являющегося базовым материальным, духовным, образовательным ресурсом в воспитании и социализации обучающихся. Определены ключевые теоретические положения и методологические подходы исследования. Рассмотрена специфика интегрального подхода, представлен и обоснован интегрально-дифференцированный механизм воспитания обучающихся на основе культурного наследия. Раскрыта специфика технологии интегрального культурно-образовательного «погружения», создающая основу для понимания школьниками генезиса развития объектов наследия, переживания и осмысления значимости данного феномена, присвоения аккумулированных в нём ценностей и норм, формирования опыта творческой деятельности.

Литература:

1. Веденин, Ю.А. Базовые принципы культурно-ландшафтного подхода к изучению и сохранению наследия / Ю.А. Веденин // Наследие и современность. - 2020. - № 3(2). - С. 7-20

2. Винокурова, Н.Ф. Методология и технология ландшафтного воспитания будущих педагогов на основе культурного наследия / Н.Ф. Винокурова, A.A. Лощилова // Непрерывное образование: XXI век. - 2023. - Вып. 2 (42). - DOI: 10.15393/j 5.art.2023.8464

3. Гринько, И.А. Историко-культурное и природное наследие в воспитательной системе основного общего образования / И.А. Гринько // Этнодиалоги: альманах. -2017. - №2 (53). - С. 56-68

4. Дифференционно-интеграционная парадигма теории развития / сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. - М.: Языки славянской культуры, 2011. -497 с.

5. Дюжакова, М.В. Историко-культурное наследие как основа духовно-нравственного воспитания / М.В. Дюжакова, Н.В. Проскурина // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4 (277). - С. 9-13

6. Каропа, Г.Н. Системная дифференциация как закономерность и принцип обучения [Электронный ресурс] / Г.Н. Каропа // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22. - Вып. 6 (170). - С. 107-116. -URL: https://doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-107-116 (дата обращения: 05.06.2023)

7. Коренная, B.C. О роли культурного наследия в социализации молодёжи / B.C. Коренная // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2020. - 4 (39). - С. 119-127

8. Мухина, М.С. Концепция феномена личности [Электронный ресурс] / М.С. Мухина. - Электрон, дан. - URL: http://www.vfly.ru/koncepcia_fenomena_lichnosti.htm (дата обращения 03.06.2023)

9. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.

10. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / H.H. Демидова [и др.]; под ред. H.H. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. -Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «БЛАГОВЕСТ», 2019.-220 с.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html (дата обращения 2022.07.10)

12. Степин, B.C. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различия / B.C. Степин // Постнеклассика: философия, наука, культура. - СПб. Издательский дом «Mipb», 2009. - С. 249-295

13. Уилбер, К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер; Пер. с англ. под ред. А. Киселева. - М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004.

14. Хазанов, И.Я. Дискуссионность как принцип педагогического образования: методологические аспекты и практическая реализация [Электронный ресурс] / И.Я. Хазанов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, No 2. -С. 7. - URL: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-7 (дата обращения: 05.06.2023)

15. Шапинская, E.H. Роль культурного наследия в образовании и воспитании российской молодёжи / E.H. Шапинская // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. -2016. - № 4(23). - С. 53-61

16. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.