ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА
И.В. ИРХИНА,
Белгородский государственный университет
Т.В. НИКУЛИНА,
Белгородский государственный университет 13.00.00 — педагогические науки
Аннотация. Разработка содержания и механизма управления развитием здоровьеориентированной воспитательной системы (ЗВС) вуза обусловлена:
$> социальным заказом общества высшей школе на воспитание здоровой личности студента; $> социально-экономическим, национально-культурным своеобразием региона;
$> потребностями высшей школы, руководителей вузов, преподавателей, студентов, представителей общественности в создании здоровьеориентированной воспитательной системы вуза.
Ключевые слова: здоровьеориентированная воспитательная система вуза, информационно-аналитический этап, мотивационно-целевой этап, планово-прогностический этап, организационно-исполнительский этап, контрольно-диагностический этап, регулятивно-коррекционный этап.
THE MANAGEMENT TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF THE HEALTHFOCUSED EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGH SCHOOL
I.V. IRKHINA,
Belgorod State University T.V. NIKULINA,
Belgorod State University
The summary. Content Development and mechanism of the management of development of the healthfocused educational system of the institute due to the following factors: ® the social order of society high school education in a healthy individual student; ® socio-economic, ethnic and cultural diversity of the region;
® the needs of high school, heads of schools, teachers, students, members of the public in the establishment of the healthfocused educational system university.
Key words: the healthfocused educational system of high school, information-analytical phase, motivationaltarget phase, planning and forecasting stage, organizational and performing stage, control and diagnostic phase, the regulatory corrective phase.
Разработка содержания и механизма управления развитием здоровьеориентированной воспитательной системы (ЗВС) вуза обусловлена: Ф социальным заказом общества высшей школе на воспитание здоровой личности студента, отраженным в стратегии модернизации высшего профессионального образования, в его целях, в современных требованиях к личности и профессиональным качествам преподавателей и руководителей, в новейших достижениях науки, в частности, философии образования, формирующей человекоцентрированные мировоззренческие ориентиры;
Ф социально-экономическим, национально-культурным своеобразием региона, в котором проводилась экспериментальная работа; тенденциями, традициями региональной системы образования;
особенностями региональной образовательной политики;
потребностями высшей школы, руководителей вузов, преподавателей, студентов, представителей общественности в создании ЗВС вуза, обеспечивающей развитие здоровой личности студента в процессе воспитания.
Процесс развития ЗВС вуза представляет собой управляемое и самоуправляемое изменение в структурных и функциональных компонентах и связан с переходом ЗВС на качественно новый уровень (стадию) своего развития: возникновение, становление, зрелость и преобразование. Развитие ЗВС вуза обеспечивается реализацией технологии управления, осуществляемой в логике перехода от управляемого развития через соуправляемый тип взаимодействия
субъектов ЗВС в самоуправление за счет использования внутренних факторов, инициирующих саморазвитие системы на основе информационно-аналитического, мотивационно-целевого, планово-прогностического, организационно-исполнительского, регулятивно-коррекционного и контрольно-диагностического этапов.
Раскроем технологию, апробация которой проводилась в 2008—2009 гг. на базе Белгородского государственного университета.
Информационно-аналитический этап был направлен на изучение фактического состояния и объективную оценку результатов здоровьеориентированной работы кураторов, выработку регулирующих механизмов по переводу ЗВС вуза в новое качественное состояние. На данном этапе кураторы объединялись в творческие группы на основе выявленных затруднений.
Так, в ходе игрового моделирования на тему «Здо-ровьеориентированная воспитательная система вуза: проблемы и опыт развития» первый, подготовительный этап игры включал в себя сбор информации о состоянии проблемы развития ЗВС. С помощью методов анкетирования, наблюдения и бесед с кураторами экспертной группы изучался уровень развития ЗВС вуза. Второй этап заключался в создании проблемно-конфликтной ситуации посредством ознакомления кураторов с результатами проведенной диагностики. Выявление возможностей вуза и каждого куратора в развитии ЗВС стало результатом деятельности участников игры на третьем этапе. На завершающем этапе игрового моделирования на основе обобщения результатов работы кураторов в группах был представлен проект программы воспитания здоровой личности студента.
Роль управления на мотивационно-целевом этапе заключалась в создании условий для принятия субъектами системы ценностей ЗВС вуза. Первоначально, на стадии возникновения ЗВС вуза, в деятельности субъектов системы отсутствовали четкие ценностно-целевые ориентиры. По нашим наблюдениям, период постепенности на стадии возникновения проявлялся в традиционных формах физкультурно-оздоровительной работы с юношами и девушками, в апробации учебных курсов, направленных на формирование культуры здоровья студентов, в проведении отдельных воспитательных мероприятий по вопросам обеспечения здоровья будущих специалистов, в появлении специалистов валеологического профиля, ученых, исследующих проблемы здоровьеориенти-рованной воспитательной деятельности. Кроме того, осуществлялось валеологическое просвещение преподавателей, проводились локальные эксперименты по внедрению здоровьесберегающих приемов обучения студентов.
Важным итогом работы явилось осмысление того факта, что достижение генеральной цели возможно
лишь при условии изменения целостной воспитательной системы, а не отдельных ее компонентов, на валеологических идеях и принципах, включения куратора как ключевой фигуры в реализацию здо-ровьеориентированной деятельности. Наполнение концепции развития воспитательной системы вуза валеологическими идеями, создание вузовского Центра семейной медицины как своеобразного центра здоровья, проведение кураторских часов, посвященных вопросам сохранения здоровья студентов, — все это, как показала практика, выступало в роли своеобразных инструментов организации творческой атмосферы, включения преподавателей вуза и кураторов в здоровьетворческую деятельность.
Таким образом, количественное накопление элементов в «старой» воспитательной системе детерминировало появление новых качественных явлений: объединение специалистов вузовских служб в единую структуру Центра семейной медицины; притяжение к Центру творчески работающих преподавателей и специалистов; включение здоровьеориентиро-ванных интегративных курсов в расписание учебных занятий. Все это привело к постепенному переходу от локальных к системным преобразованиям ЗВС вуза. Анализ отмеченных выше фактов позволил сделать вывод о наступлении «явной» стадии возникновения здоровьеориентированной воспитательной системы вуза.
На этапе образования ценностно-смысловых установок субъектов ЗВС вуза особое место отводилось проведению теоретических семинаров для кураторов. Наиболее эффективными оказались деловые игры, круглые столы.
На мотивационно-целевом этапе управления осуществлялось развитие целевого компонента ЗВС, начиная с целевых установок ЗВС вуза в целом, заканчивая формулировками целей отдельного воспитательного мероприятия; в ходе проведения теоретических семинаров, индивидуальных и групповых консультаций с привлечением ученых, а также в процессе самообразования. Исследование показало, что эффективным методом формирования целевых установок ЗВС вуза на развитие здоровой личности студента, выступает игровое моделирование. Игра предполагает перевоплощение участников в конкретных субъектов воспитательной системы. Групповое межролевое взаимодействие кураторов позволило получить новое, эмоционально прочувствованное знание, имеющее самоценность как коллективный продукт. Вместе с тем, в ходе игры происходило обогащение каждого участника новыми представлениями о себе, о своей деятельности в результате сопоставления оценок коллег.
Изменение цели влекло за собой внедрение в систему управления новых элементов и обновление содержания деятельности «старых» элементов. На общественном уровне управления проводилась ра-
бота по созданию представительных органов родителей и общественности по поддержке программы развития ЗВС вуза. На административном уровне были введены должности координаторов здоровье-ориентированной деятельности. Был создан координационный Совет по программе «Здоровьесбере-жение». На профессионально-педагогическом уровне осуществлялся поиск содержания и организации деятельности Центра семейной медицины. На студенческом уровне создавались элементы структуры студенческого самоуправления: физорги, волонтеры ЗОЖ, члены спортклуба и студенческих объединений физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности.
Наряду со структурными изменениями осуществлялся поиск оптимального механизма взаимосвязи управленческой системы по вертикали и горизонтали как через традиционные элементы, так и вновь созданные (координационный Совет по проблеме здоровьесбережения, медико-психолого-педагогические консилиумы, творческие объединения студентов, решающих валеологические задачи).
Анализ хода опытно-экспериментальной работы показал, что реализация планово-прогностической функции — важнейший этап в управлении развитием ЗВС вуза, ведущим условием которого стала теоретико-практическая подготовка кураторов к здоро-вьеориентированной деятельности. С этой целью мы выделили из «проблемного поля» систему знаний и умений, необходимых куратору для осуществления здоровьеориентированной деятельности.
На стадии становления ЗВС вуза, когда кризис старой воспитательной системы достигает своего апогея и проявляется в дезорганизации ее структуры, крушении или ослаблении прежних структурных связей, роль управления становится определяющей. Ориентируясь на внешние и внутренние потенциальные возможности социально-педагогической системы вуза, управленческие компоненты включают механизмы самоорганизации. Слаженное взаимодействие компонентов внутри воспитательной системы вуза обеспечивается за счет адекватного ситуации изменения структуры и механизмов управления. Максимальный эффект от управленческой деятельности достигается при условии точного определения актуального состояния, потенциальных возможностей воспитательной системы вуза, внесения корректив в программу ее развития и мобилизации педагогического коллектива, учитывающих индивидуальные особенности педагогов, предполагая выполнение задач соответствующей стадии построения такой системы.
Организационно-исполнительский этап представлял собой практическую деятельность руководителя эксперимента по формированию и регулированию определенной структуры организационных взаимодействий субъектов системы посредством совокупности
способов и средств, необходимых для развития ЗВС вуза.
Основное противоречие рассматриваемого этапа состояло в: несоответствии между необходимостью ненасильственного включения субъектов в процесс самоуправляемого развития ЗВС вуза и традиционно сложившимися в практике управления вузом авторитарными методами воздействия. Выявленное противоречие диктовало необходимость выбора руководителем эксперимента механизма управленческого воздействия в соответствии с идеями и принципами человекоориентированного управления.
Способы взаимодействия управляемой и управляющей систем включали методы мотивационного и рефлексивного управления, индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, моральное и материальное стимулирование педагогов и специалистов службы здоровья (Центра семейной медицины).
Сочетание сложившегося положительного опыта участников эксперимента с творческим применением инноваций стало важным условием эффективного развития ЗВС вуза. В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: только та воспитательная система вуза будет успешно развиваться, которая строится на творческом использовании традиций, достижений сложившегося здоровьет-ворческого опыта. Поэтому в процессе эксперимента субъектов ЗВС вуза ориентировали на максимальное использование прежнего опыта, накопленного арсенала эффективных способов здоровьеориентирован-ной деятельности.
Мероприятия, направленные на сохранение здоровья студентов, благодаря четкому и продуманному планированию, органично вплетались в каждодневную жизнь многотысячного коллектива: плавание в бассейне; занятия в многочисленных спортивных залах и манежах; организованное посещение загородного оздоровительного лагеря в с. Титовка и поездки г. Туапсе; коллективное участие в диспансерном осмотре; посещение спортивных соревнований в Центре С. Хоркиной, где рядом со студентами всегда куратор группы. Особое внимание кураторы уделяли таким формам здоровьесбережения, как физкультминутка и зрительная гимнастика.
В рамках эксперимента осуществлялись мероприятия, направленные на формирование культуры здорового образа жизни студентов: творческие конкурсы (плакатов, web-сайтов, стихов и песен и пр., пропагандирующих здоровый образ жизни); спортивные конкурсы, направленные на пропаганду ЗОЖ (спартакиады БелГУ; «Самая спортивная семья БелГУ» и пр.); тематические игры КВН БелГУ; физкультминутки на учебных занятиях; дни здоровья БелГУ; внедрение техник укрепления зрения и осанки в учебном процессе, в трудовой деятельности сотрудников; развитие системы здорового питания в столовых и буфе-
тах БелГУ; пропаганда конного спорта и деятельности конно-спортивной школы университета. Кроме того, проводились мероприятия по повышению грамотности юношей и девушек в области техники безопасности: учения по противопожарной безопасности в общежитиях и корпусах БелГУ; учения по технике безопасности в научных и учебных лабораториях и центрах; учения по технике безопасности в управлениях и службах БелГУ. Осуществлялась социальная поддержка студентов: сирот; инвалидов; беременных; малообеспеченных; матерей-одиночек; студенческих семей. Только в 2008 г. сумма выплат пособий студентам составила 800 тыс. руб. Помимо пособий, студенты льготных категорий ежемесячно обеспечиваются дотированным питанием.
Сегодня в здоровьесберегающей инфраструктуре БелГУ, активно используемой в воспитательных системах кураторов, успешно развиваются: центр семейной медицины, лаборатория профилактической и восстановительной медицины; центр хрономеди-цины; лаборатория молекулярной генетики человека; учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной; конно-спортивная школа; оздоровительный лагерь в с. Титовка с прилегающим к нему природным ландшафтным парком «Нежеголь»; оздоровительный лагерь в г. Туапсе; ботанический сад; комфортабельное общежитие.
Изучение здоровьеориентированных воспитательных систем кураторов БелГУ позволило выделить приоритетные направления в деятельности по обеспечению здоровья студентов:
® приобщение студентов к ценностям здорового образа жизни во внеучебной работе. Интересные, содержательные коллективные творческие дела и кураторские часы давали возможность каждому студенту получить дополнительные знания по проблеме здоровья и здорового образа жизни, способствовали выработке активной жизненной позиции. Познавательные, спортивные, художественные, общественно-полезные и другие дела здоровьеори-ентированной направленности гармонично развивали юношей и девушек, формировали их духовно и нравственно;
традиция регулярных встреч студентов с интересными людьми, с чемпионами и призерами олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, с приверженцами здорового образа жизни. Участвуя в мастер-классах, студенты знакомились со здоровьеу-крепляющими техниками;
® создание благоприятного психологического климата в группе;
налаживание быта и поддержание режимных требований в общежитии;
® организация здорового досуга студентов, проведение вечеров отдыха, культпоходов, экскурсий, тематических выставок и других мероприятий способствовали эстетическому, этическому, нравствен-
ному развитию студентов, служили действенной формой профилактики «духовного обнищания» молодежи;
# проведение Дней здоровья, спортивных соревнований, вовлечение студентов в спортивные секции, в клубы и фитнес-центры, и другие формы занятий физической культурой;
помощь медицинским работникам в проведении скрининговых, групповых и индивидуальных обследований студентов и массовых профилактических мероприятий (вакцинаций);
организация летнего отдыха студентов.
Переход от локальных изменений к системному преобразованию, характерному для стадии становления, придавал особую значимость вопросу включения всех субъектов управления социально-воспитательной работой вуза в здоровьеориентированную деятельность, вызвал необходимость обновления их функциональных обязанностей в соответствии с целью ЗВС вуза. В рамках курируемых ими направлений, сотрудники управления участвовали в валеоло-гическом анализе воспитательного процесса, воспитательных мероприятий, способствовали внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих методов воспитания и обучения, оздоровительных и формирующих культуру здоровья воспитательно-образовательных программ, содействовали повышению профессионального уровня преподавателей и кураторов в области педагогики здоровья.
На данном этапе опытно-экспериментальной работы значительное место занимала деятельность руководителя эксперимента и всех субъектов системы по преобразованию организационной структуры управления. Перед новой структурной организацией, построенной по матричной схеме, стояли следующие задачи: обеспечить относительную самостоятельность и координацию взаимодействия структурных подразделений; повысить ответственность субъектов ЗВС вуза за реализацию поставленных перед ними задач и оптимальность распределения обязанностей; обеспечить включенность субъектов в совместную деятельность по самоуправляемому развитию ЗВС вуза; повысить эффективность использования внутренних ресурсов в развитии ЗВС вуза.
Реализация поставленных задач потребовала создания в университете структурных подразделений-отделов, работу которых возглавляло управление социально-воспитательной работой БелГУ. Деятельность координационного Совета, как одного из модулей управления университетом, была направлена на решение стратегических задач самоуправляемого развития ЗВС. Для каждого из отделов (повышения квалификации кураторов и преподавателей, методический, прогнозирования и проектирования, консультативный, информационно-аналитический) были определены цель, содержание деятельности, критерии оценки. Так, деятельность отдела повыше-
ния квалификации кураторов и преподавателей была направлена на теоретико-практическую подготовку педагогов к деятельности по воспитанию здоровой личности студентов. Информационный отдел осуществлял сбор, обработку и анализ информации на всех этапах развития ЗВС вуза. Отдел прогнозирования и проектирования отвечал за проектирование траектории развития ЗВС вуза, а также ее модели и программ реализации. Методический отдел занимался методическим обеспечением процесса развития ЗВС. В консультативном отделе педагоги могли получить необходимую научно-методическую помощь. Модульный подход к организационной структуре управления социально-воспитательной работой предусматривал, вместе с другими отделами, организацию деятельности творческих групп, объединяющих кураторов, а также временных научно-исследовательских коллективов, решающих конкретные проблемы.
В целом, проведенное исследование подтвердило эффективность использования адаптивной организационной структуры управления в процессе развития ЗВС вуза. Гибкая структура управления оказала значительное влияние на перевод соуправления развитием ЗВС вуза в самоуправляемое развитие. Организационно-структурные преобразования осуществлялись в направлении увеличения прав и ответственности индивидуальных и коллективных субъектов системы, изменения характера их взаимодействия, развития сотрудничества, самостоятельности, инициативы в определении стратегии развития ЗВС вуза.
Каждый уровень развития ЗВС вуза сопровождался контрольно-диагностической деятельностью субъектов управления социально-воспитательной работой и предусматривал изучение и обобщение экспериментальных материалов.
Контрольно-диагностическая функция предполагала также осуществление оценочной деятельности субъектов ЗВС вуза, основанной на рефлексии и отражающей готовность кураторов и преподавателей к самоанализу, самоконтролю и самооценке. В качестве основных критериев самооценки и экспертной оценки здоровьеориентированности деятельности субъектов ЗВС вуза использовались: уровень подготовленности к такой деятельности (репродуктивный, адаптивный, творческий), удовлетворенность процессом и результатами работы.
Контрольно-диагностическая функция предусматривала ознакомление коллег с передовым опытом работы. Показ элементов системы воспитательной работы конкретного куратора, преподавателя сопровождался обсуждением, анализом и самоанализом, оценкой и самооценкой представленного опыта участниками творческой группы.
Реализация контрольно-диагностической функции управления позволяла установливать факт несоответствия исследуемой воспитательной системы
заданным нормам и требованиям (степень приближенности системы поставленным целям, состояние здоровья и уровень культуры здоровья студентов, включенность субъектов ЗВС в здоровьеориенти-рованную деятельность и др.) делала необходимым внесение корректив в процесс развития ЗВС с помощью оперативных способов, средств и воздействий для перевода ее на более высокий уровень. Таким образом, на заключительном этапе цикла актуализировалась регулятивно-коррекционная функция управления.
На данном этапе управления руководитель эксперимента изучал, анализировал и оценивал свою деятельность по управлению процессом развития ЗВС вуза, соотносил данные самооценки с оценкой других субъектов системы и с реальными результатами своей управленческой деятельности. На основе анализа причин выявленных недостатков деятельности выстраивалась «схема» ее последующей коррекции.
В ходе опытно-экспериментальной работы были определены педагогические условия как совокупность педагогически целесообразных мер, способствующих успешному развитию ЗВС вуза: целевой ориентации субъектов воспитательной системы на антропологические образовательные ценности; создание рефлексивно-развивающей среды в вузе, способствующей пробуждению творческой активности, максимальной самореализации субъектов ЗВС; перевод управляемого развития ЗВС системы в форму самоуправления; изменения в механизме управления развитием ЗВС вуза, которые касаются использования рефлексивных и мотивационных методов управления, инициирующих активность и потенциал системы, построения адаптивной организационной структуры управления развитием ЗВС вуза; разработки взаимосвязанных целевых программ воспитательной работы и отдельных подразделений, согласования интересов и деятельности всех субъектов ЗВС; учет индивидуального опыта субъектов в процессе развития ЗВС вуза.
Литература
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа—вуз». Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск : НГПУ, 2001.
2. Ирхин В.Н. Концепция развития здоровьесбе-регающей педагогической системы вуза. Белгород : БелГУ, 2006.
3. Сокорев В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки. Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Белгород, 2004.
4. Чубаров М. Физическое воспитание: личностно-ориентированная модель // Высшее образование в России. 2006. № 9.