Научная статья на тему 'Технология трансформациИ индивидуального словарного тезауруса в спортивной гимнастике'

Технология трансформациИ индивидуального словарного тезауруса в спортивной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодянников В. А., Чесноков Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология трансформациИ индивидуального словарного тезауруса в спортивной гимнастике»

3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. -Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 167 с.

4. Болотин, А.Э. Педагогические основы применения обучающих игр в подготовке специалистов по физической культуре и спорту : монография / А.Э. Болотин, С.С. Драчев ; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2001. - 134 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ТЕЗАУРУСА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

В.А. Солодянников, Д.Е. Чесноков

ВВЕДЕНИЕ

Проблема интерпретации сообщений о технике выполнения упражнения является наиболее важной в педагогическом процессе и может стать одним из основных критериев информативности тренера, его профессионализма.

Современная спортивная деятельность, в частности общение между тренерами и спортсменами, к сожалению, отстают от педагогических новаций, которые в значительной степени связаны с тенденциями гуманизации, созданием условий для восхождения человека к индивидуальности, достижения совершенства на основе проектно-технологической культуры мышления и деятельности.

Часто тренер говорит дельные вещи, но до учеников они не доходят, так как от слов тренера до конкретных ощущений, усилий - большая дистанция [2].

Как трансформировать имеющиеся у педагога биомеханические знания в реальную практику так, чтобы они были адекватно восприняты юными спортсменами? Как объём информации о движениях, имеющийся у тренера, рационально донести до ученика, который не обладает подобной информацией при обучении упражнениям?

На исследование и решение данных проблем направлен технологический принцип использования индивидуального словарного тезауруса при взаимодействии преподавателя и ученика, что можно отнести к одному из направлений антропоцентрических подходов. Данное направление синтезирует различные науки (биомеханика, психология, дидактика) и обусловлено высочайшей сложностью соревновательных действий в спортивной гимнастике.

В основу технологического принципа использования индивидуального словарного тезауруса положены следующие составляющие:

1. Технологические подходы к обучению гимнастическим упражнениям как наиболее эффективный путь достижения конечного результата обучения, т.к. он строится на индивидуализированном, осознанном взаимодействии преподавателя и ученика с учётом подготовленности участников процесса и оптимального распределения ресурсов (материальных, человеческих), это - творческий процесс интеграции различных знаний и превращение их в технологические новации.

2. Тезаурусные подходы в создании представления о двигательном действии. Педагог, ориентированный на глубокое познание личности (антропоцентрическое познание), общается с учеником на уровне представления окружающей действительности в голове человека [1, 6].

Сложный внутренний мир человека требует от педагога не только знания в области биомеханики движений, но и постоянный поиск тезауруса личности, под которым понимается объём знаний, умений, способностей к логическому и проектно-двигательному мышлению спортсмена, реализуемые под влиянием информационных потребностей и запросов [4].

Объективный тезаурус - система научной информации в той сфере деятельности человека, где решающее значение имеет объективная логика, нормы, каноны в выбранной области знания, в данном случае - биомеханические закономерности движений. Совместная деятельность педагога и ученика являет собой информационные модели, которые диалектически интегрируют оба тезауруса.

Цель: способствовать ускорению обучения технике выполнения гимнастического упражнения, исходя из индивидуального словарного тезауруса ученика и объективных данных о биомеханических характеристиках техники гимнастического упражнения на основе технологической схемы.

Методы и организация исследования. В работе применялись: педагогическое наблюдение; цифровая видеорегистрация гимнастических упражнений; тестирование и анализ динамики индивидуального тезауруса; анкетирования тренеров и гимнастов; тестирование мышечно-двигательного представления; аналитические расчёты биомеханических характеристик техники; педагогический эксперимент.

Для определенности все построения были рассмотрены на примере обучения «повороту на 180° махом вперёд в стойку на руках» на параллельных брусьях.

Анализ биомеханических характеристик выполнялся для определения объективного тезауруса, представленного в педагогическом эксперименте. Применялись компьютерные программы Abode Premiere 7,5, Video Capture. Цифровая видеосъёмка исследуемых движений была трансформирована в покадровое состояние в виде кинограммы упражнений. При взаимодействии программ Video Capture и AvtoCAD 2004 были получены угловые и пространственные размерности движений. Измерения угловых и линейных координат, занесённые в программу Excel ПК, использовались для аналитических расчётов кинематических характеристик техники гимнастических упражнений - угловых скоростей движения звеньев тела гимнастов (ф'), времени (t) движения по фазам, пространственных характеристик при переходе от одной позы к последующей и угловых скоростей движения звеньев тела.

В ходе тестирования тренеров решалась задача определения условной технологической формулы слов-команд на основе индивидуального словаря-тезауруса тренеров, выражающих технику выполнения гимнастических упражнений. Тренерам предлагалось назвать как можно больше слов (понятий, имён существительных, предметов), которые они могли бы использовать для выражения механизма двигательного действия с помощью отдельных слов, понятий, терминов на основе ассоциаций, знаний, прошлого опыта. Испытуемым гимнастам также предлагалось назвать как можно больше слов (понятий, имён существительных, предметов), которые они могли бы использовать для выражения понимания техники изучаемого упражнения.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выявлены основные тенденции индивидуальных словарных тезаурусов учеников, субъективные информационные модели, которыми оперируют ученики и тренеры; получены биомеханические (кинематические) параметры техники гимнастического упражнения на брусьях, ставшие основой объективного тезауруса в процессе обучения движению; разработана и экспериментально обоснована технологическая схема управления процессом трансформации объективной информации в субъективные ощущения гимнастов.

Педагогический эксперимент продолжался 5 месяцев. В течение этого времени на тренировочных занятиях осваивался «поворот на 180° махом вперёд в стойку на руках». За 30 дней до начала эксперимента было проведено анкетирование с целью изучения динамики индивидуального тезауруса гимнастов и тренеров. Полученные в результате анкетирования «информационные модели», т.е. определённые вербальные формы выражения информации (табл. 1), позволили определить элементы и понятия индивидуальных тезаурусов, их объём и особенности.

Таблица 1

Информационные модели (фрагмент), применяемые тренером и гимнастами при объяснении и коррекции в обучении двигательному действию

(поворот на 180° махом вперёд в стойку на руках)

Информационные модели в обучении

Выражения, содержащие опорные моменты техники упражнений Образные выражения гимнастов, касающиеся техники упражнений Побуждающие к действию выражения тренера перед исполнением упр.

гимнасты

Поворот на 180° махом вперёд в стойку на руках

давлю руками от себя, делаю сход со стойки на руках «спина горбом», «поднять жерди» «вытягиваюсь в линию» «вытянись как палка», «выведи плечи»

внизу провисаю в плечах, выпрямляюсь и упираюсь в жерди, тянусь носками назад-книзу «опускаю жерди» «струна» «натянутый лук» «будь как упругая пружина»

на махе вперёд делаю поворот ногами на 180° в стойку на руках, вкручиваясь носками «ввинчиваюсь штопором», «поворот - винтом», «руками от себя», «прижимаю ухо плечом» «тело натянуто», «активно дави руками», «штопор и ухо»

Индивидуальный тезаурус представляет собой устойчивую совокупность слов, понятий, терминов, категорий, имеющих для гимнаста определённый личностный смысл и используемых для описания им конкретных гимнастических элементов, движений [3].

Полученные информационные модели (субъективные тезаурусы) классифицированы как: а) вербальные выражения, содержащие опорные моменты техники упражнений; б) образные выражения, касающиеся техники гимнастического упражнения, в) побуждающие к действию выражения тренера перед выполнением спортсменом гимнастического элемента. Вербальные выражения, содержащие опорные моменты техники упражнений, включают в себя

понимание гимнастических элементов и опытными, не участвующими в педагогическом эксперименте гимнастами.

За 15 дней до начала педагогического эксперимента было проведено тестирование мышечно-двигательной подготовленности гимнастов. Результаты тестирования представлены в табл. 2. По данным анкетирования и тестирования были сформированы две относительно равные группы по мышечнодвигательной (р > 0.05) подготовленности и тезаурусу.

Соответственно схеме управления процессом обучения упражнениям на первом этапе тренер сообщал ученику информацию обо всех структурных частях движения, т.е. предоставлял полный объём информации, выделяя опорные моменты, характерные для всех частей упражнения, адаптировал сведения о технике упражнения к уровню теоретической подготовленности гимнастов, разнообразно насыщая информацию. Адаптация к сознанию ученика выражалась не в цифрах, а качественно. Так, скорость движения сообщалась тренером как - быстро, быстрее, медленнее, или мах вперёд - это твой разбег, о позах -не 90°, 180°, а прямое тело или прогнутое - прямой как палка, вытянись как натянутая струна.

Таблица 2

Результаты (баллы) мышечно-двигательного подготовленности гимнастов

контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента

Статистические показатели Группы Р > 0.05

Экспериментальная Контрольная

М 4.31 4.97

±т 1.14 0.70

V % 37 20

С целью передачи объективной информации о технике гимнастических упражнений при создании представления о движении применялось теоретическое моделирование, суть которого заключалась в адаптированной к гимнасту биомеханической информации, которую он должен осознать в конце обучения уже на уровне субъективного ощущения.

Данный процесс реализовывался на основании варьирования объёма информации и информационной насыщенности. Под объёмом информации мы понимаем сведения обо всех или некоторых структурных частях движения. Он измеряется такими категориями, как полный, малый и средний объёмы информации. Информационная насыщенность - это способ или форма предоставления какого-либо объёма информации и выражается в концептах, образах, метафорах или опорных моментах. Она может быть разнообразной или однообразной. Так, объяснение техники выполнения упражнения может иметь полный объём информации, но однообразную насыщенность. На наш взгляд, антропоцентрический подход выделяется разнообразной насыщенностью информации при любом объёме.

Для осуществления управления обучением технике гимнастических упражнений с использованием тезаурусов применялась технологическая схема (рис. 1).

Исходя из этих позиций, сочетались точные, объективные биомеханические показатели с уровнем осознанности обучаемых. При выполнении «поворота на 180° махом вперёд в стойку на руках» тренер сообщал ученику: «В

стойке на руках, тянись вверх, как будто хочешь поднять жерди, (что, по данным биомеханических исследований, соответствует 1 фазе в 1 стадии элемента); затем подай плечи назад, начни движение быстро и верни их в упор (2 фаза в 1 стадии элемента), спина, ягодицы и ноги - единое целое; внизу ты -«пружина», провисни в плечах (граничное положение между 1 и 2 фазой во второй стадии движения), тело прогнуто, как натянутый лук; затем резким сгибательным движением делаешь быстрый бросок ногами (граничное положение между 2 и 3 стадиями), выпрямляя тело, «штопором ввинчиваешься в поворот», прижимая ухо к плечу (1 фаза в 3 стадии), упираешься - руки, как стальные прутья, и заканчиваешь движение жёстким и натянутым единым целым (конечное положение в 4 стадии элемента)».

Этапы 1 этап 2 этап 3 этап

Операция управления

0 1- 1 о коррек ль ция контроль кор я и к ф конечный результат

\

\ /

Объём инф ормации \ /

полный средни й малый

информацион ная насы щенность разнообразная переходная стадия однообразная

тезаурусы субъективны й + объективны й субъективны й объективны й

Рис. 1. Технологическая схема трансформации словарного тезауруса при управлении процессом обучения технике гимнастического упражнения

Первый этап завершался овладением гимнастическим элементом учениками экспериментальной группы на уровне целостного двигательного выполнения. Для определения уровня владения упражнением применялась экспертная оценка. Основанием для завершения первого и перехода ко второму этапу эксперимента был критерий 70x70% [7]. Он определялся тем, что 70% участников экспериментальной группы выполняли контрольную комбинацию на 7.0 баллов (т.е. 70% от максимально возможной оценки за комбинацию, 10.0 баллов). Группа переходила на второй этап эксперимента. Осуществлялась информационная коррекция в виде уменьшения объёма информации, которая выполнила свою функцию. Длительность первого этапа составила двенадцать недель.

На втором этапе меньший объём информации реализовывался за счёт сведений об основах техники движения, которые освоены и не требуют дополнительных напоминаний для конкретного ученика. Согласно схеме, настоящий этап являлся переходным в представлении информационного насыщения, но разнообразие и поиск тренером и учеником образных концептов осознания техники гимнастического упражнения доминировал.

При освоении «поворота на 180° махом вперёд в стойку на руках» тренер использовал более короткие информационные модели. Например: «в стойке -пятки назад; плечи жёсткие - внизу провисни и быстрый мах; пауза - винт носками; плечо прижать и встреть опору». Когда основные моменты техники выполняются гимнастами стабильно, тренер использует образные концепты

[5] типа: «пружина (положение упора), жёсткий или монолитный (прямое положение тела в движении), «плечо прижать» (при выполнении поворота на 180°, вытянуться)». Данный этап характерен побуждением к идеомоторной настройке перед выполнением гимнастического упражнения. Идеомоторика внедряется именно на втором этапе освоения техники упражнений. Запоминая свои лучшие подходы на первом и втором этапах, гимнаст воспроизводит их на мышечно-двигательном [8] уровне перед очередным выполнением гимнастического элемента. При освоении плохо выполняемых частей упражнения, информация о них остаётся объёмной и разнообразно-насыщенной. Кроме того, как и на первом этапе, применяется физическая помощь тренера в виде проводки по движению.

Переход на третий этап освоения гимнастического элемента осуществлялся в соответствии с критерием 80x80% [7], т.е., когда десятикратное исполнение базовой комбинации учениками экспериментальной группы оценивалось, как минимум, на оценку 8.0 баллов (на уровне двигательного умения). Длительность второго этапа составила семь недель.

На заключительном этапе эксперимента использовался малый объём дидактической информации, которая характеризовалась однообразной, индивидуальной для каждого гимнаста насыщенностью. Здесь тренер в большей степени (нежели на втором этапе) оперирует образными концептами. Представленные концепты включали в себя большую смысловую насыщенность на подсознательном уровне. Они являлись настроечными командами - как перед соревнованиями, индивидуальными командами - как при осуществлении иде-омоторной тренировки, или настройки вне спортивного зала, а также во время непосредственного выполнения гимнастического элемента. У спортсмена приобретался опыт выполнения упражнений, так что информация в форме концепта должна была создавать полноценное представление о них.

Тренер использовал информацию о деталях техники, параметрах завершающей части элемента, гимнастическом стиле и индивидуальной манере выполнения гимнастического элемента. Концепты, такие как: носки, колени, складка, держи себя жёстче, сохраняй упор, внимательнее встречай опору, строже контролируй детали и т. д.

Третий этап соответствовал владению элементом учениками экспериментальной группы на уровне двигательного навыка, что регистрировалось экспертами по критерию Никандрова 85x85%, с оценкой не ниже 8.5 балла. Длительность этапа - четыре недели.

Гимнасты контрольной группы выполняли «поворот на 180° махом вперёд в стойку на руках на брусьях», слушая объяснение тренера в традиционной форме.

Таким образом, предложенный экспериментальный подход к обучению гимнастическому упражнению с применением трансформации сведений об объективных биомеханических параметрах техники через субъективный тезаурус тренера и спортсменов позволил сделать следующие заключения:

1. Передача объективной информации о технике упражнения осуществляется за счёт тезаурусно-дидактического моделирования, представляющего собой адаптированную к гимнасту объективную биомеханическую информацию (объективный тезаурус), которая в конце обучения трансформируется в субъективные ощущения спортсмена. В основе тезаурусно-дидактического

моделирования лежит определённая последовательность блоков, операций тренера и спортсмена.

2. Технологическая схема управления процессом обучения технике гимнастических упражнений с использованием тезаурусов включает в себя уменьшение объёма информации от этапа к этапу и поиск информационной насыщенности от разнообразной к индивидуально однообразной. Реализация технологической схемы базируется на контроле и коррекции, основанной на обратной связи от спортсмена к тренеру.

На первом этапе - информационная насыщенность разнообразная при полном объёме информации. Второй этап характеризуется переходной стадией со средним объёмом информации. Третьему этапу соответствует однообразная информация при малом объёме.

3. Педагогический эксперимент показал эффективность применения те-заурусно-дидактического моделирования в управлении процессом обучения технике гимнастических упражнений на брусьях. Эффективность обучения в экспериментальной группе выражена в уменьшении времени затраченного на освоение гимнастических упражнений, и качестве их выполнения при р < 0.05, по сравнению с контрольной группой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования : логико-методологические проблемы / Н.В. Бордовская. - СПб. : Изд-во РХГИ, 2001. - 512 с.

2. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений : популярное учеб. пособие / Ю.К. Гавердовский. - М. : Терра-Спорт, 2002. - 512 с.

3. Гагин, Ю.А. Духовный акмеизм биомеханики / Ю.А. Гагин, С.В. Дмитриев ; Балт. Пед. Академия. - СПб. : [б.и.], 2000. - 308 с.

4. Дмитриев, С.В., Оленев, Д.В. Технология обучения двигательным действиям.- Нижний Новгород, 2001. - С. 102.

5. Дмитриев, С.В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека / С.В. Дмитриев // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 12. -

С. 44-50.

6. Извозчиков, В.А. Слово об информации // Наука и школа. - 2000. -№ 1. - С. 34-44.

7. Никандров, Н.И. Программированное обучение за рубежом / Н.И. Никандров. - М. : [б.и.], 1978. - 165 с.

8. Пуни, А.Ц. Роль внимания в непосредственной психологической подготовке спортсмена к выполнению упражнений в соревновании / А.Ц. Пуни // Психологические вопросы спортивной тренировки. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - С. 116-124.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Х.М. Солтамурадова

В современных условиях высшее профессиональное образование по физической культуре и спорту подвержено существенному реформированию, вызванному новой политической ситуацией в российском обществе. Одной из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.