Научная статья на тему 'Методика применения однонаправленных тренировочных нагрузок в процессе физической подготовки курсантов вузов пограничных войск'

Методика применения однонаправленных тренировочных нагрузок в процессе физической подготовки курсантов вузов пограничных войск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шершнёв В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика применения однонаправленных тренировочных нагрузок в процессе физической подготовки курсантов вузов пограничных войск»

затянется.

Таким образом, результаты биомеханических исследований техники позволяют построить индивидуальные информационные модели перехода от объективного тезауруса к интерпретации количественных характеристик движений в субъективное восприятие их гимнастами, на основе шкал дифференциации.

Слияние и взаимодействие трёх тезаурусов способствует качественному пониманию техники гимнастических упражнений. Слияние: объективного тезауруса, как системы научной информации о биомеханических закономерностях движений в спортивной гимнастике; тезауруса личности педагога, как устойчивой совокупности слов, понятий, терминов, категорий, имеющих для него определённый личностный смысл и используемых в педагогической деятельности и общении; личности ученика, его объёма знаний, умений, в двигательной области спортивной гимнастики, способностей к проектно-двигательному мышлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов, Е.М. Ритмодвигательная структура техники гимнастических упражнений : учеб. пособие /Е.М. Аксенов; Санкт-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: [б.и.], 2000. - 47 с.

2. Дмитриев, С.В. Дидактические основы ценностно-смыслового и биомеханического моделирования двигательных действий спортсмена /С.В. Дмитриев. - Ниж. Новгород: [б.и.], 1995. - 150 с. : ил.

3. Дмитриев, С.В. Смысловое проектирование спортивных действий /С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской //Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 51-56.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. завед. /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. -176 с.

5. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. завед.: в 2-х кн. Кн 2. : Процесс воспитания /И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

6. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике /Е.С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

7. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии /В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.

9. Солодянников, В.А. От базовых навыков к профилирующим упражнениям и их разновидностям: метод. материалы семинара тренеров Псковской области /В.А. Солодянников. - Великие Луки: [б.и.], 1998.

10. Сучилин, Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности: автореф. ... дис. д-ра пед. наук /Н.Г. Су-чилин. - М., 1989. - 49 с.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОДНОНАПРАВЛЕННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК

В.А. Шершнёв

Практика деятельности пограничников показывает, что исход любой операции по пресечению преступных действий нарушителей границы зависит не только от умения владеть табельным оружием, но, и прежде всего, от уровня физической подготовленности и сформированности специальных двигательных навыков.

Достижение гармоничного развития офицеров в учебных заведениях погранич-

ных войск РФ является ответственной задачей их подготовки, поскольку определяет профессиональную готовность последних к исполнению обязанностей на должностях в соответствии с предназначением. Существенное место в формировании физических качеств курсантов, как будущих офицеров, их готовности к дальнейшей службе, занимает период обучения в вузе.

Данное положение определяет соответствующие для этого этапа обучения цели и задачи, которые, конкретизированные для каждого из разделов подготовки, формулируются в программе начального обучения в вузе. Как указывает А.А.Нестеров (1983), выполнение целевой установки обучения и задач воспитания курсантов на каждом из этапов обучения предполагает нахождение путей рационального применения в учебно-воспитательном процессе средств, форм и методов обучения, которые позволяют в заданных условиях обеспечить интенсификацию процесса подготовки.

Высокая результативность физической подготовки, по данным многочисленных исследований, достигается при системном подходе к организации обучения и воспитания в процессе физической подготовки. Следовательно, только представление и организация процесса физической подготовки как системы, со всей совокупностью взаимодействующих и взаимовлияющих на достижение конечного результата факторов, может привести к успешному решению задач.

Любой процесс обучения осуществляется с помощью метода восхождения, то есть от простого к сложному. При этом на каждом этапе обучения необходимо определять уровень усвоения курсантами учебной программы, прежде чем станет возможным переход к следующему этапу. Для того, чтобы к выпуску профессиональная готовность курсанта достигла определенной степени, на каждом учебном занятии она должна получать определенное положительное «приращение».

Целесообразность заблаговременной профессионально-прикладной физической подготовки доказывается большой устойчивостью тренированных людей к разнообразным рабочим нагрузкам, более кратковременным срокам освоения новых профессиональных навыков.

Таким образом, актуальность исследования определяется целым рядом противоречий: между непрерывным усложнением процесса обучения в вузах пограничных войск и ограничением времени на усвоение программы по физической подготовке; между растущими требованиями к профессиональной готовности офицеров-пограничников и заметным ухудшением качественных характеристик поступающих в вузы; между возрастающими требованиями к степени физической готовности будущих офицеров-пограничников и значительным сокращением времени, отводимого на физическое совершенствование курсантов при проведении всех форм физической подготовки.

Выполнение профессиональных обязанностей офицерами-пограничниками сопровождается значительным психоэмоциональным напряжением, происходящим в условиях нарушения режима труда и отдыха (сна) и деятельностью в условиях стресса.

Успешность действий в этих условиях зависит от высокого уровня физической и психической готовности, а также развития профессионально важных двигательных навыков. В то же время, как показали проведенные исследования, исходный уровень физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы пограничных войск, не соответствует требованиям, предъявляемым к ним. Это, во-первых, снижает эффективность их обучения в вузе; во-вторых, не позволяет качественно освоить программу вуза по физической подготовке; в-третьих, не обеспечивает высокого уровня физической готовности во время профессиональной деятельности после окончания вуза.

Как показали наши исследования, в этих условиях наиболее рационально проведение однонаправленных тренировок для развития выносливости и силы во всех формах физической подготовки, поскольку механизмы энергообеспечения тренировок при развитии указанных качеств имеют специфические особенности, а затем уже ис-

пользовать упражнения для развития быстроты и ловкости. Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о более высокой эффективности применения однонаправленных тренировок, так как при этом отсутствует «наслоение» биохимических продуктов распада специфической мышечной деятельности, которая наблюдается при развитии выносливости и силы на одном занятии одновременно.

В ходе исследования были определены факторы, влияющие на эффективность процесса физической подготовки курсантов.

Для этого проводился опрос 32 специалистов по физической подготовке и спорту. Респондентам предлагалось проранжировать факторы по степени значимости их влияния на повышение эффективности процесса физической подготовки курсантов. Факторы, определяющие эффективность процесса физической подготовки курсантов, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, влияющих на эффективность процесса

физической подготовки курсантов

№ п/п Факторы, влияющие на эффективность процесса физической подготовки Сумма рангов

1. Рациональное соотношение однонаправленных тренировок в процессе всех форм физической подготовки 41

2. Преимущественное использование упражнений аэробного характера 98

3. Планирование физической нагрузки на учебных занятиях с учетом ее объема, полученного в процессе проведения других форм физической подготовки 67

4. Учет исходного уровня развития физических качеств у курсантов 127

Определив ведущие факторы, влияющие на эффективность процесса физической подготовки курсантов, мы приступили к разработке методики применения однонаправленных тренировок для ускоренного развития силы и выносливости.

Программа состояла из развивающих недельных циклов и проводилась в первом семестре обучения в форме: утренней физической зарядки, учебных занятий и спортивной работы.

Основу методики проведения занятий составили беговые упражнения на выносливость, разнообразные средства развития силы и гибкости (табл. 2).

В процессе педагогического эксперимента осуществлялась проверка разработанной программы физической подготовки курсантов на основе применения однонаправленных тренировок.

При организации занятий в экспериментальной группе мы исходили из того, что упражнения на выносливость способствуют повышению функциональных резервов организма, а упражнения на силу улучшают слаженность процессов нервномышечной координации.

Однонаправленные тренировки проводились во всех формах физической подготовки.

Экспериментальная методика в ходе педагогического эксперимента в естественных условиях профессионального обучения курсантов показала высокую свою эффективность.

По большинству исследуемых показателей физической готовности курсанты ЭГ достоверно превосходили курсантов КГ (табл.3.).

Таблица 2.

Упражнения с направленностью на развитие силовых способностей

и их комплексы, применяемые в программе физической подготовки

№ Упражнение Кол-во повторений

1. Подтягивание на перекладине 4-6 раз

2. Подтягивание обратным хватом 4-6 раз

3. Подтягивание, хват широкий 3-4 раза

4. Подъем переворотом 2-3 раза

5. Поднимание ног к перекладине 6-8 раз

6. Подъем силой на перекладине 2-4 раза

7. Смена висов на перекладине (согнувшись, прогнувшись) 5-6 раз

8. Вис. Поднимание ног до прямого угла и удержание 3-5 с

9. Поднимание туловища лежа на животе (ноги в упоре) 10-20 раз

10. Поднимание туловища лежа на спине (ноги в упоре) 10-20 раз

11. Сидя на полу, руки в упоре сзади, сведение и разведение ног, удерживание их под углом в 45° 20-30 с

12. Сидя на полу, руки в упоре сзади, круговые вращения ног 20-30 с

13. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-20 раз

14. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 5-10 раз

15. Смена положений: основная стойка (ОС), упор присев, упор лежа, упор присев, выпрыгнуть вверх, ОС 10-15 раз

16. ОС. Прыжки вверх на двух ногах (или с вращением на 180-360°) до 30 раз

17. Стоя на крае опоры, поднимание на носках 20-30 раз

18. В упоре на брусьях. Разведение и сведение ног (или разведение в размахивании) 6-10 раз

19. Передвижение в упоре на руках на брусьях

20. Приседание с партнером на плечах 5-10 раз

21. Приседание на одной ноге (партнер страхует и поддерживает) 5-15 раз

22. Многоскоки на одной ноге 10-15 раз

23. Прыжки с ноги на ногу в длину с места (тройной, пятерной, десятерной) 3-5 раз

24. Выпрыгивание вверх из упора присев до 10 раз

25. Бег с партнером на плечах 10-20 м

Примечание.

1. Из перечисленных упражнений формируются комплексы, используемые на утренней физической зарядке.

- комплекс № 1: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 21, 24;

- комплекс № 2: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 22, 23;

- комплекс № 3: комплекс № 2 + 18, 20, 25.

2. Комплекс № 1 проводится с первой по третью неделю занятий; комплекс № 2 проводится с четвертой по шестую неделю, комплекс № 3 с седьмой недели. Данные комплексы могут использоваться на УЗ (СР).

3. В зависимости от темпа освоения и уровня подготовленности комплексы могут меняться, дополняться, начинать использоваться раньше.

4. Упражнения 20-25 (комплекс № 4) также используются на УЗ и СР для развития скоростно-силовых способностей.

Таблица 3

Показатели физической подготовленности у курсантов опытных групп ____________________до и после эксперимента (х±т)___________________________

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента

1. Сила. Подтягивание ЭГ 12,2±0,6 15,2±0,5

на перекладине (кол-во раз) КГ 12,6±0,5 11,3±0,9

2. Быстрота. 100 м (с) ЭГ 14,6±0,1 14,1±0,1

КГ 14,6±0,1 15,0±0,1

3. Бег. Выносливость. ЭГ 12,24 ±2,3 12,12±2,2

3000 м (мин,с) КГ 12,26 ±6,3 12,38 ±6,3

Вывод: программа физической подготовки, основанная на применении однонаправленных тренировочных нагрузок способствовала более эффективному развитию физических качеств у курсантов вузов пограничных войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.