ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И РОСТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА
КРАВЦОВА Т.В.,
аспирант, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), e-mail: [email protected]
В статье исследована социальная ответственность бизнеса региона, проанализирован механизм ее формирования и развития в условиях финансово-экономического кризиса, рассмотрены отличительные черты технологии социального инвестирования от традиционной и стратегической благотворительности. Определен залог успеха корпоративных социальных программ, разрабатывающихся и реализующихся в режиме социального партнерства.
Ключевые слова: социальная ответственность; концепция института социальной ответственности; социальное инвестирование; корпоративные социальные программы.
This article presents the research of the social responsibility of business in the region, and mechanism of the formation and development of the social responsibility of business in the state of financial and economic crisis is analyzed. The distinctive features, which differentiate the technology of social investment from the traditional and strategic charity aid, are taken into consideration.The guarantee of success of the corporate social programs which are developed and realized in social partnership is determined.
Keywords: social responsibility of business; concept of the institution of social responsibility; social investment; ^rporate social programs.
Коды классификатора JEL: M14.
Организационно-экономические формы корпоративного бизнес-сообщества — как по своей природе, так и институционально, — неразрывно связаны с эволюционным развитием фирмы/предприятия, нацеленным на достижение и экономической, и социальной эффективности. Организационное развитие бизнес-структур испытывает потребность в сотрудничестве, инновационности, высокой степени управления изменениями, стратегическом управлении внешней средой, сбалансированности бюджета на базе симбиоза элементов корпоративной культуры — культуры личности и, как результат, культуры социальной ответственности бизнеса, предусматривающей продуцирование последним классических экономических, а также социальных эффектов. К концу XX века, по сути, сложились две модели развития концепции корпоративной социальной ответственности: «европейская», с доминирующей ролью государства, и «американская», где большую часть социальных функций берут сами компании и корпоративные системы [1].
При этом содержание стратегии социальной ответственности бизнеса включает уровни и формы реализации социальной ответственности и совокупность соответствующих социальных инвестиций, — как на микроуровне (разработка социальных пакетов для работников и их семей; повышение квалификация работников; развитие корпоративной культуры; развитие отношений с профсоюзами и советами трудовых коллективов; переосмысление отечественного опыта заключения коллективных договоров, разработки и реализации планов социально-экономического развития предприятий, шефства как избирательных целевых социальных вложений), так и на мезо- (участие бизнеса совместно с органами власти в разработке и реализации проектов и программ регионального развития; совместно с НКО участие в системной благотворительности, спонсорстве; возможность создания региональных фондов социально-экономического развития), и макроуровне [1].
Внедрение и соблюдение принципов социальной ответственности является в долгосрочной перспективе способом ведения бизнеса, а в краткосрочной перспективе — одним из инструментов, помогающих достижению поставленной цели (увеличению доходов компании и улучшению жизни социума). Социально ответственный бизнес имеет более благоприятные долгосрочные перспективы. Улучшение жизни людей в определенном регионе выгодно предприятию даже просто самим участием в общественной жизни. В более благополучном с социальной точки зрения обществе благоприятнее и условия для бизнеса. Кроме
© Т.В. Кравцова, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
того, у поставщиков и других контрагентов формируется более привлекательный образ предприятия. Поэтому, даже если краткосрочные издержки на социальную активность высоки, в долгосрочной перспективе они могут стабилизировать прибыль. Необходимо структурировать внедрение и взаимодействие институтов формирования и развития социальной ответственности бизнеса в регионе.
Для реализации структурного взаимодействия институтов формирования и развития социальной ответственности бизнеса региона (см. рис.) необходимо развивать теорию мотивации и управления регионом в целом и управлением хозяйствующими субъектами в частности. Это позволит в дальнейшем определить стратегические ориентиры воздействия властных структур на бизнес, действующий в регионе, и создать трехпараметричную систему взаимодействия в координатах «власть — бизнес — общество».
Для того чтобы механизм формирования и развития социальной ответственности бизнеса региона в условиях кризиса заработал, необходимо выработать концепцию становления института социальной ответственности бизнеса и миссию корпоративной социальной ответственности бизнеса региона.
При создании концепции института социальной ответственности бизнеса региона, с целью формирования условий для трехстороннего взаимодействия государства, бизнеса и общества, необходимо проведение законодательных и институционных реформ. Без этих ключевых составляющих полноценное развитие информационного общества, которое в конечном итоге ведет к развитию в социально-экономической сфере, создает условия конкурентоспособности региона, невозможно. Информационное общество по своей природе является глобальным явлением не только по географическим или даже геополитическим понятиям, но и потому, что вокруг его построения объединяются представители всех общественных секторов — государства, бизнеса, общества.
Рис. Структурное взаимодействие институтов формирования и развития социальной ответственности бизнеса региона в условиях финансово-экономического кризиса
Соответственно, и сам процесс такой консолидации приносит свои результаты: исключает доминантность или же, наоборот, приводит к угнетению прав или интересов любой из заинтересованных сторон.
Сегодня уже очевиден тот факт, что формирование информационного общества в регионе должно осуществляться на основе адекватного институционального обеспечения его развития. Эффективное функционирование современной экономики, построенной на знаниях и широком использовании информационных технологий, возможно только в условиях существования надлежащей нормативно-правовой базы. Ввиду стратегической важности, масштабности, межотраслевого характера проблематики развития информационного общества, а также необходимости в максимально короткое время принимать решения и эффективно их использовать, необходимо развивать специальную институциональную систему. Инсти-
туциональные предпосылки оказывают решающее влияние на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок.
Одной из основных проблем обеспечения устойчивого развития в условиях кризиса на региональном уровне является необходимость построения системы управления бизнесом, реализующей такие механизмы, которые смогут обеспечить эффективное развитие экономики и социальной сферы. Для этого необходимо сформировать условия для трехстороннего взаимодействия государства, бизнеса и общества, выработать институциональное и информационное обеспечение, закрепить нормативно-правовую базу социальной ответственности бизнеса региона в рамках стандартов социальной ответственности.
При этом целесообразно продумать основные шаги в управлении мотивацией менеджмента хозяйствующих субъектов региона в направлении повышения их социальной ответственности в условиях кризиса.
Региональное развитие подразумевает взаимодействие с местным сообществом, которое в рамках стратегии социальной ответственности представлено следующими группами:
❖ Региональные клиенты/ контрагенты (существующие и потенциальные);
❖ Местные органы самоуправления и регулирующие органы;
❖ Местные общественные организации;
❖ Население территорий.
В вопросах взаимоотношений с местным сообществом компании необходимо действовать в следующих направлениях:
♦ Диалог с сообществом по вопросам деятельности Банка в регионах;
♦ Ответственное финансирование;
♦ Спонсорство / благотворительность.
Практика взаимоотношений бизнеса и власти в социальной сфере сложна и разнообразна — от «добровольно-принудительной благотворительности» до социального партнерства. Четко прослеживается связь между характером взаимодействия бизнеса, государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и уровнем развития социальной ответственности бизнеса — с другой. Опыт последних лет показал, что любые формы диктата — будь то диктат власти или диктат корпорации — нежизнеспособны. «Добровольно-вынужденная» благотворительность, как и содержание «городов при заводах» отличаются крайне низкой эффективностью затрат на социальные нужды [2].
Наиболее перспективным направлением повышения уровня социальной ответственности бизнеса региона, обеспечивающим высокий уровень мотивации хозяйствующих субъектов к реализации социальных программ, на наш взгляд, является технология социального инвестирования, существенно отличающаяся от привычных видов традиционной и стратегической благотворительности (см. табл.).
Отличительными характеристиками социального инвестирования являются [3] :
• Создание устойчивого финансирования в долгосрочном периоде (программы микрокредитования, обеспечивающие возвратность инвестиций компаний и прирост за счет выплаты процентов по кредитам; вложение инвестиций в фонд, который финансирует грантовые программы из процента на инвестированный капитал; приращение ресурса за счет вклада со стороны грантопо-лучателей (долевое финансирование)).
• Выбор направления финансирования, которое позволяет поддерживать не отдельную проектную идею, а «машину» по производству проектных идей.
• Выбор грантополучателя/партнера с проверенной репутацией и через партнерство, совместная разработка и реализация социальных программ.
Социальные программы бизнеса, направленные на развитие территорий присутствия, более эффективными может сделать, во-первых, ориентация на достижение значимого социального результата при соблюдении бизнес-интересов компании или так называемого «бизнес-эффекта».
В данном случае «бизнес-эффект» понимается как польза, которую реализация благотворительных и социальных программ приносит основной деятельности компании.
Во-вторых, разработка и реализация социальной программы в результате совместной работы компании, органов государственной власти и регионального самоуправления, а не в качестве отклика на «просьбы из территорий».
Объединение интересов и ресурсов способствует выработке согласованной стратегии органов власти и бизнеса в решении социальных проблем, в привлечении экспертов в сферу регионального управления и социально-экономического развития и способствует внедрению инновационных подходов при разработке и реализации проектов и программ.
В-третьих, использование комплексного инновационного подхода, направленность на поддержку новых социальных технологий и структурных реформ в социальной сфере, а не покрытие административных расходов или прямые доплаты к заработной плате сотрудникам бюджетной сферы позволит вывести региональные проекты на качественно новый уровень развития.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
В-четвертых использование современных механизмов управления, прежде всего конкурсное распределение средств, долевое финансирование, мониторинг и оценка социальных и экономических результатов, позволит отобрать наиболее эффективные и актуальные проекты, повысить мотивацию участников за счет привлечения собственных средств и контролировать запланированные ход реализации проекта и результаты.
Таблица
Отличительные черты технологии социального инвестирования от традиционной и стратегической
благотворительности1
Традиционная благотворительность Стратегическая благотворительность Социальное инвестирование
Мотивация Бескорыстие и желание помочь Долгосрочный интерес компании, основанный на потребностях сообщества Долгосрочный интерес компании, интегрирующий интересы компании и потребности местных сообществ
Инициатива Реакция на запрос, удовлетворение всех запросов Отбор лучших заявок из числа поданных, руководство внутренними стандартами финансирования компании Опережающая инициатива компании, связанная с интересами основной деятельности, условия финансирования и критерии отбора доступны
Критерии отбора благопо-лучателей Желание руководства Учет интересов благополу-чателей, социальная эффективность Социальная эффективность и бизнес-выгода
Связь с основной деятельностью Не связана Связана опосредованно Интегрирована в основную деятельность компании
Управляющая структура Высшее руководство компании, часто действующее не от лица компании, а от собственного имени Отдел, специализирующийся на разработке и реализации социальных и благотворительных программ Специализированный отдел, в совет которого входят сотрудники основных направлений компании (маркетинг, управление персоналом, финансы, стратегическое планирование и др.)
Ресурсы Деньги, материальные ресурсы Деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров Объединение ресурсов компании (деньги, материальные ресурсы), ресурсов партнеров и требование долевого финансирования от получателя средств
Частота реализации Разовая помощь Программный подход Стратегический подход
Используемые механизмы финансирования Благотворительные пожертвования, спонсорство Конкурсное финансирование. Отсутствует требование долевого финансирования. Грантовые программы не связаны с основной деятельностью Социальное партнерство Конкурсное финансирование, ориентация на программы высокой эффективности — Наличие требования долевого финансирования — Портфельное инвестирование
Выгода для компании Отсутствует Компания не придает значения существованию бизнес-выгоды, не управляют ею и не оценивают Бизнес-выгода управляема, измерима
Со стороны компании меры, реализуемые в рамках социальной ответственности посредством технологии социальных инвестиций, могут отражаться в собственных социальных программах и публиковаться в виде социальной отчетности. Это позволяет выявлять преимущества внедрения стратегии социальной ответственности:
■ Систематизация управления проектами и обеспечение связи реализуемых программ со стратегией компании;
■ Систематизация взаимодействия с заинтересованными сторонами с целью рационального использования имеющихся ресурсов компании;
■ Поддержка принятия управленческих решений путем усовершенствования системы внутренней нефинансовой отчетности;
■ Повышение информационной открытости компании, укрепление ее репутации на российском и международном рынках, в т.ч. через совершенствование системы внешней нефинансовой отчетности;
■ Укрепление доверия со стороны заинтересованных сторон в регионе в процессе региональной экспансии;
■ Улучшение имиджа компании;
■ Содействие реализации бизнес-стратегии компании.
1 Составлено автором по: Симпсон С., Туркин С. «Социальное измерение в бизнесе: Бизнес, общество, власть». Некоммерческое партнерство «Социальные инвестиции», Москва, 2001.
Наибольшей эффективностью отличаются корпоративные социальные программы, которые разрабатываются и реализуются в режиме социального партнерства и учитывают интересы сотрудников компании и жителей городов, где развивается бизнес. Залогом успеха таких программ являются следующее:
• Четкое формулирование собственной стратегии и отказ от финансирования «просьб из региона». Разработка и реализация программ социальной направленности в результате совместной работы компании, органов государственной власти и местного самоуправления, независимых консультантов.
• Ориентация на достижение значимого социального результата при соблюдении деловых интересов компании.
• Направленность на поддержку новых социальных технологий и реформ в социальной сфере, а не на строительство и содержание объектов «соцкультбыта».
• Использование современных механизмов управления, а именно — конкурсного распределения средств, долевого финансирования, внедрения мониторинга и оценки социальных и экономических результатов. Это позволяет отобрать наиболее эффективные и актуальные проекты, повысить мотивацию участников за счет привлечения собственных средств, контролировать реализацию и результаты проекта.
Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития бизнеса можно условно разбить на следующие крупные этапы:
• анализ инвестиционной привлекательности отрасли;
• разработка сценарного прогноза развития отрасли;
• прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках; анализ конкурентной позиции компании в отрасли (прочности бизнеса);
• финансовая оценка стратегических альтернатив; формирование образа будущего компании; разработка стратегических целей и задач; комплекс работ по внедрению стратегии.
Выбор общей стратегии развития и соответствующих функциональных стратегий невозможен без точного соотнесения факторов внешней среды и перспективного потенциала отраслевой корпорации с имеющимися ресурсами и действующей системой управления. При этом проводится классификация и оценка следующих сочетаний агрегированных факторов внешней и внутренней среды:
• определение ориентиров стратегического развития;
• выделение существенных ограничений стратегического развития;
• выделение потенциальных стратегических преимуществ.
При проектировании комплексных программ менеджмента компании, предприятия или организации необходимо учитывать тенденции развития бизнеса региона, его сильные и слабые стороны, имеющиеся возможности и угрозы и множество других факторов, воздействующих на внутреннюю и внешнюю среду.
Таким образом, взаимодействие бизнеса и органов региональной власти может либо поддерживать иждивенчество и бюрократизм последних, либо привносить в социальную сферу недостающие ей принципы эффективного управления. Использование бизнесом и органами власти преимуществ совместной работы и принятие, с одной стороны, инвестиционного подхода к финансированию социальной сферы, а с другой стороны, инновационного подхода к управлению муниципальными программами, приведут к повышению эффективности совместных действий в улучшении социальной сферы территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авадаева И.В. Развитие институтов корпоративной социальной ответственности на микро - и мезоэкономи-ческих уровнях: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М, 2007.
2. Андрунакиевич А.Н. Социальная ответственность бизнеса: теория и российская практика // Государственное управление. Электронный вестник. 2008. № 15.
3. Симпсон С., Туркин С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. М., 2001.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3