Научная статья на тему 'Технология социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника'

Технология социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2465
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / HUMANISTIC UNDERSTANDING / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылева Анна Александровна

Рассматривается сущность социально-педагогического сопровождения как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируются принципы и условия организации социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника, а также направления деятельности субъектов педагогического сопровождения по развитию гуманистической ориентации школьника, ее формы и методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника»

щью системного мониторинга, позволяющую сравнивать и выявлять положительные результаты в освоении учебнопрофессиональных программ, отслеживать динамику профессиональной социализации [6]. Необходимо создавать условия, при которых воспитанник будет работать с отдачей и чувствовать себя успешным;

2) профориентационную работу - усиление профессиональной направленности содержания учебных, воспитательных мероприятий; по результатам исследований эта работа должна проводиться с учетом полоролевой дифференциации, т.е. для юношей и девушек отдельно;

3) дополнительное образование эстетико-художественного типа через систему творческой работы, она направлена на повышение качества производительного труда и успешного трудоустройства в будущем;

4) интеграцию производственного и коммуникативного содержания учебнопрофессиональной деятельности; требуется разработка индивидуального подхода к развитию трудовых навыков, обеспечивающих эффективное продвижение воспитанников в освоении профессиональных знаний путем включения в программу дополнительных сведений правовой и коммуникативно-деловой направленности.

литература

1. Алёнкина О.А., Черникова Т.В. Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья. М. : Глобус, 2009.

2. Бгажнокова И.М. Коррекционная педагогика // Обучение, воспитание и обучение детей с тяжелыми формами физического и психического недоразвития. М., 2005.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

4. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. № 5. С. 42 - 48.

5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1990.

6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М. : ACADEMIA, 1999.

7. Свиридов А.П. Педагогический потенциал социализации. Барнаул : БГПУ, 2004.

8. черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. М. : Сфера, 2005.

Modeling of professional and labour socialization process for people with health limited abilities

There are shown the principles of building a dynamic model of professional and labour socialization process on the basis of personality-oriented approach. This model is characterized by the whole range of pedagogical methods directed at creating favourable adaptation conditions for graduating students with health limited abilities as an important factor of their self-determination.

Key words: professional and labour socialization, dynamic model, pupils with health limited abilities over 18 years old.

А.А. БОБЫЛЕВА (Оренбург)

технология социальнопедагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника

Рассматривается сущность социальнопедагогического сопровождения как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируются принципы и условия организации социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника, а также направления деятельности субъектов педагогического сопровождения по развитию гуманистической ориентации школьника, ее формы и методы.

Ключевые слова: гуманистическая ориентация, социально-педагогическая поддержка.

Социально-экономические и политические процессы, переживаемые российским обществом на современном этапе, послужили толчком к изменениям во многих других сферах человеческой жизни, в первую очередь в сфере образования. Тра-

© Бобылева А.А., 2010

диционная система педагогического образования, ориентированная на подготовку специалистов-предметников, уже не способна удовлетворить запросы современной педагогической практики, потому в современной социокультурной ситуации особую актуальность приобретает задача подготовки педагогов-профессионалов. В отличие от учителя-специалиста педагог-профессионал является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; он ориентирован на развитие творческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений и навыков; умеет создавать развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи.

Современный педагог призван помочь школьнику стать субъектом собственной жизни, реализовать его стремления к самообразованию, самопознанию, саморазвитию, а это возможно лишь на основе развития его гуманистической ориентации, которая определяет социальное взаимодействие людей, задает критерии оценки общества, регулирует поведение человека в соответствии с гуманистическими ценностями.

Развитие гуманистической ориентации школьника - сложный, многоуровневый, противоречивый процесс, результативность которого напрямую зависит от совокупности целенаправленных усилий педагогов, понимания ими механизмов и особенностей гуманистической ориентации личности, педагогических условий для ее развития. Гуманистическая ориентация - это процесс и результат осознания учащимися общественной и личной значимости гуманистических норм, определяющих меру гуманности, духовности, жизне-творчества, актуализации гуманистических ценностных потребностей, которые мотивируют настоящее поведение, деятельность и программируют будущее.

Однако педагог не в состоянии помочь ученику в принятии гуманистических ценностей, если не овладеет технологией социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника.

Сопровождение как особый вид педагогической деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях (и вне их), предполагает сохранение и усиление ак-

тивной позиции личности в поиске и реализации выхода из трудной жизненной ситуации. Сущность педагогического сопровождения заключается в организации поддержки личности, осознании проблемы, принятии собственного решения по ее преодолению и его реализации.

В связи с этим все чаще в педагогической литературе поднимается вопрос о различных видах педагогической помощи -традиционные представления о педагогическом руководстве дополняются выводами о педагогической поддержке (Е.В. Бон-даревская, В.П. Зинченко, С.В. Кульне-вич) или педагогическом сопровождении (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына).

По мнению Е.А. Александровой, педагогическое сопровождение - это «тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в постоянной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта» [1, с. 96].

Социально-педагогическое сопровождение, считает М.И. Рожков, - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В этом случае спецификой социально-педагогического сопровождения выступает его направленность на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, определение трудностей социализации [7, с. 322 - 323].

Наиболее целесообразна точка зрения Н.Н. Никитиной, согласно которой социально-педагогическое сопровождение рассматривается как особая стратегия и тактика воспитания, связанная с организацией социального опыта личности, и индивидуальная помощь ей в выборе ценностных ориентиров своей жизнедеятельности [6, с. 51].

Осуществляя социально-педагогическое сопровождение, следует исходить из необходимости оказания помощи ребенку в развитии гуманистической ориентации как базиса жизненного самоутверждения, что предполагает познание самого

себя в целях приобретения навыков самостоятельного решения возникающих проблем. При этом педагог ориентируется на создание необходимых для комфортного развития личности ребенка условий, организацию наблюдения за его жизнедеятельностью для того, чтобы в случае необходимости участвовать в разрешении проблемных ситуаций.

В процессе ценностно-смыслового взаимодействия педагог как субъект деятельности, реализуя свои воспитательные цели, получает возможность все время развиваться, профессионально взаимодействуя с воспитанником. Данное взаимодействие может проявляться на воспроизводящем, интерпретирующем и творческом уровнях.

Отличительные особенности социально-педагогического сопровождения от других форм и способов стимулирования личностного роста и социального становления человека состоят «не столько в уменьшении степени вмешательства педагога в процесс индивидуального образования личности, сколько в возрастании умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы» [1, с. 98].

Социально-педагогическое сопровождение развития гуманистической ориентации школьника - процесс взаимодействия компетентных взрослых и школьника на организационном, содержательном и личностном уровнях, направленных на проектирование оптимальных условий развития личности с ориентацией на гуманистические ценности.

Выделяются следующие аспекты технологии социально-педагогического сопровождения развития гуманистической ориентации: необходимость системного

сопровождения, его непрерывный характер, поэтапность протекания данного процесса (диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный), опора на позитивный внутренний потенциал развития личности, взаимодействие вместо воздействия.

Важен процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих самостоятельному достижению желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

В определении принципов и условий социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника особую значимость приобретают гуманизация и гуманитаризация образовательного пространства школы, направленного на поддержку развития субъектности школьника, его самоактуализации в процессе личностно-профессионального становления.

На основе проведенного анализа представляется возможным выделить следующие принципы социальнопедагогического сопровождения развития гуманистической ориентации школьника:

1) Принцип культуросообразности и культуротворческого характера гуманистической ориентации, который заключается в том, что в основе гуманистической ориентации личности лежит интериоризация ценностей культуры (духовных, семейных, гражданских, профессиональных и т.д.). При этом школьник не только опирается на ценности культуры, но и способен их осмысленно преобразовывать, самостоятельно постигать новые ценности и смыслы собственной жизнедеятельности.

2) Принцип со-бытийной общности субъектов социально-педагогического процесса: педагогов и школьников, педагогов и родителей, общественных организаций и сообществ, обеспечивающих ценностносмысловое единство и благоприятную среду развития гуманистической ориентации школьника.

3) Принцип ценностно-ориентационной интерпретации всех компонентов образовательного процесса: содержания образования, методов, форм, технологий.

4) Принцип деятельностной направленности социально-педагогического процесса, обеспечивающей выбор и реализацию ценностей в различных видах деятельности, адекватных основным сферам жизнедеятельности школьников.

5) Принцип свободосообразности: создание условий для свободного и ответственного выбора ценностей.

6) Принцип многомерного диалога (полифонии): включение школьников в процесс развития гуманистической ориентации в диалоге культур, поколений, в диалоге со значимым Другим и самим собой [4, с. 54].

Условия организации социальнопедагогического сопровождения гумани-

стической ориентации школьника: построение педагогического сопровождения на основе гуманистических принципов образования; направленность индивидуальнопрофессионального развития школьника и процесса обучения на реализацию принципов личностно-развивающего образования; соответствие содержания педагогического сопровождения интересам школьников, социальным условиям и возможностям его организации; необходимость стимулирования самостоятельности школьника в профессиональном самоопределении, направленном на саморазвитие, создание субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса.

Основными направлениями социальнопедагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника являются: 1) диагностическое, суть которого заключается в психолого-педагогической диагностике общих и частных проблем развития гуманистической ориентации школьника; 2) консультативное, включающее психолого-педагогическое консультирование субъектов педагогического сопровождения в воспитательно-образовательной среде школы; 3) профилактическое, заключающееся в действиях по предупреждению возникновения проблемных и кризисных ситуаций в работе со школьниками;

4) коррекционно-развивающее, состоящее в активном психолого-педагогическом воздействии по устранению отклонений в личностном и профессиональном развитии школьника; 5) организационное, включающее решение ситуативных заданий и экспертизу результатов проделанной работы; 6) диспетчерское, состоящее в привлечении нужных специалистов для оказания помощи субъектам социальнопедагогического сопровождения.

Процесс овладения технологией социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника включает этапы: осмысления сути осваиваемой технологии; освоения технологии, гарантирующий достижение педагогических целей; применения технологии, включающий группировку освоенных элементов, применение технологии в целом; компенсаторно-корректировочный, определяющий пути усовершенствования отдельных элементов технологии.

В соответствии с заявленной логикой возможно использование следующих

форм и методов реализации социальнопедагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника:

- индивидуальные и групповые беседы, опросы (анкетирование; интервьюирование; анализ продуктов учебной деятельности школьников; контент-анализ (изучение текстов); графологический анализ рисунков как выявление типологии характера, акцентуации личности);

- социально-психологический тренинг межличностного общения, имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии, осуществляемые в диалоговом режиме, профессиональные консультации;

- анализ продуктов познавательнотрудовой деятельности, фиксируемый в карте самонаблюдений школьника;

- поисково-творческая деятельность, реализуемая школьниками как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

При таком подходе социально-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования.

Таким образом, развитию гуманистической ориентации школьника и овладению социально значимыми нормативами в виде заданных образцов, которыми школьник должен руководствоваться в собственном поведении, способствует социальнопедагогическое сопровождение как базис согласованного взаимодействия преподавателя и ученика.

Литература

1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов, 2003.

2. Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. Самара : Изд-во СамГПУ, 2000.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов на/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.

4. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания : монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001.

5. Лоцман Е.С. Гуманистическая ориентация личности учащихся средствами музыкального образования // Университеты в начале XXI века: актуальные вопросы научных исследований : сб. науч. тр. преп. и асп. КГПУ. Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2005. Вып.1. С. 95 - 101.

6. Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности. Ульяновск, 2006.

7. Рожков М.И. Социально-педагогическое

сопровождение: концептуальное осмысление

процесса // Психология и педагогика социального воспитания : материалы науч.-практ. конф. Кострома, 2005. С. 322 - 329.

Social and pedagogical support techniques of pupils’ humanistic understanding

There is regarded the essence of social and pedagogical support as one of the ways of personal growth and social formation stimulation. There are analyzed the principles and conditions of organizing social and pedagogical support of pupils’ humanistic understanding. There are also analyzed the directions of activity of pedagogical support subject in pupils ’ humanistic understanding development, its forms and methods.

Key words: humanistic understanding, social and pedagogical support.

В.А. ПРОТОПОПОВА (Волгоград)

социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности

Обоснована теоретическая модель социальнопедагогической профилактики агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности и приведены результаты ее реализации в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: агрессивное поведение, социальнопедагогическая профилактика, музыкальная деятельность, коллективное музыкальное сотворчество.

Системные трансформации в социальной, экономической, политической, экологической, духовной сферах российского общества порождают духовную опустошенность, цинизм, жестокость. Осо-

бенно остро эти тенденции проявляются в подростковом возрасте в виде социальной апатии, «ухода» в параллельные социальные и виртуальные миры, склонности решать свои жизненные проблемы посредством агрессивного поведения и насилия (Е.В. Змановская, Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн). Попытки объяснения агрессивных действий подростков затрудняются тем, что явление подростковой агрессии в современной науке имеет противоречивое толкование.

В основе школьных программ профилактики агрессивного поведения подростков лежат модели, направленные на нейтрализацию симптомокомплексов, а не на выявление и дезактуализацию педагогических, социальных, психологических причин. В то же время В.Г. Баженов, Е.В. Гребенкин, Е.В. Змановская признают необходимость обоснования теоретической модели социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков, учитывающей все его возможные детерминанты.

Наиболее благоприятным пространством для профилактики агрессивного поведения подростков является музыкальная деятельность, обладающая личностно-преобразующим и общественно-преоб-разующим потенциалом (Т.Г. Мариупольская, В.Н. Холопова). В случае его реализации она позволяет нейтрализовать и педагогические, и социальные, и психологические причины подростковой агрессии. При этом в научной литературе, как показывает наш анализ и выводы ряда исследователей (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин), недостаточно четко обоснованы пути реализации педагогического потенциала музыкальной деятельности в аспекте социальнопедагогической профилактики агрессивного поведения подростков.

Вышеизложенное актуализирует исследование социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности. Ведущим фактором, определяющим траекторию всего исследования, является интерпретация феномена «агрессия». В историко-философской динамике его трактовка оформляется в категориях «зло» (древнейшая философия), «насилие» (античные мыслители), «грех» (фи-

© Протопопова В.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.