УДК 372.8:373.1.02 ББК 74.261.7 Т 92
А.Ш.Тхаркахова
Ассистент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета; с.т. 8-909-469-09-66
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье отражены результаты исследования, посвященного выявлению теоретико-методологических и технологических основ формирования ценностных ориентаций у школьников при обучении иностранному языку; в ней описаны структурированные гуманистические ценности как целеполагание образования, психолого-педагогические условия и этапы формирования ценностных ориентаций у учащихся в образовательном процессе.
Ключевые слова: содержание образования, ценностные ориентации, формирование ценностей.
A.S. Tkharkakhova
Assistant Lecturer of Foreign Languages Department of the Adyghe State University; ph.: 8-909469-09-66
FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AT PUPILS IN THE COURSE OF TRAINING
TO A FOREIGN LANGUAGE
Abstract. The paper provides results of the research devoted to revealing theoretical, methodological and technological bases of formation of value orientations at pupils in the course of training to a foreign language. The author describes the structured humanistic values as purposes of education, psychological and pedagogical conditions and stages of formation of value orientations at pupils in educational process.
Keywords: the content of education, value orientations, formation of values.
Социально-экономические и политические особенности последних десятилетий развития российского общества привели к разрушению старых и одновременному появлению новых социальных структур, к бурному развитию науки и техники, к появлению идеологической неопределенности. В условиях быстрого обновления знаний происходит разрушение старой системы ценностей, а новые ценностные ориентиры появляются стихийно и являются, преимущественно, сугубо индивидуалистическими. Направленность личности на духовные, культурные ценности продолжает деградировать и существенно уступает прагматической направленности [4, 5, 7 и др.]. При этом, если современные требования к личностно-деловым качествам, профессиональным способностям, компетенциям человека сегодня достаточно активно обсуждаются, разрабатываются и отражаются в многочисленных научно-педагогических исследованиях, то вопросы ценностно-смысловой идентичности и определенности российских граждан еще далеки от разрешения. Дискуссионным до сих пор остается содержание новой системы ценностей, хотя большинство ученых сходится во мнении, что наиболее важным является сохранение у новых поколений россиян безусловных, общечеловеческих гуманистических ценностных ориентаций [2, 3, 4, 5, 7 и др.].
Идеологический вакуум и ценностная неопределенность общества с одной стороны, и понимание того, что решить кризисные проблемы и способствовать прогрессивному развитию общества может только воспитанный (культурный и социализированный) человек,
вновь актуализировало значимость воспитания, в частности, в системе общего образования. Именно воспитание как социально обусловленный и педагогически управляемый процесс позволяет создать условия для свободного саморазвития личности и формирования у нее способности нравственно решать жизненные проблемы, обеспечивает пополнение общества нравственными людьми, а государство - достойными гражданами [3].
Известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать, поэтому особую актуальность приобретает сегодня воспитание в детском возрасте, которое целенаправленно осуществляется, преимущественно, в образовательных учреждениях. На воспитательный потенциал содержания образования неоднократно указывали и указывают российские и зарубежные педагоги: Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Ш.И. Ганелин, Н.Ф. Добрынин, Б.П. Есипов. И.К. Журавлев, И.Я. Зорина, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, И.Я Лернер, Х.М. Лийметс, Э.И. Моносзон, И.М. Осмоловская, Р.М. Рогова, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и другие.
Тем не менее, хотя принцип единства обучения, воспитания и развития поддерживается большинством педагогов, однако в реальной школьной практике он практически не соблюдается: эти процессы развиваются параллельно. Фактически приоритет в школьном образовании по прежнему занимает обучение, а положение воспитания не соответствует обозначенному в официальных документах Министерства образования и науки РФ.
Особую проблему составляет организация и осуществление так называемого воспитывающего обучения, теоретические основы которого разработаны Ю.К. Бабанским, Л.И. Божович, Ш.И. Ганелиным, Н.Ф. Добрыниным, Б.П. Есиповым, И.Я Лернером, М.Н. Скаткиным, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукиной и другими учеными. Для многих учебных предметов до сих пор отсутствует методическое обеспечение реализации воспитательных функций через содержание обучения. К таким дисциплинам относится и иностранный язык -как и у любой гуманитарной дисциплины (русского (родного) языка, литературы, истории), ее содержание обладает огромным воспитательным потенциалом. Более того, обычная общеобразовательная программа обучения иностранному языку заключает в себе возможности осуществления воспитывающего обучения.
Согласно общепринятому мнению, воспитание школьников имеет своей целью, прежде всего, интериоризацию подрастающим поколением системы социально-культурных ценностей. Оно, в широком смысле, направлено на то, чтобы весь спектр общекультурных ценностей (нормы морали, труд, идеи гуманизма, служения общественным интересам, человеческая личность, образование, ценности культуры и т.д.) сделать предметом осознания, освоения и реализации в виде ценностно-ориентационной и ценностнонаправленной деятельности личности [6, 7]. То есть, аксиологический компонент является основополагающим в воспитании, а формирование у школьников гуманистических ценностных ориентаций можно рассматривать как конкретную цель воспитания, в достижении которой важнейшая роль принадлежит образованию [1].
Без ценностного наполнения содержания образования (как в целом, так и в рамках отдельных учебных предметов), невозможно осуществлять воспитывающее обучение школьников, эффективно формировать у них систему ценностных ориентаций.
Анализ педагогической литературы позволяет констатировать, что на теоретическом уровне достаточно разработаны и широко освещены вопросы сущности понятий «ценности» и «ценностные ориентации», их места в структуре личности, функций, механизмов формирования в процессе обучения и т.д., исследованы проблемы аксиологического (ценностного) воспитания школьников, отбора ценностей в целостный учебновоспитательный процесс и содержание образования. Однако недостаточно исследований, в которых выявляются психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций средствами содержания образования в рамках конкретной учебной дисциплины. Включение ценностей в содержание образования происходит стихийно, не целенаправленно, поэтому проблема ценностного наполнения содержания образования остается не до конца
решенной.
Очевидно, что проблема ценностей и ценностных ориентаций как целевых ориентиров образовательного процесса не достаточно изучена, равно как и вопросы конкретного содержательного и методического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций у школьников при обучении их иностранному языку. В связи с этим целью нашего исследования стало теоретическое и эмпирическое обоснование процесса формирования у школьников системы гуманистических ценностных ориентаций при обучении их иностранному языку.
Мы предположили, что формирование у школьников ценностных ориентаций в процессе обучения их иностранному языку будет эффективным, если:
- формирование системы гуманистических ценностных ориентаций у школьников будет признано важной образовательной задачей, решаемой, в том числе, в процессе обучения;
- будет преодолена ценностная неопределенность учебно-воспитательного процесса и осуществлено ценностное наполнение содержания образования в области иностранного языка;
- учебный процесс будет строиться с учетом положений аксиологического подхода, концепции воспитывающего обучения и гуманистической педагогики в целом;
- формирование у школьников системы ценностных ориентаций будет организовано на основе психологического механизма интериоризации ценностей, с учетом закономерностей развития личности и деятельности и с использованием адекватных форм, методов и приемов обучения и воспитания.
Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы были поставлены и решены следующие задачи:
- уточнена система ценностей как основа ценностного наполнения содержания общего образования в области иностранного языка;
- определена структура и содержание системы ценностных ориентаций, которую целесообразно и возможно эффективно формировать у школьников в процессе обучения, обосновать критерии и уровни ее развития;
- выявлены психолого-педагогические условия и разработана теоретическая модель процесса формирования у школьников ценностных ориентаций при обучении их иностранному языку;
- разработана и экспериментально обоснована методика обучения школьников иностранному языку, позволяющая реализовать теоретическую модель.
В результате проведенных теоретических и эмпирических исследований было выяснено следующее.
Формирование ценностных ориентаций является целеопределяющей основой воспитательного процесса в системе общего образования; данный процесс направлен на усвоение учащимися системы гуманистических ценностей, составляющих основу их гуманитарной культуры, и, в совокупности, характеризующих мотивационно-ценностное отношение личности к окружающему миру. Его содержательно-смысловое наполнение обеспечивается содержанием традиционно выделяемых видов воспитания - трудового, эстетического, нравственного, физкультурного, интернационально-патриотического, интеллектуального и др.
Одним из способов преодоления ценностной неопределенности учебновоспитательного процесса является группировка ценностей - целей воспитания на основании их соответствия определенному виду воспитания для последующего предъявления в содержании образования. Рационально выделить такие группы ценностей, как: трудовые (интересная работа, польза обществу, ответственность за свой труд, профессиональное развитие и т.д.), нравственные (свобода, добро, мир, права человека, верность, надежность, порядочность и пр.), эстетические (красота, гармония, преумножение прекрасного и т.п.), физкультурные (здоровый образ жизни, активность, работоспособность, хорошая физическая форма и др.), интернационально-патриотические (любовь к Родине, забота о ее безопасности
и процветании, интерес к другим народам, уважение их традиций, толерантность и т.д.), интеллектуальные (знания, интеллектуальное развитие, самосовершенствование и т.п.).
Огромным воспитывающим потенциалом обладает содержание обучения, в том числе, по иностранным языкам. Основным средством формирования у школьников ценностных ориентаций в процессе обучения иностранному языку является такой компонент содержания обучения, как лексический материал, соответствующий учебным планам и программам, и представленный текстами конкретных учебников и учебных пособий, дополнительных источников когнитивного содержания, в том числе, произведениями художественной литературы на английском языке, рассказами учителя, а также запечатленный в личном опыте учащихся в виде фактов и событий их жизни. Полноценная реализация учителями-предметниками на уроках воспитывающих функций возможна при акцентировании ими аксиологического ядра в учебном материале.
Ценностные ориентации представляющит собой субъективное отражение в психике и сознании человека объективных социальных ценностей, проявляющихся в целях, идеалах, убеждениях и интересах, и являющихся важнейшими регуляторами поведения, деятельности и общения. В структуре ценностных ориентаций личности выделяются следующие компоненты с соответствующими критериями сформированности (таблица 1).
Таблица 1.
Компоненты и критерии ценностных ориентаций личности
Компоненты Содержание Критерии
1. Когнитивный Знания-представления о ценностях, об их содержании и смысле, значении для личности и общества. - полнота знаний о содержании и смысле гуманистических ценностей, - понимание места и роли выделенных гуманистических ценностей в иерархии ценностей, - умение выделить ценностные явления в объекте познания и объяснить свой выбор.
2. Эмоциональный Чувства и переживания личности, обеспечивающие перевод ценностей в мотивы поведения и деятельности. - позитивное отношение к гуманистическим ценностям, - восприятие гуманистических ценностей как личностно значимых, - эмоциональная активность в деятельности по освоению новых ценностей, готовность к их восприятию.
3. Мотивационноповеденческий Мотивация личности к определенной деятельности в соответствии с ее субъективным ценностным опытом, проявление гуманистических ценностных ориентаций в поведении, деятельности и общении. - сформированность мотивов поведения, основанных на гуманистических ценностях, - проявление ценностного отношения к миру, - готовность опираться на усвоенные знания как на регуляторы сознания и поведения, умение воплощать знание о ценностях в различных видах деятельности и в поведении.
Для эффективного формирования у школьников ценностных ориентаций в процессе обучения необходима следующая организация психолого-педагогических условий:
- обеспечение аксиологичности образовательного процесса путем преодоления ценностной неопределенности учебно-воспитательного процесса, а именно: выделения системы ценностей - целей воспитания и ценностного наполнения содержания образования (в первую очередь, содержания обучения дисциплинам учебного плана); предъявления ценностей учащимся через содержание обучения (для их интрериоризации и последующей экстериоризации) с использованием адекватных форм, методов и приемов обучения (этические рассказ и беседа, положительный пример и т.п.); обеспечением аксиологичности деятельности учителя (эмоциональность педагога при трансляции ценностей, обоснование их значимости, воздействие на эмоционально-оценочную сферу школьников, организация и поддержка их рефлексивной деятельности) и учащихся (целенаправленное осмысление ценностно окрашенной информации);
- опора на личностно-ориентированный подход к образованию, что предполагает: преодоление противоречия между ценностями и личными смыслами учащихся путем предъявления воспитанникам определенных систем ценностей и создания условий для их свободного выбора и «проживания»; учет педагогом индивидуальных траекторий аксиологического развития школьников и соответствующее планирование индивидуальнодифференцированной учебно-воспитательной работы; учет и использование индивидуального опыта учащихся при организации процесса освоения ими гуманистических ценностей, применение приемов и методов витагенного обучения;
- опора на принцип активности личности, обусловливающий применение следующих форм, методов и приемов обучения и воспитания: ролевых игр, драматизации, диспутов, метода проектов, методов воздействия на экзистенциальную сферу личности (метод дилемм в совокупности с организацией рефлексивной деятельности учащихся), методов организации поведения и деятельности (создание воспитывающих ситуаций, воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту школьников);
- опора на: психологический механизм развития ценностных ориентаций, что предполагает выделение этапов формирования системы ценностных ориентаций личности (информационно-поискового, оценочно-регулятивного и деятельностно-поведенческого); закономерностей развития ценностно-ориентационной деятельности, обусловливающих выделение стадий осуществления аксиологического воспитания (репродуктивного освоения ценностно-ориентационной деятельности, частично-поискового осуществления ценностноориентационной деятельности, самостоятельного ценностно-ориентационного творчества).
Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций у школьников в процессе обучения, их поэтапная и постадийная реализация отражены в теоретической модели, представленной целеопределяющим (система воспитательных ценностей, компоненты и критерии сформированности системы ценностных ориентаций личности), содержательным (содержание обучения английскому языку, содержание деятельности субъектов образовательного процесса), методическим (педагогические условия, формы, методы и приемы обучения и воспитания), диагностическим (уровни сформированности системы ценностных ориентаций личности, методы диагностики, стимульный материал) и процессуальным (этапы формирования системы ценностных ориентаций личности школьников и стадии аксиологического воспитании) блоками (рис. 1).
На наш взгляд, применение разработанной модели в процессе обучения позволяет эффективно решать воспитательные задачи, способствуя формированию у школьников ценностных ориентаций.
Примечания:
1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. URL: http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html
2. Александрова Е.Н. Влияние содержания географического образования на формирование ценностных ориентаций старших подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 1999.
3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1993.
4. Бондаренко Н.Ю. Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006.
5. Нудько В.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка в вузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.
6. Постников П.Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству). URL: http:// www.oim.ru/reader.asp
7. Савина Ю.Г. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.Г. Савина. М., 2006.
Воспитательные
ценности:
1. Трудовые
2. Нравственные
3. Эстетические
4. Физкультурные
5. Интернационально-
патриотические
6. Интеллектуальные
Содержание обучения -лексические темы (блоки):
1. Ученик и его окружение.
2. Страна изучаемо-го языка.
3. Родная страна.
4. Увлечения, хобби, будущая профессия.
5. Защита окружающей среды.
Психологопедагогические условия:
1. Аксиологичность образования:
а) ценностная определенность учебновоспитательного процесса;
б) ценностное наполнение содержания образования;
в) аксиологичность
деятельности субъектов
образования.
2. Личностно-ориентированный подход:
а) обеспечение единства
ценностей и личностных смыслов учащихся;
б) учет индивидуальной
траектории аксиологич.
развития школьников;
в) опора на индивидуальный опыт учащихся.
3. Принцип активности
субъектов учебно-
I
Рис.1 М(
оде
Система ценностных ориентаций личности
Структурные компоненты
когнитивный
- полнота знаний о содержании и смысле гуманист. ценностей; - понимание места и роли выделенных гуманистических ценностей в иерархии ценностей; - умение выделить ценностные явления в объекте познания и объяснить свой выбор;
эмоциональный
- позитивное
отношение к
гуманист.ценностям; -восприятие гуманист. ценностей как
личностно значимых;
- эмоциональная
активность деятельности освоению ценностей их восприя
Методы и приемы обучения и воспитания
- этические рассказ, беседа;
- положительный пример;
- создание воспитывающих ситуаций;
- решение нравственных дилемм;
- методы обучения;
- ролевая игра;
- метод проектов;
- драматизация;
- дискуссия, диспут
витагенного
по
новых
Эй 3 оа §
И
0 д
1
о д д о д а
сЗ
Рі о О
■в'
д
к
I
л
ч
о
Мотивационно-
поведенческий
- сформированность мотивов поведения, основанных на гуманистических ценностях;
- проявление ценностного отношения к миру;
- готовность опираться на усвоенные знания как на регуляторы сознания и поведения, умение вопло-
& & М'Р в і §• § а в
ее
Д >8 а и Й н
СП о
Б 2 О Д О я
д и & а р * й з * Й
І О М О
А «а §
итания учащихся в процессе обучения
и
т
с
о
н
н
а
и
о
&
и
м
&
о
-Є
с
и
и
&
е
т
и
&
и
н
и
о
£
Результат
Л
высокии
выше среднего
среднии
ниже среднего
низкий
Методы диагностики: опрос, ранжирование, пед. наблюдение, экспертная оценка, м-д дневников
1 - репродуктивное
освоение ценностноориентационной деятельности
2 - частично-поисковое осуществление ценностно-ориентационной деятельности
3 - самостоятельное
ценностно-ориентационное творчество
т
ё
д
д
а
с
д
о
Й
о
о
о
§
о
в
о
о
п
а
р
д
д
я
в