сти усилий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин, А. А. Идеомоторная подготовка в спорте / А. А. Белкин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
2. Изотов, Е.А. Особенности взаимосвязей качества представлений и эффективности овладения техникой броска керлингового камня / Е.А. Изотов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 37-41.
3. Изотов, Е.А. Ассоциативно-идеомоторный тренинг в подготовке керлингистов : диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Изотов Евгений Анатольевич. - СПб., 2007. - 154 с.
REFERENCES
1. Belkin, A.A. (1983), Ideomotorpreparation in sport, F&S, Moscow.
2. Izotov, E.A. (2007), "Features of interrelations of quality of representations and efficiency of mastering equipment of a throw of a curling stone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 33, No. 11, pp. 37-41.
3. Izotov, E.A. (2007), Associative ideomotor training in training of curlers, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2016
УДК 796.011
ТЕХНОЛОГИЯ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА У СТУДЕНТОК
СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ
Руслан Николаевич Калакуцкий, кандидат педагогических наук, Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И. И. Иванова, Курск; Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Юлия Олеговна Сенина, соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,
Санкт-Петербург
Аннотация
Установлено, что тренировки студенток в вузах по снижению избыточной массы тела тесно связаны с существующими сложными условиями. Студентки недостаточно подготовлены по применению средств аэробики для снижения избыточной массы тела. Они недостаточно мотивированы к решению данной проблемы. Особенности учебной деятельности в вузах, не позволяют в полной мере решать эти задачи по снижению избыточной массы тела у студенток. Практика показала необходимость систематического использования специальных средств и методов аэробики для снижения избыточной массы тел у студенток и формирования у них умений эффективно выполнять самостоятельные действия по решению этих задач.
Ключевые слова: технология снижения избыточной массы тела; студентки вузов, средства аэробики.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p110-114
METHODS FOR EXCESS BODY WEIGHT DECREASE AMONG THE STUDENTS
BY MEANS OF AEROBICS
Ruslan Nikolaevich Kalakutsky, the candidate of pedagogical sciences, Kursk State Agricultural University, Kursk; Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg; Yulia Olegovna Se-nina, the competitor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg
Annotation
It is established that trainings of the students in higher education institutions on the excess body weight decreasing are closely connected with the existing difficult conditions. Students are insufficiently
prepared for application of the means of aerobics for the excess body weight decrease. They are insufficiently motivated to the solution of this problem. Features of the educational activity in higher education institutions don't allow solving to the full these problems of decrease in excess body weight among the students. Practice has shown the need in systematic use of the special means and methods of aerobics for decrease in excess mass of body at the students and formation of the abilities at them to perform effectively the independent exercises contributing to the solution of these tasks.
Keywords: technology for decrease in excess body weight, students of higher education institutions, means of aerobics.
Задачи снижения избыточной массы тела нельзя рассматривать без развития двигательных способностей у студенток вузов. Они должны рассматриваться с позиций их влияния на здоровый образ жизни. Ведение здорового образа жизни, в свою очередь, тесно связано с развитием у них физических качеств, улучшением функционального состояния организма. В свою очередь двигательная активность студенток зависит от их массы тела. Проведенные исследования показали, что избыточная масса тела ведет к снижению двигательной активности студенток, к росту заболеваемости. Повышение же двигательной активности студенток ведет к снижению избыточной массы тела. Снижение избыточной массы тела у студенток формируется на основе выполнения различных упражнений в ходе образовательного процесса в вузе. Анализ применения тех или иных физических упражнений свидетельствует, что использование средств аэробики является эффективным направлением снижения избыточной массы тела у студенток. Этот процесс идет от накопления знаний о здоровом образе жизни, а также формирования навыков и умений по применению средств аэробики до реальной деятельности по снижению избыточной массы тела у студенток. Эти этапы требуют наличия у студенток направленности по применению средств аэробики для снижения избыточной массы тела. Такая направленность, в свою очередь, формируется на основе способности к систематизированной двигательной деятельности.
Таким образом, эффективность применения тех или иных упражнений аэробики обеспечивается целенаправленным развитием двигательных способностей у студенток.
Достижение достаточно высокой эффективности снижения избыточной массы тел у студенток определяется развитием общих и специальных физических качеств. Эти качества позволяют более эффективно использовать двигательные способности студенток при снижении избыточной массы тела. Большое значение имеют умения применять знания в ходе решения практических задач по снижению избыточной массы тела у студенток. Для этого студенткам необходима высокая подготовленность по применению средств аэробики, а также высокий уровень развития физических качеств.
Занятия аэробикой должны стать образом жизни студенток, чтобы достичь результата в снижении избыточной массы тела. Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и снижения избыточной массы тела у студенток является понятие «здоровый образ жизни». Снижение избыточной массы тела у студенток выражает определенную ориентированность их деятельности в направлении улучшения своего физического состояния. Важно при этом иметь в виду, что для снижения избыточной массы тела недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодолении гиподинамии и нерационального питания. Занятия аэробикой не только снижают избыточную массу тела, но и улучшают физическое состояние студенток
В зависимости от понимания сущности использования аэробики выстраиваются затем педагогические пути формирования навыков у студенток по снижению избыточной массы тела. Рассмотрение разных точек зрения продуктивно в рамках исследования проблемы, связанной со снижением избыточной массы тела у студенток. Поведенческая активность, направленная на снижение избыточной массы тела у студенток должна быть постоянной.
Исследования показали, что образ жизни студенток характеризуется гиподинамией, гипокинезией, перееданием и информационной перегруженностью. Это приводит, в
конечном счете, к развитию ожирения.
Таким образом, снижение избыточной массы тела у студенток должно иметь типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности. Средства аэробики должны быть инструментом снижения избыточной массы тела у студенток, которые к тому же укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Разработанная в ходе исследования технология использования средств аэробики для снижения избыточной массы тела у студенток представлена на рисунке 1.
Этапы
Цель этапа
Первый этап
Укрепление мышц и связок позвоночника, начальный этап снижения веса
Продолжительность: 6-8 недель при регулярности тренировок 2-3 раза в неделю
Содержание
В содержание
включаются в основном упражнения: лежа на спине и животе на полу. Тренировочный комплекс состоит из 10 упражнений на тренировку мышц тела.
Методические приемы
Особое внимание уделять контролю над движениями, концентрации и сосредоточенности на выполняемых упражнениях по аэробике, а также верному дыханию
Второй этап
Улучшение опорной и двигательной функции позвоночника, углубленный этап снижения веса
Продолжительность: -12 недель при регулярности тренировок 3-4 раза в неделю
В содержание тренировки добавляются динамические упражнения. Тренировочный комплекс состоит из 25 упражнений аэробики на разные мышечные группы и части тела.
Контролировать точность и дыхание выполнения упражнений. Особое внимание уделять правильному нахождению центра тяжести тела во время выполнения упражнений.
Третий этап
Значительное расширение функциональных возможностей организма для снижения веса
Продолжительность: 30-36 недель при регулярности тренировок 4-5 раз в неделю
В содержание тренировки добавляются энергетически затратные упражнения. Значительно возрастает сложность выполнения упражнений, темп и интенсивность.
Преимущественное использование энергетически затратных упражнений. Особое внимание уделять межмышечной координации, расслаблению и правильному дыханию
Рисунок 1. Технология использования средств аэробики для снижения избыточной массы тела
Исследования показали, что в современных условиях меняется характер требований к уровню подготовленности выпускников вузов. Усложнившийся характер обучения требует целенаправленного использования средств повышения двигательной активности студенток. Поэтому, проблема оздоровления студенток на основе снижения у них избыточной массы тела приобрела особое значение.
Таким образом, одним из важнейших направлений по снижению избыточной массы тела у студенток является применение средств аэробики. Особенно большое значение имеет решение этих задач в современных условиях, когда в значительной степени снизилась двигательная активность студенток. Практика деятельности студенток в вузах свидетельствует о недостаточном уровне их подготовленности к самостоятельному приме-
нению средств аэробики для снижения избыточной массы тела. Все это негативно влияет на результаты их деятельности по снижению избыточной массы тела. Подобные проблемы носят системный характер, связанный с объективной необходимостью поиска новых педагогических путей для организации тренировки студенток в вузах по снижению избыточной массы тела.
Проведенные исследования показали, что тренировки студенток в вузах по снижению избыточной массы тела тесно связаны с существующими сложными условиями. Студентки недостаточно подготовлены по применению средств аэробики для снижения избыточной массы тела. Они недостаточно мотивированы к решению данной проблемы. Особенности учебной деятельности в вузах, не позволяют в полной мере решать эти задачи по снижению избыточной массы тела у студенток. Практика показала необходимость систематического использования специальных средств и методов аэробики для снижения избыточной массы тел у студенток и формирования у них умений эффективно выполнять самостоятельные действия по решению этих задач.
Основная способность студенток к самостоятельной деятельности по применению средств аэробики для снижения избыточной массы тела должна базироваться на комплексе интеллектуальных и физических особенностей студенток. Это выражается в возможности генерирования большого количества оригинальных идей в деятельности по применению средств аэробики для снижения избыточной массы тела. Развитие способностей к самостоятельной деятельности по применению средств аэробики у студенток происходит в процессе продуктивного мышления.
Важными для снижения избыточной массы тела являлись педагогические меры, способствующие формированию у студенток привычек здорового образа жизни. И здесь важную роль сыграли целенаправленно используемые средства и методы тренировки аэробикой. Необходимость применения средств и методов аэробики объяснялась тем, что уровень физической подготовленности студенток вузов был низким.
В процессе педагогического эксперимента решались следующие задачи:
- экспериментальная проверка эффективности технологии использования средств аэробики, для снижения избыточной массы тела у студенток;
- проверка эффективности разработанных средств аэробики, применяемых со студентками, имеющими лишний вес.
В педагогическом эксперименте приняли участие 22 студентки, имеющие лишний вес. Студентки были разбиты на две группы: контрольную и экспериментальную. Степень эффективности разработанных средств аэробики определялась в начале и в конце педагогического эксперимента. В содержание программы занятий аэробикой входили специальные упражнения для снижения избыточной массы тела. Были разработаны специальные упражнения аэробики для снижения избыточной массы тела. Постоянно использовался метод многократного выполнения специальных упражнений аэробики с учетом величины физической нагрузки, которая регулировалась индивидуально для каждой студентки. Сложность упражнений, темп их выполнения подбирались индивидуально.
На начальном этапе обучения применялись простые физические упражнения из аэробики. После начального этапа обучения программа тренировки усложнялась с целью увеличения нагрузки для снижения избыточной массы тела у студенток. Специально подобранные физические упражнения из аэробики, оказывали положительное влияние на снижение избыточной массы тела.
Основное время занятия для снижения избыточной массы тела у студенток делилось на три части. В первую часть занятия (15 минут) включались простые упражнения. Во вторую часть занятия (35 мин) включались упражнения, выполняемые в среднем темпе. В третью часть занятия (35 минут) включались упражнения, выполняемые в высоком темпе. После проведения каждой части занятия давался отдых 2-3 минуты с обязательным выполнением дыхательных упражнений. Все упражнения выполнялись в аэробном
режиме при ЧСС 120^140 уд/мин. В заключительной части занятия (5 минут) выполнялись упражнения для восстановления дыхании и на расслабление мышц.
В ходе педагогического эксперимента все упражнения были подобраны по принципу постепенного усложнения и повышения энерготрат. Это способствовало более эффективному снижению избыточной массы тела у студенток.
Для изучения динамики сдвигов в физическом развитии, функциональном состоянии и физической подготовленности у участников эксперимента использовался ряд простых и доступных методик. В таблице 1 приведены данные показателей обследования студенток до и после эксперимента.
Таблица1
Изменение показателей физического развития у студенток, имеющих лишний вес, _за период педагогического эксперимента_
№ п/п Исследуемые показатели Период обследования КГ (п=11) ЭГ (п=11)
XX ±5 р XX ±5 р
1. Вес (кг) до 69,3±2,3 >0,05 69,7±2,1 <0,05
после 67,6±2,2 60,2±1,9
2. Весоростовой индекс Кетле (кг/см) до 0,41±0,1 >0,05 0,42±0,1 <0,05
после 0,38±0,2 0,33±0,1
3. Окружность грудной клетки (см) до 83,3±2,3 >0,05 83,4±2,1 >0,05
после 83,1±2,5 80,5±2,4
4. ЖЕЛ (мл) до 2880±45 <0,05 2810±49 <0,05
после 3070±51 3230±67
5. Жизненный индекс (мл/кг) до 43,4±0,3 <0,05 43,6±0,4 <0,05
после 47,8±0,5 52,3±0,7
Исследования показали, что современный взгляд на снижение избыточной массы тела вызвал в последние годы подъем интереса у студенток. При этом главное внимание уделяется применению средств аэробики для снижения избыточной массы тела. Занятия аэробикой тонизируют мышцы, улучшают телосложение и помогают справиться с лишним весом. Выполняя динамические упражнения, студентки учатся расслаблять тело, что непременно становится в дальнейшем привычкой и способствует снижению избыточной массы тела у студенток.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствует о необходимости использования средств аэробики для снижения избыточной массы тела у студенток в рамках разработанной технологии. Важными для снижения избыточной массы тела являются педагогические меры, способствующие формированию у студенток привычек здорового образа жизни. Необходимость применения средств и методов аэробики объясняется тем, что эти средства позволяют в значительной степени повысить скорость обменных процессов у студенток вузов.
В ходе педагогического эксперимента было доказано, что тренировки аэробикой повышают приток крови к головному мозгу. Исследования показали, что тренировки аэробикой напрямую связаны с происходящими в мозге химическими процессами, позитивно меняющими не только самочувствие, активность и настроение, но и оказывают позитивное влияние на снижение избыточной массы тела у студенток.
ВЫВОД. Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует о положительном воздействии упражнений аэробики на снижение избыточной массы тела у студенток экспериментальной группы. Отмечено некоторое уменьшение веса, достоверное увеличение ЖЕЛ и силового индексов у студенток контрольной группы. Однако изменения в экспериментальной группе более очевидны по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2016