6. Sukhobskaya, G. (2001), "An Adult in the Educational Environment", Adult Education at the Turn of the Century: Questions of Methodology, Theory and Practice, Institute of Adult Education of Russian Academy of Education, St. Petersburg, pp. 16-112.
7. Khodusov, A. (2013), "Education in the 19th and early 20th Century", Pedagogics, No.6, pp.
83-85.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.06.2016
УДК 796.011.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА У СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ
Руслан Николаевич Калакуцкий, кандидат педагогических наук, Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова, Курск
Аннотация
Установлены педагогические условия, необходимые для снижения избыточной массы тела у студенток средствами аэробики. К ним относятся: индивидуальный подход к подбору средств аэробики для снижения избыточной массы тела; учет анатомо-физиологических особенностей строения тела студенток; постепенность в увеличении нагрузки при выполнении упражнений по аэробике; применение принципов тренировки на всех этапах программы по снижению избыточной массы тела у студенток. Большое значение имеют: мотивационная составляющая; активное использование самостоятельных тренировок для снижения избыточной массы тела в сочетании с правильным питанием.
Ключевые слова: педагогические условия, снижение избыточной массы тела; студентки вузов, средства аэробики.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p74-77
PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR DECREASING THE EXCESS BODY WEIGHT AT STUDENTS BY MEANS OF AEROBICS
Ruslan Nikolaevich Kalakutsky, the candidate of pedagogical sciences, The Ivanov Kursk State Agricultural University, Kursk
Annotation
The pedagogical conditions necessary for decreasing the excess body weight at students have been established and they include the means of aerobics. The means include: the individual approach to selection of the means of aerobics for decreasing the excess body weight; the accounting of anatomical-physiological features of the body of the students; the gradualness in load augmentation when performing the aerobics exercises; the use of the principles of training at all stages of the program for decreasing the excess body weight at students. Among them the following ones are of great importance: the motivational component; the active use of independent trainings for decreasing the excess body weight in combination with healthy nutrition.
Keywords: pedagogical conditions, decreasing of excess body weight, students of higher education institutions, aerobics means.
В последние годы значительно возросло количество студенток с избыточной массой тела. Это связано с неправильным питанием, нарушением режима труда и отдыха, а нередко и с недостаточным уровнем двигательной активности. Не вызывает сомнений, что избыточная масса тела предъявляет повышенные требования к функционированию функциональных систем организма и негативно сказывается на здоровье студенток. Избыточная масса тела приводит к значительному росту числа заболеваний сердечнососудистой системы и других отклонений в организме человека. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более одной трети населения развитых стран стра-
дают избыточной массой тела. Причиной этого является недостаточная двигательная активность, неправильное питание, экологическая ситуация в мире, вредные привычки, несбалансированный режим труда и отдыха.
В ряду неблагоприятных факторов, определяющих избыточную массу тела у студенток, недостаточная двигательная активность является ведущим фактором. Следовательно, наиболее эффективным средством снижения избыточной массы тела могут быть физические упражнения. Практика показала, что среди всего многообразия физических упражнений, средства фитнеса являются наиболее эффективными для снижения избыточной массы тела у студенток. Большинство студенток с интересом занимаются различными направлениями фитнеса. Вместе с тем, средства аэробики используются на занятиях по физическому воспитанию в основном без учёта индивидуальных характеристик студенток, а также не учитывается последовательность применения этих средств. Это негативно сказывается на совершенствовании функциональных систем организма, и как следствие на снижении избыточной массы тела.
Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между необходимостью снижения массы тела и отсутствием методических рекомендаций по использованию средств аэробики для решения этих задач.
Практика показала, что основными критериями готовности студенток к снижению избыточной массы тела являются: приоритетное положение ценности «здоровье»; осознанная цель вести здоровый образ жизни в интересах снижения избыточной массы тела; желание самосовершенствоваться.
Таким образом, деятельность студенток по снижению избыточной массы тела имела определенную цель, была осознана и решала конкретные задачи. Главными компонентами педагогической деятельности по использованию средств аэробики для снижения избыточной массы тела являлись три фактора: умения, усилия и личная мотивированность студенток [2]. Поэтому знание индивидуальных особенностей и социально-психологических характеристик студенток являлось одним из основополагающих принципов использования средств аэробики для снижения избыточной массы тела. Педагоги, осуществляющие тренировочный процесс по снижению избыточной массы тела у студенток должны обладать специальными знаниями, навыками и умениями по использованию средств аэробики.
Учитывалось, что для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Мы исходили из того, что каждое проявление двигательной активности во время занятий аэробикой индуцирует образование метаболитов. Появление этих метаболитов необходимо для нормального функционирования организма студенток и очень эффективно для снижения у них избыточной массы тела. Без необходимого объема движений организм студенток не может накапливать энергию. Мышечные напряжения в определенной мере полезны и необходимы организму студенток для снижения избыточной массы тела, а гиподинамия губительна для организма. Для компенсации недостаточной двигательной активности студенток использовались упражнения аэробики. Занятия аэробикой способствовали снижению избыточной массы тела, улучшению координации деятельности нервных центров, повышали функциональные резервы многих органов и систем организма студенток. Мышечная деятельность значительно активизировала обменные процессы, что способствовало эффективному снижению избыточной массы тела у студенток.
Было установлено, что сама по себе физическая активность студенток не дает оздоровительного эффекта, если ею пользоваться неправильно. Физическая нагрузка должна носить оптимальный характер для каждой студентки. Для решения этих и других задач необходимо знать и соблюдать целый ряд педагогических условий. При решении задачи определения комплекса педагогических условий, мы ориентировались на исследование Руковишниковой С. К [1], решавшей близкую задачу. С целью определения зна-
чимости педагогических условий, необходимых для снижения избыточной массы тела у студенток средствами аэробики, как необходимого базиса при создании программ учебно-тренировочных занятий был применен метод экспертных оценок [3]. Для чего была сформирована группа экспертов из 60 преподавателей по физической культуре различных вузов г. Курска, которым было предложено провести коррекцию предложенных нами педагогических условий (если они считают это необходимым) и проранжировать их по степени влияния на эффективность использования средств аэробики для снижения избыточного веса студенток. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранги педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств аэробики с целью снижения избыточной массы тела у студенток вузов _(п=60)_
№ п/п Педагогические условия Ранг, в %
1 Индивидуальный подход к подбору средств аэробики для снижения избыточной массы тела 22,4
2 Формирование мотивации студенток к снижению избыточного веса средствами аэробики 20,4
3 Учет анатомо-физиологических особенностей строения тела студенток 16,0
4 Постепенность в увеличении нагрузки при выполнении упражнений по аэробике 14,6
5 Применение принципов тренировки на всех этапах программы по снижению избыточной массы тела у студенток 14,1
6 Формирование групп для тренировки с учетом уровня подготовленности студенток 7,2
7 Активное использование самостоятельных тренировок для снижения избыточной массы тела в сочетании с правильным питанием 5,3
Исследованиями установлено, что индивидуальный подход к подбору средств аэробики для снижения избыточной массы тела у студенток является главным педагогическим условием. Важно также учитывать анатомо-физиологических особенностей строения тела студенток и постепенность в увеличении нагрузки при выполнении упражнений. Применение принципов тренировки на всех этапах программы по снижению избыточной массы тела у студенток также является важным педагогическим условием, необходимым для снижения избыточной массы тела у студенток. Менее важными условиями являются: формирование групп для тренировки с учетом уровня подготовленности студенток, активное использование самостоятельных тренировок для снижения избыточной массы тела в сочетании с правильным питанием.
Проведенное исследование показало, что в процессе систематических занятий аэробикой нарастает тренированность организма студенток и происходит снижение избыточной массы тела. Тренированный организм студенток отличается не только размерами функциональных резервов, но и умением достаточно быстро и экономно включить соответствующие резервы в действие, обеспечивая должную их координацию для снижения избыточной массы тела. Целый ряд отклонений в состоянии здоровья студенток, в том числе и наличие избыточной массы тела у студенток, во многом объясняется именно недостатком движений. Важнейшей особенностью влияния занятий аэробикой являлось общее укрепление организма студенток. Это проявлялось в постоянном снижении избыточной массы тела и увеличении нагрузок. В организме студенток после нескольких тренировочных занятий аэробикой происходило приспособление к мышечным нагрузкам, что нивелировало воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности на организм студенток и способствовало более эффективному снижению избыточной массы тела.
ВЫВОД
Соблюдение выделенных нами педагогических условий во время занятий аэробикой обеспечивает: увеличение силы мышц и повышение их тонуса; улучшение обменных процессов в организме, что ведет к эффективному снижению избыточной массы тела у студенток.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рукавишникова, С.К. Педагогические условия, необходимые для эффективного использования средств пилатеса с целью коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток вузов / С.К. Рукавишникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 95-99.
2. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Ко-стюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 159-164.
3. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.
REFERENCES
1. Rukavishnikova, S.K. (2011), "Pedagogical conditions necessary for the effective utilization of the means of Pilates for the purpose of correction of structurally functional infringements of the backbone among the students of universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 95-99.
2. Tataruch, Rafal, Kostyuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
3. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.06.2016
УДК 796.412.2
СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКРОБАТИЧЕСКИХ ПОДДЕРЖЕК В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ
Людмила Алексеевна Карпенко, кандидат педагогических наук, профессор Светлана Анатольевна Жигарева, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию специфики исполнения высоких поддержек в эстетической гимнастике, учитывая ее отличия от аналогичных элементов в парно-групповой акробатике и спортивной аэробике. Установлено, что в поддержках эстетической гимнастики участвуют только спортсменки женского пола, не специализирующихся на «верхних» и «нижних» гимнасток, и чаще всего в данных акробатических элементах задействовано 5-6 человек, когда 4 или 5 «нижних» гимнасток поддерживают 1 выше уровня плеч.
В статье представлена классификация акробатических поддержек, в которой элементы распределены по трем группам: статические, динамические, комбинированные. Дифференцировали акробатические поддержки по принципу перемещения гимнасток в пространстве. Показано, что в соревновательных композициях гимнасток высокого класса преобладают динамические поддержки, что соответствует специфике вида спорта.
Описаны модельные характеристики акробатических поддержек по всем подгруппам разработанной классификации поддержек. В каждом примере высокой поддержки из предложенной классификации указан рациональный способ построения: от исходного положения до конечной точки.
Ключевые слова: эстетическая гимнастика, акробатические поддержки, модельные характеристики, специфика исполнения.