УДК: 37.031.2.
Монахова Лира Юльевна,
доктор педагогических наук, доцент, почетный работник высшего образования, главный научный
сотрудник Института управления образованием РАО Рябоконь Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики Военной академии связи
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11243 ТЕХНОЛОГИЯ СКАФФОЛДИНГА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕКСТЫ- ОСТОВЫ
Monakhova Lira Yulievna, Ryabokon Elena Alexandrovna
SCAFFOLDING TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION:
BASIC TEXTS
Аннотация
В статье анализируется проблемы низкой результативности обучения дисциплинам математического цикла. Высказывается тезис о том, что выпускники школ, решившие продолжить образование в системе среднего образования, ориентированы не на присвоение учебной информации, а на узнавание путей и схем получения этой информации. Предлагается использовать элементы педагогической технологии скаффолдинга, реализуемой средствами карт «текст-остов», для достижения максимально возможного на уровне действий по аналогии результата обученнности на системе строго регламентирующих ограничений.
Abstract
The article analyzes the problems of low performance of teaching disciplines of the mathematical cycle. The thesis is expressed that school graduates who have decided to continue their education in the secondary education system are focused not on the assignment of educational information, but on the recognition of ways and schemes for obtaining this information. It is proposed to use elements of the pedagogical technology of scaffolding, implemented by means of the "text-frame" maps, to achieve the maximum possible at the level of actions by analogy the result of training on a system of strictly regulatory restrictions.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, математическое образование, образование, система среднего профессионального образования, стандарты образования, технология скаффолдинга.
Key words: humanitarization of education, mathematical education, education, secondary vocational education system, education standards, scaffolding technology.
Современная образовательная ситуация в России такова, что возможность продолжения образования для выпускника школы связана с результатами единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Если количество полученных баллов соответствует требованиям того или иного вуза, то возможно продолжение обучения в системе высшего образования. Однако, в образовательной практике имеют место случаи, когда выпускнику школы не удается сдать ЕГЭ, например, обязательный экзамен по математике, в силу недостаточного уровня подготовки. В этом случае он может продолжить свое обучение, связанное с овладением какой-либо профессией, в системе среднего профессионального образования (СПО).
Одной из основных проблем школьного математического образования, на наш взгляд, является то, что учащиеся не ориентированы на умения читать и понимать математические тексты, которые написаны в строгой логической последовательности, требуют умственного напряжения для понимания и длительного времени для усвоения. У современных У и Ъ поколений сформировалось объектно-ориентированное «пазловое» мышление, плохо приспособленное к построению длинных логических цепочек. Молодые люди ориентированы
не на присвоение учебной информации, а на узнавание путей и схем получения этой информации [2]. Таким образом, востребованным становится не собственно личностное знание, а умение быстрого отыскания нужной информации о требуемом содержании знания. При этом изучить, понять и применить то, что отыскали, самостоятельно без сопровождения преподавателя, не удается. Кроме того, практически единственным мотивом заниматься математикой для среднестатистического школьника становиться обязательность сдачи ЕГЭ по этому предмету.
Таким образом, для студентов системы СПО с недостаточной математической подготовленностью и их преподавателей возникает проблема, связанная с организацией процесса освоения образовательной программы в условиях, когда обучение носит массовый характер и имеются жесткие ограничения по времени для усвоения учебного материала. Более того, проблема усложняется еще и тем, что в одной группе могут находиться разновозрастные учащиеся в диапазоне от 16 до 27 лет. Одни из них забыли школьный материал и потеряли навык «учения за партой», другие - так его и не приобрели.
<<шушетим-ши©мак>>#2(1!4)),2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES
Конечно, в рамках гуманистической парадигмы [3], само собой напрашивается одно из решений - организация персонифицированных занятий со студентами на основе выявленных образовательных дефицитов. Однако такое возможно только теоретически. Если всякому из 30 студентов группы уделить по меньшей мере час дополнительного времени на два академических часа занятия, то, при условии, что число аудиторных занятий по математике, например, составляет 72 часа, каждому студенту надо уделить 36 часов дополнительно, умножив на число студентов в группе получим -960 часов. Но у преподавателя не одна группа, а несколько. Понятно, что реализовать такой подход не представляется возможным. Конечно, можно возразить, что не все студенты в группе имеют исключительно слабую подготовку - однако их достаточное число, и, что студентов можно объединять в малые группы (не более пяти человек) с близкими пробелами в знании, но, как показывает практика это не приводит к гарантированному отсроченному положительному результату для всех членов группы и оставляет большую дополнительную неоплачиваемую нагрузку на преподавателя.
Каким же образом в условиях, когда в течении девяти или одиннадцати лет обучения в школе выпускник не научился от двух отнимать три, не знает, как выполнять арифметические действия с дробями, а уж про тригонометрические или логарифмические функции и упоминать не стоит, как научить их тому, что требуется в стандарте? А, например, в стандарте среднего профессионального образования по специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы, вступившем в силу 1 сентября 2014 года, выдвигаются следующие требования к знаниям, умениям, практическому опыту выпускников образовательной организации СПО по дисциплине Математика: «В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь:
применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
решать дифференциальные уравнения; знать:
основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики;
основные методы дифференциального и интегрального исчисления;
основные численные методы решения математических задач» [5, с. 10].
Заметим в скобках, что составители стандарта сами имеют не вполне достаточную математическую подготовку, поскольку не знают, что нет такого математического термина как «теория вероятности», соответствующий раздел математики называется Теория вероятностей, аналогично: Теория чисел, Теория игр, Теория матриц, Теория графов, Теория множеств и т.п.
Так каким же образом научить дифференцировать функции, находить неопределенные и вычис-
123
лять определенные интегралы, интегрировать дифференциальные уравнения студентов, которые не готовы к восприятию предлагаемого им учебного материала? Дополнительно к этому добиться того, чтобы студент знал, а не имел представления, о методах теории вероятностей и о методах математической статистики, а также знал алгоритмы вычислительной математики?
Авторы статьи видят выход в использовании такой педагогической технологии как скаффол-динг. При этом умения формируются на уровне аналогий, а знания - на ознакомительном уровне.
Термин Скаффолдинг - калька с английского Scaffolding.
Последнее время тезаурусное развитие педагогического знания происходит практически исключительно из англоязычных заимствований, которые часто связываются с компьютерной техникой и информационными технологиями.
Термин Скаффолдинг широко используется в программировании и рассматривается как метод метапрограммирования для создания веб-приложений, взаимодействующих с базами данных [1]. Этот термин как словарная форма в словарях по педагогике еще не зарегистрирован [Например, он отсутствует в 4].
Однако наука психология уже определилась с его семантикой: «Scaffolding - популярный в западной психологии термин, труднопереводимый и многозначный, часто ассоциируемый с идеями Л. С. Выготского. Переводят его по-разному: от просто «опора» до «создание поддерживающих (или несущих) конструкций». Первоначально (Ratner N., Bruner J., 1978, Vandell D., Wilson C., 1987) это понятие относилось к постепенной помощи и поддержке со стороны взрослых в отношении активности детей по овладению различными видами новых для них деятельностей и знакомству с разнообразными ситуациями (напр., знакомство с новой игрой, помощь в освоении ходьбы или езды на велосипеде, контроль за приготовлением пищи). В более узком смысле этот термин обозначает метод обучения, в котором родитель (или учитель) контролирует решение задачи и гибко приспосабливает уровень помощи к текущему уровню выполнения и проблемам ребенка (ученика) ради того, чтобы постоянно создавать вызов его возможностям и тем самым максимально стимулировать развитие способностей и мастерства. Нетрудно заметить родство этого метода с идеей зоны ближайшего развития» [6].
Исследователи применения современных гуманитарных технологий в профессиональном образовании [7] приходят к следующей интерпретации смыслов, обозначаемых термином Скаффолдинг в области профессионально ориентированного педагогического знания.
В качестве русскоязычного синонима эти авторы предлагают использовать концепт «угасающая помощь» [7, с. 397], суть которого заключается в том, что на начальном этапе освоения нового знания помощь студенту, оказываемая преподавателем, максимальна. Он показывает общий алгоритм
подхода к решению задач определенного вида, реализует этот алгоритм на конкретных примерах и добивается у студентов устойчивых умений в решении на уровне аналогий. По мере освоения студентом алгоритмических шагов, естественно, помощь со стороны преподавателя становится меньше и прекращается.
Если рассматривать Скаффолдинг с позиций классического российского образования, то, по сути, в нем нет ничего нового. По данной схеме строился, да и сейчас строится, предметно ориентированный образовательный процесс и в школе, и в вузе. Педагог объясняет новый материал, излагает алгоритм решения типовых задач, после чего учащиеся самостоятельно решают определенное количество примеров до получения устойчивого навыка. После чего переходят на более высокий уровень сложности.
Однако можно отметить по меньшей мере три отличия, которые уже отмечались выше: массовый характер организации обучения, жесткие ограничения по аудиторному времени и разный уровень готовности обучающихся к освоению нового математического знания.
Какое из указанных ограничений может изменить преподаватель при организации обучения?
Перейти от массового (группового) обучения к персонифицированному в условиях достаточно большой нагрузки - не может.
Педагогу не разрешается увеличивать (уменьшать) количество часов на изучение того или иного вопроса программы: если он не укладывается в тематический план прохождения дисциплины, то причина неподготовленности аудитории к восприятию очередной порции нового материала не является аргументацией для администрации.
Технология скаффолдинга позволяет преподавателю организовывать самостоятельную работу обучающихся в аудитории и вне ее в условиях сильно разнящегося уровня подготовленности к усвоению материала, предусмотренного образовательным стандартом.
Авторы статьи предлагают в рамках технологии скаффолдинга использовать персонифицированные карты математического содержания, которые мы называем «тексты-остовы». В таких картах
реализуются основные характеристики скаффолдинга [7, с. 398], адаптированные нами к области математического знания: понимание задания (понимание что спрашивается); выбор адекватного математического действия; умение реализовать соответствующий действию алгоритм; сотрудничество с преподавателем во время выполнения задания -консультативная помощь; итог - присвоение нового знания или умения.
Опыт использования таких карт в практике организации образовательного процесса по математике в системе среднего профессионального образования позволило достичь сто процентных результатов усвоения курса на уровне аналогий.
Список литературы
1. Картаслов.ру — Карта слов и выражений русского языка https://kartaslov.ru/карта-зна-ний/Скаффолдинг
2. Мазунова Л. К., Кудрявцева Е. Л., Пуляев-ская А. М. Миссия образования XXI века - научить человека самообразованию длиною в жизнь // Педагогический журнал Башкортостана. — 2019. — Т. 5, № 84. — С. 15-26.
3. Монахова Л. Ю., Рябоконь Е. А. Две пара-дигмальные стратегии развития образования: стандартизация и гуманизация / Colloquium-journal №17 (41), 2019. P. 35-37
4. Национальная педагогическая энциклопедия / https://didacts.ru/
5. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 811 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33637), / КонсультантПлюс. с. 10
6. Психологический словарь https://www.b17.ru/dic/scaffolding/
7. Сорокопуд Ю. В., Клименко О. В., Хади-кова Е. Н., Корсун Д. А. Применение гуманитарных технологий в высшем профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 396-400. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54189.htm.