Научная статья на тему 'Технология самостоятельной работы бакалавров средствами облачных сервисов'

Технология самостоятельной работы бакалавров средствами облачных сервисов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ / COGNITIVE INDEPENDENCE / PROJECT LEARNING TECHNOLOGY / INTERDISCIPLINARY WEB-QUEST / SELF-EDUCATION / CLOUD SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свеженцева Инна Анатольевна

Целью статьи является оптимизация процесса самостоятельной работы в вузе. Самостоятельность, как личностное свойство, обеспечивает выпускнику вуза конкурентоспособность на рынке труда. Познавательная самостоятельность студента формируется в рамках самостоятельной работы и способствует становлению самоактуализирующейся личности, готовой к дальнейшему самообразованию. Для повышения качества самостоятельной работы студентов необходимо сочетание коллективной и индивидуальной форм познания в проектной деятельности, основанной на принципах интердисциплинарности, дифференциации и индивидуализации. Участие бакалавров в интердисциплинарных веб-квестах позволяет им достичь качественного уровня познавательной самостоятельности и овладеть универсальными когнитивными метакогнитивными компетенциями самообразования. Применение облачных сетевых технологий как средств реализации самостоятельной работы обеспечивает доступность информационных ресурсов, функциональность механизмов субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия участников проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свеженцева Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of the Independent Work of Bachelors with the Means of Cloud Services

The article deals with the study to optimize the process of independent work in the university. Independence as personal property provides the graduate of the university with competitiveness in the labor market. Cognitive independence of the student is formed in the framework of independent work and contributes to the formation of a self-actualizing personal ity, ready for further self-education. To improve the quality of independent work of students, it is necessary to combine the collective and individual forms of cognition in the project activity, based on the principles of interdisciplinarity, differentiation and individualization. The participation of bachelors in interdisciplinary web quests allows them to reach a qualitative level of cognitive independence and master the universal cognitive metacognitive competencies of self-education. The use of cloud-based network technologies as means of implementing independent work ensures the availability of information resources, the functionality of the subject-object and subject-subject interaction mechanisms of the project participants.

Текст научной работы на тему «Технология самостоятельной работы бакалавров средствами облачных сервисов»

УДК 378.147.88 ББК 74.58

ТЕХНОЛОГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

| И.А. Свеженцева

Аннотация. Целью статьи является оптимизация процесса самостоятельной работы в вузе. Самостоятельность, как личностное свойство, обеспечивает выпускнику вуза конкурентоспособность на рынке труда. Познавательная самостоятельность студента формируется в рамках самостоятельной работы и способствует становлению самоактуализирующейся личности, готовой к дальнейшему самообразованию. Для повышения качества самостоятельной работы студентов необходимо сочетание коллективной и индивидуальной форм познания в проектной деятельности, основанной на принципах интердисциплинарности, дифференциации и индивидуализации. Участие бакалавров в интердисциплинарных веб-квестах позволяет им достичь качественного уровня познавательной самостоятельности и овладеть универсальными когнитивными метакогнитивными компетенциями самообразования. Применение облачных сетевых технологий как средств реализации самостоятельной работы обеспечивает доступность информационных ресурсов, функциональность механизмов субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия участников проекта.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, проектная технология обучения, интердисциплинарный веб-квест, самообразование, облачные сервисы.

TECHNOLOGY OF THE INDEPENDENT WORK OF BACHELORS WITH THE MEANS OF CLOUD SERVICES

I I.A. Svezhentseva

Abstract. The article deals with the study to optimize the process of independent work in the university. Independence as personal property provides the graduate of the university with competitiveness in the labor market. Cognitive independence of the student is formed in the framework of independent work and contributes to the formation of a self-actualizing personal-

ity, ready for further self-education. To improve the quality of independent work of students, it is necessary to combine the collective and individual forms of cognition in the project activity, based on the principles of interdis-ciplinarity, differentiation and individualization. The participation of bachelors in interdisciplinary web quests allows them to reach a qualitative level of cognitive independence and master the universal cognitive metacognitive competencies of self-education. The use of cloud-based network technologies as means of implementing independent work ensures the availability of information resources, the functionality of the subject-object and subject-subject interaction mechanisms of the project participants.

Keywords: cognitive independence, project learning technology, interdisciplinary web-quest, self-education, cloud services.

142

На современном этапе самостоятельная работа бакалавров представляет собой организованную учебно-познавательную деятельность в рамках образовательного процесса вуза, содержание которой должно быть направлено не только на выработку практических умений самостоятельного мышления и поведения, но и на формирование личностных качеств студента (самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность и др.).

Особую значимость для специалиста в условиях острой конкуренции на рынке труда имеет самостоятельность. Самостоятельность рассматривается в идеях педагогической мысли с субъектной и деятель -ностной позиции, что обусловлено рефлективностью ее сущности для каждого индивида: формирование и развитие самостоятельности возможно только в процессе деятельности, реализуемой субъектом на основе мышления и поведения, психологической основой формирования которых является самостоятельность [1].

Познавательная самостоятельность рассматривается автором дан-

ной статьи как качественная характеристика личности, обладающей не только устойчивой потребностью в познании, но и способностью ее удовлетворения без внешнего вмешательства. Такой «багаж» выступает основой для реализации индивидуумом дальнейшего самообразования, так как рост достижений научно-технического прогресса, инновационных технологий требуют от специалиста постоянного повышения уровня профессиональной подготовки. Учитывая дефицит времени и востребованность квалифицированных кадров на рабочем месте, в качестве оптимального решения проблемы совершенствования профессионального мастерства выступают компетенции самостоятельного поиска нового знания. Самообразование представляет собой субъектно-регулируемую познавательную деятельность, направленную на формирование личностной и профессиональной самореализации в рамках непрерывного образования.

Первичные навыки осуществления самообразовательной деятельности молодого человека закладываются в рамках вузовской самостоятель-

ной работы. Поэтому самостоятельная работа рассматривается автором данной статьи как форма самообразовательной деятельности студента, реализуемая в процессе обучения, но не ограниченная им, направленная на становление самоактуализирующейся личности, имеющей устойчивую потребность в поиске способов приобретения и усвоения новых знаний, стремящуюся удовлетворить ее через проявление собственной познавательной активности и самостоятельности, применяя механизмы саморегуляции интеллектуальной труда.

Следовательно, организация самостоятельной работы в вузе требует оптимизации — применения инновационных форм, позволяющих студенту достигнуть качественного уровня познавательной самостоятельности через переход внешней стороны процесса познания во внутреннюю плоскость личности. Целью организации самостоятельной работы бакалавров выступает развитие познавательной самостоятельности бакалавра как основы формирования самоактуализирующейся личности, готовой к дальнейшему самообразованию.

В качестве организационно-педагогических условий оптимизации самостоятельной работы бакалавров выделены следующие: овладение бакалаврами универсальными когнитивными и метакогнитивными стратегиями самообразовательной деятельности; сочетание коллективной и индивидуальной форм познания в проектной деятельности, обеспечивающей возможности для самоактуализации личности будущих бакалавров; интердисциплинарный подход в

содержании самостоятельной работы для повышения уровня познавательной самостоятельности бакалавров.

Наиболее эффективной педагогической технологией для организации самостоятельной работы бакалавров, по мнению автора данной статьи, является проектная технология. В рамках проекта целесообразно моделирование реальных профессионально-ориентированных проблемных ситуаций, поиск решения которых требует от студентов самостоятельного принятия решений. Получение информационного продукта нового качества является конечным результатом проектной деятельности студента, что способствует формированию компетенций самообразования.

Особый интерес представляют веб-квесты, которые дают возможность организовать различные формы самостоятельной работы в рамках одного проекта: индивидуальную самостоятельную работу с учетом личностных и психологических особенностей студентов; групповую форму самостоятельной деятельности, формируя у будущего специалистов, способность работать в коллективе. Исследователи Л.Р. Мит (Ь^. МееШ), Е.А. Буш-ковская и другие рассматривают ин-тердисциплинарность как поле знания для поиска решения проблемы на основе междисциплинарных связей [2; 3]. Интердисциплинарные веб-квесты ориентированы на самостоятельный поиск решения проблемных ситуаций, содержание которых выходит за рамки конкретной дисциплины.

Самостоятельная работа, как целенаправленный, непрерывный процесс формирования познавательной самостоятельности субъекта, не долж-

на напрямую зависеть от доступности и местонахождения необходимых образовательных ресурсов, от непосредственного физического контакта с преподавателем или с другим субъектом деятельности для получения консультативной помощи, от необходимости приобретения программного обеспечения для обработки и представления данных. Решением данных проблем становится использование облачных сетевых технологий.

Обобщив практический опыт апробации веб-квестов в образовательном процессе (Е.И. Багузиной, С.В. Напалкова, Е.В. Толмачевой, Е.М. Шульги-

ной и др.) [4-8], в таблице 1 представим этапы работы над проектом, сопоставив их с этапами ролевой игры.

На подготовительном этапе работы участников над веб-квестом в рамках работы организатором (например, преподавателем) осуществляется следующий алгоритм:

• создание общего облачного ак-каунта с обязательным прохождением процедур идентификации (получения логина) и аутентификации (задание пароля);

• данные аккаунта распространяются между участниками проекта;

Таблица 1

Содержание деятельности участников веб-квеста на этапах самостоятельной работы

144

студенты другие субъекты (преподаватель, коллектив кафедры, потенциальный работодатель и др.)

1 этап самостоятельной работы - этап ориентации

ознакомительно-организационная деятельность со структурными компонентами проекта (знакомство тематикой и сценарием веб-квеста, целью его выполнения, выбор и распределение ролей, выбор дифференцированного задания по каждой роли, знакомство с контентом первичных Интернет-ресурсов, планирование самостоятельной работы) диагностика уровней личностной, практической, когнитивной и рефлексивной готовности студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности; проектирование содержания самостоятельной работы; отбор, систематизации информационных ресурсов; определение механизмов субъект-субъектного взаимодействия;

2 этап самостоятельной работы - этап реализации

индивидуальная и коллективная учебно-познавательная деятельность участников (индивидуальная самостоятельная учебно-познавательная деятельность по реализации дифференцированного задания согласно выбранной роли, реализация выбранной роли в микрогруппе, взаимодействие с микрогруппой, преподавателем, экспертом) консультационное сопровождение организатора

3 этап самостоятельной работы - этап презентации

публичное представление результатов коллективной работы над проектом; рефлексия и самооценка результатов самостоятельной деятельности оценка качества коллективного проекта, оценка результативности индивидуальной самостоятельной работы

• установка программного обеспечения на компьютер или мобильное устройство каждым участником квеста;

• загрузка содержимого квеста в облачное хранилище в виде текстовых файлов, содержащих описание каждого блока проекта;

• создание общего почтового ящика для совместной коммуникации;

• загрузка учебно-методических материалов для продуктивной самостоятельной деятельности (методические указания, рекомендации).

Для размещения организационных проектов веб-квестов автором данной статьи выбран популярный сервис Google^^^ который содержит интегрированный с продуктами Microsoft онлайн-офис, мощные механизмы интеллектуального поиска, систему синхронизации и контроля изменений файлов, широкие возможности совместной работы пользователей.

В структуре интердисциплинарного веб-квеста, предложенной B. Dodge и T. March [9; 10], выделим целевой, содержательный, информационный и презентационный блоки, взаимосвязь между которыми обусловлена логикой организации проектной деятельности бакалавров.

Целевой блок является ключевым компонентом всего учебного проекта. Выбор темы интердисциплинарного квеста должен соответствовать не только логике изучаемой дисциплины, но и пересекаться с потенциальными областями знаний. В цели квеста указывается конкретный результат коллективной работы над проектом, а реализация сценария квеста позволит участникам его достичь.

Самостоятельная работа бакалавра над веб-квестом организуется в следующих формах:

• индивидуальная самостоятельная учебно-познавательная деятельность по реализации дифференцированного задания согласно выбранной роли;

• групповая работа по реализации базового задания конкретной роли (минигруппы);

• коллективная работа по созданию готового информационного продукта как совокупность результатов реализации ролей проекта.

Индивидуальная форма самостоятельной познавательной деятельности определяет необходимость конкретизации функциональных задач участников проекта через ролевую установку. Выбор роли позволяет студенту представить себя в конкретной профессиональной ситуации, публично продемонстрировать выбранную поведенческую стратегию, сопоставив ее с поведением группы в целом, тем самым реализовать принцип индивидуализации обучения [11]. Список ро- ^ лей для веб-квестов ориентирован на 145 междисциплинарные связи с учебными курсами, изучаемые студентами ранее и в текущий семестр. Результатом реализации ролей является найденное оптимальное решение проблемы, то есть центрального задания, выдвинутого организатором квеста.

Содержательный блок интердисциплинарного веб-квеста включает в себя: центральное задание, базовые задания для отдельной роли, дифференцированные индивидуальные задания. Проблемная ситуация, решение которой требует реализации нескольких ролей, представляет собой центральное задание квеста. Для

поиска решения обобщенной проблемы квеста требуется ее декомпозиция на базовые задания, позволяющая участникам с выбранными ролями абстрагироваться от несущественных исходных данных.

В рамках веб-квестов автором данной статьи были определены задания для каждой роли (групповая форма самостоятельной работы) и дифференцированные задания (индивидуальная форма самостоятельной работы), с использованием прин-

ципов межпредметности, метапред-метности и усложняемости.

Основным критерием проектирования базового задания для роли выступает уровень познавательной самостоятельности студента:

• критический уровень означает применение уже известных студенту знаний и умений для решения типовых задач;

• продуктивный уровень - применение известных студенту знаний для решения неизвестных ранее задач;

Таблица 2

Содержание дифференцированных заданий для веб-квеста «Автоматизированное рабочее место специалиста (менеджера)»

146

Дифференцированное задание по уровням самостоятельности

Уровень «исполнитель» Уровень «эксперт» Уровень «исследователь»

Роль: Специалист по сетевому обеспечению Базовое задание роли: провести модернизацию АРМ специалиста (апгрейд)

составить информационно-аналитическую справку и подготовить глоссарий о механизмах сетевого взаимодействия АРМ выбрать и обосновать топологию построения локальной сети АРМов предприятия, провести анализ возможных проблем в ходе работы сети на основе анализа существующих решений по построению локальных сетей предприятия разработать стратегию создания сети для данного предприятия

Роль: Системный аналитик Базовое задание роли: разработать модель локальной сеть для отдела с высоким уровнем работоспособности надежности

составить информационно-аналитический обзор и глоссарий состава АРМ, современных аппаратно-программных средств, их функциональных возможностей. провести анализ требований пользователя и определить возможную конфигурацию программного и аппаратного обеспечения АРМ подготовить техническую спецификацию модифицированного АРМ

Роль: Экономист Базовое задание роли: рассчитать и оптимизировать затраты на модернизацию АРМ специалиста

составить информационно-аналитическую справку о существующих методиках расчетов эффективности внедрения информационных технологий с помощью онлайн сервисов выполнить анализ стоимостной оценки имеющихся аппаратных и программных средств, рассчитать возможные затраты по оптимизации вычислительных мощностей; составить прогноз стоимости затрат на модернизацию АРМ, сформировать сценарий модернизации АРМ предприятия

Окончание таблицы 2

Роль: Специалист по информационной безопасности Базовое задание роли: разработать модель системы надежного хранения данных, внести предложения по усовершенствованию системы защиты данных от несанкционированного доступа

составить информационно-аналитическую справку о существующих системах и методах защиты информации, подготовить глоссарий терминов по информационной безопасности провести анализ целесообразности применения современных систем и методов защиты для данного предприятия, обосновать выбор оптимальной системы защиты данных; разработать конкретную программу информационной безопасности для предприятия, составить памятку для персонала по защите данных

Роль: Психолог Базовое задание роли: разработать рекомендации для персонала по уменьшению негативного влияния информационных технологий на психику человека

подготовить аннотации научных статей о результатах исследования влияния информационных технологий на человека провести анализ факторов и условия, способствующих попаданию пользователей в группу риска интернет-зависимых людей, провести анализ разработанных методик диагностирования интернет-зависимости разработать методические рекомендации для персонала по предотвращению попадания в группу риска интернет-зависимых людей и уменьшению негативного влияния ИТ на человека

Формы представления результатов самостоятельной деятельности

информационно-аналитическая справка, аннотация (с компьютерной презентацией в качестве сопровождения, электронный глоссарий реферат, эссе, научная статья, электронный постерный доклад научная статья, тематический мультимедийный веб-ресурс (веб-узла, веб-сайт)

147

• исследовательский уровень -наличие когнитивных знаний об организации и осуществлении самостоятельной деятельности, сформиро-ванность умений ее реализации.

В соответствии с классификацией проблемных ситуаций, предложенной А.М. Матюшкиным [12], учитывая обозначенные нами уровни самостоятельности, мы дифференцировали базовое задание каждой роли по степени сложности его выполнения: «исполнитель», «эксперт», «исследователь». Пример дифференцирования содержания проекта представлен в таблице 2.

В информационном блоке для

каждого квеста в рамках изучаемой дисциплины представлены рекомендуемые ресурсы, условно разделенные на следующие категории: универсальные ресурсы, содержащие ссылки на электронные каталоги и библиотеки; онлайн сервисы для обработки информации; тематические ресурсы, содержащие ссылки на ресурсы, использование которых целесообразно при реализации выбранной роли. Деятельность преподавателя по отбору ресурсов требует от него полноты знаний по проектируе-

148

мой проблемной ситуации, что «позволяет исключить вероятность использования студентами сайтов с неподтвержденной, ложной или необъективной информацией» [3, с. 264]. Интерактивный характер информационной среды, построенной на основе облачных технологий, как отмечает Г.А. Алексанян, позволяет студентам самостоятельно пополнять и обновлять ресурсы [13, с. 14].

В качестве механизмов сетевой коммуникации в рамках работы над веб-квестом применяются: электронная почта, чаты, группы в социальных сетях и др., алгоритмы использования которых знакомы большинству студентов, а облачный аккаунт позволяет объединить их в единую систему обмена информацией (см. рис. 1).

Презентационный блок организационного проекта веб-квеста содержит информацию о формах представления результатов коллективной работы над проектом и критериях оценки качества конечного информационного продукта.

Использование облачных сервисов позволило не только организовать групповую работу студентов над

веб-квестом, но и консолидировать результаты их деятельности для публичного представления и последующей процедуры оценки.

Оценка результативности работы над веб-квестом подразумевает трехуровневую градацию: рейтинговая оценка за выполнение дифференцированного задания роли для микрогруппы участников рейтинговая оценка группы за реализацию выбранной роли рейтинговая оценка каждого участника за работу над проектом (Я) [14]. В качестве критериев оценки самостоятельной работы над дифференцированным заданием выбранной роли выступают: оценка содержания результатов исследования, участие в группах, оформление и представление результатов самостоятельной работы.

О результативности разработан -ной модели организации самостоятельной работы средствами облачных сервисов можно судить по данным, полученным на этапе формирующего эксперимента (см. рис. 2): на 19% снизилось число студентов экспериментальных групп, имеющих критический уровень самостоятель-

Рис. 1. Механизмы сетевой коммуникации участников веб-квеста в облачном аккаунте Google

ности, на 12% возросла доля студентов с исследовательским уровнем.

А.А. Вакула, исследуя роль самостоятельной работы студентов-курсантов в формировании их готовности к самообразованию, подчеркивает важность собственной инициативы субъекта в познании нового, что позволяет результатам данного вида учебно-познавательной деятельности трансформироваться в личностное самообразование [15]. Качественный уровень познавательной самостоятельности создает основу для дальнейшего самообразования. Готовность бакалавра к самостоятельной познавательной деятельности, включающая в себя личностную, когнитивную, практическую и рефлексивную готовности, определялась нами на этапе ориентации самостоятельной работы и после проведения опытного обучения (см. рис. 3).

Полноценно самообразование осуществляется индивидом только при наличии необходимого объема знаний и умений организации познания посредством когнитивных и метаког-нитивных стратегий, при развитии рефлексивных механизмов и лич-ностно-значимой потребности в познавательной самостоятельной деятельности. В рамках исследования авторм данной статьи была выдвину-

та гипотеза: сочетание личностной, когнитивной, практической и рефлексивной готовности бакалавров к самостоятельной познавательной деятельности, определяющих уровень их самостоятельности, формирует способность к дальнейшему самообразованию. Для проверки достоверности выдвинутого предположения обобщим результаты готовности бакалавров в таблице 3.

Для подтверждения данной гипотезы применяем методику одно-факторного дисперсионного анализа, практикуемую для исследования влияния нескольких качественных факторов на одну зависимую количественную переменную. Факторный признак — готовность к самостоятельной деятельности, группировка фактора — низкая, средняя, высокая. Как показывают результаты вычислений, сила влияния уровня готовности самостоятельной деятельности на готовность к самообразованию составляет 50% (420,8/844,93x100%) в общем числе других факторов.

Для проверки нулевой гипотезы Н0 используем критерий Фишера: F = 6,05. Для уровня значимости а = 0,05, чисел степеней свободы 2 и 12 находим Екр из таблицы распределения Фишера-Снедекора: Екр = 3,89.

нулевую

149

В связи с тем, что F > F

30 20 10 0

19 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

критическии

продуктивный

исследовательский

-констатирующий эксперимент

-формирующий эксперимент

Рис. 2. Уровни самостоятельности студентов экспериментальной группы на различных этапах эксперимента

s личностная готовность внутренняя мотивация целеполагание потребность в самообразовании \ когнитивная готовность знания об универсальных стратегиях самообразования

ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ деятельности

рефлексивная готовность личностные, групповые, коммуникативные и рефлексивные умения практическая готовность способность применять стратегии метакогнитивного поведения, информационно-коммуникационные умения J

Рис. 3. Готовность бакалавра к самообразовательной деятельности

гипотезу о существенном влиянии готовности к самостоятельной деятельности студента на уровень самостоятельности, формируя способность к дальнейшему самообразованию, принимаем и считаем доказанной.

О формировании устойчивой потребности в самообразовании и готовности нему у студентов экспериментальной группы свидетельствует участие их в онлайн курсах (2014— 2016 гг.) на порталах академического образовательного проекта Лекто-риум (www.lektorium.tv), системы электронного онлайн-образования Уни-1БП версариум (http://universarium.org/), 150 сайте Национального Открытого Университета «ИНТУИТ» (http://www.in

tuit.ru/). Например, «Тайм-менеджмент», «Деловая коммуникация в экспортной деятельности», «Практики конфликтования: конфликтовать нельзя жить», «Эффективное целеполагание и программно-целевое управление», «Цифровое моделирование 3D деталей», «Поиск и выбор бизнес-идеи» и другие.

Разработанная модель организации работы позволяет активизировать познавательную деятельность каждого участника веб-квеста за счет иерархической структуры проблемного задания в соответствии с уровнем самостоятельности студента (исполнитель, эксперт, исследователь), тем самым стимулируя познавательную

Таблица 3

Результаты анализа готовности студентов к самостоятельной работе средствами сетевых технологий на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы

Вид готовности Низкий/критический уровень Средний/ продуктивный уровень Высокий/исследовательский уровень Абсолютный показатель (+/-) относительно начала эксперимента

Личностная 12 29 17 -13; +8; +5

Когнитивная 14 31 12 -9; +5; +4

Практическая 4 23 31 -4; +1; +3

Рефлексивная 21 22 15 -4; +4; +2

Уровень самостоятельности 14 25 19 -11; +4; +7

активность. Доступность образовательного контента в облачном хранилище, многообразие облачных сервисов расширяет возможности формирования когнитивных и метакогни-тивных компетенций бакалавров как в процессе индивидуальной самостоятельной работе, так и в коллективной деятельности. Однако стоит отметить, что проектирование и разработка системы веб-квестов требует от преподавателя значительных временных затрат, глубокого знания предмета, достаточного уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская, А.Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов: Монография [Текст] / А.Е. Богоявленская.

- Тверь, 2004. - 160 с.

2. Meeth, L.R. Interdisciplinary Studies: Integration of Knowledge and Experience [ТехЦ / L.R. Meeth // Change. - 1978. - Vol. 10. -Р. 6-9.

3. Бушковская, Е.А. Феномен междисци-плинарности в зарубежных исследованиях [Текст] / Е.А. Бушковская // Вестник Томского государственного университета.

- 2010. - № 330 (январь). - С. 152-155.

4. Андреева, М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / М.В. Андреева // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. - М., 2004. - С. 20-25.

5. Васильева, М.В. Веб-квест как способ организации самостоятельной работы студентов [Текст] / М.В. Васильева // Организация самостоятельной работы студентов на факультете вуза: Материалы меж-дунар. науч.-прак. конф. Минск, 16-17 ноября 2006 г. / Отв. ред. В. В. Сергеенко-ва. - Минск: БГУ, 2006. - С. 226-228.

6. Напалков, С.В. Тематические образовательные WEB-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф. ... канд. пед. наук: [Текст] / С.В. Напалков. - Саранск, 2013. - 28 с.

7. Толмачева, Е.В. Инновационное обучение РКИ (сфера «Строительный менеджмент») на основе информационно-коммуникативной веб-квест технологии: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.В. Толмачева.

- М., 2015. - 321 с.

8. Шульгина, Е.М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест: профиль «Рекреационная география и туризм», английский язык: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.М. Шульгина. - Томск, 2014. - 243 с.

9. Dodge, B. Focus: Five rules for writing a great WebQuest [ТехЦ / B. Dodge // Learning and Leading with Technology. - 2001. -No. 28(8). - Р. 6-9.

10. March, Tom. The Learning Power of WebQuests [Тех^ / Tom March // Educational Leadership. - December 2003 / January 2004. - Vol. 61. - №. 4 New Needs, New Curriculum. - P. 42-47 [Электронный ресурс]. - URL: http://tommarch.com/ writings/ascdwebquests/ (дата обращения: 22.04.2017).

11. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды [Текст] / В.С. Мерлин. - Воронеж: МОДЭК, 2005. - 544 с.

12. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972.

- 208 с.

13. Алексанян, Г.А. Формирование самостоятельной деятельности студентов СПО в обучении математике с использованием облачных технологий: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Г.А. Алексанян. - Армавир, 2014. - 150 с.

14. Свеженцева, И.А. Применение интердисциплинарных веб-квестов в организации внеаудиторной самостоятельной работе бакалавров [Текст] / И.А. Свеженцева // Глобальный научный потенциал. - 2016.

- № 8 (65). - С. 39-44.

151

15. Вакула, А.А. Модель формирования готовности к самообразованию курсантов в военном вузе [Текст] / А.А. Вакула, Е.Г. Плотникова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-6. - С. 13291335.

REFERENCES

1. Aleksanjan, G.A., Formirovanie samosto-jatelnoj dejatelnosti studentov SPO v obu-chenii matematike s ispolzovaniem oblach-nyh tehnologij, PhD dissertation (Pedagogy), Armavir, 2014, 150 p. (in Russian)

2. Andreeva M.V., Tehnologii veb-kvest v formirovanii kommunikativnoj i sociokul-turnoj kompetencii, in: Informacionno-kom-munikacionnye tehnologii v obuchenii in-ostrannym jazykam: Proceedings of the 1st International Conference, Moscow, 2004. pp. 20-25. (in Russian)

3. Bogojavlenskaja A.E., Razvitie poznavatel-noj samostojatelnosti studentov, Tver, 2004, 160 p. (in Russian)

4. Bushkovskaja E.A., Fenomen mezhdisci-plinarnosti v zarubezhnyh issledovanijah, Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, No. 330, pp. 152-155. (in Russian)

5. Dodge B., Focus: Five rules for writing a great WebQuest, Learning and Leading with Technology, 2001, No. 28(8), pр. 6-9.

6. March Tom, The Learning Power of Web-152 Quests, Educational Leadership, December

2003 / January 2004, Vol. 61, №. 4 New Needs, New Curriculum, pp. 42-47, available at: http://tommarch.com/writings/ascd-webquests/ (accessed: 22.04.2017).

7. Matjushkin A.M., Problemnye situacii v myshlenii i obuchenii, Moscow, Pedagogika, 1972, 208 p. (in Russian)

8. Meeth L.R., Interdisciplinary Studies: Integration of Knowledge and Experience, Change, 1978, Vol. 10, pp. 6-9.

9. Merlin V.S., Psihologija individualnosti: iz-brannye psihologicheskie trudy, Voronezh, MODJeK, 2005. 544 p. (in Russian)

10. Napalkov S.V., Tematicheskie obrazovatel-nye WEB-kvesty kak sredstvo razvitija poznavatelnoj samostojatelnosti uchashhih-sja pri obuchenii algebre v osnovnoj shkole, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Saransk, 2013. 28 p. (in Russian)

11. Shulgina E.M., Metodika formirovanija ino-jazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov posredstvom tehnologii veb-kvest, PhD dissertation (Pedagogy), Tomsk, 2014, 243 p.(in Russian)

12. Svezhenceva I.A., Primenenie interdisciplin-arnyh veb-kvestov v organizacii vneauditor-noj samostojatelnoj rabote bakalavrov, Glo-balnyj nauchnyjpotencial, 2016, No. 8 (65), pp. 39-44. (in Russian)

13. Tolmacheva E.V., Innovacionnoe obuchenie RKI (sfera "Stroitelnyj menedzhment") na osnove informacionno-kommunikativnoj veb-kvest tehnologii, PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2015. 321 p. (in Russian)

14. Vakula A.A., Plotnikova E.G., Model formirovanija gotovnosti k samoobrazovani-ju kursantov v voennom vuze, Fundamental-nye issledovanija, 2013, No. 10-6, pp.13291335. (in Russian)

15. Vasileva M.V., "Veb-kvest kak sposob organizacii samostojatelnoj raboty studentov", in: Organizacija samostojatelnoj raboty studentov na fakultete vuza: Proceedings of the International Conference, Minsk, 2006, pp. 226-228. (in Russian)

Свеженцева Инна Анатольевна, старший преподаватель, Северо-Кавказский институт, филиал, Московский гуманитарно-экономический университет, г. Минеральные Воды, iasvez@ rambler.ru

Svezhentseva I.A., Senior Lecturer, Moscow University of Humanities and Economics, North-Caucasian Institute (Branch), Mineralnye Vody, iasvez@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.