б) речевой материал должен содержать необходимые коммуникативные составляющие, ситуации, речевые образцы, ситуации, тексты, темы.
2. Психологический - квест-технологии должны развивать, формировать прочные, сознательные, гибкие навыки и умения.
3. Методологический - квест-технологии должны предлагать рациональные пути изучения языка, включая и различные стратегии, и методики обучения.
4. Социокультурный - квест-технологии должны нести необходимые фоновые знания об искусстве и культуре англоговорящих стран.
5. Эмотивный - квест-технологии должны вызвать у учащихся высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка.
В ходе организации уроков с использованием технологии веб-квест реализуются следующие цели:
1) образовательная цель - привлечение каждого учащегося к активному познавательному процессу. Организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;
2) развивающая цель - развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет-ресурсами; расширение кругозора, эрудиции;
3) воспитательная цель - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Кроме того, работая над веб-квестом, учащиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материа-
Библиографический список
лом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. К ключевым характеристикам аутентичного обучения можно отнести: актуальность учебных задач, их соответствие интересам учащихся; вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность; междисциплинарный характер; тесную связь с реальной жизнью; неограниченность учебных ресурсов; оценку деятельности учащихся производится не только учителем, но и внешними экспертами, а также другими учащимися.
Технология квест способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения. Для учащихся квест - это способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное интригой и романтикой, а для педагога - средство, позволяющее лучше узнать своих воспитанников и активнее повлиять на развитие их творческих способностей. Квест является той формой обучающих и развлекательных программ, при помощи которой её участники, полностью погружаясь в происходящее и активно включаясь в деятельность, получают огромное количество положительных эмоций. Технология «веб-квест» не только позволяет каждому участнику реализовать свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между участниками, что стимулирует общение и служит одним из способов сплочения коллектива. Конечно же, квест - не единственный способ взаимодействия с учащимися, однако все чаще педагоги современной школы обращают внимание на эту по-своему уникальную технологию, а педагог, в зависимости от целей и содержания учебного материала, должен руководствоваться теми формами и методами обучения, которые гарантируют хороший результат.
1. Албегова И.Ф., Шаматонова Г.Л. Веб-квест как инновационная информационно-коммуникационная технология в образовании: сущность и проблемы применения. Дистанционное и виртуальное обучение. 2009; 7: 7 - 12.
2. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности (на примере студентов неязыкового ВУЗа): Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.
3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. IX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-99»). 9-12 Ноября. Москва, 1999. Available at: http://ito.edu.ru/1999M1/30015.html
4. Дубаков А.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языка. Гуманитарные науки. 2014; 6. Available at: http://www.apriori-journal.ru/ seria1/6-2014/Dubakov. pdf
5. Кононец Н.В. Педагогические инновации высшей школы: ресурсно-ориентированное обучение. Педагогические науки: сборник науч. трудов. Полтава, 2012; Вып. 54: 76 - 80.
6. Крылова О.Н. Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы. Человек и образование. 2012; 1: 28 - 31.
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. Москва, 2008.
8. Сокол И.Н. Классификация квестов. Молодий вчений. 2014; 6: 138 - 140.
9. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся. Интернет-журнал «Эйдос». 2012; 2. Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2012/0329-10.htm
10. Шаматонова Г.Л., Власова А.А., Зарубина Ю.Н. Интернет-технологии в современном образовательном процессе: учебно-методическое пособие. Ярославль, 2017.
11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Москва, 2002.
References
1. Albegova I.F., Shamatonova G.L. Veb-kvest kak innovacionnaya informacionno-kommunikacionnaya tehnologiya v obrazovanii: suschnost' i problemy primeneniya. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2009; 7: 7 - 12.
2. Baguzina E.I. Veb-kvest tehnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti (na primere studentov neyazykovogo VUZa): Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
3. Byhovskij Ya.S. Obrazovatel'nye veb-kvesty. IX Mezhdunarodnaya konferenciya-vystavka «Informacionnye tehnologii v obrazovanii» («ITO-99»). 9-12 Noyabrya. Moskva, 1999. Available at: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
4. Dubakov A.V. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obuchenii inostrannym yazyka. Gumanitarnye nauki. 2014; 6. Available at: http://www.apriori-journal.ru/seria1/6-2014/ Dubakov.pdf
5. Kononec N.V. Pedagogicheskie innovacii vysshej shkoly: resursno-orientirovannoe obuchenie. Pedagogicheskie nauki: sbornik nauch. trudov. Poltava, 2012; Vyp. 54: 76 - 80.
6. Krylova O.N. Znanievaya tradiciya sovremennogo soderzhaniya shkol'nogo obrazovaniya: novye didakticheskie smysly. Chelovekiobrazovanie. 2012; 1: 28 - 31.
7. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya stud. pedagogicheskih vuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Moskva, 2008.
8. Sokol I.N. Klassifikaciya kvestov. Molodij vchenij. 2014; 6: 138 - 140.
9. Hutorskoj A.V. Model' sistemno-deyatel'nostnogo obucheniya i samorealizacii uchaschihsya. Internet-zhurnal «'Ejdos». 2012; 2. Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2012/0329-10.htm
10. Shamatonova G.L., Vlasova A.A., Zarubina Yu.N. Internet-tehnologii vsovremennomobrazovatel'nomprocesse: uchebno-metodicheskoe posobie. Yaroslavl', 2017.
11. Schurkova N.E. Pedagogicheskaya tehnologiya. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 07.06.19
УДК 37.034
Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),
E-mail: albika62@mail.ru
Akhmedova N.A., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru
Rashidova A.Kh., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru
ON THE PROBLEM OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE SOCIAL WORKERS TO THE PROFESSION, THROUGH THE USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES. The pedagogical conditions of the use of innovative multimedia design methods in the sphere of general education. The study of the use of the mechanism of innovative multimedia design methods is directed at development of abilities in students to think, feel and act, on realization of searching for moral and cultural landmark in education growing generations on base of the study of the creative potential of writers. The use of innovative methods will promote increasing of the quality education.
Key words: innovative nature of system of education, pedagogical conditions, multimedia design methods, methods of work on multimedia project, stimulating environment, creative forms of educational work, upbringing potential of product.
Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф. каф. обшей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru
Н.А. Ахмедоеа. магистр 2 года обучения, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru А.Х. Рашидоеа, магистр 2 года обучения, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье раскрываются педагогические условия использования инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования. Обращение исследовательского взгляда к использованию механизмов инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования направлено на развитие способностей у учащихся мыслить, чувствовать и действовать. Использование инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования будет способствовать повышению качества обучения студентов и овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста.
Ключевые слова: инновационный характер системы образования, педагогические условия, инновационные проектные методы, методика работы над мультимедийным проектом, стимулирующая среда, творческие формы воспитательной работы.
В условиях изменений, происходящих во всех сферах общества, устанавливаются новые требования к организации высшего образования и в качестве ведущей приоритетной цели называется совершенствование педагогического процесса на основе использования инновационных технологий, внедрение которых в образовательный процесс ведёт к повышению качества результативности образования. Для достижения назначенной цели в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [1].
Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждает «ФГОС 3++ высшего образования, №76 от 5 февраля 2018 года по направлению подготовки 39.03.02. Социальная работа, где в качестве результата освоения основной образовательной программы высшего образования должны быть сформированы универсальные компетенции, (УК-1, способствующие формированию системного критического мышления), общепрофессиональные (ОПК-1; - способность применять современные информационно-коммуникационные технологии в сфере социальной работы) и профессиональные компетенции (устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемым к выпускникам на рынке труда, овладение которыми обеспечит готовность действовать будущих социальных работников в изменяющихся условиях, к способности применять теоретические знания для решения практических профессиональных задач и овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста» [2].
Дагестанский государственный университет сегодня является одним из образовательных учреждений повышенного уровня инновационного вида, где идёт активный процесс реформирования всей образовательной системы, характеризующийся разработкой и применением обновленных дидактических подходов, современных информационных средств, направленный на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности обучающегося, соответствующих требованиям «потребителей образовательных услуг».
Социальная работа представляет собой один из многоплановых и трудоёмких видов социально-технологической деятельности, «позволяющей эффективно отражать особенности социальной динамики» [3, с. 95 - 100] «формирования новой социальной реальности» [4, с. 64 - 68], «которую правильно рассматривать как процесс непрерывного обновления» [5, с. 26 - 29].
Сложный характер социальной работы объясняется тем, что её объектами являются различные категории получателей социальных услуг, каждой из которых свойственны специфические проблемы.
Совокупность задач социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей сконцентрирована в перечне социально-педагогических услуг, содержащемся в Национальном стандарте Российской Федерации, принятым и введённым в действие Постановлением Госстандарта России от 24.11. 2003 г № 327 - ст.:
- социально-педагогическое консультирование;
- социально-педагогическая диагностика и обследование личности;
- педагогическая коррекция;
- анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работ для формирования и развития интересов клиентов;
- содействие в получении образования инвалидами с учётом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования;
- услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступ-
ным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса;
- организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков и др.
Помощь оказывается путём предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, социально-психологических и других услуг. Успешно применяются оздоровительные технологии - оказание услуг по массажу и физиотерапии, а также проведение занятий по лечебной физкультуре.
В этой связи следует отметить, что профессиональное становление специалистов социальной работы, эффективность подготовки бакалавров и магистров социальной работы во многом зависит от понимания предмета деятельности будущим профессионалом, его мотивации к профессиональной деятельности и освоения необходимых компетенций, овладения базовыми умениями и навыками, позволяющими с первых шагов в профессии решать разные по сложности задачи социально-помогающей деятельности [6, с. 225-228]. При обучении в магистратуре можно выделить несколько основных мотивов, определяющих отношение магистрантов к подготовке к социально-педагогической деятельности:
- Мотив самореализации. Для данного мотива профессиональной деятельности характерно стремление к более полному выявлению и развитию своих способностей и реализации их в профессиональной деятельности, творческий подход к решению стоящих задач. Мотив самореализации проявляется в предпочтении сложных, нетиповых задач, ориентации на качественный результат, на поиск нетрадиционных подходов в решении профессиональных задач, способности увидеть новое и перспективное в обычной ситуации, высокой чувствительности к оригинальным идеям.
- Мотив гарантии карьерного роста. Для данного мотива характерно стремление к высококачественному выполнению поставленных задач, решение более сложных задач. Мотив гарантии карьерного роста проявляется в постоянном самообразовании, повышении профессионального уровня.
- Мотив престижа, социального признания. Для данного мотива характерно стремление к высокой социальной оценке своих заслуг авторитету и уважению, известности, получению достойного статуса в обществе.
В контексте исследования обратимся к процессу формирования мотивации к профессиональной деятельности у магистрантов в процессе обучения. Многолетний опыт практической работы показывает, что наиболее релевантными технологиями формирования мотивации к профессиональной деятельности магистрантов являются: деловые игры, «от дерева проблем - к дереву решений», САSЕ-технологии [7].
Многолетний опыт педагогической работы в вузе подтверждает, что применение разнообразных инновационных методов, на основе проектных методов в учебной работе высшего образования повышает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, способствует мотивации учащихся и в купе решает комплекс воспитательных, обучающих, поставленных задач.
В этой связи следует отметить, что профессиональное становление специалистов социальной работы, эффективность подготовки бакалавров и магистров социальной работы во многом зависит от понимания предмета деятельности будущим профессионалом, его мотивации к профессиональной деятельности и освоения необходимых компетенций, овладения базовыми умениями и навыками, позволяющими с первых шагов в профессии решать разные по сложности задачи социально-помогающей деятельности.
В рамках проведения экспериментальной работы было проведено исследование. Магистрантам были предложены на выбор мотивы-утверждения. Магистрантам социальной работы было предложено отметить, насколько важно для них каждое утверждение по четырёх балльной шкале. С целью изучения уровня мотивации магистрантов к профессиональной деятельности был проведён опрос магистрантов на начальном этапе обучения и после его завершения. В ходе экспериментальной работы было опрошено 24 человека.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что в начале обучения для большей части респондентов основными мотивами для обучения
в магистратуре стали: стремление стать высококвалифицированным специалистом (13 чел.), получить диплом (12 чел.) и приобрести глубокие и прочные знания по профессии. После проведения эксперимента выяснилось, что основными мотивами для обучения в магистратуре стали: иметь возможность приносить пользу людям (17 чел.), обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (13 чел.) и иметь возможность для роста профессионального мастерства (12 чел.).
Таким образом, использование в практике обучения магистрантов социальной работы определённых техник и средств проведения практических занятий позволяет повысить уровень мотивации к социально-технологической деятельности.
В вузе представлено большое количество инновационных технологий, которые активно применяют на занятиях в процессе обучения. Для проверки эффективности применения инновационных проектных методов в учебном процессе социального факультета нами были проведены семинарские занятия по дисциплине «Социально-педагогическая поддержка клиента в различных сферах социальной работы» с бакалаврами второго года обучения в двух формах, первое - в форме игрового моделирования со студентами третьего курса социального факультета профиля «Социально-педагогическое сопровождение в различных социальных сферах» Тема: «Профессиональная компетентность социального работника», такая форма проведения занятия формирует у бакалавров компетентность в разных ролях профессиональной деятельности. Деловая игра требует от преподавателя большой подготовительной работы. Ролевое исполнение магистрами активизирует рефлексию студентов на неожиданные ситуации, стимулирует мыслительную деятельность, тренирует межличностные отношения.
Другое занятие мы провели в форме «Кейс-технологий по форме «От дерева проблем - к дереву решений». Тема: «Альтернативные формы жизнеустройства детей».
На занятиях у учащихся профиля формируется умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения, изыскивать убедительные аргументы. В предлагаемой статье собран и систематизирован материал, определяющий возможности занятий по социально-педагогическому блоку для профессионально ориентированной подготовки выпускников социального факультета. Нами взято одно из направлений работы - игровое моделирование, что обусловлено актуальностью проблемы формирования активной жизненной позиции, умения грамотно формулировать и отстаивать собственную точку зрения.
Выделим педагогические условия, способствующие повышению мотивации и вкупе решающие комплекс воспитательных, обучающих, поставленных задач, посредством преподавания социально-педагогических дисциплин:
- создание педагогических ситуаций, направленных на реализацию событийного подхода, возможность освоения учащимися различными видами деятельности: читательские конференции, диспуты, систематические дискуссии по духовно-нравственным проблемам с учащимися; включение учащихся в коллективную деятельность в парах, группах; повышение результативности и эффективности учебного процесса за счёт использования разнообразных методов и средств обучения на разных этапах занятий;
- включение учащихся и педагогов в современное информационное пространство, способствующее активизации творческого потенциала школьников посредством применения аудио-, видео- средств обучения, возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация), способствующие усилению индивидуального подхода
- применение на занятиях традиционных и инновационных технологических средств, способствующих большей наглядности и качественному наполнению воспитательного, мировоззренческого потенциала учебного процесса: мультимедийные проекты, компьютерные справочники, видеофильмы, для обеспечения гибкости управления учебным процессом;
Библиографический список
В результате проведённой нами работы мы определили и выделили следующие особенности и преимущества использования инновационных технологий:
В процессе такого обучения необходимо не только личностное принятие учеником основных компьютерных технологий, но важно обеспечение и создание педагогических условий для того, чтобы ученик осознавал себя субъектом деятельности на основе создания ситуации «включения» личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов. Это может обеспечить созданная учителем педагогическая ситуация.
Ориентир на социально-педагогическую подготовку предполагает, что учащиеся группы «Социально-педагогическое сопровождение в различных сферах жизнедеятельности» должны в соответствии со стандартами, во-первых, «Специалист по социальной работе» (Зарегистрировано в Минюсте России от 06.12.2013 № 30549), во-вторых, «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26.12.2013 № 30850), в-третьих, «Специалист по работе с семьей» (утв. Приказом Министерства труда и социальной РФ от 18.11.2013 № 683) обладать следующими знаниями и умениями:
- научиться понимать роль и место социально-педагогических дисциплин в системе гуманитарных и социальных наук;
- осознать значение социально-педагогических дисциплин для раскрытия достижений культуры, науки и техники, для осознания поступательного характера развития общества, его единства и противоречивости;
- развить умение находить взаимосвязь социально-педагогических дисциплин с другими общественными науками;
- научиться анализировать, с учётом исторического опыта, изменения, произошедшие в последние десятилетия;
- выявлять и оценивать индивидуальные потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;
- уметь консультировать граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;
- уметь консультировать граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определённого вида социальных услуг и мер социальной поддержки;
- выявлять обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания); определять причин, способные привести их в положение, представляющее опасность для жизни и здоровья; анализировать данные статистической отчетности; проводить, при необходимости, выборочные социологические опросы населения;
- знать условия обеспечения и защиты права ребёнка жить и воспитываться в семье, права на общение с родителями и другими родственниками;
- оказывать помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим детей;
- организовать и вести работу с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители.
Применение современных образовательных технологий позволило наполнить занятия новым содержанием, развивать творческий подход к будущей профессиональной деятельности, любознательность, формировать культуру межличностного общения, прививать навыки коллективной работы, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей информационных технологий и идти в ногу со временем. Мы назвали лишь часть проблем, естественно и закономерно возникающих в учебно-воспитательном процессе на современном этапе её развития именно в связи с использованием инновационных проектных методов.
1. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года. Available at: www.glazev.ru/_polit/17/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 05.02.18 N 76 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата».
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2001.
4. Концепция развития образования на 2016-2020 годы. Available at: 2016-god.com/koncepciya-razvitiya
5. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Социально-философский аспект научноинформационной деятельности в системе общественного развития. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 9: 26 - 29.
6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. Москва, 2008.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва, 1998.
References
1. Strategiya i Koncepciya social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2020 goda. Available at: www.glazev.ru/_polit/17/
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot 05.02.18 N 76 «Ob utverzhdenii gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Social'naya rabota (uroven' bakalavriata».
3. Badmaev B.C. Metodika prepodavaniya psihologii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2001.
4. Koncepciya razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Available at: 2016-god.com/koncepciya-razvitiya
5. Goncharov V.N., Kolosova O.Yu. Social'no-filosofskij aspekt nauchnoinformacionnoj deyatel'nosti v sisteme obschestvennogo razvitiya. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015; 9: 26 - 29.
6. Panina T.S. Sovremennye sposoby akiivizacii obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.
7. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 05.06.19