В.В. БАУЭР (Знаменск)
технология самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики
Статья выполнена по результатам исследования эффективности разработанной автором технологии самореализации личности будущего учителя в процессе педагогической практики, проводившегося в Филиале Астраханского государственного университета г. Знаменска со студентами - будущими учителями информатики в 2008-2010 гг. Приведена методика технологии, основанная на повышении наличного уровня самореализации личности будущего учителя.
Ключевые слова: педагогическая технология, самореализация, педагогическая практика, педагогические условия.
Несмотря на разнообразие взглядов в описании понятия педагогической технологии, большинство ученых определяют педагогическую технологию как совместную деятельность обучающего и обучаемого, что означает фактическое отрицание программирования только преподавателем конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности обучаемого по их достижению. Обучаемый рассматривается как субъект учения, определяющий и конечные результаты своей деятельности, и процесс их достижения, а также управляющий своей образовательной деятельностью (в нашем случае, активной учебно-профессиональной деятельностью в процессе педагогической практики), следовательно, педагогическая технология подразумевает создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует в первую очередь преподавателей на поиск и создание условий для самореализации и саморазвития обучаемых. Таким образом, технологичность позволяет спроектировать предполагаемый процесс, сформулировать его цели через результаты, выраженные в качествах и действиях обучающихся; создать эталоны результатов процесса и осуществить объективный контроль этих результатов [13].
Цель нашей технологии - повышение наличного уровня самореализации личности будущего учителя. При этом обязательна ори-
ентация на свойства личности, ее формирование, развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Любая образовательная технология включает в себя целевую направленность; научные идеи, на которые она опирается; систему действий обучающего и обучаемого (в первую очередь, в категориях управления); критерии или показатели оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Педагогическая практика - важнейшее звено в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Она является видом практической деятельности студентов, специфика которой заключается в идентификации с профессиональной деятельностью. Практика представляет собой связующее звено между теоретическим обучением будущих учителей и их самостоятельной работой в учреждениях образования. Это прежде всего процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самопризнания и самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность в самосовершенствовании и самореализации. В связи с этим общая цель практики определяется как формирование профессиональных умений и навыков, потребностей в самосовершенствовании в учебнопрофессиональной деятельности, развитие личностных свойств и качеств. Важнейшей особенностью всех этих компонентов является их направленность на профессиональноличностное развитие, т.е. на самореализацию личности будущего учителя. Под самореализацией личности будущего учителя мы понимаем процесс, направленный на осознание, выявление и проявление своих индивидуальных и профессиональных возможностей, осуществление планов, обеспечивающих достижение наивысших результатов в учебнопрофессиональной деятельности и утверждение себя не только как личности, но и как профессионала.
Таким образом, в рамках данного исследования под терминосочетанием «технология самореализации будущих учителей в процессе педагогической практики» следует понимать воспроизводимый в технологических условиях проект программ совместной деятельности преподавателей и студентов, основанный на неких педагогических условиях. Технология должна быть ориентирована на це-
© Бауэр В.В., 2011
О^ЯЕСК^-
Проектирование технологии самореализации будущего учителя информатики в процессе педагогической практики
лостную личность, которая стремится к наиболее полной реализации своих индивидуальных и профессиональных возможностей, обеспечивающих достижение наивысших результатов в учебно-профессиональной деятельности и утверждение себя не только как личности, но и как профессионала в условиях педагогической практики. Такую технологию можно представить в виде общей схемы, показанной на рисунке.
В ходе педагогической практики у студентов формируются не только учебные действия, но и система профессиональных взаимоотношений. Взаимодействие с педагогом обусловливает характер формирования профессионально значимых качеств, эффективность учебных действий, мотивов учебнопрофессиональной деятельности в период практики. наиболее существенную роль в их развитии играет диалогический тип взаимоотношений в системе «учитель - ученик» (ситуация сотрудничества), при котором активизируется собственная продуктивная творческая деятельность будущего специалиста. Такое взаимодействие помогает реализации всего богатства личностного потенциала в то вре-
мя, когда студенты усваивают предметное содержание и овладевают моделями профессионального поведения. Именно поэтому в центре предложенной педагогической технологии находятся личность преподавателя и личность студента, обучающегося профессиональному мастерству. Они выступают как совокупный субъект данной технологии, определяющий ее цели, содержание обучения. Личность обучающего как создателя и творца моделей обучения и реализуемых программ остается полноценным субъектом педагогического процесса. В личностно ориентированном образовательном процессе преподаватель становится автором целей, содержания, форм и методов педагогического взаимодействия, создателем такой образовательной ситуации, в которой реализуются его личностные функции и востребуется личность студента - будущего учителя.
При проектировании технологии самореализации мы опирались на выделенные нами педагогические условия самореализации студента в процессе педагогической практики:
1-я группа (субъектно-целеполагающие условия самореализации): актуализация субъ-
ектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки; расширение субъектных функций студентов в образовательном процессе; проблематизация учебно-профессиональной деятельности и поведения студентов;
2-я группа (деятельностно-формирующие
условия самореализации): компетентность
преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку студентов с целью их самореализации; рефлексивное управление деятельностью студентов со стороны педагога;
3-я группа (методико-технологические условия самореализации): развитие способностей к трансформации того или иного (предметного) содержания в деятельностнокоммуникативной форме; формирование у студентов профессионально-технологической культуры, создающей надежную основу для убедительного присвоения и творческого воспроизведения профессионального опыта как базы дальнейшей самореализации.
Г лавный результат и предназначение деятельности преподавателя в период прохождения студентами практики заключается в развитии сущностных сил студента (или личности будущего учителя) в учебнопрофессиональной деятельности. цель студента - самореализация, проявление собственных способностей и стремлений. И студент, и преподаватель в достижении этой цели исходят из имеющегося уровня актуальных способностей студента.
Образовательный эффект создаваемой проблемной ситуации во многом зависит от уровня самопознания личности. Поэтому любой психолого-педагогический цикл должен завершаться рефлексией обучаемого и обучающего, т.е. выявлением наличествующих в ситуации и опыте субъектов средств и способов преобразования объекта, определением их достаточности (или недостаточности) и др. Благодаря рефлексии студент осознает рассогласование потенциальных возможностей и необходимость деятельности, актуализируется потребность в самореализации в данной деятельности, формируются и развиваются профессиональные ценности. Все вышеуказанные позиции мы относим к первому - личностноценностному этапу технологии самореализации будущих учителей в процессе педагогической практики. Следующий этап технологии самореализации - проблемно-целевой. цели обучения задаются требованиями к личности и деятельности профессионала, которые содержатся в квалификационных характеристи-
ках специалиста, государственном стандарте. Вместе с тем их конкретизация осуществляется на основе соотнесения данных требований с реальными возможностями, потребностями и интересами студентов, содержанием процесса обучения в период педагогической практики. Как отмечает Д.В. Чернилевский [9], цели обучения должны быть жизненно необходимыми и реально достижимыми. В.М. Рогин-ский пишет, что «цель - планированный результат, выступающий как единство желаемого и действительного» [4].
Третий этап технологии процесса самореализации студентов в период педагогической практики - предметно-содержательный. Личностно ориентированное обучение делает акцент на личностную сторону содержания образования: не только как студент мыслит, но и о чем; не только, как проживает учебный процесс, но и как переживает его. Взяв за основу фундаментальные функции проявления личности - рефлексию и самооценку, построение Я-образа, самоорганизацию и саморегуляцию, самореализацию, - мы поставили основные цели этого этапа - конструирование последовательности действий, построение плана будущей работы. При этом планирование студентами своей учебно-профессиональной деятельности в условиях педагогической практики включает не только установление последовательности действий, но и распределение работы во времени с учетом объема решаемых задач, их трудности, оптимальную организацию выполняемой работы.
Содержательная часть технологии включает то, что подлежит усвоению студентами для реализации заданных целей обучения и влияет на успешность и характер обучения студентов педагогическому мастерству в период практики.
Следующий этап проектируемой технологии самореализации - операциональнодеятельностный. Анализ теории и практики позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, применения разнообразных методов обучения. Процесс обучения не может состояться, если не созданы условия, обеспечивающие его эффективное осуществление. К организационным условиям относятся временные рамки и режим, структура и пространственная организация учебного процесса.
Согласно А.А. Ухтомскому, чтобы процессы «самости» стали доминантными в психическом развитии, необходимы три группы
условий: осознание целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития; участие в самостоятельной творческой деятельности (в нашем случае - в учебно-профессиональной, ведущей в этом возрасте, самостоятельной и творческой); адекватные целям стили и методы внешних воздействий, условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности [14]. В соответствии с избранной последовательностью при планировании профессиональной деятельности в период педагогической практики определяются, конструируются и выполняются учебные действия, направленные на усвоение того материала, которого нет в субъектном опыте. При этом процессы деятельности должны сопоставляться с уже имеющимися системами объективных средств и способов, т.к. только на этой основе может происходить действительно продуктивный анализ процессов. Итог рефлексии на данном этапе - выделение и оформление новых объективных средств построения деятельности. Обратные связи в виде рефлексивных процессов подразумевают доступность собственного опыта для другого и открытость опыта другого для себя.
Пятый этап технологии профессиональной самореализации студентов в ходе педагогической практики - контрольно-коррекционный. Контроль результатов обучения позволяет определить эффективность учебного процесса и осуществить коррекцию всех его других компонентов. на этом этапе вносятся изменения в содержание, источники, средства, формы и методы образовательной деятельности, совершенствуются умения студентов в саморегуляции процесса профессиональной деятельности в условиях педагогической практики, а также продолжаются рефлексивные процессы.
Заключительный этап технологии самореализации студентов в процессе педагогической практики - результативно-рефлексивный. главная задача этого этапа - осознание студентом происходивших видов деятельности по окончании образовательного взаимодействия. Сопоставляется выполнение новых видов деятельности и то, как они сформировались, как их использование отразилось на уровне самореализации личности; анализируется, была ли разрешена проблемная ситуация с помощью новых средств; рассматриваются варианты ее решения.
Итак, перечисленные выше компоненты являются необходимыми структурными элементами нашей технологии и определяют ло-
гику обучения на педагогической практике, пошаговую организацию процесса прохождения педагогической практики будущим учителем.
Шаг первый - вхождение в профессиональную деятельность. Знакомство с профессиональной деятельностью, принятие профессии, введение в специальность, осознание студентом своей причастности к педагогической профессии, раскрытие личностного смысла профессиональной деятельности.
Шаг второй - профессиональная направленность (или профессиональные ориентации). Формирование потребностей, мотивационной сферы, интересов и целей, которые будущий педагог ставит в своей деятельности; профессиональное самоопределение будущего учителя-педагога, интеграция отдельных его качеств в профессиональную направленность, становление и развитие Я-концепции студента как педагога.
Шаг третий - профессиональная идентификация. «Идентификация - процесс бессознательного отождествления субъектом себя со значимым другим субъектом» [9] - это начало становления личности и самореализации будущего педагога.
Шаг четвертый - самореализация в учебнопрофессиональной деятельности. Выявление, реализация и дальнейшее совершенствование личностного потенциала в сфере профессиональной деятельности. этот процесс продолжается в течение всего профессионального и жизненного пути человека, т.к. профессиональная самореализация - это не одномоментное действие, а пролонгированный во времени и пространстве процесс. Исследование эффективности разработанной нами технологии самореализации личности будущего учителя в процессе педагогической практики, основанной на выявленных педагогических условиях самореализации, проводилось нами в Филиале Астраханского государственного университета г. Знаменска со студентами - будущими учителями информатики. результаты экспериментального исследования показали, что под действием данной технологии самореализации уровень профессиональной самореализации студентов увеличивается в среднем на 60-65%, а это означает, что две трети будущих учителей за период педагогической практики из группы студентов с низким уровнем самореализации в профессиональной деятельности перешли в группу с высоким уровнем самореализации.
литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
2. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско, 1986.
3. Иваницкая А.И., Лисина Л.А., Самойленко П.И. Системно-деятельный подход к разработке и внедрению обобщенных технологий обучения. М., 1998.
4. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига : Эксперимент, 1996.
5. Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Н.В. Щурковой. М., 1997.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993.
7. Маркова А.К. Формирование учения в школьном возрасте. М., 1983.
8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград : Перемена, 1995.
9. Педагогическая практика / под ред. В.К. Розова. М., 1981.
10. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда : пособие для начинающего преподавателя педвуза. М. : Высш. шк., 1990.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Нар. образование, 1998.
12. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
13. Талызина Н.Ф., Печенюк И., Хохловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987.
14. Ухтомский А.А. Доминанта души. Рыбинск : Рыбинское подворье, 2000.
15. Чернилевский Д.В. Технология обучения в средней специальной школе : учеб. пособие. Киев : Выща шк., 1990.
16. Шамова Т.И. Самостоятельно, по индивидуальной программе // Нар. образование. 1997. №9.
Techniques of self-actualization of a future teacher in the process of pedagogical experience
The article is prepared on the basis of the research results, which show the efficiency of the techniques developed by the author and favouring selfactualization of a future teacher in the process of educational experience, which was held in Znamensk branch of Astrakhan State University with the students -future teachers of informatics in 2008-2010. There is suggested the methodology of techniques based on the improvement of self-actualization level of a future teacher.
Key words: pedagogic techniques, self-actualization, pedagogic experience, pedagogic conditions.
А.Л. ХАСЕНГАЛИЕВ (Камышин)
формирование профессиональной готовности Будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в педагогическом колледже
Раскрывается вопрос формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в педагогическом колледже. Автор обосновывает необходимость такого формирования как одного из важнейших компонентов социально-педагогической работы. Показаны содержание и компонентный состав профилактической деятельности среди подростков с девиантным поведением.
Ключевые слова: социальный педагог, профессиональная готовность, профилактика девиантного поведения.
Введение института социальных педагогов и организация их профессиональной подготовки совпали с реформированием системы образования в россии, которое началось фактически с середины 1980-х гг. в период реформаторских преобразований общества, направленных на его гуманизацию и демократизацию. Россия вошла в мировое образовательное пространство, приобщившись к международному опыту в области образования.
В ряду учебных заведений, в которые могут поступить выпускники, окончившие полную среднюю школу, находятся средние профессиональные учебные заведения, успешно функционирующие в России. Подготовка социальных педагогов данного профессионального уровня в настоящее время начала осуществляться в основном в педагогических училищах и колледжах. В настоящее время принят государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработаны учебные планы и программы отдельных курсов. Особенностью подготовки таких специалистов является практикоориентированная направленность: их профессиональная деятельность нацелена на социализацию подростков в различных типах образовательных учреждений. Основными для со-
© Хасенгалиев А.Л., 2011