Технология развития малых инновационных предприятий в бизнес-
инкубаторах
Тормышева Татьяна Анатольевна аспирант кафедры «Антикризисное управление» Института экономики и
антикризисного управления (г. Москва) зам. генерального директора «Российской ассоциации инновационного
развития»
Аннотация. Современные тенденции модернизации российской экономики и перехода её на «инновационные рельсы» определяют необходимость разработки нового подхода к инкубированию бизнеса. Важным условием успешной деятельности бизнес-инкубатора является его адекватность существующей экономической среде, способность быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия. Автор статьи рассматривает технологию выращивания малых инновационных компаний в бизнес-инкубаторах.
Аnnotation. Modern tendencies of modernization of the Russian economy and its transition to the innovation rails» determine the necessity of development of a new approach to the incubation of business. The important condition of successful activity of the business-incubator is the adequacy of the existing economic environment, the ability to quickly respond to changing external conditions. The author of the article considers the technology of cultivation of small innovative companies in the business-incubators.
Ключевые слова. Бизнес-инкубатор, малые инновационные компании, инновации, инновационная деятельность,
Key words. Business-incubator, small innovative companies, innovation, innovation activities.
Существующая на сегодня в России нормативно-правовая база не дает четкого определения понятия «бизнес-инкубатор». В литературе существует множество определений понятия «бизнес-инкубатор». Часто при описании бизнес-инкубатора используются термины-синонимы, такие как, технологический центр, центр пуска новых компаний, центр технологий и начинающих компаний, центр инноваций и начинающих компаний, парк коммерции и торговли.
Несмотря на различие подходов к определению бизнес-инкубатора (в большинстве источников приведены определения, характеризующие инкубатор как конкретный хозяйствующий субъект, организацию, созданную для оказания поддержки начинающим предпринимателям, хотя, имеются также определения, в которых бизнес-инкубатор выступает как некое абстрактное понятие -благоприятная среда, внешняя оболочка или катализатор процесса развития малых предприятий), принципиальным при определении бизнес-инкубатора является тот факт, что основной задачей его деятельности является оказание поддержки начинающим предприятиям при организации их деятельности и выходе на рынок.
Автор статьи предлагает следующую трактовку термину «бизнес-инкубатор» - инструмент развития и продвижения бизнеса, осуществляющий помощь предпринимателям на ранней стадии их деятельности путем оказания широкого спектра услуг, основной целью которого является создание условий для ускоренного развития малых инновационных компаний, которые, в свою очередь, создают новые рабочие места и ценности, укрепляют экономику, коммерциализуют новые технологии и оживляют общество.
Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат. В бизнес-инкубаторе сотрудники малых предприятий, отдельные предприниматели и члены проектных коллективов работают рядом, общаются, перенимают опыт друг друга, делятся оригинальными мыслями, сообща апробируют новые подходы к организации собственной деятельности, в
бизнес-инкубаторе возникает среда для неформальных контактов, образуется своеобразный микроклимат, благоприятный для раскрытия творческого потенциала личности и ведения цивилизованного предпринимательства. Таким образом, цель бизнес инкубаторов - создание «тепличных» условий для ускоренного развития малых инновационных компаний.
Ориентация и цели бизнес-инкубаторов в значительной степени определяются его учредителями и руководством. Следовательно, многое в существовании бизнес-инкубатора зависит от гармоничности и сбалансированности их решений. Противоречивые интересы учредителей и менеджеров бизнес-инкубатора чреваты серьезными конфликтами. Стремление государственных структур к созданию новых рабочих мест может иметь наклонность к развитию трудоемких производств, создающих множество рабочих мест, тогда как вузы и научно-исследовательские организации, в качестве учредителей инкубаторов, будут настаивать на создании наукоемких предприятий с меньшим количеством обслуживающего персонала. Соответственно, при планировании деятельности бизнес-инкубатора необходимо сформировать адекватные ожидания результатов работы инкубатора, основанные на глубоком понимании сути этой структуры.
Первый и самый главный вопрос, который должен возникнуть у учредителей инкубатора: что необходимо сделать для того чтобы бизнес-инкубатор был не только качественной и дешевой «жилплощадью» для начинающих предприятий, но и мощным инструментом по выращиванию полноценных компаний с самостоятельным штатом подготовленных сотрудников, с линейкой продаваемых продуктов и с высоким показателем «выживаемости» на рынке?
Представляется, что наилучшим выходом, является формирование эффективной системы управления, которая бы позволяла вносить необходимые изменения в стратегию развития для достижения всех запланированных результатов. Разработка технологии выращивания малых инновационных компаний должна основываться на процессно - ориентированном подходе,
который в настоящее время признан наиболее эффективным для построения системы управления любым предприятием. Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется не на функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в совокупность потоков (процессов), нацеленных на конечные результаты деятельности предприятия. При этом акцент делается не на вертикальные (иерархические) связи, которые, традиционно хорошо отлажены и, зачастую, документально оформлены (утвержденная организационная структура, положения о подразделениях, должностные инструкции и др.), а на горизонтальные (между подразделениями и должностными лицами) являющимися наиболее слабыми.
Следует отметить, что в основе международных стандартов серии ^О 9000, 14000, лежит именно процессный подход [1; 2].
Вся деятельность инкубатора рассматривается как единая система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, где выход одного процесса является входом другого. В основу описания процессов положен принцип PDCA (Р1ап-Оо-ОДеск-АС;) - цикл организационного управления или Цикл Деминга-Шухарта [3]. В соответствии с предлагаемой системой, указанной на рис. 1 в деятельности бизнес-инкубаторов России в диссертационной работе выделяется 4 основных процесса:
- поиск и отбор проектов;
- процесс адаптации;
- «выращивание» малых компаний;
- завершение проекта (выход малых компаний из инкубатора).
Необходимо отметить, что для инкубаторов, созданных при поддержке
федеральных органов исполнительной власти, например, Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, а также созданных при крупных промышленных корпорациях или научных центрах может отсутствовать процесс поиска проектов.
Государство Рынок
Стратегическое планирование
Управляющее воздействие
Мониторинг бизнес-инкубатора
7
Завершение проекта
малая инновационная компания
Бо - выполнение
У
Д
О
В
Л
Е
Т
В
О
Р
Е
Н
Н
О
С
Т
Ь
Рис. 3.1. Взаимодействие процессов бизнес-инкубатора
Государство Рынок
Для реализации процессно-ориентированного подхода следует более детально рассмотреть содержание каждого процесса.
Поиск и отбор проектов
Процесс поиска и отбора проектов - является ключевым процессом деятельности инкубатора. Оценив риски реализации проекта, перспективы роста, возможности выхода на рынок на начальном этапе можно предугадать шансы на успех в реализации проекта (бизнес-плана) малой компании. Как практика действующих российских бизнес-инкубаторов созданных по инициативе Министерства экономического развития РФ, качество заявок и бизнес-планов, поступающих на конкурс по отбору субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений в бизнес-инкубаторе, невысоко, а существующие критерии отбора этих заявок не однозначны. Организация проведения конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства осуществляется конкурсной комиссией, состав которой часто сформирован исключительно из представителей органов власти, общественных объединений, которые не всегда могут вынести качественные экспертные заключения.
Количество заявок, поступающих на конкурс невелико, соответственно, чтобы не «сорвать» конкурсную процедуру выбираются проекты по принципу «из того, что есть», не учитывая потенциал развития малой компании и, связанные с ней, инновационные риски. Зачастую отсутствует процедура «защиты проектов» малых предприятий, для принятия окончательного решения о размещении их на площадях бизнес-инкубатора, которая помогает сформировать мнение о потенциале команды малой компании, в частности ее директора и учредителей, его заинтересованности в реализации бизнес-проекта и перспектив развития и выхода на рынок [4, С.72].
В связи с вышесказанным, предлагается в каждом бизнес-инкубаторе наладить на постоянной основе процесс поиска и отбора проектов, который заключается в систематической работе с потенциальными резидентами
инкубатора. Поиск новых бизнес-проектов (бизнес-идей) может осуществляться посредством:
- участия в тематических конференциях и выставках;
- размещения информации на собственном интернет-портале и порталах партнерских организаций;
- размещение информации в местной прессе (в печатных изданиях субъекта федерации или муниципалитета)
- активного участия в мероприятиях партнерских организаций;
- презентации инкубирования в целевых аудиториях, в т.ч. в высших учебных заведениях, НИИ, крупных предприятиях, банках;
- рекламы в различных средствах информации;
- др.
Все обращения, поступающие в бизнес-инкубатор, должны обрабатываться и вноситься в базу потенциальных резидентов.
При объявлении конкурсного отбора для предоставления нежилых помещений в бизнес-инкубаторе сотрудник инкубатора отправляет информацию (извещение) о проведении конкурса всем потенциальным участникам, внесенных в базу данных, а также, при необходимости размещает информацию в местных СМИ и собственном интернет-портале.
Сотрудники бизнес-инкубатора в свою очередь должны предоставлять консультации субъектам малого предпринимательства по оформлению конкурсной документации и, при необходимости, бизнес-плана или описания бизнес-проекта.
В конкурсную комиссию по отбору проектов рекомендуется включать представителей действующего бизнеса, активно работающих в приоритетных отраслях экономики субъекта федерации/ муниципального образования, представителей кредитно-финансового сектора, маркетинговых компаний и компаний в области управления бизнесом, т.е. представителей организаций, которые в дальнейшем могут оказать помощь в реализации бизнес-проекта и развитии бизнеса малой инновационной компании. Непосредственное
размещение победителей конкурсного отбора осуществляется после подписания договора аренды нежилых помещений и договора предоставления услуг инкубирования.
Для инкубаторов, созданных при крупных промышленных корпорациях или научных центрах, может отсутствовать договор аренды и предоставления услуг. Для таких инкубаторов целесообразно составлять соглашение/договор между инкубатором и малой компанией/группой разработчиков о выполнении совместных работ по реализации бизнес-проекта и коммерциализации разработки, где необходимо прописать обязанности и ответственности сторон, включая права на интеллектуальную собственность и доли в уставном фонде малой компании.
Процесс адаптации
Задачей процесса адаптации является оценка технической и организационной реализуемости проекта, а так же команды малой компании «в деле». Длительность процесса адаптации составляет 4 - 6 мес., в зависимости от степени сложности проекта и отраслевой специфики (если это услуги - 4
месяца, если производство - не менее 6).
Началом работы с малой компанией является назначение консультанта проекта (менеджера проекта) - сотрудника бизнес-инкубатора, закрепленного за компанией-резидентом (малой компанией), и оказывающего услуги по управленческому консультированию и ответственного за ход проекта.
Начиная работу с малой компанией, менеджеру проекта следует изучить качество проработки бизнес-плана малой компании, а при отсутствии бизнес-плана, его необходимо составить и обратить внимание на:
- сильные и слабые стороны бизнес-проекта;
- маркетинговую стратегию;
- финансовую стратегию;
- существующий кадровый потенциал.
С учетом проведенного анализа менеджеру и директору малой компании необходимо сформировать единое видение модели бизнеса малой компании и
разработки плана работ на адаптационный период (4-6 месяцев), который включает:
- определение целей на данный период, в соответствии с целями бизнес-плана. Определение результатов, которые должны быть достигнуты;
- разработка плановых мероприятий, направленных на достижения поставленных целей;
- перечень услуг организаций - партнеров, которые будут необходимы для выполнения плановых мероприятий.
В ходе адаптационного периода менеджер проекта и директор малой компании несут ответственность за реализацию проекта, устанавливают сроки выполнения необходимых работ, в соответствии с планом. Менеджер проекта отвечает за координацию оказания всех необходимых услуг отделами бизнес-инкубатора (бухгалтерия, юридический отдел, отдел маркетинга) организациями-партнерами (банки, лизинговые компании, фонды микрофинансирования и др.), поставщиками и органами власти.
Для выработки единого видения и понимания развития компании и существующих потребностей контроль выполнения плана проекта со стороны менеджера проекта и директора малой компании должен осуществляться не реже 2 раз в месяц.
По окончании адаптационного периода менеджер проекта предоставляет на рассмотрение руководству и/или учредителям бизнес-инкубатора заключение о ходе проекта в процессе адаптации.
В заключении о ходе проекта прописываются следующие аспекты:
- выполнение плана проекта на адаптационном периоде;
- эффективность работ разработчика и менеджера на адаптационном периоде;
- «плюсы» и «минусы» адаптационного периода;
- оценка работы команды малой компании.
Руководство бизнес-инкубатора и/или учредители рассматривают целесообразность дальнейшего нахождения малой компании в инкубаторе.
Если руководителями/учредителями инкубатора принимается положительное решение, то проект переходит на этап выращивания.
Если принимается отрицательное решение, то это решение сообщается директору и учредителю малой компании (при условии, что это разные лица) и с такой малой компанией прекращаются договорные отношения, и она освобождает помещения бизнес-инкубатора.
Для инкубаторов, созданных при крупных промышленных корпорациях или научных центрах при отрицательном результате, полученного в процессе адаптации, руководителями/ учредителями инкубатора, может быть вынесено решение о смене членов команды малой компании и изменений концепций развития бизнес-проекта.
Процесс «выращивания» малых компаний
Целью самого длительного процесса (1,5-2,5 года) - процесса «выращивания» является организация целенаправленной работы инкубатора с малыми компаниями-резидентами (инкубируемыми компаниями) бизнес-инкубатора с целью повышения их «выживаемости» и конкурентоспособности на рынке.
Основными задачами всего процесса выращивания являются:
- формирование полноценной, обученной команды малой компании;
- оформление интеллектуальной собственности на разработку (при необходимости);
- привлечение инвестиций;
- налаживание производственных процессов;
- достижение объема продаж, необходимого для осуществления текущей деятельности компании (выход на самоокупаемость);
- формирование маркетинговой стратегии по выводу продукции малой компании на рынок и получение первых отзывов потребителей продукции/ услуг;
- создание презентационного материала компании (сайт, буклеты, прайс-листы).
Все работы процесса выращивание должны быть направлены на вывод продукции/технологий компаний - резидентов на рынок и получения отзывов от потребителей продукции.
Завершение проекта и выход малых компаний из инкубатора
Процесс завершения проекта начинается не позднее, чем за полгода до окончания договора аренды и предоставления услуг между малой компанией и бизнес-инкубатором. Подготовка малой компании к выходу из бизнес-инкубатора и ведению самостоятельной деятельности на рынке.
При выходе из бизнес-инкубатора малая компания должна иметь:
- объем продаж, покрывающий текущие потребности малой компании (самоокупаемость);
- постоянно действующую производственную площадку;
- налаженные производственные процессы;
- положительные отзывы потребителей продукции компании-резидента;
- презентационный материал компании (сайт, буклеты, прайс-листы);
- полностью укомплектованный штат необходимыми специалистами, с учетом текущих потребностей компании-резидента;
- сформированную линейку продуктов;
- сформированный бизнес-план компании-резидента на следующие 3-5
лет.
При окончании процесса завершения проекта менеджер проекта, совместно директором компании-резидента, при участии других специалистов и экспертов инкубатора, предоставляют на рассмотрение
руководителей/учредителей инкубатора отчет о ходе проекта и выполнения бизнес-плана малой компании.
Руководство, учитывая мнения основных участников проекта (учредителей и директора малой компании, директора бизнес-инкубатора, инвесторов, потребителей и менеджера проекта) принимает решение об «удовлетворительном» или «не удовлетворительном» результате реализации бизнес-проекта компании-резидента. В зависимости от результата, могут быть
приняты решения о премировании сотрудников, внесении изменений в планы бизнес-инкубатора, численный состав и прочие решения, направленные на повышения эффективности деятельности инкубатора.
Внедрение предлагаемой системы выращивания малых компаний помогает приобрести предпринимателю «свое лицо», создать положительный имидж. Таким образом, находясь в бизнес-инкубаторе, предприниматель должен быть сосредоточен на одной цели - начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы должна решать команда бизнес-инкубатора.
Библиографический список
1. КО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
2. КО 14000:2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
3. Деминг Э. Лекция перед японскими менеджерами в 1950 г. (Пер. Ю.П. Адлера и В.Л. Шпера) // Методы менеджмента качества. - 2000. № 10. - С. 24-29.
4. Тормышева Т.А. Система управления бизнес-инкубатором на муниципальном уровне [Текст] /Т.А. Тормышева /Практика муниципального управления. - 2009. -№2. - С.72-78