Инновации
УДК 330.322.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОТБОРА РЕЗИДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ
С. Н. ЯШИН,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления инновационной деятельностью
Е-mail: [email protected] Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева
Е. А. КОВРИЖИН,
директор
Е-mail: master-innov@yandex. ш ООО «Мастер Инноваций»
В статье представлена методика проведения конкурсного отбора потенциальных резидентов бизнес-инкубатора государственного типа, направленная на существенное повышение эффективности реализации программ по бизнес-инкубированию. Предложены основные критерии, по которым должны оцениваться участники отбора, направленные на выявление наиболее перспективных в плане коммерциализации проектов. Определены основные проблемные аспекты реализуемых государственных программ по бизнес-инкубированию, рассмотрены положительные и отрицательные аспекты работы ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор».
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, малый инновационный бизнес, отбор проектов.
Проблема существующих методик бизнес-инкубирования
В настоящее время суть бизнес-инкубирования в России предполагает ограничение воздействия неблагоприятных внешних факторов на инновационный проект. Это необходимо для того, чтобы компания за время пребывания в инкубаторе не
прекращала свою деятельность в случае каких-либо неудач и продолжала реализовывать свои идеи, пользуясь всевозможными видами государственной поддержки. Данный принцип работы приводит к тому, что процент выживаемости малых инновационных предприятий, размещенных в инкубаторах, резко увеличивается, однако это не означает, что коммерциализация проектов также возрастает. Поскольку основной задачей российской экономики является ее переход на высокотехнологичную основу, логично предположить, что обычной выживаемости малого инновационного бизнеса для этого недостаточно. Необходима не просто выживаемость, а мощная коммерциализация инноваций, составляющая основу федерального бюджета страны. В связи с этим основной задачей инкубаторов в настоящее время должно стать обязательное обеспечение продаж инновационной продукции, т. е. создание надежной и эффективной базы для начала работы компании на открытом рынке.
Актуальность внедрения в практическое использование более совершенной методики отбора резидентов бизнес-инкубаторов государственного
типа подтверждается статистическими данными по низкому уровню коммерциализации инкубируемых компаний. Основной минус существующих методик отбора - возможность размещения в инкубаторе проектов, заведомо имеющих низкие шансы на своевременную коммерциализацию. У этих методик есть еще несколько недостатков, которые далее анализируются подробнее.
На конечный итог размещения компании в бизнес-инкубаторе влияют несколько факторов. Прежде всего это уровень развития проекта, при котором компания становится резидентом. Если у компании уже есть определенный успех в проекте - первые продажи или готовая продукция с возможностями выхода на рынок, то коммерциализация имеет высокую вероятность успеха, при государственной поддержке это произойдет быстрее, без государственной поддержки - медленнее. Для инкубатора в такой ситуации достаточно соблюдать принцип невмешательства в бизнес резидента. С такими компаниями деятельность любого инкубатора будет считаться успешной, однако при этом инкубатор не будет реализовывать свою прямую функцию - поддержку проектов, не имеющих на старте ничего, кроме идеи. Большого смысла в основательной поддержке формирования бизнеса нет, если бизнес уже сформирован. Государственное содействие необходимо оказывать именно тем компаниям, которые без такой поддержки имеют мало шансов на коммерциализацию своих проектов. Только тогда количество успешных инновационных бизнесов в России возрастет, и переход нашей экономики на высокотехнологичную основу ускорится.
Для того чтобы определить эффективность работы бизнес-инкубатора, необходимо сравнить два его ключевых параметра:
- сумму налога на прибыль или налога на доход с продаж инновационной продукции всех бывших и нынешних компаний — резидентов бизнес-инкубатора. Здесь важна сумма налога в бюджет с реализации именно той продукции, на поддержку которой были направлены государственные средства;
- объем средств (из федерального и регионального бюджетов), потраченных на строительство, оснащение и ежегодное функционирование бизнес-инкубатора.
Эффективным будет считаться такой инкубатор, который за счет коммерциализации инновационной продукции своих резидентов и выпускников
окупает все расходы на строительство и функционирование в течение шести лет с момента запуска работы. Такой временной период определен тремя годами инкубирования и еще тремя годами работы на открытом рынке. Также обязательным условием эффективности работы является окупаемость ежегодных затрат на функционирование инкубатора.
Официальные данные, касающиеся затрат на программы по бизнес-инкубированию в Нижегородской области, представлены в табл. 1. Представленные показатели были сформированы после детального изучения законов Нижегородской области об исполнении областного бюджета в период 2006 г. - III квартал 2012 г. Часть статей затрат, представленных в этих законах, четко соотносится с тем или иным инкубатором. Вместе с тем формулировка некоторых статей довольно поверхностна, что не позволяет явно определить, к какому именно
Таблица 1 Данные о затратах на программы по бизнес-инкубированию в Нижегородской области в период 2006 г. - III квартал 2012 г., тыс. руб.
№ п/п Статья расходов Расходы
1 Государственное учреждение «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» (ГУ «НИБИ») 38 330,5
2 Бизнес-инкубатор в г Выксе 81 094,6
3 Бизнес-инкубатор в г Заволжье 30 435,8
4 Бизнес-инкубатор в г Павлово 35 181,6
5 Бизнес-инкубатор в р. п. Тоншаево 20 851,3
6 Бизнес-инкубатор в г Дзержинске 6 355,7
7 Бизнес-инкубатор в г Бор 23 880,9
8 Бизнес-инкубатор в п. Сатис 245 729,9
9 Технопарк «Анкудиновка» 859 128,1
10 Расходы за счет субсидии из федерального бюджета на создание и развитие бизнес-инкубаторов и технопарков 5 224
11 Субсидии на материально-техническое обеспечение бизнес-инкубаторов в рамках Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 гг. 1 400
12 Субсидии на софинансирование мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на создание и развитие бизнес-инкубаторов, технопарков и иных объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета 142 330
Итого 1 489 942,4
инкубатору относятся данные расходы (см. табл. 1, пп. 10, 11, 12).
Если исключить данные о расходах на программы по созданию технопарка «Анкудиновка» и индустриального парка в п. Сатис, то полученная сумма (385 млн руб.) определяет объем государственных инвестиций (как из федерального бюджета, так и из регионального) в создание и содержание бизнес-инкубаторов стандартного типа, эффективность работы которых необходимо определить.
Для определения эффективности работы представленных инкубаторов не хватает только информации о сумме налога на прибыль или налога на доход с продаж инновационной продукции компаний-резидентов. Однако исполнительные органы власти, отвечающие за реализацию программ по инкубированию, не ведут сбор и анализ ключевых статистических данных. Это означает, что государство не придает должного значения оценке эффективности реализации программ по бизнес-инкубированию.
Анализ методики работы ГУ «НИБИ»
Принцип работы государственного бизнес-инкубатора отдельно можно рассмотреть на примере работы ГУ «НИБИ» (рис. 1). Стоит отметить, что по итогам 2010 г. этот инкубатор был признан одним из лучших в России, поэтому он является хорошим объектом для анализа, поскольку отражает общие тенденции развития данной отрасли.
В течение трех лет инкубирования схема функционирования инкубатора позволяет достичь следующих результатов:
- руководители компаний-резидентов могут тщательно изучить инновационную инфраструктуру региона и методы взаимодействия с ее элементами;
- схема увеличивает процент выживаемости компаний;
- руководители компаний-резидентов понимают, какой продукт им следует выпускать на рынок, и кто для них является основным потребителем.
ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор»
Основной принцип работы - развитие отношений между резидентами и элементами инновационной
инфраструктуры региона Основные услуги:
- дешевая арендная плата за офисные помещения;
- бизнес-консалтинг и обучение;
- помощь в продвижении продукта.
Рис. 1. Схема функционирования Государственного учреждения «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор»
Схема функционирования ГУ «НИБИ» имеет ряд недостатков:
1) у инкубатора нет собственного инвестиционного фонда. Он не может напрямую финансировать проекты, поэтому только консультирует своих резидентов по вопросу поиска источников финансирования;
2) инкубатор не гарантирует успешной реализации бизнеса резидентов и не гарантирует коммерциализации продукции, потому что он не осуществляет эффективного контроля за всеми важными бизнес-процессами в компании. Контроль имеет формальный характер, что приводит к серьезным ошибкам в управлении проектами у тех компаний, которые не имеют опыта ведения бизнеса. Доказательством этого являются формы отчетов о деятельности резидентов ГУ «НИБИ» (отчет-контроллинг), заполняемые ежемесячно в течение трех лет. В результате коммерческий успех достигается в основном только компаниями со стадией развития проектов «Рабочий прототип» и «Первые продажи»;
3) ряд проектов, такие как проект «Дозор» ООО «Синтезатор-НН», проект «Синтезатор частот» ООО «Синтезпром» и другие проекты, размещенные в инкубаторе на стадии «Идея», оказались невостребованными потребителями или не реализуемыми в техническом плане. Эти проекты были приняты в инкубатор без предоставления существенных доказательств будущего коммерческого успеха, что является явным признаком несовершенства существующей методики отбора резидентов ГУ «НИБИ». Рассмотрим подробнее критерии отбора, которые дают такой отрицательный результат.
Критерием отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду является качество бизнес-плана, в том числе:
- качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами/конкурентами;
- качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства;
- прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства [1].
С одной стороны, представленные критерии отражают некоторые перспективы реализации про-
ектов. С другой стороны, их формулировка слишком поверхностна и не несет в себе никакой конкретики. Кроме того, данные критерии не отражают прямых перспектив высокой коммерциализации проекта, так как подробно описанные конкурентные преимущества и прогнозы финансового результата не говорят о том, что проект будет востребован на рынке.
Проведем анализ состава экспертной комиссии. Для принятия решения экспертная комиссия вправе привлекать в качестве экспертов специалистов:
- банковских и финансовых структур Нижегородской области;
- высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Нижегородской области;
- ассоциаций и общественных объединений малого и среднего предпринимательства Нижегородской области;
- инновационных компаний Нижегородской области;
- торгово-промышленной палаты Нижегородской области [1].
Решение комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов голос председателя комиссии считается решающим [1].
Действующая методика экспертной оценки подразумевает влияние абсолютно каждого эксперта на решение о размещении проекта в инкубаторе, даже если эксперт не имеет опыта работы в области науки, которой принадлежит проект.
Кроме того, действующая методика отбора резидентов позволяет размещать в инкубаторе компании, учредители которых входят в состав учредителей уже существующих или бывших резидентов, даже если они не были успешными.
Таким образом, проблема доведения проектов от стадии «Идея» до коммерциализации продукта остается актуальной.
Новая методика отбора резидентов в бизнес-инкубатор, разработанная авторами
Для повышения эффективности работы бизнес-инкубатора как ключевого механизма запуска и продвижения высокотехнологичного бизнеса необходимо использовать более совершенную систему отбора малых инновационных компаний,
претендующих на размещение. В первую очередь необходимо ввести квоты на стадии проектов, претендующих на размещение - ведь, как уже было сказано ранее, основной функцией инкубатора должно являться превращение идеи в перспективный инновационный проект, организация бизнеса «с нуля». В то же время проекты, имеющие более высокую степень готовности, также могут иметь потребность в качественной поддержке со стороны инкубатора, но в значительно меньшей степени. В связи с этим предлагается использовать следующие ограничения:
- количество проектов, принимаемых в инкубатор, со стадией «Идея» - не менее 60 % от общего числа компаний, принимаемых в течение одного отборочного периода;
- количество проектов, принимаемых в инкубатор, со стадией «Рабочий прототип» - не более 30 % от общего числа компаний, принимаемых в течение одного отборочного периода;
- количество проектов, принимаемых в инкубатор, со стадией «Первые продажи» - не более 10 % от общего числа компаний, принимаемых в течение одного отборочного периода.
Эти ограничения вводятся после прохождения всех этапов оценки перспектив размещения той или иной компании в инкубаторе. Результаты оценки
формируются в виде табл. 2, в которой прописывается среднее значение в баллах по всем критериям для каждой компании.
Исходя из количества свободных офисов, которые инкубатор может предоставить новым резидентам, а также учитывая процентное ограничение по стадиям принимаемых проектов, автоматически определяются те компании, которые набрали максимальный итоговый балл. Допустим, в отборе участвовали 10 компаний, при этом возможные итоговые результаты представлены в виде табл. 3.
При условии предоставления десяти офисов победителями отбора станут все проекты за исключением проекта, занявшего второе место, поскольку в данном случае доля компаний со стадией развития проекта «Первые продажи» составит 20 %, что превышает допустимую норму 10 %. В этом случае один офис остается незанятым.
Если тот или иной проект не был принят в инкубатор, то он продолжает находиться в очереди на размещение с присвоенной ему оценкой. Таким образом, с течением времени формируется база проектов, каждый из которых имеет определенную оценку и место в очереди на размещение. Проекты, стоящие первые в очереди, получают приглашение на размещение в инкубатор первыми, даже несмотря на то, что они могли в течение долгого
Таблица 2
Форма подведения итогов экспертной оценки участников отбора на размещение в государственном бизнес-инкубаторе
Компания Стадия проекта Экспертная оценка критериев отбора резидентов бизнес-инкубатора Итоговый балл
К2 К3 К4
1 «Идея»
п «Первые продажи»
Таблица 3
Варианты определения победителей отбора на размещение в бизнес-инкубатор при условии ограничения количества свободных офисов и введения квот на стадии принимаемых проектов
Стадия проекта Место Победители отбора при наличии трех свободных офисов Победители отбора при наличии семи свободных офисов
«Первые продажи» 1
«Первые продажи» 2
«Рабочий прототип» 3 X
«Рабочий прототип» 4 X
«Рабочий прототип» 5
«Идея» 6 X X
«Идея» 7 X X
«Идея» 8 X X
«Идея» 9 X
«Идея» 10 X
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 17
времени не проходить отбор ввиду более сильных соперников.
Каждая компания, которая не смогла пройти отбор, может скорректировать свою заявку не ранее, чем через год с момента своего последнего участия в конкурсе, т. е. заявка может быть переоценена экспертами. Это позволяет компаниям продемонстрировать развитие своего проекта за последний год либо поменять проект в заявке на другой (по мнению авторов, более перспективный).
Критерии оценки компаний - это второй обязательный аспект отбора потенциальных резидентов. Каждый критерий рассчитывается по определенной формуле, в которой присутствуют показатели, оцениваемые по десятибалльной шкале. Для выявления наиболее перспективных проектов в плане высокой коммерциализации инновационного продукта предлагается использовать всего четыре критерия.
Критерий масштабируемости проекта означает принципиальную возможность коммерциализации инновационной продукции или услуг на крупнейших зарубежных рынках и рассчитывается по формуле
Км =-^10,
м П
-"рф
где Пр - показатель, характеризующий количество зарубежных рынков, на которых аналогичная продукция или услуга имеет стабильно растущий спрос;
Прф - показатель ориентации проекта на потребности российских потребителей. Критерий масштабируемости проекта - экспертная оценка приведенных автором проекта доказательств соответствия проекта мировым тенденциям развития отрасли. Высокое значение данного показателя свидетельствует о том, что если ввиду различных причин реализация проекта на российском рынке сильно затягивается во времени или потребность в инновационном продукте вовсе отсутствует, то коммерциализацию можно запускать на других площадках, более перспективных и восприимчивых к инновационной продукции.
Таким образом, данный критерий позволяет отбирать в инкубатор такие проекты, которые в перспективе могут существенно повышать доходную часть бюджета РФ путем реализации на крупнейших мировых площадках.
Критерий рыночной готовности показывает готовность рынка принять инновационный продукт или услугу на определенных условиях. Данный
критерий также состоит из двух показателей и рассчитывается по формуле
К = П + П ,
г.р к.о г.о'
где Пк о - показатель, качественно характеризующий количество официальных отзывов и рекомендаций от потенциальных потребителей, в которых указаны условия приобретения продукции в том или ином количестве; Пго - показатель, оценивающий количество регионов, из которых пришло подтверждение актуальности реализации проекта в виде отзыва или рекомендации.
Критерий рыночной готовности - экспертная оценка приведенных автором проекта доказательств возможности достижения определенного уровня коммерциализации проекта при обеспечении требуемых потребителями стоимостных и качественных характеристик продукции.
Данный критерий позволяет заранее отобрать компании, которые более тщательно подошли к вопросу изучения рыночной потребности, тем самым снизив риски необходимости будущих корректировок инновационной продукции, дополнительных разработок и вытекающего из них поиска дополнительного финансирования.
Критерий реализации НИОКР характеризует возможность своевременного достижения планируемых результатов НИОКР командой, реализующей проект. Для расчета критерия используются три показателя
К п.. + П
Пс
где Пк - показатель, отражающий мнение экспертов относительно способности команды проекта вовремя реализовать все необходимые задачи по проекту;
Пп - показатель, оценивающий подробность и реалистичность календарного плана выполнения НИОКР;
Пс - планируемые сроки реализации НИОКР, указанные авторами проекта в месяцах. Критерий реализации НИОКР - экспертная оценка приведенных автором проекта доказательств реалистичности и принципиальной возможности выполнения работ в указанные сроки. Данный критерий также отражает технологическую (производственную) возможность решения поставленных технических задач. Критерий позволяет отбирать в инкубатор такие компании, которые реалистично оценивают технологическую реализуемость своих
проектов, при этом ставя перед собой цель максимально быстрого завершения НИОКР и выхода проекта на стадию «Первые продажи».
Критерий стоимости проекта характеризует объем инвестиций, необходимых для реализации НИОКР и доведения проекта до стадии «Первые продажи». Данный критерий учитывает принципиальную возможность получения государственных или частных инвестиций в заданном объеме в течение одного года с момента размещения проекта в инкубаторе. Здесь необходимо привести наглядный пример для полного понимания значимости критерия.
Предположим, что компания подала заявку на размещение в инкубатор, предоставив при этом убедительные доказательства актуальности тематики проекта во всем мире, десятки отзывов со стороны потребителей о готовности приобретать их продукцию в случае достижения заявленных характеристик, а также поминутный календарный план реализации проекта и характеристику команды проекта, состоящей исключительно из кандидатов и докторов технических и экономических наук. Стоимость реализации НИОКР и запуска рекламной кампании составляет более 3 млн руб., что в настоящее время превышает возможности совместного федерального (программа «СТАРТ») и регионального (программа «СТАРТ-НН» и др.) посевного финансирования инновационных проектов, находящихся на этапе «Идея». Это означает, что даже в случае победы во всех государственных конкурсах на финансирование НИОКР, компании не хватит средств, чтобы приступить к коммерциализации своей продукции, потребуется привлечение частного финансирования. Анализ экономической литературы [2, 3] показал, что самым слабым звеном для инновационных предприятий является высокая ресурсоемкость вспомогательных производств и всей производственной инфраструктуры. Учитывая тот факт, что в настоящее время в России частные инвестиции выделяются в основном на развитие уже состоявшихся в коммерческом плане проектов, а не на рискованные научные исследования, компания с большой долей вероятности будет вынуждена повторно участвовать в государственных программах поддержки малого предпринимательства, чтобы завершить проект. Это приведет к существенному растягиванию проекта во времени, при этом повторное получение государственных средств не гарантировано. В итоге, компания может заниматься бесперспективным поиском финансирования в
течение нескольких лет пребывания в инкубаторе, что противоречит основной задаче инкубатора - коммерциализации проектов.
Таким образом, критерий стоимости проекта играет очень важную роль в отборе потенциальных резидентов инкубатора. Для его расчета будем использовать три показателя
к = ^ 10+ячи,
ЦП
где Пм г - показатель, характеризующий в денежном выражении (тыс. руб.) максимально возможное суммарное государственное финансирование НИОКР по различным федеральным и региональным программам в течение года; Пцп - заявленная авторами стоимость реализации НИОКР и подготовки проекта к коммерциализации;
Пчи - показатель, характеризующий возможность привлечения в проект собственных средств со стороны его авторов или привлечения частных инвестиций. Значение Пм г определяется экспертами и устанавливается на строго определенный временной период. В настоящее время в Нижегородской области данное значение составляет 2 700 тыс. руб., из которых 1 000 тыс. руб. можно получить, выиграв федеральную программу «СТАРТ», 1 000 тыс. руб. можно получить, участвуя в региональной программе «СТАРТ-НН», 500 тыс. руб. - региональная субсидия на создание собственного дела в инновационной сфере, 200 тыс. руб. - размер гранта Нижегородской области в сфере науки и техники.
Показатель Пч и оценивается по десятибалльной шкале и отображает мнение экспертов относительно существующих возможностей частного софинанси-рования проекта.
Стоит отметить, что если значение показателя Пцп превышает значение Пмг, то предоставление доказательств возможного частного софинансиро-вания проекта является обязательным условием при подаче заявки на размещение в инкубатор.
Критерий стоимости проекта - экспертная оценка приведенных автором проекта доказательств соответствия финансовых потребностей проекта возможностям существующей инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса.
Использование представленных критериев отбора резидентов в государственный инкубатор требует определенного формата проведения отбора. На рис. 2 в общем виде представлена схема
Рис. 2. Схема отбора резидентов в государственный бизнес-инкубатор
прохождения конкурса на размещение в бизнес-инкубатор.
Компания, подавшая заявку через электронную систему, не может быть снята с конкурса по формальным требованиям, поскольку без указания должной информации и предоставления необходимых документов заявка не будет допущена до экспертной оценки, о чем своевременно будет извещен заявитель. Подобный принцип отбора реализуется в федеральной программе «СТАРТ», что существенно отличает ее от региональных программ, где заявитель может выбыть из конкурса на получение финансирования из-за того, что в заявке из 30 печатных листов он не заверил копию какого-нибудь документа. Примером такой программы может послужить субсидия на создание собственного дела в инновационной сфере в Нижегородской области.
По некоторым этапам отбора (см. рис. 2) целесообразно дать некоторые разъяснения.
Шаг 1 необходим для отсева компаний, имеющих отрицательные результаты участия в других региональных программах поддержки предпринимательства либо уже участвующих в аналогичных программах инкубирования. Также недопустимо
регистрировать компании, в которых учредители входят или входили в состав учредителей компаний, уже размещенных в бизнес-инкубаторе (примером такого приема является ГУ «НИБИ», среди резидентов и выпускников которого встречаются одинаковые фамилии в составах учредителей). Это необходимо для обеспечения государственной поддержкой именно тех предпринимателей, которые ранее ее не получали и сильнее других нуждаются в ней. Для соблюдения указанных условий необходимо вести электронную региональную базу компаний и их учредителей, участвующих в той или иной программе господдержки. В данной базе указывается возможность участия компании или учредителя в программах господдержки в зависимости от его добросовестности и выполнения текущих обязательств перед государством. Таким образом, при регистрации компании в электронной системе отбора резидентов происходит автоматическое сканирование региональной базы, после чего выносится вердикт о возможности регистрации.
Шаг 3 характерен тем, что экспертная оценка проекта по четырем критериям должна проводиться группой экспертов по следующему принципу: не менее пяти экспертов на каждый критерий. Один и тот же эксперт может оценивать несколько критериев, если уровень его компетенций распространяется на все эти критерии, иначе оценка получится необъективной. Предположим, что одним из экспертов является государственный чиновник, курирующий вопрос финансовой поддержки местных предпринимателей. В случае если он будет оценивать критерий реализации НИОКР, оценка не будет считаться объективной, так как чиновник
не является признанным экспертом, регулярно работающим в рассматриваемой области техники. Приведем пример привлечения специалистов к оценке того или иного критерия (табл. 4).
Необходимо отметить, что если заявку на размещение в бизнес-инкубаторе подала компания, работающая, к примеру, в сфере радиоэлектроники, то эксперты должны быть привлечены из данной области, в том числе представители финансового сообщества - они должны иметь существенный опыт работы с проектами, касающимися радиоэлектроники. Таким образом, инкубатор, определив направления принимаемых проектов, должен заранее привлечь к сотрудничеству должное количество экспертов по каждому направлению.
Шаг 5 подразумевает корректировку календарного и финансового плана развития проекта, при условии его приема в инкубатор. Необходимость данного шага обусловлена тем, что в течение всего инкубационного периода проект де-факто будет являться совместным проектом его авторов и профессиональной команды бизнес-инкубатора. Поскольку основной задачей бизнес-инкубатора является коммерциализация проектов, руководство инкубатора не может «выращивать» проекты, план реализации которых ставит под сомнение возможность коммерциализации. Зарубежный опыт бизнес-инкубирования подтверждает значимость работы инкубаторов на результат, т. е. на коммерциализацию своих проектов. Следует сказать, что в США примерно с 2000 г. «бесприбыльные» (nonprofit) инкубаторы все больше теснимы коммерческими (for-profit incubators). В настоящее время количество non-profit инкубаторов сократилось до 75 % от общего числа бизнес-инкубаторов. В США есть регионы, где бизнес-инкубаторы, созданные по инициативе местных властей и структур поддержки предпринимательства, вообще закрываются.
Таблица 4 Вариант привлечения экспертов к оценке инновационных проектов по четырем критериям
Так, в Апельсиновом округе штата Калифорния, последний такой бизнес-инкубатор был ликвидирован еще в 1999 г. На их месте возникло 7 новых, организованных на частные инвестиции. В отличие от «бесприбыльных», коммерческие инкубаторы преследуют вполне конкретные цели - заработать деньги. Это определяет и условия, на которых бизнес-инкубаторы оказывают комплекс необходимых начинающим предпринимателям, услуг. В обмен они требуют 30-70 %-ную долю в бизнесе компании [4].
Выводы
Таким образом, общемировые тенденции развития отрасли бизнес-инкубирования подтверждают актуальность внедрения новых методик отбора и «выращивания» компаний. Данные методики направлены в первую очередь на коммерциализацию проектов. Это означает, что уже в настоящее время необходимо пересмотреть действующие в России государственные программы и предложить конкретные действия по их совершенствованию.
Предложенная в статье методика отбора резидентов государственных бизнес-инкубаторов в отличие от существующих методик позволяет решить следующие актуальные задачи:
1) ограничивать государственное содействие тем компаниям, которые имеют высокие шансы на успешную коммерциализацию своих проектов без господдержки;
2) размещать в инкубаторе только те компании, которые:
- соответствуют мировым тенденциям развития отрасли;
- имеют весомые доказательства будущего коммерческого успеха;
- технически реализуемы в строго определенное время;
- соответствуют возможностям финансовой инфраструктуры региона;
3) проводить отбор в строго определенном формате, который:
- позволяет провести фильтрацию недобросовестных предпринимателей;
- делает экспертную оценку объективной;
- упрощает процедуру подачи заявки и оценки проектов;
- предусматривает предварительное согласование плана развития проекта.
Эксперт K м K гр K с
Руководитель компании -выпускника бизнес-инкубатора X X X X
Сторонний предприниматель X X X -
Технический специалист из университета или НИИ X - X -
Представитель финансового сообщества - X - X
Представленная методика может иметь практическое применение в любом бизнес-инкубаторе, так как она универсальна и направлена в первую очередь на коммерциализацию проектов, что должно являться приоритетной задачей для любого инкубатора. Апробация методики возможна в министерстве поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Данная методика также заложена в основу реализации инновационного проекта по созданию в Нижнем Новгороде виртуального бизнес-инкубатора (incubator without walls). Проект находится на стадии планирования и реализуется компанией ООО «Мастер Инноваций».
Необходимо отметить, что в статье представлена только усовершенствованная методика отбора резидентов в бизнес-инкубатор. Вместе с тем на конечный успех инкубирования проекта влияют методика его курирования, а также структура самого бизнес-инкубатора и перечень тех услуг, которые он оказывает своим резидентам.
Вопрос постановки задач перед администрацией бизнес-инкубатора, определения критериев их выполнения и ответственности за отрицательный результат заслуживает отдельного внимания.
Список литературы
1. О порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений в ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор»: постановление правительства Нижегородской области от 10.01.2007 № 3 (в ред. ред. 16.12.2011).
2. Яшин С. Н., Кошелев Е. В. Финансовый и инвестиционный анализ инноваций: учеб. пособие. Нижний Новгород: НГТУ, 2010. С. 240-255.
3. Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Макаров С. А. Анализ эффективности инновационной деятельности: учеб. пособие. СПб: БХВ-Петербург, 2012. С. 41-54.
4. URL: http://training, bl. by/articles/120440.
php.
\
Э
(
ЯЯ1
Ш
\y\
и
WW
3 номинации: - применение технологий в энергосбережении
- применение технологий в здравоохранении
- применение технологий в образовании
3 награды: - 3 миллиона рублей
- 1,5 миллиона рублей
- 750 тысяч рублей
«ж Настало время действовать!
■ Г! гоитаАпа пп 41 пои'яЛпа пппзпяй тли -зяааии ия
Сколково
С 25 сентября по 31 декабря подавай свои заявки на cisco.ru/iprize
il|lil|li CISCO.