Научная статья на тему 'Технология развития критического мышления в организации учебного процесса'

Технология развития критического мышления в организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология развития критического мышления в организации учебного процесса»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

С. В. Мажирина, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»

Новые образовательные стандарты изменяют подход к организации учебного процесса, требуют реструктуризации учебного процесса на принципиально иной методической основе, а это вызывает ряд проблем. Во-первых, преподавателю из «передатчика» информации нужно «превратиться» в менеджера учебного процесса. Во-вторых, преподаватель и обучающийся становятся партнерами. В-третьих, ситуация усугубляется еще и тем, что выпускники школ, поступающие в средние профессиональные учебные учреждения, в большей степени не обладают сформированными в необходимой степени универсальными учебными умениями. Решение этой проблемы выступает сегодня в качестве самостоятельной задачи профессионального образования.

Мы понимаем, что наши обучающиеся должны овладеть большим количеством информации, а уже имеющиеся знания нужно привести к определенной системе.

На смену традиционным технологиям приходят новые, где конструирование учебного процесса осуществляется либо на основе обучения через информацию, либо на основе обучения через деятельность.

Новым резервом, отвечающим заданным требованиям, для нас оказалась технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Справедливости ради следует отметить, что термин «критическое мышление» известен очень давно из работ такого известного психолога, как Л. С. Выготский, хотя педагоги-практики его стали активно использовать сравнительно недавно.

В своей работе мы будем придерживаться определения Заир Бек и Муштавинской, которые утверждают, что РКМЧП — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть.

Считаем, что сейчас это умения очень актуальны. РКМЧП соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным, не объем информации, а умение получать ее и моделировать.

Технология РКМЧП направлена на достижение следующих образовательных результатов:

- работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- решать проблемы;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

- брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решения;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- сотрудничать и работать в группе и др.

Авторы описывают базовую модель, которая

лежит в основе технологии РКМЧП. Она состоит из трех фаз: вызов — смысловая стадия — рефлексия.

Приведем пример, как на 1-м курсе на уроке истории можно использовать технологию РКМЧП. Наша тема: «Россия в период реформ Петра I».

На стадии вызова преподаватель просит студентов вспомнить, что им известно о Петре I и о его реформах. Вот ответы студентов:

- Петр создал Балтийский флот.

- Когда Петр приехал из Европы, он повелел боярам стричь бороды.

- Он построил Петербург на болоте.

- Он создал прокуратуру.

- Петр создал губернии.

- Знаю, что Россия очень изменилась в царствование Петра.

- Он первый стал носить европейскую одежду и других заставлял.

- Создал боеспособную армию и поэтому выиграл Северную войну.

- Он приучил русских пить кофе, сначала он им очень не нравился и др.

На этом этапе работы можно спросить у студентов: «Откуда они получили эту информацию?»

- Проходили на уроках истории в 5-м классе.

- Кино смотрел.

- Книгу читал и др.

На стадии вызова студенты отвечают на вопросы «что бы вы хотели узнать о Петре I до работы с текстом учебника»? Вот вопросы ребят:

- Где получил образование Петр?

- Что дало нашей стране победа в Северной войне?

- Какие отношения складывались у Петра с церковью?

- Каким человеком был Петр I? и др.

На стадии осмысления содержания переходим к тексту учебника, это главный источник информации. Именно он поможет ответить студентам на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у них сведения, получить информацию.

На стадии осмысления обучающиеся вступают в контакт с новой информацией. Наш главный источник — текст параграфа 18 учебника «История Отечества» В. В. Артемова и Ю. Н. Лубченкова.

При этом необходимо постоянно поддерживать активность и интерес обучающихся. Часто используем приемы «Инсерт» — чтение текста с использованием пометок: «V» — уже знал, подтвердилось, «+» — новое, «-» — думал иначе, «?» — не понял, есть вопросы.

После прочтения параграфа спрашиваем: «Можем ли мы ответить на вопросы, которые ставили до прочтения параграфа?». Ребята отвечают легко.

После этого разговор пойдет о том, что они не знали, а узнали только после прочтения параграфа.

Удивительно, но современные молодые люди почти не задают вопросы. При этом часто родители сетуют на то, что маленькие «почемучки» буквально изводят родителей вопросами. Куда же исчезает детская любознательность?

Умение задавать вопросы очень важно в учебной деятельности. От качества вопроса зависит качество ответа. Удобным приемом для формирования умения задавать вопросы является прием «Тонкие и толстые вопросы». «Тонким» считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а «толстый» — требует размышле-

ния и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с «тонких» вопросов, т. к. их легче придумывать. Ответами могут быть слова «да», «нет», дата, имя, термины, название предмета или явления. Например: В каком году Петербург стал столицей России? Как назывался при Петре I высший орган церкви? Кто ввел в России паспортную систему? На основе «тонких» вопросов ребята учатся составлять «толстые» вопросы. Сначала привожу примеры, потом составляем вместе, а затем пробуют составлять самостоятельно. В итоге из вышеназванных примеров могут получиться такие вопросы: Зачем Петр I начал строительство новой столицы России? С какой целью Петр I создает Синод? Для чего в стране Петром I вводятся паспорта?

На стадии рефлексии преподавателю следует вернуть обучающихся к первоначальным записям — предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. В этом суть рефлексивного обучения. Отслеживание этапов, механизма своей деятельности помогает обучающимся осознать методологию учебного и научного познания.

Это может быть резюме («Я понял, что...», «... может привести.»); рисунок, который отражает смысл темы, синквейн, кластер и т. д. Другими словами, РКМЧП предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Опишем еще один прием — «Кластеры».

Разбивка на кластеры — это педагогическая стратегия, которая помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Кластер не является схематизацией какого-либо объекта. Он, скорее, отражает то, как работает наше мышление. Недаром этот прием в российской практике называется «гроздью». Разбивка на кластеры используется на стадиях вызова и рефлексии. Это стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям или к собственному пониманию какой-либо темы.

Методика работы с кластером:

1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.

2. Начните записывать слова или словосочетания, которые приходят к вам на ум в связи с данной темой.

3. Выпишите столько идей, сколько вы сможете генерировать, пока не закончится время или не будут исчерпаны ваши идеи.

Правила:

1. Записывайте все, что вы генерируете, не судите о качестве идей, просто их записывайте.

2. Не обращайте внимание на орфографию, оформление и другие факторы, сдерживающее письмо.

3. Не переставайте писать, пока не выйдет время.

4. Постарайтесь построить как можно больше связей.

Кластер — это не опорный конспект, который создается для того, чтобы ученик лучше запомнил материал. Кластер — это инструмент, созданный для того, чтобы эффективнее мыслить. Ученик каждый раз может создать свой кластер. Поощряйте индивидуальное творчество, а не воспроизведение!

В этом смысле технология развития критического мышления может рассматриваться как механизм, формирующий определенные умения в системе «ученик — учитель». Учитель, организуя образовательный процесс, вступает с обучающимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и обучающийся выступают в качестве партнеров по рефлексивному осмыслению подобного рода технологии.

Любое образовательное учреждение — это то место, где обучающемуся отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки истории, выстроенные по технологии РКЧМТ, побуждают обучающихся самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Технология критического мышления позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность обучающихся, вовлечь в процесс обучения личностное начало каждого на уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.