Научная статья на тему 'Технология разработки по в учебном процессе кафедры МОП ЭВМ ТРТУ'

Технология разработки по в учебном процессе кафедры МОП ЭВМ ТРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко П. П., Хашковский В. В., Калачев Д. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология разработки по в учебном процессе кафедры МОП ЭВМ ТРТУ»

Раздел VIII. Проблемы образования

ПЛ. Кравченко, В.В. Хашковский, Д.П. Калачев

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ

МОП ЭВМ ТРТУ

На сегодняшний день роль программного обеспечения (ПО) в жизни человечества трудно переоценить. Любые самые невероятные прогнозы относительно возможностей или областей применения ПО в науке, промышленности, образовании и многом другом, если и не находятся в стадии реального воплощения, то, по, , переход в эту фазу. Более того, существует устойчивая тенденция к стремительному сокращению количества таких ограничений, посредством, в том числе, и применения информационных технологий или ПО в широком смысле.

Обсуждение преимуществ использования программного управления устрой, -ласти философии, однако, наряду с преимуществами необходимо принимать во внимание также и высокую ответственность, а соответственно и стоимость разработки, и цену ошибки. Примерно с 1960-х годов стоимость ПО стала превышать стоимость аппаратного обеспечения и обратного перехода пока не предвидится. ,

не столько разработка ПО, сколько сопровождение, которое также требует участия

.

В определенном смысле, разработка ПО имеет стратегическое значение для

,

расходы на разработку ПО. Степень важности индустрии разработки программных систем сопоставима с важностью и эффективностью существования других отраслей промышленности. А, следовательно, к разработке ПО необходимо предъявлять требования, аналогичные требованиям к промышленной деятельности. Иными , -вать техпроцессу промышленного уровня в части разработки крупных (масштабных, многокомпонентных, многоуровневых) систем заданного качества большим коллективом разных (по функциональным обязанностям, по местоположению, по личностным характеристикам...) людей, систем, предназначенных для эксплуатации и модернизации в течении длительного периода времени.

, -чении достаточно велики, то, с одной стороны, постоянно усиливаются требования к специалистам в области разработки ПО (необходимо уметь работать в команде, использовать принципы и инструменты коллективной разработки, знать и уметь применять не только навыки непосредственно кодирования, но и моделирования предметной области и др.), а с другой стороны повышается ответственность обра-,

, -

мы шлейные информационные системы, полностью отвечающие ожиданиям пользователей.

Особенности учебного процесса. Наличие существенно промышленной природы процесса разработки ПО позволяет провести достаточно четкую интегрирующую линию между программированием, имеющим в своей основе одновременно творческую жилку и фундаментальность, и программной инженерией, обладающей изначально характеристиками, присущими всем видам индустрии.

Аналогичная идея объединяет и две составляющие учебного процесса:

• обучение про граммированию, в контексте фундаментальной информатики как таковой;

• обучение технологии разработки ПО (или Программной инженерии, Software Engineering - более широко известный во всем мире термин).

Существует также мнение [1], что образование в области программной инженерии тесно связано с инженерными дисциплинами вообще, в том числе с курсом материаловедения и тому подобными предметами, отличаясь от информатики

, .

При этом программная инженерия, с одной стороны, опирается на информатику как фундаментальный предмет и в идеале должна быть в разных своих компонентах обеспечена теоретическими доказательствами в областях непосредствен. , -, .

,

программной инженерии на специализированной кафедре (факультете) является использование ее междисциплинарного характера и взаимопроникающего влияния с практически всеми специализированными дисциплинами кафедры. В связи с , -ческих всех специальных дисциплин включать элементы программной инженерии. В том числе и при подготовке курсовых работ и проектов, выпускных квалифика-, ,

.

Состав учебного процесса. Достаточно длительный (по отношению к тем, ) , , возникающие проблемы и их решения приводили к возникновению различных подходов как к управлению процессом разработки ПО (так называемый программ), , инструментальных средств для поддержки технологий разработки ПО.

Известные сегодня технологии разработки ПО и управления программными проектами стараются в максимально возможной степени абстрагироваться от используемых средств разработки и акцентировать внимание на общих подходах, принципах и практиках, позволяющих осуществлять адекватные оценки хода про, , -вать все проектные решения. Большое внимание уделяется средствам, которые позволяют достигать однозначного понимания возможностей программной системы всеми заинтересованными лицами, накапливать, анализировать, а самое главное, повторно использовать накопленный успешный опыт предыдущих проектов, разработанные компоненты и подсистемы, распределять разработки сложного программного продукта среди большого количества территориально разнесенных раз.

При этом методы программной инженерии, используемые в различных тех, :

• - , -фикацию основных функций системы (структурный анализ Тома ДеМарко, JSD );

• Объектно-ориентированные методы (Буч, Рамбо, обобщены в UML). Практически все методы построены на идее создания графических моделей

системы с последующим использованием этих моделей в качестве спецификации или архитектуры системы.

, -

:

• ( , );

• ( , );

• ( , -

);

• Инструментальные средства (набор программных продуктов, способст-

);

На сегодняшний день наиболее полно описанной технологией разработки

,

цикла проектирования -> разработки -> кодирования -> реверс-инжиниринга является технология RUP (Rational Unified Process), а также инструментальный набор Rational Suite, которые составляют практическую часть обучения по дисциплине технологии разработки ПО.

Кроме традиционных областей программной инженерии, которые определяют предмет изучения непосредственно, существуют также области, которые ЯВЛЯЮТСЯ самостоятельными, но тем не менее, должны составлять часть учебного процесса по курсу технологии разработки ПО, такие как, например, эргономика и эффективность пользовательского интерфейса, структурная организация произво-, , -

.

С целью достаточно полного охвата области программной инженерии, в рамках дисциплины изучаются следующие вопросы:

• Основные концепции RUP;

• ;

• Проект Rational и Rational Administrator;

• Бизнес-моделирование (Rational Rose);

• Визуальное мoдeлиpoвaниe(Rational Rose);

• Управление запросами изменения (Rational ClearQuest);

• Управление требованиями (Rational RequsitePro);

• ;

• Универсальный язык моделирования (UML);

• ;

• ;

• ;

• ;

• ;

• ;

• ;

• .

Как следует из вышеизложенного, профессиональное обучение в рамках специальностей «Программное обеспечение вычислительной техники и Автоматизированных систем» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», по которым в настоящее время ведется подготовка специалистов на кафедре МОП ЭВМ ТРТУ, должно включать не только компоненты фундаментальных областей информатики, математики, кибернетики, современных методов и средств, используемых в конкретных областях инженерной деятельно,

, - -

рактер. При таком подходе может быть обеспечено высокое качество профессио-, -, , , позволяющие не только реализовать личный творческий потенциал, создавая про-

« », -модействовать в профессиональном коллективе, работая в пограничных областях различных отраслей знаний и технологий создавать сложные программные комплексы заданного качества, осуществлять их сопровождение и модернизацию.

С этой целью на кафедре МОП ЭВМ производится интегрирующее внедрение в учебный процесс методов программной инженерии, носящее сквозной характер и опирающееся на широкое использование соответствующих инструменталь-. -ние сквозного двух-итерационного цикла разработки программной системы, имеющего общую цель уровня темы бакалаврской, а также инженерной, выпускных квалификационных работ, подцель уровня курсовой работы по дисциплине «Технология разработки программного обеспечения» и подпрактики уровня подцели, имеющие характер цикла лабораторных работ, призванных обеспечить получение навыков работы с инструментальными средствами, поддерживающими основные дисциплины технологии RUP.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Parnas D.L. Software Engineering Programmes Are Not Computer Science Programmes//CRL Report 361, Communication Research Laboratory, McMaster Univ., Apr. 1998; to be published in Annals of Software Eng., 2001.

2. Meye B. Object-Oriented Software Construction, 2nd ed., Prentice Hall, 1997.

3. Бертран Мейер. Программная инженерия как предмет обучения / “Открытые системы". - М.: Открытые системы, №07-08, 2001.

4. Соммер вилл Иан. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

З.А. Мелихова, О.А. Мелихова

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие образования невозможно без его содержательного и структурного обновления. Информатизация образования, опираясь на использование глобальной информационной сети и новые информационные технологии, снимает пространст--

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.