УДК 377:004 ББК 74.57
Сташкевич Ирина Ризовна
доктор педагогических наук, доцент
проректор по научно-исследовательской и инновационной работе Челябинский институт развития профессионального образования
г. Челябинск Леонова Елена Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент
кафедра информатики и методики преподавания информатики Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Земцова Валентина Ивановна доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
г. Орск Stashkevich Irina Rizovna Doctor of Pedagogics, Assistant Professor Research and Innovation \Work Pro-Rector Chelyabinsk Institute for Professional Education Development
Chelyabinsk
Leonova Elena Anatolievna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Computer Science and Teaching Methods of Computer Science Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Zemtsova Valentina Ivanovna Doctor of Pedagogics, Professor Chair of Pedagogy Orsk Humanitarian-and-Technological Institute (Branch) FSBEI HPE "Orenburg State University" Orsk
Реализация ФГОС среднего профессионального образования на основе
информационно-коммуникационных технологий Federal State Educational Standards Realization of Secondary Professional Education on the Basis of Information-and-Communicative Technologies
В работе рассмотрены структура и проектирование содержания основной профессиональной образовательной программы на основе информационно-коммуникационных технологий. Предложена электронная модель Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
The thesis considers the structure and designing of the content of fundamental professional educational program on the basis of information-and-communicative technologies. The electronic model of Federal state educational standard of secondary professional education is offered.
Ключевые слова: компетентностный подход; структура основной профессиональной образовательной программы; проектирование образовательной программы; электронная модель образовательного стандарта.
Key words: competence approach; structure of fundamental professional educational program; educational program designing; electronic model of educational standard.
Модернизация профессионального образования с целью повышения его качества привела к переориентации оценки результатов образования с понятий подготовленность, образованность, общая культура, воспитанность, на понятия компетенция и компетентность обучающихся. В этой связи с 2011 года в системе высшего и среднего профессионального образования состоялся переход на стандарты 3-го поколения - федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), концептуальной основой которых выступает модульно-компетентностный подход [1, 4]. Это обусловливает необходимость четкой ориентации на компетенции выпускников при разработке программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов. Педагог, формируя компетенции обучающихся в процессе обучения, должен в полной мере владеть информацией о роли отдельной темы, отдельного занятия в реализации требований Стандарта. Отсюда следует значимость разработки технологий формирования содержания образования, как на этапе проектирования, так и на этапе его реализации в условиях введения ФГОС.
Наши многолетние исследования, проведенные для общего и высшего профессионального образования, позволяют утверждать, что современная структура проектирования и разработки содержания образования должна базироваться на использовании информационно-коммуникационных
технологиях. ФГОС при этом содержит входные данные, которые должны уточняться и конкретизироваться [3].
На первом уровне такой структуры происходит создание электронной модели ФГОС. Модель Стандарта служит надежной основой для всей последующей работы, которая проводится в режиме диалога пользователя с компьютером. Это предусматривает выявление основных структурных элементов документа-первоисточника и связей между ними.
Распространим данный подход на среднее профессиональное образование (СПО) и рассмотрим требования ФГОС на примере специальности 050144 «Дошкольное образование». Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) включают перечень общих и профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать в процессе обучения. Структура ОПОП СПО включает описание циклов, разделов, модулей, требований к знаниям, умениям, практическому опыту.
Каждый цикл (кроме ПМ.00 «Профессиональные модули») имеет в общем случае многократно повторяющуюся структуру: учебная дисциплина; требования к знаниям и умениям по дисциплине; коды компетенций, формирование которых должно быть обеспечено содержанием дисциплины.
Таким образом, учебная дисциплина является системой знаний и умений, отражающей содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.
В профессиональном модуле, предусматривающем подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса, выделяются разделы, характеризующиеся логической завершенностью и направленные на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Профессиональный модуль может содержать междисциплинарный курс (или его часть), иногда в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено). Особенность междисциплинарного курса в том, что он представляет собой систему знаний
и умений, отражающую специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающую освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля. Поэтому в структуре профессионального модуля выделены такие требования, как «Иметь практический опыт...». При этом и компетенции, и требования к знаниям, умениям, опыту относятся ко всем междисциплинарным курсам профессионального модуля.
Наглядно структура основной профессиональной образовательной программы представлена нами с помощью схемы, изображенной на рисунке 1. Схема включает все основные элементы содержания образования, а также некоторые связи между ними. С помощью стрелок установлена иерархия элементов содержания образования в обеспечении требований Стандарта.
Так, например, содержание дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии (ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл) направлено на реализацию таких требований, как: ОГСЭ.01.З-1 (Знать основные категории и понятия философии), ОГСЭ.01.З-2 (Знать роль философии в жизни человека и общества); ОГСЭ.01.У-1 (Уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия). Эти Знания и Умения обеспечивают формирование у обучающихся общих компетенций, например, ОК 1 (Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес).
На основании вышеизложенного получаем, что в компьютере Стандарт может быть представлен аналогично ФГОС общего образования [2], т.е. в следующем виде:
требования к результатам обучения - в виде графа, имеющего несколько корней. В качестве корней выступают общие и профессиональные компетенции. От компетенций идут связи к тем требованиям «Знать», «Уметь», «Иметь практический опыт», выполнение которых обеспечивает возможность формирования компетенций;
ю
О?
I
Кч
^
8 Кч
Профессиональные компетенции
ПК 1.1
Уметь
ОГСЭ.01.У-1 ОГСЭ.01.У-2
Знать
ОГСЭ.01.3-1 ОГСЭ.01.3-2
I
Уметь
ОГСЭ.05.У-1 ОГСЭ.05.У-2
Знать
ОГСЭ.05.3-1 ОГСЗ.05.3-2
ОГСЭ.01.
I
ОГСЭ.05.
ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и соц.-экономический цикл
Уметь
ЕН.01. У-1
ЕН.01. У-2
Знать
ЕН.01. 3-1
ЕН.01. 3-2
Уметь
ЕН.02. У-1
ЕН.02. У-2
Знать
ЕН.02. 3-1
ЕН.02. 3-2
ЕН.01.
I
ЕН.02.
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл
Уметь
ОП.01 У-1
ОП.01 У-2
Знать
оп.о1 3-1
ОП.О! 3-2
Уметь
ОП.Об. У-1
ОП.Об У-2
Знать
ОП.Об 3-1
ОП.Об 3-2
ОП.01.
ОП.Об.
ПК 5.5
ОП.ОО Общепрофессиональные дисциплины
Иметь прак-
тическии
опыт
ПМ.01 И-1
ПМ.01 И-2
Уметь
ПМ.01 У-1
ПМ.01 У-2
Знать
ПМ.01 3-1
ПМ.01 3-2
Е
МДК.01.01. МДК.01.02 МДК.01.03
ПМ.01.
Иметь прак-
тическии
опыт
ПМ.02. И-1
ПМ.02 И-2
Уметь
ПМ.02. У-1
ПМ.02. У-2
Знать
ПМ.02 3-1
ПМ.02 3-2
МДК.02.01. МДК.02.05
ПМ.02.
¡ПМ.00 Профессиональные модули
.1 _____________
П.00 Профессиональный никл
Рис. 1. Структура ФГОС СПО на примере специальности 050144 Дошкольное образование
• содержание учебных дисциплин, межпредметных курсов - также представлено в виде графа, связанных между собой предметных тем (дидактических единиц). Этот граф содержания служит основанием предыдущего графа: дидактические единицы связаны с требованиями освоения учебной программы и компетенциями.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Она должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими ФГОС. Такое представление позволяет построить компьютерную программу - электронную модель ФГОС СПО. На рисунке 2 представлено окно такой компьютерной программы. В электронной модели реализованы следующие виды связей:
• дидактическая единица (ДЕ) ^ ДЕ;
• ДЕ ^ требование к освоению учебной программы (УП) «Знать»;
• ДЕ ^ требование к освоению УП «Уметь»;
• требование к освоению УП «Знать» ^ требование к освоению УП «Уметь»;
• требование к освоению УП «Знать» ^требование к освоению УП «Иметь практический опыт»;
• требование к освоению УП «Уметь» ^ требование к освоению УП «Иметь практический опыт»;
• требование к освоению УП «Знать» ^ Общая компетенция/ Профессиональная компетенция;
• требование к освоению УП «Уметь» ^ Общая компетенция/ Профессиональная компетенция;
• требование к освоению УП «Иметь практический опыт» ^ Общая компетенция/ Профессиональная компетенция;
Рис. 2. Электронная модель ФГОС СПО
Электронная модель ФГОС СПО обеспечивает решение задач проектирования образовательной программы (а именно, содержания учебных дисциплин), в полной мере отвечающей требованиям ФГОС; проведения экспертизы образовательной программы с точки зрения соответствия содержания учебных дисциплин требованиям ФГОС; разработки учебных программ, ориентированных на выполнение требований ФГОС; разработки системы оценивания уровня освоения обучающимися ОПОП.
Основная цель обновления ОПОП - гибкое реагирование на изменения ситуации на рынке труда, ориентация на текущие потребности работодателей, учет новых достижений науки и техники. Образовательные учреждения в соответствии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, вынуждены обновлять ОПОП, в рамках, установленных ФГОС. Электронная модель ФГОС является гибким инструментом, который позволяет включать новые компетенции, требования к результатам освоения учебных программ и на этой основе вводить новые дидактические единицы в содержание учебных
дисциплин. Это обеспечивает интеграцию новых элементов содержания в существующую систему, не нарушая ее целостности. Следует добавить, что электронная модель является сетевым ресурсом, доступ к которому, как правило, осуществляется с любого компьютера образовательного учреждения, что повышает эффективность ее применения.
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода [Текст] / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование. - 2007. -№ 4. - С. 9 -10.
2. Леонова, Е. А. Электронная модель содержания образования как инструмент реализации требований стандарта [Текст] / Е. А. Леонова // Народное образование. - 2011. - № 2. - С. 174 -181
3. Матрос, Д. Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ РИСО 2000 - 2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д. Ш. Матрос. - М.: Центр педагогического образования. 2008. - 288 с.
4. Тулькибаева, Н.Н. Компетентность и компетенции как теоретико-педагогическая проблема качества образования [Текст] / Н.Н. Тулькибаева, Р.Т. Шрейнер // Образование и наука. - 2008. - №2(50). - С. 55 - 63.
Bibliography
1. Leonova, E.A. Electronic Model of Education Content As a Tool for Educational Standard Requirement Realization [Text] / E.A. Leonova // National Education. - 2011. - № 2. -P. 174 -181.
2. Matros, D. Sh. Quality Management in School on the Basis of Standards SESR RISO 2000 - 2001, New Informational Technologies and Educational Monitoring [Text] / D. Sh. Matros. - M.: Centre of Pedagogical Education, 2008. - 288 p.
3. Tulkibaeva, N.N. Competence and Capacities As a Theoretical-and-Pedagogical Problem of the Education Quality [Text] / N.N. Tulkibaeva, R.T. Shreyner // Education and Science. - 2008. - №2(50). - P. 55 - 63.
4. Zeer, E.F. Renovation of the Basic Professional Education on the Basis of Competence Approach [Text] / E.F. Zeer // Professional Education. - 2007. - № 4. - P. 9 -10