Научная статья УДК 378.1 ББК 74.489
DOI 10.25588/CSPU.2022.40.11.006
В. С. Елагина
ORCID № 0000-0003-2469-9285 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский
государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
Введение. В данной статье рассматривается проблема развития профессиональной самостоятельности студентов посредством проблемного обучения. Обладая таким профессионально важным качеством, как самостоятельность, педагог может самостоятельно и ответственно принимать решения в проблемных ситуациях различного характера.
Профессиональная самостоятельность будущего педагога рассматривается нами как активная и сознательная деятельность обучающихся, их целеустремленность и настойчивость в овладе-
§ нии педагогической профессией, применении психолого-педаго-
S
го
I* гических и предметных теоретических знаний в практической ра-
^ боте, самоконтроль и самооценка своих интеллектуальных,
и;
© Елагина В. С., 2022
эмоционально-волевых качеств и педагогических способностей. Степень сформированности профессиональной самостоятельности проявляется в умении разбираться в проблемах обучения и
е
воспитания обучающихся в соответствии со своей педагогиче- |
§
ской позицией и взглядами, планировать свою педагогическую г
¡о
деятельность, принимать самостоятельные решения в соответ- р
о
л
ствии с собственной позицией и взглядами, нести ответствен-
ж
ность за результаты и последствия принятых решений. §
Материалы и методы. Развитие профессиональной само- у
е
стоятельности обеспечивают методы и приемы проблемного обу- и чения, использование которых способствует формированию творческих, конкурентоспособных, компетентных педагогов. Основным теоретическим методом в исследовании является анализ психолого-педагогической литературы, который позволил выявить преимущества проблемного обучения для развития само-
профессионально важного качества, определить признаки само-
§ * с р е
д
о
з
№ о
Р
8
№ и
стоятельности, обосновать значение самостоятельности как Р
о
е
о о
ио
стоятельности. В исследовании использовались эмпирические §
методы, включающие наблюдение и анкетирование. §
Й о
§
Результаты. Показана роль проблемного обучения для развития самостоятельности будущих педагогов. Рассмотрены методические приемы и этапы использования проблемного обучения в процессе развития профессиональной самостоятельности. § Определены показатели сформированности самостоятельности студентов: проявление познавательной активности в учебной де- у ятельности; наличие умений и навыков самостоятельно приобретать и применять предметные знания; способность свободно высказывать свою точку зрения, аргументировать и обосновывать
С5
у
свои взгляды, отстаивать свою позицию в дискуссии с оппонентом; принимать ответственные самостоятельные решения; разрабатывать алгоритм собственной деятельности, формулировать цель, продумывать последовательность действий, необходимых для достижения результата, находить необходимую информацию для принятия решения профессионально-педагогических проблем.
Обсуждение. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности как профессионально важного качества педагога позволил сделать вывод о высокой актуальности рассматриваемой проблемы, подтвердил высокий психолого-педагогический потенциал проблемного обучения и его эффективность для развития самостоятельности будущих педагогов.
Использование методов проблемного обучения позволило перейти от традиционной формы проведения семинарских и практических занятий, основной целью которых является сообщение готовых теоретических знаний, к решению проблемных задач и ситуаций, отражающих реальные события образовательного процесса школы, с которыми будущий учитель может столкнуться в своей практической деятельности. Такая организация семинарских и практических занятий способствует не только более глубокому и осознанному усвоению теоретических знаний, но и развитию умений самостоятельной организации собственной познавательной деятельности.
Заключение. Самостоятельность как профессионально
а
| важное качество обеспечивает успешность познавательной и про-
а
^ фессионально-педагогической деятельности будущего педагога.
и
сц Развитию самостоятельности способствует использование в учеб-
ном процессе методов и приемов проблемного обучения. Проблемное обучение создает условия для активизации познавательной деятельности, развития мотивации, самостоятельности обучающихся, творческого решения теоретических и практических н задач, возникающих в образовательном процессе, пробуждает интерес к содержанию и методам организации учебного процесса, р создает условия для саморазвития личности будущего педагога.
Ключевые слова: проблемное обучение; проблемные методы; проблемная ситуация; самостоятельность; самостоятельная
л
о
г
и
¡0
а р
о
е н
о г о о
че
работа, будущий педагог. н
Основные положения: а
к
- обоснована целесообразность использования проблем- е
д
о
ного обучения как средства развития самостоятельности будущих педагогов в профессионально-педагогической подготовке в вузе;
- выявлены признаки самостоятельности как профессионально важного качества будущих педагогов; р
о
- определены этапы использования проблемного обучения е в процессе подготовки будущих специалистов;
- выявлены условия эффективного использования проблемного обучения для развития самостоятельности будущих педагогов.
о
У
1 Введение (Introduction)
Современная система образования предъявляет высокие | требования к профессионально-педагогической компетентности и профессионально важным качествам выпускников педагогиче- уу ских вузов. Современный педагог должен быть высокообразованным, эрудированным, самостоятельным, конкурентоспособным, владеющим инновационными технологиями.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уделяет большое внимание не только организации учебного процесса в вузе, но и организации самостоятельной работы обучающихся в аудиторное и внеаудиторное время, задачами которой являются углубление и расширение спектра профессиональных и предметных знаний, их систематизация и закрепление, формирование умений пользоваться различными источниками информации, а также развитие творческой активности, инициативности, креативности и самостоятельности обучающихся. В быстро меняющихся условиях современного образования самостоятельность становится одной из важнейших характеристик личности будущего педагога, проявляющаяся как в профессиональной деятельности, так и общении.
Характеризуя самостоятельную работу обучающихся как свободную, внутренне мотивированную деятельность, В. А. Мамаева выделяет следующую систему действий: «осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание ей личностного смысла, самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия [1, 166].
В условиях современного образовательного процесса, считает Л. Л. Сорокина, необходимы активизация самостоятельной работы для создания в студенческом коллективе мотивации познавательной деятельности, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, использование активных форм и мето-
| дов обучения [2].
га
По мнению Г. Ф. Свиридовой и А. Ю. Тимошенко, «самосто-
и
сц ятельность представляет собой способность и умение, готовность
и стремление к самостоятельной деятельности, то есть владение приемами познавательной деятельности и обобщенными методологическими знаниями» [3, 213].
Развитие самостоятельности, считает И. Н. Мирошни- § ченко, является «немаловажным условием, залогом успешного г
¡о
обучения в вузе, освоения профессии и последующего непрерыв- р
о
ного образования» [4]. |
Самостоятельность личности, на наш взгляд, следует рас- § сматривать как важное профессиональное качество, проявляюще- у
че
еся в способности совершать действия самостоятельно, без чужой | помощи, принимать обоснованные, целесообразные и ответствен-
Ведущими факторами развития самостоятельности являются познавательная активность обучающихся, самостоятель-
а *
ные решения, независимые от мнения и взглядов других людей, д
с
проявлять инициативу и решительность в принятии решений. §
р
№ 8
¡о
ность мышления, способность к самоанализу, самопознанию, са- §
&
моконтролю и саморазвитию личности. р
с §
Изучение характера отношения студентов к самостоятель- а
ной работе, степени сформированности у них самостоятельности §
Й
р а
позволило сделать некоторые выводы. Прежде всего отметим, что более 60,0 % респондентов считают, что обучающиеся больше времени должны посвящать самостоятельной работе, которая, по их мнению, позволяет расширить научный кругозор (69,3 %), глу- § боко изучить темы, вызывающие особый интерес (56,7 %), провести больше времени в интернете, используя его ресурсы и инфор- у мационные возможности (43,0%), заниматься исследовательской и проектировочной деятельностью (41,0 %). Некоторые студенты согласны с мнением, что самостоятельная работа должна быть
о
у
высоко мотивирована и иметь когнитивную направленность, что делает ее более привлекательной для студентов.
Испытывая некоторые трудности в процессе выполнения заданий самостоятельно, студенты (61,1 %) отдают предпочтение групповым формам работы и совместной работе с преподавателем, особенно если такая деятельность связана с разработкой проекта или организацией исследовательской деятельности над актуальной педагогической проблемой. Более 15,0 % студентов предпочитают самостоятельную работу по индивидуальной программе в комфортной обстановке во внеаудиторное время.
Предпочтительными формами самостоятельной работы считаются подготовка сообщений и презентаций для выступления на семинарском или практическом занятиях (43,2 %), подготовка доклада для выступления на научно-практической конференции (17,8 %) или вебинаре (20,7 %), выполнение заданий, предлагаемых преподавателем (52,0 %).
Наблюдение за процессом подготовки курсовых работ по педагогике на 2 курсе убеждает нас в том, что у студентов недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы (более 60,0 % студентов нуждаются в постоянной помощи со стороны преподавателя), что заставляет задуматься о технологии развития у студентов мотивации и самостоятельности, формировании умений самостоятельной работы.
Познавательная самостоятельность обучающихся проявляется в интеллектуальной способности выделять главные и второ-
а
ниг степенные признаки предметов, явлений и процессов действи-
га
^ тельности, систематизировать и обобщать знания, раскрывать
и
сц сущность понятий, устанавливать закономерности, использовать
знания для самообразования и практического применения при решении жизненных проблем.
Профессиональная самостоятельность обучающихся выражается в умении планировать свою педагогическую деятель- |
§
ность, выполнять профессиональные функции
и задания, контро- ги
¡о
лировать ход и результаты своей деятельности, предупреждать и р
о
устранять методические просчеты, преодолевать встречающиеся
н
в процессе педагогической деятельности трудности, повышать § эффективность своего педагогического труда. у
че
Основная цель самостоятельной работы студентов в педа- и
гогическом вузе с позиции современного преподавателя заключа- К
Р
ется в создании условий для высокой активности, ответственно- д
с
сти и самостоятельности студентов в аудитории и вне ее в ходе §
р
№ и
§
выполнения всех видов учебной деятельности. Это достигается,
по мнению Е. В. Донгаузер, с помощью комплексной системной й
организации самостоятельной работы студентов на протяжении р§ всего периода изучения педагогики [5, 52].
В процессе педагогической подготовки будущих специали- а стов необходимо создать такие условия, в которых обучающиеся н§ сталкиваются с проблемными ситуациями, максимально приближенными к образовательному процессу школы. В таких ситуациях проявляется самостоятельность студентов: желание разобраться в них, определить цели работы, наметить пути их достижения на н§ каждом этапе разрешения ситуации, применить способы самоконтроля. у
Эффективным методическим приемом развития самостоятельности, безусловно, является привлечение обучающихся не только к самоанализу результатов разрешения проблемной ситуации,
С5
у
но и, что особенно важно, к анализу промежуточных результатов, эффективности используемых в решении способов и приемов. Такой подход к развитию самостоятельности способствует формированию осознанного, мотивированного отношения к учебной и будущей профессиональной деятельности.
Активизации самостоятельной работы, на наш взгляд, способствует применение в образовательном процессе проблемного метода обучения, так как он позволяет организовать мотивированную познавательную самостоятельную деятельность студентов, повышая интерес к обучению и стимулируя развитие у них творческих способностей и самостоятельности.
2 Материалы и методы (Materials and methods) Использование проблемного метода обучения в образовательном процессе в общеобразовательной школе и организациях высшего и среднего профессионального образования широко представлено в работах отечественных (Ю. К. Бабанский, И. А. Ильниц-кая, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин, С. Л. Рубинштейн и др.) и зарубежных (Дж. Дьюи, У Килпатрик, Дж. Брунер, В. Оконь и др.) ученых, которые обосновали проблемность обучения как ведущий принцип формирования знаний, умений и навыков, установили зависимость качества усвоения знаний от развития умственных качеств, структуры и логики мыслительных операций, разработали методы и приемы проблемного обучения, раскрыли роль проблемного обучения в формировании знаний и интеллектуальных умений обучающихся. | Необходимость применения проблемного обучения Л. С. Ру-
^ бинштейн объясняет тем, что решение теоретических и практичес-
и
сц ких задач, несмотря на их сущностные различия, требует активи-
зации мыслительных процессов, а также активном предметной познавательной деятельности обучающихся [6, 259].
Проблемное обучение, по мнению М. И. Махмутова, соче-
е
тает в себе и поисковую, и репродуктивную деятельность обуча- |
§
ющихся. Проблемное обучение включает взаимодействие препо- и давания и учения, ориентированное на формирование научного 3
о
§
мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, | устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в О
ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, де- у
л
терминированное системой проблемных ситуаций [7]. |
Сущность проблемного обучения, считает М. Н. Скаткин, состоит в том, что «учитель создает проблемную ситуацию и по-
£ §
с
е д о
казывает путь ее разрешения в его подлинных, но доступных уча- О
з
№ 8
щимся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по
пути решения» [8, 197]. Многие психологи и педагоги считают, ^
£
что проблемное обучение правомерно отнести к методам поиско- О вого и исследовательского обучения. Проблемное обучение явля-
ется «одним из видов обучения, основанных на использовании эв- § ристических методов» [9, 359]. О
На положительную мотивацию познавательно-поисковой деятельности обучающихся, по мнению А. С. Чибакова, оказывают влияние: новизна информации, нестандартная логика рассуждений, неожиданность выводов и др. Проблемное обучение является | мощным способом активизации учения, так как в процессе решения проблемной ситуации обучающимся приходится сравнивать, у анализировать, прибегать к аналогиям, абстрагировать, обобщать, конкретизировать, группировать, выделять, классифицировать, систематизировать знания [10].
о
У
Умение решать проблемы выступает важнейшей ключевой компетенцией, необходимой каждому человеку независимо от сферы его деятельности и повседневной жизни [11].
В основе проблемного обучения, по мнению А. М. Матюш-кина, лежит проблемная ситуация, которая характеризуется тем, что выполнение задания обучающимися требует от них поиска и усвоения новых неизвестных знаний или способов деятельности [12]. При этом мотивирующей основой поиска новых знаний являются выявленные противоречия.
М. И. Махмутов считает, что проблемная ситуация является начальным этапом реализации познавательной потребности обучающегося, сопровождающимся активностью мыслительной деятельности. При этом важнейшим условием успешной реализации проблемности в обучении является применение метода гипотезы в учебном процессе, так как «проблемы объективно детерминируется выдвижением гипотезы» [7, 94]. Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях [13]. Таким образом, основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация, решение которой побуждает обучающегося к самостоятельному поиску знаний.
Противоречия, лежащие в основе проблемной ситуации, определяют ее содержание и характер учебной деятельности обучающегося. В образовательном процессе могут возникать проб-| лемные ситуации, требующие поиска новых знаний, необходимых
^ для объяснения фактов и явлений педагогической действительнос-
и
сц ти; ситуации, в которых необходимо выдвинуть гипотезу и выбрать
способ ее проверки; ситуации, побуждающие к сравнению способов действий с познавательными трудностями, которые возникли у обучающихся в процессе решения учебных задач; ситуации,
ориентированные на установление межпредметных связей, осу- |
§
ществление переноса знаний и умений из одной дисциплины на о
¡о
предмет изучения другой. р
о
3 Результаты (Results)
ж
В процессе изучения педагогики студентам предлагались К проблемные ситуации исследовательского характера, требующие у
л
максимальной самостоятельности как в постановке проблемы, | так и в выборе способа ее разрешения. Таким образом, студенты учились обнаруживать противоречия, видеть проблему, формулировать задачи, требующие решения, определять и анализировать возможности разных способов решения проблемы. Роль преподавателя в этой ситуации существенно изменяется. Организуя про- й цесс поиска решения проблемы, он может активно взаимодейство- О вать со студентами, обсуждать причины возникновения проблемной С
о к
ситуации, рассуждать о возможных путях ее решения, высказывать §
свою точку зрения, опровергать возражения, демонстрировать ход к
Й
о §
своего научного поиска, движение собственной мысли. В этом случае преподаватели и студенты становятся соучастниками совместного поиска решения проблемы. По мере освоения студен-
§ * с р
л д с
т
в
к р
в
в и
тами технологии разрешения проблем, возникающих в образова- к
о
У
тельном процессе, участие преподавателя становится минимальным, а самостоятельность студентов — высокой. у Таким образом, осуществляется переход от действий сту-
8 а л
дентов, которые стимулировались деятельностью преподавателя, О
о
к самостоятельным действиям, связанным с обнаружением проб- §
лемы, самостоятельным решением и анализом полученных результатов.
К показателям сформированности самостоятельности в период обучения студентов педагогического вуза можно отнести: проявление познавательной активности в учебной деятельности студента; наличие умений и навыков приобретать и применять предметные знания самостоятельно без непосредственного участия и помощи преподавателя; способность свободно высказывать свою точку зрения, аргументировать и обосновывать свои взгляды, отстаивать свою позицию в дискуссии с оппонентом; принимать решения в соответствии со своими взглядами; самостоятельно разрабатывать алгоритм собственной деятельности, формулировать цель, продумывать последовательность действий, необходимых для достижения результата, находить необходимую информацию для принятия решения возникающих учебных, профессионально-педагогических проблем. 4 Обсуждение (Discussion)
Использование проблемного обучения позволило перейти от традиционной формы проведения семинарских и практических занятий, где основной целью является сообщение готовых теоретических знаний к решению задач - проблем, составленных или подобранных ситуаций, содержание которых отражает реальные события образовательного процесса общеобразовательной школы, то есть тех проблем, с которыми будущий учитель может столкнуться в практической деятельности. | Проблемное обучение предполагает такую организацию
^ обучения, при которой преподаватель сознательно создает про-
и
сц блемную ситуацию, включая студентов в активную творческую
деятельность по нахождению новых знаний и многообразных способов её разрешения. На практических занятиях педагог организует самостоятельную работу студентов, направленную на определение проблемы, поиск необходимой для ее решения информа- |
§
ции, используя психолого-педагогическую литературу и интернет- г
¡о
ресурсы, анализ и сравнение различных точек зрения ученых, ^
о
обобщение, формулирование выводов. В процессе активной познавательной деятельности студенты определяют объем и степень § усвоения изученного материала, осознают пробелы в знаниях, что у
л
стимулирует к поиску недостающей информации и ее изучению. |
Такая организация семинарских и практических занятий способствует не только более глубокому и осознанному усвоению
§ с
л д о
теоретических знаний, но и развитию умений самостоятельной §
№ 8
организации собственной познавательной деятельности.
Проблемное обучение осуществляется посредством при- й
менения таких методов, как проблемное изложение теоретиче- §
&
ского материала, в рамках которого студенты имеют возможность О
о §
наблюдать логику рассуждения, анализировать аргументирован- § ность выбора способа решения ситуации, осваивать алгоритмы § решения, используемые преподавателем. Данный метод широко используется при чтении лекции.
Использование частично-поискового или эвристического метода позволяет включать студентов в активный диалог, обсуж- § дение проблемной ситуации, осваивать методы и приемы поиска информации, включаться в практические действия решения про- у блемы. Кроме того, эвристический метод предоставляет студентам возможность самостоятельного решения проблемы.
о
У
Исследовательский метод широко используется при написании курсовых работ, выполнении проектной деятельности. В данном случае студенты самостоятельно определяют проблему исследования, его объект и предмет, выдвигают гипотезу, формулируют цель и задачи, обосновывают методологию исследования, разрабатывают не только план (содержание), но и программу эксперимента. Творческая самостоятельность, проявляющаяся в процессе написания курсовой работы или выполнения проекта, позволяет судить об уровне сформированности познавательной и профессиональной самостоятельности студентов.
Следует отметить роль проблемного метода обучения в развитии умений работать в команде, организуя совместную деятельность с сокурсниками и преподавателем, часто носящую творческий характер. В командной работе у студентов развиваются такие качества, как коллективная ответственность, креативность, самостоятельность, инициативность и коммуникативность.
В практике преподавания педагогики широко используются проблемные ситуации разного характера: 1) тематические ситуации, которые решаются в процессе изучения конкретной темы, их содержание охватывает круг вопросов, актуальных для данной темы; 2) комплексные ситуации, охватывающие тематику нескольких тем дисциплины и требующие использования междисциплинарных связей; 3) интегративные проблемные ситуации, решаемые на стыке предметных областей нескольких смежных дисциплин; 4) ситуационные, связанные с конкретными | фактами, событиями и явлениями, возникающими в повседнев-
^ ной образовательной практике; 5) ситуации, возникающие на кони
сц кретных учебных занятиях.
Формирование и развитие самостоятельности студентов осуществляется поэтапно. На первом, начальном или ознакомительном этапе студенты знакомятся с сущностью проблемного
л
обучения, типами проблемных ситуаций, подходами к выбору |
§
альтернативных решений. На втором этапе студенты рассматри- г вают типичные проблемные ситуации воспитательного и образо- ^
о
вательного характера, обнаруживают противоречия, проводят | сравнение, обобщение и систематизацию фактических данных, §
формулируют задачи, обосновывают и конкретизируют логику у
л
своих действий. На третьем этапе студенты вместе с преподавате- | лем разрабатывают алгоритм последовательных действий, приводящих к достижению результатов. На четвертом этапе студенты самостоятельно включаются в разрешение проблемной ситуации, применяют сформированные умения ее разрешения, анализируют полученные результаты, проводят рефлексию собственной
или формулируют проблемные ситуации и предлагают способы
- анализ и осознание проблемной ситуации;
- формулировка проблемной педагогической задачи;
§ с
л д о
№ §
8
№ 8
¡о
деятельности. На пятом этапе студенты самостоятельно находят §
&
л
о
о §
их решения, проявляют познавательную активность. §
В качестве основных элементов решения проблемной си- §
туации определены следующие: §
§
о
- актуализация теоретических знаний для обоснования ре- §
о
У
шения ситуации;
- составление плана (последовательности действий), необ- у ходимого для достижения результата;
- поиск необходимой для решения информации;
- выдвижение гипотезы решения проблемы;
- предложение альтернативных вариантов решения и выбор наиболее оптимального;
- осуществление системы действий, направленных на решение проблемы;
- анализ и проверка решения;
- оценка результатов решения, их сопоставление с известными психолого-педагогическими теориями и закономерностями.
Решение проблемных ситуаций является творческим процессом, в котором проявляются личностные качества будущего педагога, его способность быстро реагировать на ситуацию, улавливать её особенности, привлекать необходимые теоретические знания для принятия решения в ситуации неопределенности, включать в имеющуюся систему знаний новую информацию, способы ее переработки.
Студенты, сталкиваясь со сложными теоретическими или практическими вопросами, содержащими противоречие или противоположные мнения, испытывают трудности в их разрешении. Желание найти ответы на проблемные вопросы побуждает студентов к творческому поиску.
В процессе решения педагогических ситуаций студенты учатся анализировать причины и факторы их возникновения, мотивы поведения участников учебного или воспитательного процесса, определять противоречия, выдвигать гипотезу и находить варианты альтернативных решений, выбирать наиболее целесо-ниг образный вариант. Таким образом, разрешая педагогическую си-
^ туацию, в которой заключена проблема, студенты развивают про-
и
сц дуктивное творческое мышление. Поисковая и исследовательская
деятельность способствует развитию личностных качеств, проявляющихся в познавательной самостоятельности, в способности критически мыслить, в умении вырабатывать и аргументированно защищать точку зрения, убеждения и взгляды. |
§
В обучении студентов часто используются проблемные
за- г
дания, которые не тождественны проблемным ситуациям и отли- р
о
чаются от них тем, что любая проблемная ситуация может быть Л вызвана различными типами заданий.
определенных условий, к которым следует отнести следующие:
- проблемная ситуация должна соответствовать содержанию предметной области изучаемой дисциплины;
- степень трудности проблемной ситуации должна соответствовать степени развитию познавательных способностей и познавательным возможностям обучающихся;
- проблемное обучение должно носить системный характер. Следует отметить достоинства проблемного обучения, сис-
ж о
г о
Организация проблемного обучения требует создания у
л ж
¡0
§ с
е д о
№ о
Р
8
№
К К
- содержание проблемной ситуации должно вызывать ин- О терес и положительную мотивацию у обучающихся, быть акту- 1°
о о
альной для современного этапа развития образования; §
- проблемные ситуации должны быть практико-ориенти- О
рованными; §
о
о
тематическое использование которого дает возможность активизи- о
о
У
ровать мышление будущего педагога, развивать его наблюдательность, внимание, самостоятельность, ответственность, критич- у ность и другие качества, важные для профессии педагога. Кроме того, проблемное обучение обеспечивает прочность и осознанность усвоения теоретических знаний, применение их в практической
деятельности, представляющей череду проблемных ситуаций, требующих эффективного решения.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, самостоятельность следует рассматривать как профессионально важное качество, обеспечивающее успешность познавательной и профессионально-педагогической деятельности будущего педагога. Ведущим фактором развития самостоятельности является самостоятельность мышления, способность личности к саморазвитию.
Использование в учебном процессе методов и приемов проблемного обучения позволяет подготовить творческих, конкурентоспособных, высокопрофессиональных педагогов.
Проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности, развитию мотивации, активности, самостоятельности обучающихся, создает условия для творческого решения теоретических и практических задач, возникающих в образовательном процессе, пробуждает интерес к содержанию и методам организации учебного процесса, создает условия для саморазвития личности будущего педагога.
Библиографический список
1. Мамаева В. А. Теория и практика организации самостоятельной работы студентов в вуз // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 166-67.
2. Сорокина Л. Л. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации креативно-технологического подхода // Вестник Тамбовского университета.. 2017. Т. 22, № 5 (169). С. 88-94. (Гуманитарные науки).
3. Свиридова Г. Ф., Тимошенко А. Ю. Особенности организации са-
«
ж s
го
а ч
k-l мостоятельной работы студентов — бакалавров педагогического вуз // Мир
U и;
науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С 212-214.
4. Мирошниченко И. Н. Развитие самостоятельности студентов в современном образовательном процессе в вузе: педагогические подходы [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии : международный научно-практический журнал. 2020. № 6 (47). URL:https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie- е
Ж
samostoyatelnosti-studentov-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-v-vuze- §
pedagogicheskie-podkhody.html (дата обращения: 30.06.2022). и
S
5. Донгаузер Е. В. Методы оптимизации самостоятельной работы сту- kg
о
дентов вуза: из опыта преподавания дисциплины «Педагогика» // Педагогиче- ^
ское образование в России. 2016. № 3. С. 51- 56. §
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / под ред. академика РАО Ксении Альбухановой. М. : Издательство АСТ, 2020. - 720 с. ISBN: 9785-17-114740-2.
7. Махмутов М. И. Избранные труды : в 7 т. Т. 1. Проблемное обуче- § ние: Основные вопросы теории / сост. Д. М. Шакирова. Казань : Магариф- Р Вакыт, 2016. - 423 с. ISBN 978-5-905943-94-2. |
8. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1982. - 324 с.
9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков. Ростов-на- g
Дону : Феникс, 1998. - 540 с. ISBN 5-222-00239-X. Р
С
10. Чибаков А. С. Проблемно-модульная технология в профессио- §
ж
нальном обучении высокотехнологичным профессиям и специальностям
о
г §
§
у
ч е ж
So
ж
[Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Том 4, № 2. URL: g http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN216.pdf (дата обращения: 14.07.2022). |
11. Лапшова А. В. Методы проблемно-развивающего обучения / А. В. Лапшова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 5 (47). С. 154-159.
ж
12. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. о М. : Педагогика, 1972. 208 с. ^
13. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений совре- ^
й
менных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. 148-157 с. §
ж
л д
Г ж
г ж
№
V. S. Yelagina
ORCID No. 0000-0003-2469-9285 Professor (Full), Doktor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
THE TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING AS A MEANS OF DEVELOPING THE PROFESSIONAL INDEPENDENCE OF FUTURE TEACHERS
Abstract
Introduction. This article discusses the problem of developing students' professional independence through problem-based learning. Having such a professionally important quality as independence, a teacher can independently and responsibly make decisions in problematic situations of various kinds.
The professional independence of the future teacher is considered by us as an active and conscious activity of students, their purposefulness and perseverance in mastering the pedagogical profession, the application of psychological, pedagogical and subject theoretical knowledge in practical work, self-control and self-assessment of their intellectual, emotional and volitional qualities and pedagogical abilities. The degree of formation of professional independence is manifested in the ability to develop the problems of teaching and educating students in accord-Is ance with their pedagogical position and views, plan their pedagogical activities, make independent decisions in accordance with their own position and views, be responsible for the results
a
£
fi
and consequences of decisions made.
Materials and methods. The development of professional independence is provided by methods and techniques of problem-based learning, the use of which contributes to the for- _ mation of creative, competitive, competent teachers. The main ^
3
theoretical method in the study is the analysis of psychological 0 and pedagogical literature, which allowed to identify the advantages of problem-based learning for the development of in- p
3
dependence, to substantiate the importance of independence as 3
s
a professionally important quality, to determine the signs of in- a
3
dependence. The study used empirical methods, including ob- ^ servation and questionnaires.
Results. The role of problem-based learning for the development of independence of future teachers is shown. Methodological techniques and stages of using problem-based learning § in the process of developing professional independence are con- ^ sidered. The indicators of the formation of students' independence are determined: the manifestation of cognitive activity in g educational activities; the presence of skills and abilities to independently acquire and apply subject knowledge; the ability to § freely express their point of view, argue and justify their views, defend their position in a discussion with an opponent; make re- d sponsible independent decisions; develop an algorithm for their
t-i
3
a
13
<1'
a
s
3
3
kiS
3
n
3
own activities, formulate a goal, think through the sequence ac- c
3
tions necessary to achieve the result, to find the necessary infor- ^ mation to solve professional and pedagogical problems.
Discussion. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of developing independence as a
R
3
3 a
c ^
3
a
R
I
professionally important quality of a teacher allowed us to conclude about the high relevance of the problem under consideration, confirmed the high psychological and pedagogical potential of problem-based learning and its effectiveness for the development of independence of future teachers. The use of problem-based teaching methods allowed us to move from the traditional form of seminars and practical classes, the main purpose of which is to communicate ready-made theoretical knowledge, to solving problematic problems and situations reflecting real events of the educational process of the school, which the future teacher may encounter in his practical activities. Such organization of seminars and practical classes contributes not only to a deeper and more conscious assimilation of theoretical knowledge, but also to the development of skills of independent organization of one's own cognitive activity.
Conclusion. Independence as a professionally important quality ensures the success of the cognitive and professional-pedagogical activity of the future teacher. The development of independence is facilitated by the use of methods and techniques of problem-based learning in the educational process. Problem-based learning creates conditions for the activation of cognitive activity, the development of motivation, independence of students. Creative solutions to theoretical and practical problems arising in the educational process, arouses interest in the content and methods of organizing the educational process, creates conditions for the self-development of the personality of the future
£ teacher.
fi
^ Keywords: Problem learning; Problem methods; Problem
situation; Independence; Independent work; Future teacher. Highlights:
The expediency of using problem-based learning as a
means of developing the independence of future teachers in the _
S
process of their professional and pedagogical training at the uni- T
s
CS
versity is substantiated; o
The signs of independence as a professionally important y quality of future teachers are identified; p
3
The stages of using problem-based learning in the process S
?
of training future specialists are determined. a
S
The conditions for the effective use of problem-based ^ learning for the development of independence of future teachers
ganizaciya samostoyatel'noj raboty' studentov v usloviyax realizacii krea-
t-i
S Ö
3
are revealed. g
a s
a
References S
1. Mamaeva V.A. (2017), Teoriya i praktika organizacii sa- s
mostoyateV'noj raboty'' studentov v vuz [Teoriya i praktika organizacii sa- ^
v
mostoyatel'noj raboty' studentov v vuz], Mir nauki, kul'tury', obra- so
P
zovaniya, 5 (66), 166 - 67. (In Russian). n
Ott
2. Sorokina L.L. (2017), Organizaciya samostoyatel'noj raboty" S studentov v usloviyax realizacii kreativno-texnologicheskogopodxoda [Or- o
s
s i
S'
tivno-texnologicheskogo podxoda], Vestnik Tambovskogo universiteta. s
Seriya Gumanitarny'e nauki, 22, 5 (169), 88-94. (In Russian). s-
S
3. Sviridova G.F.& Timoshenko A.Yu. (2019), Osobennosti organ- S
s
izacii samostoyatel'noj raboty ' studentov — bakalavrovpedagogicheskogo S
n
vuz [Osobennosti organizacii samostoyatel noj raboty' studentov — ba- o
kalavrov pedagogicheskogo vuz], Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya, 2 ù] (75), 212-214. (In Russian).
4. Miroshnichenko I.N. (2020), Razvitie samostoyatel'nosti studen- a
es h
tov v sovremennom obrazovatel'nom processe v vuze: pedagogicheskie r
podxody [Razvitie samostoyatelnosti studentov v sovremennom obra-zovatel'nom processe v vuze: pedagogicheskie podxody], Mir pedagogiki i psixologii: mezhdunarodny'j nauchno-prakticheskij zhurnal, 6 (47), URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-samostoyatelnosti-studen-tov-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-v-vuze-pedagogicheskie-podkhody.html (Accessed: 30.06.2022). (In Russian).
5. Dongauzer E.V. (2016), Metody' optimizacii samostoyateVnoj raboty' studentov vuza: iz opy'taprepodavaniya discipliny' "Pedagogika" [Metody' optimizacii samostoyatel'noj raboty' studentov vuza: iz opy'ta prepodavaniya discipliny' "Pedagogika"], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 3, 51 -56. (In Russian).
6. Edr. Al'buhanova K., Rubinshtejn S.L. (2020), Osnovy' obshhej psixologii [Fundamentals of General Psychology], Izdatel'stvo "AST", Moscow, 720 p. ISBN 978-5-17-114740-2. (In Russian).
7. Comp. Shakirova D.M., Mahmutov M.I. (2016), Izbranny'e trudy' (v semi tomakh), [Selected writings (in seven volumes)], tom 1. "Problemnoye obucheniye: Osnovnyye voprosy teorii" [Vol. 1. "Problem-Based Learning: Main Questions of Theory" ], Magarif-Vaky't, Kazan', 423 p. ISBN 978-5-905943-94-2. (In Russian).
8. Edr. Skatkin M.N. (1982), Didaktika srednej shkoly' [Didaktika srednej shkoly], Prosveshhenie, Moscow, 324 p. (In Russian).
9. Avt.-sost. V.A. Mizherikov (1998), Psixologo-pedagogicheskij slovar' dlya uchitelej i rukovoditelej obshheobrazovatefny \ uchrezhdenij, [Psixologo-pedagogicheskij slovar' dlya uchitelej i rukovoditelej obshheo-brazovatel'ny'x uchrezhdenij], Feniks, Rostov-na-Donu, 540 p. ISBN 5-222-00239-X. (In Russian).
10. Chibakov A.S. (2016), Problemno-moduVnaya texnologiya v professionaVnom obuchenii vy'sokotexnologichny'm professiyam i spe-ciaVnostyam [Problemno-modul'naya texnologiya v professional'nom obuchenii vy'sokotexnologichny'm professiyam i special'nostyam], Inter-net-zhurnal "Mir nauki", 4, 2. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN216.pdf (Accessed: 14.07.2022). (In Russian).
11. Lapshova A.V., Chelnokova E.A., Chelnokov A.S., Lapshina I.A., Barabina I.E. (2020), Metody'problemno-razvivayushhego obucheniya
[Metodyproblemno-razvivayushhego obucheniya], Innovacionnaya esko-nomika: perspektivy ' razvitiya i sovershenstvovaniya, 5 (47), 154-159. (In Russian).
12. Matyushkin A.M. (1972), Problemny'e situacii v my'shlenii i obuchenii [Problem situations in thinking and learning], Pedagogika, Mos- h
ta
cow. 208 p. (In Russian). e
h
13. Sitarov V.A. (2009), Problemnoe obuchenie kak odno iz n
i
napravlenij sovremenny\ texnologij obucheniya [Problemnoe obuchenie y kak odno iz napravlenij sovremennyx texnologij obucheniya], Znanie. ^
r
Ponimanie. Umenie, 1. 148-157. (In Russian). 2
b
Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после рецензирования 05.06.2022; принята к публикации 25.06.2022.
to
a
s e d e
The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing a
s
05.06.2022; accepted for publication 25.06.2022. JS
л a a s
b
ft
£ b <1'
ft
P ft
s i
о' a
a
a
ft 3
ft a
ft ft a
о ft
^
S
ft
ft a
о ^
ft