Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРАКТИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЦЕННОСТНО-РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ / КОМАНДНАЯ ФОРМА РАБОТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А.

Введение. В данной статье основное внимание уделяется проблеме формирования универсальных учебных действий у будущих педагогов с целью подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - рассмотреть процесс формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих самостоятельное приобретение новых знаний и умений будущими педагогами в постоянно меняющихся условиях современного мира, а также теоретически обосновать и доказать его эффективность. Материалы и методы. В качестве основных методов исследования выступают анализ научной литературы по данной проблематике в трудах отечественных и зарубежных исследователей, нормативно-законодательные акты Российской Федерации в сфере высшего образования, диагностические методики, наблюдение, тестирование, методы обработки статистических данных. Результаты. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности формирования универсальных учебных действий на основе применения проблемного метода обучения на базе аутентичных текстов, внедрения в образовательный процесс командной формы работы и систематического самоанализа и самооценки обучающимися результатов своей познавательной деятельности. Анализ результатов подтвердил эффективность использованных методов и форм работы. Обсуждение. Проведён анализ работ ученых по проблеме формирования универсальных учебных действий, который зафиксировал достаточно широкую освещенность проблемы в современной педагогической науке. Актуальность и новизна тематики статьи подтверждается относительно небольшим количеством работ, посвященных данной проблеме в ракурсе образовательного пространства вуза. Заключение. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила наличие положительных изменений в уровне сформированности универсальных учебных действий у будущих педагогов, что свидетельствует о более высоком уровне готовности к будущей профессиональной деятельности. Основные положения: - спроектирован процесс формирования универсальных учебных действий у бакалавров по направлению педагогического образования; - выявлены три группы универсальных учебных действий, а именно когнитивные учебные действия, практико-коммуникативные действия, ценностно-регулятивные действия; - апробированы такие методы и формы работы, как проблемный метод обучения на базе аутентичных текстов и командная форма работы; - доказана их эффективность для формирования универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF ORGANIZING WORK ON THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Introduction. This article focuses on the problem of the formation of future teachers’ universal learning actions in order to prepare them for their future professional activities. The purpose of the article is to consider the process of forming universal learning actions that ensure the independent acquisition of new knowledge and skills by future teachers in the constantly changing conditions of the modern world, as well as to theoretically substantiate and prove its efficiency. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the problem in the works of domestic and foreign researchers, the regulatory and legislative acts of the Russian Federation in the field of higher education, diagnostic techniques, observation, testing, methods for processing statistical data. Results. The results of experimental work testify to the efficiency of the formation of universal learning actions based on the application of a problem-based teaching method based on authentic texts, the introduction of a team form of work into the educational process and systematic self-analysis and self-assessment by students of the results of their cognitive activity. Analysis of the results confirmed the efficiency of the methods and forms of work which were used. Discussion . Analysis of scientists’ works on the problem of universal learning actions’formation is carried out, which states a fairly wide coverage of the problem by modern pedagogical science. The relevance and novelty of the subject of the article is confirmed by a relatively small number of works devoted to this problem from the perspective of the educational space of the university. Conclusion. The conducted experimental work showed significant changes in the level of formation of universal learning actions among future teachers, which indicates a higher level of readiness for future professional activities. Highlights: The process of forming future teachers’universal learning actions was designed; Three groups of universal learning actions are defined, namely cognitive learning actions, practical-communicative actions, value-regulatory actions; Such methods and forms of work as a problematic method of teaching based on authentic texts and a team form of work have been tested; Their efficiency for the formation of universal learning actions is proved.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

о «

ж

О б ¡S3

s

50 SJ

»а а

йн

^

Si §

ж

50 Ж

о

tq ^

hq

Научная статья УДК 378.937 ББК 74.480.26

DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.003

Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3

1ORCID № 0000-0001-6638-6610 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

2ORCID № 0000-0001-5980-5450 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

3ORCID № 0000-0001-6644-4091 Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация

Введение. В данной статье основное внимание уделяется проблеме формирования универсальных учебных действий у будущих педагогов с целью подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Цель статьи — рассмотреть процесс формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих

© Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А., 2022

самостоятельное приобретение новых знаний и умений будущими педагогами в постоянно меняющихся условиях современного мира, а также теоретически обосновать и доказать его эффективность.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования выс- Ы

кого самоанализа и самооценки обучающимися результатов своей познавательной деятельности. Анализ результатов подтвердил эффективность использованных

универсальных учебных действий, который зафиксировал достаточно широкую

г а

ж

тупают анализ научной литературы по данной проблематике в трудах отечественных и зарубежных исследователей, нормативно-законодательные акты Российской Федерации в сфере высшего образования, диагностические методики, наблюдение, тестирование, методы обработки статистических данных. "к

р

Результаты. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетель- а

о

ствуют об эффективности формирования универсальных учебных действий на ос- т

ы

нове применения проблемного метода обучения на базе аутентичных текстов, о внедрения в образовательный процесс командной формы работы и систематичес- о

рми ир

о

№ а

методов и форм работы. |

Обсуждение. Проведён анализ работ ученых по проблеме формирования ж

и

№ е

рс

освещенность проблемы в современной педагогической науке. Актуальность и но- л

ь

визна тематики статьи подтверждается относительно небольшим количеством ра- ы

х

бот, посвященных данной проблеме в ракурсе образовательного пространства вуза. V

Заключение. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила наличие положительных изменений в уровне сформированности универ-

е

сальных учебных действий у будущих педагогов, что свидетельствует о более вы- с

соком уровне готовности к будущей профессиональной деятельности. и

Й

Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция, универсальные «>

об

учебные действия; когнитивные учебные действия; практико-коммуникативные р

з

о

№ а

действия; ценностно-регулятивные действия; проблемный метод обучения; аутентичные тексты; командная форма работы.

Основные положения: н

о

- спроектирован процесс формирования универсальных учебных действий у бакалавров по направлению педагогического образования;

- выявлены три группы универсальных учебных действий, а именно ко- ра гнитивные учебные действия, практико-коммуникативные действия, ценностно-регулятивные действия;

- апробированы такие методы и формы работы, как проблемный метод а

обучения на базе аутентичных текстов и командная форма работы;

- доказана их эффективность для формирования универсальных учебных действий.

1 Введение (Introduction)

В современном обществе изменились цели образования. Образование стало рассматриваться как непрерывный процесс, который не прекращается при завершении какой-либо конкретной ступени образования. Основная идея заключается в непрерывности процесса самообразования и обучения в течение всей жизни. Социальный заказ общества нацелен на поиск универсальных способов познания и на помощь обучающимся самостоятельно видеть проблему, находить необходимую информацию и самостоятельно принимать решения. Для этого оказывается недостаточным обучение конкретным знаниям, умениям и навыкам. Человек XXI века должен уметь самостоятельно конструировать смысловую картину постоянно развивающегося мира, что невозможно без сформированной учебно-познавательной компетенции как основы эффективной самостоятельной познавательной деятельности личности. Именно эта компетенция лежит в основе непрерывного са-

0 мообразования и, как следствие, обеспечивает личностное развитие на

ко

й протяжении всей жизни. Учебно-познавательная компетенция, сфор-

ор мированная на достаточно высоком уровне, помогает личности прини-

ко

и мать решения в нестандартных ситуациях и сохранять высокий уровень

^ резильентности в кризисных ситуациях, отсутствие которой негативно

| влияет на уровень стрессоустойчивости педагога в процессе професси-

вс

«

а

йн

ональной деятельности [1].

^ Данная компетенция предполагает умения личности определять

§

цели, планировать деятельность, анализировать пути достижения по-

о к н е н

о р

а

tq

^ ции выделяются три основных составляющих, а именно, когнитивно-

hq

ставленной цели и полученные результаты, а также критически оценивать собственную деятельность. В учебно-познавательной компетен-

щихся формируются универсальные учебные действия, выступающие

цессами и делятся на исследовательские (определение и формулировка познавательной цели, выдвижение гипотез и их подтверждение) и ин-

ö -к к к 3 а

о

ориентированный компонент, деятельностно-ориентированный и ценностно-ориентированный компоненты.

Когнитивно-ориентированный компонент включает представ- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ление о способах получения знаний и умение их приобретать. Деятель- | ностно-ориентированный компонент позволяет проанализировать проб-

ж

лему с учётом приобретённых знаний, определить пути её решения и выбрать наиболее адекватный способ достижения цели. Ценностно-ориентированный компонент предполагает анализ положительных и отрицательных сторон собственной деятельности в процессе достижения поставленной цели, а также оценку и обобщение полученного опыта. В про- о

о

цессе формирования учебно-познавательной компетенции у обучаю- 3

3

о

§

в качестве базового элемента умения учиться. Под ними понимается к

S

парадигма способов действий обучающихся и навыков учебной дея- а тельности, которые дают возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения в постоянно меняющихся условиях жизни в самых разных предметных областях.

Исходя из структуры учебно-познавательной компетенции, мы выделяем три группы универсальных учебных действий. Когнитивные

е

учебные действия направлены на управление познавательными про- о

|

№ к

Ki № о

формационные (поиск необходимой информации, её селекция и даль- g

о

нейшее применение). Формирование этих универсальных учебных | действий тесно связано с формированием у будущего выпускника вуза информационно-аналитической компетенции, которая определяет способность и готовность специалиста любой сферы деятельности к работе с информацией в аспекте ее сбора, переработки и преобразования как для достижения профессиональных целей, так и для личностного развития человека [2, с. 170].

ж к

о е

3

о

ig о* ж о* № V ч е

ж

Практико-коммуникативные действия, реализующие деятель-ностно-ориентированный компонент, обеспечивают организацию и регулирование межличностного общения и сотрудничества обучающихся. Эти умения включают в себя планирование совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса, определение круга задач, способность разрешать и находить пути выхода из межличностных конфликтов, умение представлять свою точку зрения и умение аргументировать свою позицию. Это предполагает владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с принятыми в обществе этическими нормами и моральными ценностями.

Ценностно-регулятивные действия, которые являются основой для организации, анализа и оценки обучающимися своей познавательной деятельности, охватывают такие этапы работы, как целеполагание и планирование, прогнозирование и контроль результатов собственной деятельности, оценку и коррекцию при возникающих проблемах. Именно ценностно-регулятивные действия позволяют обучающимся оставаться резильентными в кризисных ситуациях и, даже в случае получения негативного опыта, продолжать работу по достижении цели.

Таким образом, организация процесса обучения в вузе с учётом выделенных компонентов будет способствовать формированию универ-

ко

н

е р

ор сальных учебных действий и, следовательно, учебно-познавательной

3

компетенции на более высоком уровне, что позволит выпускникам быть подготовленными к профессиональной жизни и получать новые знания.

| 2 Материалы и методы (Materials and methods)

вс

а Ориентируясь на приоритетную задачу современного образова-

^ ния — подготовку будущих бакалавров к профессиональной деятель-

о

ности — мы постарались с целью формирования учебно-познаватель-

ко

ен ной компетенции обучающихся организовать процесс обучения на фа-

но

^ культете иностранных языков Южно-Уральского государственного гу-

tq

^ манитарно-педагогического университета в рамках преподавания

hq

курса «Практикум профессиональной коммуникации на немецком языке» с учетом когнитивно-ориентированного, деятельностно-ориен-

тированного и ценностно-ориентированного компонентов. °

а

Для развития когнитивных учебных действий (исследовательс- |

ких и информационных) мы сделали акцент на применении проблемного г

ан

метода обучения на основе аутентичных текстов, которые, как и любой аутентичный материал на уроке иностранного языка, обладают высо-

ятельно добывать знания для достижения поставленной цели, в резуль-

тию мотивации. Обучающиеся включаются в поисковую и исследова-

торая предполагает диалог, взаимодействие, сотрудничество [4, с. 301]. Обучающиеся мобилизуют свой интеллектуальный потенциал для выд-

а

и

и

ким дидактическим потенциалом и придают более яркую психоэмоци- б

а о

ональную окраску занятию, что, в конечном итоге, создает положительную эмоциональную атмосферу и формирует речевые умения и на-

о

выки обучающихся [3]. Перед обучающимися ставится задача самосто- М

и

р о

№а

тате чего развивается продуктивное мышление и пробуждается интерес |

ю

к познавательной деятельности, что способствует дальнейшему разви- ж

и

№ е р

са

тельскую деятельность, это создаёт новые возможности для субъект- ь

н

субъектного общения педагога и обучающегося, одним из важнейших механизмов которого с позиции теории педагогического взаимодействия, как подчеркивает Е. Ю. Пономарёва, является переход от автори-

е

тарной парадигмы педагогического взаимодействия к партнерской, ко- с

х у

ч е

бн

№ и

Й №

бр

вижения гипотезы и, решая последовательно ряд задач, ищут ее под- аз

о№

тверждение и достигают поставленной цели исследования. При реали- а зации проблемного метода обучения создаётся обстановка увлечённости и поиска, обучающиеся в живой дискуссии учатся аргументировать свою точку зрения.

Применяемые аутентичные тексты не искажают объективную картину мира, а оптимизируют процесс обучения иностранному языку и облегчают знакомство с культурой страны изучаемого языка, способст-

вуя формированию вторичной языковой личности. Они иллюстрируют функционирование языка, его содержание, поддерживают когнитивный интерес обучающихся, создают условия для перехода к самостоятельной деятельности по поиску и сортировке необходимой информации. Аутентичные тексты способствуют развитию мышления и логики, побуждают к анализу и стимулируют более успешное формирование исследовательских и информационных учебных действий.

С целью формирования практико-коммуникативных действий в качестве основной формы организации работы обучающихся выступала командная форма обучения. При такой форме работы обучающиеся взаимодействуют друг с другом для решения учебных задач, они учатся совместно работать, поддерживая друг друга, чувствуют ответственность за общее дело, что способствует формированию командного духа. Работая в команде, обучающиеся вынуждены учитывать мнение каждого участника, предупреждать возможные конфликты либо грамотно выходить из них, координировать свою деятельность с учётом объёма поставленных задач.

Обучающиеся участвовали в ролевых играх, проводили переговоры, представляли проекты, брали интервью и монтировали радиопередачу. При такой организации учебной деятельности изменяется и функ-

§ ж

^ ция преподавателя: он уже не планирует и не контролирует каждый

в команде, помогает избежать кризисных ситуаций и при необходимости

этап работы обучающихся, а выступает в качестве фасилитатора, направляет обучающихся, ориентируя их на самостоятельный поиск,

| побуждает к правильной оценке объёма работы, распределению ролей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

»а а

йн

^ даёт советы по резильентному выходу из кризисных ситуаций, сопро-

^ вождает обучающихся в поиске решения поставленных задач.

§ После рассмотрения каждой темы и выполнения задач проблемен

^ ного характера в процессе командной работы перед обучающимися

^ ставится задача — проанализировать и дать оценку результатам своей

познавательной деятельности и внести коррективы по её улучшению, что является основой для формирования ценностно-регулятивных действий. Формы работы на данном этапе могут быть различными: круглый °

а

стол, написание эссе, дискуссия. Обучающиеся не только оценивают т приобретённые знания, но и вносят необходимые коррективы. Это по-

ан

может им предвидеть трудности в будущей профессиональной деятельности и прогнозировать возможные проблемы, находить пути их наибо-

представляет собой лонгитюд, мы рекомендуем систематически ис-

3 Результаты (Results)

ной деятельности. Это не только обеспечивает познавательную и мыслительную активность, но и улучшает умения получения, переработки

а

к и

и р

лее эффективного и бесконфликтного решения и обосновывать свой аб

а о

осознанный выбор.

Учитывая то, что универсальные учебные действия имеют

о

сложную, многоступенчатую структуру и процесс их формирования рм

и

р о

№а

пользовать данные виды работы для более успешного формирования ни

универсальных учебных действий у студентов-бакалавров. ж

и

№ е р

са

Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Ураль- ль

н

ского государственного гуманитарно-педагогического университета х

уч

позволяет констатировать тот факт, что систематическая работа по еб

н

формированию универсальных учебных действий способствует также

е

более успешной подготовке обучающихся к будущей профессиональ- с

№ и

Й №

бр

информации и продуцирования собственных сообщений. Студенты по- 3

о№

сле прохождения педагогической практики в школе отмечают, что а сформированные универсальные учебные действия позволяют им ориентироваться как в учебно-информационных стратегиях, так и в стратегиях учебного сотрудничества, что даёт возможность отбирать учебный материал, планировать учебную деятельность, ставить задачи и цели, решать и достигать их. Они могут легко и эффективно организовывать командную работу и выступать в качестве фасилитатора.

а

о

о

а а о

Is а

о «

ж

Ж

о

tq

4 Обсуждение (Discussion)

Проблема формирования универсальных учебных действий в целом достаточно широко освещается в современной педагогической науке, однако, число работ, посвященных данной проблеме в ракурсе образовательного пространства высшей школы достаточно невелико, что подтверждает новизну и актуальность работы. Согласно точке зрения Т. С. Котляровой, Н. В. Савиной, М. Н. Федотовской и, универсальные учебные действия личности, сформированные на должном уровне, являются гарантами успешности человека в современном, динамично изменяющемся мире и формируют у каждого, кто обладает ими, вектор самообразования, позволяют формировать способность и готовность личности применять полученные знания в повседневных ситуациях практической деятельности, характеризующихся различным содержанием и модальностью, а также позволяют гибко реагировать на сложившуюся ситуацию, оперативно принимать наиболее грамотные, обдуманные и взвешенные решения и решать многообразные жизненные и профессиональные задачи наиболее успешно и эффективно[5, с. 86].

Вслед за Р. И. Суннатовой мы полагаем, что направленность педагога на взаимодействие с обучающимися, обеспечиваемая универсальными учебными действиями, выступает как эффективный ресурс

§

н

б

^ для установления с ними доверительного контакта, для возникновения

эмпатии, а также способствует сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога [6, с. 326]. Продолжение этих идей

| мы находим в работе Н. А. Чернышовой, которая справедливо отмечает,

о

»а

а

йн

что зачастую школьники не имеют ясных и четких представлений о по-

^ нятии универсальных учебных действий и об их содержании. Нередко ^ школьники не осознают, какую информацию пытается им передать учитель помимо основного программного материала, а потому они обучаются «вслепую», не осознавая до конца, что же они осваивают [7, с.

^ 97]. Только учитель нового поколения, обладающий сформированными

hq

на достаточном уровне универсальными учебными действиями, может эффективно формировать эти действия у обучающихся, которым преподает тот или иной предмет. ^

п

Проблема формирования универсальных учебных действий в ра- т курсе работы с большими объемами информации рассматривается в рабо- рг

ан

тах О. М. Корчажкиной, которая рассматривает учителя как посредника в освоении обучающимися интегрированной из различных источ-

версальных учебных действий, понимает их сущность и предназначение

С положениями, озвученными нами в настоящей статье, корре-

лялось в подготовке и представлении проектов, ведении переговоров, являющихся важным аспектом квазипрофессиональной деятельности

а

-к и

и

ников информации и работе с ней, а также в эффективном использовании »

а

о

арсенала интерактивных средств в процессе решения разного рода проблемных учебных задач [8, с. 20]. Очевидно, что стать таким посредником

о

учитель может лишь при условии, если он сам владеет комплексом уни- рм

и

р

о

ва

и умеет эффективно пользоваться ими для решения поставленных искус- |

ственно или возникающих естественным путем насущных задач. ун

и

в е р

са

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лируют идеи, которые озвучили Н. А. Семенова и Е. А. Латыголец. Ав- ь

н

о*

у

ч е

н

торы отождествляют проектные умения с универсальными учебными действиями и видят возможность их формирования в решении проектных задач [9]. Это позволяет обучающимся с практической точки зре-

е

ния подойти к проблеме анализа и поиска наиболее эффективных и ар- с гументированных решений той или иной проблемы посредством и

выполнения цепочки конкретных действий. о

р

Формирование универсальных учебных действий студентов, ^

ов

обучающихся на факультете иностранных языков Южно-Уральского а государственного гуманитарно-педагогического университета, также проходило в условиях выполнения ими определенных проектных заданий, предполагающих опору на системно-деятельностный подход, инициативность, активность, самостоятельность и творчество, что прояв- ра

а

будущих педагогов, а также в организации интервью и монтировании радиопередачи, в чем проявились творческие способности и креативность обучающихся. Все это позволило формировать универсальные учебные действия будущих педагогов в условиях вовлечения их в активный творческий процесс, способствующий самореализации и развитию мотивации к профессионально-педагогической деятельности в современной школе.

5 Заключение (Conclusion)

Полученный опыт по организации образовательного процесса подготовки будущих педагогов не претендует на всестороннее и комплексное решение проблемы эффективного формирования у них универсальных учебных действий, однако он подтверждает действенность применения рассмотренных выше методов и форм обучения. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность их использования и констатировала значимые качественные изменения.

Библиографический список

1. Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А. Формирование интерактивной компетенции будущих педагогов как основа педагогической резильентно-сти // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1 (161). С. 46-64.

2. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно -ана-

^ литической компетенции будущих учителей // Вестник Шадринского государ-

fca

ственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 169-174.

§

g 3. Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Слабышева А. В., Штыкова Т. В. Форми-

«

рование интереса к изучению иностранных языков в процессе использования

§ ж

О !

аутентичных аудиоматериалов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 242-257.

о

ж 4. Пономарёва Е. Ю. Психологические аспекты субъект-субъектного пе-

ж о

^ зования. 2019. № 64-2. С. 299-301.

^ 5. Котлярова Т. С., Федотовская М. Н., Савина Н. В. Продуктивные тех -

дагогического взаимодействия // Проблемы современного педагогического обра-

нологии как способ формирования универсальных учебных действий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (38). С. 86-91.

6. Суннатова Р. И. Субъектность педагога как субъекта универсальных учебных действий // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 312-328.

7. Чернышова Н. А. Формирование учителями стратегий учения школь- . ников // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 3. С. 95-109. 3

а

о

3

8. Корчажкина О.М. Развитие методологической культуры учащихся при организации информационно-познавательной деятельности // Информатика и об-

9. Семёнова Н. А., Латыголец Е. А. Формирование универсальных учеб-

разование. 2019. № 6 (305). С. 16-25. О

а ii

ных действий в процессе решения проектных задач // Научно-педагогическое обо- 3'

зрение. 2019. № 4 (26). С. 21-26. |

&

Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3 3

1ORCID No. 0000-0001-6638-6610 £

О

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, I

a

Associate Professor at the Department of German Language and German °

3

Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical £

3

University, Chelyabinsk, Russia.

О

E-mail: [email protected]

о

2ORCID No. 0000-0001-5980-5450 |

3

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical s

University, Chelyabinsk, Russia.

s

E-mail: [email protected] E

C

3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 tt

i

Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology, a

Lecturer at the Department of German Language and German Language pp

Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected] U

i r

3

a о №

EXPERIENCE OF ORGANIZING WORK ON THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Abstract

Introduction. This article focuses on the problem of the formation of future teachers' universal learning actions in order to prepare them for their future professional activities. The purpose of the article is to consider the process of forming universal learning actions that ensure the independent acquisition of new knowledge and skills by future teachers in the constantly changing conditions of the modern world, as well as to theoretically substantiate and prove its efficiency.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the problem in the works of domestic and foreign researchers, the regulatory and legislative acts of the Russian Federation in the field of higher education, diagnostic techniques, observation, testing, methods for processing statistical data.

Results. The results of experimental work testify to the efficiency of the formation of universal learning actions based on the application of a problem-based teaching method based on authentic texts, the introduction of a team

ko form of work into the educational process and systematic self-analysis and

en

self-assessment by students of the results of their cognitive activity. Analysis

o

of the results confirmed the efficiency of the methods and forms of work which

were used.

Discussion. Analysis of scientists' works on the problem of universal learning actions'formation is carried out, which states a fairly wide coverage of the problem by modern pedagogical science. The relevance and novelty of the ^ subject of the article is confirmed by a relatively small number of works devoted ¡^ to this problem from the perspective of the educational space of the university.

Ü"

n

n

o

oq teachers, which indicates a higher level of readiness for future professional

Conclusion. The conducted experimental work showed significant changes in the level of formation of universal learning actions among future

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

activities.

Keywords: Educational and cognitive competence; Universal learning activities; Cognitive learning activities; Practical and communicative actions; value-regulatory actions; Problematic teaching method; Authentic texts; Command form of work.

Highlights: .

The process of forming future teachers'universal learning actions was №

s №

designed;

Three groups of universal learning actions are defined, namely cognitive

learning actions, practical-communicative actions, value-regulatory actions; О

a

Such methods and forms of work as a problematic method of teaching

n authentic texts and a team form of work have been tested;

Their efficiency for the formation of universal learning actions is

proved.

о &

0 a

References jf

1. Bystraj E.B., Baronenko E.A. & Rajsvih Yu.A. (2021), Formiro- |

a

vanie interaktivnoj kompetencii budushchih pedagogov kak osnova pedagog- 0

a

icheskoj rezil'entnosti [Formation of future teacher interactive competence as a f

un

basis of pedagogical resilience], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo Ver

gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 1 (161), 46-64. (In Russian).

2. Skorobrenko I.A. & Vorozhejkina A.V. (2019), Rol' samostoyatel'noj e?

ar

raboty studentov pedagogicheskogo vuza v processe formirovaniya informacionno - a

ng

analiticheskoj kompetencii budushchih uchitelej [The role of pedagogical uni- a

ct

versity's students' independent work in the process of forming the future teach- o

ns

ers' information-analytical competence], Vestnik Shadrinskogo gosudarstven nogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (44), 169-174. (In Russian). e

3. Bystraj E.B., Belova L.A., Slabysheva A.V. & Shtykova T.V. Ц (2020), Formirovanie interesa k izucheniyu inostrannyh yazykov v processe t

ispol'zovaniya autentichnyh audiomaterialov [Forming interest in the study of a

1

foreign languages in the process of using authentic audio materials], Perspek- p tivy nauki i obrazovaniya, 1 (43), 242-257.(In Russian). e

th

e

4. Ponomaryova E.Yu. (2019), Psihologicheskie aspekty sub'ekt

sub'ektnogopedagogicheskogo vzaimodejstviya [Psychological aspects of sub- U

ni

ject-subject pedagogical interaction], Problemy sovremennogo pedagog- e

r

icheskogo obrazovaniya, 64-2, 299-301. (In Russian).

У

5. Kotlyarova T.S., Fedotovskaya M.N. & Savina N.V. (2019), Produk-tivnye tekhnologii kak sposob formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij [Productive technologies as a way of forming universal learning actions], Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, 4 (38), 86-91. (In Russian).

6. Sunnatova R.I. (2020), Sub'ektnost' pedagoga kak sub'ekta universal'nyh uchebnyh dejstvij [The subjectivity of a teacher as a subject of universal educational actions], Perspektivy nauki i obrazovaniya, 1 (43), 312-328. (In Russian).

7. Chernyshova N.A. (2020), Formirovanie uchitelyami strategij ucheniya shkol'nikov [Formation by teachers of schoolstudents' learning strategies], Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya, 12, 3, 95-109. (In Russian).

8. Korchazhkina O.M. (2019), Razvitie metodologicheskoj kul'tury uchashchihsya pri organizacii informacionno-poznavatel'noj deyatel'nosti [The development of students' methodological culture while organizing information and cognitive activities], Informatika i obrazovanie, 6 (305), 16-25.(In Russian).

9. Semyonova N.A. & Latygolec E.A. (2019), Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v processe resheniya proektnyh zadach [Formation of universal educational actions in the process of solving project tasks], Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 4 (26), 21-26. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.

en

r b

g The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing

ro

$5 28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.

h c

e

R £

,ok n e n o r a

cq £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.