Научная статья на тему 'Анализ использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Омского танкового инженерного института'

Анализ использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Омского танкового инженерного института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИЯ / САМООБУЧЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / VOCATIONAL TRAINING / AN INNOVATION / SELF-TRAINING / MILITARYPROFESSIONAL WORK / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашин В. Н.

Проведенный анализ использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Омского танкового инженерного института показывает, что использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и их соответствия современным требованиям, предъявляемым основными задачами реформирования Вооруженных сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ромашин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of useage of innovative pedagogical technologies in Educational process of Omsk tank engineering institute named after Marshal of Soviet Union P. K. Koshevoy

The lead analysis of useage of innovative pedagogical technologies in educational process of Omsk tank engineering institute shows, that use of innovative pedagogical technologies in educational process allows to raise quality military vocational train-ing the future officers and their conformity to the modern requirements shown by the primary goals of reforming of Armed forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Омского танкового инженерного института»

3. Нагаев И.Б. Педагогическая технология развития военнопрофессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии : дисс. „.канд. пед. наук. — Омск, 2004. — 78 с.

4. Копусова В.В. Формирование нравственных ориентаций сельских подростков : автореф. дис. „.канд. пед. наук. — Ярославль, 2000. — 78 с.

КОМИССАРОВ Сергей Михайлович, преподаватель кафедры технологии производства БТВТ (бронетанковой техники).

Статья поступила в редакцию 11.02.2009 г.

© С. М. Комиссаров

УДК 378:355 В. Н. РОМАШИН

Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКОГО ТАНКОВОГО ИНЖЕНЕРНОГО ИНСТИТУТА________________________________

Проведенный анализ использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Омского танкового инженерного института показывает, что использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и их соответствия современным требованиям, предъявляемым основными задачами реформирования Вооруженных сил Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, инновация, самообучение, военнопрофессиональная деятельность, педагогическая технология, информатизация.

Во все времена люди были крайне заинтересованы в освоении знаний, их применении, накоплении и передаче последующим поколениям. Нельзя даже ставить под сомнение положение о том, что поддержание на высоком уровне системы подготовки кадров должно являться приоритетной задачей, предметом особого внимания государства. Правильно оценивая значение знаний как стратегического фактора развития и фундамента национальной безопасности, передовые страны мира постоянно и планомерно наращивают уровень и качество образования и делают все возможное для воспроизводства и накопления образовательных ресурсов. А снижение уровня образованности нации рассматривается ими как фактор национального несчастья [1].

Военное же образование, являющееся составной частью системы образования страны, решая задачу подготовки военных кадров, непосредственно реализует выполнение прямых защитных функций государства.

Перемены, происходящие в России, свидетельствуют о том, что страна от относительно стабильного этапа своей истории переходит к фазе динамического развития. Кардинальным изменениям подвергаются все стороны общественной жизни. Этим обусловлена и необходимость трансформации системы образования, в том числе и военного. Определенная работа по его реформированию ведется [2].

В настоящее время обучение в вузах Министерства обороны РФ, в том числе и в ОТИИ (Омском танковом инженерном институте), ведется по новым

учебным планам и программам на основе ГОС ВПО. При их разработке удалось достичь значительного усиления военно-профессиональной составляющей в подготовке курсантов, не отступая от принципа «Учить войска тому, что необходимо на войне».

Курсанты обучаются умению эксплуатировать ВВТ (вооружение и военную технику) различных образцов, непосредственно управляя ими, работая на тренажерах, используя на учебных занятиях компьютерные программы-симуляторы. Заметим, что необходимость использования таких технологий вызвана, в первую очередь, происходящей в настоящее время модернизацией вооружения и военной техники, находящейся в войсках. В результате курсант, изучая в военном вузе один образец военной техники, по прибытии в войска может принять под командование подразделение, где на вооружении будет стоять совершенно другой модернизированный образец, иногда значительно отличающийся от изучавшегося в вузе прототипа. В итоге командиры частей предъявляют претензии к качеству подготовки офицера.

Использование информационных технологий в ОТИИ ориентирована на специфику военно-инженерной деятельности. Так, на кафедре технической механики с целью повышения качества усвоения курсантами 3-го курса учебного материала по дисциплине «Детали машин» при выполнении курсового проектирования применяется универсальная программа «MathCad»; по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» применяются компьютерные графические редакторы «Компас-М» и «AutoCad».

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

С помощью данных компьютерных программ курсант приобретает умение работать с технической документацией, проводить расчеты и моделировать технологические процессы.

С 2007 года проводится эксперимент по внедрению мультимедиа установки на практических занятиях (контроль решения задач, оптимизация проверки теоретической подготовки; демонстрация схем, рисунков, алгоритмов в динамике).

К инноватике можно отнести практику изучения новых перспективных образцов военной техники на предприятиях промышленности, выполнение выпускных квалификационных работ наиболее подготовленными курсантами, проявившими склонность к научно-исследовательской деятельности в научноисследовательских организациях Министерства обороны РФ и в конструкторских бюро предприятий ВПК, что во многом способствует развитию мотивации у курсантов к освоению военной специальности [3].

Инновационная деятельность, проводимая ОТИИ, актуализирует проблему готовности курсантов к обучению в условиях использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе [3]. Для оценки готовности было проведено анкетирование 285 курсантов 1—5 курсов. По мнению респондентов, подобные занятия:

— позволяют уяснить перспективы развития военной техники на ближайший период и определить для себя приоритеты в профессиональном становлении — 69,0 %;

— помогают в написании выпускной квалификационной работы — 57,0 %;

— позволяют оценить уровень своей военно-профессиональной подготовки — 53,0 %;

— нацеливают на необходимость совершенствования своих военно-профессиональных знаний, умений и навыков в течение всего периода службы в армии — 51,0 %.

В целях привития практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению в институте проводятся ротные тактико-специальные учения (комплексное ТСУ с элементами военной игры), курсанты участвуют в войсковых (специальных) учениях, проводящихся в том регионе, где расположен военный вуз.

Участие курсантов в войсковых учениях является одной из самых эффективных форм их профессиональной подготовки. Основными условиями успешного профессионального становления будущих офицеров в процессе их участия в войсковых учениях можно считать:

а) предварительную подготовку курсантов, принимающих участие в учениях, заключающуюся в организации дополнительных занятий по изучению целей, задач и предполагаемых результатов учений; проведение тренажей на военной технике в целях совершенствования у курсантов навыков работы в составе экипажей (расчетов); организацию моральнопсихологической подготовки курсантов к предстоящей работе;

б) подбор экипажей с учетом психологической совместимости курсантов и опыта совместной работы на тактико-специальных занятиях и учениях;

в) обеспечение курсантов материальными средствами, необходимыми для организации жизни и быта в районе учений, в полном объеме;

г) проведение всех необходимых видов технического обслуживания на военной технике, привлекаемой к учениям;

д) предоставление курсантам большей самостоятельности в процессе подготовки к учениям и непосредственно на учениях.

По отзывам курсантов, основными положительными моментами влияния учений на профессиональное становление будущих офицеров являются:

а) повышение самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, понимание того, что от твоей деятельности зависит успех всего воинского коллектива;

б) получение таких практических навыков и умений, которые нельзя сформировать в военном вузе и которые определяются, в первую очередь, наличием реальных условий боевой деятельности, не дающих права на ошибку, так как повторного выполнения конкретного действия, определяемого функциональными обязанностями боевого расчета, может не быть;

в) осознание недостаточности военно-профессиональных знаний, умений и навыков и необходимости их дальнейшего совершенствования в процессе профессионального становления в военном вузе для достижения необходимого уровня профессиональной компетенции;

г) ознакомление с деятельностью войск, реальным состоянием их боеготовности, взаимоотношениями внутри воинских коллективов, основными трудностями профессионального становления молодых офицеров в войсках.

Важной составной частью организации образовательного процесса является привитие курсантам командно-методических навыков и навыков воспитательной работы. В этом направлении деятельность руководства института, преподавательского состава и командиров курсантских подразделений осуществляется как в рамках учебной работы, так и в ходе мероприятий, предусмотренных распорядком дня во внеучебное время (тренировки и тренажи, методические занятия, спортивно-массовая и культурнодосуговая работа, выполнение должностных обязанностей по управлению подразделениями в повседневной деятельности). Для этого на весь срок обучения курсантов в институте разработан «Комплексный план формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы», который обеспечивает единство требований и системно-согласованных действий всех должностных лиц института по привитию курсантам практических умений и навыков в управлении подразделениями, обучении и воспитании личного состава. Согласно плану поэтапно формируются требуемые общевойсковые умения и навыки солдата, младшего командира, командира взвода, заместителя командира роты по вооружению, командира ремонтной роты, заместителя командира батальона по вооружению, помощника и начальника бронетанковой службы части. Формирование командных навыков осуществляется при проведении плановых учебных занятий на военно-профессиональных кафедрах, на дополнительных тренировках (в утренние и вечерние часы, а также в часы самоподготовки).

Формирование методических навыков осуществляется в период проведения учебных занятий в системе общественно-государственной подготовки и в ходе освоения дисциплин: «Физическая культура (подготовка)», «Устройство оружия и его боевое применение», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Вождение боевых машин», «Строевая подготовка» и «Общевоинские уставы ВС РФ», а также при несении внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Формирование навыков воспитательной работы у обучаемых осуществляется в ходе повседневной деятельности под руководством командования факультетов и курсов при основополагающей роли кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и отделения воспитательной работы института.

Формирование методических умений начинается с подготовки курсантами докладов (рефератов) с последующим выступлением на семинарах, заседаниях военно-научных кружков, на общих собраниях учебной группы, курса. Включение курсантов в научную работу ориентировано на формирование и развитие умений публичного выступления, монологической и диалогической речи, достижение результата деятельности.

Формирование педагогических навыков начинается с привлечения курсантов на втором курсе к участию в проведении семинарских, групповых и других видов занятий, продолжается в течение всего периода обучения и включает шефство над курсантами младших курсов и индивидуальные беседы с ними, проведение психолого-педагогических наблюдений, участие в психолого-педагогическом тестировании, составление психолого-педагогических характеристик сослуживцев.

Формирование организаторских навыков начинается на первом курсе с участия курсантов в выпуске стенной печати, подготовке наглядной агитации, организации художественной самодеятельности и спортивных мероприятий и продолжается на старших курсах в форме поручений по организации и проведению тематических вечеров, диспутов, «круглых столов».

Формирование навыков планирования выступает составной частью деятельности по формированию всех вышеуказанных навыков. Оно целенаправленно начинается с четвертого курса и включает участие в выполнении поручений по планированию предвыходных и выходных дней, своей учебной работы, нарядов учебной группы и других мероприятий.

Дополняет представленную систему формирования профессиональных навыков традиционные, но не менее важные в обеспечении профессионального становления личности практики: производственная, ремонтная, войсковая стажировка, в ходе которых курсанты овладевают необходимыми организаторскими качествами, приобретают опыт исполнения должностных обязанностей, что сказывается на уровне их подготовки.

Инновационные шаги позволили за последние два года достичь определенных результатов повышения качества военно-профессиональной подготовки, отразившихся на результатах итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы (рис. 1, 2).

Как видим, за представленные три года наблюдается тенденция снижения числа выпускников, получивших по результатам итоговой аттестации и защиты выпускных квалификационных работ удовлетворительные оценки: с 31,0 % (2005 год) до 21,0 % (2007 год) и с 21,0 % (2005 год) до 13,0 % (2007 год) соответственно. Число курсантов, показавших отличные и хорошие результаты по итоговой аттестации, в 2007 году составило 79,0 %) (превышение аналогичного показателя 2005 года — 10,0 %), по защите выпускных квалификационных работ — 87,0 % (превышение — 8,0 %).

Качество подготовки выпускников института в 2005 — 2007 гг. имеет положительную динамику и в целом соответствует требованиям, предъявляемым к

Рис. 1. Результаты итоговой аттестации выпускников, %

Рис. 2. Результаты защиты выпускных квалификационных работ, %

Рис. 3. Результаты служебной деятельности выпускников ОТИИ, %

военному специалисту со стороны ГОС ВПО, квалификационным требованиям заказчика — Министерства обороны РФ. Повышение уровня готовности выпускников ОТИИ к выполнению обязанностей на первичных офицерских должностях подтвердилось, как мы уже показали, в отзывах командиров подразделений и частей, где они проходят дальнейшую службу.

Немаловажным элементом характеристики выпускника является оценка непосредственными командирами (начальниками) его социально-психологических качеств. Данные показывают динамику изменения оценок данного показателя готовности выпускника (табл. 1).

Представленная информация показывает тенденцию улучшения социально-психологических качеств офицеров-выпускников за последние три года. Наблюдается реальное увеличение числа молодых офицеров, чья военно-профессиональная направленность, а точнее, желание служить в Вооруженных силах, по мнению командиров подразделений и частей, достигает высокого уровня (рост с 30,7 % (2005 год) до 78,8 % (2007 год)). Отмечается и увеличение числа выпускников с высоким и достаточным уровнем развития моральных качеств, проявляющих инициативу в служебной деятельности, являющихся примером в исполнении своих обязанностей, соблюдении воинской дисциплины (в среднем, по сравнению с 2005 годом, увеличение составило 20,0 %). Позитивным результатом является и снижение среднего значения числа офицеров, уровень развития социально-психологических качеств которых был признан низким (с 10,0 % (2005год) до 7,0 % (2007 год)).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

Анализ социально-психологических качеств личности (%)

Личностные качества Высокий уровень развития Достаточный уровень развития Средний уровень развития Низкий уровень развития

2005 год

Военно-профессиональная направленность 30,7 37,6 24,8 6,9

Моральные качества 17,8 46,5 25,8 9,9

Личная дисциплинированность 42,6 49,7 16,8 10,9

Инициатива и самостоятельность 13,9 61,4 7,9 16,8

Командирская воля (целеустремленность, твердость и настойчивость) 17,8 55,4 13,9 12,9

Нервно-психологическая устойчивость (самообладание и выдержка) 47,5 33,7 11,9 6,9

Коммуникабельность 39,6 28,7 20,8 10,9

2006 год

Военно-профессиональная направленность 78,6 16,9 4,5 -

Моральные качества 11,8 62,3 16,9 9,0

Личная дисциплинированность 64,6 17,4 10,0 7,9

Инициатива и самостоятельность 17,2 65,1 10,0 7,7

Командирская воля 18,0 59,6 11,2 11,2

Нервно-психологическая устойчивость (самообладание и выдержка) 47,2 36,2 11,0 5,6

Коммуникабельность 38,8 36,5 18,2 6,5

2007 год

Военно-профессиональная направленность 78,8 16,7 3,0 1,5

Моральные качества 15,2 61,1 15,2 8,5

Личная дисциплинированность 63,3 16,7 10,0 10,0

Инициатива и самостоятельность 18,2 63,5 10,0 8,3

Командирская воля (целеустремленность, твердость и настойчивость) 18,2 59,6 11,3 9,8

Нервно-психологическая устойчивость (самообладание и выдержка) 46,5 36,2 11,3 6,0

Коммуникабельность 39,8 36,2 18,2 6,0

Таблица 2

Перспективы служебного роста выпускников ОТИИ, %

Год выпуска Повышены в должности или рассматриваются на повышение Соответствуют занимаемой должности Не соответствуют занимаемой должности

2005 29,2 61,7 11,0

2006 31,5 61,2 7,3

2007 30,3 65,2 4,5

Целостную картину служебного соответствия выпускников требованиям, предъявляемым к офицерам на современном этапе реформирования Вооруженных сил РФ, дает обобщающая оценка результатов служебной деятельности непосредственными командирами и начальниками (рис. 3).

Очевидно, что за представленные три года число выпускников, получивших по результатам служеб-

ной деятельности оценку «отлично», остается практически неизменным (в пределах 16,7—19,7 %). Однако наблюдается рост числа молодых офицеров, получивших оценку «хорошо»: с 46,7 % (2005 год) до 57,6 % (2007 год). Нельзя не заметить и снижения числа удовлетворительных и неудовлетворительных оценок результатов служебной деятельности: в среднем на 13,9 % по сравнению с 2005 и 2007 годом.

Анализ информации из воинских частей и подразделений, где проходят службу выпускники института, позволяет прогнозировать перспективы их служебного роста (табл. 2).

Просматривается стойкая тенденция снижения числа выпускников, признанных несоответствующими занимаемой должности, с 11,0% (2005 год) до 4,5 %(2007 год). Это свидетельствует об общем увеличении числа тех молодых офицеров, которые мотивированы на продолжение военной службы.

Проведенный анализ использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Омского танкового инженерного института показывает, что использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и их соответствия современным требованиям, предъявляемым основными задачами реформирования Вооруженных сил Российской Федерации.

Библиографический список

1. Панков, Н. Мы в самом начале пути // Военное образование. - 2003. - № 25-26. - 45 с.

2. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.».

3. Педагогические технологии / Под ред. B.C. Кукушина. — М. : ИКЦ «МарТ», 2006. - 333 с.

РОМАШИН Владимир Николаевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского танкового инженерного института, аспирант кафедры социальной педагогики Омского государственного педагогического университета, подполковник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 06.11.2008 г.

© В. Н. Ромашин

УДК 378.°16:504(7) н. П. НЕСГОВОРОВЛ

Курганский государственный университет

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методология системного подхода способствует целостному отражению экологического образования. Как целостный процесс — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, деятельности и поведения, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Ключевые слова: обучение экологии, природоохранительное воспитание, экологическое образование, экологическая культура.

В экологическом образовании, как ни в каком другом, существует большое количество попыток осмыслить и отразить его смысл в научных категориях. Возникает противоречие между усложняющейся сутью экологического образования как развивающейся реальности и возрастающей востребованностью все более корректного отражения ее в научных категориях.

Целостному отражению экологического образования как части общего, в то же время, обладающего собственной общностью, состоящей из взаимосвязанных элементов, соответствует методология системного подхода. Данный подход базируется на понятии «система». В переводе с греческого, ««система» — это целое, составленное из частей, следовательно, под системой необходимо понимать взаимосвязанное единство отдельных частей, образующее новое (по сравнению с каждой из частей и их совокупностью) качество, которому присущи свои специфические свойства. Вычлененные в системе части называют ее

элементами, или компонентами. Система характеризуется этими элементами и связями между ними. Системный подход, или метод системного анализа ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как «система», «отношение», «связь», «взаимодействие».

В нашей статье мы рассматриваем общую структуру экологического образования, останавливаемся на его содержательной компоненте.

Образование, с точки зрения педагогов — сложное философско-педагогическое понятие, рассматриваемое в образовательно-экономическом аспекте через «квалификацию» [1]. Как социальное явление, образование — относительно самостоятельная система. Его функцией является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.