педагогические науки
Итинсон Кристина Сергеевна, Чиркова Вера Михайловна К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ...
УДК 811.161.1:004:378.661 DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0061
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
© 2019
Итинсон Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, администратор вычислительной сети Центра информатизации Чиркова Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail:bkristina89@gmail.com) Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение использования информационных технологий в обучении студентов-медиков русскому языку как иностранному с точки зрения активизации их познавательной деятельности и повышения качества подготовки иностранных учащихся в российском вузе. В качестве метода исследования описывается проведенный эксперимент на кафедре русского языка и культуры речи. Авторы статьи анализируют результаты использования электронного ресурса «Заболевания дыхательной системы», который был разработан специально для обучения иностранных студентов-медиков третьего курса с целью изучения темы «Дыхательная система». Данный ресурс был создан с помощью возможностей программного продукта Moodle, который позволяет создавать электронные курсы обучения и образовательные сайты. Moodle (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, которая используется для организации дистанционного обучения. Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальных группах процент положительных оценок выше, чем в контрольных, а следовательно, применение описанного ресурса позволяет осуществить более качественную подготовку студентов, делает процесс обучения более эффективным. В заключение авторы делают вывод о том, что использование информационных технологий в обучении иностранных студентов русскому языку способствует развитию навыков самообразования у студентов; повышению качества их подготовки; общению на русском языке на занятиях в вузе и в больницах; повышению интереса к русскому языку; достижению целей и задач обучения с помощью средств информатизации.
Ключевые слова: русский язык, электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, дистанционные курсы, виртуальные сообщества, интерактивные обучающие пособия, порталы, электронные энциклопедии, электронные библиотеки, иностранные студенты, программный продукт Moodle.
TO THE QUESTION OF THE EFFICIENCY OF USING ELECTRONIC RESOURCES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN STUDENTS IN MEDICAL UNIVERSITY
© 2019
Itinson Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, administrator of computer networks in Centre of informatization Chirkova Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of Russian language and speech culture Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail bkristina89@gmail.com) Abstract. The purpose of this article is to consider use of information technology in teaching Russian language as a foreign language for medical students, aimed to activate their cognitive activity and improve quality of training foreign students in Russian university. The research method is an experiment conducted at the department of Russian language and Speech culture. The authors of the article analyze the results of using the electronic resource "Diseases of the respiratory system", which was developed for the training of foreign third-year medical students in order to study the topic "The respiratory system". This resource was created with the help of Moodle software, which allows to create e-learning courses and educational sites. Moodle (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment) is used to organize distance learning. The results of the experiment showed that the percentage of positive assessments in the experimental groups is higher than in the control groups, and therefore the use of the described resource makes the learning process more effective. In conclusion, the authors conclude that use of information technologies in teaching Russian language for foreign students contributes to development of students' self-education skills; improvement of teaching quality; communication in Russian language in classes at university and in hospitals; increasing interest in Russian language; achieving goals and objectives of teaching with the means of informatization.
Keywords: Russian language, electronic educational resources, information technologies, distance learning courses, virtual communities, interactive tutorials, portals, electronic encyclopedias, electronic libraries, foreign students, Moodle software.
На современном этапе информационные технологии широко применяются в образовательном процессе не только на итоговом (контрольном) этапе в виде тестовых заданий, но и непосредственно в процессе обучения студентов на кафедре русского языка в медицинском вузе.
Электронные образовательные ресурсы являются ресурсами, содержащими информацию образовательного характера: учебную, методическую, справочную, организационную и др., необходимую для эффективной организации образовательного процесса, и представленные в электронно-цифровой форме [1].
Электронные образовательные ресурсы в зависимости от вида учебной деятельности классифицируют на [2]:
- электронные ресурсы для лекционных занятий (содержат видеолекции, мультимедиалекции);
- электронные ресурсы для практических занятий (включают практические задания и методические указания по их выполнению);
- электронные ресурсы для лабораторных работ (объединяют теоретические знания и практические навыки студентов, содержат компьютерные средства тестирования);
- электронные ресурсы для семинарских занятий;
- электронные ресурсы для контроля знаний (включают тестирующие программы: входной, итоговый, промежуточный и самоконтроль);
- электронные ресурсы для консультаций (предоставление методической и справочной информации);
- электронные ресурсы для самостоятельной работы (видеолекции, тренажеры).
По дидактическим критериям электронные образовательные ресурсы делят на [3,4]:
Itinson Kristina Sergeevna, Chirkova Vera Michailovna pedagogical
TO THE QUESTION OF THE EFFICIENCY OF USING ... sciences
- по форме получения образования (очное, заочное, очно-заочное);
- по уровню образования (начальное, среднее, высшее профессиональное, специальное);
- по видам учебной деятельности (лекция, семинар, лабораторное занятие);
- по форме представления учебной информации (текстовые, графические, мультимедийные);
- по способу задания образовательной траектории с учетом индивидуальных способностей (адаптивные и не адаптивные);
- по способу взаимодействия с обучаемым (декларативные, интерактивные).
В обучении иностранных студентов русскому языку применяются следующие электронные ресурсы [5-7]:
- специализированные порталы по русскому языку («Грамота.ру», «Русские словари», «Культура письменной речи»);
- дистанционные ресурсы как для студентов, изучающих русский язык, так и для преподавателей, повышающих свою квалификацию (dist-learn.ru, pushkin.edu.ru);
- электронные словари, справочно-информационные источники, электронные энциклопедии и библиотеки;
- образовательные сайты учреждений с учебными и методическими материалами (РУДН, МГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова);
- виртуальные сообщества, форумы, где обсуждаются проблемы, возникающие в процессе изучения русского языка;
- интерактивные обучающие пособия, презентации, электронные коллекции аудио- и видеофайлов.
На кафедре русского языка Курского государственного медицинского университета используются различные электронные образовательные ресурсы сети Интернет (учебные пособия, методические материалы, сетевые энциклопедии, электронные библиотеки), а также создаются специальные программы и ресурсы, которые играют важную роль в формировании речевых умений и навыков иностранных студентов на занятиях по русскому языку.
Использование электронных ресурсов на занятиях по русскому языку имеет ряд преимуществ [8-14]:
- мультимедийность (электронные ресурсы включают аудио и видеоматериалы, подкасты, различные анимации);
- интерактивность (возможность взаимодействия между программой и иностранным студентом, преподавателем и студентом с помощью блогов, форумов, вики-технологий);
- доступность (преподаватель выкладывает электронные ресурсы на сайте вуза или высылает студентам по электронной почте);
- самостоятельность (иностранные студенты работают с электронными ресурсами самостоятельно дома во время подготовки к занятиям по русскому языку).
Многие современные методисты [15-26], исследовавшие использование электронных ресурсов в процессе обучения учащихся в высших учебных заведениях, отмечают, что электронные образовательные ресурсы интенсифицирует учебный процесс и должны использоваться в процессе изучения новых тем и последующей их отработки и закрепления материалов.
Электронный ресурс «Заболевания дыхательной системы» был разработан специально для обучения иностранных студентов-медиков третьего курса на кафедре русского языка.
Данный ресурс был разработан преподавателями кафедры с помощью возможностей программного продукта Moodle, который позволяет создавать электронные курсы обучения и образовательные сайты. Moodle (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, которая используется для организации дистанционного обучения. 234
Процесс создания электронного ресурса включает следующие этапы:
- разработка УМК по дисциплине;
- создание площадки на платформе Moodle;
- структурирование материала электронного ресурса на основе УМК в виде учебных модулей и размещение их на площадке;
- наполнение модулей ресурсами;
- редакция курса.
Электронный ресурс «Заболевания дыхательной системы» включает теоретическую и практическую части. В теоретической части студенты изучают следующие лексические темы: «ОРЗ», «ОРВИ», «Ринит», «Ларингит», «Трахеит», «Катар верхних дыхательных путей», «Бронхиальная астма», «Бронхит», «Пневмония», «Обструктивная болезнь легких», «Коклюш», «Тонзиллит». Иностранные студенты учат симптомы этих заболеваний, методы диагностики и лечения на русском языке.
В практической части иностранные студенты учатся писать истории болезни по данным заболеваниям, решают клинические задачи, делают упражнения на развитие навыков чтения, письма и устно-речевого общения.
Например, для подготовки студента-медика к практике в больнице, на уроках русского языка они выполняют следующие задания:
Задание 1. Слушайте и повторяйте реплики-вопросы врача.
1. Какой у вас кашель?
2. Какая у вас мокрота?
3. В какое время дня у вас бывает кашель?
4. Когда вы чувствуете боли в боку?
5. Сколько мокроты вы откашливаете за день?
6. Какого цвета мокрота?
7. У вас есть одышка?
Задание 2. Прослушайте реплики-вопросы врача из задания 1 еще раз, уточните с помощью интонации вопросы таким образом, чтобы больной мог выбрать вариант ответа.
1. Какой у вас кашель: (сухой, влажный)?
2. Какая у вас мокрота: (жидкая, вязкая)?
3. В какое время дня у вас бывает кашель (утром, днем, вечером, ночью)?
4. Когда вы чувствуете боли в боку (при кашле, при движении, при вдохе, при выдохе)?
5. Сколько мокроты вы откашливаете за день: (много, мало)?
6. Какого цвета мокрота (алая, коричневая, ржавая)?
7. У вас есть одышка: (в состоянии покоя, при физической нагрузке)?
Задание 3. Прослушайте диалог, обращая внимание на вопросы врача, переформулируйте их запишите.
- Скажите, пожалуйста, на что вы жалуетесь?
- У меня кашель и боль в боку.
- Какой у вас кашель: сухой или влажный.
- Влажный.
- Кашель постоянный или приступообразный?
- Приступами.
- Когда возникает кашель?
- Ночью, даже когда сплю.
- А какая мокрота отделяется при кашле жидкая или густая, вызкая.
- Скорее густая.
- Какого цвета мокрота?
- Желто-зеленая.
- Примеси крови в мокроте не замечали?
- Нет, не замечал.
- А одышка вас беспокоит?
- Да, беспокоит, особенно когда иду или несу что-нибудь тяжелое.
Задание 4. Прослушайте диалог из задания 3 и оформите запись в медицинской карте о жалобах больного.
Выполняя подобные задания, студенты-медики учатся вести профессиональный диалог с пациентом, запи-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Итинсон Кристина Сергеевна, Чиркова Вера Михайловна К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ...
сывать результаты расспроса в медицинскую карту, работать с этим материалом в условиях больницы.
В процессе обучения иностранные студенты могут получить онлайн-консультацию преподавателя, отправить сообщение преподавателю по электронной почте или задать интересующие вопросы на форуме.
Целью исследования является внедрение электронного ресурса «Заболевания дыхательной системы» в процесс обучения русскому языку иностранных студентов третьего курса для эффективного обучения на клинических кафедрах и успешного прохождения клинической практики в лечебных учреждениях города Курска.
В исследовании участвовали четыре группы иностранных студентов международного факультета. Две контрольные группы (№31, 32) и две экспериментальные (№33, 34). На занятиях в экспериментальных группах преподаватели использовали разработанный электронный ресурс «Заболевания дыхательной системы».
Полученные результаты эксперимента показывают, что в экспериментальных группах №33, 34 процент положительных оценок выше, чем в контрольных группах (№31, 32) (таблицы 1-2).
Таблица 1
Таблица 2
Полученные в проведенном эксперименте данные позволяют сделать вывод, что применение электронных ресурсов в обучении иностранных студентов-медиков демонстрирует более высокий уровень владения студентами русским языком. Применение электронных ресурсов на занятиях по русскому языку в медицинском вузе несомненно позволяет осуществить более качественную подготовку студентов, делает процесс обучения более эффективным, а также повышает интерес иностранных студентов к языку и, конечно же, к будущей профессии врача.
Таким образом, использование информационных технологий в обучении иностранных студентов русскому языку способствует:
- активизации познавательной деятельности ино-
странных студентов;
- развитию навыков самообразования у студентов с помощью современных информационных технологий;
- повышению качества подготовки иностранных студентов к общению на русском языке на занятиях в вузе и в больницах;
- повышению интереса к предмету и к русскому языку в целом;
- достижению целей и задач обучения с помощью средств информатизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шевко Н.Р. Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. — 2014. — № 4. — С. 324-328.
2. Чекалина Т.А. Создание электронных образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 3(15). — С. 66-69.
3. Низовая И.Ю. Основные направления развития электронных образовательных ресурсов по русскому языку как иностранному // Преподаватель XXI век. — 2015. — № 4. — С. 134-140.
4. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы //Русский язык за рубежом.
— 2011. — №6. — С. 45-55.
5. Тряпельников А.В. Современные информационные и коммуникационные технологии // Educational Technology and Society. National Taiwan Normal University, Taiwan: 2007. С. 323-325.
6. Смирницких О.Н. Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2014. — №6. — С. 46-48.
7. Чиркова В.М. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 11-1. — С. 141-144; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10449 (дата обращения: 18.01.2019).
8. Саркисян Г.Р. Электронный «Самоучитель русского языка» как средство обучения русскому языку учащихся-армян // Международный научный журнал «Инновационная наука». — 2015. — № 6. — С. 247-248.
9. Палагутина М.А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам. Режим доступа: https: //www.moluch.ru/conf/ped/ archive/17/578 (дата обращения: 17.01.2019).
10. Рубцова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении русского языка как иностранного (на примере метода проектов) // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 65-72.
11. Апальков В.Г. Использование современных средств обучения и Интернет-технологий в обучении иностранным языкам // Открытое образование. — 2013. — № 6. — С. 71-75.
12. Чиркова В.М. Формирование аудитивных навыков у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 80-83.
13. Итинсон К.С. К вопросу об использовании средств информатизации в обучении русскому языку как иностранному в медицинском вузе. // Современные проблемы науки и образования. 2015. — № 1-1.
— С. 891.
14. Дмитриева Д.Д. Учебная дискуссия как средство преодоления языкового барьера у иностранных студентов-медиков на занятиях по русскому языку //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 37-40.
15. Галимуллина Э.З., Крайнова А.И. Интеграция интерактивных технологий как средство усиления практической направленности подготовки бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С. 94-98.
16. Ковынева И.А., Петрова Н.Э. Интеграционные процессы в высшей школе РФ: инновационные подходы в системе рки: Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. 2017. — С. 289-293.
17. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса обучения русскому языку как иностранному в системе профессиональной подготовки студентов медицинских вузов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 11-6. — С. 1189-1193.
18. Рубцова Е.В. Модульный тест в практике преподавания русского языка как иностранного в медицинском университете // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 61-64.
19. Серова Л.К. Компьютерные технологии на начальном этапе преподавания РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография /Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. — М.: Российский университет дружбы народов, 2002. — С. 42-43.
20. Руденко-Моргун О.И. Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ // Традиции и новации в профессиональной дея-
Оценки Количество студентов контрольной группы (№31, 32) - 30 чел. Количество студентов экспериментальной группы (№33, 34) - 30 чел.
Тема занятия: Заболевания дыхательной системы (ОРЗ, ОРВИ)
«5» 7 19
«4» 14 9
«3» 6 2
«2» 3 0
Тема занятия: Заболевания дыхательной системы (Ринит, ларингит)
«5» 3 21
«4» 7 7
«3» 18 2
«2» 2 0
Оценки Количество студентов контрольной группы (№31, 32) - 30 чел. Количество студентов экспериментальной группы (№33, 34) - 30 чел.
Тема занятия: Заболевания дыхательной системы (Трахеит, катар верхних дыхательных путей)
«5» 8 23
«4» 6 4
«3» 15 3
«2» 1 0
Тема занятия: Заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхит, пневмония)
«5» 10 24
«4» 9 3
«3» 8 3
«2» 3 0
Itinson Kristina Sergeevna, Chirkova Vera Michailovna TO THE QUESTION OF THE EFFICIENCY OF USING ..
pedagogical sciences
тельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография /Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. — М.: Российский университет дружбы народов, 2002. - С. 87-89.
21. Дмитриева Д.Д. Лингвострановедческий анализ имени собственного в функции обращения на занятиях по русскому языку как иностранному // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 9-12.
22. Снегирева Л.В., Рубцова Е.В. Электронные дидактические разработки как инструмент повышения эффективности учебного процесса в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. — 2015.
— № 11. — С. 101-104.
23. Лейфа И.И., Мавлеткулова В.В. Формирование положительного образа россии в процессе обучения русскому языку как иностранному //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 160-163.
24. Девдариани Н.В. Интерактивная наглядность как средство формирования лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся. Язык. Общество. Медицина: сб. науч. тр. по материалам XV Юбилейной Республиканской научно-практической студенческой конференции иXIIнаучно-практического семинара «Образовательные технологии в обучении РКИ (языкам)» — Гродно, 2016.- С. 382-385.
25. Скляр Е.С. Использование коммуникативных заданий при обучении медицинскому общению иностранных студентов //Карельский научный журнал. — 2018. — Т. 7. — № 3 (24). — С. 27-30.
26. Акользина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Гаудеамус.
— 2013. — №2 (22). URL: https://cyberlenmka.ru/article/ri/ispolzovame-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-protsesse-obucheniya-dostoinstva-nedostatki (дата обращения: 23.01.2019).
Статья поступила в редакцию 24.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
236
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)