Научная статья на тему 'Технология мультимедиа как средство в проектной деятельности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция»'

Технология мультимедиа как средство в проектной деятельности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNOLOGY OF MULTIMEDIA / FUTURE BACHELOR / LAW PROFILE / DESIGN ACTIVITY / MULTIMEDIA PROJECTS / SPECIALIZATION DISCIPLINES / ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИА / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / ПРОФИЛЬ "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ" / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ / СПЕЦДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева М. К.

В работе описан процесс использования технологии мультимедиа в проектной деятельности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция», где важное место занимают авторские мультимедийные проекты по спецдисциплинам. Проектный метод, на основе которого разработаны мультимедийные проекты по разным темам спецдисциплин, активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, положительно влияет на мотивацию студентов к учебной деятельности, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, проводимые в Северо-Кавказской государственной юридической академии Минюста России. При объяснении отдельных тем широко используются электронные учебники, видео материал, презентации, обучающие программы. Использование электронных учебников помогает более наглядно и демонстративно представить учебный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF MULTIMEDIA AS MEANS IN DESIGN ACTIVITIES OF FUTURE LAW BACHELORS

In the work the process of use of technology of multimedia in project activities of future bachelors for the Law profile is described. The proposed project work includes tasks on specialization disciplines designed by the author. The project method, on the basis of which the multimedia projects are developed, cover topics of specialization disciplines and are meant to activate cognitive abilities and to reveal the creative possibilities. The author proves that the technology has a positive effect on the motivation of students to educational activity, as evidenced by the results of experimental work carried out in the North Caucasian state Academy of Law of the Ministry of Justice. When explaining certain topics are widely used electronic books, video material, presentations, training programs. The use of electronic textbooks helps to apply the course material with a clear direction.

Текст научной работы на тему «Технология мультимедиа как средство в проектной деятельности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 378.2

Aliyeva K.M., graduate student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: alieva-05-1990@mail.ru

TECHNOLOGY OF MULTIMEDIA AS MEANS IN DESIGN ACTIVITIES OF FUTURE LAW BACHELORS. In the work the process of use of technology of multimedia in project activities of future bachelors for the Law profile is described. The proposed project work includes tasks on specialization disciplines designed by the author. The project method, on the basis of which the multimedia projects are developed, cover topics of specialization disciplines and are meant to activate cognitive abilities and to reveal the creative possibilities. The author proves that the technology has a positive effect on the motivation of students to educational activity, as evidenced by the results of experimental work carried out in the North Caucasian state Academy of Law of the Ministry of Justice. When explaining certain topics are widely used electronic books, video material, presentations, training programs. The use of electronic textbooks helps to apply the course material with a clear direction.

Key words: technology of multimedia, future bachelor, Law profile, design activity, multimedia projects, specialization disciplines.

М.К. Алиева, аспирант, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: alieva-05-1990@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИА КАК СРЕДСТВО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

В работе описан процесс использования технологии мультимедиа в проектной деятельности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция», где важное место занимают авторские мультимедийные проекты по спецдисциплинам. Проектный метод, на основе которого разработаны мультимедийные проекты по разным темам спецдисциплин, активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, положительно влияет на мотивацию студентов к учебной деятельности, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, проводимые в Северо-Кавказской государственной юридической академии Минюста России. При объяснении отдельных тем широко используются электронные учебники, видео материал, презентации, обучающие программы. Использование электронных учебников помогает более наглядно и демонстративно представить учебный материал.

Ключевые слова: технология мультимедиа, будущий бакалавр, профиль «Юриспруденция», проектная деятельность, мультимедийные проекты, спецдисциплины.

Развитие компьютерных технологий, в том числе - в юриспруденции, как один из структурных элементов информационной функции государства способствует решению задач по разработке и принятию нормативно-правовой базы движения к информационному обществу, охватывающему все области информационного пространства, а также регулирующему процессы обработки, распространения и использования информации всеми социальными институтами и гражданами страны.

Появление новых информационных технологий всегда является толчком для дополнения и расширения традиционных форм организации образовательного процесса. Существуют новые формы организации образования, основанные на использовании персонального компьютера (ПК), мультимедийных учебников и средств коммуникаций, представляющих собой качественно новую технологию обучения. Современный студент должен свободно ориентироваться в информационных потоках, уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Практика преподавания показывает, что студент, владеющий навыками работы с информационно-справочными системами, значительно успешнее осваивает дисци-

плину, минимизирует затраты на подбор материала, практики, научных публикаций. В последнее время получило распространение интерактивное обучение. Средства ИКТ и интерактивные технологии открывают уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере юридического образования.

Интерактивные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин, а современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения. На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники - мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры.

В настоящее время технологии мультимедиа относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Актуальность их

применения в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Одной из таких технологий, которая может сыграть важную роль в проектной деятельности будущих бакалавров, является технология мультимедиа.

Термин «мультимедиа» имеет различные определения в зависимости от того, в рамках какой науки он рассматривается. В естественных науках мультимедиа трактуется, как совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Экстраполяция нами указанного определения на юридическую деятельность позволила приблизиться к пониманию мультимедийного проекта как комплексного использования интерактивных мультимедийных технологий в проектной культуре будущего юриста.

Как отмечается в работе [1], мультимедиа - это особый вид компьютерной технологии, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.).

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одним из применений приложений мультимедиа в образовании является разработка мультимедиапродуктов, где важное место занимает метод проектов, рассматривающий как средство творческой самореализации будущих бакалавров, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания мультимедийных проектов. Они имеют практическую значимость, возможность применения на практике уже имеющихся знаний и приобретения новых путей самообразования.

Важную роль при самообразовании будущих бакалавров имеют электронные издания учебного назначения, которые повышают эффективность обучения, приближая качество обучения к уровню индивидуальных занятий с преподавателем. Благодаря применению мультимедиа в них, кроме текста и иллюстраций, можно включить звук, анимацию и фрагменты видеофильмов. Для электронных изданий учебного назначения характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимации и звуковых записей, поиск по ключевым словам и т.д.

Мультимедийные системы позволяют гармонично объединить лекцию с демонстрацией учебного материала, практикум в виде компьютерного имитатора, тестирующую систему и все дополнительные материалы в едином интерактивном компьютерном учебнике. Мультимедийный учебник не просто разгружает преподавателя от каждодневных рутинных функций, но значительно повышает интерес обучаемых к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний, хотя мультимедийные данные требуют соответствующей аппаратной поддержки, занимают большие объемы памяти, что несколько ограничивает область их применения.

В связи с необходимостью интегрировать в процессе преподавания спецдисциплин технологии мультимедиа с педагогическими и практической проектной деятельности, мы используем элементы метода проектов, которые ориентированы на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Проведённый анализ дидактических свойств ряда инструментальных систем, применяемых для создания мультимедийных проектов (Power Point, MS FrontPage, Macromedia Flash) показал, что, несмотря на разнообразие подходов к созданию мультимедийных продуктов данными средствами, имеется возможность выделения общей последовательности технологических этапов, необходимых и достаточных для создания мультимедийных проектов.

Т.Г. Везиров в своей работе [2] отмечает, что компетентност-ный подход в своем парадигмальном значении позволяет повысить личную активность, субъектность будущего специалиста в рамках образовательного процесса. При этом, как отмечает автор, наряду с трансляцией профессиональных знаний, умений и навыков, данный подход актуализирует проблему использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования.

Проектная деятельность как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляя максимум сво-

боды в реализации профессионально-ориентированных задач, повышает интерес к учебной деятельности и способствует творческому развитию будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция». Особенно важны в этой деятельности технология мультимедиа, позволяющая студентам бакалавриата ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои профессионально-прикладные и практи-ко-ориентированные знания. Нами разработаны методические рекомендации по самостоятельной работе будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» при осуществлении ими проектную деятельность.

На основе подготовленности будущего бакалавра к использованию технологии мультимедиа, преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы или конкретного вопроса по спецдисциплине, чтобы он по нему создал мультимедийный проект. Результаты авторского проекта презентуются перед аудиторией. В организации проектной деятельности будущих бакалавров для изучения технологии мультимедиа предлагается практическая задача, решение которой требует работы в различных офисных программах. Рассматривая разные пути решения этой задачи с помощью предложенного инструмента, по ходу работы студенты бакалавриата изучают функции технологии мультимедиа и их возможности. При создании проектов используются образовательные интернет-порталы, коллективное участие в электронных конференциях, поиск мультимедиа ресурсов для рефератов, создание презентаций, сайтов и т.п. Технология мультимедиа предоставляет возможность осуществлять проектную деятельность на новом уровне и использовать проектную методику не только на занятиях, но и вне занятий, в частности при подготовке к конкурсам, олимпиадам.

Действующие в учебных заведениях планы подготовки специалистов юридического профиля, большое количество часов выделяют на самостоятельное обучение, которое является неотъемлемой частью учебного процесса и одной из главных составляющих в подготовке квалифицированных специалистов, способных успешно и самостоятельно решать стоящие перед ними задачи.

К видам самостоятельной работы при изучении правовых дисциплин в вузе относятся: подготовка к семинарским и практическим занятиям; составление конспектов и планов для выступлений; написание рефератов по разделам спецкурсов; подбор материала и разработка курсовых работ, углубленное изучение основных вопросов учебной программы и многое другое.

Формы организации самостоятельной работы различны. Нередко преподаватели юридического факультета прибегают к организации и проведению коллоквиумов, деловых игр. Однако существуют такие трудоёмкие задания, которые требуют от студентов продолжительной, индивидуальной, кропотливой, содержательной работы. К такому виду самостоятельной работы возможно отнести необходимость составления криминалистических альбомов, в которые впоследствии входят фотографии, съемки предполагаемого места происшествия и другое.

В организации такой формы самостоятельной работы будущих бакалавров особое место занимает технология мультимедиа, позволяющая разработать мультимедийные проекты. В настоящее время введение в учебный процесс новых электронных технологий с элементами мультимедиа является актуальной проблемой.

Нами в учебном процессе используется программная среда Microsoft Kinect, при помощи которой можно вести преподавание дисциплины «Судебная медицина», где можно демонстрировать вскрытие виртуального трупа в учебном классе, а в дисциплине «Криминалистика» можно показать имитацию рабочей ситуации эксперта-криминалиста на выезде. В организации самостоятельной работы будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» особую роль играет их проектная деятельность.

В своей педагогической практике преподаватели дисциплин гражданско- правовой специализации стараются использовать различные формы и методы преподавания спецдисциплин, современные технологии образования. Поэтому весь теоретический материал был разбит на учебные блоки - модули, по каждому из которых подготовлены конспекты лекций, слайды, практические работы, тестовые задания. При объяснении отдельных тем широко используются электронные учебники, видео материал, презентации, обучающие программы. Использование электронных учебников помогает более наглядно и демонстративно представить учебный материал.

Электронные учебники - мощная технология, позволяющая хранить и передавать основной объем изучаемого материала, использовать текст, графику, фото, видео. Индивидуальная работа с ними обеспечивает глубокое понимание и освоение материала. Так как изучение дисциплин гражданско-правовой специализации связано с большим количеством нормативно-правовых документов, порядком их составления, многое студентам приходится заучивать. Чтобы облегчить этот процесс запоминания и дать возможность правильно использовать материал, студенты по каждому учебному блоку выполняют практические работы. Главная задача - не просто заучить необходимые термины и правила, но и уметь применять их в решении практических задач.

Библиографический список

Эти вопросы мы решаем на основе мультимедийных проектов, под которым мы понимаем практические работы по освоению технологий мультимедиа в образовании, выполняемые по дидактически обоснованным регламенту и методическим указаниям в проблемном поле преподаваемых преподавателями дисциплин. Проектный метод, на основе которого разработаны мультимедийные проекты по разным темам спецдисциплин, активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, положительно влияет на мотивацию студентов к учебной деятельности, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, проводимые в Северо-Кавказской государственной юридической академии Минюста России.

1. Алиева М.К., Везиров Т.Г. Информационно-коммуникационная образовательная среда как средство формирования готовности будущих бакалавров по профилю «юриспруденция» к проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 107-108.

2. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования. Вестник университета (ГУУ). Москва, 2012; 10: 268 - 271.

References

1. Alieva M.K., Vezirov T.G. Informacionno-kommunikacionnaya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo formirovaniya gotovnosti buduschih bakalavrov po profilyu «yurisprudenciya» k proektnoj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 107-108.

2. Vezirov T.G. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v formirovanii proektnoj kompetencii magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik universiteta (GUU). Moskva, 2012; 10: 268 - 271.

Статья поступила в редакцию 03.07.15

УДК371

Borzenko I.L., Сandidate of Sciences (Рedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia),

Е-mail: irinab77@yandex.ru

THE FORMATION OF THE NATIONAL SCHOOL OF THE ALTAI IN THE 1920s: GENERAL PRINCIPLES. The article describes the general principles of formation of national schools in the 1920s in the region. The national school was declared the United labour, which was aimed at the formation of the Communist ideology among "national minorities". The author gives a generalized description of the principles of formation of national schools. In the selection of the content of education national school polytechnics, communication of the school with life, cultural and national characteristics of the peoples were taken into account. A fundamentally new approach to the definition of the ideological basis of the content of school education demanded new organizational forms to implement it. New school principles embodied in the integrated programmes of the State Academic Council (SAC). The training material, the intent of the drafters, was summarized around three main aspects: the nature, work, society. A ban on the teaching of religion culminated in the confrontation with the authorities, reluctance to send children to educational institutions. Many researchers believe that this had a detrimental effect on the national culture and led to its destruction.

Key words: national school, contents of education, curriculum for national schools, Communist ideology, "national minorities".

И.Л. Борзенко, канд. пед. наук, доц., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,

E-mail: irinab77@yandex.ru

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА АЛТАЕ В 1920-е ГОДЫ: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

В статье раскрываются общие принципы становления национальной школы в 1920-е годы в регионе. Национальная школа объявлялась единой трудовой, деятельность её была направлена на формирование коммунистического мировоззрения среди «национальных меньшинств».

Автор даёт обобщённую характеристику принципам становления национальной школы. При отборе содержания образования национальной школы учитывался политехнизм, связь школы с жизнью, культурные и национальные особенности народов. Принципиально новый подход к определению идейных основ содержания школьного образования потребовал и новые организационные формы для его реализации.

Ключевые слова: национальная школа, содержание образования, программы обучения для национальной школы, коммунистическое мировоззрение, «национальные меньшинства».

Общие основания - эти наиболее общие философские и социально-философские закономерности, которые лежат в основе изменений как социальной системы в целом, так и отдельных её частей, в том числе и системы образования как важнейшей части духовного производства общества. Общие закономерности в сфере духовного производства и системы образования позволяют рассмотреть также закономерности бытия отдельных ее сфер, в том числе национального образования и национальной школы [1, с. 82].

Цикл жизни школы обычно совпадает с циклом жизни общества. Путь школы совпадает с историей государства, а в переломные периоды система образования меняет свои цели, внутреннюю структуру, статус в обществе, выполняемые функции, используемые методы, формы и организацию процесса об-

учения. История национальной школы не может быть отделима от истории страны, трансформация социально-экономической жизни отразилась и на процессе её становления. Октябрьскую революцию можно определить как переломный момент в жизни страны. Следствием её стала кардинальная перестройка всех сфер жизни общества, в том числе изменения в цели и задачах воспитания подрастающего поколения, порой даже противоположные ранее существовавших.

После Октябрьской революции государственные деятели поставили перед школой совершенно другие цели и задачи. Важным было стремление прогрессивных слоев общества дать начальное образование всем народам, проживающих на территории России. Отмечалось, что образовательная политика государства до революции носила русификаторский характер,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.