Научная статья на тему 'Педагогические возможности мультимедийной среды Adobe Flash CS5 в профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования (профиль «Иностранный язык»)'

Педагогические возможности мультимедийной среды Adobe Flash CS5 в профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования (профиль «Иностранный язык») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА / ADOBE FLASH CS5 / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Хадижат Сулеймановна

Статья посвящена обобщению педагогического опыта по использованию мультимедиатехнологий, в частности программной среды Adobe Flash CS5, в подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык». Также рассмотрена оптимальная методика разработки электронного учебно-методического материала по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF MULTIMEDIA SOFTWARE ADOBE FLASH CS5 IN THE PROFESSIONAL TRAINING TO BACHELOURS OF PEDAGOGICAL EDUCATION (DIRECTION OF «FOREIGN LANGUAGE»)

The article is devoted to generalization of pedagogical experience on the use of multimedia technologies, in particular software environment Adobe Flash CS5, in professional training to bachelors of pedagogical education in the direction of «Foreign Languages». Also considered the optimal methods of the creating the electronic educational-methodical materials in foreign languages.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности мультимедийной среды Adobe Flash CS5 в профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования (профиль «Иностранный язык»)»

Раздел VI. ПЕДАГОГИКА, ПОЛИТОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

УДК 378

ХС. Мдуллаева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЫ ADOBE FLASH CS5 В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Аннотация. Статья посвящена обобщению педагогического опыта по использованию мультимедиатехнологий, в частности программной среды1 Adobe Flash CS5, в подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранным языж». Также рассмотрена оптимальная методика разработки электронного учебно-методического материала по иностранному языжу.

Ключевые слова: мультимедийная среда, Adobe Flash CS5, профессиональная подготовка бакалавра, педагогическое образование.

Hadizlial AMuUaeva PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF MULTIMEDIA

SOFTWARE ADOBE FLASH CS5 IN THE PROFESSIONAL TRAINING TO BACHELOURS OF PEDAGOGICAL EDUCATION (DIRECTION OF «FOREIGN LANGUAGE»)

Annotation. The article is devoted to generalization of pedagogical experience on the use of multimedia technologies, in particular software environment Adobe Flash CS5, in professional training to bachelors of pedagogical education in the direction of «Foreign Languages». Also considered the optimal methods of the creating the electronic educational-methodical materials in foreign languages.

Keywords: multimedia environment, Adobe Flash CS5, professional education of bachelor, pedagogical education.

К настоящему времени в российской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения как в организационном, так и в содержательном аспектах. Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется его социокультурной направленности, что влечет за собой необходимость переосмыслить компетентность учителя. Учитель, преподающий иностранный язык, должен владеть новыми педагогическими и информационными технологиями, обеспечивающими формирование функциональной социокультурной образованности, речевой активности и готовности к межкультурному общению в соответствующих жизненных ситуациях.

С помощью программных средств и соответствующего инструментария можно представлять учебную информацию в различной форме, инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков практической деятельности, эффективно осуществлять контроль результатов обучения, активизировать познавательную деятельность студентов, формировать и развивать определенные виды мышления. Использование мультимедиатехнологий в образовательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми

© Абдуллаева Х.С., 2014

разнообразными источниками информации и имеет ряд других преимуществ. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение студентов бакалавриата, обладающих различными способностями и возможностями. Поэтому целесообразным является использование мультимедиатехнологии в профессионально-практической деятельности будущих бакалавров по профилю «Иностранный язык».

На сегодняшний день выбор инструментального средства является многовариантной задачей. Производители программного обеспечения включают в свои продукты поддержку основных технологий создания, распространения и публикации мультимедиаматериалов. Поэтому помимо традиционно используемых для создания программных мультимедиа-продуктов языков программирования, языков разметки гипертекста, авторских сред все чаще используют программное обеспечение, которое интегрирует новейшие технологические разработки по созданию электронных документов. В этой связи представляется важным обратить внимание на использование мультимедийных технологий в подготовке бакалавра по профилю «Иностранный язык».

Х.С. Абдулаева, Т.Г. Везиров [1] выделяют несколько различных трактовок термина «мультимедиа». По их мнению, использование мультимедиатехнологий в профессионально-педагогической деятельности бакалавра имеет целью развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса посредством иностранного языка. Анализ ФГОС ВПО «Педагогическое образование (профиль «Иностранный язык»)» показал, что роль информационных, в частности мультимедийных, технологий отражена в следующих компетенциях: готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9) [5]. Компетентностный подход нашел отражение в федеральных государственных стандартах во внедрении в учебный процесс инновационных технологий, методов и средств и приемов обучения, одним из которых является метод проектов как порождение времени и выражение мировых образовательных тенденций.

В целях развития общекультурной компетенции мы обращаемся не только к традиционным аудиотекстам, видеоматериалам, но и к мультимедиатехнологиям, в частности, к использованию мультимедийной среды Adobe Flash CS5 в разработке электронных обучающих материалов. Технология Adobe Flash CS5 является сравнительно молодой и стремительно развивающейся, именно поэтому она сочетает в себе большинство современных инструментов и механизмов. Технология позволяет значительно повысить уровень эффективности преподавания за счет использования простого и удобного интерфейса и, в принципе, ничем не ограниченных возможностей в области анимации, которую в дальнейшем можно использовать для повышения уровня привлекательности дизайна и интерактивности электронного пособия. Применяя инструменты создания анимации при помощи пакета Adobe Flash CS5, можно получить сиюминутные результаты, приложив минимум усилий [4].

С помощью Adobe Flash CS5 в образовательном процессе можно на примере одной технологии охватить сразу несколько инструментов, применяемых при разработке электронного учебника, это: встроенный редактор векторной графики, инструмент анимации изображения, встроенный язык сценариев Action Script.

Анимация изображений в Adobe Flash CS5 наглядно показывает, как работать с ней при создании электронного учебника. В каких ситуациях применять анимационные изображения, а в каких -статичные, в каких случаях добавить звук, а в каких отказаться от него.

К характеристикам Adobe Flash CS5, которые позволяют сделать выбор именно этой программы, относятся следующие [2].

1. Возможность представления интерактивного содержимого как в Web, так и вне этой среды.

Раздел VI. Педагогика, политология, психология, социология, филология, философия

2. Анимация Adobe Flash CS5 воспроизводится значительно быстрее, чем альтернативный вид Web-анимации файлов формата GIF.

3. Независимость от размера изображения.

4. Качественное изображение и текст.

5. Простота использования.

6. Практическое отсутствие препятствий для применения подключаемых модулей.

На основе теоретических исследований нами был создан электронный учебно-методический материал (ЭУММ) по английскому языку «Артикли» для учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы, разработанный на официальной русифицированной версии Adobe Flash CS5.

Разработанный ЭУММ включает в себя следующие разделы:

— титульный лист;

— содержание;

— теоретический блок;

— практический блок;

— контрольный блок;

— глоссарий;

— «Об авторах».

На титульном листе находятся заголовок и кнопка «Содержание», с помощью которой осуществляется переход к вышеперечисленным разделам ЭУММ.

В теоретическом блоке содержится ознакомительный теоретический материал об артиклях и правилах их употребления в английской речи. Также для удобства справа расположена панель навигации для перехода к разделам ЭУММ, а также кнопки перехода на следующую и предыдущую страницы материала. При нажатии на какое-либо английское слово или предложение происходит одновременно его озвучивание и воспроизводится анимационный ролик, относящийся к этому слову.

В практическом блоке представлены несколько упражнений-тренажеров на закрепление полученных знаний. В данном разделе содержатся фонетические и грамматические упражнения для учащихся. Грамматические упражнения предлагаются в виде открытых тестов, в которых учащемуся предстоит вставить артикль (определенный или неопределенный), где это необходимо в предложении или словосочетании. В случае правильного ответа на экране появляются слова «Верно! Молодец!», в случае неправильного ответа - «Неверно!». Фонетические упражнения предусматривают прослушивание аудиоматериала по теме «Артикли».

Контрольный блок состоит из закрытых тестов. Тест имеет вид перфокарты и включает в себя девять вопросов. После прохождения теста программа подсчитывает количество верных ответов и ставит соответствующую оценку.

Толкование и перевод слов английской речи, которые встречаются в ЭУММ, можно найти в глоссарии, а также прослушать, как произносится выбранное английское слово.

В разделе «Об авторах» представлена краткая информация о создателях ЭУММ.

Опытно-экспериментальная работа подтверлила эффективность авторского ЭУММ, о чем свидетельствуют показатели повышения уровня усвоения (85 %) и прочности знания (79 %) студентов бакалавриата при изучении дисциплины «Методика обучения иностранному языку».

Библиографический список

1. Абдулаева Х.С. Некоторые аспекты подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык» с использованием мультимедиа технологий / Х.С. Абдулаева, Т.Г. Везиров // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов, студ. и учащихся (Бийск, 12-13 апр. 2013 г.). - Б.и., 2013. - С. 107-108.

2. Агапонов С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агапонов [и др.]. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

3. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник Университета (Государственный университет ув-равления). - 2012. - № 10. - С. 268-270.

4. Лунев Р.А. Macromedia Flash как инструмент обучения школьников интернет-технологиям, применяемым в сайтостроении // Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/IX/IX-0-1570.html (дата обращения: 17.05.2014).

5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление -050100.62 Педагогическое образование. Профиль - Английский язык и немецкий язык [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ubuntuone.com/0UqzHqRVvB8RWZ9TQ8V9Yn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.