Научная статья на тему 'Технология мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций посредством оценки индикаторов управления и состояния'

Технология мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций посредством оценки индикаторов управления и состояния Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
740
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / туристская дестинация / мониторинг / индикаторы состояния / индикаторы управления / критерии качества / sustainable development / tourist destination / monitoring / status indicators / management indicators / quality criteria

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рассохина Татьяна Васильевна

Статья посвящена вопросам формирования технологии мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций. В качестве основной гипотезы исследования принято, что эффективным инструментом контроля результатов реализации теории устойчивого развития в туристских дестинациях является – «Мониторинг устойчивого развития туристских дестинаций». В технологию мониторинга нами заложена система индикаторов, которая соответствует следующим критериям: доступный сбор информации для индикаторов и последующей разработки на их основе индексов, возможность оценки во временной динамике, стабильность и надежность информации, ограниченное число индикаторов, интерпретируемость, чувствительность, управляемость, репрезентативность. На основе анализа существующего в мировой и российской практике опыта формирования системы критериев оценки устойчивого развития туризма и определения индикаторов, нами выявлено, что в настоящий момент в Российской Федерации в существующих системах мониторинга туризма не учитываются многие ключевые положения теории устойчивого развития туризма. Предложенная нами система Индикаторов устойчивого развития туризма на территориях Российской Федерации базируется на Глобальных критериях устойчивого развития утвержденных Всемирной туристкой организацией, но при этом учитывает требования, установленные нормативными актами РФ. Новизна исследования заключается в том, что разработана адаптированная технология мониторинга, которая формирует систему требований к механизму управления устойчивым развитием туризма в дестинациях с учетом основных механизмов государственного и муниципального управления в Российской Федерации, установленными утвержденными федеральными законами и Программами. Для оценки используется логико-математическое моделирование. Каждый индикатор измеряется по своей шкале, ориентированной на предпочтительность для защищаемых показателей (его рост означает улучшение, если рассматривать его изолированно от остальных) или на ущерб (его рост означает ухудшение). Индикаторы разделены на две группы – «Индикаторы состояния» и «Индикаторы управления». Для «Индикаторов состояния» устанавливаются количественные значения, определяемые по статистическим отчетам предприятий и органов управления дестинаций. «Индикаторы управления» характеризуют наличие или отсутствие необходимых управленческих механизмов устойчивого развития туризма на территории и формируют ориентиры для органов управления дестинацией. В разработанной методике нами предложено 35 индикаторов состояния и 34 индикатора управления разработанных на базе 39 критериев. Для внедрения предложенной технологии разработана методика внедрения «Мониторинга устойчивого развития туризма» на территории. Разработаны управленческие мероприятия трех этапов внедрения Мониторинга как инструмента управления. Результаты исследования в форме «Методики Мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций» предложены для внедрения в ряде Субъектов Федерации для повышения эффективности развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рассохина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology for monitoring sustainable development of tourist destinations through the assessment of management

The article is devoted to the formation of technology for monitoring the sustainable development of tourist destinations. The main hypothesis of research proposes that the effective tool for controlling the implementation of the sustainable development theory in tourist destinations is «monitoring of sustainable development of tourist destinations». We included the system of indicators in the monitoring technology. This system conforms to the following criteria: available information gathering for the indicators and subsequent development of indices based on them, the possibility of estimating time-dynamics, stability of the information, and its reliability, a limited number of indicators, interpretability, sensitivity, controllability, and representation. On the basis of the analysis of the existing world and Russian experience in forming the system of assessment criteria of sustainable tourism development and in identifying the system of indicators we found that at the moment in the Russian Federation, the existing systems of tourism monitoring is not taking into account many key provisions of the theory of sustainable tourism development. The system of indicators, which we offered, is based on the global criteria for sustainable development approved by the world tourism organization, but takes into account the requirements established by the regulations of the Russian Federation. The novelty of the research lies in the fact that there has been developed an adapted monitoring technology, which forms a system of requirements for the mechanism of sustainable tourism development management in destinations, taking into account the main mechanisms of state and municipal management in the Russian Federation, established by approved Federal laws and programs. Logical and mathematical modeling is used for evaluation. Each indicator is measured on its own scale, focused on the preference for protected figures (its growth means improvement, if we consider it in isolation from the others) or harm (its growth means deterioration). Indicators are divided into two groups – «status indicators» and «management indicators». Quantitative values determined by statistical reports of enterprises and management bodies of destinations are established for "status indicators ». «Management indicators» characterize the presence or absence of the necessary management mechanisms for sustainable tourism development in the territory and form guidelines for the authorities of the destination. In the developed technique, we proposed 35 status indicators and 34 management indicators developed on the basis of 39 criteria. For implementation of the offered technology the technique of carrying out «Monitoring of sustainable tourism development» in the territory is developed. Management measures of three stages of monitoring implementation as a management tool have been developed. The results of the study in the form of «Methods for monitoring the sustainable development of tourist destinations» are proposed for implementation in a number of regions to improve the efficiency of tourism development in accordance with the principles of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Технология мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций посредством оценки индикаторов управления и состояния»

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 332.142

DOI: 10.24411/2413-693X^018-10206

Технология мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций посредством оценки индикаторов

управления и состояния

РАССОХИНА Татьяна Васильевна

Московский филиал ОЧУ ВО «Российская международная академия туризма», Москва, Российская Федерация, кандидат географических наук, доцент, декан, rassohina@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования технологии мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций. В качестве основной гипотезы исследования принято, что эффективным инструментом контроля результатов реализации теории устойчивого развития в туристских дестинациях является - «Мониторинг устойчивого развития туристских дестинаций». В технологию мониторинга нами заложена система индикаторов, которая соответствует следующим критериям: доступный сбор информации для индикаторов и последующей разработки на их основе индексов, возможность оценки во временной динамике, стабильность и надежность информации, ограниченное число индикаторов, интерпретируемость, чувствительность, управляемость, репрезентативность. На основе анализа существующего в мировой и российской практике опыта формирования системы критериев оценки устойчивого развития туризма и определения индикаторов, нами выявлено, что в настоящий момент в Российской Федерации в существующих системах мониторинга туризма не учитываются многие ключевые положения теории устойчивого развития туризма. Предложенная нами система Индикаторов устойчивого развития туризма на территориях Российской Федерации базируется на Глобальных критериях устойчивого развития утвержденных Всемирной туристкой организацией, но при этом учитывает требования, установленные нормативными актами РФ. Новизна исследования заключается в том, что разработана адаптированная технология мониторинга, которая формирует систему требований к механизму управления устойчивым развитием туризма в дестинациях с учетом основных механизмов государственного и муниципального управления в Российской Федерации, установленными утвержденными федеральными законами и Программами. Для оценки используется логико-математическое моделирование. Каждый индикатор измеряется по своей шкале, ориентированной на предпочтительность для защищаемых показателей (его рост означает улучшение, если рассматривать его изолированно от остальных) или на ущерб (его рост означает ухудшение). Индикаторы разделены на две группы - «Индикаторы состояния» и «Индикаторы управления». Для «Индикаторов состояния» устанавливаются количественные значения, определяемые по статистическим отчетам предприятий и органов управления дестинаций. «Индикаторы управления» характеризуют наличие или отсутствие необходимых управленческих механизмов устойчивого развития туризма на территории и формируют ориентиры для органов управления дестинацией. В разработанной методике нами предложено 35 индикаторов состояния и 34 индикатора управления разработанных на базе 39 критериев. Для внедрения предложенной технологии разработана методика внедрения «Мониторинга устойчивого развития туризма» на территории. Разработаны управленческие мероприятия трех этапов внедрения Мониторинга как инструмента управления. Результаты исследования в форме «Методики Мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций» предложены для внедрения в ряде Субъектов Федерации для повышения эффективности развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, туристская дестинация, мониторинг, индикаторы состояния, индикаторы управления, критерии качества

2018 Vol. 12 Iss. 2

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

www.philosoph.ru

Для цитирования: Рассохина Т.В. Технология мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций посредством оценки индикаторов управления и состояния // Сервис plus. 2018. Т. 12. №2. С. 54-64. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10206.

Статья поступила в редакцию: 25.05.2018. Статья принята к публикации: 25.06.2018.

Technology for monitoring sustainable development of tourist destinations through the assessment of management

Tatiana V. RASSOKHINA

Russian International Academy for Tourism (branch), Moscow, Russian Federation, Cand. Sci. (Geography), Associate Prof., rassohina@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the formation of technology for monitoring the sustainable development of tourist destinations. The main hypothesis of research proposes that the effective tool for controlling the implementation of the sustainable development theory in tourist destinations is «monitoring of sustainable development of tourist destinations». We included the system of indicators in the monitoring technology. This system conforms to the following criteria: available information gathering for the indicators and subsequent development of indices based on them, the possibility of estimating time-dynamics, stability of the information, and its reliability, a limited number of indicators, interpretability, sensitivity, controllability, and representation. On the basis of the analysis of the existing world and Russian experience in forming the system of assessment criteria of sustainable tourism development and in identifying the system of indicators we found that at the moment in the Russian Federation, the existing systems of tourism monitoring is not taking into account many key provisions of the theory of sustainable tourism development. The system of indicators, which we offered, is based on the global criteria for sustainable development approved by the world tourism organization, but takes into account the requirements established by the regulations of the Russian Federation. The novelty of the research lies in the fact that there has been developed an adapted monitoring technology, which forms a system of requirements for the mechanism of sustainable tourism development management in destinations, taking into account the main mechanisms of state and municipal management in the Russian Federation, established by approved Federal laws and programs. Logical and mathematical modeling is used for evaluation. Each indicator is measured on its own scale, focused on the preference for protected figures (its growth means improvement, if we consider it in isolation from the others) or harm (its growth means deterioration). Indicators are divided into two groups - «status indicators» and «management indicators». Quantitative values determined by statistical reports of enterprises and management bodies of destinations are established for "status indica-tors». «Management indicators» characterize the presence or absence of the necessary management mechanisms for sustainable tourism development in the territory and form guidelines for the authorities of the destination. In the developed technique, we proposed 35 status indicators and 34 management indicators developed on the basis of 39 criteria. For implementation of the offered technology the technique of carrying out «Monitoring of sustainable tourism development» in the territory is developed. Management measures of three stages of monitoring implementation as a management tool have been developed. The results of the study in the form of «Methods for monitoring the sustainable development of tourist destinations» are proposed for implementation in a number of regions to improve the efficiency of tourism development in accordance with the principles of sustainable development.

Keywords: sustainable development, tourist destination, monitoring, status indicators, management indicators, quality criteria

For citation: Rassokhina, T. V. (2018). Technology for monitoring sustainable development of tourist destinations through the assessment of management and status indicators. Servis plus, 12(2), 54-64. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10206. (In Russ.).

Submitted: 2018/05/25.

Accepted: 2018/06/25.

Введение. Развитие туризма в соответствии с принципами устойчивого развития, в последние десятилетия является основной глобальной тенденцией и задачей профессионального туристского сообщества. Внедрение механизмов устойчивого развития требуют системности, всесторонности и последовательности в реализации и управлении данным процессом [1, с. 87; 2, с. 269]. В разработанной нами Модели устойчивого развития туристских дестинаций [3, с. 60], одним из важнейших инструментов контроля результатов реализации теории устойчивого развития туристских дестинаций является «Мониторинг устойчивого развития туристских дестинаций». При этом внедрение и успешное осуществление мероприятий по проведению Мониторинга требует создания специальной технологии и системы информационно-методической поддержки [4, с. 50]. Вопросам формирования мониторинга и в дальнейшем рейтинга туристских дестинаций в Российской Федерации различных масштабов посвящены работы В.И. Кружалина, Н.В. Шабалиной, Т.П. Левченко, Ю.Ю., Щеголькова, В.И. Голодяевой [5, с. 24; 6, с. 22; 7, с. 743].

В основе любого мониторинга лежит в первую очередь система индикаторов [8, с. 57]. Она должна соответствовать следующим критериям: доступный сбор информации для индикаторов и последующей разработки на их основе индексов, возможность оценки во временной динамике, стабильность и надежность информации, ограниченное число индикаторов, интерпретируемость, чувствительность, управляемость, репрезентативность.

Методология. В международных и российских научных источниках предлагается достаточно много различных подходов к разработке критериев и проведению мониторингов [9, с. 148; 10, с. 24; 11, с. 29; 12, с. 141; 13, с. 46, 14, с. 160; 15, с. 360]. Всемирной туристкой организацией в 2013 г. разработана система глобальных критериев устойчивого развития туристских дестинаций. В 2014 г. с нашим участием разработан и принят Центром развития дестинаций UNWTO научный перевод этих критериев на русский язык [16, с. 143].

Нами проведен сравнительный требований Центра развития дестинаций UNWTO [17, с. 2], Ассамблеи регионов Европы [18, с. 23] в области организации системы устойчивого управления и индикаторов эффективности, заложенных в Федеральную целевую программу развития въездного и внутреннего туризма в РФ на 2011-2018 гг. (ФЦП) [16, с. 145]. Согласно нашему анализу, критерии GSTC, разработанные Всемирной туристской организацией, являются более полными и в большей мере отражают все аспекты устойчивого

туризма в дестинации [16, с. 146]. Все индикаторы эффективности ФЦП в целом соответствуют тому или иному критерию GSTC.

По результатам проведенных исследований нами предложен авторский вариант системы индикаторов устойчивого развития туризма на территориях Российской Федерации базирующийся на критериях GSTC UNWTO, но при этом учитывающий инструменты государственного и муниципального управления, установленные нормативными актами Министерства экономического развития, Министерства культуры, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства образования Российской Федерации. На рис. 1 представлены методологические подходы к формированию мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций.

Предложенная методология предполагает проведение логико-математического моделирования на основе системы индикаторов [19, с. 21]. Каждый индикатор измеряется по своей шкале, ориентированной на предпочтительность для защищаемых показателей (его рост означает улучшение, если рассматривать его изолированно от остальных) или на ущерб (его рост означает ухудшение).

В рамках технологии мониторинга мы считаем целесообразным разделить все индикаторы на две группы - «индикаторы состояния» и «индикаторы управления». Количественные значения «индикаторов состояния» определяются по статистическим отчетам предприятий и органов управления дестинаций. «Индикаторы управления» характеризуют наличие или отсутствие необходимых управленческих механизмов устойчивого развития туризма на территории и являются ориентирами для органов управления территориями. Достижение положительных результатов в достижении «индикаторов управления» позволит сформировать в дестинации полноценный механизм устойчивого развития туристкой сферы.

Система критериев и индикаторов устойчивого развития туристской дестинации

В разработанной нами технологии мониторинга устойчивого развития предложено 35 индикаторов состояния и 34 индикатора управления, разработанных на базе 39 критериев, которые отражены в таблице 1.

Предложенная система критериев и индикаторов является основой мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций. Технология мониторинга предполагает выполнение следующих мероприятий: сбор, систематизация, обработка и накопление информации для анализа и оценки состояния в контексте

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

принципов устойчивого развития туристских дестина-ций утвержденных UNWTO. Одновременно данные критерии основываются на соблюдении задач и контрольных показателей Стратегии развития туризма в Российской Федерации, Федеральной государственной программе развития культуры и туризма, региональ-

ным и местным стратегиям развития и выявления диспропорций в развитии территорий. На основе полученных результатов оценки соответствия сферы туризма территории принципам устойчивого развития формируется информационно-аналитическая база для совершенствования программ развития туризма.

Рис. 1. Методологические подходы к формированию мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций Fig. 1. Methodological approaches to the formation of monitoring sustainable development of tourist destinations

Управление внедрением мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций

Предлагаемая нами технология мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций предполагает специальную систему управленческих мероприятий. Для эффективного внедрения и создания условий для осознания важности достижения положительных значений индикаторов мониторинга местным принимающим сообществом работа проводится в три этапа. Технология внедрения мониторинга как инструмента управления показана на рис. 2.

На первом этапе в органы управления туризмом территории (в зависимости от масштаба анализируемых дестинаций) направляется запрос на самооценку «индикаторов управления» в соответствии с предлагаемыми критериями. Оценка проводится по простому

признаку наличия или отсутствия. Участие в подобном исследовании станет для сотрудников управляющих структур определенным ориентиром для дальнейшей деятельности. При необходимости количественной интегральной оценки далее полученные данные могут быть оценены посредством балльной оценки, где наличие инструмента программы исследования дает определенный стандартный балл. Простая сумма этих баллов дает интегральную оценку эффективности системы управления устойчивым развитием. Параллельно с этим проводится обучающий семинар повышения квалификации для сотрудников органов управления туризмом, на котором разъясняются основные принципы, заложенные в систему мониторинга, и методики разработки необходимой программной документации, проведения исследований и т.п.

Таблица 1

Критерии и индикаторы устойчивого развития туристских дестинаций Table 1

Criteria and indicators of sustainable development of tourist destinations

Критерии Индикаторы состояния Индикаторы управления

I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

И Стратегия устойчивого туризма И.у1 Наличие утвержденной стратегии программы развития учитывающей принципы устойчивого развития

!.2 Административная организация управлением туризма !.2.у1 Наличие специализированной структуры в администрации территории с определенным штатом и бюджетом

13 Контроль устойчивого туризма !.3.с 1 Участие во внешних мониторингах (количество) !.3.у1 Наличие внедренной внутренней программы мониторинга

!.4 Управление сезонностью туризма !.4.с1 Наличие специальных турпродуктов низкого сезона, в том числе событийных (шт.) 14.у1 Наличие специализированного исследования сезонности (не старше трех лет)

!.5 Адаптация к процессам изменения климата !.5.у1 Наличие специального исследования по стратегическому прогнозу устойчивости и надежности дестинации перед лицом потенциальных изменений

!.6 Инвентаризация (самоанализ) мест привлекательности !.6.у1 Наличие специализированного маркетингового исследования (не старше трех лет)

и Проектирование и строительство и.с1. Количество объектов инфраструктуры создаваемых в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ в 2011-2018 гг.» или региональных целевых программ развития туризма и.у1 Наличие распоряжения о согласовании проектных документов строительства объектов туристкой инфраструктуры в специализированной структуре администрации территории управляющей развитием туризма

!.8 Доступная безбарьерная среда !.8.с1 Доля объектов туристской инфраструктуры оборудованных в соответствии с требованиями безбарьерной среды !.8.у1 Наличие нормативного документа уровня территории о развитии безбарьерной среды

!.8.у2 Наличие контроля проектной документации строительства объектов туристкой инфраструктуры на соответствие требованиям безбарьерной среды

!.9 Локальные права собственности !.9.у1 Наличие нормативного документа уровня территории об общественном обсуждении создания и строительства объектов туристской инфраструктуры, определяющего методику проведения обсуждения

И0 Контроль удовлетворенности туристов И0.у1 Наличие специализированного исследования потребителей, учитывающего социальные, гендерные и демографические различия (не старше 3 лет)

1.11 Контроль качества предпринимательской деятельности И1.с1 Доля классифицированных средств размещения (%) И1.у1 Наличие программы сертификации гидов-экскурсоводов

И1.у2 Наличие программы сертификации ту-ристско-экскурсионных маршрутов

И2 Безопасность туристов И2.с1 Количество преступлений совершенных по отношению к иностранным гражданам (за год) И2.у1 Наличие специализированного исследования вопросов обеспечения безопасности туристов (не старше 3 лет)

И3 Антикризисная готовность И3.с1 Количество реализованных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников предприятий туриндустрии и органа управления оплаченных из бюджета территории (штук за 3 года)

И4 Маркетинг устойчивого туризма И4.с1 Количество событийных туристских мероприятий проводимых на территории (в год) И4.у1 Наличие утвержденной маркетинговой стратегии (программы)/ раздела в стратегии (программе развития туризма)

И4.у2 Наличие специальной статьи расходов в бюджете территории

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Критерии Индикаторы состояния Индикаторы управления

1.14.у3 Наличие календаря событийного туризма

М5 Поддержка предприятий туризма И5.с1 Количество предприятий туристкой индустрии воспользовавшихся специальными субсидиями (по видам субсидий) И5.у1 Наличие специальных субсидий (грантов) для малых и средних предприятий туриндустрии

А) Компенсация процентных ставок по кредитам

А) Компенсация процентных ставок по кредитам Б) Субсидии на приобретение оборудования

Б) Субсидии на приобретение оборудования В) Компенсация затрат на уплату части лизинговых платежей по договорам лизинга

В) Компенсация затрат на уплату части лизинговых платежей по договорам лизинга Г) Компенсация затрат на первого взноса (аванса) по договорам лизинга

Г) Компенсация затрат на первого взноса (аванса) по договорам лизинга Д) Предоставление грантов начинающим предпринимателям

Д) Предоставление грантов начинающим предпринимателям Е) Субсидии на реализацию проектов в сфере народных художественных промыслов и туризма

Е) Субсидии на реализацию проектов в сфере народных художественных промыслов и туризма Ж) Компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг

Ж) Компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг З) Возмещение затрат на технологическое присоединение

З) Возмещение затрат на технологическое присоединение И) Субсидии на повышение энергоэффективности

И) Субсидии на повышение энергоэффективности К) Субсидии на реализацию инновационных проектов

К) Субсидии на реализацию инновационных проектов Л) Возмещение расходов, связанных с продвижением продукции

Л) Возмещение расходов, связанных с продвижением продукции М) Возмещение расходов на реализацию проектов по локализации

М) Возмещение расходов на реализацию проектов по локализации Н) Возмещением затрат по договорам страхования

Н) Возмещением затрат по договорам страхования О) Возмещение расходов на повышение квалификации сотрудников

О) Возмещение расходов на повышение квалификации сотрудников П) Субсидии субъектам молодежного предпринимательства

П) Субсидии субъектам молодежного предпринимательства Р) Льготная аренда объектов недвижимости

Р) Льготная аренда объектов недвижимости

1.16 Рекламные материалы 1.16.с1 Количество образцов печатной рекламы различных видов А) Буклеты 1.16.у1 Наличие специализированного туристского сайта

Б) Карты В) Календари 1.16.у2 Наличие единого стиля в создании рекламных материалов

Г) Путеводители

Д) Каталоги

II. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА ТУРИСТСКОИ ДЕСТИНАЦИИ

11.1 Экономический эффект 11.1.с1 Объем налоговых поступлений в бюджет территории от предприятий туристкой индустрии 11.1.у1 Наличие ежегодного отчета о роли туризма для экономики территории

11.1.с2 Объем инвестиций в предприятия туристкой индустрии и гостеприимства

11.1.с3 Доля туризма и КСР в общем объеме инвестиций (в %)

11.2 Местные возможности карьерного роста 11.2.с1 Количество рабочих мест в гостиничных предприятиях 11.2.у1 Наличие специальной базы данных о вакансиях на предприятиях туристкой индустрии

11.2.с2 Количество рабочих мест в музейных и экскурсионных предприятиях

11.2.с3 Количество рабочих мест в туроператорских и турагентских предприятиях

11.2.с4 Средняя заработная плата в гостиничных предприятиях\ % к средней по территории

Критерии Индикаторы состояния Индикаторы управления

П.2.с5 Средняя заработная плата работников музеев \ % к средней по территории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П.2.с6 Средняя заработная плата в туристских предприятиях\ % к средней по территории

11.3 Участие общественности И.3.с1 Количество общественных организаций предпринимателей и/ или потребителей в сфере туризма

И.3.с2 Количество общественных советов\ рабочих групп по вопросам туризма

11.4 Удовлетворение местных сообществ И.4.у1. Наличие результатов исследований (опросов) местного населения по вопросам их отношения к развитию туризма и готовности к участию в этом процессе (не старше 3 лет)

11.5 Местный доступ П.5.у1 Наличие системы контроля открытого доступа в рамках существующего федерального законодательства

11.6 Осведомленность о туризме И.6.у1 Наличие специальной программы пропаганды туризма в образовательных учреждениях

11.7 Предотвращение эксплуатации П.7.с1 Количество актов (судебных решений) о нарушениях (шт.) П.7.у1 Наличие системы контроля соблюдения трудового и миграционного законодательства в предприятиях туристкой индустрии

11.8 Поддержка местного сообщества И.8.с1 Количество специализированных источников информации о туризме (шт.): А) ТВ и радио передачи П.8.у1 Наличие общественных профессиональных организаций (отделений федеральных организаций)

Б) Конкурсы, организуемые профильными органами власти и организациями

В) СМИ (электронные и печатные)

N.9 Принципы справедливой торговли П.9.с1 Количество предприятий малого и среднего предпринимательства, осуществляющих обслуживание туристов А) предприятия питания

Б) предприятия НХП и ремесленные

В) предприятия культуры

Г) торговые предприятия

II. 10 Защита привлекательности П.10.у1 Наличие реестра природных и культурных туристских рекреационных ресурсов

II. 11 План управления посещениями II.11 .с1 Количество судебных решений о нарушении правил использования памятников природы и памятников архитектурного наследия

II. 12 Информирование и управление поведением посетителей в местах регулируемого посещения И.12.с1 Количество специализированных информационных стендов правил посещения памятников природы и памятников архитектурного наследия / в т.ч. на иностранных языках П.12.у1 Наличие разработанной программы размещения специализированных информационных стендов правил посещения памятников природы и памятников архитектурного наследия / в т.ч. на иностранных языках

III. СОХРАНЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И МИНИМИЗАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

III. 1 Экологическая экспертиза Ш.1у1 Наличие исследования экологических проблем территории

III. 2 Защита экосистемы Ш.2.у1 Наличие специальных организационных структур контролирующих соблюдение законодательства в сфере природопользования

III. 3 Энергосбережение Ш.3.с1 количество предприятий получивших субсидии на повышение энергоэффективности Ш.3.у1 Наличие утвержденного механизма получения субсидии на повышение энергоэффективности

III. 4 Сохранение воды Ш.4.с1 Доля гостиничных и ресторанных предприятий внедривших программы сокращения расхода воды (%)

III. 5 Качество воды Ш.5.с1 Количество размещенных информационных знаков о качестве воды (в т.ч. запрещающих) А) в поверхностных водоемах - местах купания Ш.5.у1 Наличие разработанной системы информационных знаков о качестве воды (в том числе запрещающих)

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Критерии Индикаторы состояния Индикаторы управления

Б) источниках питьевой воды (родниках и колодцах)

III. 6 Утилизация отходов Ш.6.с1 Количество актов (судебных решений) о нарушении предприятиями туристкой индустрии правил утилизации твердых бытовых отходов

III. 7 Сокращение загрязнения твердыми отходами Ш.7.с1 Доля предприятий туристкой индустрии внедривших систему раздельного сбора и вывоза ТБО

III. 8 Сокращение загрязнения Ш.8.с1 Количество проведенных специальных мероприятий по разъяснению роли предприятий туристкой индустрии в сохранении окружающей среды (круглые столы, семинары, информационные письма, публикации в СМИ) Ш.8.у1 наличие программы проведения специальных мероприятий по разъяснению роли предприятий туристкой индустрии в сохранении окружающей среды (круглые столы, семинары, информационные письма, публикации в СМИ)

III. 9 Местная транспортировка Ш.9.с1 Количество предприятий участников программы субсидирования лизинга экологичного транспорта Ш.9.у1 Наличие программы субсидирования лизинга экологичного транспорта

III. 10 Экологическое управление Ш.10.с1 Доля предприятий туристкой индустрии имеющих специальную политику в сфере сохранения окружающей среды

III. 11 Сохранение биологической вариативности, экосистем и ландшафтов ИИ1.с1 Количество на территории особо охраняемых природных территорий А) заповедники

Б) национальные парки

На втором этапе проведения внедрения мониторинга в следующем отчетном периоде (год или полугодие) проводится повторная оценка «Индикаторов управления», с целью изучения динамики развития системы управления. Так же, в добровольном порядке, предлагается оценить управляемую туристскую дести-нацию по «индикаторам состояния». Для сбора информации от предприятий по «индикаторам состояния» в помощь органам управления разрабатываются опросные листы (анкеты) для предприятий туристкой индустрии территории. Это облегчит сбор информации. Параллельно с этим проводится семинар повышения квалификации для сотрудников органов управления, на котором обнародуются результаты первого этапа проведения мониторинга, выявляются и поощряются лидеры, а также разъясняется вся методика сбора и обработки информации по индикаторам состояния.

Третий этап внедрения является основным. После обобщения опыта первого и второго этапов при необходимости вносятся коррективы в методику мониторинга, он утверждается как обязательный для оценки эффективности территориального управления и в дальнейшем проводится ежегодно. По мере развития законодательства и теории устойчивого развития туристских дестинаций в него могут вноситься дальнейшие коррективы.

Выводы

1. Процессы устойчивого развития туризма в Российской Федерации требуют формирования системы контроля. Это определяет актуальность и науч-

ную значимость решаемых в статье задач создания методологии мониторинга устойчивого развития и формирования системы управления внедрением мониторинга.

2. Международный характер принципов устойчивого развития туризма предполагает учет глобальных подходов к организации системы устойчивого развития туризма и его контроля в Российской Федерации. Однако разработанные и принятые нормативными документами формы контроля эффективности государственного и муниципального управления не в полной мере учитывают параметры определяющие устойчивое развитие.

3. Предложенная технология создания и внедрения мониторинга устойчивого развития туризма в туристских дестинациях учитывает глобальные критерии устойчивого развития туризма, рекомендуемые Всемирной туристкой организацией. На их основе предложены адаптированные критерии, актуальные для территорий РФ.

4. Разработанные для каждого критерия «индикаторы состояния» и «индикаторы управления» основаны на собираемых в РФ статистических данных и определяемых нормативными актами управленческими механизмами.

Внедрение мониторинга устойчивого развития туризма в субъектах Российской Федерации позволит сформировать систему мотивации и контроля соответствия существующих и развивающихся туристских систем принципа устойчивого развития.

1 1Ï-MÏ

¿5

-V

Í IT in

» Ознакомление рун оводстш орган ов упраздняйлтуристкой дестинациис ^ннципами YP il ыетйднкой Мониторинга » Проведение работы по организации самоанализа нИнджморов управления* на

ДобрОАОДЬНО основе » Обработка результатов и определен¡se интегрнрованныл оценок дестннацнй

» Обнародование результатов I .этапа Мониторинга

• Йнакомление руководства

ipifl [фНЯТ НЙ ГурНСТТСОЙ НЕСДуСТрННС

методикой Мониторинга « Индикаторов

СОСТОЯНИЯ!!.

» Пров ед«ние работы по сбору информации « Инд нигаторов с осто лннга: на добровольно осно«

• Проведение работы по органюацнн самоаналн!а «Индикаторов управления»

• Обработка результатов ■ определение интегрированным оценок

т

* Обнародование реэ уль татов 2 гтал а Мониторинга

» Утверждение как обязательного к исполнению для территориальных органов управления и Предприятий » Проведение работы ПО сбору информации на обязательной основе

* Обработка результатов н определение интегрирование: оценок

* £ыявленне пробле ы управленнл и СОСТОЯНИЯ

Обучение Мотка m кя Организация Контроль методики

Обучение

Мотивация

Организация

Оценка

эф фештнвиостл

упраБЛЕККЯ

Контроль методики оценки состояния

Cq

внедрен не Организация Контроль исполнен ]з л Оценка

эффективности

управления

дестннацией

■ГорМмрОЁЛНнс (коррtKTUpOBKl) ftp ЧПГ1Ш vtTOfHlttsrO p»uitlll

туригтгкой десшнчци

Рис. 2. Система управленческих мероприятий внедрения мониторинга устойчивого развития туристской дестинации Fig. 2. System of management measures of implementation of monitoring sustainable development of tourist destination

Литература

1.Рассохина Т.В., Лебедев А.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций // Сервис в Росси и за рубежом. Т. 10. 2016. № 2 (63). С. 87-100.

2.Ketels C. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? Cambridge Journal of Regions, Economy and Society 2013, 6, 269-284.

3. Рассохина Т.В. Научно-методологические аспекты формирования обобщающей динамической структур-

ной модели управления устойчивым развитием туристской дестинации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. Т. 7. 2017. № 9А. С. 59-65.

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

4.Левченко Т.П. Концептуальная модель процесса управления устойчивым развитием туристско-рекреа-ционных систем // Инновационные системы. Т. 1. 2014. № 1. С. 46-54.

5. Минаев В.А. Сетецентрическая модель управления дестинациями как новая парадигма развития инду-

стрии туризма // Вестник РМАТ. 2013 г. № 2. С. 52-62

6.Голодяева В.И. Использование индикаторов устойчивого развития туризма в мире и России // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 2 (38). С. 24-28.

7.Christensen T.A., Lámmer-Gamp T., zuKocker G.M. Let's make a perfect cluster policy and cluster programme smart recommendations for policy makers. VDI / VDE Innovation + Technik GmbH. Berlin/Copenhagen, 2012.

8.Eusébio, Celeste; Carneiro, Maria Joao The Impact of Tourism on Quality of Life: A Segmentation Analysis of the Youth Market// Tourism Analysis, Volume 19, Number 6, 2014, pp. 741-757(17) http://dx.doi.org/10.3727/108354214X14146846679529.

9.Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Аигина Е.В. и др. Технологии управления и саморегулирования в сфере туризма. М: Диалог культур - 2014. 378 с.

10. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Тульская Н.И. Научные подходы к формированию рейтингов регионов России по уровню развития индустрии туризма // Туризм: право и экономика. 2011. № 4. С. 2-6.

11. Конаныхина О.В., Левченко Т.П. Методические рекомендации по моделированию устойчивого развития природно-ориентированного туризма Астраханской области // Интернет-журнал Науковедение. Т. 9. 2017. № 4. С. 29.

12. Метелкина П.В., Щегольков Ю.Ю., Грибков-Майский В.М. Подходы к формированию системы индикаторов привлекательности малых исторических городов. Волжское путешествие Фёдора Глинки (из цикла «путешествия по Тверской земле») «Комфорт и уют 2017» - праздник профессионалов: профессиональные туристские конкурсы // Сервис в России и за рубежом. Т. 11. 2017. № 5 (75). С. 141-148.

13. Kutsenko E. S., Meissner D. Key Features of the First Phase of the National Cluster Programme in Russia / Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". No. 11/STI/2013, 2013.

14. Mastura J., ShuhaidaMd N., S. Mostafa R. Perception of young local residents toward sustainable conservation programmes: A case study of the Lenggong World Cultural Heritage Site // Tourism Management Volume 48, June 2015, Pages 154-163.

15. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций. Учебник. М. Советский спорт, 2014. 365 с.

16. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета ГУУ. 2013. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. McCabeaS.t, DiekmannbA. The rights to tourism: reflections on social tourism and human rights // Tourism Recreation Research Volume 40, Issue 2, 2015 DOI 10,1080 / 02508281.2015.1049022.

18. Blackman A., MoscardoG., Schurmann, A., Murphy L. Exploring youth perspectives on quality of life and tourism: policy and planning implications. In: Conference Proceedings of BEST EN Think Tank XIV: politics, policy and governance in sustainable tourism, pp. 8-23. From: BEST EN Think Tank XIV: politics, policy and governance in sustainable tourism, 23-26 June 2014, Lyubljana, Slovenia.

19. Научная основа стратегии устойчивого развития РФ. Федеральное Собрание РФ, Гос. Дума, Комиссия по проблемам устойчивого развития. Общ. ред. М.И. Залиханов, В.М. Матросов, А.М. Шелехов. // М., Гос. Дума, 2002. с. 21—31.

References

1.Rassokhina T. V., Lebedev A. V., Realization of the principles of sustainable development in order to optimize the system of competitiveness of tourist destinations. Servis v Rossi i za rubezhom, vol. 10, no. 2 (63), 2016, pp. 87-100. (In Russ.)

2.Ketels C. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, no. 6, 2013, pp. 269-284.

3.Rassokhina T. V., Scientific and methodological aspects of formation of generalized dynamic structural model of management of sustainable development of tourist destinations. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra, vol. 7, no. 9A, 2017, pp. 59-65. (In Russ.)

4.Levchenko T. P., Conceptual model of tourist-recreational systems' sustainable development management process. Innovacionny'e sistemy', vol. 1, no. 1, 2014, pp. 46-54. (In Russ.)

5.Minaev V. A., Network-centric destinations management model as a new paradigmin the development of tourism industry. Vestnik RMAT, no. 2, 2013, pp. 52-62. (In Russ.)

6.Golodyaeva V. I., Use of sustainable tourism development indicators in the world and in Russia. Vestnik Nacional'noj akademii turizma, no. 2 (38), 2016, pp. 24-28. (In Russ.)

7.Christensen T.A., Lammer-Gamp T., zuKocker G.M., Let's make a perfect cluster policy and cluster programme smart recommendations for policy makers. VDI / VDE Innovation + Technik GmbH. Berlin/Copenhagen, 2012.

8.Celeste E., Carneiro Maria J., The Impact of Tourism on Quality of Life: A Segmentation Analysis of the Youth Market. Tourism Analysis, vol. 19, no. 6, 2014, pp. 741-757. DOI: http://dx.doi.org/10.3727/108354214X14146846679529.

9.Kruzhalin V. I., Shabalina N. In. Aigina E. V. et al. Control Technology and self-regulation in tourism. Moscow: Dialog kul'tur, 2014, 378 p. (In Russ.)

10. Kruzhalin V. I., Shabalina N. I. Tulskaya N. A., Scientific approaches to forming ratings of Russian regions based on the level of development of tourism. Turizm: pravo i e'konomika, no. 4, 2011, pp. 2-6. (In Russ.)

11. Kononykhina O. V., Levchenko T. P., Methodical recommendations on modeling of sustainable development of nature-oriented tourism in the Astrakhan region. Internet-zhurnal Naukovedenie, vol. 9, no. 4, 2017, pp. 29. (In Russ.)

12. Metelkina P. V., Schegolkov Y.Y., Gribkov-Mayskiy V. M., Approaches to forming system of indicators of the attractiveness of small historic towns. The Volga journey of Fyodor Glinka (from the series "travel in the land of Tver") "Comfort and coziness 2017" is a celebration of professionals: vocational tourist competitions. Servis v Rossi i za rubezhom, vol. 11, no. 5 (75), 2017, pp. 141-148. (In Russ.)

13. Kutsenko E. S., Meissner D., Key Features of the First Phase of the National Cluster Programme in Russia. Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation", no. 11, 2013.

14. Mastura J., ShuhaidaMd N., S. Mostafa R., Perception of young local residents toward sustainable conservation programmes: A case study of the Lenggong World Cultural Heritage Site. Tourism Management, vol. 48, pp. 154-163.

15. Rassokhina T. V. Management of tourist destinations. Textbook. Moscow: Sovetskij sport, 2014, 365 p. (In Russ.)

16. Rassokhina T. V., Sesekin A. I., Problems of evaluation of tourism development system in tourist destinations. Vestnik universiteta GUU, no. 1, 2013. (In Russ.)

17. McCabeaS.t, DiekmannbA. The rights to tourism: reflections on social tourism and human rights. Tourism Recreation Research, vol. 40, no. 2, 2015. DOI 10,1080 / 02508281.2015.1049022.

18. Blackman A., MoscardoG., Schurmann, A., Murphy L., Exploring youth perspectives on quality of life and tourism: policy and planning implications. In: Conference Proceedings of BEST EN Think Tank XIV: politics, policy and governance in sustainable tourism, 23-26 June 2014, Lyubljana, Slovenia, pp. 8-23.

19. Zalixanov M.I., Matrosov V.M., Shelexov A.M., The scientific basis of the sustainable development strategy of the Russian Federation. The Federal Assembly of the Russian Federation, State. The Duma Commission on the issues of sustainable development. Moscow: Gos. Duma, 2002, pp. 21—31. (In Russ.)

2018 Vol. 12 Iss. 2

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

www.philosoph.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.