Научная статья на тему 'Российский рынок сельского туризма: современное состояние, факторы устойчивого развития, особенности управления'

Российский рынок сельского туризма: современное состояние, факторы устойчивого развития, особенности управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
891
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / РЫНОК / ТЕНДЕНЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ / RURAL TOURISM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MAIN FACTORS / MARKET TRENDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минаев Владимир Александрович, Рассохина Татьяна Васильевна, Сеселкин Алексей Иванович

В статье рассматривается сельский туризм как быстроразвивающийся сектор туристской индустрии, связанный с использованием в маркетинговых целях природных, культурно-исторических, этнографических и других ресурсов сельских территорий и их специфических особенностей для создания и реализации комплексного туристского продукта, отражающего сельский образ и уклад жизни, сельские культуру и обычаи, традиционный сельский труд. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие развитию рынка сельского туризма, раскрываются ведущие факторы и тенденции, связанные с ним. Анализируются основные причины, замедляющие развитие сельского туризма в России. На основе маркетингового исследования потребительского рынка г. Москвы выявлены основные потребности туристов на рынке сельского туризма. Рассмотрены особенности управления развитием рынка сельского туризма в регионах, в частности связанные с сетецентрической моделью, где важнейшая роль отводится сельской дестинации. Обращается внимание на роль туризма в устойчивом развитии сельских поселений. Обсуждается законодательная и нормативная база, программы стимулирования рынка сельского туризма. Выделены приоритетные факторы развития сельского туризма в регионах Российской Федерации: нормативно-правовая база развития сельского туризма; поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере сельского туризма; единая сетецентрическая региональная маркетинговая стратегия по продвижению продуктов сельского туризма; формирование и продвижение продуктов сельского туризма; вовлеченность населения в движение за здоровый образ жизни; подготовка кадров для сельского туризма; квалификация сельского населения в области услуг туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Минаев Владимир Александрович, Рассохина Татьяна Васильевна, Сеселкин Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MARKET OF RURAL TOURISM: CURRENT STATUS, FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT, MANAGEMENT FEATURES

The article deals with rural tourism as a rapidly growing sector of the tourism industry associated with the use for marketing purposes natural, cultural, historical, ethnographic and other resources in rural areas and their specific features for the creation and implementation of an integrated tourism product that reflects the image of the rural way of life and rural culture and customs, traditional rural labor. The article highlights the main problems impeding the development of rural tourism market, reveals the leading trends and factors associated with it. The authors analyze the main reasons that slow down the development of rural tourism in Russia. Based on a market research of the consumer market of Moscow identified are the basic needs of tourists in the market for rural tourism. Highlighted are the features of the market development of rural tourism in regions, in particular related to the network-centric model where the most important focus is placed for rural destinations. The authors draw attention to the role of tourism in sustainable development of rural settlements. Discussed arelegal and regulatory frameworks, incentive programs for rural tourism market. Highlighted are the priority factors for rural tourism development in regions of the Russian Federation: the legal framework of rural tourism development; support for small and medium-sized enterprises in the field of rural tourism; a network-centric unified regional marketing strategy to promote rural tourism products; formation and promotion of rural tourism products; the involvement of the population in the movement for healthy lifestyle; training for rural tourism; skills of the rural population in the field of tourism services.

Текст научной работы на тему «Российский рынок сельского туризма: современное состояние, факторы устойчивого развития, особенности управления»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 334.025 DOI 10.12737/7937

РОССИЙСКИЙ РЫНОК СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Минаев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, m1va@yandex.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация,

Рассохина Татьяна Васильевна, кандидат географических наук, доцент, декан факультета гостеприимства и туристской индустрии Московского филиала Российской международной академии туризма, rassohina@gmail.com;

Сеселкин Алексей Иванович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой по устойчивому развитию туризма в сотрудничестве с ЮНВТО Российской международной академии туризма, sai45@mail.ru, Москва, Российская Федерация

В статье рассматривается сельский туризм как быстроразвивающийся сектор туристской индустрии, связанный с использованием в маркетинговых целях природных, культурно-исторических, этнографических и других ресурсов сельских территорий и их специфических особенностей для создания и реализации комплексного туристского продукта, отражающего сельский образ и уклад жизни, сельские культуру и обычаи, традиционный сельский труд. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие развитию рынка сельского туризма, раскрываются ведущие факторы и тенденции, связанные с ним. Анализируются основные причины, замедляющие развитие сельского туризма в России. На основе маркетингового исследования потребительского рынка г. Москвы выявлены основные потребности туристов на рынке сельского туризма. Рассмотрены особенности управления развитием рынка сельского туризма в регионах, в частности связанные с сетецентрической моделью, где важнейшая роль отводится сельской дестинации. Обращается внимание на роль туризма в устойчивом развитии сельских поселений. Обсуждается законодательная и нормативная база, программы стимулирования рынка сельского туризма. Выделены приоритетные факторы развития сельского туризма в регионах Российской Федерации: нормативно-правовая база развития сельского туризма; поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере сельского туризма; единая сетецентрическая региональная маркетинговая стратегия по продвижению продуктов сельского туризма; формирование и продвижение продуктов сельского туризма; вовлеченность населения в движение за здоровый образ жизни; подготовка кадров для сельского туризма; квалификация сельского населения в области услуг туризма.

Ключевые слова: сельский туризм, рынок, тенденции, устойчивое развитие, главные факторы

Сельский туризм как эффективная основа развития сельских поселений. Выступая активно развивающимся сектором туристской индустрии, сеёьский туризм связан с испоёьзованием природных, культурно -исторических, этнографических и других ресурсов сеёьских территорий и их специфических особенностей дёя создания и ре-

ализации компёексного туристского продукта, отражающего сеёьский образ и укёад жизни, сеёьские куёьтуру и обычаи, традиционный сеёьский труд.

Хотя для России это достаточно моёодое направёение туризма и оно не имеет среди соотечественников столь широкого признания и распространения, как в зарубежных

5

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

странах: в целом ряде европейских государств — Испании, Италии, Франции и других странах — оно довольно хорошо развито. Зачастую туристы совмещают сельскохозяйственные работы с отдыхом, получая в обмен возможность бесплатного проживания и питания. Именно так организовано взаимодействие фермеров и туристов в более чем 50 странах мира через программу WWOOF (World Wide Opportunities on Organic Farms). Более подробно с Программой можно познакомиться на электронном ресурсе http://wwoof.net/.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт [1, 4—9, 11—12], развитие на сельских территориях туристского рынка, вовлеченность их в туристскую сферу — является важным механизмом социально-экономического развития территорий.

Именно поэтому Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 определена цель государственной политики, связанная с устойчивым развитием сельских территорий и повышением уровня жизни сельского населения.

Для России исключительно важная составляющая сельского туризма связана с обеспечением занятости сельского населения в сфере услуг, и, следовательно, с замедлением и в конечном итоге — с остановкой экономической и демографической деградации сельской местности.

Пока сельский туризм в структуре внутренних туристских потоков в Российской Федерации занимает всего 2% при том, что сельские территории занимают более 23% страны и на них проживает 26% населения.

Учитывая, что сельские территории обладают отличным от города природным, социально-экономическим и историко-культурным потенциалом, при его эффективном использовании село может в серьезной мере обеспечить свое многосекторное развитие, повышение занятости, а также достаточные уровень и качество жизни населения, как это видно на примере стран Скандинавии, где природно-климатические факто-

1 Постановление Правительства Российской Федерации

от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

ры, как и на территории Российской Федерации, далеки от идеала. А сельский туризм, тем не менее, высоко развит, принося немалые доходы сельским муниципалитетам и населению.

Последнее свидетельствует о том, что при формировании программ развития сельского туризма в различных природно-климатических зонах нашей страны необходимо учитывать соответствующие особенности территорий, принимать во внимание такой фактор сельского туризма, препятствующий его устойчивому развитию, как сезонность. Поэтому и устойчивое развитие сельских поселений возможно только при комплексном использовании социально -экономических механизмов поддержки села и селян, включая привлечение «сельских туристов» в разные сезоны, имеющие свою особую притягательность для разных категорий путешествующих россиян и зарубежных гостей, уже ощутивших шарм сельского быта и образа жизни.

Системные проблемы, препятствующие устойчивому развитию рынка сельского туризма. В целях реализации указанных положений разработана Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция)2. Рассматриваемые в ней меры имеют целью вывести сельские территории на ускоренное и сбалансированное решение социально-экономических и природно-экологических задач при одновременном развитии историко-культурного потенциала сельской местности.

Решение указанных задач требует системного развития рынка сельского туризма, обеспечивающего четкое взаимодействие туристов, турагентских и туроператорских предприятий, сельских предпринимателей (фермеров) — производителей сельского турпродукта, органов управления туризмом и предпринимательской деятельностью на сельских территориях.

Как показал анализ научной литературы [1, 4—6, 12], в настоящее время существуют и требуют своего решения следующие проб-

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

6

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Российский рынок сельского туризма...

лемы, препятствующие развитию рынка сельского туризма в Российской Федерации:

1) неразвитость государственной политики в названой области;

2) слабость нормативной законодательной базы, регулирующей деятельность в сфере сельского туризма;

3) неразработанность стандартов, регламентов и нормативов, направленных на регулирование сферы сельского туризма как сектора туриндустрии;

4) недостаточная координация в системе управления сельским туризмом на региональном уровне, в частности проявляющаяся в том, что зачастую решением соответствующих задач занимаются не органы управления туризмом, а органы управления сельским хозяйством и предпринимательской деятельностью;

5) дефицит квалифицированных туристских кадров в сельской местности, а также существенный недостаток у сельских предпринимателей как знаний, так и опыта по обслуживанию зарубежных и отечественных туристов.

Разумеется, данные проблемы достаточно универсальны, по-разному в своей остроте проявляясь для сельской территории страны, настройку же их решения под специфику России возможно осуществить путем учета конкретных условий регионов. Именно такой подход дает возможность целенаправленно стимулировать развитие сельского туризма в существенно различающихся по своему факторному комплексу и условиям для развития сельского туризма субъектах Российской Федерации.

Говоря о нормативно-законодательной базе, следует отметить, что сегодня стимулирование рынка сельского туризма может осуществляться в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы», Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», а также в ходе реализации Постановления Правительства Российской Федерации № 178 от 27 февраля 2009 г. «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на госу-

дарственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

Следует констатировать, что в настоящее время финансовая поддержка тех, кто занимается развитием сельского туризма, возможна только по программам поддержки, предлагающим частичную компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма3. Этого на сегодняшний день явно недостаточно, учитывая исключительную важность сельского туризма для устойчивого и поступательного развития сельских поселений России, улучшения там социально-экономической и демографической ситуации.

Результаты опроса горожан, вовлеченных в сферу сельского туризма. Приведем результаты, полученные в рамках международного научного проекта «Разработка турпродукта, развитие рынка и е-маркетинг сельского туризма» при проведении исследования потребительского рынка г. Москва. Была опрошена одна тысяча горожан-респондентов (как мужчин, так и женщин) в возрасте от 18 до 65 лет. Методика отбора респондентов была основана на простой случайной выборке.

В результате выявлено, что большинство из них (74%) в той или иной степени проявляют интерес к занятию сельским туризмом (рис. 1)4. Важно и то, что 55% из них отметили исключительную необходимость сохранения экологического равновесия на территориях, где развивается сельский туризм.

При этом нельзя не отметить, что одна пятая часть пока нейтральна по отношению к экологическим вопросам, а для четверти этот вопрос вообще не важен. Конечно,

3 Постановление Правительства Московской области от 06.05.2013 г. № 289/17 «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета Московской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области “Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013—2016 гг.»

4 Необходимо отметить, что данные, приведенные на рисунках 1—6, соответствуют статистическим распределениям ответов респондентов социологического опроса.

7

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Очень нужна, 30%

Рис. 1. Нужна и интересна ли сельская среда для отдыха?

во многом это обусловлено недостаточной экологической грамотностью горожан и потребительским отношением к природе, что, как показывает опыт развитых стран, неизбежно должно минимизироваться по мере овладения членов общества основными принципами устойчивого туризма, базирующегося на сохранении природных детерминант жизни общества в устойчивом, сбалансированном состоянии.

На рис. 2 отражено распределение ответов респондентов о сумме денежных средств, которые они готовы потратить

в сутки во время отдыха в сельской местности в России. Из него видно, что почти три четверти из них готовы тратить не менее 3 тысяч рублей в сутки на одного путешествующего, причем две трети — от 2 до 3 тысяч рублей.

Конечно, важным для рациональной организации сельского туризма является ответ на вопрос — ради чего же горожане готовы тратить свои деньги. На рис. 3 показаны ответы респондентов, отметивших приоритетность различных услуг при организации туризма и отдыха на селе.

2000-3000

41%

Рис. 2. Предполагаемая сумма затрат на отдых в сельской местности, в рублях на одного человека в сутки

8

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Российский рынок сельского туризма...

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

23

■ 26 ■ 27

41

42 42

47

Рис. 3. Ради чего туристу тратить деньги в селе, %?

I — Традиционная кухня, 2 — Доп. услуги, 3 — Спокойствие, 4 — Полный пансион,

5 — Баня/сауна, 6 — Аренда лодок, велосипедов и т. п., 7 — Хорошая экология,

8 — Организованная программа, 9 — Организация самостоятельного питания, 10 — Свобода во времени,

II — Полупансион, 12 — Шаговая доступность кафе, ресторанов, 13 — Уединение

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

94

95

■ 98

Рис. 4. Предпочтения при выборе размещения в сельской местности, %?

1 — Охота, 2 — Рыбалка, 3 — Электрическое отопление, 4 — Комфортабельный туалет,

5 — Удаленность от соседей, 6 — Интернет, 7 — Мелководье, 8 — Собственный берег,

9 — Место для пикника, 10 — Наличие душа, 11 — Размещение с животными, 12 — Наличие бани/сауны, 13 — Расположение на острове, 14 — Запрет на размещение животных, 15 — Близость водоема,

16 — Лыжные трассы неподалеку

Исследование показало, что туристов в сельскую местность привлекает, прежде всего, традиционная кухня при полном пансионе, спокойная атмосфера и организация дополнительных услуг, а также наличие бани

или сауны. Эти приоритеты назвали около двух третей опрошенных. Почти для половины респондентов были важны возможность аренды лодок, велосипедов и прочего инвентаря, а также хорошие экологические

9

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Рис. 5. Кому доверить организацию своего отдыха на селе?

условия, организованность программы пребывания на селе, свобода во времени и возможность самостоятельного питания. В то же время, около одной трети опрошенных предпочли бы возможность уединения, существования в шаговой доступности кафе или ресторанов, а также полупансиона.

Выбирая между предложениями разных сельских гостевых домов и других коллективных средств размещения (рис. 4), почти все респонденты обращают особое внимание на возможность охоты и рыбалки, большинство — на возможность сохранения городских привычек — электрическое отопление и существование комфортабельного туалета, более 80% — на возможность быть подальше от соседей, но в то же время — на необходимость соединения с интернет-ресурсами, три четверти тянет к собственному берегу, и чтобы было мелководье, кроме того, для двух третей важны место для пикника и наличие душа. Половина хотела бы отдыхать со своими животными, характерно, что одна треть категорически против такой возможности. Более одной трети хотели бы жить на острове и ходить в баню. Одна пятая потенциальных туристов в сельскую местность отметила необходимость в близости водоема и лыжных трасс неподалеку.

Важный аспект рынка сельского туризма — это отношение туристов к тому, как организовать свое путешествие. На рис. 5 показано, что большая часть респондентов

предпочитает пользоваться услугами туроператоров, в то же время более одной трети из них готовы организовать свое путешествие на село самостоятельно.

О сетецентреческих принципах управления сельским туризмом. В связи с последним обстоятельством важно отметить, что в мире прослеживается нарастающая тенденция, связанная с тем, что туристы сами организовывают собственные поездки на село, составляют план развлечений и отдыха там, самостоятельно находят места для проживания, а не обращаются в туркомпании. Именно в этом проявляется важный принцип сетецентрической модели управления туристской индустрией [2, 3, 9], когда ядром организации туристских путешествий начинает выступать сама сельская дестинация. Учет этой тенденции крайне важен при организации продвижения сельских туристских дестинаций, основываясь на возможностях интернет-сетей. В этом направлении активно развивается индустрия управления ТИЦ (тематическим индексом цитирования) как эффективный метод информационного продвижения туристских дестинаций.

Российские туристы пока недостаточно знакомы с таким продуктом, как сельский туризм, поэтому в большей степени заинтересованы в профессиональной помощи туроператоров. Однако мировые тренды и события последнего времени, связанные с «эффектом домино» в российской турист-

10

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Российский рынок сельского туризма...

Рис. 6. Источники информации о сельском туризме

ской отрасли, на наш взгляд, в ближайшие годы приведут к существенному повышению роли сельских дестинаций в своем самопродвижении.

Пока же, отвечая на следующий вопрос «насколько важны для вас источники информации о путешествии», 17% респондентов называют именно туркомпании. Однако, как видно из рисунка 6, обращаясь за помощью к туроператорам, они во все большей степени желают получить развернутую информацию из других источников.

При этом нужно отметить, что информация из Сети, советы друзей и имеющийся собственный опыт составляют по существу половину источников при принятии решения о занятии сельским туризмом, в то время как реклама в газетах, журналах, на телевидении и радио, на выставках и уличных баннерах, в брошюрах и путеводителях не превышает 3—7% по каждому информационному источнику.

В заключение, исходя из проведенного анализа имеющейся на сегодняшний день

научной литературы о развитии сельского туризма, результатов собственных исследований, выделим, в порядке приоритета, следующие главные факторы развития сельского туризма в регионах Российской Федерации:

• полнота нормативно-правовой базы развития сельского туризма;

• уровень поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере сельского туризма;

• степень выраженности сетецентрической региональной маркетинговой стратегии по продвижению продуктов сельского туризма;

• сформированное^ системы продвижения продуктов сельского туризма;

• вовлеченность населения в движение за здоровый образ жизни;

• развитость системы подготовки кадров для сельского туризма;

• постановка работы по повышению квалификации сельского населения в области туристских услуг.

11

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Литература

1. Заричная А.А. Европейский опыт развития сельского туризма // Экономика Крыма. 2011. № 4 (37). С. 265-269.

2. Минаев В.А. Сетецентрическая модель управления дестинациями как новая парадигма развития индустрии туризма // Вестник РМАТ. 2013. № 3 (9). С. 52-62.

3. Минаев В.А., Сеселкин А.И. Сетецентрическое управление как инновационная модель распространения знаний для устойчивого развития туризма // Теория и методика профессионального образования. Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ им. В.П. Горячкина». 2014. № 1 (61). С. 97-99.

4. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Особенности развития сельского туризма в России // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/01/1283 (дата обращения: 05.10.2014).

5. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций. М.: Советский спорт, 2014. 360 с.

6. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета (ГУУ). 2013. № 1.

7. Garrna, J.A. Los equipamientos y servicios en los municipios de la provincia de Albacete: un diag^stico de su estado con vistas al disew de polHticas de fomento del turismo rural // Cuadernos de Turismo. № 24, 2009, pp. 29-52.

8. Hernandez Mogollon, J.M.; Campon Cerro, A.M.; Baptista Alves, H.M. The State of the Art in Research into Rural Tourism in Spain: an Analysis from the Perspective of Marketing // Enlightening Tourism. A Pathmaking Journal. Vol. 1, № 1 (2011), pp. 31-61.

9. Loureiro, S.M.; Miranda, F.J. The Importance of Quality Satisfaction, Trust, and Image in Relation to Rural Tourist Loyalty // Journal of Travel & Tourism Marketing. Vol. 25, № 2, 2008, pp. 117-136.

10. Minaev, V.A., Bushueva, I.V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics, Technology & Tourism): IDOSI Publications, 2014, pp. 185-186.

11. Rozman, C.; Potocnik, M.; Pazek, K.; Borec, A.; Majkovic, D.; Bohanec, M. A. Multicriteria Assessment of Tourist Farm Service Quality // Tourism Management. Vol. 30, № 5, 2009, pp. 629-637.

12. Volkov, S.K. Rural Tourism in Russia: Trends and Prospects // Economics, Entrepreneurship and Law. 2012. № 6 (17). P 30-38.

RUSSIAN MARKET OF RURAL TOURISM: CURRENT STATUS,

FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT, MANAGEMENT FEATURES

Minaev Vladimir Aleksandrovich, Doctor of Technical Sciences, Professor,

Leading Researcher at the Russian State University of Tourism and Service, m1va@yandex.ru; Rassokhina Tatyana Vasilevna, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor,

Dean of the Hospitality and Tourism Industry Faculty of the Moscow branch of the Russian International Academy for Tourism, rassohina@gmail.com;

Seselkin Alexey Ivanovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Chair for Sustainable Tourism Development in Collaboration with UNWTO of the Russian International Academy for Tourism, sai45@mail.ru

The article deals with rural tourism as a rapidly growing sector of the tourism industry associated with the use for marketing purposes natural, cultural, historical, ethnographic and other resources in rural areas and their specific features for the creation and implementation of an integrated tourism product that reflects the image of the rural way of life and rural culture and customs, traditional rural labor. The article highlights the main problems impeding the development of rural tourism market, reveals the leading trends and factors associated with it. The authors analyze the main reasons that slow down the development of rural tourism in Russia. Based on a market research of the consumer market of Moscow identified are the basic needs of tourists in the market for rural tourism. Highlighted are the features of the market development of rural tourism in regions, in particular related to the network-centric model where the most important focus is placed for rural destinations. The authors draw attention to the role of tourism in sustainable development of rural settlements. Discussed arelegal

12

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Российский рынок сельского туризма...

and regulatory frameworks, incentive programs for rural tourism market. Highlighted are the priority factors for rural tourism development in regions of the Russian Federation: the legal framework of rural tourism development; support for small and medium-sized enterprises in the field of rural tourism; a network-centric unified regional marketing strategy to promote rural tourism products; formation and promotion of rural tourism products; the involvement of the population in the movement for healthy lifestyle; training for rural tourism; skills of the rural population in the field of tourism services.

Keywords: rural tourism, market trends, sustainable development, main factors

References

1. Zarichnaia, A.A. Evropeiskii opyt razvitiia sel’skogo turizma [European experience of rural tourism development] // Ekonomika Kryma. 2011. № 4 (37). pp. 265—269.

2. Minaev, V.A. Setetsentricheskaia model’ upravleniia destinatsiiami kak novaia paradigma razvitiia industrii turizma [A network-centric management model of destinations as a new paradigm of development of the tourism industry] // Vestnik RMAT. 2013. № 3 (9). pp. 52-62.

3. Minaev, V.A., Seselkin, A.I. Setetsentricheskoe upravlenie kak innovatsionnaia model’ rasprostraneniia znanii dlia ustoichivogo razvitiia turizma [Network-centric management as an innovative model of dissemination of knowledge for sustainable tourism development] // Teoriia i metodika professional’nogo obrazovaniia. Vestnik FGOU VPO MGAU im. V.P. Goriachkina. 2014. № 1 (61). pp. 97-99.

4. Nefedkina, S.A., Balabanova, A.O. Osobennosti razvitiia sel’skogo turizma v Rossii [Features of rural tourism development in Russia] // Sel’skoe, lesnoe i vodnoe khoziaistvo. 2014. № 1 [Elektronnyi resurs]. URL: http:// agro.snauka.ru/2014/01/1283 (data obrashcheniia: 05.10.2014) [Accessed on October 5, 2014].

5. Rassokhina, T.V Menedzhment turistskikh destinatsii [Management of tourist destinations]. M.: Sovetskii sport, 2014. 360 p.

6. Rassokhina, T.V., Seselkin, A.I. Problemy otsenki sistemy razvitiia turizma v turistskoi destinatsii [Problems of the evaluation of a system for tourism development in the tourist destination] // Vestnik universiteta. 2013. № 1.

7. GarcHa, J.A. Los equipamientos y servicios en los municipios de la provincia de Albacete: un diagnystico de su estado con vistas al diseco de polHticas de fomento del turismo rural // Cuadernos de Turismo. № 24, 2009, pp. 29-52.

8. Hernandez Mogollon, J.M.; Campon Cerro, A.M.; Baptista Alves, H.M. The State of the Art in Research into Rural Tourism in Spain: an Analysis from the Perspective of Marketing // Enlightening Tourism. A Pathmaking Journal. Vol. 1, № 1 (2011), pp. 31-61.

9. Loureiro, S.M.; Miranda, F.J. The Importance of Quality Satisfaction, Trust, and Image in Relation to Rural Tourist Loyalty // Journal of Travel & Tourism Marketing. Vol. 25, № 2, 2008, pp. 117-136.

10. Minaev, V.A., Bushueva, I.V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics, Technology & Tourism): IDOSI Publications, 2014, pp. 185-186.

11. Rozman, C.; Potocnik, M.; Pazek, K.; Borec, A.; Majkovic, D.; Bohanec, M. A. Multicriteria Assessment of Tourist Farm Service Quality //Tourism Management. Vol. 30, № 5, 2009, pp. 629-637.

12. Volkov, S.K. Rural Tourism in Russia: Trends and Prospects // Economics, Entrepreneurship and Law. 2012. № 6 (17). pp. 30-38.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.