Научная статья на тему 'Технология модульного обучения в стрелковой подготовке'

Технология модульного обучения в стрелковой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гросс Игорь Львович, Гросс Илья Игоревич

В статье освящаются принципы модульного обучения. В ней изложены принципы выделения из содержания обучения обособленных элементов, предусматривающие рассматривать учебный материал в рамках каждого модуля как единую целостную систему, направленную на достижение интегрированной дидактической цели, что, и определяет особенности модульного обучения в таких его аспектах, как содержание, организационные формы и методы, а самообучение строится, в соответствии с этим принципом, по функциональным узлам-модулям, каждый из которых предназначен для достижения конкретных учебных целей. Внутри блоков-модулей учебный материал конструируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей создается учебный курс по предмету. Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на процесс обучения в области стрелковой подготовки и показывают преимущество использования комплекса различных педагогических технологий, способствующих более полному усвоению учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гросс Игорь Львович, Гросс Илья Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of modular training in shooting preparation

Article consecrates the principles of modular training. It describes the principles for allocation from the content of training the isolated elements, considering the training material within each module as the uniform complete system directed on achievement of the integrated didactic purpose that defines the features of modular training in such aspects as the content, organizational forms and methods and self-training is constructed according to this principle by the functional knots modules, each from which is intended for achievement of the specific didactic goals. Inside the block modules the training material is designed in the form of system of educational elements. The training course for the subject is created from the block modules. The obtained data allow looking in a new way at training process in the field of marksmanship training and show advantage of application of the complex of the various pedagogical technologies promoting more complete assimilation of the training material.

Текст научной работы на тему «Технология модульного обучения в стрелковой подготовке»

REFERENCES

1. Vinarskay, E.N. and Suslov, V.N. (2006), “Kinesthetic sensitivity in the management of static postures”, Science and humanism. Collection of scientific works, Vol. 3, No. 2, Tomsk, pp. 106-109.

2. Gimazov, R.M. and Bulatov, G.A. (2012), “Assessment coordinating the qualities Talamo-transmittal system management movements in athletes”, Bulletin of Surgut state pedagogical University: Scientific journal, Vol. 16, No. 1, pp. 114-120. ISSN 2078-7626.

3. Gimazov, R.M. and Bulatov, G.A. (2012), “The indicator of muscle tone skeletal muscles as informative marker of the reaction of nervous-muscular system of the exercise by children of preschool age when learning to swim”, Modern problems of science and education, No. 4, available at: www.science-education.ru/104-6561.

4. Gimazov, R.M. (2012), “The characteristics of the indirect indicators of the background voltage skeletal muscles of the spine in athletes”, Bulletin of Surgut state pedagogical University: Scientific journal, Vol. 18, No. 3, pp. 108-112. ISSN 2078-7626.

5. Skvortsov, D.V. (2008), Biomechanical methods of rehabilitation of pathology of gait and balance the body, dissertation, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2012.

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Игорь Львович Гросс, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

Илья Игоревич Гросс, адъюнкт,

Московский университет МВД России

Аннотация

В статье освящаются принципы модульного обучения. В ней изложены принципы выделения из содержания обучения обособленных элементов, предусматривающие рассматривать учебный материал в рамках каждого модуля как единую целостную систему, направленную на достижение интегрированной дидактической цели, что, и определяет особенности модульного обучения в таких его аспектах, как содержание, организационные формы и методы, а самообучение строится, в соответствии с этим принципом, по функциональным узлам-модулям, каждый из которых предназначен для достижения конкретных учебных целей. Внутри блоков-модулей учебный материал конструируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей создается учебный курс по предмету. Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на процесс обучения в области стрелковой подготовки и показывают преимущество использования комплекса различных педагогических технологий, способствующих более полному усвоению учебного материала.

Ключевые слова: дидактические принципы, модульное обучение, процесс обучения, огневая подготовка, педагогические технологии, системный подход, педагогическая система.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p48-51

TECHNOLOGY OF MODULAR TRAINING IN SHOOTING PREPARATION

Igor Lvovich Gross, the candidate of pedagogical sciences, deputy department chairman of fire preparation of the educational and scientific complex of special preparation,

Ilya Igorevich Gross, the graduated in a military academy,

Ministry ofInternal Affairs Moscow University of Russia

Annotation

Article consecrates the principles of modular training. It describes the principles for allocation from the content of training the isolated elements, considering the training material within each module as

the uniform complete system directed on achievement of the integrated didactic purpose that defines the features of modular training in such aspects as the content, organizational forms and methods and selftraining is constructed according to this principle by the functional knots modules, each from which is intended for achievement of the specific didactic goals. Inside the block modules the training material is designed in the form of system of educational elements. The training course for the subject is created from the block modules. The obtained data allow looking in a new way at training process in the field of marksmanship training and show advantage of application of the complex of the various pedagogical technologies promoting more complete assimilation of the training material.

Keywords: didactic principles, modular training, training process, marksmanship training, pedagogical technologies, system approach, pedagogical system.

Анализ отечественной теории и практики модульного обучения показывает, что основными методологическими ориентирами в изучении сущности данной технологии и ее реализации являются общенаучные методологические принципы, такие как системный, деятельностный и личностный подходы [1-6].

Основными целями технологии модульного обучения являются: комфортный темп работы обучаемого; определение им своих возможностей; гибкое построение содержания обучения; интеграция различных его видов и форм; формирование у обучающихся необходимых навыков самообразования и достижение ими высокого уровня конечных результатов. Данная технология с позиций системного подхода представляет собой педагогическую систему, реализуемую на практике. И поэтому для нее, как и для любой педагогической системы, характерны такие признаки, как состав, структура, связь с внешней средой.

С позиций деятельностного подхода обучение является эффективным только при условии, что учащийся занимает в учебном процессе не только позицию объекта, но и субъекта воспитания. В свете данного подхода учащийся должен учиться сам, а преподаватель - осуществлять мотивационное управление его обучением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать его деятельность [1].

Одним из ведущих методологических принципов модульной технологии является личностный подход. С позиций личностного подхода при обучении стрельбе из огнестрельного оружия рассматриваются и учитываются при организации процесса обучения личностные особенности каждого обучаемого.

Научные основы технологии модульного обучения составляют следующие идеи и теории [1-6]:

- теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная отечественными психологами. При этом, в центре внимания исследований технологии модульного обучения находится одно из ведущих понятий этой теории - ориентировочная основа деятельности;

- теория программированного обучения (идея активности учащегося, четкость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности);

- рефлексивный подход к процессу обучения обогатил модульное обучение идеей рефлексивного управления учебно-воспитательным процессом, связанного с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий.

В основе модульного обучения лежат как общедидактические, так и специфические, присущие только модульному обучению, дидактические принципы.

Принципы модульного обучения выступают как руководящая идея, основное правило, которой является деятельность и поведение участников образовательного процесса в соответствии с установленными наукой закономерностями.

К ним, прежде всего, относятся: принцип модульности; выделения из содержания обособленных элементов; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; разносторонности методического консультирования; паритетности.

Известно, что принцип модульности определяет особенности модульного обучения в таких его аспектах, как содержание, организационные формы и методы. Обучение строится, в соответствии с этим принципом, по функциональным узлам-модулям, каждый из которых предназначен для достижения конкретных дидактических целей. Внутри блоков-модулей учебный материал конструируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей создается учебный курс по предмету.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов предусматривает рассматривать учебный материал в рамках каждого модуля как единую целостную систему, направленную на достижение интегрированной дидактической цели.

Принцип действенности и оперативности знаний и их систем предполагает такую организацию учебного процесса, когда студенты приобретают знания в неразрывной связи с умениями в ходе самостоятельного решения задач, проявляя инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в новых ситуациях.

Принцип гибкости требует такого построения модульной программы и модулей, при котором обеспечивается возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов обучения. Реализация его означает организацию такого управления учебного процесса, при котором студенты осознают цели (промежуточные и конечные) обучения.

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в педагогической деятельности преподавателя и познавательной деятельности обучаемого. Реализация его нацелена на совершенствование умений самостоятельного познания учащимися явлений окружающего мира, обеспечение соответствия содержания обучения возможностям обучающихся, а также постоянное совершенствование профессионального мастерства самого педагога.

Принцип паритетности требует активизации обучаемых в педагогическом процессе, обеспечения сотрудничества студентов и педагога в образовательном процессе.

Рассмотренные принципы модульного обучения определяют его специфические особенности и отличие от других систем обучения в таких аспектах, как содержание, формы, методы обучения, способы взаимосвязанной деятельности учащегося и педагога, функции участников образовательного процесса.

Учебный процесс по стрелковой подготовке состоит из трех этапов: начальной, базовой и тактико-технической подготовки.

Вместе с тем каждый из этих этапов делиться на модули: меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием; материальная часть табельного оружия; приемы и правила стрельбы; выполнение упражнений стрельбы без учета времени; скоростной стрельбы и т.д.

При изучении каждого модуля значительное время отводится для самостоятельной работы обучаемых, и переход к следующему этапу происходит только после полного усвоения учебного материала предыдущего модуля.

При изучении учебного материала начальной и базовой подготовки, используются методы технологии полного усвоения учебного материала. На последнем этапе, связанном с тактико-технической подготовкой используются в основном игровые технологии обучения. Применение комплекса различных педагогических технологий способствует более полному усвоению учебного материала по стрелковой подготовке обучающихся.

Использование принципов модульного обучения, как показали наши исследования, способствует развитию мотивации обучающихся курсантов и слушателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с.

2. Володин, А.М. Сопряжено-вариативная методика подготовки сотрудников

специальных подразделений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Володин А.М. - М., 2007. - 26 с.

3. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.

4. Гросс, И.Л. Методика сопряженного воздействия в физической подготовке курсантов МВД России : дис. . канд. пед. наук / Гросс И. Л. ; Московский университет МВД России. - М., 2004. - 195 с.

5. Калиниченко, И.А. Методика обучения огневой подготовке сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях : автореф. дис. . канд. пед. наук / Калиниченко И.А. - М., 2004. - 24 с.

6. Флусов, Е.В. Комплексное применение физических упражнений в огневой подготовке курсантов вузов МВД России : автореф. дис. . канд. пед. наук / Флусов Е. В.

- М., 2009. - 24 с.

REFERENCES

1. Vilensky, M I., Gorshkov, A.G. (2007), Physical culture and healthy lifestyle of the student Manual, publishing house “Gardarika”, Moscow, Russian Federation.

2. Volodin, A.M. (2007), Interface technique of preparation of staff of special divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, thesis of candidate of sciences dissertation, Moscow university of the Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russian Federation.

3. Gaverdovsky, Yu.K. (2007) Training to sports exercises. Biomechanics. Methodology. Didactics, publishing house Physical culture and Sports, Moscow, Russian Federation, р. 912.

4. Gross, I.L. (2004), Techniques of the interfaced influence in physical preparation of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia, thesis of candidate of sciences dissertation, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russian Federation.

5. Kalinichenko, I. A. (2004), Training technique to fire preparation of staff of Department of Internal Affairs for actions in extreme conditions, thesis of candidate of sciences dissertation, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russian Federation.

6. Flusov, E.V. (2009), Complex application of physical exercises in fire preparation of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.10.2012.

УДК 577.1

БИОХИМИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ (ЧАСТЬ I)

Пирбала Бейрутович Джалилов, аспирант,

Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор,

Эдуард Александрович Фактор, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Исследована возможность комбинированного биохимического и педагогического контроля тренировочного процесса тяжелоатлетов. Сдвиги, вызываемые тренировочной нагрузкой, определяются при анализе мочи и слюны. Учитывая легкость получения и доступность этих биосубстрат,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.