УДК 37.014.256:378.12
ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
© 2009 М.В.Приданова, Ю.А.Сорокопудова
Самарский государственный аэрокосмический университет
Статья поступила в редакцию 02.11.2009
Статья содержит основные результаты исследования проблемы межкультурной педагогической интеграции. Особое место в работе занимает теория профессионального образования как самостоятельная интегративная дисциплина, позволяющая наиболее полно раскрыть способности специалистов неязыкового профиля, дать новый импульс развитию межкультурной педагогической интеграции в условиях неязыкового ВУЗа.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, активные методы обучения, профессиональная компетентность, межкультурное взаимодействие, технология, специалисты неязыкового ВУЗа.
Решение проблемы проектирования технологии межкультурной педагогической интеграции (МПИ) при обучении иностранному языку в условиях неязыкового ВУЗа составляет цель нашего исследования.
В отечественной педагогике высшего и послевузовского профессионального образования разработаны и используются различные технологии и методики обучения (контекстного А.А.Вербицкий), развивающего обучения (В.И.Андреев, В.В.Давыдов, К.С.Марквардт), интегративного обучения (В.И.Байденко, Т.И.Зайко, В.С.Безрукова, В.М.Кларин, Ю.К.Чернова) и др.
В ходе разработки технологии МПИ использованы теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования (И.П.Андриади1, А.Л.Бусыгина, Н.Д.Никандров, Г.М.Коджа-спирова, Ю.А.Конаржевский, В.В.Краевский, А.А.Леонтьев, А.В.Петровский и др.).
Воспитательная, образовательная, развивающая цели обучения иностранному языку выступают как один из ведущих факторов, определяющих технологию МПИ в условиях неязыкового ВУЗа в рамках международного (европейского) образовательного пространства. В этом плане главную роль играют «социокультурный» (В.В.Сафонова, И.И.Халеева и др.) и «коммуникативный» (Е.И.Пассов, Е.Н.Соло-вова и др.) подходы, которые позволяют создавать условия «интеркультурного образователь-
Приданова Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков. E-mail: prima007@bk. ru
Сорокопудова Юлия Александровна, ассистент кафедры иностранных языков. E-mail: april [email protected]
1 Андриади И.П., Коджаспирова Г.М., Ермакова Е.И. Кандидатский экзамен по педагогике: Прогр. по педагог. для пост. в аспирантуру МГПУ. - М.: 2001.
ного пространства», способствующих адаптации специалистов в условиях неязыкового ВУЗа в зарубежной педагогической системе, в рамках целостного педагогического процесса и научной деятельности за рубежом.
Анализ теории подготовки преподавателей высшей профессиональной школы, интегратив-ных технологий и методик подготовки специалистов в условиях неязыкового ВУЗа к научной и педагогической деятельности позволил выявить закономерности подготовки, применимые к специалистам, не имеющим базового психолого-педагогического образования, и разработать особую технологию.
Следует отметить, что в современной педагогике в большем объеме разработаны технологии подготовки специалистов различных профилей к научной и педагогической практике в условиях национальной культуры образования.
Существующие технологии учитывают, как правило, систему концептуально значимых идей, практику отечественной науки и педагогики как науки, а также методы и средства обучения, которые гарантируют эффективность, качество обучения в условиях национальной культуры образования. Однако, представляется важным последующие воспроизведение и тиражирование отечественных технологий и методик обучения, научных достижений в условиях международного (европейского) образовательного пространства. Последние представляют для специалистов в условиях неязыкового ВУЗа особую проблему, поскольку интеграция отечественных научных и педагогических достижений в МОП предполагает изучение теории и практики мировой (европейской) культуры образования. Здесь процесс взаимного приспособления и объединения национальных педагогических систем (процессов), научных теорий и практик имеет межкультурный характер. Отсюда возникают вопросы: каким образом спро-
«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» 6 (8)
ектировать технологию подготовки специалистов в условиях неязыкового ВУЗа, которая обеспечивала бы эффективность и качество процесса межкультурной педагогической интеграции как в условиях национальной культуры образования, так и в условиях интеркультуры? Необходимость разработки технологии МП И в системе послевузовского профессионального образования обусловлена потребностями специалистов (технического, социально-экономического и гуманитарного профилей) в проектировании, организации целостного педагогического процесса и научной работы в условиях международного (европейского) образовательного пространства.
Терминологический метод педагогического исследования позволил установить определение понятия «технология МПИ». Технология межкультурной педагогической интеграции представляет собой дидактическую систему, включающую совокупность взаимосвязанных принципов, средств, методов и процессов обучения, гарантирующая формирование личности с заданными качествами при её последующем воспроизведении. Где заданными качествами личности специалиста в условиях неязыкового ВУЗа являются: а) готовность к межкультурной педагогической интеграции; б) готовность к межкультурной научно-педагогической деятельности; в) готовность к научно-педагогической коммуникации при обучении иностранному языку.
При разработке технологии важной представляется постановка проблемы межкультурного взаимодействия и общения специалистов в условиях неязыкового ВУЗа. Послевузовское профессиональное образование России XXI века развивается в новых условиях, на основе концепции глобального образования, тенденции интеграции в международное (европейское) образовательное пространство (МОП) и модернизации опыта международного сотрудничества российских университетов (О.В.Арсеньева, В.И.Байденко, А.И.Вроейнстийн, А.П.Лиферов, Г.А.Лукичев, Г.Н.Мотова, В.В.Рябов и др.).
При изучении новых тенденций в мировой системе образования было выявлено, что «присоединение России к Болонскому процессу отвечает задачам модернизации отечественного образования, интеграции его в мировое образовательное пространство, политическому и цивилизованному выбору России»2.
Вслед за В.В.Рябовым полагаем, что трансформация системы подготовки специалистов в
2 Рябов В.В., Пищулин И.П., Ананишнев В.М. Модель государственных стандартов высшего педагогического образования: Отечественный опыт модернизации и Бо-лонский процесс. - М.: 2004.
условиях неязыкового ВУЗа касательно международного (европейского) образовательного пространства не завершена, поэтому настоящее исследование в данном направлении, полагаем, является актуальным.
Анализ работ отечественных исследователей-специалистов, посвященных изучению состояния проблемы в этой области, показал также отсутствие концептуальных положений в плане использования зарубежного научного и педагогического опыта в модернизации послевузовского и дополнительного профессионального образования в условиях неязыкового ВУЗа.
Нами предпринята попытка рассмотреть проблему межкультурного взаимодействия и общения специалистов в условиях неязыкового ВУЗа относительно международного (европейского) образовательного пространства. Исходя из анализа указанных выше источников, определена концепция решения данной проблемы, которая укладывается в следующую схему: 1) через использование международного (европейского) потенциала науки, педагогического образования и педагогического опыта; 2) через использование опыта международного сотрудничества национальных (региональных) систем высшей школы, послевузовского и дополнительного профессионального образования; 3) через использование новейших достижений педагогической науки и практики высшей профессиональной школы, на основе применения ресурсов информационно-коммуникационных технологий (А.П.Лиферов). В исследовании мы будем придерживаться указанной концепции.
Представляется, что при подобном развитии региональных систем дополнительного профессионального образования, послевузовского профессионального образования (ДПО ППО) и остаются перспективы не только сохранения традиционных ценностей науки и педагогического образования, самобытности, культуры и опыта национальных и региональных систем высшего образования, но и их взаимного обогащения, целостного педагогического сотрудничества с использованием зарубежного опыта, обеспечения межкультурного взаимодействия в условиях неязыкового ВУЗа. Анализ философского учения о развитии, основным источником которого является разрешение противоречий, и философской теории деятельности (Г.В.Ф.Ге-гель, М.С.Каган, И.Кант и др.) позволяет говорить о необходимости целостного, интегра-тивного формирования и развития мировой системы образования в целях разрешения существующих противоречий касательно опыта международного сотрудничества. Изучение литературы по философии науки (Д.Н.Грядовой, Л.Г.Ионин, А.Н.Леонтьев, С.А.Лебедев,
В.И.Вернадский, В.Д.Шадриков), философии культуры (П.С.Гаревич, Г.Д.Гачев, Л.Г.Ионин, И.П.Сноу и др.) и аксиологии как раздела философии (Г.Риккерт), К.Роджерс, Л.А.Сте-пашко и др.) позволило определить сущностные свойства проблематики межкультурного взаимодействия и общения специалистов в условиях неязыкового ВУЗа: непрерывность исследования структуры научного педагогического знания, средств и методов научного педагогического познания, способов обоснования и развития педагогического знания; ценность воздействия исследований в области национальной педагогической культуры и интеркультуры; опосредованное влияние на подсознание личности через связь различных социально-культурных ценностей между собой. Со структурой личности специалиста неязыкового профиля.
При изучении теории непрерывного профессионального образования и педагогической интеграции (В.С.Безрукова, А.П.Беляева, В.С.Лед-нев, Ю.С.Тюнников, Г.Н.Легенький и др.) было выделено определение понятия «педагогическая
интеграция». Это целостность педагогического процесса (как системы, так и отдельных элементов). Однако, педагогическая интеграция как целостность педагогического процесса рассматривается прежде в условиях российской системы профессионального образования, преимущественно в соответствии с целями и уровнем развития национальной культуры образования и в меньшей степени в соответствии с опытом мировой культуры образования, межкультурного взаимодействия специалистов неязыкового профиля. В результате было дано определение понятия «межкультурное взаимодействие».
Под межкультурным взаимодействием понимается процесс взаимного приспособления и объединения национальных культур образования групп стран при проектировании и организации целостного педагогического процесса. Целостность педагогического процесса рассматривается в рамках международного (европейского) образовательного пространства и представляется межкультурной, что является актуальным для специалистов неязыкового ВУЗа в условиях социально-культурного взаимодействия.
THE TECHNOLOGY OF INTERCULTURAL PEDAGOGICAL INTEGRATION IN A NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2009 M.V.Pridanova. J.A.Sorokopudova°
Samara State Aerospace University
The article contains basic results of intercultural pedagogical integration problem research. The theory of professional education as the independent integrative subject takes a separate place in the research work, allowing to reveal the capabilities of the non-language specialists more profoundly, to give the new impulse to the development of the intercultural pedagogical integration in a non-language higher educational institution.
Key words: professional education, active methods of education, professional ability, intercultural interaction, technology, non-language specialists.
o
Pridanova Marina Viktorovna, Senior Lecturer of Foreign Languages Department. E-mail: prima007@bk. ru Sorokopudova Yulia Aleksandrovna, Junior Lecturer of Foreign Languages Department. E-mail: april [email protected]