Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (5), 2009
УДК37.014.256:378.12
ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ПРОФИЛЯ
©2009 Л.А.Апанасюк1, И.А.Киреева2
'Тольяттинский государственный университет, 2Научно-практический образовательный центр «Лад», Смоленск
Статья поступила в редакцию 28.03.2009
В рамках статьи представлены сущностная характеристика технологии межкультурной педагогической интеграции, пути и методы реализации новой технологии при подготовке специалистов неязыкового профиля. Авторами рассмотрены аспекты дидактической модели, которая реализует технологию в контексте обучения иностранному языку.
Ключевые слова: педагогическая технология; технология межкультурной педагогической интеграции; дидактическая модель; обучение иностранному языку; межкультурное взаимодействие; межкультурное общение; специалисты неязыкового профиля.
Решение проблемы проектирования технологии межкультурной педагогической интеграции (МПИ) при обучении иностранному языку специалистов неязыкового профиля составляет цель нашего исследования.
В отечественной педагогике высшего и послевузовского профессионального образования разработаны и используются различные технологии и методики обучения (контекстного А.А.Вербицкий), развивающего обучения (В.И.Андреев, В.В.Давыдов, К.С.Марквардт), интегративного обучения (В.И.Бай-денко, Т.И.Зайко, В.С.Безрукова, В.М.Кларин, Ю.К.Чернова) и др.
В ходе разработки технологии межкультурной педагогической интеграции использованы теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования (И.П.Андриади, А.Л.Бусыгина, Н.Д.Никандров, Г.М.Коджаспирова, Ю.А.Конаржевский, В.В.Кра-евский, А.А.Леонтьев, А.В.Петровский и др.).
Воспитательная, образовательная, развивающая цели обучения иностранному языку выступают как один из ведущих факторов, определяющих технологию межкультурной педагогической интеграции специалистов неязыкового профиля в рамках международного (европейского) образовательного пространства. В этом плане главную роль играют «социокультурный» (В.В.Сафонова, И.И.Халеева и др.) и «коммуникативный» (Е.И.Пассов, Е.Н.Соловова и др.) подходы, которые позволяют создавать условия «интеркультурного образовательного пространства», способствующих адаптации специалистов неязыкового профиля в зарубежной педагогической системе, в рамках целостного педагогического процесса и научной деятельности за рубежом.
Апанасюк Лариса Ахунжановна, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: apanasyuk L @mail.ru Киреева Ирина Анатольевна, преподаватель иностранного языка. Тел. 89605889171.
Анализ теории подготовки преподавателей высшей профессиональной школы, интегративных технологий и методик подготовки специалистов неязыкового профиля к научной и педагогической деятельности позволил выявить закономерности подготовки, применимые к специалистам, не имеющим базового психолого-педагогического образования, и разработать особую технологию.
Следует отметить, что в современной педагогике в большем объеме разработаны технологии подготовки специалистов различных профилей к научной и педагогической практике в условиях национальной культуры образования. Существующие технологии учитывают, как правило, систему концептуально значимых идей, практику отечественной науки и педагогики как науки, а также методы и средства обучения, которые гарантируют эффективность, качество обучения в условиях национальной культуры образования. Однако, представляется важным последующие воспроизведение и тиражирование отечественных технологий и методик обучения, научных достижений в условиях международного (европейского) образовательного пространства (МОП). Последние представляют для специалистов неязыкового профиля особую проблему, поскольку интеграция отечественных научных и педагогических достижений в международное образовательное пространство предполагает изучение теории и практики мировой (европейской) культуры образования. Здесь процесс взаимного приспособления и объединения национальных педагогических систем (процессов), научных теорий и практик имеет межкультурный характер, в том числе в сфере реализации социально-культурной деятельности (образование и карьера). Отсюда возникают вопросы: каким образом спроектировать технологию подготовки специалистов неязыкового профиля, которая обеспечивала бы эффективность и качество процесса межкультурной педагогической интеграции, как в условиях национальной культуры образования, так и в условиях
«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение»5 (7)
интеркультуры? Необходимость разработки технологии межкультурной педагогической интеграции в системе послевузовского профессионального образования обусловлена потребностями специалистов (технического, социально-экономического и гуманитарного профилей) в проектировании, организации целостного педагогического процесса и научной работы в условиях международного (европейского) образовательного пространства, также в условиях межкультурного сотрудничества и коммуникации.
Терминологический метод педагогического исследования позволил установить определение понятия «технология межкультурной педагогической интеграции». Технология межкультурной педагогической интеграции представляет собой дидактическую систему, включающую совокупность взаимосвязанных принципов, средств, методов и процессов обучения, гарантирующая формирование личности с заданными качествами при её последующем воспроизведении. Заданными качествами личности специалиста неязыкового профиля являются: а) готовность к межкультурной педагогической интеграции; б) готовность к межкультурной научно-педагогической деятельности; в) готовность к научно-педагогической коммуникации при обучении иностранному языку.
В плане формирования интегративных качеств личности специалиста неязыкового профиля особую роль играют пути и методы реализации технологии межкультурной педагогической интеграции при обучении иностранному языку.
Наука об образовании, как и другие области знаний и общественной практики, не может развиваться изолированно от мирового опыта. «Представляется актуальным по-новому взглянуть на меняющийся зарубежный опыт обучения, переосмыслить его, найти пути использования передовых идей в отечественной практике обучения»1. Поэтому, на наш взгляд, дидактическая модель подготовки специалиста должна обеспечивать его личностный потенциал как ученого и педагога, максимально ориентировать процесс обучения и воспитания на формирование готовности обучаемых к практике интеграции в условиях международного (европейского) образовательного пространства.
На данный процесс направлена дидактическая модель подготовки специалистов в контексте межкультурной педагогической интеграции (МПИ). Контекст МПИ включает: 1) изучение, осмысление и применение опыта международного сотрудничества ведущих российских вузов в научной и педагогической работе в условиях регионального вуза; 2) изу-
1 Рябов ВВ. Компетентность как индикатор человеческого капитала: Материалы к IV заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004 г. - М.: 2004; Андриади И.П., Код-жаспирова ГМ, Ермакова Е.И. Кандидатский экзамен по педагогике: Программа по педагогике для поступающих в аспирантуру МГПУ. - М.: 2001.
чение, осмысление и применение европейского потенциала науки, педагогического образования, педагогического опыта; 3) изучение, осмысление и применение зарубежных достижений педагогической науки и практики высшей профессиональной школы на основе применения ресурсов информационно-коммуникационных технологий.
Процедура межкультурной педагогической интеграции в рамках разработанной модели более определенна и механична, что обеспечивает формирование готовности специалиста к рефлексивной деятельности и методических поступков при проектировании и организации международного сотрудничества. Дидактическая модель подготовки специалиста в контексте межкультурной педагогической интеграции реализована в региональной системе послевузовского профессионального образования, в рамках неязыковых вузов г.Самара и г.Тольятти (СГАУ им. С.П.Королева, ТГУ, ТФУ РАО). Для этого потребовалось доведение этой модели до уровня практического применения, то есть проекта.
Итак, содержание элементов, составляющих модель подготовки специалистов включает: 1) цели и педагогические задачи качественной подготовки специалистов неязыкового профиля к межкультурной педагогической интеграции; 2) пути ее осуществления в целостном педагогическом процессе; 3) содержание межкультурной творческой деятельности; 4) методы и формы организации подготовки специалистов неязыкового профиля к межкультурной педагогической интеграции; 5) педагогические условия, необходимые для ее успешной апробации.
Установленные пути взаимодействия преподавателя, аспирантов, соискателей в контексте межкультурной педагогической интеграции реализуют новую технологию. Дидактическая модель представляет обучение как раскрытие межличностных возможностей специалиста в качестве педагога и ученого, меняет позиции всех участников учебного процесса. Компоненты модели должны быть скоординированы в целостном педагогическом процессе, синхронизированы во времени, то есть должны образовывать технологическую цепочку, реализующую приоритетное соотношение «цель - результат - мониторинг качества результата»: 1) цель: формирование готовности специалиста к межкультурной педагогической интеграции; 2) задачи: овладение знаниями, умениями и навыками научно-педагогической коммуникации при обучении иностранному языку; овладение видами и формами межкультурной научно-педагогической деятельности; освоение механизма мониторинга; 3) содержание подготовки: освоение структуры и содержания научно-педагогической коммуникации при обучении иностранному языку; освоение структуры и содержания межкультурной научно-педагогической деятельности; самоконтроль результатов освоения содержания подготовки; 4) пути взаимодействия (имитативный, репродуктив-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 75), 2009
ный, продуктивный, проблемный): а) алгоритм подготовки специалистов к научно-педагогической коммуникации при обучении иностранному языку; б) модель подготовки специалистов к межкультурной научно-педагогической деятельности; в) мониторинг качества процесса и результатов подготовки специалистов неязыкового профиля к межкультурной педагогической интеграции; 5) методы и формы: копирование целостного педагогического процесса в условиях национальной культуры образования при обучении иностранному языку; копирование целостного педагогического процесса в учебных условиях интеркультуры образования; межкультурная творче-
ская деятельность специалиста; 6) педагогические условия: знакомство и приобщение к международной деятельности неязыкового вуза; использование современных методик профессионального образования по освоению видов, форм межкультурного взаимодействия и общения в рамках научно-педагогической деятельности; реализация комплексной педагогической программы.
Таковы сущностные характеристики технологии межкультурной педагогической интеграции и дидактической модели, реализующей технологию исследования.
TECHNOLOGY OF INTERCULTURAL PEDAGOGICAL INTEGRATION OF NON-LINGUISTIC TYPE OF SPECIALISTS
© 2009 L.F.Apanasyuk1, I.A.Kireeva2°
1 Toglyatti state university 2 Scientific - practical educational center «Lad», Smolensk
Within the framework of the article the essential characteristic of intercultural pedagogical integration technology, ways and methods of realization of new technology in training of non-linguistic specialists' type are presented. The authors describe the aspects of a didactic model which realizes the technology in a context of foreign language training.
Key words: pedagogical technology; technology of intercultural pedagogical integration; didactic model; foreign language training; intercultural interaction; intercultural contact; specialists of non-linguistic type.
o
Apanasyuk Larisa Akhunzhanovna, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate Professor. E-mail: apanasyuk L @mail.ru Kireeva Irina Anatolyevna, Teacher of foreign languages. Tel: 89605889171.