10. Сухомлин В. А. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации / В. А. Сухомлин. М.: Горячая линия. Телеком, 2005, 176 с.
11. Computing Curricula 2001: рекомендации по преподаванию информатики в университетах / пер. с англ. 2002, ЛАНИТ-ТЕРКОМ. СПб., 2002, 372 с.
Applying the technology of critical thinking through reading and writing at Russian language and literature lessons Raimbekova G. (Republic of Kazakhstan) Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы Раимбекова Г. К. (Республика Казахстан)
Раимбекова Гульнар Кеттешовна /Raimbekova Gulnar - учитель русского языка и литературы, Коммунальное государственное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 115, г. Жетысай, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается технология критического мышления через чтение и письмо, основанная на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Раскрывается специфика образовательной технологии развития критического мышления, рассматриваются разнообразные формы работы по данной технологии на уроках русского языка и литературы.
Abstract: the article discusses the technique of critical thinking through reading and writing based on the creative collaboration of the student and teacher, and on the development of students' analytical approach to any material. Specificity of educational technology development of critical thinking, various forms of work on this technology in Russian language and literature lessons are under consideration.
Ключевые слова: критическое мышление, технология, стратегии, взаимодействие, информационное пространство, вызов, осмысление, рефлексия.
Keywords: critical thinking, technology, strategy, interaction, information space, challenge, reflection.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения.
Г.К. Лихтенберг
Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок, ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Термин «критическое мышление» употребляли в своих работах Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления. Сегодня в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление. Так, Д. Браус и Д. Вуд говорят, что это поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также умение отказаться от собственных предубеждений. Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером [1].
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление представлено как «мышление о мышлении», умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим
опытом. В современном мире, где развитие технологий происходит быстрыми темпами и обилие информации, учащиеся должны использовать те знания, которые имеют. Ведь в конечном итоге учащиеся должны взять ответственность за своё обучение - тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Как же технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение и письмо - это и инструменты, и продукты нашего мышления. Письмо - очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, хотя в то же время и наиболее эффективное средство формирования и развития у обучаемых способности к критическому мышлению. А чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут ответы, определяют пробелы в тексте [2]. Именно на уроках чтения и письма ученики в большей части случаев работают с текстами, и технология, имеет в своем арсенале оригинальные приемы и методики работы с текстами, позволяющие развивать мышление школьников.
В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии): первая стадия - вызов (побуждение), когда определяемся тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия - осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Третья стадия - размышление (рефлексия) - позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными.
Характер таких уроков меняется в корне. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Данная технология применяется в практике не так давно, но уже заметны ее положительные тенденции. Некоторые дети предпочитают отдельные приёмы. Результат применения всегда бывает разный. Это зависит от темы урока, способностей учащихся, и что сейчас немаловажно, от эмоционального настроя ребенка. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.Стратегии, наиболее предпочитаемые учащимися на уроках русского языка и литературы: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления», «Ромашка Блума», «РАФТ», «Кубизм», Мозаика «Джигсоу», «Синквейн». Приёмы, наиболее часто используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под контингент учащихся, что не возбраняется [3].
Как мы видим, технология РКМЧП предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обществе ещё можно было строить обучение путём трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность [4]. Данная технология - один из способов превратить учение в личностно - ориентированное.
Литература
1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2011.
2. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. Том 1 // под общ.ред. Л. И. Семиной. М.: изд-во «Бонфи», 2002. 239 с.
3. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
4. Зязюн И. А. Совершенствование профессионального развития личности на основе технологизации образования // Школьные технологии, 2006. № 1.
Influence of the collaborative environment on the cognitive activity of students Asilova Sh. (Republic of Kazakhstan) Влияние коллаборативной среды на познавательную активность учащихся Асилова Ш. С. (Республика Казахстан)
Асилова Шарайна Серикбаевна / Asilova Sharayna - учитель русского языка и литературы,
Коммунальное государственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа имени А. Жами, г. Жетысай, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассмотрены особенности коллаборативной среды в процессе преподавания. Анализируется деятельность групповой формы обучения, как одной из самых результативных для учащихся. Актуальность темы определяется тем, что в коллаборативной среде учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане.
Abstract: the article considers peculiarities of collaborative environment in the teaching process. The activity of the groupwork is analyzed as one of the most productive for students. Topicality of the theme defined by the fact that students are developing both socially and emotionallyin a collaborative environment.
Ключевые слова: коллаборативная среда, взаимодействие, социализация. Keywords: collaborative environment, interaction, socialization.
Казахстан является одним из активных участников интеграционных процессов в сфере образования в Центральной Азии и на евразийском пространстве. Для интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство необходимы глубинные преобразования. Образование должно стать стартовой площадкой для будущего процветания нашей страны. Для этого должна произойти смена парадигмы среднего образования, когда мы от традиционной модели школы должны перейти к рациональной модели, которая будет базироваться на личности ребенка. Парадигма современного Казахстанского образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы. Важнейшим направлением в школьной системе выступает реализация личностно-ориентированного подхода в образовании, способного сыграть в жизни школьника значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, создать условия для социализации личности ученика. Наряду с экономическим становлением Казахстана, воспитание и обучение детей было выделено как важное направление внутренней политики. «Наша задача - поднять Казахстан на уровень международного стандарта, и эти люди, подрастая, будут важной элитой, которая будет вести Казахстан в большой глобальный мир» - сказал Президент [1].
Об успешности коллаборативной среды в процессе преподавания и обучения известно и доказано давно. «Коллаборативное обучение (англ. - collaborativeleaming) - образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта [2]. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение - это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения». Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета. Успешность обучения и
87