УДК 371
Gubchenko E.S., senior teacher, methodologist, Department of Planning and Quality Control of the Educational Process and Practice of the Educational Office,
Crimea Branch of Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
THE TECHNOLOGY OF CONTEXTUAL LEARNING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS. The analysis of modern scientific approaches of pedagogy, taking into account the current educational realities, allows to state the transformation of the essence of professional education of future employees of the Ministry of Internal Affairs from the processes of acquiring knowledge, skills and abilities to the appropriation of values and meanings, the disclosure of essential forces, the inner potential of the personality of the future specialist. The purpose of modern higher professional education is to form a specialist who is ready to competently and responsibly perform a socio-professional role, produce new ideas and solve problems of various kinds. All this puts forward new requirements for the scientific, theoretical and technological basis for the professional training of future employees of the Ministry of Internal Affairs. The essence of the professional training of future employees of the Ministry of Internal Affairs at the present stage determines the specifics of its methodological support, based on personality-oriented educational technologies of an innovative nature. Thus, among the methods and technologies of training today, preference is given to those that contribute to the development of effective ways for cadets to acquire professional knowledge, skills and competencies. Among such methods and technologies is contextual learning.
Key word: contextual learning, modern technologies, vocational education, educational programs, future employee of Ministry of Internal Affairs
Е.С. Губченко, ст. преп.-методист отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела,
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД
Анализ современных научных подходов педагогики с учетом нынешних образовательных реалий позволяет констатировать трансформацию сущности профессионального образования будущих сотрудников МВД из процессов приобретения знаний, умений и навыков в присвоение ценностей и смыслов, раскрытие сущностных сил, внутреннего потенциала личности будущего специалиста. Целью современного высшего профессионального образования является формирование специалиста, готового компетентно и ответственно исполнять социально-профессиональную роль, продуцировать новые идеи и решения задач различного рода. Все это выдвигает новые требования к научно-теоретической и технологической базе профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД.
Сущность профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД на современном этапе обусловливает специфику ее методического обеспечения, базирующегося на личностно ориентированных образовательных технологиях инновационного характера. Так, среди методов и технологий обучения сегодня отдается предпочтение тем, которые способствуют выработке действенных способов приобретения курсантами профессиональных знаний, умений и компетенций. Среди таких методов и технологий - контекстное обучение.
Ключевые слова: контекстное обучение, современные технологии, профессиональное образование, образовательные программы, будущий сотрудник МВД
Необходимость всестороннего развития будущих сотрудников МВД вызвана общественной потребностью в новых типах мышления и новых способах преобразования действительности. На современном этапе развития общества, характеризующимся развитием рыночной экономики, демократизацией общества, гуманизацией высшей школы, необходимо переосмысление самой парадигмы высшего образования, отказа от адаптивной модели усвоения знаний в пользу модели образования, ориентированного на личность. Так, центром всех образовательных действий должен стать конкретный обучающийся, а все способы и формы организации должны подчиняться цели его всестороннего личностного и профессионального развития.
В современных социокультурных условиях задачей высшей школы является создание условий, обеспечивающих каждому обучающемуся полноценное личностное и профессиональное развитие в максимально возможном диапазоне индивидуальных психологических ресурсов.
Современная педагогическая практика требует создания универсального инструментария осуществления личностного и профессионального развития обучающихся. Данный инструментарий должен раскрыть структуру этого развития и его динамику в инновационных технологиях обучения и в моделировании образовательного среды. В качестве решения указанных проблем рассматривается необходимость признания технологического подхода как основополагающей концепции реализации профессиональной подготовки будущих сотрудник МВД [1-10].
Обращение к проблеме технологий обучения является порождением осознания педагогического отрыва науки от практики. Сегодня проблема применения различных технологий обучения в учебном процессе является первоочередной как в практике обучения, так и для исследователей - ученых и педагогов.
Ведущая идея теории контекстного обучения заключается в следующем: учебный материал должен усваиваться курсантом в контексте собственного практического действия и поступка, приближенных к предметному и социальному контекстам профессионального труда. Контекст в данном случае выступает системой внутренних и внешних условий деятельности и поведения [3].
Построение учебного процесса при помощи средств и методов технологии контекстного обучения упрощает и оптимизирует процесс перехода будущего сотрудника МВД от учебной деятельности к профессиональному труду путем трансформации знаний в средство регуляции профессиональной деятельности. Так, средства технологии контекстного обучения продуцируют изменение ведущего типа деятельности и социальной позиции личности, трансформируют ее мотивацию с учебной на профессиональную.
Цель данной статьи - теоретическое осмысление практической подготовки будущих сотрудников МВД посредством контекстного обучения.
Основные задачи статьи видятся в следующем: раскрыть, описать и обосновать содержание контекстного обучения.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.
Научная новизна статьи заключается в том, что выявлены факторы, влияющие на содержание межкультурной компетенции как профессионального качества студентов вуза. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении научного представления о содержании межкультурной компетенции как профессионального качества студентов вуза. Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке рабочих программ и учебных курсов, учебных, и учебно-методических пособий, в практической деятельности вузовских преподавателей.
Базовым понятием теории контекстного обучения является «контекст». По мнению А.А. Вербицкого, «контекст - это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [3].
Сущность контекстного обучения, по словам А.А. Вербицкого, заключается в обеспечении динамической трансформации учебной информации как определенной знаковой системы в личностное знание [4].
Содержание деятельности курсантов в рамках контекстного обучения проектируется не только с учетом научной логики изучаемых дисциплин, но и с учетом специфики будущей профессии. Такой подход придает процессу профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД целостность, системную организацию и личностную значимость.
Основной единицей образовательной деятельности, согласно теории контекстного обучения, является не «порция информации», а проблемная ситуация, отражающая специфику социально-профессиональной деятельности во всех ее аспектах. При таком подходе учебный материал и создаваемые ситуации не замещают профессиональную деятельность, а путем создания контекста позволяют воспроизвести ее во всей полноте сущности и специфики для достижения целей профессионального образования.
Содержанием обучения, согласно теории контекстного обучения, выступает не только предметная сторона будущей профессии, определяющаяся системой специальных задач, моделей, ситуаций, но и социальная сторона, которая предопределяется специфическими формами совместной деятельности и общения. Иными словами, в процессе усвоения предметного содержания обучения будущий сотрудник МВД вырабатывает определенную позицию в системе взаимодействия субъектов, овладевает существующими нормами производственных отношений [4].
Усвоение курсантами содержания предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности требует использования адекватных форм учебной работы, основывающихся на специфических средствах и формах организации активного обучения. А.А. Вербицкий в данном контексте выделяет три основные формы деятельности:
- учебную;
- учебно-профессиональную;
- квазипрофессиональную [4].
Учебная деятельность реализуется путем организации традиционных форм занятий, преимущественно лекционных.
Реализация подготовки будущих специалистов по учебно-профессиональной форме деятельности предполагает создание специальных условий проведения учебных занятий и внедрение специфических форм их организации. С этой целью академические формы лекций и семинаров модифицируются в проблемные, дискуссионные. В рамках таких занятий акцентируется внимание на предметном и социальном контексте будущей профессии на основе проблемно-диалогического показа теоретических научных позиций, обсуждения проблемных вопросов определенной профессии.
Сущность квазипрофессиональной деятельности заключается, по мнению А.А. Вербицкого, в воспроизведении в обучении условий и динамики производства, профессиональных отношений, действий и т. п. [2]. Реализацию квазипрофессиональной деятельности курсантов удобнее всего осуществлять в рамках практических занятий. По мнению ученого, наиболее удачными формами обучения для реализации квазипрофессиональной деятельности курсантов, моделирующими предметное и социальное содержание будущей профессии, являются учебные (деловые) игры, тренинги и подобные формы активного обучения, которые в совокупности составляют технологию знаково-контекстного обучения [2].
В основе технологии контекстного обучения лежит практика моделирования, сущность которой заключается в замещении реального объекта профессиональной деятельности его модельным логико-чувственным воспроизведением путем описания наиболее значимых свойств. Информация, полученная путем изучения такой имитационной модели, трансформируется в понимание реальных объектов познания [1].
По утверждению А.А. Вербицкого, имитационные обучающие модели нацелены на «выведение» обучающегося за рамки текстовых знаковых систем с их преимущественно вербализированными средствами познания при помощи соотношения учебной информации с ситуациями будущей профессиональной деятельности. Так, приобретенные знания превращаются в смыслы, благодаря
Библиографический список
чему происходит личностное включение обучающегося в решение квазипрофессиональных задач предметной области будущей профессии. В процессе усвоения учебной информации происходит субъективное проживание ее в формах профессионального поведения. В свою очередь, единицей данной учебной деятельности выступает предметное действие, обеспечивающее его достижение на основе практически полезного эффекта [2].
Преимуществами использование имитационных технологий обучения в системе высшего профессионального образования являются:
- снижение уровня пассивности;
- осмысленность знаний, достигаемая снижением процента вербализации учебного процесса и высоким воздействием на эмоционально-образную и практико-преобразовательную сферы личности будущего сотрудника МВД;
- повышение уровня индивидуализации профессиональной подготовки;
- приобретение коллективного опыта решения профессиональных проблем;
- формирование способности к коллективной рефлексии;
- развитие навыков продуктивного профессионального общения;
- трансформация усвоенных знаний во внутренний план действий.
Реализация имитационного обучения подразумевает учет ряда принципов.
На основе анализа теоретической литературы к принципам имитационного обучения отнесем следующие:
- принцип проблемности;
- принцип личностного взаимодействия;
- принцип самообучения на основе рефлексии;
- принцип единства развития каждого студента и группы обучающихся.
Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что современный мир характеризуется глобализацией и интернациональными связями, что делает межкультурную компетенцию неотъемлемой частью профессиональной подготовки в различных областях. Развитие этой компетенции требует, как теоретической осмысленности, так и практической тренировки.
Межкультурная компетенция обладает многими аспектами, исследование которых включает психологию, культурологию, лингвистику и образование. Внедрение межкультурных аспектов в образовательный процесс имеет большое значение. Педагоги и качественные учебные программы играют решающую роль в формировании межкультурной компетенции у будущих специалистов.
Таким образом, статья подчеркивает актуальность, многогранность и сложность развития межкультурной компетенции, а также важность интеграции этого аспекта в образовательный процесс с учетом роли педагогов и учебных программ.
1. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы в системе повышения квалификации педагогов: учебно-методическое пособие. Минск: Аверсэв, 2003.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный поход: методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1991.
3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание. Эксперимент и инновации в школе. 2009; № 4: 8-11.
4. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе. Вопросы психологии. 1987; № 5: 31-37.
5. Занько С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. Москва: Профессиональное образование, 1992.
6. Мельникова А.Я. Инженерные игры как педагогическое средство формирования инновационного потенциала будущих специалистов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2008.
7. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие. Москва: Издательство «Академия», 2007.
8. Сыроежин И.М. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов. Москва, 1981.
9. Ханнанова-Фахрутдинова Л.Р Дидактическая игра как средство организации подготовки компетентных специалистов для легкой промышленности. Вестник Казанского технологического университета. 2010; № 12: 346-350.
10. Ханнанова-Фахрутдинова Л.Р, Хацринова О.Ю. Игровые технологии в подготовке специалистов легкой промышленности. Вестник Казанского технологического университета. 2011; № 17: 237-242.
References
1. Zhuk A.I., Koshel' N.N. Aktivnye metody v sisteme povysheniya kvalifikaciipedagogov: uchebno-metodicheskoe posobie. Minsk: Avers'ev, 2003.
2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpohod: metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.
3. Verbickij A.A. Kontekstnoe obuchenie: ponyatie i soderzhanie. Eksperiment i innovacii v shkole. 2009; № 4: 8-11.
4. Verbickij A.A. Koncepciya znakovo-kontekstnogo obucheniya v vuze. Voprosy psihologii. 1987; № 5: 31-37.
5. Zan'ko S.F. Igra i uchenie: teoriya, praktika iperspektivy igrovogo obucheniya. Moskva: Professional'noe obrazovanie, 1992.
6. Mel'nikova A.Ya. Inzhenernye igry kak pedagogicheskoe sredstvo formirovaniya innovacionnogo potenciala buduschih specialistov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2008.
7. Panfilova A.P. Igrovoe modelirovanie v deyatel'nosti pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Akademiya», 2007.
8. Syroezhin I.M. Metodika razrabotki i ispol'zovaniya delovyh igr kak forma akíivnogo obucheniya studentov. Moskva, 1981.
9. Hannanova-Fahrutdinova L.R. Didakticheskaya igra kak sredstvo organizacii podgotovki kompetentnyh specialistov dlya legkoj promyshlennosti. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2010; № 12: 346-350.
10. Hannanova-Fahrutdinova L.R., Hacrinova O.Yu. Igrovye tehnologii v podgotovke specialistov legkoj promyshlennosti. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2011; № 17: 237-242.
Статья поступила в редакцию 01.12.23
УДК 378
Dzidzoeva S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogical Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MENTORING IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS OF PRESCHOOL PROFILE. The consideration of the mentoring system is very relevant in modern science. The article is devoted to one of the most important problems of our time - the effectiveness of the implementation of pedagogical mentoring in the system of vocational training of university students of