Усвоение курсантами содержания предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности требует использования адекватных форм учебной работы, основывающихся на специфических средствах и формах организации активного обучения. А.А. Вербицкий в данном контексте выделяет три основные формы деятельности:
- учебную;
- учебно-профессиональную;
- квазипрофессиональную [4].
Учебная деятельность реализуется путем организации традиционных форм занятий, преимущественно лекционных.
Реализация подготовки будущих специалистов по учебно-профессиональной форме деятельности предполагает создание специальных условий проведения учебных занятий и внедрение специфических форм их организации. С этой целью академические формы лекций и семинаров модифицируются в проблемные, дискуссионные. В рамках таких занятий акцентируется внимание на предметном и социальном контексте будущей профессии на основе проблемно-диалогического показа теоретических научных позиций, обсуждения проблемных вопросов определенной профессии.
Сущность квазипрофессиональной деятельности заключается, по мнению А.А. Вербицкого, в воспроизведении в обучении условий и динамики производства, профессиональных отношений, действий и т. п. [2]. Реализацию квазипрофессиональной деятельности курсантов удобнее всего осуществлять в рамках практических занятий. По мнению ученого, наиболее удачными формами обучения для реализации квазипрофессиональной деятельности курсантов, моделирующими предметное и социальное содержание будущей профессии, являются учебные (деловые) игры, тренинги и подобные формы активного обучения, которые в совокупности составляют технологию знаково-контекстного обучения [2].
В основе технологии контекстного обучения лежит практика моделирования, сущность которой заключается в замещении реального объекта профессиональной деятельности его модельным логико-чувственным воспроизведением путем описания наиболее значимых свойств. Информация, полученная путем изучения такой имитационной модели, трансформируется в понимание реальных объектов познания [1].
По утверждению А.А. Вербицкого, имитационные обучающие модели нацелены на «выведение» обучающегося за рамки текстовых знаковых систем с их преимущественно вербализированными средствами познания при помощи соотношения учебной информации с ситуациями будущей профессиональной деятельности. Так, приобретенные знания превращаются в смыслы, благодаря
Библиографический список
чему происходит личностное включение обучающегося в решение квазипрофессиональных задач предметной области будущей профессии. В процессе усвоения учебной информации происходит субъективное проживание ее в формах профессионального поведения. В свою очередь, единицей данной учебной деятельности выступает предметное действие, обеспечивающее его достижение на основе практически полезного эффекта [2].
Преимуществами использование имитационных технологий обучения в системе высшего профессионального образования являются:
- снижение уровня пассивности;
- осмысленность знаний, достигаемая снижением процента вербализации учебного процесса и высоким воздействием на эмоционально-образную и практико-преобразовательную сферы личности будущего сотрудника МВД;
- повышение уровня индивидуализации профессиональной подготовки;
- приобретение коллективного опыта решения профессиональных проблем;
- формирование способности к коллективной рефлексии;
- развитие навыков продуктивного профессионального общения;
- трансформация усвоенных знаний во внутренний план действий.
Реализация имитационного обучения подразумевает учет ряда принципов.
На основе анализа теоретической литературы к принципам имитационного обучения отнесем следующие:
- принцип проблемности;
- принцип личностного взаимодействия;
- принцип самообучения на основе рефлексии;
- принцип единства развития каждого студента и группы обучающихся.
Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что современный мир характеризуется глобализацией и интернациональными связями, что делает межкультурную компетенцию неотъемлемой частью профессиональной подготовки в различных областях. Развитие этой компетенции требует, как теоретической осмысленности, так и практической тренировки.
Межкультурная компетенция обладает многими аспектами, исследование которых включает психологию, культурологию, лингвистику и образование. Внедрение межкультурных аспектов в образовательный процесс имеет большое значение. Педагоги и качественные учебные программы играют решающую роль в формировании межкультурной компетенции у будущих специалистов.
Таким образом, статья подчеркивает актуальность, многогранность и сложность развития межкультурной компетенции, а также важность интеграции этого аспекта в образовательный процесс с учетом роли педагогов и учебных программ.
1. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы в системе повышения квалификации педагогов: учебно-методическое пособие. Минск: Аверсэв, 2003.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный поход: методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1991.
3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание. Эксперимент и инновации в школе. 2009; № 4: 8-11.
4. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе. Вопросы психологии. 1987; № 5: 31-37.
5. Занько С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. Москва: Профессиональное образование, 1992.
6. Мельникова А.Я. Инженерные игры как педагогическое средство формирования инновационного потенциала будущих специалистов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2008.
7. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие. Москва: Издательство «Академия», 2007.
8. Сыроежин И.М. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов. Москва, 1981.
9. Ханнанова-Фахрутдинова Л.Р Дидактическая игра как средство организации подготовки компетентных специалистов для легкой промышленности. Вестник Казанского технологического университета. 2010; № 12: 346-350.
10. Ханнанова-Фахрутдинова Л.Р, Хацринова О.Ю. Игровые технологии в подготовке специалистов легкой промышленности. Вестник Казанского технологического университета. 2011; № 17: 237-242.
References
1. Zhuk A.I., Koshel' N.N. Aktivnye metody v sisteme povysheniya kvalifikaciipedagogov: uchebno-metodicheskoe posobie. Minsk: Avers'ev, 2003.
2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpohod: metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.
3. Verbickij A.A. Kontekstnoe obuchenie: ponyatie i soderzhanie. Eksperiment i innovacii v shkole. 2009; № 4: 8-11.
4. Verbickij A.A. Koncepciya znakovo-kontekstnogo obucheniya v vuze. Voprosy psihologii. 1987; № 5: 31-37.
5. Zan'ko S.F. Igra i uchenie: teoriya, praktika iperspektivy igrovogo obucheniya. Moskva: Professional'noe obrazovanie, 1992.
6. Mel'nikova A.Ya. Inzhenernye igry kak pedagogicheskoe sredstvo formirovaniya innovacionnogo potenciala buduschih specialistov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2008.
7. Panfilova A.P. Igrovoe modelirovanie v deyatel'nosti pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Akademiya», 2007.
8. Syroezhin I.M. Metodika razrabotki i ispol'zovaniya delovyh igr kak forma akíivnogo obucheniya studentov. Moskva, 1981.
9. Hannanova-Fahrutdinova L.R. Didakticheskaya igra kak sredstvo organizacii podgotovki kompetentnyh specialistov dlya legkoj promyshlennosti. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2010; № 12: 346-350.
10. Hannanova-Fahrutdinova L.R., Hacrinova O.Yu. Igrovye tehnologii v podgotovke specialistov legkoj promyshlennosti. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2011; № 17: 237-242.
Статья поступила в редакцию 01.12.23
УДК 378
Dzidzoeva S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogical Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MENTORING IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS OF PRESCHOOL PROFILE. The consideration of the mentoring system is very relevant in modern science. The article is devoted to one of the most important problems of our time - the effectiveness of the implementation of pedagogical mentoring in the system of vocational training of university students of
preschool profile. The article describes and implements the mentoring system in the format of the interaction project "university teacher - university student - teacher-mentor of preschool education" in the practice of university students; presents a theoretical analysis of the current state of implementation of pedagogical mentoring as the main indicator of the quality of training of undergraduate students of preschool profile in the Republic of North Ossetia-Alania; reveals the peculiarity of inclusion the content of the practice of competitive materials on the example of "I am a professional".
Key words: pedagogical mentoring, quality of preschool education, system of mentoring interaction in conditions of university and pre-school educational institution, pedagogical practice, ethnocultural content, practical training of university students
С.М. Дзидзоева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Рассмотрение системы наставничества является весьма актуальным направлением в современной науке. Статья посвящена одной из наиболее важных проблем современности - эффективности реализации педагогического наставничества в системе профессиональной подготовки студентов вуза дошкольного профиля. В работе изложено описание и даны некоторые рекомендации относительно реализации системы работы наставничества в формате проекта взаимодействия «преподаватель вуза - студент вуза - педагог-наставник ДОО» на практике студентов вуза; представлен теоретический анализ современного состояния реализации педагогического наставничества в качестве основного показателя качества подготовки студентов-бакалавров дошкольного профиля в условиях республики Северная Осетия-Алания; раскрыта особенность включения в содержание практики материалов на примере конкурса «Я - профессионал».
Ключевые слова: педагогическое наставничество, качество дошкольного образования, система взаимодействия наставничества в условиях вуза и ДОО, педагогическая практика, этнокультурное содержание, практическая подготовка студентов вуза
Актуальность проблемы исследования определяется радикальными изменениями, которые произошли в современной дошкольной системе образования, оказавшие влияние на характер деятельности специалистов, работающих в детских садах. Сегодня активно расширяется сеть дошкольных образовательных организаций и, соответственно, остро встает вопрос о нехватке высококвалифицированных специалистов, компетентных в разрешении возникающих в дошкольном возрасте психолого-педагогических проблем, готовых решать профессиональные задачи с учетом социальных и государственных запросов, с применением современных технологий. В настоящее время профессия дошкольного педагога с каждым годом усложняется, отличается высоким уровнем мобильности, начинающегося с получения соответствующего образования, и продолжается в течение всей профессиональной деятельности специалиста. Не секрет, что встает острая нехватка педагогических кадров в регионе, необходимость привлечения новых специалистов к профессии воспитатель ДОО, которые смогут адаптироваться в быстроменяющемся мире, использовать инновации, быть самостоятельными и ответственными.
В настоящее время наставничество является одним из наиболее востребованных направлений развития образования, поскольку сохранение и повышение качества подготовки студентов зависит от оказания им своевременной и квалифицированной помощи. Одним из наиболее важных направлений развития современного образования является наставничество, направленное на совершенствование данной системы и создание условий для ее реализации. Рассмотрим педагогическое наставничество как наиболее эффективный и универсальный механизм сопровождения профессионального и личностного развития педагога, способствующий повышению уровня его мастерства, профессионального роста и развития, мотивированности, формирования гражданских, политических, духовных и нравственных качеств. Возникает необходимость разработки и реализации научно-обоснованной стратегии совершенствования образовательных программ профессиональной подготовки обучающихся в, в том числе и программ практик.
Предложенный проект реализации педагогического наставничества во взаимодействии «преподаватель вуза - студент вуза - педагог-наставник ДОО» позволит повысить качество образования в дошкольных учреждениях республики, а также уровень педагогического мастерства студентов и преподавателей вуза, педагогов ДОО, скорректировать и усовершенствовать программу педагогической практики студентов в вузе и определить перспективы дальнейшего профессионального становления будущего специалиста [1-10].
Цель данной статьи заключается в обосновании эффективности системы педагогического наставничества, направленного на совершенствование практической подготовки студентов вуза дошкольного профиля.
Основные задачи статьи можно определить следующим образом:
- уточнить содержательные характеристики основных понятий исследования;
- на основе современных подходов расширить представление о содержании и специфике педагогического наставничества в практической подготовке студентов вуза.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ проблемы профессиональной практической подготовки студентов вуза, анализ проблемы реализации педагогического наставничества в психологической и педагогической литературе с использованием принципа межнаучного синтеза) и эмпирические аспекты (беседа, педагогическое наблюдение).
Научная новизна статьи определяется выявлением возможностей использования педагогического наставничества в процессе практической подготовки студентов вуза дошкольного профиля.
Теоретическая значимость статьи отражается в определении особенностей организации и реализации педагогического наставничества во взаимодействии «преподаватель вуза - студент вуза - педагог дошкольной образовательной организации».
Практическая значимость представлена результатами анализа деятельности кафедры педагогического образования Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова, опытом совершенствования и повышения качества практического обучения студентов-бакалавров в процессе прохождения ими производственных и учебных практик на базе детских садов РСО-Алания.
Происходящие изменения в современной системе дошкольного образования требуют от высшей школы поиска и разработки новых образовательных программ профессиональной подготовки обучающихся, в том числе и программ практик. По мнению многих исследователей, работа в данном направлении преимущественно выстраивается в виде педагогических практик, направленных на профессионально-практическую подготовку студентов к осуществлению самостоятельной трудовой деятельности [2; 7; 9]. Именно в процессе прохождения студентами практики происходит наиболее эффективное приобретение ими необходимых компетенций, соответствующих действующим образовательным стандартам. В соответствии с представленной в Положении о практике информацией за разработку ее программы несёт ответственность та кафедра, которая отвечает за её проведение.
Проанализировав реализуемую в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова (далее СОГУ) современную образовательную практику, мы пришли к заключению о необходимости совершенствования и повышения качества практического обучения студентов-бакалавров в процессе прохождения ими производственных и учебных практик на базе детских садов РСО-Алания и внесли свои коррективы. Исследовав имеющиеся на кафедре педагогического образования СОГУ программы практик, мы установили, что они нуждаются в корректировании и совершенствовании. Проанализировав опыт проведения студенческих педагогических практик и нормативно-правовые документы кафедры, мы начали разработку соответствующих программ, отличительная особенность которых заключалась в том, что учебные задания были направлены на формирование у учащихся конкретных профессиональных и культурных компетенций, позволяющих студентам проектировать деятельность с дошкольниками и решать различные производственные задачи. Наша творческая группа в составе педагогов кафедры, курирующих практики, студентов, педагогов дошкольных образовательных учреждений апробировала модель педагогического наставничества, под которой понимается взаимодействие «преподаватель вуза (руководитель практики) - студент вуза - педагог-наставник ДОО». Необходимо отметить, что для эффективной организации и реализации процесса наставничества в высшем учебном заведении и детском саду следует создать благоприятные условия для педагогической поддержки учащихся и педагогов вуза, а также сотрудников дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, особое внимание следует уделить практической подготовке студентов вуза посредством взаимодействия с наставником в процессе прохождения педагогической практики.
В ходе проведённой нами работы программа наставничества была реализована в несколько этапов:
1. Проведение диагностической работы по определению педагогов-кураторов, которые будут оказывать студентам необходимую методическую помощь при осуществлении работы с дошкольниками и присвоение им статуса «наставник».
2. Реализация модели взаимодействия в процессе организации педагогической практики студентов вуза, преподавателей вуза и педагогов ДОО, совмещающей в себе традиционность и новизну. Традиционный компонент предполагает прикрепление к студенту педагога-наставника. Новизной выступает то, что педагоги, нуждающиеся в методической помощи, могут попросить помощи у педагога-наставника, являющегося членом творческой группы (педагог вуза, руководитель ДОУ и старший воспитатель). Составленная модель была подкреплена локальными актами ДОО: положением о наставничестве, приказом о назначении наставников, планом работы наставников со студентами вуза при прохождении педагогической практики в ДОО, отчётными документами о прохождении практики.
3. Проведение открытого занятия практикантами совместно с наставниками для педагогов, студентов вуза, дошкольников и их родителей, анализ совместной деятельности педагогов вуза, дошкольного образовательного учреждения и студентов с целью выявления их уровня удовлетворенности процессом наставничества, внесение в случае необходимости соответствующих корректив в организационную модель наставничества в системе СОГУ - ДОО и составление методических рекомендаций по организации данного процесса в формате проекта.
В процессе прохождения студентами педагогической практики наставничество выступает в качестве системообразующего фактора их практической подготовки, а также в более длительной перспективе позволяет подготовить квалифицированные и компетентные кадры для образовательных учреждений [3; 4]. С другой стороны, педагогическое наставничество в процессе прохождения студентами практик позволяет оказать им всю необходимую помощь со стороны специалистов, обладающих большим практическим опытом и теоретическими знаниями, что позволяет максимально раскрыть их профессиональный потенциал.
Таким образом, наставничество определяется основным компонентом профессиональной подготовки будущего специалиста, поскольку оно способствует одновременно развитию студента, преподавателя вуза и педагога детского сада.
Основное отличие данной модели наставничества от ранее используемых заключается в том, что оно является менее иерархическим и формальным. В старой модели наставником обычно назначался конкретный, более опытный специалист, обладающий большим объёмом знаний и практическим опытом, который он передавал своему приемнику. Данный процесс обычно осуществлялся в учреждениях в ходе обучения или на первых этапах работы молодого специалиста.
Для того чтобы максимально эффективно реализовать разработанную систему наставничества, необходимо разработать программу, в которой будут учтены все необходимые компоненты: проведение консультаций и личных встреч между наставником и студентом, педагогом ДОО, совместная реализация проектов и участие в различных мероприятиях, в том числе конкурсных, получение сторонами обратной связи и др.
Также отметим, что в содержание практической подготовки студентов-бакалавров целесообразно включение элементов материала регионального содержания, ориентированного на этнокультурное образование дошкольников [5; 6; 10]. Организация совместных мероприятий также продуктивна как для самих педагогов, так и для студентов вуза, поскольку в процессе подготовки они осуществляют внедрение в практику ДОО инновационных технологий регионального содержания [8].
Предложенный проект реализации педагогического наставничества во взаимодействии «преподаватель вуза - студент вуза - педагог-наставник ДОО» позволит повысить качество образования в дошкольных учреждениях республики, а также уровень педагогического мастерства студентов и преподавателей вуза,
Библиографический список
педагогов ДОО, корректировать и усовершенствовать программу педагогической практики студентов в вузе и определить перспективы дальнейшего профессионального становления будущего специалиста.
Необходимо отметить, что Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова не первый год является вузом-партнером и одним из организаторов Всероссийской студенческой олимпиады «Я - профессионал» для студентов-бакалавров дошкольного профиля обучения. Представительство наших студентов на данной олимпиаде высоко оценивается многими специалистами и все благодаря усилиям профессорско-педагогическо-го состава кафедры педагогического образования, осуществляющего подготовку студентов по профилю «Дошкольное образование». Востребованность данной программы очевидна, поскольку студентами нашего факультета являются, в том числе, и представители соседних республик. Руководство университета уделяет факультету особое внимание, создавая все необходимые условия профессионального роста и творческого развития будущих педагогов.
Мы изучили материалы олимпиады «Я - профессионал» («Дошкольное образование»), затем включили задания в содержание практики в формате проекта. Студенты совместно с наставниками представляли проекты и проводили занятия, соответствующие требованиям ФГОС ДО, в детских садах по различным образовательным областям. Кроме того, они выполняли педагогические задачи высокого уровня сложности, направленные на выявление различных компетенций и демонстрировали знания и практическую готовность использования на практике современных технологий, методов и приемов в дошкольном образовании, готовность к работе с детьми дошкольного возраста. Особый интерес у студентов вызвало проведение совместных проектов, методических объединений, организованных молодыми педагогами в образовательных организациях, где студенты разработали и апробировали семинары-практикумы, видеоролики с использованием этнокультурного материала для педагогов и родителей на тему: «Использование игровых технологий в условиях ДОО и семьи с детьми с ОВЗ».
Использование такого многообразия мероприятий позволяет вызвать заинтересованность к профессии воспитателя детей дошкольного возраста, осознать ее значимость в современных условиях, понять необходимость повышения качества профессиональной подготовки кадров для системы дошкольного образования, а также повысить статус данной профессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация и реализация наставничества посредством модели взаимодействия «преподаватель вуза - студент вуза - педагог-наставник ДОО» представляет собой базовый инструмент формирования будущего педагога дошкольного образовательного учреждения; позволяет обобщить опыт ее практического использования, установить условия реализации в высшем учебном заведении и детских садах РСО-Алания в процессе прохождения студентами педагогических практик, а также исследовать осуществляемую профессиональными сообществами деятельность в республике, обозначить перспективы взаимодействия между педагогическими кадрами, занимающими разные должностные позиции, помогающими и поддерживающими друг друга, перенимающими опыт более опытных коллег а также сопровождающими процесс дошкольного образования в РСО-Алания и способствующими повышению его качества.
Опыт осуществления педагогического наставничества студентов, преподавателей вуза и педагогов ДОО следует раскрыть в региональных проектах, рассматривавших возможность его внедрения в деятельность профессиональных педагогических сообществ и отдельных специалистов в различных моделях взаимодействия (с участием студентов, преподавателей вуза, имеющих разный профессиональный опыт), направленных на решение актуальных педагогических проблем и вопросов, при разрешении которых в процессе взаимодействия специалистов, имеющих разный должностной статус, будет повышаться их педагогическое мастерство, а также осуществляться оказание психолого-педагогической поддержки будущим сотрудникам дошкольных образовательных организаций республики.
1. Геворкянц Ж.А., Георгян А.Р, Дзидзоева С.М., Красношлык З.П., Черткоева В.Г. Дошкольное образование. Терминологический справочник. Научно-справочное издание для студентов-бакалавров направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». Владикавказ, 2013.
2. Дзидзоева С.М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008; № 7: 114-120.
3. Дзидзоева С.М. Педагогическое наставничество как условие качества практической подготовки студентов-бакалавров дошкольного профиля в условиях вуза. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2023; № 3: 116-124.
4. Дзидзоева С.М. Педагогическое наставничество как инструмент профессионального становления будущего педагога дошкольного образования. Инновационная деятельность педагога: традиции и современность: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника. Владикавказ, 2023: 721-726.
5. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Поликультурный подход к формированию гражданской идентичности в теории и практике дошкольного образования. Стратегия дошкольного образования в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры дошкольной педагогики. 2013: 22-27.
6. Дзидзоева С.М., Тадтаев Т.В. Историко-педагогический анализ влияния народной игровой культуры на формирование положительного отношения к народам Северного Кавказа у старших дошкольников. Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2016; № 6: 53-61.
7. Захаревич В.А. Педагогические условия формирования социальных компетенций студентов бакалавриата в процессе педагогической практики. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2015.
8. Абитова Г.З., Андрианова О.В., Арасланова А.А. и др. Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Красноярск, 2011; Книга 4.
9. Киргуева Ф.Х. Педагогическая практика студентов как системообразующий фактор подготовки специалистов в условиях многоуровневого обучения. Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2005: 151-154.
10. Сабанова Л.В. Проектирование педагогической практики для специалитета педагогических университетов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2002.
References
1. Gevorkyanc Zh.A., Georgyan A.R., Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P., Chertkoeva V.G. Doshkol'noeobrazovanie. Terminologicheskjspravochnik. Nauchno-spravochnoeizdanie dlya studentov-bakalavrov napravleniya podgotovki050100.62 «Pedagogicheskoe obrazovanie», profil' «Doshkol'noe obrazovanie». Vladikavkaz, 2013.
2. Dzidzoeva S.M. Pedagogicheskaya praktika kak uslovie razvitiya issledovatel'skih kompetencij studentov. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2008; № 7: 114-120.
3. Dzidzoeva S.M. Pedagogicheskoe nastavnichestvo kak uslovie kachestva prakticheskoj podgotovki studentov-bakalavrov doshkol'nogo profilya v usloviyah vuza. VestnikSevero-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. 2023; № 3: 116-124.
4. Dzidzoeva S.M. Pedagogicheskoe nastavnichestvo kak instrument professional'nogo stanovleniya buduschego pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya. Innovacionnaya deyatel'nost'pedagoga: tradiciiisovremennost': sbornik materialov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj Godu pedagoga i nastavnika. Vladikavkaz, 2023: 721-726.
5. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Polikul'turnyj podhod k formirovaniyu grazhdanskoj identichnosti v teorii i praktike doshkol'nogo obrazovaniya. Strategiya doshkol'nogo obrazovaniya v kontekste Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 75-letiyu kafedry doshkol'noj pedagogiki. 2013: 22-27.
6. Dzidzoeva S.M., Tadtaev T.V. Istoriko-pedagogicheskij analiz vliyaniya narodnoj igrovoj kul'tury na formirovanie polozhitel'nogo otnosheniya k narodam Severnogo Kavkaza u starshih doshkol'nikov. Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva. 2016; № 6: 53-61.
7. Zaharevich V. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'nyh kompetencij studentov bakalavriata v processe pedagogicheskoj prakiiki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2015.
8. Abitova G.Z., Andrianova O.V., Araslanova A.A. i dr. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii: teoriya ipraktika. Krasnoyarsk, 2011; Kniga 4.
9. Kirgueva F.H. Pedagogicheskaya praktika studentov kak sistemoobrazuyuschij faktor podgotovki specialistov v usloviyah mnogourovnevogo obucheniya. Integraciya metodicheskoj (nauchno-metodicheskoj) raboty i sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2005: 151-154.
10. Sabanova L.V. Proektirovaniepedagogicheskojpraktikidlya specialiteta pedagogicheskih universitetov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2002.
Статья поступила в редакцию 05.12.23
УДК 37.0
Drobysheva E.I., teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE ISSUE ON HOW TO FORM INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE WHILE TEACHING TO USE A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONIAL NEEDS TO MANAGERS. The article raises issues of foreign language training with specialists in the field of management at higher education school. The skills that graduates of Management faculties need to possess are described. The problems, which at this historical interval of development of the Russian society are connected with the positions of such participants as employers, undergraduates, academics are considered. It is emphasised that mastering the skills of cross-cultural communication should not occur in isolation from the educational component of the pedagogical process. The threats of loss of cultural identity, which is increasingly manifested among students with a high level of foreign language proficiency, are noted. Recommendations are given that define the requirements for the training of specialists on the basis of the competence approach, which includes knowledge of intercultural communication.
Key words: foreign language training, undergraduates, managers, cross-cultural, competences
Е.И. Дробышева, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,
г. Москва, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Статья посвящена вопросам вузовской иноязычной подготовки специалистов в области управления. Описаны навыки, которыми необходимо владеть выпускникам факультетов менеджмента. Рассматриваются проблемы, которые на данном историческом отрезке развития российского социума сопряжены с позициями таких участников, как работодатели, студенты высшей школы, профессорско-преподавательский состав вуза. Подчеркивается, что овладение навыками кросс-культурной коммуникации не должно происходить в отрыве от воспитательной компоненты педагогического процесса. Отмечаются угрозы потери культурной идентичности, которая все чаще проявляется среди студентов с высоким уровнем владения иностранным языком. Даны рекомендации, которые определяют требования к подготовке специалистов на основе компетентностного подхода, включающего в себя знания межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, студенты вуза, менеджеры, кросс-культурный, компетенции
Межкультурная коммуникативная компетенция в современных условиях глобализации экономического взаимодействия между странами является ключевым индикатором, характеризующим развитие личности. Формирование устойчивых навыков общения с представителями разных культур и этносов относится к числу базовых категорий теории и практики организации процесса обучения иностранным языкам в высшей школе [1]. Теоретические разработки и практические технологии в области кросс-культурного взаимодействия [2; 3] предусматривают формирование у будущего специалиста в процессе обучения иностранным языкам навыков общения и знаний о сложившихся в иноязычном социуме закономерностях в области международного делового взаимодействия с учетом намечающихся трендов их трансформации.
Актуальность данной статьи заключается в отражении противоречий между востребованностью знаний и навыков иноязычной коммуникации у выпускников вуза, с одной стороны, и сохранению их культурной идентичности, с другой стороны.
Цель данного материала - найти методические приемы, которые способствовали бы формированию устойчивых навыков в области иноязычной коммуникации у менеджеров.
Задачи по достижению данной цели включают в себя следующие этапы:
- определить влияние метанавыков в процессе коммуникации на иностранном языке у специалистов управленческой сферы деятельности;
- показать значимость знаний межкультурной коммуникации для менеджеров;
- предложить рекомендации для преподавателей, которые готовят специалистов на основе компетентностного подхода.
Результаты исследования при подготовке статьи были получены на основе двух методов: теоретическом (знакомство с психолого-педагогической литературой культурологической направленности, анализ характеристик сформирован-ности межкультурной коммуникативной компетенции), а также эмпирическом (проведение фокус-группы со студентами 3 курса Высшей школы управления Финансового университета при Правительстве РФ, анализ полученных данных после состоявшейся фокус-группы; беседы с преподавателями дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», которые проводят занятия с данными студентами; опрос представителей российского бизнеса и менеджеров среднего и высшего звена тех компаний, которые имеют выход на международный рынок).
Научная новизна излагаемого материала отражается в представлении средств обучения иностранному языку на основе развития у будущих менедже-