Научная статья на тему 'Технология изучения природного краеведения с основами экологии'

Технология изучения природного краеведения с основами экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПРОГРАММА "ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ" / ПРИРОДНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ГРУППОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносенко Виктория Ивановна

Автор делится опытом внедрения регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе. В статье делается акцент на групповых формах работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология изучения природного краеведения с основами экологии»

Проекты, выполненные учащимися

Оборудование и необходимые материалы: листы ватмана, клей, ножницы, фломастеры, старые молодежные журналы, компьютер, принтер, копия статьи «Мои обещания».

Используемые технологии: проектный метод, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии

Литература

1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. // Иностранный язык в школе. - 2003. - №5.

2. Куркова С.В. Гражданское образование школьников на уроках английского языка как иностранного //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №3

3. Моисеева Н.С. Языковое образование в гимназии //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.

- 2008. - №1

4. Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста. // Иностранный язык в школе. - 2003. - №5.

5. СиденкоА.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно- ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.

Автор делится опытом внедрения регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе. В статье делается акцент на групповых формах работы.

Курносенко Виктория Ивановна

учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 88» г. Омск [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

Как организовать внедрение регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе, чтобы каждому ребенку было интересно и доступно на уроке, тепло и уютно в коллективе?

Ключевые слова: региональный компонент, программа «Омское Прииртышье», природное краеведение, групповая форма организации урока.

Сегодня в обществе идет глубинная, внутренняя работа по самопознанию человеком самого себя, своего места и роли в природе. Углубляется процесс изучения людьми своих истоков, процесс познания родного края. Словарь современного русского литературного языка под редакцией С.Г.Бархударова,

В.В.Виноградова определяет краеведение как «совокупность географических, этнографических, экономических и т.п. знаний об отдельных местностях страны». Мы же рассматриваем краеведение в одном из аспектов - при изучении предмета «Окружающий мир». Это обусловлено физиологическими и психи-

ческими возможностями детей младшего школьного возраста.

Одна из главных задач предмета - формирование системы научных знаний о природе. Краеведение же призвано воспитывать чувство Родины, любовь к тому уголку земли, где ты родился, познал азбуку жизни, а это возможно через познание и понимание особенностей родного края.

Поэтому мы и попытались в своей работе нащупать точки пересечения эмоционального, интеллектуального и нравственного развития учащихся, обеспечить познание действительности в единстве чувственного и рационального.

Основными направлениями краеведческого изучения природы является геологическое строение, климатические условия, гидрологические условия, почвенный покров, растительность, животный мир Омской области.

Технология изучения природного краеведения с основами экологии создана на базе Технологии поэтапного формирования умственных действий, (теория Гальперина П.Я., Волович М.Б.), с элементами технологии адаптивного обучения, (автор Границкая А.С.) и технологии коллективного способа обучения (КСО), (разработанной Ривиным А.Г., Дъяченко В.К., Брайтермен М.Д., Соколовым А.С.)

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

Выработать механизм внедрения в практику начальной школы раздела «Природа и экология» региональной программы «Омское Прииртышье»

Цель технологии:

Систематизация и расширение знаний учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах Омской области.

Задачи технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

1. Создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Каждый ребенок на уроке занимается по той теме, которая ему нравится, в процессе обучения реализуются его интересы и потребности, таким образом, обеспечивается учет дифференцированных запросов учащихся.

2. Эффективное усвоение программных знаний, умений, навыков.

Необходимо нацеливать школьников не столько на заучивание учебного материала, но и на установление связей между сведениями.

Адаптивная технология

3. Максимальная адаптация к индивидуальным особенностям учащихся.

Форма проведения урока удовлетворяет потребности учащихся в общении; через удовлетворение потребностей в общении происходит процесс обучения.

4. Формирование умений учиться.

Технология коллективного способа обучения

5. Развитие коммуникативных качеств личности.

6. Научение общению.

Совершенствование этической культуры взаимодействий учителя и учащихся, а также учащихся между собой.

Этапы технологии изучения природного краеведения с основами экологии

I этап Подготовительный

Формирование проблемных групп происходило на протяжении первой четверти во втором классе. В сентябре-октябре месяцах на уроках чтения, ознакомления с окружающим миром ребята знакомились с детскими энциклопедиями разных серий. Детям было задано домашнее задание:

1. Что такое - ботаника? зоология? экология?

- Как называется наука о насекомых?

- Как называется наука о птицах?

2. Что тебе хотелось бы изучать на уроках краеведения:

-растения или животных Омской области? Птиц или насекомых нашего края? -региональную « Красную книгу», проблемы охраны природы нашего края?

При создании проблемных групп я опиралась на технологию адаптивного обучения, на методику формирования учебных групп, разработанную И.М. Чередовым, но с учетом возраста детей начальной школы, а именно:

1. Группы сформированы по интересам, в данном случае это ситуативный интерес. Для создания комфортных условий учебной деятельности учитывалась взаимная симпатия, расположение друг к другу, т. е. психологическая совместимость.

2. Весь класс узнает о роли каждой группы, т.о. устанавливаются четкие взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом. Было сформировано пять групп: 1 группа «Ботаники»; 2 группа «Зоологи»; 3 группа «Орнитологи»; 4 группа «Энтомологи»; группа «Экологи».

3. Групповая работа - форма организации учебных занятий, при которой перед каждой группой школьников ставится определенная учебно-познавательная задача, для решения которой необходимо объединение всех членов группы. Разновидностью групповой формы работы является кооперировано-групповая работа

- это такая форма организации учебного труда учащихся, при которой разные группы учеников выполняют отдельные части общего задания. При такой форме организации опосредованное руководство учебной деятельностью осуществляется учителем с помощью руководителей групп, а также через письменную инструкцию.

Для оптимизации процесса обучения количество человек в группе 5-6 человек.

4. Успешность групповой работы определяется составом групп. Группы гетерогенного состава: ученики, обладающие разным уровнем обучаемости, потребностей, работоспособности.

5. Организации новых микрогрупп не происходит ни на протяжении урока, ни на протяжении учебного года. Группы стабильны. Учащиеся только знакомятся с новой формой организации работы на уроке, идет процесс адаптации, ребятам нужно присмотреться друг к другу, научиться общаться внутри группы. Хорошие взаимоотношения складываются не сразу, а постепенно, при длительном функционировании группы абсолютное большинство учеников

проникается чувством взаимной ответственности и взаимопонимания.

II этап. Усвоение правил работы.

Реализуя II этап своей технологии, я опиралась на технологию Коллективного способа обучения. Работа по данной технологии проходила в октябре-ноябре месяцах и строилась на принципах: интегративность, межпредметные связи (некоторые этапы технологии были проведены на уроках ИЗО и «технологии»).

1. Усвоение правил работы, сообщение целевых установок (1 этап КСО).

А) Выбор «научного руководителя» группы и его заместителя.

Для того чтобы осуществить эффективное взаимодействие учеников внутри группы, чтобы учебные звенья успешно функционировали нужно внимательно подбирать руководителей групп. Т. к. состав группы для данной деятельности недостаточно подготовлен, то во главе ее должен стоять один признанный лидер (деловой лидер). Деловой лидер внутри каждой группы был определен учителем по результатам социометрии. Он осуществляет руководство внутри группы, распределяет задания, определяет, кто будет выступать по каждому конкретному вопросу от имени группы.

Б) Составление правил работы в группе.

Определили 5 главных правил работы на уроке (каждая группа формулировала и защищала свое правило) и записали их в краеведческий альбом:

- Работать дружно, не ссориться.

- Слушать руководителя группы.

- На уроке, при ответе групп, должен быть порядок и тишина и др.

2 . Каждый ученик прорабатывает свой материал (2 этап КСО).

А) Каждый ребенок составлял свой вариант эмблемы-символа группы.

Б) Каждый ученик определял главные качества, которыми должен обладать человек, изучающий природу родного края.

3 . Обмен знаниями (3 этап КСО).

А) Дети предлагали свои варианты эмблемы (каждому из группы было дано слово), защищали эмблемы, отвечали на поставленные вопросы учителя или учеников по деталям эмблемы

Б) Группа предлагала одно, главное на их взгляд, качество любителя природы.

4 . Обмен подготовленной информацией, обобщение. Выделение ключевой информации (4, 6 этапы КСО).

А). Выявили лучшие эмблемы внутри группы (в некоторых случаях соединили интересные детали из 2 эмблем). Создали эмблему-символ каждой группы.

Б) Записали 5 важных качеств человека, изучающего природу (одно от каждой группы в альбом):

- Быть осторожным, не навредить природе.

- Хорошая память и знания.

- Внимательность и др.

III этап. Подготовка к уроку.

1. Домашняя подготовка учеников к уроку.

Предлагая учащимся задание на дом, учитель знакомит их с темой следующего урока и указывает, что нужно прочитать, на какие вопросы нужно ответить, чтобы разобраться в новом материале, т. о. домашнее задание - опора для новых знаний, подлежащих усвоению на уроке. Готовя материал для домашней работы, я опиралась на технологию поэтапного формирования умственных действий (2 этап технологии), когда учащимся предлагалась карточка, из которой учащиеся узнавали, о чем будет идти речь на уроке.

Кроме того, каждой группе предлагается индивидуальное задание, когда группа прорабатывала свой материал (2 этап технологии КСО).

Таким образом, в процессе подготовки домашнего задания к урокам ознакомления с окружающим миром, я пыталась реализовать идеи, выдвинутые А.А. Плешаковым: «важная особенность курса - ориентация не на «усредненного» ученика, а на обеспечение возможностей дифференцированного, индивидуального подхода, на создание условий для развития способностей и интересов каждого».

Приведу пример карточки по теме: «Растения и животные наших лугов» (3 кл.). ЗАДАНИЕ ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ

1. Что такое луг? Как человек использует луга?

2. Рассмотри Атлас Омской области с.16)

- Какие растения произрастают на наших лугах? Какие из них тебе нравятся?

- Какие животные обитают на наших лугах (птицы, звери, насекомые)? Какое насекомое занесено в региональную Красную книгу?

3. Какие растения называют лекарственными? Какие лекарственные растения встречаются на лугах Омской области?

4. Объясни, почему растения так называют: тысячелистник, зверобой, медуница?

5. Все цветы на лугу очень сильно пахнут, клевер опустил головку, одуванчик складывает свой пушистый зонтик... Что это предвещает?

6. Почему к весеннему шмелю нужно относится особенно бережно?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Прочти дополнительную информацию и запиши или зарисуй самое интересное в альбом по краеведению.

1 группа БОТАНИКИ о клевере или зверобое

детская энциклопедия «Я познаю мир» серия «Растения» с.280-282, с.134-136.

2 группа ЗООЛОГИ о кроте

детская энциклопедия «Я познаю мир» серия «Животные» с.490-492

3 группа ОРНИТОЛОГИ о трясогузке или о перепелке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

детская энциклопедия «Я познаю мир» серия «Животные» с.241-243

4 группа ЭНТОМОЛОГИ о шмеле

детская энциклопедия «Я познаю мир» серия «Насекомые» с.137-140

5 группа ЭКОЛОГИ о пионе уклоняющемся (марьин корень), о ятрышнике шлемоносном. Детская энциклопедия «Я познаю мир» серия «Растения» с.336 или Атлас Омской области с.12.

2. Подборка учителем материалов к рубрикам стенда «Тайны родного края». Организуя данный уголок, я преследовала следующие цели:

1. Развитие познавательного интереса к урокам ознакомления с окружающим миром.

2. Развитие общего кругозора, интеллектуальной сферы детей.

3. Воспитание любви к родному краю и желания узнать о нем как можно больше.

Материал, представленный в уголке, соответствует последним достижениям науки о местной природе. Отобранные факты подвергаются дидактической обработке с учетом возрастных особенностей младшего школьника. Кроме того, он тесно связан с учебным материалом, изучаемым в то или иной период времени.

В уголке представлены рубрики, постоянно действующие на протяжении всего учебного года, и сквозные, действующие на протяжении определенной темы или урока. (Названия многих рубрик взяты из журнала «Юный натуралист»).

1 ррубрика. «Клуб почемучек».

В ней предлагаются вопросы, направленные на применение знаний в новой ситуации, и внизу висит конверт для ответов, куда дети кладут ответы на вопросы. Данная рубрика способствует не только развитию познавательного интереса к урокам природоведения у отдельных учащихся, но и дает учителю возможность диагностировать уровень развития познавательного интереса у класса в целом.

2 рубрика. «Прочти к уроку».

В ней представлены стихи, рассказы, сказки В.В Биан-ки, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева и др. и вырезки из журнала «Юный натуралист», доступные для чтения младшего школьника. Эти материалы предваряют содержание урока, вводят ребенка в новую тему.

3 рубрика. «По страницам Красной книги».

Цель данной рубрики дать представление о животных и растениях, занесенных в региональную Красную книгу. Эта рубрика готовится с привлечением учащихся, в ней представлены доклады учеников о редких представителях местной флоры и фауны.

4 ррубрика. «Книга ^рекордов Омской области».

В нее включен интересный фактический материал об удивительных представителях местной флоры и фауны, формах поверхности, водоемах.

5 р рубрика. «Фотозагадка».

В ней представлены фотографии животного или растения, которое нужно узнать по фотографии и краткому словесному описанию, в некоторых случаях указываются страницы атласа-определителя «От земли до неба» или атласа Омской области, где можно найти интересующую информацию.

6 рубрика. «Острый взор».

Занимательные фотографии из журнала «Юный натуралист» или собственные снимки вызывают у детей положительные эмоции, радостное настроение.

Сквозные, меняющиеся рубрики, позволяют повысить внимание учеников, активизировать мышление, усилить интерес к уголку («Загадки ядовитых растений», «Зеленая аптека Прииртышья», «Книга жалоб» и др.).

На начальном этапе учитель сам выполняет подборку к рубрикам, а затем и ребята привлекаются к поиску, сбору,

обработке краеведческого материала, тем самым, создавая творческое начало в изучении окружающего мира.

IVэтап. Проведение урока.

Структура урока соответствует этапам технологии поэтапного формирования умственных действий с элементами адаптивной технологии Границкой А.С.

1. Актуализация знаний, актуализация соответствующей мотивации (Гальперин П.Я., 1 этап).

2. Знакомство учащихся с деятельностью, ее последовательностью (Гальперин П.Я., 2 этап).

3. Обсуждение групповой проблемы внутри группы (2 этап технологии Адаптивного обучения).

4. Обсуждение проблемы в группах с учителем (3 этап технологии Адаптивного обучения).

5. Речевое обобщение в виде отзыва, взаимопроверка (Гальперин П.Я., 4 этап).

6. Дальнейшее обобщения действия, внутренняя речь (Гальперин П.Я., 5 этап). Игра «Экологический светофор».

Игра «Экологический светофор» (игра «Экологический светофор для младших школьников» взята из методического пособия И.В. Цветковой по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста)

Цель игры:

Формирование умений в эмоциональной сфере, оценка поведения людей по отношению к природной среде, своему здоровью, умение рефлексировать.

Ход игры:

Учащимся предлагаются ситуации, в которых нужно разобраться самостоятельно и оценить знаком определенного цвета:

Красный цвет - природе вред! (ситуации, когда человек наносит природе вред)

Желтый - осторожно! ( Желтый сигнал «Экологического светофора» соответствует тем ситуациям, когда то или иное действие при соблюдении меры не причиняет вреда ни природе, ни человеку, но до опасности - один шаг).

Свет зеленый - так красиво! - лес сказал тебе «Спасибо!» Эти ситуации следует рассматривать не только в рамках игры, но и качестве подсказки для детей, как правильно поступать в том или ином случае, какие действия принесут пользу окружающему миру и самому человеку.)

7. Выполнение действия в умственном плане, самоконтроль (выполняется на следующем уроке в форме тестовой проверки) (Гальперин П.Я., 6 этап)

V этап .Домашнее задание (выполняется после проведения урока)

После проведения урока учащимся предлагается выполнить домашнее задание. При его подготовке я опиралась на идеи А.А. Плешакова, который говорит о том, «что и программа, и организация учебника превосходят возможности «среднего ученика», тем самым обеспечивается 2 уровня: дифференциации и индивидуализации обучения. Первый уровень, контролируемый и организуемый учителем, и второй, выходящий за рамки деятельности учителя, и связанный уже исключительно с собственной эмоциональной и интеллектуальной и жизнь ребенка, неформально общающегося с учебной книгой и находящего в ней удовлетворение своих эпизодических и постоянных познавательных интересов».

Например:

1. Придумай и запиши загадку «Узнай по описанию» про какое-нибудь растение или животное луга.

2. Напиши, что бы сказали растения ребятам, если бы могли разговаривать.

3. Какие рассказы и статьи о луговых растениях ты бы порекомендовал для чтения своим одноклассникам?

VI этап. Итоговый урок-отчет в конце учебного года.

Цели урока:

1. Подведение итогов краеведческой работы, развитие умения рефлексировать.

2. Определение задач работы на следующий учебный год.

(многие вопросы взяты из книги Цветковой И. В. «Экология для начальной школы. Игры и проекты».)

Подготовься дома к уроку-отчету (ответь на вопросы по плану):

1. В какой группе ты работал?

2. Что тебе больше всего понравилось в работе, что было интересно?

3. К кому обращался за советом, помощью?

4. Какими книгами пользовался в работе?

5. Что было сделано хорошо?

6. Что не получилось?

7. Что было выполнить легко, а что оказалось трудным?

8. Кто бы мог сказать мне спасибо за эту работу?

9. Попрошу взрослых оценить мою работу

- что сказала мама:.........

- что сказал папа:..........

- что сказала учительница:............

10. Как ты сам оценил свою работу?

11. Кем бы я хотел быть на следующий учебный год, (ботаником, зоологом, орнитологом, энтомологом, экологом)?

12. Над какой индивидуальной краеведческой темой хотел бы работать в следующем учебном году («Птичий конкурс красоты», «В грибном царстве», «Лес - дом для животных или другие темы)?

13. С кем бы в группе я хотел работать?

Особенно интересно для меня было мнение родителей, их оценка работы детей. Вот некоторые из мнений: «Краеведение

- очень интересное занятие. Интересно найти ответ на вопрос, который ребенок не знал ответа» (Н.), «Умница, сынок, с тобой я узнала много интересного» (Ч.), «Первые темы давались с трудом, не обходилось без вмешательства взрослых. Последние выполнялись самостоятельно, с некоторыми советами, подсказками, т.е. ребенок втянулся в эту работу, понял, как с этим справляться, как работать с литературой. Может быть не все темы доработаны, но зато самостоятельно, появился интерес к предмету» (К.), «Достаточно трудная работа, самому пока еще не справиться. Нужна наша помощь при подготовке дополнительного материала» (Б.).

Результативность использования технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

1. Усвоение знаний и умений.

Решение творческих задач - главный способ работы на уроке, ученик в процессе учебной деятельности поставлен

в активную позицию. Активность учеников, возникновение элементарных дискуссий между школьниками позволяют глубже овладеть учебным материалом, повышают качество усвоения учебного материала.

2. Развитие самостоятельных суждений, мышления. Дети учатся самостоятельно и осознанно решать проблемы, используя свои знания, приобретенные или из книг, или из жизненного опыта, т.е. рассуждают. Нужны навыки использования знаний, а не только сами знания.

Адаптивная технология.

3. Развитие учебных умений.

У детей формируется умение работать с книгой, учитель вооружает детей библиотечно-библиографическими знаниями.

Во втором классе ребята вряд ли смогут свободно находить и пользоваться научно-популярной литературой в процессе работы, но если учитель будет обращать внимание на эти книги, то к концу начальной школы ребята смогут самостоятельно начать их использовать.

4. Развитие коммуникативных умений. Формирование навыков речевой культуры, культуры дискуссии.

Реализация данной технологии способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений. Ребята учатся воспринимать требования и нормы группы без словесного указания (т.е. уловить, иногда просто по выражению лица членов группы, какие поступки поддерживаются, какие осуждаются), учатся подчиняться требованиям руководителя группы, учатся оказывать помощь, а при необходимости самому принять ее или тактично отказаться от нее.

Технология коллективного способа обучения

5. Повышение ответственности за свои успехи и успехи других учащихся.

Принцип взаимообогащения на уроке. Дети включены в процесс обмена ценностями, каждый из обучающихся одновременно дает и получает, между партнерами складываются взаимные ожидания.

6. Высокий уровень комфортности, возможность ощутить свою конкретную пользу для класса.

Ученики могут слышать устные ответы, видеть краеведческие альбомы своих товарищей. При подведении общих итогов ученики могут сравнить свою работу, ответ с работой, ответом других групп. Т.о. расширяется фон для формирования самооценки. Групповая форма организации, кроме того, делает явным усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.

Литература:

1. Атлас Омской области, омская картографическая фабрика, 1999

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. -256 с.

3. 3. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и практика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. 4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

5. 5. Чащин В.П. «Природопользование и охрана природы на территории Омской области» - Омск: издательство ОмГПУ, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.