- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
А теперь немного о наших проектах, которые уже в этом учебном году были выполнены ребятами. Как уже отмечалось, работа над проектами осуществляется по разным направлениям (учебным предметам), в зависимости от заинтересованности детей тем или иным предметом. Например, ребятами нашего ЦО были выполнены интересные работы по математике. Одна из таких работ - «Золотое сечение», в которой описывается много интересного из истории «золотого сечения». А также, что оно встречается не только в математике, но и в нашей повседневной жизни: в скульптурах, в бытовых предметах, в шрифтах, в фотографии, в биологии (строение человека, животных, растений), в музыке, и даже, в строении снежинок. И, самое интересное, в этой работе раскрывается секрет «золотого сечения». Наравне с этой работой большой интерес у самих же ребят вызвала еще одна работа по математике - «Задачи на разрезание на клеточной бумаге». Здесь были представлены различные необычайно интересные задачи на разрезание и, конечно же, варианты решения этих задач, а также представлены различные занимательные головоломки, в которых из элементов пентамино необходимо построить известную силуэтную фигуру.
Интересна оказалась проектная работа по математике с элементами статистики «Успехи и неудачи в выборе профильного обучения». Эту проектную работу выполняли учащиеся 8-го класса. В ходе работы было проведено анкетирование учащихся нашего ЦО, ряд исследований по вопросу - как внешкольная деятельность ребят содействует их учебе. В этой работе были задействованы также психологи нашего ЦО, которые дали свои рекомендации к выводам данного проекта. Ребята применяли знания, полученные на уроках математики (теорема Бернулли), а также знания информатики, так как в подсчетах и в составлении различных диаграмм они использовали возможности компьютерной программы Microsoft Excel.
Много выполнено интересных проектных работ по биологии. Тут, дети взяли для исследования одну большую тему, и разбили ее на несколько частей. Например, тема «Весенние первоцветы» включает в себя несколько работ: «Ландыш майский», «Одуванчик лекарственный», «Ветреница» и так далее. Эта работа была проделана группой учащихся, каждый участник группы исследовал свою определенную область этой большой темы. При показе презентации один из группы учащихся выступил с презентацией -вступлением, затем, каждый последующий участник
этого проекта представлял свою презентацию. Ребята в презентации включили свои любительские фотографии, а также снимки опытов, которые они проводили в ходе работы.
Всегда очень интересными получаются работы наших ребят по физике! Большая заслуга в идеях и в организации опытов преподавателя физики ЦО 1434. Опыты дети проделывали сами и одновременно снимали их на цифровую видеокамеру. Сюжеты этих опытов вставлялись в презентацию проекта, используя возможности специальной программы Power Point. Хочется назвать одну из таких замечательных работ - это «Фруктовые батарейки», целью которой было проверить возможность использования фруктов и овощей в качестве химических источников тока на практике. Были сделаны потрясающие выводы.
Кроме вот таких групповых проектов были и проекты, выполненные одним учащимся, например, работа по информатике, выполненная ученицей 10-го класса «Мое творчество и Photoshop». Эта работа интересна тем, что в ней не только рассказывалось об истории развития графического редактора Photoshop, но и представлены картины и рисунки этой ученицы, которые она «творила», используя возможности графического редактора Photoshop. На презентации этого проекта были по достоинству оценены творческие способности этой школьницы и ее умение работать в программе Photoshop. Презентация представлялась в музыкальном сопровождении.
Еще одна работа, выполненная одним учащимся по предмету Мировая Художественная Культура -«Аниме, как искусство», в которой использовались ви-део-сюжеты, как вставка в презентацию, и собственные рисунки.
На Фестивале проектных работ «Алгоритм» было представлено много интересных работ. Многое зависит от того как работа была представлена. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
Эта работа проводится из года в год в нашем Центре Образования. В ходе этой деятельности мы имеем благоприятную атмосферу для того, чтобы воспитывать у наших учащихся коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, и это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы на рынке труда, для самореализации личности как профессионала ,
Литература
1. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ оргпнизации семиотического образовательного пространства».
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,1998.
3. Іійр:/Яе5ііуа 1/1 september.ru Рожкова Т.В. Проектная деятельность в начальной школе. Статья.
В статье представлен систематизированный опыт работы по использованию сенсорной экологической тропы для формирования экологической культуры школьников, позволяющей эффективно решать одну важных задач современного образования — гармонизации отношений между ребенком и городской природной средой
Чернышев Юрий Николаевич
директор МОУ СОШ № 23 г. Дегтя рек
СЕНСОРНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ школьников
Возможна ли гармонизация отношений между ребенком и городской природной средой?
Ключевые слова: экологическая сенсорная тропа, здоровьесбережение и здоровьесозидание, медико-психо-лого-педагогическое сопровождение ребенка.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.
Еще в начале XIX века Г. Песталоцци указывал, что в традиционных условиях обучения происходит «удушение» развития ребенка, «убийство» его здоровья. Расплата за образование: сгорбленная спина, тросточка, пенсне. Причем в то время еще была достаточно чистая экологическая среда, чистые продукты питания, Постепенно в общественное сознание стали входить такие понятия, как школьная близорукость, школьные сколиозы, плоскостопие и др.
А происходит это все потому, что здоровье детей разрушается в первую очередь из-за перегрузки учебными занятиями и долгого сидения за партами. Понаблюдаем за детьми, занятыми письмом, Первые секунды спина ровная, голова поднята. Но постепенно они все больше наклоняются. Это активная поза. Так пишут все дети. А в результате пережаты шейные сосуды, питающие головной мозг, нарушен ритм сердца, поджато легкое, не работает диафрагма, о край стола сдавлена печень. В такой позе ученик занимается пять-шесть часов в школе, два-три часа дома, плюс три часа работа с компьютером, что оказывает негативное влияние на функциональное состояние его организма.
Социальный заказ на здоровье уже возник в нашем обществе. Но он еще не стал философией жизни всего общества. Именно по этим причинам в настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которого лежат представления о здоровье ребенка. Поэтому приоритетным направлением в деятельности нашего учебного заведения является подготовка к здоровому образу
жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения является членом сети инновационных школ академической площадки Уральского отделения Российской Академии образования [2]. На базе школы работает экспериментальная площадка по теме «Сетевое взаимодействие учреждений профессионального и общего образования УрФО в рамках создания модели корпоративного университета ноосферного образования». Мы понимаем, что нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса, В нашем ОУ это:
образовательный процесс физкультурно-оздоровительного направления (приоритет занятиям физкультурного направления в школе и вне ее);
экологическое направление (создание гармоничных взаимоотношений человека с природой) [1];
медико-психолого-педагогическое направление (медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка).
Основная цель здоровьесберегающих технологий обучения в ОУ - обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья, сформировать у него навыки здорового образа жизни и научить использовать их в повседневной жизни, научиться жить в согласии с окружающей действительностью.
В данной статье мы подробно рассмотрим вопрос создания гармоничных взаимоотношений человека с природой. Важным педагогическим средством воспитания школьника, формирования его здоровьесбе-режения и здоровьесозидания может быть городская природная среда, городской парк, сквер и т.д., но для этого нужна новая концепция организации природногородского пространства для детей.
В нашем случае это обустроенная членами школьного экологического объединения «БЭД» сенсорная экологическая тропа «Дегтярская». Нами разработана концепция обустройства небольшой территории для развития детей на основе полисенсорного восприятия природного окружения. Обустройство этой тропы направлено на то, чтобы ребенок мог в полной мере использовать все органы чувств (сенсорные системы) для игровой, познавательной и исследовательской деятельности. Автор идеи и руководитель этого проекта Сикорская Г.П., доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естествознания (РАЕ), член Европейской академии естествознания (Лондон) [3,4].
Сенсорная экологическая тропа - это педагогическая необходимость включения среды города в арсенал специально организованного образовательно-вос-питательного процесса, помогающего гармонизации отношений между ребенком и городской природной средой. При этом достигаются следующие цели:
• развитие сенсорного восприятия окружающего мира ребенка (использование дополнительных каналов связи с природой для формирования у учащихся экологического сознания, мировоззрения, в целом экологической культуры);
• развитие познавательных и эмоционально-во-левых процессов на основе общения с природой;
• воспитание толерантности и эмпатии в совместной деятельности.
В этом есть еще одна важная гуманистическая проблема. Она связана с воспитанием учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Это целая категория детей, имеющих ограничения, например, по зрению, слуху, двигательным функциям. Именно проблема детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, поиск средств по их социализации и адаптации в детском коллективе привели нас к пониманию того, что городская природная среда может открыть свой дополнительный потенциал, способствующий адаптации детей средствами природного окружения и сохранения их здоровья.
Вовлечение учащихся в сенсорные виды деятельности с тем, чтобы они видели, слышали, ощущали, вдыхали, чувствовали и понимали, является составной частью формирования экологической культуры, культуры здоровья учащихся, гуманного и толерантного отношения к окружающему миру. Мы подчеркиваем важность сенсорного опыта не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и старшеклассников, перегруженных формально-логическими заданиями, и поэтому остро нуждающихся в эмоциональном переживании окружающего мира, гармонизирующем работу левого и правого полушария коры головного мозга.
Потребность в гармоничных сенсорных последствиях - одна из основных потребностей человека. Лишение его чувственных воздействий вызывает у человека психические расстройства.
Ландшафтное обустройство экологической тропы имеет большое значение в плане сохранения здоровья обучающихся. Это различная форма рельефа,
что позволяет нам создать более живописные, с точки зрения восприятия, мини-объекты, игру света и тени, ощущение разницы температур северных и южных склонов.
Прогулки и экскурсии по этой тропе в рамках «урока под открытым небом» помогают нашим учащимся не только повысить мотивацию изучения окружающего мира, но и формировать у них навыки культуры здоровья, Сенсорная экологическая тропа создавалась совместной творческой деятельностью учащихся, их родителей и педагогов. Создание ее можно считать инновационным социальным опытом по здоровьес-бережению детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями, и фактором формирования экологической культуры городского сообщества. Далее представлен паспорт сенсорной экологической тропы (табл.1), карта-схема маршрута (схема 1) и описание экскурсионных объектов.
Основные объекты для экскурсий на экологической тропе «Дегтярская».
1. Начало маршрута. В 20 метрах от остановки местного автобуса «Загородная» оборудована площадка с указателем «Экологическая тропа». Здесь же установлен информационный щит с обращением к посетителям и схема с маршрутом тропы.
2. «Лесные этажи». Слева от тропы растёт смешанный лес с преобладанием сосны. Лесной биоценоз уже сформировавшийся, поэтому здесь хорошо видна ярусность. Можно рассмотреть все компоненты леса. Отметить приспособленность к совместному существованию разных видов растений, На стоянке установлен щит: «Лес охраняет жизнь на планете. Знать это надо и взрослым и детям».
3. «Поляна и опушка леса». Перед прудом на опушке леса делаем остановку для изучения видов растений, которые являются ядовитыми, лекарственными и охраняемыми. На стоянке находится щит, информирующий об охраняемых растениях Свердловской области и нашей местности. Здесь же видны следы антропогенного воздействия.
4. «Мост». Через речку Вязовая построен мост. На этом месте хорошо видна работа воды. Речка в этом месте прорезает хребет и поэтому оба берега и крутые. Русло реки у плотинки, вниз по течению, усыпано, достаточно большими, валунами.
5. «Скалы». Двигаясь по правому берегу р. Вязовая, по правому берегу, на пути встречаются выходы скальных пород. На этих выступах хорошо прослеживается характер залегания горных пород, которые представлены: кварцитами, кварцито-песчаниками, гранитом. Склоны скал покрыты мхами и лишайниками,
6. «Родник». Поднимаясь, вверх от скал на пути встречается родник, жизнь которого определяется уровнем грунтовых вод, которые связаны с осадками в данной местности. На этой стоянке установлен щит, призывающий экономно расходовать чистую воду.
7. «Вершина». Стоянка находится на наиболее высокой части 353 м , в 60 метрах к югу от моста. Здесь произрастает лес сосняк- черничник. Установлен щит «Берегите лес».
Табл. 1
Паспорт на учебную сенсорную экологическую тропу «Дегтярская».
Местонахождение: Юго-восточная часть ГО «Дегтярск». Район Известкового пруда.
Проезд: Местный автобус до остановки «Загородная».
Далее пешком на юг и юго-восток 2-3 км. Остановок 14 , время осмотра 2-2,5 часа.
Землепользователь: Ре вд и некий лесхоз.
Наличие постановления органов власти о создании экологической тропы:имеется__________________________________________
Назначение сенсорной экологической тропы:
• развитие сенсорного восприятия окружающего мира ребенка (использование дополнительных каналов связи с природой для формирования у учащихся экологического сознания, мировоззрения, в целом экологической культуры);
• развитие познавательных и эмоционально-волевых процессов на основе общения с природой;
• воспитание толерантности и эмпатии в совместной деятельности.
Краткое описание границ маршрута:
1. Начало маршрута. Азимут 150.60 м.
2. «Лесное сообщество». Азимут 140. 130 м. Азимут 160. 180 м. Азимут 150. 300 м. Азимут 80. 50 м. Лесная дорога.
3. Поляна на берегу пруда и опушке леса. Азимут 110. 90 м.
4. Мост. Азимут 50. 90 м. Идем по правому берегу реки.
5. Скалы. Азимут 75. 25м.
6. Родник. Азимут 170. 100 м. Поднимаемся вверх по склону. Упавшая лиственница.
7. Вершина. Сосна. Азимут 160. 160 м.
8. Кварц. Азимут 150. 130 м. Двигаемся по юго-восточному берегу пруда. Азимут 105. 60 м.
9. «Березняк». Азимут 205. 90 м. Спускаемся вниз к пруду.___________________________________________________________
10. «Каменушка». Азимут 330. 190 м. Пересекаем речку и выходим на открытое место заросшее молодой порослью деревьев.
11. «Луг и молодая поросль деревьев». Азимут 250. 80 м. Опушка леса. Под берёзой муравейник.
12. «Муравейник» Азимут 310. 250 м. Азимут 50. 90 м. Азимут 70. 95м. Тропа идет по южному берегу пруда пересекает р. Вязовая и выходит на северный берег.
13. «Стоянка» Азимут 70. 80 м. Двигаемся по лесной дороге вдоль берега пруда .
14. «Пруд» Азимут 350.720 м. Лесная дорога , к началу маршрута.
Состояние экологической тропы: удовлетворительное, на отдельных участках хорошее, но встречаются и участки, загрязненные человеком и участки с нарушенным сообществом.
Режим пользования: экскурсии, прогулки, отдых с разведением костров на старых кострищах, лов рыбы на удочку. Запрещается: заезд машин на поляну (оставлять на стоянке), загрязнение, распашка, выпас скота, сенокошение.
Необходимые мероприятия: установление информационных щитов, уборка мусора, установка мусоросборников, ремонт моста, очистка родника, отсыпка и ремонт дороги, организация стоянки и мест отдыха.
Охрану маршрута осуществляет «Зелёный патруль» учащихся МОУ СОШ № 23.
Шефствующие учреждения: МОУ СОШ №23, администрация г. Дегтярск Маршрут разработала учитель биологии и экологии МОУ СОШ №23 Чернышева Т. В.
Приложение: карта-схема маршрута, описание экскурсионных объектов.
8. «Кварц». Двигаясь, примерно на юг, встречаем выход на поверхность кварцита. На стоянке беседуем о горных породах и минералах Урала и нашей местно-
на на опушке леса, где недалеко друг от друга находятся два муравейника. На стоянке установлен щит, предупреждающий об охране муравейников. Муравьи - санитары леса.
Схема 1
Карта-схема маршрута сенсорной тропы «Дегтярская»
_____________сжм< иотуп* —члопі**ліжди июнь
сти, На стоянке установлен щит, напоминающий о минеральном богатстве Урала.
9. «Берёза». Эта стоянка расположена к западу от берега Известкового пруда. Здесь установлен информационный щит, рассказывающий о значении березы, о мерах сохранения берёз. Антропогенная сукцессия.
10, «Каменушка». Экологическая тропа пересекает р. Каменушку, которая впадает в Известковый пруд. Речка небольшая. Русло, в этом месте, заросло ольхой, кустарниками и травянистой растительностью.
11, «Луг- молодая поросль». Южный берег пруда представляет собой в прошлом луг, в настоящий момент зарастающий порослью сосны, ольхи и другими видами кустарников и деревьев. Естественная смена сообществ (сукцессия).
12. «Муравейник». Эта стоянка расположе-
13. «Человек». Переправившись на северный берег пруда, делаем остановку где видны следы негативного воздействия человека. На стоянке оборудован щит с информацией, напоминающей о правилах поведения в лесу и на природе.
14, «Пруд». Заканчивается экскурсия на берегу пруда изучением водной и окол овод ной растительности, видов животных обитающих в водоёме. Установленный щит гласит: «Вода - это самый важный минерал».
Содержание занятий на тропе разнообразно, индивидуально в соответствии с возрастом ребенка, его физическими возможностями. На ней имеются объекты и средства для включения эмоционально-чув-ственной сферы ребенка. Вхождение ребенка в мир через общение с ближайшим природным окружением является бесценным опытом его жизнедеятельности. В этой среде мы стремимся не к успехам в учебной деятельности с оцениванием знаний (хотя этот процесс также присутствует), а к развитию умений управлять эмоциями, к рефлексии, эмпатии и толерантности. Занятия на этой тропе имеют исключительное значение для здоровьесбережения и здоровьесозидания детей.
По итогам областного смотра-конкурса учебных заведений 2009 года, МОУ СОШ № 23 г. Дегтя река было присвоено звание «Образовательное учреждение высокой экологической культуры»
Литература
1. Гэрдина Л. С. Единая картина мира - основа мировоззрения III тысячелетия. // сб. «На орбите познания». Ростов н/Д.: Феникс, 2006 С.325-333.
2. Давыдова H.H. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, №12.
3. Сикорская Г.П., Комов С.В. Экологическое образование. Уральский вариант (Краткая история, методологические основания и практика). Екатеринбург, Изд-во Уральского У-та, 2007, с. 202
4. Сикорская Г.П. Оновные методологические подходы к содержанию экологического образования / Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 9, с. 11
5. Курносенко В.И. Технология изучения природного краеведения с основами экологии // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010. - №4.
6. Мальцева Г.Г. Использование метода проектов в преподавании биологии и экологии как средства развития участников образовательного процесса // Эксперимент и инновации в школе.// Эксперимент и инновации в школе.-2008. - №1.
7. Попова O.A. Экологический клуб как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.
8. Тимофеева О.Ю. Аспекты компетентности о го подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» // Эксперимент и инновации в школе.-2008. - №3.
В статье рассматривается проблема отслеживания качества образования в начальной школе, обеспечения преемственности, повышения объективности оценивания уровня подготовленности учащихся. Автор рассматривает возможности проведения ЕГЭ в 4 классе, положительные и отрицательные черты данного тестирования в начальной школе.
Лисина Галина Алексеевна
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 97 с полным днём пребывания детей» г.Ижевск,Удмуртская Республика, [email protected]
ЕГЭ В 4 КЛАССЕ: ЗА И ПРОТИВ
Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Какие возможности для этого есть?
Ключевые слова: ЕГЭ, качество знаний, независимая экспертиза качества, мониторинг образовательных достижений учащихся, психологическое сопровождение тестирования, служба педагогического аудита, диагностический мониторинг.
Современному человеку необходимы новые обширные знания, умение усваивать всё новые и новые способы познания и виды деятельности для того, чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям времени. С помощью качественного образования можно вырастить человека мыслящего, твор-
ческого, созидающего и гуманного. Задача школы состоит в том, чтобы дать ученику толчок к развитию, помочь раскрыть его дарования и способности.
Начальная школа - фундамент основного общего образования и должна обеспечивать качественное усвоение младшими школьниками предметных знаний,
умений и навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В рамках реализации данного направления особое внимание уделялось повышению качества обученности учащихся начальной школы, обеспечению преемственности, повышению объективности оценивания уровня подготовленности учащихся, созданию системы работы с одаренными детьми.
Оценивание работы учеников остается камнем преткновения для педагогов всех уровней. Все мы понимаем, без независимой проверки итогов невозможно функционирование государственной системы образования. И такая система проверки есть во всех цивилизованных странах. ЕГЭ - это один из первых шагов к единой Болонской системе. Эксперимент по внедрению единого государственного экзамена длился восемь лет. Восемь лет на всех уровнях противостояли друг другу преподаватели и чиновники. Первые утверждали, что ЕГЭ - далеко не идеальная форма финального экзамена в средней школе и вступительного в высшей, вторые с завидным упрямством ее внедряли,
Нужно признать, что 8 лет эксперимента с ЕГЭ обнажили главные проблемы в современном российском образовании. И этих проблем как минимум пять.
ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ: единый итоговый экзамен требует ЕДИНОГО уровня подготовки во всех регионах России. Подход к ЕГЭ должен быть дифференцированным, с учетом региональных особенностей.
ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ: дифференцированный подход необходим не только по географическому, но и по профильному принципу: выпускник математической школы готов к ЕГЭ по математике лучше, чем выпускник школы обычной.
Во Франции, например, где, как и во всех цивилизованных странах, существует независимый экзамен, четыре разных уровня математики. А у нас одна.
ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ: ряд школьных предметов непригоден для тестового экзамена: специфика их в том, что на этих уроках детей учат чувствовать, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы. Преподавание литературы, например, не сводится к банальному пересказу литературного текста. Пересказ, запоминание фактов и героев, сюжетных линий - это уровень начальной школы. В старших классах ученик должен уметь делать сложнообобщенные выводы на основе личного опыта. Поэтому тесты при оценивании таких предметов как минимум неуместны. Современные дети не умнее, не проще, они просто другие. Многие из них стали внутренне свободными. Но с другой стороны, они стали меньше читать, потому что есть Интернет. Сегодня знания, к сожалению, не всегда престижны. И зачастую умный и образованный человек в реальной жизни не всегда успешен.
ПРОБЛЕМА ЧЕТВЕРТАЯ: качество образования. За последние годы количество детей, не готовых к обучению, выросло на 70%. Специалисты уже говорят о специфических проблемах школьников: дислексии (неумении овладеть навыками чтения), дисграфии (проблемах с письмом и грамматикой), дискалькулии (когда ребенок не может освоить математические дис-
циплины). И речь в данном случае идет о ребятах из вполне нормальных семей.
ПРОБЛЕМА ПЯТАЯ: утечка информации: процветает возможность сдать на 100 баллов ЕГЭ по любому предмету, не особо напрягаясь.
У ЕГЭ правильная цель - исключить при поступлении неравные возможности и взяточничество. Однако ЕГЭ всех пугает, и учеников, и родителей, и учителей.
Возможно, в будущем система ЕГЭ будет использоваться для внешней оценки знаний школьников начальных классов. Это помогло бы выяснить, каков уровень усвоения программы, чтобы восполнить пробелы в знаниях. По данным Рособрнадзора, в 5-м классе успеваемость резко падает, это говорит либо о плохой подготовке в младших классах, либо о том, что в средней школе требования учителей завышены или принципиально иные. В этом случае ЕГЭ позволит выяснить, действительно ли у школьников в это время снижается интерес к учебе. Введение единого экзамена в начальной и школе не должно наказывать школьника за плохие оценки. Цель такого испытания - провести мониторинг качества работы школы.
В этом году в качестве эксперимента, с целью изучения уровня подготовленности четвероклассников, выпускники начальной школы ряда регионов будут писать единый экзамен по русскому языку. Известно, что экзамен будет организован в форме тестирования, как ЕГЭ в 11 классе. Единственное отличие, ему не придают статус переводного. И, скорее всего, его результаты не повлияют на итоговые оценки младших школьников.
Ещё одно новшество - введение независимой системы оценки качества образования поможет объективно оценить качество обучения четвероклассников. Судить о том, как ученики усваивают программу в других параллелях, можно только по оценкам учителей. А они могут быть весьма субъективны.
Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Какие возможности для этого есть? Эти вопросы мы задали себе. Для этого сначала нужно разобраться, что представляет собой ЕГЭ. Как известно, в течение нескольких последних лет Министерство образования РФ проводило эксперимент, нацеленный на поиск новых форм проведения выпускных экзаменов в XI классе. Одна из форм - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Экзамен состоит из трёх частей:- тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, орфографии, орфоэпии, словообразованию и. т. д.). В экзамен включен анализ текста, создание небольшого письменного высказывания. Проанализировав задания ЕГЭ за несколько лет, можно сделать вывод о возможности начала подготовки к этому виду проверки знаний уже в начальной школе. Часть первая заданий ЕГЭ представляет собой перечень текстовых заданий по основным разделам русского языка. Все задания - это тесты с выбором ответа; в каждом дано
4 варианта ответов, из которых правильным является только один. Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с новым видом заданий уже в начальной школе.