Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РЕБЁНКА'

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РЕБЁНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
технология игрового обучения / шарики Марблс / камешки кабошоны

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрович И. В., Героева Н. Л.

В статье раскрыты возможности использования учителем-логопедом игровой технологии в процессе познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РЕБЁНКА»

teaching professions. - Ashgabat, 2010.

2. Zalyalova A.G. Regional model of training of pedagogical personnel in the conditions of the educational cluster. Abstract Diss.

на соискание fly. step sugar ped. science - Kazan, 2010.

3. Yuzlikaev F.R. Methodology intensification of didactic preparation for the bachelor's degree. - Tashkent: "Jahon PRINT", 2007.

© Мыратдурдыева Н.Н., Джумаев Р.М., Аманов А.М., 2023

УДК 373.24

Петрович И.В.,

учитель-логопед, Героева Н.Л.,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад№125» г. Чебоксары, Россия

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РЕБЁНКА

Аннотация

В статье раскрыты возможности использования учителем-логопедом игровой технологии в процессе познавательной деятельности.

Ключевые слова:

технология игрового обучения, шарики Марблс, камешки кабошоны.

Результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, проведённого показали, что у 56% детей нарушена мелкая моторика, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, отсутствует мотивация к обучению.

Всем известно, что несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Поэтому перед нами была поставлена задача поиска современных эффективных форм и методов работы, развивающей технологии, отвечающей интересам детей.

В настоящее время в логопедической практике используется множество инновационных технологий. Из всего арсенала существующих инновационных технологий в логопедической практике, мы остановили свой выбор именно на технологии игрового обучения Марблс. И этот выбор не случайный, так технология игрового обучения Марблс - это одна из известных и распространённых педагогических систем.

Одной из главных причин внедрения Марблс технологии в коррекционно-образовательный процесс было введение федеральных государственных образовательных стандартов, которые предполагают использование новых развивающих технологий в образовательном процессе. Всем нам известно, что важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка [1].

Такой подход легко реализовать в образовательной среде Марблс, так как конструкторы Марблс

позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Помимо этого, игровое средство Марблс позволяет сделать предметно-пространственную среду насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, что также соответствует современным требованиям ФГОС)

Перспективность игровой технологии: многофункциональность, использование в различных игровых и учебных центрах, технические и эстетические характеристики [3]. В настоящее время наборы Марблс имеют несколько модификаций: шарики, камешки кабошоны, декоративные камешки.

Возможности использования Марблс в работе учителя-логопеда:

1.В процессе проведения артикуляционной гимнастики (с движениями рук в воде)

Логопед: Погрузи руки в «шариковое озеро», поводи ладонями и пальчиками по поверхности шариков. Выполним упражнения для языка и пальчиков одновременно.

Упражнение «Лошадка»

Щёлкать языком и одновременно пальцами ритмично в такт щелчкам «скакать по воде» или «отбивать» шарики указательными пальцами.

Упражнение «Чашечка»

Поднять язычок вверх в форме чашечки, одновременно наполнить ладошки в форме чашечки шариками Марблс.

Упражнение «Гармошка»

Выполнять упражнение языком и одновременно захватывать руками и отпускать щарики.

Упражнение «Маляр»

Водить языком и одновременно катать между ладонями су-джок шарик.

Упражнение «Болтушка»

Выполнять движения языком и одновременно перетирать шарики между ладонями или массажный мячик.

2.Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости:

Игра «В гости к бабочкам коробочкам», «Домики гномиков».

3.Формирование звукового анализа и синтеза: абстрактный термин «звук» весьма трудно понять детям с речевой патологией, поэтому для решения данной задачи, мы использовали камешки основных цветов: красные камешки - гласные звуки, синие-твёрдые согласные, зелёные - мягкие согласные.

По аналогии мы использовали камешки при составлении схемы предложения.

4.Автоматизация поставленных звуков

Игра «Улитка», «Лабиринт», «Стеклянная дорожка».

5.Формирование представления о звуках и буквах:

«Знакомство с буквой» (выкладывание букв по контурам, по образцам или самостоятельно), «Зеркало».

6.Развитие лексико-грамматических категорий:

Игра «Назови ласково», «Волшебный мешочек».

7.Развитие фонематического слуха и восприятия:

«Услышь звук» (прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове);

«Волшебный мешочек» (ребёнок достаёт из мешочка камешек синего или красного цвета и придумывает слово на соответствующий звук).

8.Развитие связной речи (работа со сказками, литературными произведениями):

-положи камешек красного цвета на отрицательного героя сказки;

-из какой сказки этот герой, выкладываем его по контуру.

9.Развитие зрительного внимания, памяти и мышления

Игра «Четвёртый лишний», «Найди и закрой», «Запомни и повтори», «Бусы».

10.Развитие тактильных ощущений:

Игра «Золушка»: разбери по цвету, по форме, по размеру; «Сухой бассейн».

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Следует также отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод обучения. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательного процесса [3].

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который мы бы советовали использовать в работе не только воспитателей и специалистов, но и родителям, т. к. это замечательная помощь для организации занятий дома.

Таким образом, применение технологии игрового обучения Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда способствует:

-формированию у детей пространственной ориентации;

-развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); -тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи;

-повышает мотивацию к обучению. Список использованной литературы:

1.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

2. Вольнова, Л.Н. Движение-мысль-слово / Л.Н. Вольнова. - Пермь: 2019.- 63 с.

3. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. и др. - М.: Просвещение, 2016.-320 с.

©Петрович И.В., Героева Н.Л., 2023

УДК 37

Реджепова Г.А.,

старший преподаватель Атабердиева Ж.Н., студентка Нияздурдыева Н.Х.,

студентка

Туркменский государственный институт финансов МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ

Ключевые слова:

образования, терминология, заимствование слов.

В современном развитии мира желание и необходимость обмена информацией различного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.