teaching professions. - Ashgabat, 2010.
2. Zalyalova A.G. Regional model of training of pedagogical personnel in the conditions of the educational cluster. Abstract Diss.
на соискание fly. step sugar ped. science - Kazan, 2010.
3. Yuzlikaev F.R. Methodology intensification of didactic preparation for the bachelor's degree. - Tashkent: "Jahon PRINT", 2007.
© Мыратдурдыева Н.Н., Джумаев Р.М., Аманов А.М., 2023
УДК 373.24
Петрович И.В.,
учитель-логопед, Героева Н.Л.,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад№125» г. Чебоксары, Россия
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РЕБЁНКА
Аннотация
В статье раскрыты возможности использования учителем-логопедом игровой технологии в процессе познавательной деятельности.
Ключевые слова:
технология игрового обучения, шарики Марблс, камешки кабошоны.
Результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, проведённого показали, что у 56% детей нарушена мелкая моторика, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, отсутствует мотивация к обучению.
Всем известно, что несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Поэтому перед нами была поставлена задача поиска современных эффективных форм и методов работы, развивающей технологии, отвечающей интересам детей.
В настоящее время в логопедической практике используется множество инновационных технологий. Из всего арсенала существующих инновационных технологий в логопедической практике, мы остановили свой выбор именно на технологии игрового обучения Марблс. И этот выбор не случайный, так технология игрового обучения Марблс - это одна из известных и распространённых педагогических систем.
Одной из главных причин внедрения Марблс технологии в коррекционно-образовательный процесс было введение федеральных государственных образовательных стандартов, которые предполагают использование новых развивающих технологий в образовательном процессе. Всем нам известно, что важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка [1].
Такой подход легко реализовать в образовательной среде Марблс, так как конструкторы Марблс
позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Помимо этого, игровое средство Марблс позволяет сделать предметно-пространственную среду насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, что также соответствует современным требованиям ФГОС)
Перспективность игровой технологии: многофункциональность, использование в различных игровых и учебных центрах, технические и эстетические характеристики [3]. В настоящее время наборы Марблс имеют несколько модификаций: шарики, камешки кабошоны, декоративные камешки.
Возможности использования Марблс в работе учителя-логопеда:
1.В процессе проведения артикуляционной гимнастики (с движениями рук в воде)
Логопед: Погрузи руки в «шариковое озеро», поводи ладонями и пальчиками по поверхности шариков. Выполним упражнения для языка и пальчиков одновременно.
Упражнение «Лошадка»
Щёлкать языком и одновременно пальцами ритмично в такт щелчкам «скакать по воде» или «отбивать» шарики указательными пальцами.
Упражнение «Чашечка»
Поднять язычок вверх в форме чашечки, одновременно наполнить ладошки в форме чашечки шариками Марблс.
Упражнение «Гармошка»
Выполнять упражнение языком и одновременно захватывать руками и отпускать щарики.
Упражнение «Маляр»
Водить языком и одновременно катать между ладонями су-джок шарик.
Упражнение «Болтушка»
Выполнять движения языком и одновременно перетирать шарики между ладонями или массажный мячик.
2.Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости:
Игра «В гости к бабочкам коробочкам», «Домики гномиков».
3.Формирование звукового анализа и синтеза: абстрактный термин «звук» весьма трудно понять детям с речевой патологией, поэтому для решения данной задачи, мы использовали камешки основных цветов: красные камешки - гласные звуки, синие-твёрдые согласные, зелёные - мягкие согласные.
По аналогии мы использовали камешки при составлении схемы предложения.
4.Автоматизация поставленных звуков
Игра «Улитка», «Лабиринт», «Стеклянная дорожка».
5.Формирование представления о звуках и буквах:
«Знакомство с буквой» (выкладывание букв по контурам, по образцам или самостоятельно), «Зеркало».
6.Развитие лексико-грамматических категорий:
Игра «Назови ласково», «Волшебный мешочек».
7.Развитие фонематического слуха и восприятия:
«Услышь звук» (прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове);
«Волшебный мешочек» (ребёнок достаёт из мешочка камешек синего или красного цвета и придумывает слово на соответствующий звук).
8.Развитие связной речи (работа со сказками, литературными произведениями):
-положи камешек красного цвета на отрицательного героя сказки;
-из какой сказки этот герой, выкладываем его по контуру.
9.Развитие зрительного внимания, памяти и мышления
Игра «Четвёртый лишний», «Найди и закрой», «Запомни и повтори», «Бусы».
10.Развитие тактильных ощущений:
Игра «Золушка»: разбери по цвету, по форме, по размеру; «Сухой бассейн».
Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Следует также отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод обучения. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательного процесса [3].
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который мы бы советовали использовать в работе не только воспитателей и специалистов, но и родителям, т. к. это замечательная помощь для организации занятий дома.
Таким образом, применение технологии игрового обучения Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда способствует:
-формированию у детей пространственной ориентации;
-развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); -тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи;
-повышает мотивацию к обучению. Список использованной литературы:
1.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
2. Вольнова, Л.Н. Движение-мысль-слово / Л.Н. Вольнова. - Пермь: 2019.- 63 с.
3. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. и др. - М.: Просвещение, 2016.-320 с.
©Петрович И.В., Героева Н.Л., 2023
УДК 37
Реджепова Г.А.,
старший преподаватель Атабердиева Ж.Н., студентка Нияздурдыева Н.Х.,
студентка
Туркменский государственный институт финансов МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ
Ключевые слова:
образования, терминология, заимствование слов.
В современном развитии мира желание и необходимость обмена информацией различного