ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Волковская Е.А.
Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: основной целью работы учителей-логопедов является разнообразие педагогического процесса, повышение интереса детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно -развивающим занятиям, развитие речи, словаря, развитие мелкой моторики рук, активизация познавательной и мыслительной деятельности, автоматизации поставленных звуков. Ключевые слова: дети, родители, речь, мелкая моторика, МАРБЛС.
Одним из нетрадиционных приемов обучения в работе учителя-логопеда являются игры с камешками «МАРБЛС», которые в последнее время стали наиболее интересными ребятам дошкольного возраста. Игры с камешками - это универсальное пособие представляет собой готовые наборы камешков разного цвета и различные задания с ними. Камешки получили свое название от английского «МАРБЛС» (то есть мраморные). Это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках и сейчас можно встретить огромное разнообразие камешков. Красота их завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Именно эстетическая привлекательность камешков усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Использование игр с камешками на логопедических занятиях позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ему радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее. Также с применением игр и упражнений с камешками создаются условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, развития памяти, мышления, речи, воображения, познавательной деятельности. Игры с камешками можно использовать на групповых занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и фонетико-фонематической стороны речи, по обучению элементам грамоты, а также в самостоятельной деятельности детей. Очень эффективным является применение технологии в индивидуальной работе с детьми по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Существует много игр, которые любой педагог может использовать в своей работе, так например:
1. Игры «Узнай звук»
Ребятам предлагается определить указанный звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный твёрдый - синий, согласный мягкий - зеленый).
2. «Секрет букв»
На доске ряд сходных по написанию букв: П И Л Н В Б Г Т Ш Щ Ц Э З С К Х Ю О. На столах у детей контейнеры с камешками. Детям предлагается в данном ряду найти изображение названной буквы и выложить ее из камешков. Работая с данным пособием, ребенок запоминает зрительный образ букв, это помогает подготовиться к школе. При отсутствии некоторых цветов камешков «Марблс», могут использоваться прозрачные камешки.
4. Игра «Помоги Белоснежке»
Ребенку предлагается помочь Белоснежке добраться до домика семи гномов и угостить их конфетами. Для этого ребенок должен правильно назвать предметные картинки, четко и правильно проговаривая автоматизируемый звук. С каждым правильно произнесенным словом, ребенок берет камешек и выкладывает дорожку от Белоснежки к домику 7 гномов. В конце игры можно посчитать количество камешков на дорожке, назвать цвета выложенных камешков.
3. Игра «Волшебный мешочек»
Ребёнку предлагается достать камешек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камешек - зелёный огурец, красный камешек - красное платье и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод: в процессе игр с камешками МАРБЛС воспитанники активнее станут работать на занятиях; у них появится заинтересованность; сформируется творческое воображение, память, логическое, образное мышление; снизится утомляемость и повысилась работоспособность. Дети станут более открытыми, активными, повысится коммуникабельность, они научатся работать в
коллективе, и общаться. В перспективе у детей сформируется словарный запас, фонематические слух и восприятие, звукопроизношение, связная речь и мелкая моторика.
Список литературы
1. Аксенова М. Рaзвитиe тонких движeний шльвдв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe, 2010. № 8. С. 62-65.
2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2009. 192 с.
3. Климанова Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // Журнал «Дошкольная педагогика», 2015.