УДК 378.07.1
С. Е. Каплина
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Динамично развивающееся современное общество характеризуется мощным научным и технологическим прорывом, стимулирующим потребность в подготовке компетентных, профессионально мобильных специалистов, готовых вступить в сферу новых экономических отношений.
Необходимость разработки технологии процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в ходе изучения гуманитарных дисциплин обусловлена гуманизацией общественной жизни, а также сложившейся ситуацией на рынке труда.
Сегодня, проектируя новое содержание образования, необходимо учитывать как условия мирового экономического сообщества, так и переориентацию ценностей в культуре. Эта тенденция меняет требования к образованию - задача педагогов не только в том, чтобы дать общее образование и профессию на том или ином уровне, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых специальностей и квалификаций.
Подготовка специалистов мирового уровня, знающих, умеющих и дееспособных, которые, придя на производство, будут знать больше, уметь лучше, чем те, кто там работает, является одним из приоритетных направлений в развитии профессионального образования в нашей стране. Проведенное теоретическое и практическое исследование показало, что научно-образовательной платформой подготовки специалистов такого типа является органичное взаимодействие предметов специальной и гуманитарной направленности. В результате такого взаимодействия «инженерный корпус» страны будет пополняться специалистами, способными свободно распоряжаться своим главным капиталом - квалификацией и высоким уровнем образованности, культуры и мобильности.
Такое направление развития современного технического образования обусловило необходимость использования в образовательном пространстве новых технологий, методов, форм и средств обучения, учитывающих особенности общественного сознания и направленные на формирование профессиональной мобильности будущего специалиста. В отличие от традиционной системы обучения современные технологии в большей степени повышают адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость, обязывают будущих специалистов специализироваться не только в области ес-
тественных и технических наук, но и совершенствовать свою гуманитарную подготовку.
Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе высшего профессионального образования, позволил нам выделить те из них, которые в наибольшей степени способствуют эффективному формированию профессиональной мобильности будущего специалиста, а именно:
- технологии проблемного обучения, направленные на активизацию мыслительной деятельности в процессе решения студентами познавательных задач;
- профессионально-ориентированные технологии, предполагающие всестороннюю профессиональную подготовку будущего специалиста, его способность к научно-исследовательской деятельности;
- технологии диагностики и самодиагностики познавательных возможностей и личностных качеств будущих специалистов;
- современные информационные технологии, позволяющие лучше понять структуру и сущность изучаемых явлений и раскрывающие принцип наглядности на качественно новом уровне;
- технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения;
- модульно-блочные технологии;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения с ориентацией на потенциальные возможности студента и их реализацию в познавательном процессе;
- технологии личностно-ориентированнного обучения, опирающиеся на принципы природосообразности и культуросообразности, сотворчество (студент-студент, преподаватель-студент), диалогичность учебно-воспитательного процесса;
- интегративные образовательные технологии, совмещающие ведущие методы и формы обучения как общенаучным, так и гуманитарным дисциплинам;
- технологии активного обучения, рассматриваемые в контексте многоуровневой дидактической системы по моделированию учебно-научного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста;
- технологии игрового обучения, развивающие креативность, способность студента мыслить нестандартно, быть независимым и самостоятельным в творческом самовыражении, ответственным в решении предстоящих производственных и межличностных вопросов.
В настоящее время педагогическая технология фактически является канвой всего педагогического процесса, представляя собой систему взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенных единой концептуальной основой, целями и задачами
образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников и гарантирующая достижение поставленных целей.
Ориентируясь на возможности современных педагогических технологий в вопросе формирования профессиональной мобильности будущих специалистов, нами была предпринята попытка создания своей, новой, конкретной технологии формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов средствами гуманитарных дисциплин. В нашем случае, под технологией мы понимаем такое организационное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на образовательный процесс, при котором происходит обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики на основе интеграции педагогической науки и практики профессионального образования с целью развития профессиональной мобильности будущего специалиста.
Для описания особенностей нашей технологии обучения мы исходим из того, что педагогическая технология всегда комплексна, т. е. не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип. На наш взгляд, интенсифицирующий потенциал профессионально-интегрированной технологии заключается в следующем:
- профессионально-интегрированное содержание является информационно более емким, чем «попредметное» и направлено на формирование умения мыслить системно, категориями [1];
- профессионально-интегрированное содержание обладает большими возможностями для формирования критического мышления обучаемых, т. к. позволяет им свободно оценивать факты, события, легче находить новые способы решения [2];
- учебный процесс, построенный на интегративной основе, способствует развивает способность видеть нечто общее за внешне разнокачественными процессами [3];
- интегрирование содержания гуманитарных и специальных дисциплин нацелено на формирование диалектического мышления студентов за счет использования проблемных ситуаций и межпредметных задач различных уровней трудности;
- интеграция разнохарактерного содержания усиливает познавательный интерес, повышает личностную и профессиональную мотивацию изучения интегрированной дисциплины.
Традиционно студент технического вуза видит себя либо в системе «человек-знак», либо «человек-техника». Между тем профессиональный, а особенно карьерный рост специалиста технической сферы требует сегодня умения общаться в системе «человек-человек». Это вызвано необходимостью как прямого, так и дистанционного общения специалиста с отечественны-
ми и иностранными коллегами, в решении производственных задач в системе «руководитель-подчиненный», «подчиненный-руководитель» [4, с. 36].
Таким образом, коммуникативная компетенция - категорический императив времени, поскольку умение взвешенно и правильно говорить, используя богатый словарный запас, вести дискуссии, принимать весь информационный поток, имеющий отношение к общему делу, и передавать его далее по инстанциям - все это приводит к сохранению и налаживанию деловых, позитивных взаимоотношений [5, с. 164]. Без обладания коммуникативной компетенцией, приобретаемой в ходе языковой социализации, таких квалифицированных специалистов общество может не получить.
Специфика технологии обучения иностранному языку, как ни одна другая учебная дисциплина зависит от цели его изучения. В техническом вузе ведущая цель обучения иностранному языку - способствовать профессиональному становлению, воспитанию и развитию студентов средствами данной учебной дисциплины на основе и в процессе практического овладения ими иноязычной речевой деятельностью. Целью, разрабатываемой нами профессионал ьно-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения иностранному языку, является формирование профессионально мобильной личности специалиста на основе развивающего, образовательного и воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык».
Предлагаемая профессионально-интегрированная интенсивно-коммуникативная технология формирования профессиональной мобильности будущего специалиста в процессе изучения гуманитарных дисциплин дала возможность сформулировать ряд задач, которые необходимо решить преподавателю с целью формирования профессиональной мобильности специалиста:
- стимулирование и мотивирование профессионального развития, роста, карьеры;
- актуализация профессионально- личностного потенциала;
- формирование метапрофессиональных образований: обобщенных знаний, умений, навыков, действий, компетенций;
- приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
- расширение содержания учебных программ посредством использования межпредметных связей между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами;
- обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.
Профессионально-интегрированная интенсивно-коммуникативная технология формирования профессиональной мобильности будущего специалиста в процессе изучения гуманитарных дисциплин раскрывает цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия участников педагогического
процесса и основывается на следующих принципах: целеполагания и осознанной перспективы; модульности; динамичности и оперативности; интеграции; интенсификации; проблемности; индивидуализации; коммуникативного подхода; личностно-деятельностного подхода.
Рассмотренные принципы обучения, ориентируют студентов на овладение опытом саморазвития, включают систему гуманистических ценностей, связанных с прогрессом науки, новыми политическими, экономическими, культурными отношениями в обществе, которые используются в практическом умении самооценивания, самопрограммирования, самопроектирования своей будущей профессиональной деятельности.
Согласно современной системе образования, будущий специалист должен достаточно легко ориентироваться на рынке труда к структурным изменениям рабочих мест, поэтому в разрабатываемую технологию обучения мы включили такие формы работы как, организационно-деловые игры, научноисследовательская работа, «погружение в специальность» и другие. Цель таких форм работы ? разнообразить процесс обучения, придать ему эмоциональный оттенок, показать студентам то, как изучаемая гуманитарная дисциплина находит проявление в профессиональной сфере, делает процесс учения легким, быстрым и приятным, способствует развитию профессиональной мобильности.
Такая организация учебного процесса позволяет раскрыть следующие метапрофессиональные качества, приобретаемые личностью:
- ценностный опыт, связанный с общечеловеческой культурой, идеалами, убеждениями, традициями, нравственными нормами, интересами и предпочтениями;
- опыт рефлексии, накапливаемый путем соотнесения человеком знания о своих возможностях и целесообразности преобразования в предметном мире;
- опыт целеполагания и целеосуществления, помогающий соотносить собственные потенции с постановкой целей, которые личность желает достичь в преобразовании себя и окружающей действительности;
- опыт сотрудничества, складывающийся при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности и способствующий при необхо -димости объединению творческих усилий.
Становление профессионально-мобильного специалиста с широким научным кругозором в условиях разрабатываемой нами технологии обучения наиболее успешно решается при интегрированном подходе. Наиболее перспективным нам видится направление интеграции, связанное с проникновением гуманитарного знания и его методов в содержание общественно-научных и технических дисциплин и осуществляемое средствами самих преподаваемых предметов, а также его обратный процесс.
Структура содержания технологии обучения иностранному языку будущих специалистов с целью формирования профессиональной мобильности
н
и
160
Продолжение таблицы
162
С. Е. Каплина
Реализуя интегративный подход, мы, не нарушая системности изучаемых дисциплин, разрабатываем интегрированный курс по формированию профессиональной мобильности будущего специалиста при изучении гуманитарных дисциплин. Целью курса является формирование профессионально-значимых, личностных и интеллектуально-логических умений будущего специалиста при обучении иноязычной речевой деятельности и отражающих развитость определенного типа профессиональной мобильности (предметно-информационного, профессионально-личностного, личностно-творческого типа). Структура содержания курса по формированию профессиональной мобильности будущего специалиста при изучении иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин представлена в таблице.
Гуманитарные дисциплины являются ресурсом освоения данного спецкурса, направленного на развитие у студентов междисциплинарного интеллектуального мышления, профессионально-значимых умений, индивидуально-личностных качеств, в совокупности создающих прочный фундамент для формирования одного из уровней профессиональной мобильности будущего специалиста.
Для успешного протекания процесса формирования профессиональной мобильности будущего специалиста при изучении предметов гуманитарного цикла определены следующие педагогические условия:
1) создание путем выявления ключевых компетенций и квалификаций, метапрофессиональных качеств специалиста и особенностей в обучении гуманитарным предметам студентов (в содержании, технологии, методах обучения и т. п.) единой системы формирования профессиональной мобильности специалиста, способствующей максимальной адаптации будущего профессионала на рынке труда;
2) проведение гуманистически ориентированной диагностики и самодиагностики субъектности (личностных, гражданских, профессиональных качеств) будущего специалиста как основы оптимального и результативного осуществления индивидуальной профессиональной мобильности;
3) развитие у студентов положительной мотивации к формированию профессиональной мобильности через изучение гуманитарных дисциплин, а также ориентация студентов на личностное и профессиональное жизне-творчество, развитие культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования;
4) использование в процессе обучения современных дидактических технологий, способствующих эффективному формированию профессиональной мобильности будущего специалиста;
5) осуществление междисциплинарной интеграции знаний, образовательных технологий с целью развития субъектного потенциала личности студента как основы формирования профессиональной мобильности будущего специалиста;
6) вооружение преподавателей вуза знаниями о сущности, содержании и технологии формирования профессиональной мобильности будущего специалиста, а также теорией и методикой преподавания гуманитарных дисциплин;
7) разработка и внедрение научно-обоснованной модели процесса формирования профессиональной мобильности будущего специалиста в при изучении гуманитарных дисциплин.
Все вышеперечисленные педагогические условия тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Данные условия учитывают современные тенденции и перспективы подготовки инженерных кадров, исходят из современной парадигмы образования и опираются на имеющийся опыт отечественных и зарубежных школ в подготовке профессионально-мобильных специалистов.
Функционирование предложенной нами системы, направленной на формирование профессиональной мобильности специалистов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла было проверено экспериментальным путем на базе Читинского государственного университета. Результаты проведенных экспериментов подтвердили наличие положительной динамики в процессе становления профессионально-мобильной личности специалиста.
Библиографический список
1. Околелов, О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития / О. П. Околепов // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - С. 45-50.
2. Леденев, Ю. И. Интегративность как принцип преподавания иностранных языков на специальном факультете / Ю. И. Леденев // Лингвистическое образование: профессия, миссия, карьера: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. -С. 159-163.
3. Лаврентьев, Г. В. Формирование интегративной культуры будущих специалистов в
процессе обучения студентов инженерно-экономического факультета / Г. В.
Лаврентьев, А. В. Нечаева // Инженерное образование. - 2007. - № 4. - С. 164-
173.
4. Макаев, Х. Ф. Профилирование иноязычной подготовки студентов как фактор повышения мотивации к профессиональному и карьерному росту: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Х. Ф. Макаев. - Ижевск. - 2005. - 297 с.
5. Акопова, К. А. Роль языковой социализации современной студенческой молодежи в процессе формирования ее профессиональной компетенции / К. А. Акопова // Иностранные языки в образовательном пространстве вуза: сб. науч. тр. - Новочеркасск. - 2007. - С. 163-166.
6. Амирова, Л. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессионально мобильной личности педагога // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 84 - 98
7. Дорощук, Е. С. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в процессе обучения студентов-журналистов культуре творчества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 104 - 112