УДК 378.02:37.016 ББК 74.58
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
I О.И. Еремина, Н.А. Тарасюк
Аннотация. Статья посвящена реализации технологии формирования готовности будущих учителей иностранного языка к индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании. Статья описывает основные этапы технологии и особенности ее реализации. Результатом данной технологии является овладение индивидной, субъектной и личностной составляющими индивидуализации. Процесс формирования профессиональной готовности учителя к индивидуализации должен предусматривать овладение всеми ее видами. В статье авторы обращают внимание на теоретические и технологические аспекты осуществления индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании. Использование данной технологии позволяет осуществлять прогнозируемый процесс в соответствии с закономерностями его протекания в реальной образовательной практике. В статье технология 168 формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании рассматривается в виде технологической «цепочки».
Ключевые слова: технология, индивидуализация, дошкольное иноязычное образование, иностранный язык, профессиональная готовность.
THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER TO THE IMPLEMENTATION OF THE INDIVIDUALIZATION IN FOREIGN LANGUAGE PRE-SCHOOL EDUCATION
I O.I. Eremina, N.A. Tarasyk
Abstract. The article presents the technology of readiness formation to the implementation of the individualization of foreign language pre-school edu-
cation and describes the main stages and peculiarities of this technology. The result of this model is to master of individual, subjective, and personal components of individualization. The process of teachers' professional readiness to the individualization should include mastery of all its aspects. The authors focus on the theoretical and technological aspects of the implementation of individualization in foreign language preschool education. The use of science-based technology allows to make a predictable process according to the laws in a real educational practice. The authors of the research offer the technology of formation of professional readiness of foreign language teachers to the individualization in foreign language preschool education to be considered as a technological "chain".
Keywords: technology, individualization, pre - school foreign language education, foreign language, professional training.
Важной сферой современного иноязычного образования является иноязычное дошкольное образование, которое требует специальной подготовки кадров для решения специфических задач данной сферы. Одной из первостепенных задач иноязычного дошкольного образования является формирование готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации, учету особенностей каждого ребенка.
Процесс формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к индивидуализации рассматривается как интегральное качество личности будущего учителя, включающее в себя теоретическую, технологическую и рефлексивную составляющие и трактуется как процесс, направленный на подготовку учителя к реализации таких видов деятельности, как педагогическая, научно-исследовательская, культурно-просветительская [1]. Сформи-рованность всех указанных компонентов профессиональной готовности учителя к индивидуализации в иноя-
зычном дошкольном образовании выводит его на новый уровень мастерства, позволяя достичь более высокого уровня результатов в сфере иноязычного дошкольного образования.
Наиболее значимой для данного исследования является концепция индивидуализации В.П. Кузовлева, описывающая наиболее важные аспекты индивидуализации в иноязычном образовании, которые при соответствующей адаптации могут быть применены к обучению иностранному языку дошкольников. В своей концепции В.П. Кузовлев выделяет три вида индивидуализации: индивидную, субъектную и личностную. В образовательном процессе дошкольник выступает в трех ролях: как индивид, обладающий определенными свойствами и лингвистическими способностями; как субъект учебной деятельности; как личность. Процесс формирования профессиональной готовности учителя к индивидуализации должен предусматривать овладение им всеми ее видами.
169
ВЕК
170
Осуществление индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании требует от учителя овладения теоретическими и технологическими аспектами данного процесса, в том числе приемами развития у дошкольников мотивации к обучению. В этой связи проблема разработки модели формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании представляется актуальной. Данная модель должна соответствовать профессиональным задачам, специфическим для деятельности учителя в сфере иноязычного дошкольного образования. Возможность реализации такой модели позволит сделать процесс профессиональной подготовки будущих учителей в области образования более целенаправленным, управляемым и эффективным.
Успешность индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании обеспечивается умением учителя применять коммуникативный подход, который предусматривает погружение детей в конкретные коммуникативные ситуации, требующие поиска неординарных способов решения на основе использования средств иноязычного общения. В этой связи представляется значимым для учителя знание наиболее типичных ситуаций, свойственных для обучающихся в дошкольном возрасте с учетом их индивидуальных интересов. Коммуникативный подход требует от учителя организации процесса обучения в соответствии с закономерностями реального общения. Новые стандарты в образовании предъявляют к учителю новые
требования к его личности. Для эффективного взаимодействия с учениками учитель должен быть неравнодушен к их успехам и неудачам, быть доброжелательным и открыт общению с учениками, уважать их мнение.
Процесс формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании является комплексным и требует разработки специальной технологии, базирующейся на учете особенностей реализации каждого вида индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании. Использование данной технологии позволит построить образовательный процесс в соответствии с закономерностями его протекания в реальной образовательной практике.
Например, в нашей практике в процессе осуществления индивидуализированного обучения дошкольников применялись опоры различного типа: вербальные, иллюстративные и схематические, которые помогали детям в понимании грамматических структур. При помощи таких опор развивалась способность дошкольника к догадке, благодаря которой усваивались новые слова. Используя схемы, дети с легкостью и последовательно излагали свои мысли.
Центральное место в процессе реализации индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании отводится на личностную индивидуализацию. Поэтому задания должны составляться с учетом интересов, желаний, особенностей личности дошкольников и их эмоциональной
сферы. Кроме того, главная роль отводится учету особенностей памяти, воображения, внимания, мышления, а также лингвистических способностей каждого дошкольника.
Многие исследователи отмечают регулятивное воздействие технологии на образовательный процесс, ее потенциальные возможности в обеспечении гарантированного результата [2]. В качестве основных характеристик, разрабатываемых в данной технологии выступают следующие: системность, научность, кон-цептуальность, интегративность, га-рантированность результата, эффективность, алгоритмичность, оптимальность, возможность переноса в новые условия и др. [3]
Сущность разработанной технологии индивидуализации заключается в том, что необходимо сочетание нескольких факторов для достижения поставленной цели. Важнейшим фактором является структурирование содержания учебного материала и адекватность форм и методов обучения в адаптивной образовательной среде. Учет данных факторов обеспечивают осуществление индивидуализации в процессе решения задач в иноязычном дошкольном образовании.
Под технологией индивидуализации будущего учителя иностранного языка в сфере иноязычного дошкольного образования понимается система действий, процедур, операций и коммуникаций, основная цель которых направлена на профессионально-личностное саморазвитие будущих педагогов в сфере иноязычного дошкольного образования, соотносящуюся с его закономерностями, которая предполагает взаимосвязь
методов и средств обучения с индивидуально-ориентированными формами обучения, а также научно-исследовательской деятельности по разработке и реализации всех видов индивидуализации с целью повышения результатов педагогической деятельности в сфере иноязычного дошкольного образования.
Педагогическая технология реализации индивидуализации в сфере иноязычного дошкольного образования направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка на основе применения потенциала педагогических средств учителем и способствует эффективному созданию условий для развития, обучения, познания, обучения и воспитания дошкольников средствами иностранного языка в адаптивной образовательной среде. Процесс индивидуализации способствует адаптации дошкольников не только к реализации дошкольного образованию в частности, но и к образовательному процессу в целом.
Необходимо выделить основные положения, которые обеспечивают эффективность реализации технологии формирования готовности учителя к индивидуализации в дошкольном иноязычном образовании.
Важнейшим положением, обеспечивающим эффективность реализации индивидуализации является использование системы учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию всех видов индивидуализации.
Представляется целесообразным описать технологию формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к индивидуализации в иноязычном дошкольном
ВЕК
172
образовании в виде технологической «цепочки», которая представляет собой систему проектировочных действий, операций, которые реализуются всеми субъектами профессиональной подготовки на основе учета следующих положений:
• технология должна разрабатываться на основе замысла педагога на основе системы методических средств, направленных на реализацию каждого вида индивидуализации (индивидной, субъектной, личностной);
• технология формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании предусматривает полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса, обеспечивающих реализацию всех видов индивидуализации (педагогов, родителей, психологов, медицинских и социальных работников и др.);
• данная технология направлена на саморазвитие студентов как субъектов учебной деятельности на основе пошагового алгоритма процесса реализации индивидуализации (система действий и операций имеют четкую последовательность);
• важным элементом в технологии формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании являются диагностические процедуры. В них содержатся необходимые для образовательного процесса критерии и показатели измерения процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Технология формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании включает в себя ряд этапов, такие как: целеполагание и прогнозирование; проектирование и сбор информации; обработка информации, которая используется в индивидуализированном обучении; устная или письменная презентация индивидуального творческого речевого продукта.
Приобретению опыта самостоятельного решения разных задач способствуют активные методы обучения (мозговой штурм, дискуссия, спор-диалог, учебные дебаты и другие активные формы и методы), направленные на сотрудничество, организацию работы в группе; а также информационные технологии [4].
Технология формирования профессиональной готовности (по названию статьи) будущих учителей иностранного языка основана на учете данных методической характеристики группы дошкольников, которая разработана на основе концепции индивидуализации, предложенной В.П. Кузовлевым [5]. Методическую характеристику группы можно представить в виде таблицы, где по горизонтали располагаются сведения по всем трем подструктурам индивидуальности (уровень интереса, общий показатель развития способностей, сведения об эмоционально-чувственной сфере дошкольников), а по вертикали — фамилии детей. В заключение указываются (на основе анализа содержания сведений трех подструктур индивидуальности ребенка) стратегия и тактика индивидуализа-
ции. После анализа субъектной подструктуры выделяются обнаруженные проблемы, выявленные в каждой из подструктур для эффективно- 4 го использования методической характеристики группы детей (МХГД) при работе с группой. При составлении методической характеристики группы использовались дидактические материалы [6]. МХГД помогала 5 определить уровень развития психических функций и лингвистических способностей, которые необходимы для решения задач в иноязычном 6. дошкольном образовании. Полученные данные использовались при определении содержания упражнений, системы методических средств и их реализации.
Таким образом, предлагаемая технология формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании 2. имеет интегративный комплексный характер и способствует овладению будущими учителями английского языка всеми составляющими реализации индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 4'
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарасюк, Н.А. Формирование профессиональной готовности учителя к иноязычному дошкольному образованию [Текст] / Н.А. Тарасюк. - М.: Изд-во МГПУ -Курск: Изд-во КГПУ, 2001.
2. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ВЛА-ДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.; Ч. 2. - 256 с.
3. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессио-
нального педагогического образования [Текст] / авт. кол.: В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.; под общ. ред. В.Л. Ма-тросова. - М.: Прометей, 1999. - 116 с. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: Учеб.-методический комплекс для студентов, получающих пед. специальность [Текст] / О.Л. Жук. - Минск: Изд-во, 2002. - 130 с.
Кузовлев, В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации речевой деятельности [Текст] /
B.П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. - 1979. - № 1. - С. 21-27. Кузовлев, В.П. Методическая характеристика класса как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению [Текст] / В.П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 1. -
C. 31-37.
REFERENCES
Tarasiuk N., Formirovanie professionalnoi gotovnosti uchitelya k inoyazichnomu dosh-kolnomu obrasovanii, Kursk, 2001. (in Russian)
Slastyonin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N., Obshhaya pedagogika, Moscow, Vlados, 2003, Ch. 1, 228 p., Ch. 2, 256 p. (in Russian)
Gumanisticheskayaparadigma i lichnostno- jj^ orientirovannye tehnologii professionalnogo pedagogicheskogo obrazovaniya, V.A. Slas-tenin, I.F. Isaev, etc, red V.L. Matrosov, Moscow, Prometei, 1999, 116 p. (in Russian) Zhuk O.L., Pedagogicheskie tehnologii v sovremennoi teorii i praktike obrazovaniya, Minsk, 2002, 130 p. (in Russian) Kuzovlev V.P., Struktura individualnosti uchashhegosya kak osnova individualazatsii obucheniya rechevoi deyatelnosti, Inostran-nye yazyki v shkole, 1979, No. 1, pp. 21-27. (in Russian)
Kuzovlev V.P., Metodicheskaya haracteristi-ca klassa kak sredstvo individualizatsii protsessa obucheniya inoyazichnomu obsh-eniyu, Inostrannye yaziki v shkole, 1986, No. 1, pp. 31-37.
Еремина Ольга Ивановна, аспирантка, кафедра методики преподавания иностранных языков,
факультет иностранных языков, Курский государственный университет, [email protected] Eremina O.I., Post-Graduate Student, Department of Theory and Method of Teaching Foreign Languages, Kursk State University, [email protected]
Тарасюк Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания иностранных языков, факультет иностранных языков, Курский государственный университет, [email protected] Tarasyk N.A., ScD (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Method of Teaching Foreign Languages, Kursk State University, [email protected]
174