Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Большинство текстов учебников по психологии не отвечают принципу доступности, т. е. тексты перегружены профессиональными терминами, имеют нечеткую структуру и высокую степень абстрактности, что не только не способствует процессу обучения, но и затрудняет его.
2. Студенты младших курсов не обладают сформированными мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение), в связи с этим они не могут работать с текстом и, следовательно, не понимают его.
В процессе обучения необходимо работать над развитием навыков работы с текстом у студентов (умение выделять основную мысль, формулировать вопросы к тексту и т. д.). Данное направление является перспективой нашей дальнейшей работы.
1. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
2. Знаков В.В. Понимание в мышлении, в общении, человеческом бытии. М., 2007.
3. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста. М., 1981.
Поступила в редакцию 27.02.2008 г.
Zolotukhina T.O. Peculiarities of understanding of academic texts by students-psychologists. The article deals with the peculiarities of the phenomenon of understanding of academic texts on the topic “Personality” from textbooks by S.L. Rubinshtein, J.B. Gippenreiter, R.S. Nemov by psychology students of I-V years of studies. As a result of the experiment it was established that these texts are characterized by a too high level of abstraction, which makes them difficult for understanding. It was also determined that such thought processes as analysis, synthesis, generalization, abstracting are not sufficiently formed among the psychology students of I-V years of studies.
Key words: text understanding, modern approaches to text understanding, stages of understanding, forms of understanding, levels of understanding, defense mechanisms, subjectivity of understanding, necessity of observing the principle of text simplicity.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА
СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Е.И. Ерошенкова
Процесс формирования профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы проходит в своем развитии несколько этапов: организационнопрогностический, процессуально-стимулирующий, интеграционно-корректирующий. Каждый этап технологии включает в себя цель, содержание, объективные действия (куратора), субъективные действия (студентов), «встречу» ценностных устремлений, результат взаимодействия. Основной задачей куратора при реализации этапов технологии является доведение основной части студентов до релевантного типа ПЦУ, в результате чего установка будущих учителей достигает профессиональноценностного уровня.
Ключевые слова: технология, формирование, профессионально-ценностная установка, куратор студенческой группы.
Формирование профессионально-ценностной установки будущего учителя - это сложный, динамичный процесс, совершаемый в пространстве взаимодействия куратора, профессии и личности студента, который проходит в своем развитии несколько этапов: 1) организационно-прогностический; 2) про-цессуально-стимулирующий; 3) интеграци-онно-корректирующий.
Основной задачей куратора при реализации этапов технологии является доведение большинства студентов до уровня релевантной профессионально-ценностной установки (ПЦУ) или, по крайней мере, перспективной ПЦУ, в результате чего установка будущих учителей достигает профессионально-ценностного уровня. «Талант и интеллект преподавателей (кураторов) вузов, их творче-
ский потенциал представляют значительную ценность и должны быть своевременно востребованы и рационально использованы обществом» [1].
В процессе формирования ПЦУ будущего учителя нами были использованы экспериментальные методики и игровые технологии, в основе которых лежат опросники
Н.С. Пряжникова, методики Ю.А. Кореляко-ва, В.В. Столина, В.В. Гребневой, Н.Е. Щур-ковой, призванные воздействовать на оптимизацию развития профессиональной направленности и установки личности, а также ее межличностных отношений, адаптированные и модифицированные для наших целей и задач.
Каждый этап технологии включает в себя цель, содержание, объективные действия (куратора), субъективные действия (студентов), «встречу» ценностных устремлений, результат взаимодействия. Детально рассмотрим деятельность куратора и студентов в соответствии с каждым этапом формирования ПЦУ будущего учителя.
Первый этап - организационно-прогностический - мы связываем с прогнозированием установок будущего учителя: с определением цели формирования ПЦУ, диагностикой состояния ее сформированности, планированием последующих этапов формирования ПЦУ будущих учителей, выбором критериев, на основе которых можно оценить уровень достижения цели; с обеспечением «мягкой» адаптации к обучению в вузе; установлением доверительных отношений между куратором и студентами; с актуализацией их мировоззренческих установок и т. д. Выполнение этих операций является важнейшим условием эффективности формирования ПЦУ на данном этапе.
Деятельность куратора на этом этапе технологии предполагает необходимость глубокого психолого-педагогического изучения и составления профиля-траектории развития будущего учителя. Изучение первокурсников проводится по следующим показателям: состояние здоровья, характер опыта довузовской общественной деятельности, уровень общеобразовательной подготовки, характер интересов, увлечений, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, направленность, черты характера и качества, отражающие социаль-
но-педагогическую сущность личности студента, возможность формирования профессионально-ценностной установки и т. д. Эти данные тщательно собираются куратором и заносятся в электронный дневник куратора, разработанный в Белгородском государственном университете (в БелГУ каждый куратор имеет персональный компьютер). Студенты же, соответственно, заполняют разработанные куратором личные дневники, отражающие индивидуальную траекторию становления ПЦУ будущего учителя от курса к курсу.
Задача куратора на организационнопрогностическом этапе технологии увидеть то положительное, что есть в личности будущего учителя, помочь студенту устранить те или иные проблемы, сформировать у него навыки самостоятельно находить выход из трудных ситуаций, содействовать самоутверждению студентов, предлагая для этого условия развития дарований и способностей.
На данном этапе куратор организует тренинговые упражнения, имитационные игры, групповую познавательную деятельность, дискуссии, диалоги, рефлексивные методики, направленные на становление консолидации между куратором и студентами, а также сопутствующие «мягкой» адаптации студентов к обучению в вузе и к профессии. Также куратор с помощью студентов старших курсов разрабатывает «Наставление первокурсникам», проводит встречи с профессорско-преподавательским составом, «Презентации кафедр», вечер «Посвящение в студенты», «Посвящение в будущие учителя» и т. д.
Результатом взаимодействия куратора со студентами на организационно-прогностическом этапе технологии является актуализация личностных ценностей каждого студента, адаптация студентов к обучению в вузе и к будущей профессии, достижение ими в своем развитии уровня амбивалентной и ситуативной установки, а также переход с инфантильного и импульсивно-практического уровня сформированности ПЦУ будущего учителя на следующий - профессионально-теоретический и профессионально-практический уровень.
На основе обретения студентами эмоционального благополучия во взаимодействии с куратором и другими студентами, актуализации личностных ценностей и осознания собственной субъектности происходит формирование ПЦУ на втором - процессу-
ально-стимулирующем - этапе технологии. Главной целью данного этапа является передача куратором информации о профессионализме, т. е. наполнение когнитивного компонента ПЦУ будущего учителя. Анализ субъектом нового содержания сущности профессионализма с последующим преломлением его на практике ведет к совершенствованию, развитию у субъекта ценностных установок и потребности в педагогической деятельности, рождению, формированию новых, более сложных установок и потребностей, способствуя тем самым совершенствованию личности, ее более полному самоопределению и самореализации. Знание о профессионализме трансформируется в убеждения, ценностные отношения, побуждающие субъекта к активной творческой деятельности.
Реализуя на данном этапе задачу развития интереса к профессии учителя, самосознания, самопринятия студентов, куратор, прежде всего, изучает представления будущих учителей о профессиональном труде. Приобщая студентов к ценностям педагогической профессии, он проводит работу по расширению представлений об особенностях избранной студентами профессии, о труде учителя и его личностных качествах, обсуждает вместе со студентами литературные произведения, просматривает художественные и документальные фильмы педагогической тематики и т. д.
На данном этапе куратор становится ак-туализатором, фасилитатором, организатором, координатором и соучастником профессионально ориентированной деятельности. Он организует встречи с учителями-практи-ками, обеспечивает освоение студентами способов организации педагогической деятельности в соответствии с их индивидуальными особенностями, установками, профессионально значимыми качествами. Усилия куратора направлены на раскрытие внутреннего потенциала личности каждого студента, развитие творческих способностей студентов, приобщение их к традициям и ценностям профессии учителя. Успех деятельности куратора по формированию ПЦУ будущего учителя на данном этапе зависит также от качества и уровня взаимодействия участников педагогического процесса, от стимулирования деятельности будущих учителей, включения их в профессионально-ориенти-
рованную творческую деятельность, от соотношения внешних и внутренних условий.
Особое внимание куратор уделяет формированию конативного компонента ПЦУ, т. е. включению студентов в различные виды социально-творческой и профессионально ориентированной деятельности, формирующей профессиональные умения и соответствующие личностные качества. Мы обращаем особое внимание на участии будущих учителей в работе летних детских оздоровительных лагерей. Так как в последние годы многие факультеты, к сожалению, отказались от летней педагогической практики, то считаем необходимым восполнить этот пробел и организовать подобную работу со студентами с помощью куратора студенческой группы. Мы убеждены, что опыт работы в летнем лагере имеет особое значение в профессиональном становлении и формировании ПЦУ будущих педагогов.
Помимо данной формы работы студенты под руководством куратора принимают непосредственное участие в деятельности студенческих пресс-центров, подготовке материалов для факультетской газеты; систематически работают со школьниками в составе студенческого педагогического отряда; совершают педагогические экспедиции в школы-лаборатории; организуют представления, отчеты педагогических отрядов, работу агитбригады по профориентации старшеклассников на педагогические специальности; участвуют в работе молодежных центров, посещают детские смотры, конкурсы, фестивали, вечера; организуют кружковую работу в школах и концертно-развлекательные программы в детских центрах, приютах, больницах, работают на детских площадках; участвуют в волонтерском движении и т. д. Вся эта работа развивает положительное отношение к профессии учителя, формирует потребности к овладению необходимыми знаниями, умениями, навыками, приобщает к профессионально-педагогическим ценностям.
Результатом взаимодействия на процес-суально-стимулирующем этапе формирования ПЦУ будущего учителя является переход студентов на уровень рациональной и потенциальной установки, а саму установку будущего учителя с профессионально-теоретического и профессионально-практического к профессионально-ценностному.
Третий этап формирования ПЦУ будущего учителя - интеграционно-корректирую-щий - включает в себя анализ хода воспитательного процесса, сверку полученных результатов с ранее выбранными критериями, коррекцию процесса формирования ПЦУ будущего учителя, подведение итога и результатов совместной профессионально ориентированной деятельности куратора и студентов.
На данном этапе происходит индивидуальное соотнесение студентов с будущей профессией, децентрация ценностей «для себя» к ценностям «для Другого», коррекция имеющихся установок на основе представления трудностей и внутренних преград на пути к осуществлению ценностно-ориентированной профессиональной деятельности, а также интеграция аффективного, конативно-го, когнитивного, аксиологического и личностно-рефлексивного компонентов ПЦУ будущего учителя. Важнейшей целью куратора на этом этапе является формирование аксиологического компонента установки будущего учителя, создание в воспитательной деятельности таких ситуаций, которые способствуют выбору студентами возможностей культуры, микро- и макросоциума для саморазвития, самореализации, самовыражения.
Основные усилия куратора на этом этапе технологии направлены на отработку и развитие у студентов способов творческой деятельности в решении педагогических задач, проблемных ситуаций, на применение освоенных способов деятельности в изменившихся условиях, проведение самоанализа и рефлексии на основе собственных ценностных ориентаций, опыта, взглядов, убеждений, установок, а также на оказание помощи каждому студенту в реализации индивидуального стиля педагогической деятельности на основе систематизированных профессионально-педагогических ценностей.
На протяжении всех этапов экспериментальной работы студенты вместе с куратором участвуют в различного рода конференциях, публикуют результаты научно-исследовательской работы в различных изданиях; участвуют в акциях милосердия: помогают детским домам, Дому малютки, сдают донорскую кровь и т. д. В рамках тематических кураторских часов и факультетских мероприятий регулярно проводятся обзоры новинок психолого-педагогической литературы,
«Презентации библиотечки будущего учителя»; «Конкурс педагогического мастерства» и т. д.
Таким образом, деятельность куратора по формированию ПЦУ будущего учителя предполагает всемерное культивирование в воспитательном процессе диалоговых технологий, стимулирующих единство преподавания, учения, воспитания и исследования; «преодоление собственной «педагогичности», уход от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности и общения и овладение новыми способами профессиональной самореализации» [2], что свидетельствует об определенном уровне профессионально-
педагогической культуры куратора. Включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность, проведение кураторских часов в виде конференций и дискуссий, ролевых и организационно-деятельностных игр, дебатов, конкурсов педагогических проектов и др. способствует формированию релевантного типа ПЦУ будущего учителя, развитию его субъектности, формированию активности и основ личного педагогического опыта, а также становлению рефлексии как важнейшего регулятива профессионального самовоспитания студента.
1. Исаев И. Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. М.; Белгород, 2002.
2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004.
Поступила в редакцию 14.04.2008 г.
Eroshenkova E.I. Technology of formation of vocational and value attitude of a students’ group supervisor in the context of teacher training. The process of technological formation of vocational and value attitude of a students’ group supervisor in the context of teacher training consists of several stages. They include organizational and prognostic, procedural and stimulating, integral and correctional elements. Every technological stage contains key objectives, subject matter, object actions from the part of a supervisor, subject actions of students, “meeting up” of value aspirations, and result of interaction. The main aim of a supervisor in the line of the technology realization is to reach by the major part of students a relevant level of vocational and value attitude. As a result of the above mentioned aim realization the motivation of teachers should reach certain vocational and value level.
Key words: technology, formation, vocational and value attitude, students’ group supervisor.