РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
)
И.Ф. ИСАЕВ, профессор Е.И. ЕРОШЕНКОВА, ассистент Белгородский государственный университет
Деятельность куратора студенческой группы: личностно-
ориентированный подход
Авторы анализируют содержание и технологию деятельности куратора студенческой группы по формированию профессионально-ценностной установки студентов на основе идей личностно-ориентированного подхода. В деятельности куратора выделяются следующие этапы: организационно-прогностический, процессуально-стимулирующий, интеграционно-корректирующий.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, воспитательная деятельность, куратор студенческой группы, технология формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста.
Анализ воспитательных концепций, принятых вузами России (в частности, Белгородским, Брянским, Курским, Орловским, Рязанским, Московским, Ярославским государственными университетами) показал, что большинство из нихв качестве приоритетного выбирают личностно-ори-ентированный подход. Однако реальная практика осуществления воспитательной деятельности показывает, что указанный подход все еще не стал доминирующим.
Так, результаты исследования, проведенного нами на ряде педагогических специальностей Белгородского и Курского государственных университетов,свидетель-ствуют о том, что большинство студентов не охвачено социально-воспитательной работой. Многие остаются инертными, не принимая участия в деятельности творческих коллективов университета и города, в смотрах творческой самодеятельности, конкурсах, фестивалях, молодежных акциях, в волонтерском движении, акциях милосердия, в шефстве над младшекурсниками. Специалистами отмечается нерегулярность и бессистемность в организации социально-творческой деятельности и общественно значимых мероприятий (кружковой деятельности будущих учителей в школах и внешкольных образовательных учреждениях; работы агитбригад по проф-
ориентации старшеклассников; работы в качестве вожатых в детских оздоровительных лагерях; проведения дней самоуправления в вузе; организации праздников, слетов, концертно-развлекательных программ в детских центрах, больницах, на детских площадках; проведения встреч с интересными людьми, учителями; посещений выставок детского творчества; работы со школьниками в составе студенческих педагогических отрядов; организации педагогических экспедиций в школы-лаборатории и т.д.). Все это, на наш взгляд, обусловлено тем, что реализуемое в настоящее время профессиональное воспитание чаще всего не учитывает интересы студентов, не затрагивает их личностные особенности, не создает ситуаций, востребующих проявления индивидуальности будущих специалистов, их активной личностно-деятельност-ной позиции.
Такой разрыв между теорией и практикой объясняется отсутствием научно-методических разработок в области практической реализации личностно-ориентирован-ных воспитательных технологий, что оборачивается недостаточным учетом мировоззренческих установок, потребностей, жизненного опыта будущих специалистов, их личностных и профессиональных ценностей.
150
Высшее образование в России • № 6, 2009
Разработкой личностно-ориентирован-ного подхода в профессиональном образовании занимаются ученые-педагоги Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.В. Мудрик, А.В. Репринцев, В.В. Сериков, В.А. Сласте-нин, А.И. Уман и др. По их мнению, центром воспитательной системы вуза является личность будущего специалиста. Это обязывает всех субъектов профессионального воспитания (преподавателей, кураторов студенческих групп и т.д.) воспринимать каждого студента как уникальную индивидуальность, признавать его право быть непохожим на других, найти свой собственный путь к вершинам профессиональной культуры, своего «акме».
Под профессионально-ценностной установкой (ПЦУ) будущего специалиста мы понимаем личностное новообразование, выражающееся в сформированности ценностных ориентаций, убеждений, рефлексивной направленности, эмоциональной устойчивости и творческого потенциала личности, обеспечивающих продуктивную профессиональную деятельность [1]. В структуре ПЦУ будущего специалиста мы выделяем когнитивный, аффективный, ко-нативный, рефлексивный и аксиологический компоненты. Каждый компонент обладает специфичным содержанием и выполняет определенную функцию. Когнитивный компонент выполняет познавательную и ориентационную функции; аффективный -функцию защиты «Я » и функцию выражения; конативный - преобразующую, приспособительную и инструментальную (адаптивную, утилитарную) функции; рефлексивный - аналитическую и функцию самовыражения; аксиологический - направляющую, ценностно-экспрессивную и смыслообразующую функции.
О сформированности профессионально-ценностной установки будущих специалистов можно судить, опираясь на потреб-ностно-ценностный, эмоционально-чувственный и личностно-творческий критерии. Соответствующие им показатели позволяют определить типы (фиктивный,
утилитарный, амбивалентный, ситуативный, рациональный, потенциальный, перспективный, релевантный) и уровни (инфантильный, импульсивный, профессионально-теоретический, профессионально-практический, профессионально-ценностный) сформированности ПЦУ будущего специалиста.
Достижение высшего - профессионально-ценностного - уровня и соответствующего ему релевантного типа установки -явление достаточно редкое. Оно возникает у будущих специалистов лишь при условии осуществления в воспитательной системе вуза личностно-ориентированного подхода к профессиональному воспитанию [2].
Формирование профессионально-ценностной установки будущего специалиста в контексте личностно-ориентированного подхода - сложный, динамичный процесс, который совершается в пространстве взаимодействия куратора, студента и профессии и проходит несколько этапов: 1) организационно-прогностический; 2) процессуально-стимулирующий; 3) интеграционно-корректирующий.
Каждый этап технологии включает в себя цель, содержание, объективные действия (куратора), субъективные действия (студентов), «встречу» ценностных устремлений, результат взаимодействия.
Деятельность куратора на первом - организационно-прогностическом - этапе технологии заключается в психолого-педагогическом изучении личности студента по следующим показателям: опыт довузовской общественной, педагогической деятельности, уровень общеобразовательной подготовки, состояние здоровья, характер интересов, увлечений, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, направленность на формирование профессионально-ценностной установки и т.д. Эти данные тщательно собираются куратором, заносятся в его электронный дневник (у нас каждый куратор имеет персональный компьютер) и в дальнейшем учитываются при реализации профессионально- и личностно-
Редакционная почта
151
ориентированного взаимодействия его со студентами на протяжении всего обучения в вузе. Студенты заполняют разработанные куратором личные дневники, отражающие индивидуальную траекторию становления их профессионально-ценностной установки от курса к курсу.
Задача куратора на данном этапе - увидеть положительное, что есть в личности студента, помочь ему устранить те или иные проблемы, сформировать у него навыки самостоятельного поиска выхода из трудных ситуаций, содействовать его самоутверждению, создавая благоприятные условия для развития дарований и способностей. Так, куратор проводит тренинговые упражнения, имитационные игры, профессионально-ориентированные дискуссии, применяя адаптированные для этих целей и задач методики «Кто я такой? », «Мое отраженное Я », «Моя Я-концепция» и т.д., организует «Презентации кафедр», встречи с профессорско-преподавательским составом, вечера «Посвящение в студенты», «Посвящение в будущую профессию ».
В ходе реализации личностно-ориенти-рованного подхода на втором - процессуально-стимулирующем - этапе технологии куратор приобщает студентов к ценностям избранной профессии, обсуждая вместе с ними литературные произведения, организуя просмотр художественных и документальных фильмов определенной тематики, проводя профессионально-ориентированные кураторские часы «Что я знаю об особенностях будущей профессии? », «Лучшие в профессии», «Как стать профессионалом?», а также тренинги «Мои представления о профессиональном труде», «Создай образ профессионала» и т.д.
На этом этапе куратор становится фа-силитатором, координатором и партнером в осуществлении профессионально-ориентированной деятельности. Он организует встречи с практическими работниками, что очень важно для освоения студентами конкретных способов организации будущей профессиональной деятельности в соответ-
ствии с их индивидуальными особенностями, установками, профессионально значимыми качествами.
Особое внимание куратор уделяет вовлечению студентов в различные виды социально-творческой деятельности, формирующей профессиональные умения и личностные качества. Под его руководством студенты систематически работают в составе студенческих отрядов, совершают различные экскурсии и экспедиции, организуют работу агитбригад по профориентации старшеклассников, принимают непосредственное участие в деятельности студенческих пресс-центров и молодежных коллективов, участвуют в различных смотрах, конкурсах, фестивалях, в волонтерском движении и т.д. Все это развивает положительное отношение к профессии, формирует потребность в овладении необходимыми знаниями, умениями, навыками и, что немаловажно, позволяет раскрывать внутренний потенциал личности каждого студента в различных направлениях, выбранных им самим.
На третьем - интеграционно-корректирующем - этапе технологии происходит идентификация студентов с будущей профессией, т.е. объективация личностных и профессионально значимых ценностных ориентаций, коррекция имеющихся установок на основе осознания трудностей и внутренних преград на пути к профессии, а также осуществляется интеграция аффективного, конативного, когнитивного, аксиологического и личностно-рефлексивного компонентов ПЦУ будущего специалиста. Важнейшая цель куратора - формирование аксиологического компонента установки будущего учителя, создание в процессе воспитательной деятельности ситуаций, способствующих выбору студентами микро- и макросоциума для профессионального саморазвития, самореализации, самовыражения.
Основные усилия куратора на этом этапе направлены на отработку и развитие у студентов способов творческого решения профессиональных задач, проблемных си-
152
Высшее образование в России • № 6, 2009
туаций, требующих применения освоенных алгоритмов деятельности в изменившихся условиях, проведения рефлексии собственных ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, установок. При этом он может опираться на методики «Оживление приятных воспоминаний», «Расстановка приоритетов», «Портрет наиболее и наименее близких мне по духу специалистов-профессионалов », «Точки моего личностного роста» и т.д.
На протяжении всех этапов реализации личностно-ориентированной технологии студенты вместе с куратором участвуют в различного рода конференциях, акциях милосердия; регулярно делают обзоры новинок профессионально значимой литературы, проводят «Конкурсы профессионального мастерства студентов»; участвуют в работе воспитательных центров Белгородского государственного университета [3]. Кроме того, будущие специалисты вместе с куратором активно взаимодействуют с воспитательными центрами Белгородской области (посещают исторические и
культурные памятники, кинотеатры, театры, выставочные залы, музеи и т.д.).
Таким образом, личностно-ориентиро-ванный подход, реализуемый в деятельности куратора студенческой группы, способствует формированию релевантного типа профессионально-ценностной установки будущего специалиста, развитию его внутреннего потенциала, субъектности.
Литература
1. См.: Ерошенкова Е.И. Технология форми-
рования профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2008. №6. С. 246-249.
2. См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педа-
гогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.
3. См.: Дятченко Л.Я. Социальный результат
выполнения инновационной образовательной программы // Высшее образование в России. 2008. № 7. С.63-68.
ISAEV I.F, EROSHENKOVA E.I. STUDENTS' GROUP TUTOR ACTIVITY: PERSON-ORIENTED APPROACH
The article analyses students' group tutor activity based on the principles of person-oriented approach. The main tutor's purpose is to organize the upbringing process of the students and facilitate them to form relevant vocational and value attitude.
Keywords: person-oriented approach, vocational and value attitude of a future specialist, upbringing activity of a students' group tutor.
С.В. нужнова, доцент Формирование готовности
Челябинский государственный к профессиональной университет (Троицкий филиал) мобильности
В статье уточнено понятие готовности к профессиональной мобильности; описана система ее формирования в условиях вуза, расположенного в малом городе; выделены принципы её построения.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, провинция, системный подход, саморазвивающаяся система, принципы, этапы развития, управление.
В последние годы вопросу формирования готовности выпускников вузов к профессиональной мобильности уделяется
много внимания. Особенно это актуально для учебных заведений, расположенных в малых городах, где проблема трудоустрой-