Научная статья на тему 'Деятельность куратора студенческой группы: личностно-ориентированный подход'

Деятельность куратора студенческой группы: личностно-ориентированный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / PERSON-ORIENTED APPROACH / VOCATIONAL AND VALUE ATTITUDE OF A FUTURE SPECIALIST / UPBRINGING ACTIVITY OF A STUDENTS GROUP TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Илья Федорович, Ерошенкова Е. И.

Авторы анализируют содержание и технологию деятельности куратора студенческой группы по формированию профессионально-ценностной установки студентов на основе идей личностно-ориентированного подхода. В деятельности куратора выделяются следующие этапы: организационно-прогностический, процессуально-стимулирующий, интеграционно-корректирующий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев Илья Федорович, Ерошенкова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' group tutor activity:person-oriented approach

The article analyses students group tutor activity based on the principles of person6oriented approach. The main tutors purpose is to organize the upbringing process of the students and facilitate them to form relevant vocational and value attitude.

Текст научной работы на тему «Деятельность куратора студенческой группы: личностно-ориентированный подход»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

)

И.Ф. ИСАЕВ, профессор Е.И. ЕРОШЕНКОВА, ассистент Белгородский государственный университет

Деятельность куратора студенческой группы: личностно-

ориентированный подход

Авторы анализируют содержание и технологию деятельности куратора студенческой группы по формированию профессионально-ценностной установки студентов на основе идей личностно-ориентированного подхода. В деятельности куратора выделяются следующие этапы: организационно-прогностический, процессуально-стимулирующий, интеграционно-корректирующий.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, воспитательная деятельность, куратор студенческой группы, технология формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста.

Анализ воспитательных концепций, принятых вузами России (в частности, Белгородским, Брянским, Курским, Орловским, Рязанским, Московским, Ярославским государственными университетами) показал, что большинство из нихв качестве приоритетного выбирают личностно-ори-ентированный подход. Однако реальная практика осуществления воспитательной деятельности показывает, что указанный подход все еще не стал доминирующим.

Так, результаты исследования, проведенного нами на ряде педагогических специальностей Белгородского и Курского государственных университетов,свидетель-ствуют о том, что большинство студентов не охвачено социально-воспитательной работой. Многие остаются инертными, не принимая участия в деятельности творческих коллективов университета и города, в смотрах творческой самодеятельности, конкурсах, фестивалях, молодежных акциях, в волонтерском движении, акциях милосердия, в шефстве над младшекурсниками. Специалистами отмечается нерегулярность и бессистемность в организации социально-творческой деятельности и общественно значимых мероприятий (кружковой деятельности будущих учителей в школах и внешкольных образовательных учреждениях; работы агитбригад по проф-

ориентации старшеклассников; работы в качестве вожатых в детских оздоровительных лагерях; проведения дней самоуправления в вузе; организации праздников, слетов, концертно-развлекательных программ в детских центрах, больницах, на детских площадках; проведения встреч с интересными людьми, учителями; посещений выставок детского творчества; работы со школьниками в составе студенческих педагогических отрядов; организации педагогических экспедиций в школы-лаборатории и т.д.). Все это, на наш взгляд, обусловлено тем, что реализуемое в настоящее время профессиональное воспитание чаще всего не учитывает интересы студентов, не затрагивает их личностные особенности, не создает ситуаций, востребующих проявления индивидуальности будущих специалистов, их активной личностно-деятельност-ной позиции.

Такой разрыв между теорией и практикой объясняется отсутствием научно-методических разработок в области практической реализации личностно-ориентирован-ных воспитательных технологий, что оборачивается недостаточным учетом мировоззренческих установок, потребностей, жизненного опыта будущих специалистов, их личностных и профессиональных ценностей.

150

Высшее образование в России • № 6, 2009

Разработкой личностно-ориентирован-ного подхода в профессиональном образовании занимаются ученые-педагоги Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.В. Мудрик, А.В. Репринцев, В.В. Сериков, В.А. Сласте-нин, А.И. Уман и др. По их мнению, центром воспитательной системы вуза является личность будущего специалиста. Это обязывает всех субъектов профессионального воспитания (преподавателей, кураторов студенческих групп и т.д.) воспринимать каждого студента как уникальную индивидуальность, признавать его право быть непохожим на других, найти свой собственный путь к вершинам профессиональной культуры, своего «акме».

Под профессионально-ценностной установкой (ПЦУ) будущего специалиста мы понимаем личностное новообразование, выражающееся в сформированности ценностных ориентаций, убеждений, рефлексивной направленности, эмоциональной устойчивости и творческого потенциала личности, обеспечивающих продуктивную профессиональную деятельность [1]. В структуре ПЦУ будущего специалиста мы выделяем когнитивный, аффективный, ко-нативный, рефлексивный и аксиологический компоненты. Каждый компонент обладает специфичным содержанием и выполняет определенную функцию. Когнитивный компонент выполняет познавательную и ориентационную функции; аффективный -функцию защиты «Я » и функцию выражения; конативный - преобразующую, приспособительную и инструментальную (адаптивную, утилитарную) функции; рефлексивный - аналитическую и функцию самовыражения; аксиологический - направляющую, ценностно-экспрессивную и смыслообразующую функции.

О сформированности профессионально-ценностной установки будущих специалистов можно судить, опираясь на потреб-ностно-ценностный, эмоционально-чувственный и личностно-творческий критерии. Соответствующие им показатели позволяют определить типы (фиктивный,

утилитарный, амбивалентный, ситуативный, рациональный, потенциальный, перспективный, релевантный) и уровни (инфантильный, импульсивный, профессионально-теоретический, профессионально-практический, профессионально-ценностный) сформированности ПЦУ будущего специалиста.

Достижение высшего - профессионально-ценностного - уровня и соответствующего ему релевантного типа установки -явление достаточно редкое. Оно возникает у будущих специалистов лишь при условии осуществления в воспитательной системе вуза личностно-ориентированного подхода к профессиональному воспитанию [2].

Формирование профессионально-ценностной установки будущего специалиста в контексте личностно-ориентированного подхода - сложный, динамичный процесс, который совершается в пространстве взаимодействия куратора, студента и профессии и проходит несколько этапов: 1) организационно-прогностический; 2) процессуально-стимулирующий; 3) интеграционно-корректирующий.

Каждый этап технологии включает в себя цель, содержание, объективные действия (куратора), субъективные действия (студентов), «встречу» ценностных устремлений, результат взаимодействия.

Деятельность куратора на первом - организационно-прогностическом - этапе технологии заключается в психолого-педагогическом изучении личности студента по следующим показателям: опыт довузовской общественной, педагогической деятельности, уровень общеобразовательной подготовки, состояние здоровья, характер интересов, увлечений, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, направленность на формирование профессионально-ценностной установки и т.д. Эти данные тщательно собираются куратором, заносятся в его электронный дневник (у нас каждый куратор имеет персональный компьютер) и в дальнейшем учитываются при реализации профессионально- и личностно-

Редакционная почта

151

ориентированного взаимодействия его со студентами на протяжении всего обучения в вузе. Студенты заполняют разработанные куратором личные дневники, отражающие индивидуальную траекторию становления их профессионально-ценностной установки от курса к курсу.

Задача куратора на данном этапе - увидеть положительное, что есть в личности студента, помочь ему устранить те или иные проблемы, сформировать у него навыки самостоятельного поиска выхода из трудных ситуаций, содействовать его самоутверждению, создавая благоприятные условия для развития дарований и способностей. Так, куратор проводит тренинговые упражнения, имитационные игры, профессионально-ориентированные дискуссии, применяя адаптированные для этих целей и задач методики «Кто я такой? », «Мое отраженное Я », «Моя Я-концепция» и т.д., организует «Презентации кафедр», встречи с профессорско-преподавательским составом, вечера «Посвящение в студенты», «Посвящение в будущую профессию ».

В ходе реализации личностно-ориенти-рованного подхода на втором - процессуально-стимулирующем - этапе технологии куратор приобщает студентов к ценностям избранной профессии, обсуждая вместе с ними литературные произведения, организуя просмотр художественных и документальных фильмов определенной тематики, проводя профессионально-ориентированные кураторские часы «Что я знаю об особенностях будущей профессии? », «Лучшие в профессии», «Как стать профессионалом?», а также тренинги «Мои представления о профессиональном труде», «Создай образ профессионала» и т.д.

На этом этапе куратор становится фа-силитатором, координатором и партнером в осуществлении профессионально-ориентированной деятельности. Он организует встречи с практическими работниками, что очень важно для освоения студентами конкретных способов организации будущей профессиональной деятельности в соответ-

ствии с их индивидуальными особенностями, установками, профессионально значимыми качествами.

Особое внимание куратор уделяет вовлечению студентов в различные виды социально-творческой деятельности, формирующей профессиональные умения и личностные качества. Под его руководством студенты систематически работают в составе студенческих отрядов, совершают различные экскурсии и экспедиции, организуют работу агитбригад по профориентации старшеклассников, принимают непосредственное участие в деятельности студенческих пресс-центров и молодежных коллективов, участвуют в различных смотрах, конкурсах, фестивалях, в волонтерском движении и т.д. Все это развивает положительное отношение к профессии, формирует потребность в овладении необходимыми знаниями, умениями, навыками и, что немаловажно, позволяет раскрывать внутренний потенциал личности каждого студента в различных направлениях, выбранных им самим.

На третьем - интеграционно-корректирующем - этапе технологии происходит идентификация студентов с будущей профессией, т.е. объективация личностных и профессионально значимых ценностных ориентаций, коррекция имеющихся установок на основе осознания трудностей и внутренних преград на пути к профессии, а также осуществляется интеграция аффективного, конативного, когнитивного, аксиологического и личностно-рефлексивного компонентов ПЦУ будущего специалиста. Важнейшая цель куратора - формирование аксиологического компонента установки будущего учителя, создание в процессе воспитательной деятельности ситуаций, способствующих выбору студентами микро- и макросоциума для профессионального саморазвития, самореализации, самовыражения.

Основные усилия куратора на этом этапе направлены на отработку и развитие у студентов способов творческого решения профессиональных задач, проблемных си-

152

Высшее образование в России • № 6, 2009

туаций, требующих применения освоенных алгоритмов деятельности в изменившихся условиях, проведения рефлексии собственных ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, установок. При этом он может опираться на методики «Оживление приятных воспоминаний», «Расстановка приоритетов», «Портрет наиболее и наименее близких мне по духу специалистов-профессионалов », «Точки моего личностного роста» и т.д.

На протяжении всех этапов реализации личностно-ориентированной технологии студенты вместе с куратором участвуют в различного рода конференциях, акциях милосердия; регулярно делают обзоры новинок профессионально значимой литературы, проводят «Конкурсы профессионального мастерства студентов»; участвуют в работе воспитательных центров Белгородского государственного университета [3]. Кроме того, будущие специалисты вместе с куратором активно взаимодействуют с воспитательными центрами Белгородской области (посещают исторические и

культурные памятники, кинотеатры, театры, выставочные залы, музеи и т.д.).

Таким образом, личностно-ориентиро-ванный подход, реализуемый в деятельности куратора студенческой группы, способствует формированию релевантного типа профессионально-ценностной установки будущего специалиста, развитию его внутреннего потенциала, субъектности.

Литература

1. См.: Ерошенкова Е.И. Технология форми-

рования профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2008. №6. С. 246-249.

2. См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педа-

гогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

3. См.: Дятченко Л.Я. Социальный результат

выполнения инновационной образовательной программы // Высшее образование в России. 2008. № 7. С.63-68.

ISAEV I.F, EROSHENKOVA E.I. STUDENTS' GROUP TUTOR ACTIVITY: PERSON-ORIENTED APPROACH

The article analyses students' group tutor activity based on the principles of person-oriented approach. The main tutor's purpose is to organize the upbringing process of the students and facilitate them to form relevant vocational and value attitude.

Keywords: person-oriented approach, vocational and value attitude of a future specialist, upbringing activity of a students' group tutor.

С.В. нужнова, доцент Формирование готовности

Челябинский государственный к профессиональной университет (Троицкий филиал) мобильности

В статье уточнено понятие готовности к профессиональной мобильности; описана система ее формирования в условиях вуза, расположенного в малом городе; выделены принципы её построения.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, провинция, системный подход, саморазвивающаяся система, принципы, этапы развития, управление.

В последние годы вопросу формирования готовности выпускников вузов к профессиональной мобильности уделяется

много внимания. Особенно это актуально для учебных заведений, расположенных в малых городах, где проблема трудоустрой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.