УДК 378.02
А. В. Агаева
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Аннотация. Представлена авторская модель формирования коммуникативной готовности студентов - будущих юристов. Раскрываются основные принципы, задачи и средства, используемые в рамках технологии формирования коммуникативной готовности студентов. Предлагается формировать коммуникативную готовность на основе технологии контекстного обучения.
Ключевые слова: коммуникативная готовность, студенты, юридическая деятельность.
A. V. Agaeva
TECHNOLOGY OF DEVELOPING COMMUNICATIVE READINESS IN STUDENTS OF LAW
Abstract. The article describes the author's model of developing communicative readiness of students - the future lawyers. The author reveals the basic principles, objectives and means used in the communicative technology readiness of students.
It is proposed to form a communicative readiness on the basis of context education technology.
Key words: communicative readiness, students, legal activity.
В структуре профессиональной деятельности юриста можно выделить следующие компоненты: познавательный, коммуникативный, удостоверительный, организационный, реконструктивный, социальный, воспитательный [1].
Каждый из указанных компонентов требует определенных личностных качеств, позволяющих эффективно выполнять профессиональные функции. Полагаем, что одним из особо значимых компонентов профессиональной юридической деятельности является ее коммуникативная составляющая, поскольку коммуникация пронизывает всю юридическую деятельность. Как справедливо подчеркивает О. М. Косянова, «коммуникативный компонент обеспечивает оптимальную работу всех остальных компонентов профессиональной деятельности юриста. Это позволяет нам считать его базовым, основополагающим в структуре профессиональной деятельности юриста, что, в свою очередь, позволяет рассматривать коммуникативную компетентность в качестве базисной основы профессиональной компетентности и условием профессиональной самореализации личности будущего юриста» [2, с. 12].
Учитывая важность и значимость коммуникативной составляющей в профессиональной деятельности юриста, в качестве важнейшей составляющей готовности к юридической деятельности следует рассматривать коммуникативную готовность.
Коммуникативная готовность студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности предполагает формирование целого ряда образовательных компетенций, определяемых квалификационными требованиями к подготовке юриста с высшим профессиональным образованием и позволяющих в конечном итоге сформироваться личности юриста-профессионала.
К сожалению, большинство педагогов-исследователей, активно занимающихся разработкой данной проблематики, акцентируют свое внимание исключительно на языковой или речевой коммуникативной готовности юриста. При этом вопросы общей коммуникативной готовности студентов-юристов незаслуженно выпадают из исследовательского поля.
На наш взгляд, под коммуникативной готовностью студента-юриста можно понимать сложную динамическую систему, предполагающую определенный уровень личностного развития студента, необходимого для осуществления коммуникативного взаимодействия в процессе профессиональной юридической деятельности. Это позволяет рассматривать коммуникативную готовность юриста как системное образование профессионально-личностных качеств, включающее в себя познавательный, поведенческий и эмоционально-оценочный компоненты.
Очевидно, что одной из задач профессиональной подготовки юристов в системе вузовского образования является достижение коммуникативной готовности, а сама готовность студента-юриста к профессиональной коммуникации является необходимым условием эффективного осуществления профессиональной деятельности. В систему коммуникативной готовности юриста входят и устойчивые качества личности юриста, и факторы, которые носят ситуационный характер.
Несмотря на то, что квалификационные требования, предъявляемые к различным юридическим профессиям, как правило, закрепляются в законах, коммуникативные требования к подготовке юриста не находят своего отражения в нормативно-правовых актах. В то же время следует согласиться с И. И. Сиговым, рассматривающим модель подготовки специалиста через призму определенной документации, в которую входит паспорт специалиста, определяющий вид и род его деятельности [3, с. 8].
Кардинальные изменения качества подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования требуют пересмотра сложившихся подходов к процессу и содержанию вузовского обучения. Необходимость формирования специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональных компетенций, делает актуальной задачу использования активных технологий обучения студентов в современном вузе. Применение технологичного подхода позволяет обеспечить подготовку специалистов, соответствующих постоянно возрастающим потребностям современного общества.
В современное время технологичный подход к обучению в системе вузовского образования основывается на том, что существует значительный разрыв между учебной деятельностью, в которую студент вовлечен на протяжении нескольких лет обучения в вузе, и будущей профессиональной деятельностью. Такой разрыв ведет к неумению решать нестандартные задачи, включаться в профессиональное общение. В итоге выпускник вуза оказывается не готов не только выполнять профессиональные функции, но и взаимодействовать с другими специалистами, вступать с ними в коммуникационное взаимодействие.
В этой связи есть все основания полагать, что разработка модели формирования коммуникативной готовности студентов-юристов должна учитывать контекстный подход к технологии вузовского обучения. Данный подход оправдан в первую очередь потому, что усиливает практическую направленность профессиональной подготовленности будущих юристов. Как отмечает
И. А. Жукова, «для того чтобы стать профессионалами в области юриспруденции, студентам необходимо не только глубоко изучить право и закон, но и научиться применять их в повседневной деятельности. По какой бы юридической специальности ни работали выпускники в дальнейшем - судьями, адвокатами, следователями, юрисконсультами, нотариусами и т.д., навык правоприменительной деятельности для них абсолютно необходим» [4, с. 3].
Кроме того, контекстный подход позволит преодолеть разрыв между теоретическими знаниями студентов-юристов и их практической готовностью к выполнению тех или иных коммуникативных задач, поскольку он позволяет интегрировать различные виды деятельности студентов [5].
Данный подход к обучению получил достаточную разработку в работах
Н. А. Бакшаевой, А. А. Вербицкого, Н. Б. Лаврентьевой, Л. В. Львова,
М. В. Мащенко и других отечественных педагогов.
С позиции анализируемого подхода коммуникативные знания, необходимые будущему юристу, должны усваиваться через контекст практических действий обучаемого. Формирование коммуникативной готовности студента-юриста требует, чтобы учебная деятельность была максимально приближена к предметной и социальной деятельности юриста. Конструирование учебного процесса таким образом, чтобы студент был вынужден решать проблемные ситуации, приближенные к реальной практической деятельности, позволит уменьшить разрыв между учебной и профессиональной коммуникацией.
В качестве основных направлений формирования коммуникативной готовности студентов-юристов в вузе можно рассматривать:
- формирование у студентов системы теоретических знаний о специфике, организации и осуществлении юридической коммуникации;
- овладение технологией профессиональной юридической коммуникации;
- формирование социально адаптированной к специфике юридического общения личности.
Основными принципами формирования коммуникативной готовности студентов-юристов, на наш взгляд, следует считать:
1) принцип детерминированности процесса формирования коммуникативной готовности спецификой будущей профессиональной юридической деятельности;
2) принцип динамичности за счет поэтапного перехода от академической учебной деятельности к квазипрофессиональной, а затем к учебно-профессиональной деятельности;
3) принцип активного включения студентов в решение проблемных ситуаций с различным коммуникативно-профессиональным содержанием;
4) принцип системного и межпредметного подхода к определению содержания деятельности по формированию коммуникативной готовности сту-дентов-юристов;
5) принцип диалогичности процесса формирования коммуникативной готовности;
6) принцип выбора адекватных поставленным задачам профессионально ориентированных технологий.
На основе учета данных принципов с целью совершенствования процесса формирования коммуникативной готовности студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности нами была разработана модель, бази-
рующаяся на технологии контекстного обучения. Технология формирования коммуникативной готовности студентов юридического вуза конструировалась как определенный дискретный процесс. Технология контекстного обучения реализуется через систему различных моделей: семиотических обучающих моделей, имитационных обучающих моделей, социальных обучающих моделей и контроля. Динамика этих моделей обеспечивает переход от традиционных технологий к деятельностным технологиям, базирующимся на активном взаимодействии в процессе обучения и, что важно, на единстве познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности. Полагаем, что вполне оправданным будет вывод о том, что технология контекстного обучения создает благоприятные условия для развития деятельностного подхода к процессу организации усвоения обучающимися в системе высшего профессионального образования социально значимого опыта.
При конструировании технологии формирования коммуникативной готовности студентов-юристов мы исходили из необходимости учета системного единства пяти следующих элементов: а) знания психологических закономерностей учебно-познавательной деятельности студента; б) знания сущности обучающей деятельности преподавателя; в) знания закономерностей совместной деятельности преподавателя и студентов; г) владения содержанием учебного предмета; д) знания закономерностей представленной в модельной форме профессиональной деятельности, где информация выступает средством решения задач и проблем [6].
В качестве задач формирования коммуникативной готовности нами были определены:
- формирование системы знаний об особенностях юридической коммуникации, ее назначении, средствах, приемах;
- формирование системы общекоммуникативных и специальных умений и навыков;
- развитие у студентов в процессе общения профессионально ориентированной мотивации;
- развитие системы представлений об этических основаниях профессионального юридического общения.
Данные задачи получили свою проработку и конкретизацию на основных этапах реализации разработанной технологии. В связи с ориентацией на контекстный подход к разработке технологии мы изначально отказались от варианта формирования коммуникативной готовности в рамках только одного учебного курса. Для решения поставленных экспериментальных задач были выбраны разноплановые учебные дисциплины, обеспечивающие формирование коммуникативной готовности через разнообразный учебный материал как непосредственно, так и опосредованно.
Отбор содержания по конкретным учебным дисциплинам осуществлялся с учетом целого ряда факторов: количественно-качественные параметры курса студентов и отдельных студенческих групп; конкретные задачи, решаемые при изучении отдельной темы в рамках конкретного учебного предмета; задачи, решаемые при проведении конкретной лекции, семинара, практического занятия, организации практики и обучения в юридической клинике; уровень мотивированности и готовности студентов к выполнению соответствующих заданий; условия внешней среды, т.е. организационные и материальные условия для реализации разработанной технологии.
В процессе выбора учитывалось содержание учебной и производственной практик, а также содержательная часть консультационной работы в юридической клинике. При планировании системы средств формирования коммуникативной готовности мы исходили из необходимости приоритетного использования тех средств, которые несут в себе наибольший коммуникативный потенциал, т.е. в большей степени способствуют формированию коммуникативных умений и навыков, позволяют моделировать ситуации профессионального юридического общения, имеющие целью подготовку будущего юриста не только к эффективному выполнению профессиональных обязанностей, но и к профессиональной коммуникации. Например, при подготовке к практическим занятиям по гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуального праву студенты готовят процессуальные документы, выступления в судебном заседании и выполняют другие задания, которые затем разбираются на практическом занятии.
Особая роль в формировании коммуникативной готовности студентов отводилась имитационным играм, в частности модельному судебному процессу. Учебный суд представляет собой имитацию уголовного или гражданского судопроизводства в стадии судебного разбирательства. Участвуя в такой имитационной игре, студент через квазипрофессиональную деятельность вырабатывает навыки деятельности юриста в рамках судопроизводства.
Такая игра позволяет наглядно продемонстрировать этапы и процедуру стадии судебного разбирательства, сформировать у студентов элементарные навыки правовой оценки материалов гражданского или уголовного дела, законодательства, выработки правовой позиции по рассматриваемому делу, принятия определенных процессуальных решений. Участвуя в модельном судебном процессе, студент учится составлять процессуальные документы, выступать в суде с ходатайствами, заявлениями, задавать вопросы участникам процесса и отвечать на вопросы председательствующего.
Использование учебных судебных процессов позволяет решить целый ряд задач, значимых для создания именно коммуникативной готовности будущих юристов:
- формирование у студентов представлений о будущей профессиональной деятельности;
- демонстрация типовых моделей профессионального юридического общения на стадии судебного разбирательства;
- формирование у студентов первичных навыков правоприменительной деятельности;
- показ студентам наиболее типичных ситуаций юридической коммуникации, возникающих в процессе судебного разбирательства;
- анализ проблем применения норм материального и процессуального права в ходе судебного разбирательства;
- развитие навыков выступления в судебном процессе;
- формирование умения отстаивать в суде позицию по делу;
- выявление возможных конфликтных ситуаций в ходе судебного разбирательства и уяснение возможных путей их разрешения;
- развитие профессионально-личностных качеств юриста у студентов в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности.
Несомненным достоинством такой имитационной игры следует считать то обстоятельство, что в активную квазипрофессиональную коммуникацию удается вовлечь до 30 студентов.
В целом применение имитационных игр позволило решить следующие задачи:
1) сформировать у студентов новые модели поведения в ситуациях юридически значимой коммуникации;
2) научить студентов принимать роли разных участников правовой коммуникации;
3) обучить моделям эффективной коммуникации в различных профессиональных ситуациях;
4) продемонстрировать зависимость поведенческих моделей от коммуникативного контекста;
5) создать условия для осознания и коррекции собственного коммуникативного поведения;
6) снизить остроту эмоциональных переживаний в юридически значимых ситуациях.
Значительное место в технологии формирования коммуникативной готовности было отведено и такому средству обучения, как практические занятия с тренингом общения. Проведение подобных занятий планировалось в рамках дисциплин «Основы психолого-педагогических знаний для юристов» и «Юридическая психология».
Юридическая клиника была включена нами в технологию формирования коммуникативной готовности потому, что данная форма обучения представляет собой логичный соединительный элемент между квазипрофессио-нальным и социальным контекстом и позволяет поэтапно перейти от имитационных игр и тренинговых упражнений к непосредственному профессиональному юридическому консультированию и ведению гражданских дел граждан, обращающихся за юридической помощью. К тому же юридическая клиника позволяет студентам собрать необходимый эмпирический материал для выполнения студенческих научных работ, в первую очередь выпускных квалификационных работ.
В связи с этим обучение в юридической клинике конструировалось как двухуровневая система, включающая в себя как общие основы клинического обучения, так и практическую работу с клиентами. Содержание клинического образования и, соответственно, содержание целенаправленной деятельности по формированию коммуникативной готовности студентов определялись с учетом общеправовой специализации юридической клиники.
Важной частью разработки технологии формирования коммуникативной готовности студентов юридического факультета явилось определение контрольно-измерительного материала, позволяющего адекватно оценить результаты проделанной экспериментальной работы.
В качестве ориентира для текущего и итогового оценивания эффективности использования тех или иных средств в формировании коммуникативной готовности студентов - будущих юристов мы опирались на следующие требования к итоговой коммуникативной готовности.
Студент должен знать: специфику правовой коммуникации как социального феномена; особенности профессионального юридического общения; основные показатели эффективной юридической коммуникации; тактические приемы опроса граждан, установления с ними психологического контакта; особенности передачи гражданам юридически значимой информации; основные проблемы этики профессионального общения; способы документирова-
ния юридически значимой информации; основные средства вербальной и невербальной коммуникации в юридически значимых ситуациях.
Студент должен уметь: устанавливать контакт с другими людьми; передавать и принимать юридически значимую информацию в процессе опроса и консультирования граждан; фиксировать полученную информацию в юридических документах; получать информацию как через вербальные, так и через невербальные средства коммуникации; проводить самодиагностику коммуникативных умений, коммуникативно-значимых качеств личности.
Опытно-экспериментальная работа по апробации разработанной технологии формирования коммуникативной готовности будущих юристов была организована на базе юридического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный университет».
Результаты данной работы позволили придти к ряду значимых выводов:
1. Реализация модели формирования коммуникативной готовности будущих юристов требует интеграции теоретического и практического компонентов профессионального юридического образования, не только моделирования предметного обучения, но и создания и поддержания развивающей профессионально ориентированной образовательной среды. В этой связи технология формирования коммуникативной готовности рассматривалась как разработка целостной системы педагогических процедур, реализация которых должна привести к повышению исходного уровня коммуникативной готовности студентов-юристов. Проверка эффективности технологии, осуществлялась в рамках формирующего эксперимента.
2. Итоги опытно-экспериментальной работы подтвердили результативность применения разработанной модели формирования коммуникативной готовности студентов-юристов и показали, что использование в образовательном процессе вуза специально разработанной модели формирования коммуникативной готовности на основе технологии контекстного обучения позволяет добиться более высоких результатов в формировании коммуникативной готовности будущих юристов. У студентов экспериментальной группы была выявлена лучшая динамика в формировании коммуникативных знаний и умений.
3. Опытно-экспериментальная работа позволила выявить педагогические условия, обеспечивающие результативность реализации модели формирования коммуникативной готовности студентов юридического факультета и предполагающие: совершенствование государственного образовательного стандарта высшего юридического образования; активное использование технологии контекстного обучения; систематическую диагностику коммуникативной готовности студентов-юристов; активное использование возможностей квазипрофессиональной деятельности; подготовку педагогов к деятельности по формированию коммуникативной готовности студентов-юристов.
Список литературы
1. Романов, В. В. Юридическая психология : учеб. / В. В. Романов. - М. : Юристъ, 1999. - 559 с.
2. Косянова, О. М. Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Косянова О. М. - М., 2008. - 49 с.
3. Сигов, И. И. Проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля / И. И. Сигов. - Л. : Просвещение, 1974. - 182 с.
4. Жукова, И. А. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетентности будущих юристов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Жукова И. А. - М., 2011. - 22 с.
5. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 204 с.
6. Вербицкий, А. А. Педагогические технологии контекстного обучения : науч.-метод. пособие / А. А. Вербицкий. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. -Вып. 1. - 52 с.
References
1. Romanov, V. V. Yuridicheskaya psikhologiya : ucheb. / V. V. Romanov. - M. : Yurist", 1999. - 559 s.
2. Kosyanova, O. M. Integrativnyy podkhod k formirovaniyu professional'noy kom-munikativnoy kompetentnosti studentov pravovykh spetsial'nostey : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Kosyanova O. M. - M., 2008. - 49 s.
3. Sigov, I. I. Problemy razrabotki konkretnogo soderzhaniya modeley spetsialistov shirokogo profilya / I. I. Sigov. - L. : Prosveshchenie, 1974. - 182 s.
4. Zhukova, I. A. Kontekstnoe obuchenie kak sredstvo formirovaniya professional'noy kompetentnosti budushchikh yuristov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Zhukova I. A. -M., 2011. - 22 s.
5. Verbitskiy, A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod / A. A. Verbitskiy. - M. : Vysshaya shkola, 1991. - 204 s.
6. Verbitskiy, A. A. Pedagogicheskie tekhnologii kontekstnogo obucheniya : nauch.-metod. posobie / A. A. Verbitskiy. - M. : MGGU im. M. A. Sholokhova, 2010. -Vyp. 1. - 52 s.
Агаева Альбина Владимировна старший преподаватель, кафедра истории государства и права, Орловский государственный университет (г. Орел, ул. Комсомольская, 59)
Agaeva Al'bina Vladimirovna Senior lecturer, sub-department of state and law history,
Orel State University (Orel, 59 Komsomolskaya str.)
E-mail: alb-agaeva@yandex.ru
УДК 378.02 Агаева, А. В.
Технология формирования коммуникативной готовности студентов, обучающихся по юридическим специальностям / А. В. Агаева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 1 (25). - С. 202-209.